Молдаванка

Молдаване и цыгане – братья.


У этнической мозаики Молдовы есть особая специфика в Сороках. Здесь живет сообщество численностью около двух тысяч человек. Живут они обособлено — в районе, который сами же называют “Цыганской горкой”. Это место, где кричащая роскошь соседствует с нищетой. И где сохраняются традиции людей, которые называют себя то цыганами, то ромами.

Сорокские цыгане говорят, что их предки поселились у Днестра три века назад. Поэтому они считают себя коренными жителями Сорок.

«Я цыганка, родом из цыганской семьи. Могу гадать, ворожить».

«Молдаване и цыгане – братья. Мы уроженцы города Сорока, а Молдова – наша родина».

«Это наш город, наша страна – Республика Молдова. Я всем говорю, что это один большой дом. Маленькая страна с большой душой».

Страна их приняла, но сообщество цыган со временем забыло старые ремёсла и обычаи. Теперь их мысли заняты другим. Несколько лет назад здесь стали строить настоящие дворцы — один другого краше. В Сороках есть даже копии вашингтонского Белого дома и московского Большого театра.

«Если кто-то построил двухэтажный, красивый дом, сосед должен сделать ещё больше, красивее, со всеми удобствами. Люди начинают, но не могут завершить строительство» — говорит лидер политического движения цыган Роберт Черарь.

Тяга к роскоши характерна для них и при жизни, и после. Самые большие дорогие памятники и склепы на сорокском кладбище — на могилах ромов.

Всю жизнь при этом их преследует ощущение, что к ним относятся иначе, чем к представителям других народов.
«Мы уважаем нашу часть города и соблюдаем молдавскую и нашу цыганскую культуру. Смысл в том, что молдаване не уважают нас так, как мы их уважаем».

Попав во времена перемен, в попытке объяснить и понять настоящее современники с энтузиазмом ворошат «дела давно минувших дней», извлекая на свет то один, то другой «исторический довод». Однако любой факт, извлеченный из контекста, может стать ловким инструментом, чтобы обосновать политически ангажированный довод.

Мы стали этому свидетелями на полях сражений за «настоящую историю». Но какая она – настоящая история Молдовы? К счастью, находятся энтузиасты, которые стряхивают и современный мусор, и «архивную пыль» со страниц прошлого, чтобы докопаться до правды без прикрас. Они не боятся полемики. Историк и журналист Евгений Паскарь написал и издал сенсационную книгу «Неизвестная Молдавия», рассказывающую о малоизученных, удивительных фактах истории нашего края, которых не найдешь в школьных и вузовских учебниках республики, потому что они противоречат «официальной линии» образовательного процесса. В чем эти противоречащие открытия заключаются, «АиФ в Молдове» решил расспросить самого историка.

Вольская царица Камилла и её народ

– Евгений, если не секрет, что стало основным стимулом для написания такой серьёзной книги – «Неизвестная Молдавия»? Ясно, лишь веская причина помогла довести до конца трудоемкое дело: одно обилие фактов, ссылок, карт, перечень источников и т.д. в книге чего стоит!

– Таких причин было несколько. Как историку мне поначалу было интересно узнать (как, наверное, и любому гражданину нашей страны), что говорят древние источники о Молдавии и молдаванах. А поскольку никто раньше не систематизировал книгопечатные источники о ней, я взялся за эту работу. Но как раз изучение этих материалов привело к поразительным открытиям. Каждое, как то бывает, потянуло за собой целую цепочку других…

– Зато полной неожиданностью оказался твой вывод, что предки молдаван – вовсе не потомки даков, и всплыл неизвестный «широкой общественности» народ вольски…

– Авторитетные книгопечатные источники эпохи Возрождения (XV–XVI века), которые, в частности, стали предметом моего изучения, явно указывают на то, что предками молдаван были вовсе не потомки римских колонистов в Дакии и самих даков. Предками молдаван были вольски – коренные жители древней Италии. Об этом пишет польский историк XV века Ян Длугош (конечно, опираясь на более ранние данные). Вольски жили в центральных областях Апеннинского полуострова (современные области Кампания, Лацио в Италии) ещё до того, как был основан Рим на Тибре. После окончания Троянской войны к италийским берегам отправились корабли колонистов из Трои под командованием Энея. О захватывающем путешествии троянцев написал в «Энеиде» великий римский поэт Вергилий, это знают многие. Но не все знают, что первая царица вольсков – Камилла – погибла в битве с пришельцами. Позже потомками троянцев был основан Рим. А земли и города вольсков были завоёваны римлянами, и сами вольски или их значительная часть стали на своей родине изгнанниками и были вынуждены уйти в другие края, в том числе переселиться в Венецию.

Подлоги бывают историческими

– Совершенно новые для меня и, думаю, для большинства читателей исторический эпизод и это название народности или народа – вольски. Разъясни, каково его происхождение?

– Начнем с того, что предков молдаван западные источники именуют волохами, – факт общеизвестный. Но откуда пошло это слово и как устоялось? Другая форма этнонима вольски – это волоски, а этноним волоски – это одна из славянских форм (например, в польском языке) слов волохи или валахи. Еще раз отмечу, что иностранцы молдаван также называли волохами или валахами, а Молдавию – Великой Валахией. Однако в румынской историографии этноним валах, который упоминается в многочисленных источниках, принято переводить как румын, что является явным подлогом. Сожалею, но эта тема слишком обширная для нашего интервью. Подробнее о значении топонима Romania и этнонима romani в Средние века можно узнать из моей книги.

– Мы отвлеклись. Ты упомянул интересный факт: вольски были вынуждены переселиться в Венецию. Но как же они очутились на современных землях Молдовы? Расстояние-то немалое…

– Древняя молдавская летопись «Сказание вкратце о молдавских господарех отколе начася Молдавскаа Земля» сохранила драгоценные сведения об истории предков молдаван – как раз начиная с момента их исхода из Венеции. Нескромно прозвучит, но до написания и выхода моей книги, в которой исследуется этот период, историки признавались, что не могут понять древнейшей части этой известной летописи.

С моей точки зрения, непонимание одной её части привело к заблуждениям и неудовлетворительному объяснению части другой. Эта летопись начинается с сообщения о том, что князья предков молдаван, братья Роман и Влахата, вышли из «града Виницеи» (т. е. из города Венеции) со своим народом и отправились в земли «Старого Рима» (современные Сербия и Болгария), где основали свою столицу – город Роман. И только в XIII веке предки молдаван – волохи (валахи) массово переселились на левый берег Дуная, в древнюю Дакию-Готию.

Такой поворот событий в истории древних предков молдаван никак не вписывается в «римско-дакийскую» теорию происхождения румын. Поэтому настоящую древнюю историю молдаван и объявили досужей выдумкой.

Дакийско-румынский миф

– Приведённые тобой факты, мягко говоря, изрядно противоречат общепризнанной сегодня точке зрения, что предки молдаван и румын – потомки тех самых римлян – завоевателей Дакии…

– «Дружное молчание» древних источников о римских колонистах в Дакии (якобы спрятавшихся в Карпатских горах от «варваров») после «эвакуации» колонии в 271 году на правый берег Дуная отнюдь не случайно. Хотя история Дакии на левом берегу Дуная после римской оккупации очень даже неплохо освещена древними историками. В 1000-летней истории постримской Дакии историки упоминают и готов, и гепидов, и славянские племена, и другие, но ничего не пишут о потомках римских колонистов. Иначе говоря, в Дакии с 271 года по XIII век не находится места предкам молдаван и румын. Почему? Да потому, что никаких потомков римских колонистов в Дакии-Готии… не было!

– Но в своей книге «Неизвестная Молдавия» ты пошёл ещё дальше по «исторической цепочке» переселения народов. Поэтому давай остановимся на очень любопытном эпизоде Средневековья, когда предки молдаван в XIII веке переселились из Сербии на территорию современной Румынии… Ведь этот эпизод – ключевой?

– Согласно летописи «Сказание вкратце о молдавских господарех отколе начася Молдавскаа Земля», венгерский король обратился к нашим предкам, которые жили в «Старом Риме» (в Сербии и Болгарии) с просьбой помочь в войне против татар (речь идёт о западном походе татаро-монголов в 1241–1242 годах в Венгрию. – Ред.). Начинается массовое заселение волохами (валахами) области Крижа и Мармаруссия (Марамуреша) в Дакии (точнее, в Трансильвании). Вскоре (около 1272–1290 годов) предки молдаван – волохи из Трансильвании переселяются в Молдавию, о чём повествуют многие молдавские летописи. Валашские князья дают новое имя своему народу – молдаване – по имени страны (Молдавия), в которую они пришли. В каком-то смысле Молдавия для волохов-вольсков, изгнанных когда-то со своей древней родины, стала землёй обетованной.

«Помни имя своё…»

– Получается, что народ получил свое имя от земли, на которой расселился, а не наоборот? А откуда произошло это название – Молдавия?

– Вопрос о названии – исключительно интересная тема! Топоним Молдавия – готского происхождения. На первых картах слово Молдавия встречается в форме Muldauia. Стоит запомнить, что это имя было дано Карпато-Днестровскому региону готами, и Молдавия была частью страны Ойум, которую заселили готы в I–III веках н. э. Столица готов, вероятнее всего, находилась на территории Молдавии – в современном Старом Орхее. В древнем скандинавском эпосе Археймар – Старый Орхей – был столицей готов. К готским топонимам на территории Молдавии относятся собственно название Молдавия, а также Орхей (Археймар), Яссы (Ассгард), Хотин (Готин/Отин/Один) и другие. Также отметим, что в современной Норвегии – части древней Готии – сохранилось название города Молде. Название это происходит, скорее всего, от одного из расположенных к северу подворий Молдар, что значит «плодородные почвы». Как мы видим, следы топонима Молдавия в форме молде/молда/мулде и т. п. россыпью тянуться от современной Норвегии через Германию, Чехию, Словакию до Молдавии и Румынии. Эти следы явно указывают на «готский путь» по Европе… Но тут я опять вынужден сказать, что все остальные подробности – в книге «Неизвестная Молдавия». Их слишком много.

– Выходит, что у народов Молдовы должны быть ещё и готские корни?

– Какие-то готы, конечно, остались в Молдавии до прихода волохов. Поэтому у некоторых наших земляков, предки которых породнились с готами, сохранился скандинавский генетический код. До прихода волохов в Молдавии также жили славяне – русские (современные русины), которых западные источники называли рутенами (ruthenorum), а их страну – Rossia (Россия), Ruthenia (Рутения) или Russia Rubea (Красная Русь), или Russia Minorem (Малая Русь – Малороссия).

– Можно пожелать твоей книге успеха! А в том, что она вызовет неоднозначную реакцию у части историков, сомневаться не приходится. И поскольку ты разрешил задавать вопросы автору в письменном виде, пользуясь случаем, сошлюсь на твой электронный адрес: moldavia.history@gmail.com.

К оглавлению книги «Этнография народов СССР»

Самый крупный из народов юго-западной окраины СССР — это молдаване, единственный из народов романской группы на нашей территории. Они составляют основное население Молдавской ССР, одной из союзных республик, образованной в 1940 г.

Численность молдаван, по последним предвоенным данным, около 1,5 млн. Расселены они преимущественно между Днестром и Прутом, в Бессарабии, занимая главным образом центральную часть этой исторической области, а также на левобережье Днестра — в Тираспольском, Слободзейском и Дубосарском районах. За рубежом молдаване живут в северной части Румынии — в Молдавии, а также в Трансильвании. Но вопрос об отношении молдаван к румынам нуждается в особом объяснении.

Румынское государство образовалось в 1859 г. из слияния двух так называемых «Дунайских княжеств» — Валахии и Молдавии. До этого не существовало и румынской нации, а слово «румын» не имело этнического значения: оно означало нечто вроде «простых людей, крестьян». Этнически существовали валахи и молдаване, два народа, близкие между собой по языку и культуре, но все же во многом различные. После создания Румынского государства начал постепенно распространяться термин «румын» в смысле нации. Молдаване, находившиеся на территории России (в Бессарабии), не вошли в состав румынской нации.

Этногенез

Вопрос о происхождении молдавского народа тесно связан с вопросом о происхождении румын-валахов. На этот счет существует целая литература, но до сих пор проблему нельзя считать до конца разрешенной. Полемика о ней велась и прежде главным образом между румынскими учеными, с одной стороны, и венгерскими и немецкими — с другой, и полемика эта порой делалась довольно острой, ибо к ней примешивались политические интересы — вопрос о правах на Трансильванию.

Румыны, как и молдаване, являются одним из романских народов и обычно рассматриваются как прямые потомки древнего дако-фракийского населения, которое было романизовано римскими колонистами, поселенными при императоре Траяне в завоеванной им провинции Дакии — на территории теперешней Румынии. Однако именно вопрос о преемственности между этими древнефракийскими романизованными поселенцами Дакии и современными валахами и молдаванами и вызывает разногласия. По этому вопросу наметились две главные точки зрения, друг друга исключающие. Одна из них сводится к признанию непрерывности пребывания романского населения в Дакии. Эта точка зрения была высказана еще в XVIII в. историком Тунманом и поддерживалась главным образом румынскими учеными — Ксенополем, Ончулом, Денсушану, Иоргой, Барбулеску и др. По мнению этих ученых, оставление римлянами в конце III в. (при Аврелиане) Дакии не означало ухода оттуда всех римских элементов, которые там остались и прямыми потомками которых и являются современные румыны. В противовес этой точке зрения «непрерывности» была еще в том же XVIII в. выдвинута (Зульцером) «теория прерывности», согласно которой римское и романизованное население Дакии в эпоху варварских нашествий совершенно исчезло. Оно удержалось только в более южных местностях, в Мизии, Фракии и Иллирии. Там-то и сформировалась позднейшая румынская народность. Лишь гораздо позже, когда прекратились набеги степных кочевников, т е. после XIII в., румыны начали вновь заселять свою теперешнюю территорию, а также Трансильванию, где, таким образом, румыны являются не более поздним элементом, чем венгры, пришедшие туда еще в IX в. Эту «теорию прерывности» особенно обстоятельно развил немецкий историк Рёслер (1871 г.). Однако она вызвала серьезные возражения не только со стороны румынских ученых, но и некоторых других. В новейшее время в этот затянувшийся спор внесено гораздо больше ясности, благодаря, во-первых, ценным работам румынского (молдавского) историка Александра Филиппиде
(1925-1928 гг.), а во-вторых, исследованиям советских ученых.

Филиппиде в своем капитальном труде «Происхождение румын» сумел избежать односторонности обеих боровшихся точек зрения и взял положительные стороны той и другой. На основании изучения всех доступных исторических источников, а также данных лингвистики он пришел к выведу, что процесс формирования румынской народности происходил на большой территории и к югу и к северу от Дуная; в эпоху переселения народов северная часть этой области была занята варварами, но уже с VII в. предки румын вместе со славянами начинают вновь ее заселять. Продвижение с юга на север, через Дунай, шло двумя потоками: один направлялся через Банат и Трансильванию, а оттуда за Карпаты, в Буковину, Молдавию и Бессарабию; другой поток шел восточнее — в Валахию и юго-восточную часть Трансильвании. Эти два потока дали начало двум народностям — молдаванам и валахам. Районы этой новой романской колонизации, однако, не были безлюдными: в них сохранялись остатки еще древнего романского населения, которое и смешалось с пришельцами. Взгляды Филиппиде нашли себе широкое признание и подтверждаются работами других исследователей.

Много ценного внесли в эту проблему исследования советских ученых, особенно М. В. Сергиевского и С. Б. Бернштейна. Используя положительные достижения зарубежной науки, советские ученые ставят вопрос на строго историческую почву. Они вскрывают всю сложность процесса этногенеза; в частности, советскими учеными обнаружено наличие еще одного этнического компонента в формировании восточных романцев — кельтского. Очевидно, фракийское население еще с IV в. до н. э. подверглось в сильной степени кельтизации (отсюда и название валахи, волохи, влахи: кельтский этноним). Впоследствии романизация этого населения совершилась легко ввиду близости кельтских языков к латинскому.
Установлена также большая роль славянских элементов в формировании румынского народа, что, правда, отмечалось и некоторыми зарубежными учеными. Важно отметить, что, судя по данным диалектологии и топонимики, здесь участвовали не одни и те же славянские группы: среди валахов прослеживается наличие южнославянского (болгарского) элемента, а среди молдаван—восточнославянского (украинского). М. В. Сергиевский (1936 г.) очень хорошо показал, основываясь на данных диалектологии, самостоятельное положение молдавского языка среди румынских диалектов, близкую связь его с диалектами Трансильвании, а также выяснил историю продвижения молдаван на восток, за Днестр: на левом берегу Днестра они появляются только в XVIII в.

Пастух-молдаванин (Бессарабская губ., начало XX в.)

И в языке и во всей культуре молдаван очень сильны восточнославянские элементы. Они объясняются прежде всего исконной исторической общностью, участием славянского элемента в самом формировании молдавского народа, но отчасти и тем, что молдаване на протяжении последних столетий, особенно когда в 1812 г. Бессарабия вошла в состав Русского государства, жили в тесном общении с украинцами и русскими. Молдавский язык, хотя и романский по происхождению, переполнен славянизмами: в разговорной речи молдаванина насчитывается 40—50% славянских слов или корней. Кстати, и в Молдавии и в Валахии до XVII в. литературным языком был церковнославянский, на нем же совершалось и богослужение. В материальной культуре молдаван, как мы дальше увидим, очень много общего с украинцами.

Хозяйство и материальная культура

Основу хозяйства молдавского населения составляет земледелие. В северной и южной части Молдавской ССР преобладают полевые культуры — особенно кукуруза и пшеница, в средней, холмистой части — виноградники и сады. Земледельческая техника сходна с южноукраинской. Ремесла и другие неземледельческие занятия слабо развиты, кроме домашнего прядения, ткачества и ковроделия, а также бондарного производства, связанного с широко распространенным виноделием. Крупная промышленность в прошлом почти отсутствовала; в советский период создан ряд фабрик и заводов, оснащенных передовой техникой.

Молдавское крестьянство было прежде в большинстве бедно; главной пищей служила обычно «мамалыга» — круто сваренная кукурузная каша, которую можно резать ножом. Она заменяла хлеб, ее ели с творогом, с маслом. Пшеничный хлеб был мало кому доступен. Широко употребляются разные овощи, из которых варится борщ, с большим количеством перца, составляющего излюбленное кушанье, а также арбузы, дыни, тыквы, орехи. Из молочных продуктов больше всего едят брынзу. Масло прежде употреблялось лишь зажиточными. Обычным напитком служит самодельное виноградное вино.

Молдаване живут большими селами преимущественно разбросанного типа. Особенно крупны они в средней части Бессарабии, в лесисто-холмистых «Кодрах», а также на левобережье. Это — результат того, что в прошлом сюда бежало население, спасавшееся от турецко-татарских набегов.

Техника постройки крестьянского дома одинакова с южноукраинской. Преобладают глинобитные и саманные (глина с соломой) постройки. Прежде были и плетневые дома, обмазанные глиной. Местами, как например в Дубосарском районе, строят из камня. Крыша обычно черепичная или камышовая; в первом случае чаще двускатная, во втором — четырехскатная. Пол земляной или глинобитный. Планировка дома, как и у восточных славян, — трехраздельная, развившаяся из более раннего двухраздельного плана, вход в дом посредине длинной стены, в сени (тиндэ), откуда открываются две двери — направо — в жилую комнату (камара) с печкой, налево — в горницу (каса чей маре), летнее помещение без печи и часто без всякой обстановки. Отличие от восточнославянской планировки заключается прежде всего в том, что печь обычно (по крайней мере в левобережной Молдавии) топится из сеней; другое отличие — в отсутствии «красного угла», вместо которого считалась почетной восточная стена комнаты. В домах Бессарабии часть жилой комнаты нередко отделяется печью и превращается в кухню. Характерно очень низкое положение устья печи. Вдоль стен — неподвижные лавки, как и в восточнославянском жилище.

Дом молдавского колхозника

С 1947 г. в колхозах Молдавии развернулось широкое жилищное строительство, во многом меняющее традиционный быт молдавского крестьянина.

Национальная одежда молдаван тоже напоминает украинскую, но с некоторыми особенностями. Основу женского и мужского костюма составляла длинная домотканая белая рубашка туникообразного покроя, у женщин с вышивкой по подолу, рукавам и груди. Мужчины носили длинные и узкие белые штаны из холста, с красным поясом, а верхней одеждой служит «кьептар» — суконный жилет темного цвета, а зимой еще овчинный тулуп «кожок» с прямой спиной, подпоясываемый. Для девушек и женщин верхней одеждой служили широкая юбка и кофта; прежде обычно надевали по 2—3 юбки и кофты одна поверх другой. Девушки на выданье носили на бедрах особый треугольный платок углом вниз, заботливо следя, чтобы кончик его приходился строго посередине спины: от этого зависела хорошая репутация девушки. Головной убор для девушки — платок, зимой теплый, для замужней женщины в прошлом — особый сложный головной убор «кырпэ» из нескольких частей, сходный с южнорусской «сорокой». Обувью служили зимой сапоги, летом оба пола ходили босиком. В настоящее время старый национальный наряд редко где сохранился.

Исторические особенности общественного быта

В общественном быту отмечены черты патриархального уклада семьи. Строго соблюдалось почтение к старшим, которых младшие члены семьи называли обязательно на «вы», целовали руки. Жена к мужу обращалась тоже в почтительной форме. Однако женщина в семье и прежде занимала довольно независимое положение. Характерен бытовавший еще в XIX в. обычай, по которому мать новорожденного ребенка получала особые привилегии в день родов, и муж должен был ей во всем повиноваться. Это какой-то пережиток матриархата. Сейчас в колхозных семьях установилось равноправие полов.

В прошлом в Бессарабии господствовало, как и в других областях дореформенной России, крепостное право, но с некоторыми особенностями. Крестьяне-общинники издавна считались в Молдавии лично свободными, однако еще в средние века расхищение «боярами» общинных земель (XIV—XVII вв.) привело к фактическому закрепощению большей части крестьян («царанов»): они были обложены тяжелыми барщинными повинностями и оброками в пользу бояр. Переход части Молдавии (Бессарабии) под власть России в 1812 г. не изменил положения царанов. Они продолжали считаться лично свободными, но своей земли не имели, а за пользование «боярской» и монастырской землей несли тяжкие повинности. Крестьянская реформа прошла в Бессарабии в 1868 г., но фактически на крестьянах оставалось гнетущее бремя повинностей.

Бывшие помещичьи и монастырские крестьяне—цараны—составляли около 70% всего населения Молдавии. Кроме них, была еще прослойка-«резешей» (их было всего около 10% всего населения). Это были крестьяне на бывших общинных землях, не захваченных феодалами; но на резешских землях селились и выходцы из разных других сословий, поэтому состав резешей был пестрым.

Существовали и промежуточные классовые и сословные группы, стоявшие выше крестьян: «рупташи» — выходцы из духовного сословия, «мазылы» — низшее чиновничество; еще выше были «боеринаши» — мелкопоместное и служилое дворянство. Царское правительство приравняло (1847 г.) боеринашей к личным дворянам, рупташей и мазылов — к русским однодворцам.

Сохранение этих остатков средневековых сословий характерно для социального строя досоветской Молдавии.

В эпоху капитализма из крестьянской среды выделилась кулацкая верхушка. Беднота была в чрезвычайно тяжелом положении.

Сельской общины у молдаван не сохранилось, но следы ее бытовали до недавнего времени. Одним из них был обычай «клаки», соответствующий русским «помочам»: все должны были помогать односельчанину при постройке дома или в случае других надобностей. Этим обычаем пользовались, как и у русских, кулаки, заставляя бесплатно работать на себя односельчан.

С победой колхозного строя все виды классового гнета в Молдавии ликвидированы.

Народное творчество и культурное развитие

Молдавский фольклор богат и разнообразен. Сохранилась обрядовая поэзия — свадебные песни, колядки и т. п. Очень интересны лирические песни — «дойны», главным образом женские, проникнутые обычно грустным настроением. Известны и эпические песни — о героях-гайдуках, защитниках угнетенного народа, боровшихся с боярами-помещиками. Очень красивы молдавские народные танцы.

Молдаване — народ старой культуры, которая складывалась под прямым влиянием Византии и соседних славянских народов. Особенно велико было влияние славянской культуры. Вплоть до XVII в. старославянский язык был в Молдавии языком церкви, официальных документов и литературы. С XVI в. появляются первые документы и книги на молдавском языке. Формируется литературный молдавский язык, обогащенный многими славянскими корнями. Во 2-й половине XVII в. он становится государственным и церковным языком. Графика оставалась славянской. Литература, искусство, наука Молдавии развивались и в дальнейшем под сильным русским и украинским влиянием. Со своей стороны некоторые деятели молдавского происхождения играли видную роль в культурной жизни России (Николай Спафарий, Дмитрий Кантемир, Антиох Кантемир).

Однако культурный уровень основной массы молдавского народа, задавленного крепостническим и капиталистическим гнетом, до самой революции оставался низким. Около 90% молдаван были (1897 г.) неграмотными.

Этот культурный уровень чрезвычайно повысился в советские годы: сначала в левобережной Молдавии (где Советская власть установилась сразу по окончании гражданской войны), позже — и в правобережной (воссоединенной в 1940 г.). В Молдавии насчитывается около, 2 тысяч начальных и средних школ. Неграмотность ликвидирована. Имеется 9 высших учебных заведений, много техникумов. Работает несколько сотен клубов и домов культуры. В Кишиневе есть национальный театр, где ставятся спектакли классического репертуара и пьесы молдавских драматургов.

Создан Молдавский филиал Всесоюзной Академии наук, ведущий работу по всестороннему изучению республики.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1883 Родился Сильванус Морли — американский археолог, эпиграфист и майянист, сделавший значительный вклад в изучение доколумбовой цивилизации майя в начале XX века. Главной заслугой Морли являются раскопки майяского города Чичен-Ица.
  • 1930 Родился Игорь Николаевич Хлопин — отечественный археолог, доктор исторических наук, специалист по археологии Туркменистана.
  • Дни смерти
  • 1947 Умер Хулио Сесар Тельо — перуанский археолог. Известен как первооткрыватель культур Чавин и Паракас, основатель Перуанского археологического музея.

Молдаване

Запрос «Молдаванка» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Молдаване

Современное самоназвание

молд. и рум. moldoveni,
молд. кир. молдовень

Численность и ареал

Всего: 3,35 млн человек

  • Молдавия Молдавия — 2 741 849
  • Украина Украина — 258 619
  • Приднестровье Приднестровье — 177 382
  • Россия Россия — 156 400
  • Италия Италия — 68 591
  • Португалия Португалия — 21 147
  • Казахстан Казахстан — 19 458
  • Румыния Румыния — 15 000 (2009)
  • Греция Греция — 9 920 (2006)
  • Канада Канада — 8 050
  • США США — 7 859
  • Белоруссия Белоруссия — 4 300
  • Испания Испания — 3 449
  • Великобритания Великобритания — 3 417
  • Латвия Латвия — 1 900
  • Австралия Австралия — 1 210
  • Киргизия Киргизия — 778
  • Литва Литва — 704
  • Эстония Эстония — 645
  • Таджикистан Таджикистан — 300
  • Швеция Швеция — 186
  • Дания Дания — 92

Язык

молдавский, русский, румынский, украинский

Религия

христианство (православие)

Входит в

романские народы

Родственные народы

по языку: румыны и другие романоязычные народы

Происхождение

валахи, русины

Молдава́не (молд. и рум. moldoveni, молд. кир. молдовень) — романский народ в Юго-Восточной Европе. Как народность молдаване сформировались в XIV—XVI веках в пределах средневекового Молдавского княжества, охватывавшего территории современных независимой Молдавии и румынской Западной Молдовы. После 1859 года молдаване западной части Молдавского княжества вошли в состав румынской нации. В настоящее время молдаване составляют большинство населения (2,7 млн чел. — 76,1 %) Молдавии и значительную долю населения ПМР. Живут также на Украине (258,6 тыс. чел.), в том числе компактно в двух регионах — Черновицкой и Одесской областях. Дисперсно расселены в России (172,3 тыс. чел.), Италии (68,591 тыс.чел.), Румынии и других странах. Общая численность — около 3,35 млн человек. Говорят на молдавском языке. Для части населения проживающего на территории нынешней Республики Молдовы (особенно в Приднестровье) родным является русский, реже украинский язык. В современной Молдавии литературный язык не отличается от румынского, однако для разговорного молдавского языка характерно широкое употребление русизмов. Молдаване, живущие в Приднестровье (32 % населения республики), используют молдавский язык на основе кириллицы. От большинства румын молдаване отличаются владением (как правило, хорошим), частым использованием русского языка или же, как минимум, знакомством с ним. Большинство верующих молдаван — православные.

Cформировались в результате смешения балкано-романского (влашского) и восточнославянского населения.

Этногенез молдаван

Днестровско-Дунайские низовья, которые в VI веке заселили славяне-тиверцы и которые находились в зависимости от Киевской Руси до нашествия монголо-татар в XIII в.

В этногенезе молдаван выделяются 2 этапа: формирование этнической общности влахов — общих предков всех восточнороманских народов — и складывание молдавской народности. Влахи сформировались в ареале, охватывающем север Балканского полуострова и Карпатские горы, на основе группы фракийских племён, подвергшихся в первых веках нашей эры романизации, а затем с VI века установивших контакты с расселившимися в этом регионе славянами. Молдавская народность стала складываться с XII века в Восточном Прикарпатье в результате этнического взаимодействия волохов, переселившихся туда из Трансильвании в XI векe под давление венгерских племён, и восточных славян (русин), которые расселились здесь в ходе славянской миграции на Балканы в VI—VIII веках и позже, во время подчинения этих земель Владимиром Мономахом. В свою очередь, на территории где сформировался румынский этнос определяющим было южнославянское (болгарское и сербское) влияние — «сырбие». Наиболее поразительным является факт ускорившейся молдованизации восточнославянской общности в северной части междуречья Прута и Днестра, которая продолжалась даже после 1812 года в пределах российской Бессарабии, о чём свидетельствуют очерки дореволюционных российских этнографов А. Артемьева, М. Драганова, В. Бутовича и др.

Молдавское княжество

Основная статья: Молдавское княжествоМолдавское княжество в период наибольшего расширения на фоне границ современных государств

Несомненно определяющим моментом в становлении молдавской этнической (а затем и языковой) идентичности был период существования Молдавского княжества, в котором этноним молдаван укоренился как политоним, независимый от этническогo происхождения (романского или славянского). Древняя молдавская легенда повествует о пастухах-валахах из захваченного венграми Марамуреша, которые, охотясь на зубра, встретили в районе нынешнего города Сучава русина-пасечника Яцко (Ецко). Затем обе стороны привели своих соплеменников чтобы заселять эти разоренные татарами земли. Этнический состав сельского населения княжества был неоднородным. Большинство составляли валахи и русины. Восточно-романское население поначалу не составляло большинства. Используя данные сельской ойконимии, Л. Л. Полевой определил долю русинов в Молдавском княжестве в середине XV века в 39,5 %, а долю романского населения — в 48,7 %. По линии Варница—Яссы в запрутской Молдове проходила условная граница между славянской (Цара-де-Сус) и романской (Цара-де-Жос) языковыми общностями внутри княжества. B прутско-днестровском междуречье эта же граница проходила по линии Бендеры—Унгены (Шорников, 2005). За многовековую историю сосуществования двух разных по происхождению народов в рамках одного государства между ними не было зафиксировано ни одного этнического конфликта, хотя классовые трения и имели место: бояре были преимущественно валахами.

Несмотря на огромный престиж письменной славянской речи, русинская идентичность оказалась весьма размытой в результате поочерёдных сербских, болгарских, древнерусских и польских влияний. В результате, будучи лишёнными сильной этнической самоидентификации, на бытовом уровне значительная часть русин оказалась вовлечена в процесс ассимиляции молдаванами. К 1700 доля русин в княжестве упала до 30 %, а к 1800 году рубеж Яссы-Варница сместился далеко на север — к границам Щепинецкой земли. Наиболее подверженными молдованизации оказались даже не автохтонные русины, а беженцы из польских земель. Языковой дуализм в княжестве также по не до конца ясным причинам был асимметричным: славянской (русской) речью хорошо владели только высокопоставленные молдаване (в том числе и Стефан Великий); среди простого народа двуязычными были преимущественно русины, что и предопределило их языковую уязвимость. А. Афанасьев-Чужбинский предположил что до прихода валахов русины населяли и Центральную Бессарабию, но со временем ассимилировались, оставив после себя лишь топонимы. С другой стороны, погружение в восточно-романскую языковую среду предопределило большую близость русинского языка русскому (устар. великорусского): в отличие от украинского (устар. малорусского) в него почти не проникали полонизмы, германизмы и латинизмы.

Бессарабия

Основная статья: Бессарабская губерния

К 1812 году из всех восточно-романских общностей именно молдаване имели наиболее устоявшуюся этническую и языковую самоидентификацию, которую ещё больше укрепило взаимодействие с великорусским этносом, причём далеко не всегда пользу последнего, несмотря на попытки «канцелярской» русификации. Для сравнения, в соседних румынских землях до 1860-х годов бытовали регионализмы типа мунтяне. К 1907 году молдаване ассимилировали большую часть русин в средней и даже северной Бессарабии. Как нельзя лучше суть этого явления передает молдавская пословица той эпохи: «татэл рус, мама русэ, нумай Иван — молдовян», то есть «отец — русский, мать — русская, а Иван — молдаван». Необычайную этническую и языковую стойкость этого, казалось бы, небольшого народа описывали многие учёные-этнографы того времени. Так, Л. С. Берг писал что при соприкосновении с молдаванами руснаки (русины) забывают родной язык в течение 2—3 поколений и целыми сёлами «омолдаваниваются» так, что младшее поколение совершенно не понимает родного языка старших. В. Н. Бутович подтвердил продолжающийся процесс ассимиляции русин молдаванами даже в начале XX века: за предшествовавшие наблюдению 45 лет в Бельцком уезде из 13 русинских сёл осталось лишь 6, в Сорокском из 26 — 16. Даже в наиболее славянском Хотинском уезде из 90 русинских сёл 4 стали молдавскими. Необычайная этноязыковая стойкость среды Бессарабии, особенно по сравнению с такой близкой, но такой отличной Новороссией, поражает многих русских путешественников той эпохи: И. Аксаков отмечает что помещик Бодырев оказался «исконным» молдаванином даже несмотря на «русскую» его фамилию. В 1848 году, то есть десятилетия спустя после включения края в состав России, почти все чиновники (как правило, из русских) и вся полиция говорят в основном «по-молдавански», а на русском ведут лишь «официальную писанину». По переписи 1897 года в Бессарабии проживало 920 919 человек с родным молдавским языком (47,58 % населения). С другой стороны, в Южной трети Бессарабии не произошло укоренения молдаван — основную массу населения здесь составили разномастные переселенцы из балканского региона, русские и немцы. И всё же, Бессарабия в целом даже в начале XX века продолжала поражать присланых сюда русских чиновников масштабами царившего здесь «языкового Вавилона», неведомого в остальной России: «Приём посетителей тут — это целое представленье из 10 языков, неизвестное в России. Конечно же нужно выучить несколько молдавских слов». Молдаване же Западной Молдавии после 1859 года вошли в состав румынской нации.

Вместе с тем, несмотря на внутреннюю этноязыковую стойкость молдаван к востоку от Прута даже в годы запрета молдавской школы, русский язык и знакомство с русской культурой наложили отпечаток на молдавскую культуру Бессарабии, а также на своеобразное восприятие молдаванами румынской идентичности, сформировавшейся к западу от Прута. Как минимум до 1878 года российская Бессарабия была в глазах бессарабских молдаван более привлекательной частью суверенной православной европейской державы, в то время как прочие валашские земли находились в зависимости от мусульман Османской империи или же католиков и протестантов Австро-Венгрии (Буковина). По этой причине в российскую Бессарабию продолжалось нетто-переселение молдаван и русин из-за Прута, вплоть до Первой мировой войны.

> Численность в Бессарабии

  • 1860: 600.000 (оценка)
  • 1871: 692.000 (оценка)
  • 1897: 920.919 (перепись)
  • 1930: 1.620.000 (перепись)

Язык

Основная статья: Молдавский язык

История глоттонима «молдавский язык» тесно связана с этнонимом «молдаване» и с политическим статусом региона проживания носителей языка. Отсылки к «молдавскому языку» встречаются у молдавского хрониста Григоре Уреке в «Летописях Молдавского княжества» (написаны в 1642—1647 гг.), с уточнением, что на этом языке говорят молдаване, валахи и трансильванцы. Летописец Молдавского княжества Мирон Костин в книге «De neamul moldovenilor…» (ок. 1687) пишет: «Как видим, что, хоть мы и называем себя молдаванами, но не спрашиваем „знаешь молдавский?“, а спрашиваем „знаешь романский?“, то есть римский». Упоминание lingua Moldavorum (что в переводе означает «язык молдаван»), можно обнаружить в книге Иоганна Альстеда «Сокровища Хронологии», изданной в 1628 году (на страницах, содержащих таблицу языков и диалектов 24 частей Земли).

Памятники на молдавском языке (кириллицей) известны в Молдавском княжестве с XVII века (до этого языком администрации, церкви и литературы в Молдавском княжкестве и Валахии был церковнославянский язык, причём по построению фразы заметно, что для писцов он не был родным). Грамматика этого языка значительно отличалась от современной. В середине XVII в. стараниями митрополита Варлаама в Яссах была основана первая в Молдове типография, для которой митрополит Дософтей (Досифей) выписал необходимые принадлежности из Москвы.

Литературный молдавский язык начал оформляться в XVI—XVII веках, но окончательно формируется ко 2-й половине XIX века. Языковые различия между румынским и молдавским языками стали возникать в XIX веке, когда в возникшей в 1859 году Румынии начался период коррекции румынского языка, из которого активно изымались славянские лексемы.

На территории Молдавии существует движение молдовенистов, полагающих, что, несмотря на языковую идентичность молдавского языка с румынским, для государственного языка Молдавии следует использовать название «молдавский язык», в частности, потому что оно (lingua Moldavorum) более древнее (1628), чем лингвоним «румынский язык». Согласно проведённому в 2012 году опросу, 65 % граждан поддерживают это мнение. От большинства современныx румын современные молдаване отличаются владением (как правило, хорошим), частым использованием русского языка или же, как минимум, знакомством с ним. Употребление русского языка в речи современныx молдаван часто принимает характер переключения кодов.

Традиции

Географическое распределение молдаван. Жёлтым цветом помечены страны, где румынский (молдавский) язык обладает официальным статусом.

В традиционной пище значительное место занимали блюда из кукурузной муки, молочные продукты, овощи. Мамалыгу из кукурузной муки, дополнявшую хлеб, варили ежедневно. Наибольшее количество блюд молдаване готовили из овощей — их употребляли в свежем виде, варили, жарили, пекли, фаршировали, тушили, солили. Характерные блюда — овощной суп (молд. ciorbă, чорба), мясной суп (молд. zamă, замэ, зама), слоёный пирог с брынзой (молд. plăcintă, плэчинтэ, плацинда), голубцы, завёрнутые в виноградные листья (молд. sarmale, сармале), протёртая фасоль с толчёным чесноком (молд. фасоле фэкэлуите) и другие.

Устное народное творчество представлено календарной и семейной обрядовой поэзией, сказками, героическим эпосом, историческими, лирическими и другими песнями, пословицами, поговорками. Крупнейший памятник лиро-эпической народной поэзии — баллада «Миорица». Народные песни преимущественно одноголосные, в некоторых районах (в основном, на границе с Украиной) — двухголосные. Наиболее распространённые музыкальные инструменты — кобза (струнный), най (духовой типа флейты Пана), чимпой (волынка), скрипка. Традиционные танцы — хора, жок, молдовеняска; исполняются обычно в сопровождении оркестра.

Най

Одно из древнейших ремесел — гончарное. Глиняные горшки, кувшины, тарелки и чашки повсеместно использовались в повседневной жизни. Высококачественные керамические изделия могли быть самой разнообразной формы, украшенные разноцветными узорами.

Также широко распространено изготовление ковров. По давней традиции, невеста должна была дать в приданое ковер, сотканный её руками. Молдавские ковры гладкие, без ворса, как будто сотканные изо льна.

Жильё

Современная «каса маре»

Молдавские поселения в XV—XVII вв. располагались в основном на берегах, террасах и в долинах рек, на склонах холмов. Наиболее древний тип планировки поселения в Молдавии — приречный, или линейный. Со временем появились и другие типы поселений — кучевой, или гнездовой, улично-квартальный.

Крестьянская усадьба состояла из жилого дома и нескольких хозяйственных построек различного назначения (помещение для скота, для хранения зерна и орудий труда, погреб, летняя кухня и т. д.). Часть усадьбы занималась под сад, огород и виноградник. Усадьба окружалась деревянным или каменным забором, а ворота украшались орнаментом.

Традиционный молдавский ковёр

Если в XIV—XVI вв. преобладало однокамерное жильё-землянка или полуземлянка, то в конце XVI — начале XVII вв. уже появляется наземное жильё, которое в XVII—XVIII вв. распространяется по всей территории Молдавии. В XIX веке возникает молдавский трёхкамерный дом, состоящий из сеней (тиндэ), жилой комнаты и «каса маре» (гостиная). В настоящее время крестьяне строят многокомнатные дома с удобствами приближающимися к городским, однако традиционные комнаты сохраняются.

Значительное место в украшении жилых домов занимает художественно обработанное дерево и камень. Народное молдавское жилье различается в разных регионах. В северных районах жилые дома украшают орнаментом больше, чем в южных. На севере дома часто украшаются цветной росписью и украшениями из декоративной прорезной жести. Обязательным элементом является стеклянная веранда. В центральных и южных районах в зданиях сохраняются завалинка и галерея, деревянные столбы или каменные колонны. На юге распространены длинные дома, стоящие торцом к улице, имеющие обычно двухскатную крышу и деревянные столбы или каменные колонны. Интерьер украшают изделиями народных ремесленников.

Костюм

Молдаванин, 1889 год.

Традиционная молдавская женская одежда состоит из белой орнаментированной рубашки, многоклиновой юбки катринцэ (молд. catrinţă), которая не сшивалась, а оборачивалась вокруг талии, полотняного фартука и платка-косынки, вытеснившего шёлковую шарфообразную шаль (молд. fotă, marama), продолжавшуюся носиться у румын. У состоятельных крестьянок были в моде тяжелые дорогие ожерелья (марджели), а также шелковые чулки и красные сафьянные башмаки.

Одежда мужчин включает белую рубашку, штаны, суконный жилет или меховую безрукавку, кушму (молд. cujmă, молд. cușmă, рум. căciulă) — баранью шапку конусообразной формы (у румын она цилиндрической формы) и опинчи — самодельную обувь из кожи, схожую с русскими поршнями, украинскими постолами, болгарскими цервулами и сербскими опанками. Неотъемлемой частью костюма является тканый шерстяной пояс красного, зелёного или синего цвета, длиной до 3 метров. Помимо тканых поясов, рубахи подпоясывались кожаными поясами (молд. chimir) с большим количеством металлических деталей и карманов, такие пояса носились преимущественно зажиточными крестьянами и пастухами.

Некоторые детали народной одежды сохранились до сегодняшнего дня: меховые и суконные безрукавки, бараньи шапки.

Проблема соотношения с румынским этносом

Этнические карты советского периода 1988 и 1991 гг. (на украинском языке), указывающие «молдаван» и «румын» (соответственно жёлтым и светло-зелёным цветом) как два разных народа. Первая карта иллюстрирует официальную позицию СССР периода 1938—1990 гг., a вторая «максималистическую» версию молдовенизма.

Ряд деятелей культуры и официальных лиц Молдавии и Румынии в ранге министров неоднократно заявляли о принадлежности молдаван к румынскому этносу («мы румыны — и точка»). Эта идеология особенно сильно проявила себя после обретения Молдавией независимости и принятия румынской грамматики и латинского алфавита для молдавского языка как официального. Так президент Молдавии Николай Тимофти (в должности 2012—2016 гг.) на встрече со своим румынским коллегой Траяном Бэсеску согласился, что молдавской нации не существует: «Мы побеседовали и согласились, что Румыния и Республика Молдова — два независимых и суверенных государства, но в которых живут в основном румыны. Нас объединяет язык, традиции, радости и несчастья, через которые прошли румыны за последние века», — заявил румынский президент. В то же время, бывший президент Молдавии Владимир Воронин (глава государства в 2001—2009 годах) заявлял о своём категорическом несогласии с этим и подчеркивал, что, по переписи 2004, «94 % коренного населения Молдавии считают себя молдаванами, а не румынами».

Распространённые имена

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 июля 2016 года.

Мужские имена: Адриан, Александру/Санду (Александр), Аурел, Богдан, Валериу (Валерий), Василе (Василий), Виорел, Влад/Владуц, Генадие (Геннадий), Георге/Джордже (Георгий), Дан/Дануц, Дорел, Дорин, Драгош, Думитру (Дмитрий), Еуджениу (Евгений), Емил (Емельян), Ион/Ионел (Иван), Костел (Константин), Ливиу, Лилиан, Лучиан, Марчел, Мирча, Михай (Михаил), Николае/Нику (Николай), Петру (Пётр), Раду, Серджиу (Сергей), Силвиу, Тудор (Фёдор), Штефан (Степан), Юлиан, Юрие (Юрий).

Женские имена: Алина, Ана (Анна), Анастасия, Андрея, Анжела, Аурика, Валентина, Вероника, Виктория, Виолета (Виолетта), Виорика, Габриела/Габи, Галина, Даниела, Диана, Дойна, Дора/Дорина, Екатерина, Иляна/Ляна/Ленуца (Елена), Еуджения (Евгения), Иоана (Жанна), Кристина, Луминица (Светлана), Лучия, Мариана, Мария/Мариоара/Маричика, Михаела, Рада, Родика, Сильвия, Снежана, Сперанца (Надежда), Стела, Татьяна.

В скобках приведены русские эквиваленты.

Литература

  • Молдаване // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3. Архивировано 29 ноября 2014 года. Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Молдаване // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Народы России: живописный альбом,— Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, — ст. 217
  • Зеленчук В. С. Очерки молдавской народной обрядности (ХІХ – начало ХХ вв.). — Кишинев, 1959. — 96 с.
  • Курочкин А. В. Календарные праздники на украинско‑молдавском пограничье и их современные судьбы // Советская этнография. — 1987. – № 1. — С. 24–35.
  • Попович Ю. В. Матеріали про молдавське весілля у періодичній пресі ХІХ ст. // Народна творчість та етнографія. — 1977. — № 4. — С. 37–45.
  • Молдавский национальный костюм / В. С. Зеленчук. — Кишинёв, 1985. — 143 с.
  • Постолаки Е. А. Молдавское народное ткачество (ХІХ – начало ХХ вв.) : автореф. дис. … канд. ист. наук. — М., 1985. — 17 с.
  • Станчу Е. С. Традиционные крестьянские промыслы Молдавии в ХІХ – начале ХХ вв. — Кишинёв, 1978. — 99 с.
  • Этнография и искусство Молдавии : сб. статей / В. С. Зеленчук. — Кишинев, 1972. — 231 с.

Примечания

  1. Перепись 2004 года Архивировано 24 ноября 2007 года.
  2. Перепись 2001 года
  3. Перепись 2004 года Архивировано 5 ноября 2012 года.
  4. Перепись 2004 года
  5. Отчёт Бюро статистики Италии на 31 декабря 2007 (граждане Республики Молдова) (итал.)
  6. Portugal acolheu 440 277 imigrantes legais // Destak. — 13.07.2009. (граждане Республики Молдова)
  7. アーカイブされたコピー. Дата обращения 16 апреля 2003. Архивировано 16 апреля 2003 года.
  8. 15.000 de cetateni moldoveni traiesc in Romania | Ziarul Financiar
  9. Error. Дата обращения 13 ноября 2014.
  10. Statistics Canada. 2011 National Household Survey: Data tables. Дата обращения 11 февраля 2014.
  11. 2000 Census
  12. Перепись 1999 года
  13. Отчёты Института статистики Испании (граждане Республики Молдова) (англ.)
  14. Trends in International Migrant Stock: Migrants by Destination and Origin (United Nations database, POP/DB/MIG/Stock/Rev.2015) (XLS). United Nations, Department of Economic and Social Affairs.
  15. Распределение населения Латвии по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2010 (латыш.)
  16. Australian Bureau of Statistics, Country of birth
  17. Перепись 1999 года
  18. (англ.) Перепись 2001 года Архивировано 29 сентября 2007 года.
  19. http://www.stat.ee/files/eva2003/RV200102.pdf
  20. Перепись 2000 года
  21. Бюро статистики Швеции (граждане Республики Молдова) (швед.)
  22. Бюро статистики Дании (граждане Республики Молдова) (датск.)
  23. Молдаване. — М.: Наука, 2010 г. — IBSN 978-5-02-037574-1 — С. 51
  24. Молдаване. — М.: Наука, 2010 г. — IBSN 978-5-02-037574-1 — С. 84-85
  25. 1 2 Attitudes Toward Bilingualism: A Case Study Of The Moldovan-Russian Bilinguals (Pdf Download Available)
  26. 1 2 Sindromul Stockholm — relația ură/iubire dintre ruși și moldoveni — ACUM.TV
  27. International Religious Freedom Report 2007, by the US Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
  28. 1 2 Молдавская Русь — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
  29. 1 2 Полиэтничная Молдавия
  30. СЛАВЯНО-МОЛДАВСКИЙ ЭТНО-КУЛЬТУРНЫЙ СИНТЕЗ. XIV—XVII BB. — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в элект…
  31. 1 2 Бессарабия
  32. 1 2 3 4 ПАПА РУС, МАМА РУС, А ИВАН МОЛДАВАН — тема научной статьи по языкознанию, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
  33. Страна / Молдавия
  34. Языковой дуализм в Молдавском княжестве XIV—XVII вв. — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электрон…
  35. 1 2 3 http://journals.tsu.ru/uploads/import/1118/files/2.pdf
  36. Miron Costin, De neamul moldovénilor, din ce țară au ieșit strămoșii lor. Оригинал цитаты: «Cum vedem că, măcară că ne răspundem acum moldovéni, iară nu întrebăm: știi moldovenéște?, ce știi românéște? adecă râmlenéște»
  37. Johannis Henrici Alstedii Thesaurus chronologiæ — Publisher: Herbornae Nassoviorum, 1628, p. 249
  38. Славяно-молдавские летописи XV—XVI вв. Сост. Ф. А. Грекул; Отв. ред. В. А. Буганов. — М.: Наука, 1976.
  39. История Молдавской ССР. В двух томах Т. I. Изд. 2-е. Отв. ред. Л. В. Черепнин. С. 272.
  40. Корлэтяну Н. Г. Молдавский язык Архивная копия от 8 августа 2014 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) // БСЭ. — 1969—1978
  41. Бурега, Владимир «Бессарабское православие» между Румынией и Россией. Часть первая, 21 июля 2010
  42. Гурская, Зинаида. Молдаване не хотят переименовывать молдавский язык в румынский — опрос, Укринформ (20 ноября 2012). Дата обращения 19 декабря 2013.
  43. Еронина Е. К., Аваева М. И. Молдавская кухня: Традиционные и современные национальные блюда. — Кишинёв: Тимпул, 1990. — ISBN 5-7790-0030-1.
  44. Похлёбкин В. В. Национальные кухни наших народов. — Центрполиграф, 1978.
  45. Среди историков распространено мнение, что баллада «Миорица» датируется XII—XIII веками и является одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин». Стати В. История Молдовы.. — Кишинёв: Tipografia Centrală, 2002. — С. 48—49. — 480 с. — ISBN 9975-9504-1-8.
  46. Беров Л. Молдавские музыкальные народные инструменты. — Кишинёв, 1964. — С. 56—65.
  47. Молдаване, Болгарин, Волох, Царане, Цыгане.Народность
  48. 1 2 Мужской национальный костюм — moldovenii.md
  49. Конгресс национальных общин Украины: Молдаване Архивировано 31 мая 2011 года.
  50. Moldova Azi
  51. アーカイブされたコピー. Дата обращения 2 декабря 2005. Архивировано 11 марта 2007 года.
  52. «Молдавской нации не существует»: президенты Молдавии и Румынии «поставили точку» в этом вопросе (недоступная ссылка). Дата обращения 20 июня 2012. Архивировано 14 июня 2012 года.
  53. http://news.point.md/politika/trayan-besesku-nikolayu-timofti-moldavskoj-nacii-ne-suschestvuet/2/ \
  54. Боцан И. Голосование молдаван за рубежом // e-democracy.md. — 23.02.2009.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *