Ненцы культура и традиции

Ненцы

Нaни’ торова! — Здравствуйте!

Происхождение этнонима

Ненец, ненэц или хасова (самоназвание — «человек»)

Места проживания

Ненцы — коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономной округе, в Архангельской области, в северных районах Республики Коми, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, в Тюменской области, а также в Таймырском округе Красноярского края.

Как и другие северосамодийские народы, ненцы сформировались из нескольких этнических компонентов. На протяжении I тысячелетия нашей эры под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников самодийскоязычные предки ненцев, населявшие лесостепные области Прииртышья и Притоболья, тайгу Среднего Приобья, продвинулись на север в таёжные и тундровые районы Заполярья и Приполярья. Там они ассимилировались с аборигенным населением — охотниками на дикого оленя и морскими зверобоями. Позднее в состав ненцев вошли также угорские и ненецкие группы.

Статистические данные

По переписи 2002 года численность ненцев составила 41302 человека.

Религия

В религиозных представлениях господствовала вера в «духов» — хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Верховное небесное божество — демиург Нум — управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я-небя — «Мать земли» — старуха и покровительница, рождающая и хранящая всё живое, оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга, воплощённое мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов — хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения. На священных местах, которыми могли быть камни, утёсы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу.
Шаманство тесно связано с древними религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине или женщине по наследству.
Среди части ненцев Европейского Севера в середине XIX века получило распространение православие.

Язык

Ненцы говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи, который подразделяется на два диалекта: тундровый, на котором говорит большинство ненцев, и лесной. Лесным диалектом владеет около 2 тысяч ненцев, расселённых главным образом в таёжной зоне. Распространен также русский язык.

Письменность

Письменность существует с 1932 года на основе латинской, а с 1937 года — на основе русской графики.

Краткий разговорник

Савва яля! — Добрый день!
Лакамбой’! — До свидания!
Савва сёнзя! — Всё хорошо!
Ань — Да.
Нидм- Нет.
?арка вада! — Спасибо!
Ненэця’ вадавна лаханада»? — Вы говорите на ненецком языке?

Энциклопедия быта:

Национальный костюм

В фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек — это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек — у которого есть про запас вторая одежда.
Мужская одежда — глухая малица, гусь, сокуй.
Женская верхняя меховая одежда — паница, шуба распашная, ягушка. Нижняя женская одежда напоминала фартук из меха мехом внутрь, украшенный бисером, медными пуговицами и серебряными монетами. Женские головные уборы — капор, колгуевская шапка с длинными ушами. Форма капора — это шкура, снятая с головы оленя с подчеркнутыми глазницами.
Обувь — кисы, бокари, пимы.

Кухня

Традиционная пища ненцев — оленье мясо (в сыром и вареном виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток — чай. Его, как и металлическую утварь, выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду — миски, чашки, ложки — изготавливали сами.
Поселения и жилища
Традиционное жилище — разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. В центре чума раньше разжигали костёр, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него — спальные места, а против входа — предметы языческого культа, позднее — иконы, а также чистая посуда.
При каждой перекочёвке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают в специальные сани.

Традиции

Занятия и промыслы

Большинство ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционные занятия — охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины XVIII века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство.
Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Передвигались на лёгких деревянных нартах. Для перевоза грузов использовали грузовые нарты. Выделка шкур оленей и пушных зверей, пошив одежды, сумок, покрышек чума — занятие женщин. Одежду и утварь богато украшали меховой мозаикой (из камусов белого и тёмного цвета), плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву.
Социальный институт
Основной социальной ячейкой ненцев в конце XIX века был патриархальный род (еркар). Мужчины составляли военную единицу. При коллективных способах охоты и скотоводства большую роль играло стойбище (нэси) — объединение семей, в котором мужчины принадлежали к одному роду, а женщины к разным родам. В условиях родовой экзогамии молодой человек должен был искать будущую жену в другом роде.
Обычно вопрос о женитьбе решал отец. Наметив невесту, засылали сватов, договаривались о размерах выкупа и приданного. Свадебный обряд включал имитацию похищения невесты.

Фольклор:

Орнамент

Приметы

Песни и танцы

Декоративное творчество

Главным объектом художественного творчества была одежда.

Для создания меховой мозаики отделочным материалом является олений мех (комус, неблюй (шкурка осеннего телёнка), ровдуга, теменная часть, мех летнего забоя после линьки, пыжик (шкурка новорожденного телёнка) и др.). В качестве выразительных средств используются натуральные свойства меха: различные цветовые оттенки, фактура, плотность, длина и жёсткость ворса.
Широко используется геометрический орнамент. Мотивы берутся из окружающей среды и геометризируются: «заячьи уши», «оленьи рога», «сломанные оленьи рога», «рога лося», «телячьи рожки», «головёшки» и т.д.
Меховые сумки с мозаикой — особая область женского рукоделия. Различают два типа сумок для принадлежностей женского рукоделья. Мастерят также кисеты для табака.
Ненцы изготавливают художественные изделия из бересты, дерева, кости и металла. К кругу необходимых предметов в быту ненцев относятся: табакерки, пороховницы, рукоятки ножей, трубки для курения, огниво, пуговицы, пряжки для ремней, колотушки для выбивания снега, очки для защиты от солнца, детали для оленьей упряжи. Техника нанесения узора на поверхность предметов — инкрустация по дереву и кости металлом.
Ненцы славятся искусством деревянной (монументальной) скульптуры. Она представляла собой культовые антропоморфные фигуры высотой в 2,5 метра, устанавливавшиеся на открытых пространствах тундры. Характерные стилистические черты скульптур: обобщенность, схематизм и условность художественного языка, связь с блоком дерева.
Малая пластика — особая область ненецкого искусства, развившаяся на основе сакральной пластики и имеющая исключительно светский характер. Основной материал — дерево (осина, кедр, берёза). Темами и мотивами скульптур являются звери, птицы, олени. Присутствуют жанровые сцены: рабочие нефтепромысла, женщина занимается хозяйством, охотник идет с добычей, собачья нарта. Основные стилистические черты: лаконизм, внимание к фактуре, обобщенность.

Праздники и обряды

Ненцы ежегодно отмечают праздник оленевода. Торжество сопровождается состязаниями в ловкости, в езде на нартах, вкушением ритуальной еды.
Религиозная система ненцев состояла из пантеона различных духов. Одним из наиболее важных был дух неба Нум. Ежегодно весной и осенью ему приносили в жертву белого оленя.
Жертвоприношение проводилось на открытом и возвышенном месте. Оленя душили и в последний момент перед издыханием закалывали ножом в сердце. Мясо жертвенного оленя съедали сырым, а голову надевали на шест мордой на восток, и все несколько раз кланялись в этом же направлении.
Посвящали Нуму и живых оленей. Это был тоже олень белой масти, никогда прежде не ходивший в упряжке. На его боку вырезали тамгу Нума — три полуокружности, с отходящими из центра вниз тремя полосками. После этого посвященного оленя нигде не использовали и даже избегали прикасаться к нему, хотя он и оставался в стаде.
По поверьям, от Нума зависели погода и природные явления — снег, дождь, молния.
Более прочно сохранились культы духов-хозяев: я ерв — хозяин земли, ид ерв — хозяин воды, яха ерв — хозяин реки, то ерв — хозяин озера, пэдара ерв — хозяин леса и др. От них зависела удача в охоте, рыбалке, оленеводстве. Их расположения ненцы тоже добивались жертвоприношениями.
Как воспоминание о далеком прошлом на Ямале сохранились предания о человеческих жертвоприношениях хозяину воды. Перед началом рыбной ловли старший в группе обращался к духу с просьбой дать хороший промысел и обещал в уплату человеческую жизнь. Если во время лова в воду падал кто-либо, его не спасали, считая жертвой духу. Перед пересечением Оби, во время перекочёвок, хозяину реки приносили в жертву оленя, а его рога вешали на лиственницу, считавшуюся священным деревом. Во время промысла в море, если поднимались волны, в воду бросали ружьё, стараясь умилостивить хозяина моря.
Большим почтением пользовались духи Я ерв — хозяин земли и Я ерв не — хозяйка земли. Это добрые духи, они давали ягель, травы, кустарники. Под землей, считалось, жил дух Нга: дух болезней и смерти. Чтобы избежать несчастий, для Нга приносили в жертву собаку или оленя. Жертвенное животное душили, поставив головой на запад. Оюряд совершался на закате солнца. Во время болезни человека для Нга делали жертвоприношения, чтобы он «отпустил» больного. Голову забитого оленя надевали на шест и поворачивали мордой на запад. Под землёй обитали мелкие злые духи нгылеко — источники болезней человека. Их отпугивали звоном колокольчиков и металлических подвесок на одежде.
В качестве священного или «светлого» дерева ненцы почитали лиственницу. Дерево увешивали подношениями — лоскутами ткани, шкурами зверей, рогами жертвенных оленей. До недавнего времени священная лиственница была около поселка Сюней-сале на юго-востоке Ямала. В более северных районах округа, где она не растет, используют сухую лиственницу, привезенную с южных кочевий. Её устанавливают на священных местах, а рядом располагают деревянных идолов — сядэй, кладут рога жертвенных оленей.
Кроме сядэев существовала категория домашних (семейных) духов — покровителей хэхэ. Это были деревянные фигурки или небольшие камни, которые хранились в специальном сундучке, перевозимом во время кочевий на отдельной священной нарте. Во время стоянок сундучок хранился в чуме, на почётном месте — у стены, противоположной входу. За помощь во всех земных делах домашним покровителям шили в подарок новую одежду, кормили оленьей кровью.
Домашние духи передавались в наследство по мужской линии, за исключением мяд пухуця «старухи чума» — покровительницы женщин, деторождения и материнства, которая ассоциировалась с матерью-землей. Изображение «старухи чума» состояло из комплекта миниатюрной одежды. Во время родов женщина держала «старуху чума» в руках, чтобы роды прошли легко.
Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения (нгытарма) умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились как о человеке. Нгытарма делали через 7-10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Его изготавливали из куска дерева либо без основы — только комплект меховой одежды. Этот обычай на Ямале существует и сегодня.

Мифы и предания

Для ненецкого фольклора характерна персонификация (олицетворение), когда наряду с героями действующим лицом является и сам сказ (мынеко). Этот прием широко распространен в сказках, где одушевленное существо именуется лаханако — словечко.

Легенда о женихах
Ненецкая легенда
(Литературная обработка Прокопия Явтысыя)

Давно это было, когда ещё Ветер с Луной на Савдейских сопках чай пили, а лебеди им воду в чайниках приносили. Жили в ту пору двое молодых ненцев. Одного люди звали Мерчяхад — Буранный Ветер. Второй имел имя Нерминдя — Вперёд Идущий. Полюбили они одну девушку, красавицу Аркату — Большой Очаг. Пришли к ней. Вот, говорят, выбирай в мужья кого-то из нас. Задумалась она: оба красивые, оба пригожие. Кого в мужья выбрать? И решила так — пусть состязание между ними покажет, кто сильнее и ловчее. Победитель войдёт в свой чум с молодой женой.
Стали женихи состязаться. Тынзеем1 оленей ловить. Это же самое главное для тундровика — оленя из стада выловить. Мерчяхад вроде посильнее, накинет тынзей на рогача, тот, как вкопанный, стоит. А если дёрнется, он его рывком на землю валит: Но Нерминдя половчее оказался. Когда Аркату из ружья в воздух выстрелила, заканчивая их состязание, то у него больше пойманных оленей оказалось.
Обозлился Мерчяхад. Бросил Тынзей — за сопку его закинул. И сказал сопернику:
— Попробуй-ка так же!
Три раза кидал свой тынзей Нерминдя — не смог его до тынзея Мерчяхада докинуть. Невеста на следующую осень состязание перенесла.
И вот год прошёл. Снова женихи спор ведут. Пойманных оленей посчитали — поровну. Мерчяхад свой тынзей к дальнему болоту закинул. И тынзей Нерминди рядом упал. Тогда Мерчяхад и говорит:
— Свяжите мне ноги:
Со связанными ногами в три прыжка через болотце перескочил. Крепкие ноги у Мерчяхада! Сопернику кричит:
— Теперь ты прыгай!
А Нерминдя знает, что у него так ловко не получится. Что же делать? Видит, что возле чума четыре нарты стоят. Стал через них туда-сюда прыгать. Сто раз прыгнул! А когда Мерчяхад начал прыгать, на сороковом прыжке промахнулся. Нарту разломал и сам захромал!.. опять никто не победил. Пришлось невесте новый срок назначать.
Новая осень пришла, женихов на состязание позвала. И опять они во всём равны. Оленей ловко ловят. Тынзей далеко бросают. Двумя ногами в три прыжка через нарты прыгают. Ни в чём друг другу не уступают. И тут над ними гусиная стая летит, от зимы улетает.
— Эй, Мерчяхад! — кричит Нерминдя. — попади топориком в гусиное крыло!
Кинул Мерчяхад топорик — и промахнулся. Сверкнул он недобрым глазом и говорит:
— Эй, Нерминдя! Если ты топориком достанешь с неба птицу, невеста твоей будет:
Сказал так — и проиграл. Не знал, что его соперник всё лето топорик бросать учился. Мерчяхад от злости в буранный ветер превратился. Всё по тундре летает, за обиду отомстить хочет. Всякого, кто впереди идёт, с ног сбить старается. Если в чум ворвётся, очаг без огня оставит. Но бессилен ветер перед человеком, для которого тундра — отчий край.
Вот какую легенду поведал старый тундровик. Выявились в ней глубинные истоки, питающие вешней силой скромные цветочки тундровой царь-ягоды морошки. Пять видов состязаний ненцев видятся мне пятью лепестками того цветка:

Проект «Ненецкие орнаменты» 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ямальская школа-интернат.

Проект

учащегося 5а класса

МБОУ Ямальская школа-интернат

по теме: «Ненецкие орнаменты».

Руководитель Предеина Любовь Андреевна,

Учитель математики МБОУ Ямальская школа-интернат.

Апрель 2015год.

Пояснительная записка.

Тема проекта «Ненецкие орнаменты» выбрана потому, что орнаменты и узоры на наших одеждах напоминают геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник,. ромб, квадрат и др. Я поставила перед собой цель: собрать из разных источников виды орнаментов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Узнать какие бывают орнаменты;

2.Научиться составлять орнаменты;

3.Познакомить окружающих с видами орнаментов

4.Обобщить полученные знания, сделать выводы, составить памятку о видах орнаментов.

Гипотеза:

предполагаю, что узнаю больше орнаментов, буду использовать их при изготовлении различных вещей , познакомлю окружающих и подруг с видами орнаментов и это будет играть большую роль в сохранении традиций моего народа.

Планируемые результаты: повышение интереса к орнаментам как украшению национальной одежды; умение начертить любой орнамент, перенести его на бумагу и на материал; повышение культуры и традиций народа.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: определение темы, цели, гипотезы и задач проекта.

  2. Планирование работы: определение источников и способов получения информации.

  3. Осуществление проектной деятельности: сбор информации, обработка полученной информации.

  4. Оформление результатов: подготовка презентации и набор видов орнаментов.

Литература:

  1. Энциклопедия ЯНАО.

  2. Ядрихинская Ю.В. Наглядная геометрия. 5 класс. Орнаменты.

  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.-М. «Язь»,1992

  4. Интернет –ресурсы. http://russiansib.ru/yamal

В ходе выполнении проекта я узнала, что слово «орнамент» происходит от латинского ornamentum, что означает украшение. В орнаменте отражаются характер и художественные особенности культуры народа, создавшего этот орнамент.

Особенности орнамента состоят в следующем:

1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся узоров.

2. Орнамент не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление предмета, сооружения, печатного издания, текстильного изделия и т.п.

Флаг и герб ЯНАО украшены орнаментом «оленьи рога».

Орнаменты нашего народа основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди».

Орнаменты неразрывно связаны с фольклорным наследием народа, сохранившимся до наших времён.

Оно поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой, отражает многовековой опыт народа, его меткий ум.

Тематика большинства загадок, пословиц и поговорок связана с природой, животным и растительным миром.

Вот загадка из растительного мира.

Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

А вот и изображение этой северной ягоды в виде орнамента.

Узор состоит из строгих геометрических фигур, ритмически чередующихся.

Вот несколько загадок про одного представителя нашей фауны.

Днём и ночью дрожит, всего боится.

Зимой около пенька его не видно.

Длинноухий модник: летом — в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц)

В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца». Как вы себе его представляете?

Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре.

Про него загадывают загадки:

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.

Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.

Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.

Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.

Не остались в стороне от этого вида искусства и явления природы, в том числе и одно из красивейших, наблюдать которое посчастливилось жителям заполярного Севера.

Небо красноватое играет –

будто там бруснику собирает.

Мажет ею огненные тучи

Ставший на дыбы медведь могучий…

Пляшет золотистыми столбами,

Плещется искристыми цветами

Над землёю радужное пламя.

(Полярное сияние)

Очень сложным для изображения является орнамент «Северное сияние», но он очень точно изображает это природное явление.

Особенности орнамента состоят в следующем.

1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) — художественный элемент орнамента. При сочетании мотивов создается художественный образ орнамента.

2. Орнамент, в отличие от живописной картины, не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета, сооружения, ечатного издания, текстильного изделия и т.п

Любой орнамент можно вычертить с помощью клетчатой бумаги.

Например, этот орнамент «оленьи рога» можно построить по такой схеме:

1. 4 клетки вправо

2. 2 клетки вверх

3. 1 клетка влево

4. 2 клетки вверх

5. 2 клетки вправо

6. 1 клетка вверх

7. 1 клетка вправо

8. 2 клетки вверх

9. 1 клетка вправо

10. 1 клетка вниз

11. 1 клетка вправо

12. 1 клетка вверх

13. 1 клетка вправо

14. 1 клетка вниз

15. 1 клетка вправо

16. 1 клетка вверх

17. 1 клетка вправо

18. 2 клетки вниз

19. 4 клетки влево

20. 1 клетка вниз

21. 1 клетка влево

22. 3 клетки вниз

23. 1 клетка вправо

Предлагаю Вам посмотреть образцы орнаментов из нашего школьного кабинета технологии.

Вывод:

В процессе работы я познакомилась с разными видами орнаментов. Мною собраны образцы орнаментов. Эти орнаменты очень легко можно начертить на клетчатой бумаге и перенести на материал. Своими орнаментами я поделилась с подругами и мы вместе чертили их . Памятка о видах орнаментов и наши рисунки прилагаются.

Ненцы
ненэй ненэче

Самоназвание

ненэй ненэче, хасово, нещанг

Современный ареал расселения и численность

Всего: 45 000
Россия:
44 640 (Всероссийская перепись 2010 г.)

  • Тюменская область:
    31 621
    • Ямало-Ненецкий автономный округ:
      29 772
    • Ханты-Мансийский автономный округ:
      1438
  • Архангельская область:
    8020
    • Ненецкий автономный округ:
      7504
  • Красноярский край:
    3633
  • Республика Коми:
    503

Археологическая культура

Кулайская, Каракольская

Язык

ненецкий, русский

Религия

православие, традиционные верования

Расовый тип

монголоиды

Входит в

самодийцы

Родственные народы

энцы, нганасаны, селькупы, камасинцы

Не́нцы (ненец. ненэй ненэче, хасово, нещанг; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.

Численность и расселение

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Традиционное занятие — крупностадное оленеводство (использовали для санного передвижения). На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около 500 000 оленей, ведут кочевой образ жизни.

Названия двух автономных округов России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий) упоминают ненцев, как титульную народность округа; ещё один такой округ (Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ) в 2007 г. был упраздён и преобразован в Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Они проживают в двух автономных округах. Лесные ненцы — 1500 чел. Проживают они в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и в Ханты-Мансийском автономном округе.

Численность ненцев в России:

Численность ненцев в населённых пунктах (2002 г.):

Ямало-Ненецкий АО:

село Яр-Сале 3035

посёлок Гыда 2133

посёлок Антипаюта 1993

посёлок Сеяха 1926

посёлок Панаевск 1512

посёлок Новый Порт 1461

пгт Тазовский 1243

село Самбург 1179

село Находка 1115

деревня Щучье 1104

город Салехард 892

село Ныда 793

посёлок Белоярск 681

посёлок Кутопьюган 676

деревня Харампур 646

деревня Мессо 620

город Тарко-Сале 566

деревня Матюй-Сале 465

село Халясавэй 461

деревня Сунэй-Сале 394

посёлок Аксарка 326

посёлок Салемал 319

город Надым 313

посёлок Мыс-Каменный 311

посёлок Нори 301

город Лабытнанги 266

село Тибей-Сале 184

деревня Юрибей 178

деревня Лаборовая 168

деревня Яптик-Сале 133

посёлок Газ-Сале 115

город Новый Уренгой 100

Ненецкий АО:

город Нарьян-Мар 931

посёлок Нельмин Нос 885

посёлок Красное 826

село Несь 680

посёлок Усть-Кара 552

посёлок Хорей-Вер 415

деревня Ома 396

посёлок Бугрино 383

посёлок Индига 370

посёлок Каратайка 323

пгт Искателей 312

посёлок Харута 296

пгт Амдерма 220

посёлок Хонгурей 153

посёлок Выучейский 114

Красноярский край:

посёлок Носок 1232

посёлок Тухард 552

город Дудинка 351

посёлок Воронцово 244

село Караул 185

посёлок Усть-Порт 166

посёлок Байкаловск 116

Ханты-Мансийский АО:

село Саранпауль 249

село Варьеган 196

деревня Нумто 142

Республика Коми:

пгт Советский 241

город Воркута 115

Архангельская область:

город Архангельск 122

Тюменская область:

город Тюмень 112

Санкт-Петербург:

город Санкт-Петербург 192

Теории этногенеза

Теория Страленберга

Ввиду наличия на территории Саянского нагорья племен, язык которых ещё в недавнем прошлом относился к самодийским, Страленберг высказал предположение, что самоеды Саянского нагорья являются потомками самоедов приполярной зоны, где они являлись аборигенами, что с севера часть самоедов под влиянием каких-то причин двинулась на юг, заселив Саянское нагорье.

Теория Фишера — Кастрена

Противоположную точку зрения высказал историк Фишер, который предполагал, что северные самоеды (предки современных ненцев, нганасан, энцев, селькупов и юраков) являются потомками самоедских племен Саянского нагорья, продвинувшихся из Южной Сибири в более северные районы. Это предположение Фишера в XIX в. было подкреплено огромным лингвистическим материалом и обосновано Кастреном, который предполагал, что в первом тысячелетии н. э., в связи с так называемым великим передвижением народов самодийские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу. В 1919 году исследователь архангельского севера А. А. Жилинский резко высказался против этой теории. Основной аргумент — такое переселение потребовало бы резкой смены типа природопользования, невозможной в короткие сроки. Современные ненцы — оленеводы, а народы, проживающие на саянском нагорье, — земледельцы.

Теория Г. Н. Прокофьева

Советский ученый Г. Н. Прокофьев, опираясь на теорию Фишера-Кастрена, внес в неё необходимые коррективы. Согласно его предположению предками современных ненцев, нганасан, энцев, селькупов были не только самодийские племена Саянского нагорья, но также и некие аборигенные племена приполярной зоны, заселившие территорию Обь-Енисейского бассейна с древнейших времен.

В преданиях самих ненцев указывается, что когда их предки пришли на Крайний Север, они встретили там местное низкорослое племя сиртя, обладавшее некими феноменальными способностями, в частности, знавшее горное дело, и впоследствии «ушедшее под землю». Ряд исследователей связывали сиртя с носителями т. н. Усть-Полуйской археологической культуры.

Кухня

Местные жители получают все необходимое для организма благодаря мясу оленя. Оленина — довольно вкусное, нежное мясо, с некоторым привкусом дичи. Это мясо подвергают часто посолу — простейшему способу консервирования для его хранения на продолжительные сроки. Солонина применяется в любом виде: сыром, копченом, вяленом. В рационе ненцев есть и экзотические блюда, например свежая печень, почки, кровь оленя. Изысканными блюдами являются языки, сердце, сычуг.

Необходимость выжить в суровых условиях Крайнего Севера приучила его жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно С и В2, а их в оленине достаточное количество. Поэтому ненцы никогда не страдают от цинги.

Кроме оленины, здесь используются говядина и свинина, мясо морского зверя, а также пресноводная рыба: сиг, щука, нельма. Её, в основном, подвергают варке или тушению.

Жители оленьих стойбищ очень любят мясо оленя, жаренное на закрытом огне — что-то наподобие шашлыка, но не замаринованного. Излюбленными блюдами у ненцев являются строганина из сигов, оленины, печени, суп с мукой, блины с кровью, мясо тушеное с макаронными изделиями.

На гарнир предпочитают макаронные изделия; рис, овощи потребляются крайне редко.

Любимым напитком населения Севера является чай, а также компоты и морсы из брусники, морошки, черники, кисель из крахмала и ягодного сока.

Хлеб предпочитают больше ржаной.

Литература

  • Лар Л. А. Ямал Хэбидя я» — священные места на Ямале. // Вестник археологии, антропологии и этнографии (издание ИПОС СО РАН), 2004, № 4.
  • Фельдман И. «Кухня народов СССР»
  • Ненцы // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3
  • Ненцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8

Самодийские народы

Северная группа

ненцы • энцы • нганасаны •

Южная группа

селькупы • саянские самодийцы1• (в том числе: камасинцы1 • маторцы1 • тайгийцы1 • карагасы1, 2 • койбалы1, 3) • сойоты4 •

1 Исчезнувшие • 2 Впоследствии тюркизировались (ср.: карагасы — раннее название тофаларов) • 3 Впоследствии тюркизировались (ср.: койбалы сегодня — этногруппа хакас) • 4 Впоследствии тюркизировались, затем — бурятизировались

Ненцы — коренное население Европейского Севера и северо-запада Сибири.
Они расселены на огромной территории тундры, лесотундры и северной тайги, простирающейся с запада на восток на несколько тысяч километров.


Самоназвание ненэц буквально означает «настоящий человек». Официально оно было введено в оборот в 1930 году. А до этого русские называли ненцев самоедами. Церковно-славянское слово самоядь означает «людоеды». Закреплению за ненцами этого названия способствовали жестокие обычаи, существовавшие у средневековых ненцев, которые практиковали людоедство в культовых целях. Ю. И. Кушелевский писал (Северный полюс и земля Ялмал. Путевые записки. СПб. 1868, стр. 52-53): «в преданиях самоедов… еще в настоящее время сохранилось в памяти следующее обыкновение самоедческих предков; удрученный летами самоедин, когда чувствовал себя неспособным к промыслам и езде на оленях, когда жизнь свою считал в тягость потомству… приказывал себя убить в честь счастливой жизни своего потомства и тело свое съесть. Этот обряд отцеубийства исполняли дети при шаманстве с особенным благоговением и тело съедали».
По другой версии, в старинных русских приказных ведомостях самоеды назывались иногда сыроядцами, потому что издавна употребляли в пишу сырое мясо, из чего русские ошибочно заключили, будто они едят самих себя (Этнографический сборник. — СПб., 1854. — Вып. 4. — С. 40—44).
Впрочем, лингвисты настаивают, что имя этого народа произошло не от «само-едения», а от Самееднам — названия, которое дают своей стране лопари. Полагают, что в древности они жили восточнее, чем теперь, и были оттеснены на запад ненцами, которые якобы и унаследовали их имя.

Сибирские народы («остяки и самоядь ездят на оленях и псах»)
Новгородцы знали о «самояди», обитающей в «полуночных странах», уже в XI веке. Но активное проникновение русского населения на земли ненцев началось гораздо позднее — с конца XV века, в Московский период. В 1499 году в нижнем течении Печоры (рядом с нынешним Нарьян-Маром) был основан Пустозерск — опорный пункт Российского государства на крайнем северо-востоке Европы. По документам, сюда съезжалось для торговли и уплаты ясака до двух тысяч ненцев.

Реконструкция Пустозерска. Автор — А.В. Ополовников при участии Е.А. Ополовниковой
В следующем столетии были основаны новые русские поселения: Мезень, Усть-Цильма и Ижма.

Обложить ненцев данью (ясаком) оказалось нелегко. С целью предупредить открытые выступления и распространить ясак на тех ненцев, которые укрывались в тундрах от ясачных поборов, широко применялось аманатство (взятие заложников). Государевой грамотой (1652 г.) «повелено Карачейскую самоядь с ласковостью склонять к даче аманатов из лучших людей, для удержания от воровства и обложения ясаком». Грамотой следующего года повелевалось «Карачейскому князьку Хулеву быть в аманатах на Березове, а при смене аманатов велеть сыскивать разбежавшихся самоедов, приводить их на прежние угодья, где жили, и взыскивать с них ясак». Взятие аманатов с тундровых и лесных ненцев практиковалось до середины XVIII в.

Ужесточение ясачного обложения привело к крупному восстанию ненцев, которые зимой 1662/1663 годов сожгли Пустозерск. Одновременно они начали переселение в Западную Сибирь, где вступили в многовековое противостояние с местным коренным населением — энцами.

Постепенно ненцы оттеснили энцев до Енисея. Решающее сражение произошло зимой 1849/1850 годов на озере Туручедо, в низовьях Енисея. Судя по преданиям, энцам помогали нганасаны и тунгусы (эвенки). Каждая сторона приписывает победу себе. Ясно лишь, что после этой битвы установилась та граница между энецкими и ненецкими землями по Енисею, которая сохраняется и по сей день.
Постоянная угроза нападения заставляла быть настороже. Очевидно, в это время у лесных ненцев сложился обычай, когда подъезжавший к поселению извещал о себе криками, символизируя мирные намерения, и ожидал, пока его не встретят.


Мезенские ненцы.1894 г. Фото Я.И. Лейцингера.
В 1929–1931 годах ненецкие земли оказались разделёнными на три части: были образованы Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Долгано-Ненецкий национальные округа.

Культурный отдых, 1950-е годы.
Общая численность ненцев в течение последнего столетия возросла с 12 000 до 34.200 человек. Сегодня ненцы являются самым многочисленным из малых народов России с самым высоким уровнем знания своего языка (около 78 % ненцев называют ненецкий язык родным). Этот демографический прогресс стал возможен только под историческим покровительством русского народа. Однако в память ненецкого народа кто-то вбивает совсем другое.
Это — «Хебидя тэн» (в переводе с ненецкого «Священная память»), памятник ненцам, погибшим в борьбе с русскими. Установлен под русским городом Пустозерском в 1999 г. при попустительстве местных властей.

Эх, посмотрел бы я на памятник жертвам английских колонизаторов, установленный в Уэльсе или в Шотландии! Или на памятник в Дакоте индейцам сиу, павшим в борьбе с кровожадными янки.
***

Шаман В религиозных представлениях ненцев сохранились пережитки первобытного анимизма — веры в духов. Считалось, что землю и все живое создало верховное божество Нум. Его сын Нга был богом подземного мира, болезней и смерти. Кроме Нума было еще одно доброе божество: Я-Небя — «мать земля», которая особенно покровительствовала женщинам.
Стихии и урочища, сопки, реки и озера имели своих особых духов-хозяев, требовавших жертвоприношений. Но при неисполнении просьб духов наказывали и оставляли без пищи.

Оленеводство давало ненцам все — мясо и сало для питания, шкуры и кожу для одежды и обуви. Стадо в 70–100 голов обеспечивало хозяйство всем необходимым. Поэтому олень, как считалось, приносит счастье и покровительствует семье.


В каждом хозяйстве были особые священные олени белой масти, на боках которых выстригали знак солнца или изображения духов, уши и рога украшали красными лентами. Таких оленей не впрягали в нарты и не убивали.
В начале XIX века архангелогородский архимандрит Вениамин крестил ненцев в материковой тундре Европейского Севера. Но влияние новой религии сказалось только в том, что к почитаемым божествам прибавился Николай-угодник. Ему приносили в жертву оленя и мазали оленьим салом и кровью иконы с его изображением. Большая же часть ненцев – оленеводов Западной Сибири — сохранила языческие представления.

Жилищем ненцам служит конический чум с остовом из шестов, крытый оленьим шкурами, иногда берестой. Посередине чума располагается открытый очаг, который теперь часто заменяется железной печкой.

Одежда ненцев — глухая малица с капюшоном — надевается на голое тело мехом внутрь. К кожаному поясу подвешивают нож в деревянных ножнах и мешочек, в котором хранятся трубка и огниво. Обувью служат меховые сапоги – пимы.

Основным средством передвижения ненцев испокон веков была нарта — оленья упряжка.
Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские — еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от двух до шести оленей. В отличие от эвенков, якутов, чукчей и коряков ненцы всегда садятся в нарты с левой стороны. Так что узнать ненца можно издалека. Ссылка на историю http://zaist.ru/~RWvbA

Ненцы – коренной российский народ, живущий на Севере

Ненцы – масодийский народ. Устарелое их название – юраки или самоеды. Они заселяют практически все побережье Сверено Ледовитого океана. Среди всех коренных народностей Севера России ненцы являются наиболее многочисленными. В стране их насчитывают свыше 40 тыс., 27 тыс. из них проживают в автономном Ямало-Ненецком округе.
Ненцы разделяются на две полноценных группы: лесные и трудовые народы. Большинство относится к трудовым. Люди, принадлежащие к данной группе, расселились по всей зоне тундры: от низин реки Енисей до Кольского полуострова. Лесных людей насчитывается всего 1500 человек. Сами себя они называют «нещанг». Расселились они между той же рекой Енисей и рекой Обь, однако основная их часть проживает возле реки Пур и Надым, а также в северных частях Агана, Лямина и Тромегана. Отличия между группами формировались не одно столетие. Преимущественно они разнятся друг с другом по этническим признакам.


Ненцы заселяют практически все побережье Сверено Ледовитого океана // Фото: agenda-u.org

Историческая справка

Как и остальные северосамодийские народы этот народ сформировался благодаря нескольким этническим составляющим. Изначально Ненцы проживали в тайге Среднего Приобья, вблизи Притоболья и Прииртышья (в их лесных зонах). Однако, в течение 1 тысячелетия тюрки и гунны оказывали на них значительное давление. Ненцы были вынуждены покинуть свои оседлые места и продвинуться на севе ближе к тундровым и таежным областям Приполярья и Заполярья. Они смешались с аборигенами, которые являлись морскими зверобоями и охотниками на, обитающих поблизости, оленей. Со временем в состав народа также вошли энецкие и угорские группы.
Традиционным их промыслом со временем стала охота на дикого оленя, пушных зверей и водоплавную дичь. Начиная с XVIII столетия одной из отраслей домашнего хозяйства стало оленеводство. С приходом Соетского Союза хозяйство коренного населения потерпело некоторых изменений. Большинство людей начали работать на промышленных предприятиях, в результате они перешли на оседлый способ жизни. Остальные занимались выпасом и выращиванием оленей в сформировавшихся единоличных хозяйственных фермах. Некоторые семьи оленеводов начали кочевать, но большинство в итоге остановились в г. Салехард, Нарьян-Мар и Печора. Люди начали работать в сфере обслуживания и промышленной отрасли. Начал наблюдаться рост ненецкой интеллигенции. Остальные же продолжали вести кочевой образ жизни. Их традиционным жилищем стал разборный чум. Летом его крыша покрывалась берестой, а зимой оленьими шкурами.

Традиционным их промыслом со временем стала охота на дикого оленя // Фото: ng72.ru

Традиционный стиль жизни

На сегодняшний день основной тип занятия народа: охота, оленеводство и рыболовство. Практически вся их сознательная жизнь проходит бок о бок с оленями. Люди используют этих животных как тягловую силу при езде на специальных санях, а также при перевозке тяжелых вещей. Оленье мясо употребляют в пищу. Шкуры используют для утепления домов. При ловле рыбы мужчины уходят в океан на лодках-колданках. В своем промысле они используют неводы и сети, сплетенные из тальникового лыка или конопляных растений. Некоторые практикуют подледную ловлю: привлекают рыбу приманкой и бьют ее острогом.
Ненцы – мастера на все руки. У них всегда в почете был мужчина, который мог справиться с обязанностями кожевника, плотика и столяра. Он должен был уметь связать рыболовную сеть, изготовить ювелирное украшение, смастерить нарту. Люди имели почти все инструменты собственного производства. Только пилы и топоры приобретались у русского народа. Нарты, как основной способ передвижения использовались людьми всегда и круглый год. В них запрягалось несколько оленей, которые управлялись хореем – шестом длиной 5 м, на конце которого костяной шарик или железный наконечник.

Ненцы – мастера на все руки // Фото: visitnao.ru

Религия и вера

Традиционной религией ненцев по сей день является язычество. Кроме того, среди населения была распространено верование в духов – анимизм. Основным божеством считался дух неба Нум. Он был покровителем погодных условий, мог легко управлять снегом, молниями, бурями и др. помимо этого люди всегда почитали духов иных стихий: огня, озера, земли, леса, реки и др. дабы их задобрить люди иногда проводили жертвоприношения. Чаще всего такой жертвой оказывался олень чисто белого цвета. Если же люди желали попросить у духа здоровья и забрать болезнь, то жертвой становилась собака. Известны даже случаи, когда жертвой был сам человек. К примеру, человека, выпавшего из лодки, не спасали, чтобы не разозлить водных духов.
У каждой ненской семьи был собственный дух-покровитель. Его олицетворяла фигурка, вырезанная из дерева или камень необычной формы. Такая фигурка или камень хранилась в специальном сундуке и передавалась из поколения в поколение по мужской линии. По женской линии также передавался дух и назывался он «старуха-чума». Представлял собой этот дух несколько небольших традиционных элементов одежды.

Традиционной религией ненцев по сей день является язычество // Фото: barrier.marshruty.ru
Ненцы всегда свято верили в загробную жизнь. Они были уверенны, что человек после своей земной жизни попадает в мир мертвых. Там он «живет» приблизительно так же: охотится, разводит оленей и рыбачит. При этом, в том мире он находиться столько же, сколько провел и на земле. Ненцы верили в что этот мир зеркальное отражение земного. Якобы в нем ночь и день меняются местами, сломанные вещи оказываются целыми, а целые — наоборот. Поэтому, в гроб к усопшему всегда ложились важные для него вещи, но они всегда предварительно ломались. Хотите больше интересных публикаций от интернет-издания «Русская Судьба»? Экономьте свое время, подписывайтесь на нас в социальных сетях: #Вконтакте #Одноклассники #Фейсбук

Ненцы

Современное самоназвание

ненэй ненэч, хасово, нещанг

Численность и ареал

Всего: 45 000

Россия Россия:
44 640 (Всероссийская перепись 2010 г.)

    • Тюменская область Тюменская область:
      31 621 (2010 г.)
      • Ямало-Ненецкий автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ:
        29 772 (2010 г.)
        • Ямальский район: 1375
      • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Ханты-Мансийский автономный округ — Югра:
        1438 (2010 г.)
    • Архангельская область Архангельская область:
      8020 (2010 г.); 8326 (2002 г.)
      • Ненецкий автономный округ Ненецкий автономный округ:
        7504 (2010 г.); 7754 (2002 г.)
      • Архангельская область без НАО:
        516 (2010 г.); 572 (2002 г.)
        • Мезенский район: 189 (2002 г.)
        • ГО Архангельск: 136 (2002 г.)
        • Лешуконский район: 40 (2002 г.)
    • Красноярский край Красноярский край:
      3633 (2010 г.); 3188 (2002 г.)
      • Таймырский Долгано-Ненецкий район: 3054 (2002 г.)
      • ГО Норильск: 59 (2002 г.)
    • Республика Коми Республика Коми:
      503 (2010 г.); 708 (2002 г.)
      • ГО Воркута: 489 (2002 г.)
        • пгт Северный: 241 (2002 г.)
        • г. Воркута: 128 (2002 г.)
        • пгт Комсомольский 81 (2002 г.)
      • ГО Печора: 46 (2002 г.)
      • ГО Инта: 42 (2002 г.)
      • ГО Усинск: 40 (2002 г.)
    • Мурманская область Мурманская область:
      149 (2010 г.) ; 163 (2002 г.)
      • Ловозерский район 106 (2002 г.)
    • Санкт-Петербург Санкт-Петербург:
      109 (2010 г.)

Археологическая культура

Кулайская, Каракольская

Язык

ненецкий, коми-зырянский, русский

Религия

шаманизм и анимизм, православие

Расовый тип

монголоиды (енисейский антропологический тип)

Входит в

самодийцы

Родственные народы

энцы, нганасаны, селькупы, камасинцы

Не́нцы (ненец. ненэй ненэч (буквально «настоящий человек»), хасово, нещанг; устаревшие названия — самоеды, юраки) — самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Ненцы делятся на европейских и азиатских (сибирских). Европейские ненцы расселены в Ненецком автономном округе Архангельской области, сибирские — в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе Красноярского края. Небольшие группы ненцев проживают в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми.

Ненцы

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются самым многочисленным. По итогам переписи 2002 года в России жили 41 302 ненца, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Традиционное занятие — крупностадное оленеводство. На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около 500 000 оленей, ведут кочевой образ жизни. Жилищем ненцев является конический чум (мя).

Названия двух автономных округов России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий) упоминают ненцев как титульную народность округа; ещё один такой округ (Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ) в 2007 г. был упразднён и преобразован в Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Они проживают в двух автономных округах. Лесные ненцы — около 1500 чел. Они проживают в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и в Ханты-Мансийском автономном округе.

Численность ненцев в России:

История изучения

В 1671 году в Париже вышло сочинение «Путешествие в Северные Страны», автор которого — дворянин из Нормандии Пьер-Мартен де Ламартиньер (англ.)русск. — посетил в 1653 году на датском судне Северной Торговой компании земли Русского Севера и Новую Землю. Ламартиньер даёт подробное описание внешности ненцев:

«Самоеды ещё коренастее, чем лапландцы и борандайцы, имеют также довольно большие головы, лицо — плоское, нос шире и курносый; они не имеют почти никакой растительности и землистый цвет . Одежда мужчин состоит из круглой курчавой шапки, как бы сделанной из бараньей шкурки, из штанов и верхнего платья из шкур белых медведей, доходящего только до колен, подпоясанного ниже живота поясом в 4 пальца ширины; чулки и башмаки — из той же кожи, шерстью вверх; на башмаки надевают они род коньков из древесной коры , длиною в два фута, наподобие гондолы; на них они очень быстро двигаются по снегу, которого так много на горах. Они носят, вроде манто, чёрную шкуру со всеми четырьмя лапами, которую накидывают чаще на левое плечо, чем на правое, a поверх этой шкуры повешен колчан… Женщины самоедские — ещё более безобразны, чем мужчины; они крайне слабосильны, но очень заботятся обучить своих детей ловкости на охоте, которой они живут, а не чему-нибудь другому. Одеты они так же, как мужчины, только верхнее платье немного длиннее, да не имеют накидок на плечах; головной убор — совершенно такой же, но волосы заплетают в один пучок , перевязанный внизу лентой из древесной коры, и она свешивается у них на спину. Они ходят на охоту, наравне с мужчинами, вооруженные луками и стрелами…»

Также Ламартиньер сообщает о наблюдавшемся им на Южном острове архипелага Новая Земля обряде поклонения ненцев деревянным идолам.

Хозяйственная культура

Основные занятия ненцев — это оленеводство, рыболовство, охота.

Оленеводство.

Ненцы с давних времён называют себя «детьми оленя». Вся жизнь их связана с оленем. В стаде выделяется вожак, который является самым красивым и крупным оленем. Ненцы называют его «менаруй». Вожак никогда не используется в упряжке. Другие обученные олени предназначаются для езды на санях и перевозки грузов. Зимой используется от трёх до четырёх оленей, а летом — от четырёх до пяти. Передовой олень отличается ростом, силой и понимает команду поздника. По-ненецки передовой олень называется «нензаминдя». Также оленей различают по возрасту и полу. Бык — «хор», а тёлка — «яхадей». Телят начинают приучать к упряжке с шести месяцев. Молодых оленей — самочек и самцов — разделяют к концу первого года их жизни. Самых быстрых и выносливых оленей используют для езды в упряжках. Живут олени до двадцати трёх лет. Любопытно то, что для езды используются только холостые олени. Они сильно отличаются по скорости бега и выносливости. Только за один день эти олени могут преодолеть с лёгкими нартами до 300 км. Но перерыв делается через каждые двадцать пять километров для отдыха, утоления жажды водой и питания оленей. Крупнотабунное оленеводство ненцев невозможно без ненецкой лайки.

Рыболовство.

Дети для рыболовства используют крючки, гарпуны и загороди. Взрослые же летом добывали рыбу сетями и неводами с лодок — колданок. Сети плетутся из конопли или тальникового лыка. Во время лова ненцы едят сырую рыбу. Зимой пробивают лёд и добывают рыбу с помощью морд, важанов и фитилей. Для приманки используются маленькие деревянные рыбки. Когда рыба подплывает, её колют острогами.

Одежда и обувь

Природные условия Ненецкого АО и Ямало-Ненецкого АО суровы. Поэтому для жителей округа хорошая одежда всегда представляла большую ценность. Зимой она должна защищать от жестоких морозов, летом — от гнуса.

Так, например, малица — нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьётся и надевается мехом внутрь, к телу. Малица украшается меховым кантом. Летом ходят в старых малицах с откинутым капюшоном, а зимой в новых малицах. В них даже совершают поездки на короткие расстояния. Малица имеет капюшон — сава. С лицевой части капюшон стягивается ремешками. К малице обязательно пришиваются рукавицы — нгоба. Их делают из лобных шкурок мехом наружу. Малица непременно подпоясывается поясом — ни. Его делают из кожи. Снаружи обшивают красным сукнами и двумя-тремя рядами медных пуговиц. Украшают пояс и подвесками из медных цепочек и ажурных блях. К поясу на цепочке пришивают ножны с ножом. В стужу, в пургу и при дальних поездках на дальние расстояния поверх малицы надевают меховой совик. Его капюшон обрамляется опушкой из песцовых хвостов. Совик бывает обычно белого цвета, но иногда его делают в шахматную клетку. Более сложной была женская одежда. Это распашная шуба — паны. Верхняя часть шубы делается из шкур с верхней части оленьих ног — камусов чёрного и белого цвета мехом наружу. Нижнюю часть шьют из песцового меха ворсом вниз. К рукавам пришивают рукавицы. Украшают паны меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы завязываются ровдужными шнурками. Поверх паны чехол из сукна с орнаментом. Верхнюю одежду подпоясывают длинными поясами из ткани, богато украшенными медью и кисточками. Женский головной убор — меховой капор сава шьётся отдельно. В отличие от мужской одежды, он не скрепляется с шубой.

Чум у ненцев

Все ненцы с древних времён живут в чумах. Для ненцев это — центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир. Наверху у чума есть отверстие, оно соответствует местоположению солнца днём и месяца ночью. Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствуют воздушной сфере, которая окутывает Землю.

Чем богаче была семья, тем был и больше по своим размерам чум. У бедняков чум остроконечный, а тупоконечный — наоборот — у ненцев с хорошим достатком.

Чум сооружают из жердей, для этого необходимо сорок шестов. Потом шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Шкуры оленя сшивают в сплошные полотнища, а затем покрывают шесты. Для покрытия чума в зимнее время требуется от 65 до 75 оленей. С июня по сентябрь происходит переход с зимних нюков на летние. Диаметр чума достигает до 8 метров, в нём может находиться до 20 человек.

Внутри чума каждый предмет и каждое место с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют симзы. На нём помещают семь голов семейных и родовых духов. У шамана в чуме симзы обязательно украшался изображением священной птицы минлей. По симзы дым от очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту герои улетали на битвы и военные подвиги.

За симзы находится священное место — си. Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин это место запретное. На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи-покровители очага, семьи и рода. Там также хранятся все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов — неприкосновенны.

Место не — для женщины, оно находится напротив си — у входа. Здесь женщина занимается всеми домашними хлопотами.

Посередине, между не и си, находится спальное место. В изголовье кладётся пояс с амулетами и ножом. Ложась спать, мужчина укрывается женской ягушкой.

Летом спальное место отгораживают пологом из ситца. Полог используют только ночью, днём его аккуратно сворачивают в рулон и закрепляют подушками. Дети лежат рядом с родителями. Дальше от симзы укладывались неженатые старшие сыновья, далее — старики и другие члены семьи, а также гости. В чуме очень дымно, но летом дым — хорошее спасение от комаров.

Чум часто перемещался вместе со своими владельцами с места на место, поэтому в чумах нет ни кроватей, ни шкафов. Из мебели только есть маленький столик — толь и ларь.

До появления передвижных электростанций для освещения чума применялись светильники. Они делались из чаш и наполнялись рыбьим жиром, в который погружался фитиль. Позже появились керосиновые лампы. Для отряхивания снега с обуви и подола верхней одежды у входа в чум находится колотушка.

Для маленьких детей в чуме есть люлька. Раньше младенца помещали в люльку сразу после рождения, а вынимали только тогда, когда он начинал ходить. На дно люльки насыпали древесную стружку и сухой мох. Пелёнками служили шкуры оленя и песца. Ребёнок прикреплялся к люльке особыми ремешками. При кормлении грудью мать брала ребёнка вместе с люлькой. Такие люльки используются и сегодня.

На том месте, где умирал человек, ставятся особые могильные чумики. Чум, в котором во время эпидемии умирал человек, становится могильным. В этом случае с вершины этого чума снимается жимовой железный обруч.

Правила жизни в чуме.

Для женщин.

В ведении женщины находится очаг. Только женщина может прикасаться к очажным шестам и к очажному крюку. Она же собирает дрова для очага, колет их, сушит у входа и разжигает огонь. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Всё пространство, кроме прихожей чума, находится под её покровительством.

Для мужчин.

Мужчина при входе в чум обивает снег с обуви и одежды колотушкой. Он снимает верхнюю одежду и оставляет её на нартах. Войдя в помещение, мужчина надевает домашние кисы и домашнюю малицу.

Для гостей.

Гостей-мужчин укладывают на ночёвку от середины чума к симзы. Гостей-женщин размещают от середины к выходу. Место, которое занимает гость, зависит от уважения к нему.

  • Семья ненцев с детьми в своем чуме

  • Ненцы (самоеды) в 1914 году

  • Ненцы

  • Ненецкие автономные округа

  • Самоедка в летнем платье

  • Самоедка спереди

  • Мезенские самоеды

  • Юрак

См. также

  • Ненецкий язык
  • Ненецкий автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края
  • Народы Арктики
  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Дата обращения 30 сентября 2014. Архивировано 23 августа 2011 года.
  2. Перепись-2010. По регионам
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Данные Всероссийской переписи населения 2002 года: таблица 34u-Komi, 35с-Komi, 35c-Krasnoyar, 34r-Murman, 34r-Arxangel, 34c-Arxangel — М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004. (2002zip, см. прим.)
  4. Современные потомки носителей пазырыкской культуры // Древности Алтая. № 10. Межвузовский сборник научных трудов. — Горно-Алтайск: Изд. ГАГУ, 2003. — 142-152. — 177 с.
  5. Квашнин Ю. Н. Основные элементы родовой структуры гыданских ненцев // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2001. Вып. 3. С. 199—204
  6. Волков В. Г. Древние миграции самодийцев и енисейцев в свете генетических данных // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. № 1 (1). 2013. С. 79—96
  7. Фёдорова С. А. Якуты: генетические реконструкции в сравнении с историческими // Наука и техника в Якутии № 2 (17) 2009
  8. Жилинский А. А. Крайний Север Европейской России: Архангельская губерния / А. А. Жилинский. — Пг. : Тип.-лит. Сев.-Зап. Округа Путей Сообщения, 1919. — 296 с.
  9. Ламартиньер П. М. де. (англ.)русск.Путешествие в северные страны (1653 г.) / Пер. В. Н. Семенковича. — М.: Московский археологический институт, 1912.
  10. Ненцы // Этнонациональные общности России.
  • Бахрушин С. В. Самоеды в XVII в. // Научные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1955. Т. 3. Ч. 2. С. 5-12.
  • Васильев В. И. Лесные энцы // Сибирский этнографический сборник V. М. ; Л., Наука. 1963. С. 33-70.
  • Васильев В. И. Исторические предания ненцев как источник при исследовании этногенеза и этнической истории северосамодийских народов // Этническая история и фольклор. М.: Наука, 1977. С. 113—126.
  • Васильев В. И. Проблемы формирования северо-самодийских народностей. М.: Наука, 1979.
  • Васильев В. И., Симченко Ю. Б. Современное самодийское население Таймыра // Советская этнография. 1963. № 3. С. 9-20.
  • Васильев В. И., Туголуков В. А. Этнографические исследования на Таймыре // Советская этнография. 1960. № 5. С. 128—141.
  • Вербов Г. Д. Лесные ненцы // Советская этнография. 1936. № 2. С. 57-70.
  • Вербов Г. Д. Краткий ненецко-русский и русско-ненецкий словарь. Салехард: Тип. ред. газ. «Нарьяна Нгэрм», 1937.
  • Вербов Г. Д. Пережитки родового строя у ненцев // Советская этнография. 1939. № 2. С. 43-65.
  • Головнёв А. В., Зайцев Г. С., Прибыльский Ю. П. История Ямала. Тобольск; Яр-Сале: Этнографическое бюро, 1994.
  • Головнёв А. В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995.
  • Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М.: Наука, 1960.
  • Долгих Б. О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. М.: Наука, 1970.
  • Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. М.: Либерея, 1995. Т. 1.
  • Евладов В. П. По тундрам Ямала к Белому острову. Тюмень: ИПОС СО РАН, 1992.
  • Житков Б. М. Полуостров Ямал / Зап. ИРГО. Т. 49. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1913.
  • Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII в. (1771—1772). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947.
  • Иславин В. И. Самоеды в домашнем и общественном быту. СПб.: Тип. Министерства государственных имуществ,1847.
  • Квашнин Ю. Н. Гыданские ненцы: история формирования современной родовой структуры (XVIII—XIX вв.). Тюмень; М.: Тип. ИНИОН РАН, 2003.
  • Курилович А. Гыданский полуостров и его обитатели // Советский Север. 1934. № 1. С. 129—140.
  • Лар Л. А. Шаманы и боги. Тюмень: ИПОС СО РАН, 1998.
  • Лар Л. А. Ямал Хэбидя я» — священные места на Ямале. // Вестник археологии, антропологии и этнографии (издание ИПОС СО РАН), 2004, № 4.
  • Латкин Н. В. Юраки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Миненко Н. А. Северо-Западная Сибирь в XVII — первой половине XIX в. Новосибирск: Наука, 1975.
  • Обдорский край и Мангазея в XVII в.: Сб. документов / Авт.-сост. Е. В. Вершинин, Г. П. Визгалов. Екатеринбург: «Тезис», 2004.
  • Сыченко Г. Б. (устное творчество). Ненцы // Большая российская энциклопедия : электронная версия. — 2016. — Дата обращения: 03.03.2018.
  • Тарасов В. Сообщение о поездке на полуостров Ямал с ветеринарной экспедицией С. И. Драчинского в 1913 г. // ЕГТМ. 1914. Вып. 24.
  • Терентьев А. Погромы ненцами ясачной казны в 1641 и 1642 гг. // Советская этнография № 5-6. 1933. С. 67-76.
  • Терещенко Н. М. Ненецко-русский словарь. М.: Советская энциклопедия, 1965.
  • Турутина П. Г. Лесные ненцы: Сказания земли пуровской. Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2004.
  • Хомич Л. В. Современные этнические процессы на Севере европейской части СССР и Западной Сибири // Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. М.: Наука. 1970. С. 28-61.
  • Хомич Л. В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л.: Наука, 1976.
  • Шренк А. Путешествие к северо-востоку Европейской России. СПб.: Тип. Г. Трусова, 1855.
  • Языки и письменность самоедских и финноугорских народов // Языки и письменность народов Севера / Ред. Г. Н. Прокофьев. М. ; Л.: Учпедгиз, 1937. Ч. 1. С. 5-52.
  • Фельдман И. «Кухня народов СССР»
  • Ненцы // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
  • Ненцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Ненцы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3. Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Традиции и новации в культуре ненецкого этноса, Г. П. Харючи

Портал «Ненецкий автономный округ»

Ненцы на Викискладе

Портал «Тюменская область»

Ненцы на Викискладе

Проект «Тюменская область»

  • Ясавей — Ассоциация ненцев Ненецкого АО
  • Информация о лесных ненцах (на эстонском и французском языках)
  • Информационный центр финно-угорских народов

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 135452094 · GND: 4041592-2 · LCCN: sh85090735

Северная группа

ненцы • энцы • нганасаны •

Южная группа

селькупы • саянские самодийцы1• (в том числе: камасинцы1 • маторцы1 • тайгийцы1 • карагасы1, 2 • койбалы1, 3) • сойоты4 •

1 Исчезнувшие • 2 Впоследствии тюркизировались (ср.: карагасы — раннее название тофаларов) • 3 Впоследствии тюркизировались (ср.: койбалы сегодня — этногруппа хакас) • 4 Впоследствии тюркизировались, затем — бурятизировались

Более 10 млн

От 1 до 10 млн

От 500 тысяч до 1 млн

От 200 до 500 тысяч

От 100 до 200 тысяч

От 30 до 100 тысяч

От 10 до 30 тысяч

См. также: Перечень коренных малочисленных народов России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *