Ногайцы

Самые красивые женщины тюркских народов

Тюркоязычные женщины обладают шармом, выразительными чертами лица и грациозностью. Предлагаем вам взглянуть на список самых красивых женщин 19 тюркских народов. Народы в списке расположены по алфавиту.

1. Самая красивая азербайджанка — певица и актриса Гугуш / Googoosh (настоящее имя — Феиге Атешин). Родилась 5 мая 1950 года в Тегеране (Иран), в семье азербайджанцев. После исламской революции в Иране в 1979 году ее выступления в стране были запрещены. Сейчас Гугуш живет в пригороде Лос-Анджелеса.

2. Самая красивая алтайка — Джамиля Асасырова (родилась 3 октября 1988 года). Финалистка конкурса Miss Asia Moscow 2013 (победила в номинации «Мисс Обаяние»). Сейчас работает редактором на «Первом канале» в Москве. Рост — 167 сантиметров, параметры фигуры — 83-72-91. Страница «ВКонтакте».

3. Самая красивая балкарка — певица Лилия Шаулухова.

4. Самая красивая башкирка — Ляйсан Утяшева (родилась 28 июня 1985 года, поселок Раевский, Башкортостан). Российская спортсменка, чемпионка мира и Европы по художественной гимнастике. После завершения спортивной карьеры — телеведущая (НТВ, НТВ +, «Россия-2»). Ляйсан не раз входила в число 100 самых красивых женщин планеты по версии журнала FHM. Официальный сайт.

5. Самая красивая гагаузка — молдавская модель Ксения Дели (родилась 27 октября 1989 года, бессарабка, Молдова). Рост — 170 сантиметров, параметры — 81-56-84.

6. Самая красивая казашка — Баян Есентаева (родилась 15 января 1974 года) — актриса, продюсер, телеведущая.

7. Самая красивая карачаевка — певица Алика Богатырева (родилась 18 декабря 1989 года, Черкесск, Карачаево-Черкесия). Официальный сайт.

8. Самая красивая киргизка — Таттыбюбю Турсунбаева (12 июля 1944 — 21 декабря 1981) — советская актриса театра и кино, заслуженная артистка Киргизской ССР.

9. Самая красивая крымская татарка — крымскотатарская певица Эльзара Баталова. Заслуженная артистка Украины, заслуженная артистка Автономной Республики Крым.

10. Самая красивая кумычка — Зоя Гасанова — автор и ведущая программы «Свадебный сезон» на дагестанском телевидении. Страница «ВКонтакте».

11. Самая красивая ногайка — Динара Эльгайтарова (родилась 25 марта 1985 года, Актау, Казахстан) — модель, участница 3-го сезона реалити-шоу «Топ-модель по-русски». Отец Динары — ногаец, мать — татарка. Рост — 176 сантиметров, параметры фигуры — 83-60-91. Страница «ВКонтакте».

12. Самая красивая татарка — Алсу (родилась 27 июня 1983 года) — певица, народная артистка Республики Татарстан. Девичья фамилия Алсу — Сафина, после замужества взяла фамилию мужа — Абрамова.

В 2008 году Алсу выпустила альбом песен на татарском языке: «Я горжусь, что татарка, и всегда помню свои корни. Первую песню на татарском языке я записала еще в 2000 году, но это — мой первый альбом, где исполняю все песни на родном языке. Я давно обещала осуществить этот проект, счастлива, что сдержала слово, и рада представить альбом своим землякам — татарстанцам». Официальный сайт Алсу.

13. Самая красивая тувинка — Алдынай Ооржак — представительница Тывы на конкурсе Miss Asia Moscow 2013 (заняла третье место).

14. Самая красивая турчанка — Туба Бюйюкюстюн (Буйукустун) / Tuba Büyüküstün (родилась 5 июля 1982 года) — турецкая актриса и модель. Известна по сериалам «Под сенью лип», «Аси», «Разбивающая сердца».

15. Самая красивая туркменка — Сельби Таганова (родилась 17 апреля 1992 года) — блогер, дизайнер, фотограф, модель. Страница «ВКонтакте».

16. Самая красивая узбечка — Райхон Ганиева (род. 16 сентября 1978) — узбекская актриса и певица. Райхон — дочь известной актрисы Тамары Шакировой.

17. Самая красивая уйгурка — Mahire Emet / Mayire Ametjan (кит. 马依热·艾买提江) — танцовщица, актриса и певица, участница уйгурской группы Gul Yaru. Родилась 24 мая 1987 года в Урумчи (столица Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая). Рост — 173 сантиметра.

18. Самая красивая чувашка — модель Роза (Розалия) Муравьева. Русскоязычные источники сообщают, что она выиграла конкурс «Супермодель мира» / Supermodel of the World в 1998 году, в то время как в англоязычных источниках указывается, что Муравьева заняла тогда второе место, а выиграла англичанка Katie Burrell.

19. Самая красивая якутка — Полина Протодьяконова — «Мисс Виртуальная Якутия-2006», самая успешная якутская модель, востребованная в России и за рубежом. Рост — 178 сантиметров, параметры — 89-58-90. Страничка на сайте Facebook.

В мире на тюркских языках говорят более 30 народов, а общее количество говорящих на языках тюркской семьи достигает 200 миллионов человек.

Крупнейшими тюркоязычными народами являются турки (более 60 миллионов человек), азербайджанцы (до 40 миллионов), узбеки (более 30 миллионов). К числу тюркских народов принадлежали исчезнувшие ныне гунны, хазары, булгары, печенеги, половцы и другие.

Рейтинг составлен по итогам голосования на сайте top-antropos.com

«Город Ногайск учредить…»

Каков сейчас город Приморск, бывший Ногайск, узнать нетрудно. Можно побродить по просторам Интернета, а то и просто приехать в гости в реальный город. Но каким был он в давние времена?
С чего все началось?
Предыстория возникновения Приморска тесно связана с ногайцами, которые населяли эти места. Потребность в создании города, который бы служил административным и торгово-промышленным центром местной округи, давно осознавалась начальниками ногайцев. Еще в 1808 году тогдашний начальник ногайцев капитан И. А. Темрез предполагал основать город на месте аула Единохты (ныне с. Константиновка Мелитопольского района). Позже ногайский пристав граф Я. Я. де Мезон неоднократно обращался и к Ришелье, и к Ланжерону с ходатайством об учреждении города. 18 января 1821 года император Александр I подписал, наконец, Высочайший указ, который гласил: «Город Ногайск учредить на том месте, где селище Обиточное при реке сего имени, впадающей в Азовское море».
Здесь разместилось отдельное управление по делам ногайцев. Начальника Ногайского округа назначали полицейским начальником нового города. Те, кто поселился в молодом городе, освобождались от всех казенных податей на 10 лет. Через год губернский архитектор разработал план застройки Ногайска.

27 сентября 1823 года начальником ногайцев назначили коллежского асессора Барактарева. Ему-то и пришлось создавать Ногайск и пристань на Обиточенской косе. Проект пристани утвердили еще 30 октября 1817 года. Она должна была возводиться за ногайский общественный счет. Но постройка ее ладилась плохо и была прекращена в 1824 году, когда граф Воронцов, убедившись в непригодности выбранного места, приказал строить пристань у Бердянской косы, близ устья реки Берды.
21 октября 1825 года император Александр I, путешествуя из Таганрога в Крым, заночевал в Ногайске. Он остался доволен организацией казенных заведений и устройством города.
В марте 1825 года в Ногайске построили 34 дома, в них проживало 298 человек. Население быстро пополнялось мещанами с Полтавщины, Херсонщины. Здесь стали оседать беглые крепостные из разных районов Украины и России. Потянулись сюда армянские и греческие купцы, польские, еврейские, немецкие колонисты. Во время Крымской войны (1853-1856) в городе размещался госпиталь для раненых, который содержался в основном на средства местного населения.
24 августа 1832 года отдельное управление по делам ногайцев упразднили. Они были подчинены Мелитопольскому земскому суду. Ну а в 1860-х годах ногайцы под влиянием турецких агентов покинули Приазовье. Ногайск потерял статус административного центра ногайцев и стал заштатным городом Таврической губернии.
Ногайск без ногайцев
К середине XIX века в городе насчитывалось свыше 2700 жителей. Работало четыре кирпичных и черепичных завода и небольшой свечной завод, хлебопекарни, кустарные предприятия по производству колбасы, карамели, печенья, пива, мастерские по пошиву обуви и одежды, две паровые и четыре ветряных мельницы. Мещане занимались извозом, ремеслом и торговлей, многие батрачили по селам уезда. В городе торговали 36 лавок и действовали три постоялых двора. Еженедельно собирались базары и дважды в год — ярмарки.
К концу XIX века в Ногайске действовали почтово-телеграфная контора, ссудо-сберегательное товарищество, общество взаимного кредита, ветеринарная амбулатория. Промышленность города насчитывала более 20 мелких предприятий. На средства земства содержались ремесленное, два народных, мужское двухклассное, церковно-приходское женское и лютеранское училища.
Городская жизнь регулировалась выборной городской думой и ее рабочим органом — городской управой. В 1896 году городским головой избрали Константина Евстафьевича Звороно. С его именем связывают большие работы по благоустройству Ногайска. В этот период соорудили артезианский колодец, появились городской сад, пристань, мясные ряды, открылась 5-классная женская прогимназия и начальное женское училище.
Параллельно с городской думой в Ногайске действовала и мещанская управа, которую возглавлял староста. В 1913 году доходы, поступившие в городскую казну, составили 210 тыс. рублей. На нужды города было израсходовано около 184 тысяч. За правопорядком следила полицейская управа: надзиратель и два пристава. А правосудие осуществляли мировой судья и судебный следователь. Юридические услуги предоставлял горожанам частный нотариус.

На месте нынешнего городского парка в два ряда располагались магазины и торговые лавки.
«Большой энциклопедический словарь» сообщал читателям: «В 1896 году в Ногайске было жителей 4140 (1985 мужчин и 2155 женщин). Православных — 3221, раскольников — 10, католиков — 62, армяно-григориан — 275, протестантов — 89, евреев — 456, прочих вероисповеданий — 27, дворян — 92, духовного сословия — 15, почетных граждан и купцов — 71, мещан — 2989, военного сословия — 452, крестьян — 485, прочих сословий — 36. Доходы г. Ногайска в 1895 году достигли 36672 рубля, расходы — 365600, в том числе на общественное управление — 4680 рублей, на народное образование — 6185 рублей, на врачебную часть — 1100 рублей».
На пороге нового века
К началу ХХ столетия население Ногайска составило 5638 человек — представители более десяти национальностей. Многие из них имели свои культовые сооружения. В городе было два православных храма — Свято-Николаевский собор и Свято-Успенская церковь, которую в народе называли Карапеевской. Были еще армянская церковь, немецкая кирха и еврейская синагога. В пригороде — селе Обиточном — действовала Свято-Троицкая церковь.
В 1908 году рядом с Ногайском, на берегу Азовского моря, построили небольшую грязелечебницу — маленький кирпичный домик. Грязи черпали в окрестных лиманах и доставляли в домик на лодках. Но местный курорт оказался невыгодным предприятием — далеко от города, дороги нет, клиентов немного. Поэтому владельцы… подожгли лечебницу, получили страховку и покинули город.
Культурная жизнь Ногайска заметно активизировалась на рубеже XIX-XX веков. В 1908 году был открыт купеческий клуб, частный театр Ангеловского, синематограф Мироненко и фотография Зинковского.
На берегу Обиточной в городском саду выросла пристань для прогулочных лодок. По выходным на эстраде играл духовой оркестр ремесленного училища. По аллеям степенно прохаживались родители, резвились ребятишки. Мужчины играли в кегли. Женщины, сидя на скамейках, обсуждали свои вечные проблемы. Дети с удовольствием ели пирожные, которые покупали в магазинчике Равича. Здесь же продавался лимонад нескольких видов.
В 1900 году на средства земства открыли женское училище, реорганизованное спустя четыре года в женскую гимназию. Начальницей была назначена П. В. Рябухина, педсовет возглавлял И. К. Бойко — будущий первый директор Ногайского совхоза-техникума. С 1905 года начало работать реальное училище для мальчиков. Заведовать училищем было поручено И. К. Бойко. Обучение в обоих учебных заведениях было платным. Неподалеку от гимназии располагалось ремесленное училище. В нем мальчики обучались строительным специальностям.
Медицинское обслуживание горожан осуществляла небольшая амбулатория, открытая в 1876 году на средства земства. 17 августа 1880 года на должность земского врача назначили выпускника медицинского факультета Киевского университета В. Н. Фомина. За участие в Русско-турецкой войне (1877-1878) он был награжден болгарским орденом «Золотой крест с полумесяцем». Сразу же Василий Николаевич занялся благоустройством нового здания больницы на 30 мест и подготовкой медперсонала. На протяжении сорока четырех последующих лет доктор вел прием по всем болезням, сам оперировал.

В окрестностях Ногайска простирались поля помещиков Меркулова и Глебовой. В городе было много складов для хранения зерна, действовали крупные торговые компании Дрейфусов, купцов Шашкина, Петрова, Гуревича. Хлеб отправляли покупателям морским путем. Для этого через село Обиточное к морю была вымощена булыжная дорога и сделан спуск. На лето возводилась временная деревянная пристань, к которой пришвартовывались баржи.
Таким был Ногайск к началу бурных событий 1917 года.
О. Н. НИКУЛЬЧА.Статья была опубликована в «Мелитопольском краеведческом журнале» № 3.
Об авторе
Ольга Николаевна Никульчá родилась в Приморске в 1962 г. Она окончила Кубанский государственный университет по специальности «биология» (1988). С 2002 г. работает научным сотрудником Приморского районного краеведческого музея.

Приморск (Украина)

Город
Приморск
укр. Приморськ
Флаг Герб
46°43′08″ с. ш. 36°21′24″ в. д.HGЯOL
Страна Украина Украина
Область Запорожская
Район Приморский
Об’єднана територіальна громада Приморский
История и география
Основан 1821
Прежние названия Обиточное, Ногайск
Город с 1967
Площадь 12,82 км²
Высота центра 5 м
Тип климата умеренно-континентальный
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Население
Население 11 995 человек (2017)
Национальности украинцы (60%) , болгары (37%), русские (2%) , другие (1%) .
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +380 6137
Почтовые индексы 72100 — 72102
Автомобильный код AP, КР / 08
КОАТУУ 2324810100
Прочее
Приморский
городской совет
7 2100, Запорожская область, г. Приморск, ул. Центральная, 7
mrprim.zp.ua
Приморск Приморск Приморск
Аудио, фото и видео на Викискладе

У этого топонима есть и другие значения, см. Приморск.

Примо́рск (укр. Приморськ) — город, Приморский городской совет, Приморский район, Запорожская область, Украина.

Население по переписи 2001 года составляло 12 860 человек.

Является административным центром Приморского района. Также является административным центром Приморского городского совета, в который входят посёлки Набережное, Подспорье и село Камышеватка.

История

Первые сведения о поселении ногайцев на реке Обиточной датируются 1770 годом.

В 1817 году генерал-губернатор Новороссийского края герцог Ришелье начал строительство Азовского порта. Первоначально место для города было выбрано на реке Обиточной. Строительство началось в устье реки Обиточной, но вскоре стало ясно, что для порта это место было выбрано крайне неудачно. Поэтому порт был построен на восточном берегу Бердянского залива на территории современного Бердянска.

Преобразован в город Ногайск из села Обиточного в 1821 году .

В честь победы в войне 1812 года год спустя (в 1813 году) началось, а в 1814 г. было завершено строительство храма Святой Троицы. В 1836 году храм был перестроен в каменную церковь, которая в том же 1936 году была частично разрушена (утрачена колокольня). С 1991 церковь действующая, постепенно реставрируется, является памятником архитектуры. Жители сохранили икону Казанской Божьей Матери и вернули в церковь.

В 1896 году в Ногайске проживали 4140 человек (1985 мужчин и 2155 женщин): православных — 3221, раскольников — 10, католиков — 62, армян — 275, протестантов — 89, евреев — 456, прочих исповеданий — 27. Дворян — 92, духовного сословия — 15, почетных граждан и купцов — 71, мещан — 2989, военного сословия — 452, крестьян — 486, прочих сословий — 36.

1919 год. Средний ряд:
второй слева — командир Г. З. Голик,
третий слева — политком А. Д. Леванисов

Во время Гражданской войны в 1919 году в городе был создан и удачно действовал 1-й Ногайский повстанческий отряд (командир Г. З. Голик, политком А. Д. Леванисов).

Перед войной в 1940 г. на восточной окраине с. Обиточного (ныне часть города) на размытой круче морского берега нашли скелет мамонта, во время оккупации скелет был вывезен в Германию, после войны находка была возвращена и сейчас экспонируется в Петербурге, в Зоологическом музее.

В 1964 году пгт. Ногайск переименован в пгт. Приморское.

В 1967 году отнесён к категории городов районного подчинения и повторно (первый раз в 1896 году) присвоен статус города. Несколько лет спустя название города — Приморское — было немного подкорректировано: он стал Приморском.

В настоящее время является небольшим курортным городом. На берегу вблизи многочисленных лиманов и на уходящей в море Обиточной косе расположены турбаза «Приморская», базы отдыха и детские лагеря. На косе Обиточной расположен основанный в 1980 г. ландшафтный заказник площадью около 9 тыс. га, из них 1,5 га заповедны.

В городе сохранилось несколько зданий XIX века, Свято-Троицкий храм, здание Украинско-болгарского лицея, краеведческого музея, на территории которого находятся 8 каменных фигур «половецких баб».

> Известные люди

  • Саул Раскин — художник
  • Корниенко Владимир Алексеевич — музыкант, композитор, автор гимна Приморска

> Экономика

  • 42 оздоровительных организации.

Ссылки

  • Ногайск // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Небольшое руководство, как добраться поездом, автобусом или автомобилем в Приморск
  • Базы отдыха, пансионаты, санатории Приморска
Районы

Акимовский • Бердянский • Бильмакский • Васильевский • Великобелозёрский • Весёловский • Вольнянский • Гуляйпольский • Запорожский • Каменско-Днепровский • Мелитопольский • Михайловский • Новониколаевский • Ореховский • Пологовский • Приазовский • Приморский • Розовский • Токмакский • Черниговский


Города

Бердянск1 • Васильевка2 • Вольнянск2 • Гуляйполе2 • Днепрорудное2 • Запорожье1 • Каменка-Днепровская2 • Мелитополь1 • Молочанск2 • Орехов2 • Пологи2 • Приморск2 • Токмак1 • Энергодар1

Пгт

Акимовка • Андреевка • Балабино • Бильмак • Весёлое • Зализничное • Каменное • Камышеваха • Камыш-Заря • Кирилловка • Кушугум • Малокатериновка • Мирное • Михайловка • Нововасилевка • Новониколаевка • Приазовское • Пришиб • Розовка • Степногорск • Терноватое • Черниговка

Примечания: 1город областного значения; 2город районного значения

Населённые пункты Приморского района

Город:

Сёла:

Азов • Бановка • Болгарка • Борисовка • Вячеславка • Гюневка • Елизаветовка • Елисеевка • Зеленовка • Инзовка • Калиновка • Камышеватка • Лозановка • Лозоватка • Мануйловка • Мариновка • Нельговка • Новоалексеевка • Новопавловка • Орловка • Петровка • Подгорное • Преслав • Радоловка • Райновка • Юрьевка

Посёлки:

Ликвидированные:

Религия

Основная часть ногайцев — мусульмане, исповедует ислам суннитского ханафитского толка. Ислам постепенно начал проникать на территории проживания ногайских предков в 10-11 веках. В 1312 году после официального введения ханом Узбеком ислама, в Золотой Орде началась массовая исламизация. До наших дней в народе сохранились в некоторой степени древние языческие верования о духах-хозяевах стихий. Вместе с исламом пришел образ духа джинна. Среди ногайцев Большой Ногайской Орды широко было распространено учение братства йасавийа (также ясавия). В других группах преобладало учение накшбандия.

Во времена Ногайской Орды народ очень трепетно относился к могилам видных людей, в основном это были правители. Захоронения представляли собой целые архитектурные сооружения, которые возводились над местом погребения.

У ногайцев было два вида мечетей:

  1. Открытые, в теплое время года их устраивали в степях кочевые ногайцы, которые зимой молились в юртах. Представляли собой расчищенные площадки, на которых собирались все верующие общины, совершали молитвы;
  2. Стационарные крытые, строились в оседлых аулах, местах зимовий.

Очень большой урон религиозной жизни народа нанесла советская власть. Все мечети были разрушены, основная часть мулл, кадиев, ахунов, имамов, эфенди, муэдзинов репрессирована. Те, кто остался жить на родине, были вынуждены прекратить свою деятельность. В начале 90-х 20 века в Ногайской степи осталось лишь 2-3 муллы. Малое количество ногайцев из старшего поколения совершало намаз, но так как мечетей не было, все проводилось индивидуально. Не существовало даже религиозного домашнего обучения. Народ старался соблюдать правила своей религии, не употребляли свинину, проводили обрезание. Последние несколько лет религиозная жизнь начала постепенно возобновляться. Ведется строительство мечетей, появились имамы, муэдзины, проводятся религиозные обряды. Ногайцы отмечают праздник мавлид — день рождение Пророка, главные мусульманские праздники — Курбан-байрам, Ураза-байрам. При мечетях открываются мектебы, медресе. Некоторые ногайцы исповедуют ислам шафиитского толка и ваххабизм.

Еда

В кухне народа раньше преобладали мясные и молочные блюда. Сегодня рацион ногайцев значительно обогатился за счет заимствования у соседних народов. Готовят из конины, ягнятины, делают различные колбасы. Из муки пекут лепешки, варят вид галушек инъкал, пельмени, жарят лукумы, пекут хворост, катламу. Из круп готовят вкусные, сытные каши, добавляют в них мясо. Используется кукурузная, пшеничная крупа, фасоль. С кашами принято подавать ногайский сыр ауырша. Супы в кухне занимают особое место, готовятся они с куриной лапшой, мясом, изделиями из теста. Популярны кисломолочные, сырные супы. Из сладостей самая популярная — соьк, готовят ее из пшена и сметаны. Другие лакомства ногайцев:

  • печеная тыква с изюмом, корицей;
  • запеканка из коровьего молозива с медом;
  • сладкий рис с мороженым и изюмом.

Главный национальный напиток — кумыс, помимо него пьют айран, хмельной напиток буза, медовый шербет, приготовленный по-особому ногайский чай. Сначала листья чая кипятят в воде, процеживают, добавляют сливки, домашнюю сметану, соль, черный перец. Напиток подают в пиалах с медом, маслом, сыром. Считается что у народа есть минимум пять видов чая.

На свадьбу готовят специальные блюда: вареная баранья грудинка, баурсакъ. Рожениц кормят куриным бульоном, шейкой птицы. На поминки обязательно готовят супы, блюда из мяса. Для гостей делают необычное блюдо «тузланган-кой баш» — вареную баранью голову, предварительно отмоченную в тузлуке.

Внешность

Одежда

Традиционная одежда ногайцев является этнокультурным историческим наследием народа, отличается неповторимой самобытностью, красотой. В основе костюма элементы одежды древних кочевников. Мужчины проводили большое количество времени верхом на лошади, что отразилось на одеже. Сапоги были с высокими голенищами, штаны широкого кроя, для удобной езды. Шепкены, капталы шили с запахом, открытой грудью.

Мужчины носили нательную рубаху (ишки коьйлек) до колен. Ее заправляли в шаровары, носили на выпуск. Сверху надевали куртку-безрукавку, обычно ее носили во время работы по хозяйству. В качестве верхней летней одежды надевали каптал. Некоторые народы называют его бешмет. Все мужчины, независимо от возраста, носили длинные капталы. Еще одной деталью верхней одежды был шепкен. В непогоду и жару носили бурку.

Важным атрибутом мужского костюма был поясной ремень «белбау» — узкий, с ременными подвесками, металлической пряжкой, пластинками с гравировками из золота и черни. Кушак — это не менее важная деталь костюма, представлял собой сложенную или скатанную полосу из шелка, длиной в 2 метра.

Причерноморские ногайцы носили три вида головного убора:

  • меховая шапка кулак боьрк;
  • шапка для сна ят боьрк;
  • обрядовая шапка аьдетли боьрк.

Еще носили кругловерхую шапку из шкуры барана, крытую сукном, иногда под нее надевали маленькую шапочку «аракшын». Из обуви носили чувяки, бапиш с кожаными чулками, подобие лаптей — ыдырык, сапоги из кожи вола, верблюда, коровы, с загнутым носом, кожаные сапоги на высоком каблуке, туфли, мягкую кожаную обувь, сафьяновые мягкие сапоги без каблука с калошами. Одежда мужчины дополнялась оружием савыт, воинскими доспехами. Кочевник был вооружен следующим:

  • лук со стрелами
  • меч
  • боевой топор
  • копье
  • красиво отделанный колчан для стрел
  • шлем
  • футляр для боевого лука с орнаментом

Женщины носили штаны, суженные у щиколоток, туникообразную рубаху, нательную рубаху, шелковый короткий кафтан, плотно облегающий фигуру, часто без рукавов, чтобы проще было работать. Носили распашное длинное платье, каптал, украшенный на груди 10 узорчатыми призматическими серебряными узорами. С верхней одеждой надевали передник, используемый при домашней работе. Женщины никогда не ходят с непокрытой головой. Традиционные головные уборы:

  • ока борк, покрывалась платком
  • шапочка из плотной ткани, отороченная мехом
  • шапочка кырым борк
  • кундыз борк
  • косынки

Жилище

В Черкесии ногайцы давно живут в домах. Дворы окружают плетневым, каменным забором, обмазанным глиной. Дом (уьй) строят из сырцовых кирпичей. Стены снаружи и внутри белят известью, мелом. Крышу в основном делают из черепицы. В жилище есть комната для гостей, помещение для приготовления пищи, где вся семья проводит основную часть времени. Все дома стоят к улице боком, у многих окна выходят только во двор. Вместо старинных очагов многие установили плиты. Раньше спали на глинобитных лежанках, покрытых кошмами. Встречаются они и сейчас у караногайцев. Сегодня убранство в домах современное. В аулах есть электричество, радио.

Кочевые ногайцы жили в кибитках. В центре жилища был очаг, вокруг него стелили кошмы для сидения. В глубине кибитки располагалось спальное место (тер). Справа от входа складывали вещи, домашнюю утварь, слева устанавливали изгородь, куда помещали молодняк. Сбрую и одежду развешивали на стены. У богатых ногайцев была кровать, на которой укладывали гостей. Кибиточное селение называлось «куп» и состояло из нескольких групп кибиток. В одном селении было 40-60 таких жилищ. Расставляли их по окружности, внутри круга между ними размещали скот. Раз в месяц народ менял свое место жительство, перевозя с собой жилища со всем имуществом.

Еще один тип жилища кочевых ногайцев, юрта, была двух типов: разборная (терме) и неразборная (отав). Остов жилища делали из деревянных складных решеток, скрепляли наверху купольными жердями из дерева, в центре они сходились в ободок. Сверху на него крепилось навершие решетчатого типа, которое служило окном и дымоходом. Дверь состояла из створок, открывавшихся наружу. Зимой ее утепляли кусками войлока. Каркас юрты снаружи обтягивали войлоком, внутри в зимний период утепляли циновкой, зажиточные использовали ковры. При плохой погоде дымоход закрывали куском войлока (серпик). На пол стелили войлок, ковры. Очаг располагался в центре жилища, на нем готовили пищу, обогревали юрту в холода. На очаге стоял треножник из железа — важный атрибут жизни кочевников. Богатые ногайцы покрывали юрту белым войлоком в несколько слоев, украшали красными лентами, тесьмой.

Стояли юрты ногайцев рядами, каждый ряд — выходцы из одной семьи. В самом центре стояла юрта старшего из родственников, он был главой всего квартала. Внутри жилища место женщины с восточной стороны, там же располагалась провизия, посуда, вещи. На северной стороне было почетное место, обложенное подушками. Здесь спал и сидел глава семьи. У ногайцев существовало многоженство, старшей всегда прислуживали остальные жены. Справа от мужа сидят мужчины, слева — все жены по старшинству.

Традиции

Раньше у народа существовала кровная месть, которая исчезла до революции. Родовая помощь заменилась на соседскую в 19 веке. До сих пор распространен обычай гостеприимства, ногайцы очень радушно встречают гостей, угощают самыми лучшими блюдами, спать укладывают на лучшем месте. Считается что, если в доме нет комнаты для гостей, это плохой дом. Первое, чем угощают гостя, это ногайский чай.

Важное место занимает рождение ребенка. Первые 40 дней после рождения младенца очень значимы, в этот период происходит этап его «очеловечивания». До 40-го дня ребенку дают имя, укладывают впервые в колыбель, сбривают волосы, снимают старую одежду, одевают в специальную рубашку (ийт коьйлек). Младенец, которому больше 40 дней называется «кыркынан шыккан бала».

Обряды, проводимые во время родов, открывают цикл жизни человека. К ним относятся:

  • обрезание пуповины;
  • захоронение последа;
  • обмывание новорожденного;
  • кормление;
  • наречение именем;
  • перерезание пут при вставании ребенка на ноги.

Тело младенца считается сырым, чтобы оно поскорее затвердело, 40 дней ребенка купают в подсоленной воде. Обряд сбривания волос должен проводить дедушка ребенка со стороны матери «нагаш атасы». Он не приходит сам, ему привозят новорожденного домой. Родители дарят мужчине рубашку, он преподносит ребенку в виде дара бычка или барана. Первые волосы называются карын шаш, что переводится как «утробные волосы». Ногайцы верят, если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Сбритые волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани, привязывают к хвосту лошади. Это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной. В народе про мальчиков, которые не оправдывают ожидания, говорят: «Его утробные волосы дома оставили наверно».

Первая рубашка ребенка называется «собачья», шьется из подола нательной рубахи свекра матери новорожденного или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость, был долгожителем. Во время проведения обряда снятия старой рубашки пекут три хлеба, с отверстиями посередине. Один дают собаке, остальные детям. Первую рубашку снимают и продевают через отверстие в хлебе, который привязывается собаке на шею. Дети гоняют ее, чтобы она унесла все плохое в младенце. Детей после обряда угощают сладостями, чаем. У ногайцев считается неприличным ругать, ласкать, кормить детей на людях, особенно при старших родственниках.

Ежегодно перед Пасхой, в пятницу, дети идут на высокий холм Майтобе, на праздник Тепреш. В это день красят яйца, скатывают их с горки. Яйца у народа ассоциируются с новой жизнью, источником мироздания, широко применяются по сей день как символ плодородия.

Свадьба — важное событие у народа. Жену для парня выбирал семейный совет во главе с отцом. Мнение у жениха никто не спрашивал, все вопросы решали старшие братья, мужчины по отцовской линии. Избранницу выбирали очень тщательно, оценивали материальный статус, внешность, воспитание, хозяйственность.

Когда невеста выбрана, проводится сватовство. В дом приезжают мужчины во главе с почтенным старцем, знающим все традиции, обряды. Даже если жених семье и девушке на нравился, принимали его всегда с почестями. Сразу ответ давать не принято, сваты должны прийти еще один-два раза. В это время семья невесты узнает о женихе, оценивает его. Если родители согласны, они дают ответ, назначают день свадьбы, размер калыма. Примечательно, что дату свадьбы назначают с помощью астрологов. Калым у ногайцев большой, помимо него жених должен еще заплатить сверху деньгами. По причине отсутствия больших средств, иногда невесту воруют, чтобы ее родня снизила размер калыма.

Невеста вместе с матерью готовят приданое, шьют одежду для членов своей будущей семьи. Времени и сил на это уходит немало. После помолвки проводят малую свадьбу, во время которой жених передает калым, невеста дарит подарки родне мужа. Гостей угощают, невеста прощается со своим девичьим нарядом — красным платком. Ей уже приготовлен свадебный наряд, белый платок, который она носит после замужества. Перед свадьбой невеста приходила в дом будущих родственников, что означало приглашение на торжество.

Свадьба проводится осенью или весной. На торжестве не только пьют и едят, устраивают скачки, различные состязания, танцы. Молодожены танцуют свой первый танец — лезгинку. Гости во время танца дарят молодым подарки, деньги. Это считается первым капиталом их новой семьи, заработанным совместно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *