Тувинцы

История

Схожие генотипы тувинцев и американских индейцев указывают на наличие общих предков. Согласно исследованиям, древние племена, мигрировавшие из Восточной Сибири 15 000 лет назад, частично осели на территории Саянских гор. Часть пересекла ледовый перешеек в Северную Америку, положив начало развитию индейских племен.
Начало формирования тувинской народности приходится на конец первого тысячелетия нашей эры. Тогда на территории современной Тувы обитали разрозненные индоевропейские, самодийские, кетоязычные племена. Археологические находки доказывают связи со скифами, племенами Казахстана и Монголии, сакскими племенами.
К VIII веку регион находился под влиянием могущественного Тюркского каганата, который в конце столетия разбили тюркоязычные племена уйгурского происхождения, вторгнувшиеся на территорию Тувы, оказавшие влияние на этногенез и формирование национального языка. Столетие спустя тувинцев захватили енисейские кыргызы, быстро ассимилировавшиеся с местным населением.

Первичное формирование национальных особенностей завершилось в XIII—XIV веках, когда в регионе обосновался ряд монгольских племен, оказавших значительное влияние на внешность тувинцев. В этот же период тувинские племена находились под властью монгольских ханов: существует версия, что мать Чингисхана происходила из этой народности. Упадок Монгольской империи привел к появлению нескольких ханств: тувинские земли входили в состав Ойратского, а затем Джунгарского ханства. В 1755-1766 гг. регионом овладевают войска Цинской империи: тувинцы попадают под власть Маньчжурии. В этот период введена воинская повинность, укреплена феодальная организация общества, произведен раздел на административные территории.
С 1860 г. российским и китайским купцам разрешена беспрепятственная торговля на территории Тувы. Начинается активное освоение земель русскими переселенцами. Это положило конец изоляции Тувы, привело к появлению современных предметов быта, жилищ, одежды. Торговля с несведущими в деле тувинцами велась по завышенным ценам, что привело к резкому сокращению скота у населения.
В начале XX века между Россией, Монголией и Китаем начались политические споры относительно стратегически привлекательного Урянхайского края. В результате в 1912 г. тувинцы предпочли Россию, попросив у государства защиту и покровительство: в 1914 г. российский император включил край в состав страны.
1922 г. — образовано независимое государство Народная Республика Танну-Тува, или Тувинская Народная Республика. В годы Великой Отечественной войны тувинцы добровольцами уходили на фронт, где стали настоящей грозой вермахта. Привычные к ограничениям в быту, они отличались храбростью и отчаянно сражались. Народ отдал на нужды войны всех лошадей, отличавшихся особой выносливостью. А для комплектации союзных войск лыжами были вырублены уникальные, встречающиеся лишь в республике березы, отлично подходящие для этих целей.

Дальнейшая история народа неразрывно связана с Россией:

  • 1944 г. — Тува вошла в состав СССР в качестве автономной области;
  • 1961 г. — приобрела статус Тувинской АССР;
  • 1991 г. — Республика Тува в составе России;
  • 1993 г. — переименование в «Республика Тыва».

Одежда

Национальный костюм тувинцев разнообразен, богат яркими красками и декором. Одежду шили из покупных тканей, войлока собственного производства, выделанных шкур домашних и диких животных. Традиционная летняя одежда — халат монгольского кроя, длинный, запахивающийся направо, дополненный поясом. Одежда была однотонной — фиолетовой, зеленой, синей, красной, желтой. Верх наряда украшал стоячий воротник, собранный из разноцветных полос ткани.
В межсезонье носили короткие овечьи шубы мехом наружу, зимой заменяли длиннополыми, застегивающимися с правого бока. Обувь — сапоги из сыромятной кожи с вытянутыми и загнутыми вверх носками. Праздничные пары украшались аппликациями с геометрическими, растительными, анималистическими орнаментами. Зимой дополнительно надевали войлочные чулки.
Женщины ценили украшения, имея их вдоволь: тувинцы считались искусными ювелирами. Предпочитали кольца, перстни, браслеты с гравировками, массивные серьги. Металлические пластины, декорированные драгоценными камнями, вплетали в две косы. Мужчины переднюю часть головы обривали, из оставшихся волос собирали одну косу.

Непокрытая голова женщин не приветствовалась, обязательно носили платки, шляпы. Популярны были шестиклинные шапки, шляпы с высоким остроконечным верхом, отороченные по полям мехом. Замужние украшали их меховыми кистями, красными лентами. Узоры и вставки того же цвета крепились поверх костюма на грудь: считалось, что красные оттенки прогоняют злых духов.

Семейный уклад

До XX столетия тувинцы сохраняли пережитки родоплеменных отношений. Преобладали малые семьи из двух поколений, проживавшие в отдельных юртах в составе аала. Аальная община состояла из двух-трех родственных поколений, обычно рядом с юртой родителей свои жилища ставили выросшие сыновья. Таким составом кочевали, а летом объединялись с другими общинами по соседскому принципу.
Преобладающий тип семьи — моногамный, несколько жен имели богатые тувинцы, владеющие большими стадами. Брачный возраст девушек наступал в 15 лет, известны случаи замужества в 11-13 лет. Согласно традиции, свадьбу играть могли лишь на нечетном году жизни: 15, 17, 19 лет. Возраст жениха роли не играл, порой женили 10-12-летних мальчиков, искали невест и овдовевшие старики.
Практиковались свадьбы по сговору, заключавшемуся после исполнения ребенку 8-9 лет, случались «люлечные» свадьбы. По достижении невестой возраста деторождения, прибывали назначенные сваты с гостинцами: тканями, алкоголем, сладостями, мехами. Родные девушки принимали калым, в ответ закатывая пир длиной в сутки: итогом застолья считалось назначение даты свадьбы.

Второй визит сватов проходил вместе с женихом, остававшимся с невестой наедине: проверялась его «мужская сила». Это приводило к добрачным беременностям и родам, что у тувинцев не считалось позором. В день свадьбы невеста переезжала в аал жениха, где устраивали пир, длившийся сутки, вне зависимости от богатства и социального положения семьи.
Перед отъездом девушки из дома родители невесты готовили новую юрту, одежду, постельные принадлежности, кухонную утварь, выделяли скот. «Приданое» не переходило к семье жениха, а оставалось в собственности невесты до конца жизни: в новую юрту молодые переселялись сразу после свадьбы.
Отношения до брака не с нареченным карались лишь гневом отца: получившихся в результате таких союзов детей оставляли в семьях, воспитывали наряду с законнорожденными. Тувинцы стремились к многодетности: считалось, что родившая пятерых детей женщина автоматически получает место в лучшем мире. У народа не было чужих детей: сирот брали на попечение родственники, соседи.

Жилище

Традиционное тувинское жилище — юрта, сложенная из решетчатых стенок-основ, скрепленных внутри обручем, образовывавшим окошко для выхода дыма. Основу покрывали войлоком, скрепленным веревками. Западные тувинцы устанавливали конические чумы, летом покрывавшиеся берестой, зимой — шкурами животных.
В центре тувинского жилища находился очаг: символ благополучия, наделяемый сакральным значением. Ежегодно шаманы устраивали обряды приветствия и кормления духа-огня в каждом доме. В повседневной жизни следить за очагом надлежало женщине, поскольку огонь имел в представлении тувинцев женскую природу и назывался От-ине: реальное воплощение женщины-хранительницы домашнего очага.
Правая половина юрты женская: здесь хранилась утварь, одежда, предметы быта. Слева располагались мужчины и предметы мужской зоны ответственности: войлок, оружие, столярные инструменты, орудия охоты, загона скота. Напротив входа оборудовали свободную зону для приема гостей. По бокам юрты размещали металлические сундуки с изысканной ковкой, на стены вешали кожаные мешки с запасами зерна, масла, чая.

Религия

Традиционные верования тувинцев связаны с наделением окружающего мира духами: хранителями, помощниками, защитниками, карателями. Религия тесно связана с шаманизмом: шаманы были семейные и профессиональные, мужчины и женщины. В XIII—XIV столетии в регион проник буддизм из Тибета, он гармонично переплелся с национальными верованиями.
И сегодня в жизни общества важную роль играют шаманы и ламы. К шаманам ходят посоветоваться, узнать будущее, попросить исцеления или хорошей погоды в определенную дату. С момента прихода в регион ламы вполне терпимо относятся к проявлениям традиционных верований, включив ряд духов в пантеон, часть праздников в религиозный календарь.
В Тувинский Новый год Шагаа в буддийских храмах ночь напролет проходят богослужения с участием духовного лидера народа Кабы-ламы. Утром шаманы вместе с ламами проводят обряд Сан-сарылы, посвященный солнцу и огню. Ламы читают священные писания, а шаманы «кормят» огонь подношениями из сластей и мяса.

Тувинцы почитают и обожествляют солнце, а во время затмения встают на его защиту, так как думают, что светило борется с темными, злыми духами. В прошлом люди выбегали на улицу, начинали громко кричать, стрелять в небо из ружей, бить в железную посуду. Сегодня с помощью национальной ложки с девятью отверстиями тос-карак «окропляют небо», разбрызгивая вверх национальный соленый чай или молоко.

Традиции

Погребальные традиции также тесно связаны с культами солнца и огня: в прошлом покойников сжигали, а дома усопших окуривали ветками лиственницы. Позже умерших начали выносить далеко в тайгу: оставляли на земле, вокруг сооружая надгробие.
В последний путь тувинцев провожали аплодисментами: считалось, что громкие звуки отгоняют злых духов. Хлопанье в ладоши настолько ассоциировалось с похоронами, что детям запрещали хлопать во время игр, а если такое случалось, рисовали на ладошках защитные крестики.
Ежегодно в конце лета отмечается национальный тувинский праздник Наадым, ранее проводившихся для объединения родоплеменных связей, почитания духов предков. Сегодня на празднике возрождают национальные традиции народа. Среди обязательных элементов гуляний:

  • Горловое пение;
  • Национальная борьба хуреш. Борьба похожа на сумо, поэтому тувинцы не раз показывали себя отличными сумоистами. Самые знаменитые из них — Баткар Баасан и Аяс Монгуш;
  • Конные скачки, где наездниками выступают дети с 3-5 лет;
  • Стрельба из лука в мишень;
  • Выставка изделий из войлока;
  • Дегустация блюд национальной кухни;
  • Красочное представление по мотивам истории народности.

Тихий геноцид в Туве

В сознании русского обывателя Тува — нечто вроде Чукотки, где живет пусть и инорасовый, но тихий мирный маленький народ оленеводов, души в «старшем брате» не чаящий. Однако это не соответствует действительному положению вещей.
Республика Тува (также Тыва) прославилась тем, что на её территории с 1990-х годов начались первые в СССР русские погромы. Тувинская молодежь, под нескрываемое одобрение большинства тувинцев и тувинских чиновников, начала громить русские дома в сельских районах Тувы. В города съезжались толпы агрессивно настроенных сельских тувинцев, заранее ориентированных на нападения на любых русских, которых можно было безнаказанно избить, ограбить или убить.

(Всего 6 фото)

История развития конфликта

В конце 1980-х в статье «Лучше строить мосты» 1-й секретарь обкома комсомола Тувы В. Кочергин писал: «Даже тогда, когда происходили определенные выходки молодежи, которые можно назвать националистическими, мы называли их лишь хулиганскими (…) Мы должны признать, что ребята, приезжающие в город из сельской местности, недостаточно культурны» (2, 6 мая 1989 г.). Врач Канунников А. в своем письме в редакцию «Тувинской правды» пишет: «В последнее время в ресбольницу все чаще поступают пострадавшие от рук экстремистски настроенной молодежи (…) Я прожил в Туве 33 года и не заметил, когда впервые появились ростки проявлений национализма. (…) Участившиеся зверские избиения в неспровоцированных драках, ножевые ранения, с которыми поступают в больницу молодые люди … от всего этого становится не по себе» (2, 3 сен. 1989 г., «Требуется единство»). Другой врач, Верещагин В. А., говорит: «Почти треть проводимых нами операций — следствие преступлений» (2, 3 сен. 1989 г., «Четырем смертям назло»). Врач республиканской больницы Л., русский, в своей беседе со мной жаловался, что «в последние годы стало невозможно работать. Участились нападения на медперсонал со стороны пациентов-тувинцев. Милиция нас никак не защищает» (1993 г.).

На тот момент в Туве проживало почти 50 % русского населения, но, поняв, что в Москве фактически закрыли глаза на происходящее и морально готовы сдать Туву местным националистам, первыми прочь из Тувы бросились спасаться русские начальники, среди которых был и руководитель Управления КГБ СССР.

Неудивительно, что после него эту должность занял тувинец, мягко говоря, совсем не озабоченный проблемами русского населения. После 1992 года выдавливание русских перешло в более «спокойную», уверенную и системную фазу. По свидетельствам тех, кто вынужден был уехать Тувинское большинство увольняло русских там где могло, а где не получалось — предприятия банкротились.

Оставшись без работы русские, в основном, просто вынуждены были уехать в поисках работы и личной безопасности. К этому периоду относятся скандалы по выдавливанию из республиканского ФСБ и МВД больших групп русских офицеров. С того времени и по сей день, на миграцию русских из Тувы действуют следующие факторы:

— один из самых высоких уровней преступности в Туве на душу населения, причем именно русские, при всех прочих равных факторах, становятся наиболее предпочтительными объектами преступления
— дискриминация русских при устройстве на работу и назначении на должности
— Упадок экономики Тувы и, как следствие, низкий, по сравнению со среднероссийским, уровень жизни. В 1990 году Тува обеспечивала свой бюджет приблизительно на 40 %, теперь на 12 %, всё остальное — дотация из Москвы.

В 1990 г. напряженность достигает своего пика. Весной и летом в республике происходят процессы, которые среди местного населения получили название «события 90-го года». Обостряются межнациональные отношения в городах и поселках со смешанным национальным составом. В п.г.т. Хову-Аксы, где находилось крупное по масштабам Тувы металлургическое предприятие, весной 1990 г. начинаются драки между русской и тувинской молодежью, погромы русскоязычного населения, и, как следствие — массовый отъезд русских из поселка. К августу из поселка выехало 1600 человек (2, 15 авг. 1990 г., «Единым фронтом — на искоренение правонарушений»). Именно волнения в Хову-Аксы многие информаторы называют началом «событий 90-го года». …

В среднем в этот период по республике происходит 20-40 преступлений в сутки. «Руководящие органы республики, обком КПСС в основном классифицируют случаи конфликтов на межнациональной почве как хулиганство…» (2, 23 авг. 1990 г., «Найдем ли мы путь к согласию?»). В некотором смысле переломным моментом в этих событиях можно считать митинг, состоявшийся в г. Кызыле на пл. Ленина в конце июня 1990 г. Поводом к проведению митинга послужило убийство русских рыбаков на оз. Сут-Холь. По мнению опрошенных русских, это убийство было напрямую связано с неприязнью на почве межнациональных отношений. … В прессе поднимается и вопрос об оттоке русскоязычного населения за пределы республики.

Время правления Путина

Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев, вернувшийся весной 2009 года из республики Тыва, рассказал о катастрофическом положении православного и русскоязычного населения в республике. В нищем, на 96 % дотационном регионе, большая часть жителей которого зарабатывает выращиванием конопли, усиливаются антирусские, антиправославные и сепаратистские настроения.

«Отток русскоязычного населения из республики продолжается, и его нельзя объяснить только экономическими причинами, рассказывает Роман Силантьев. — Уровень преступности в Тыве просто зашкаливает, и русскоязычным людям даже в столице не рекомендуют выходить из домов после захода солнца. Только за последние три года бандитами были убиты два сотрудника Свято-Троицкой церкви в Кызыле и еще один жестоко избит».

Действительно, если ещё в 1980 русскоязычное население Тувинской АССР составляло 33 %, то теперь их стало 18 — 20 %, и число это лишь продолжает неуклонно сокращаться.

Этнические русские, проживающие в Тыве, по вечерам боятся выходить из дома. Приезжающих в республику русских командировочных сразу предупреждают: «После ужина на улицу не выходи».

Время от времени в Тыве «неизвестными злоумышленниками» проводятся демонстративные акции устрашения против русских. По свидетельству журналиста одного из столичных изданий, за пару дней до его приезда группа тувинской молодежи с криком «смерть русским!» напала в Кызыле на русскую пару, выходящую из боулинга. Мужа забили до смерти, жена отделалась переломами. Ни денег, ни ценностей преступники не взяли.

На заборе строящегося в столице республики православного храма постоянно появляются надписи: «Русские, убирайтесь вон!». Во время президентских выборов по всей Тыве распространялись листовки: «Русские — наши враги».

Письмо в кызыльскую газету «Риск»(2004 год)

«Пишет вам из поселка Сайлыг Ильин Николай Александрович. Я проживаю в Туве с 1950 г., работал шофером на комбинате «Тувакобальт», поднимал экономику Тувы. Сейчас на пенсии, проживаю один, мне уже 79 лет. Пенсии не хватает, держу подсобное хозяйство.

Вынужден вам написать письмо, так как не к кому больше обратиться: никто нас, русских, не хочет здесь защищать. Так, 15 ноября 2004 г. на мой дом было совершено разбойное нападение группой подростков тувинской национальности. Хорошо, что мне помогли соседи, а то бы меня убили, как убили по улице Горной мать с сыном. Когда вызвали милицию, то участковый мне предложил продать всё, что у меня есть, и уехать из Тувы.

Мне страшно смотреть, что творится в нашем поселке: милиция бездействует, прокуратуре тоже на нас наплевать, вечером выйти на улицу невозможно, везде ходят пьяные компании, обкуренные гашишем, начинают требовать сначала закурить, потом деньги, если не дашь, могут изувечить. В милиции их подержат сутки, и всё начинается сначала. Наши дети ходят в школу в городок 3 км через гору. На этой горе их встречают толпы, избивают и отбирают все, что можно.»
Действия правозащитников

В те годы либералы-демократы-антифашисты, в том числе и Галина Старовойтова, не считали нужным побороться с фашизмом малых народов. Старовойтова, в то время будучи «государственным советником РФ по межнациональным отношениям», предпочитала бороться, с «русским шовинизмом», когда никаких Русских скинхедов в России и экс-СССР еще и в помине не было, зато будущие «жертвы русского фашизма» вовсю били Русских -от Кишинёва до Кызыла (столица Тувы). И не только били, а иногда и выгоняли из квартир, а порой и убивали.

И тувинские правозащитники и тувинская «национальная интеллигенция» не считали нужным бороться с тувинской ксенофобией, а тувинское правительство не преследовало погромщиков.

В настоящее время отношение самопровозглашённых правозащитников к проблемам гонения этнических Русских в Туве не изменилось. Проблема полностью игнорируется, а вместо этого наращивается раздувание мифа о русском фашизме. Так, например сенатор от Тувы, председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике, Людмила Борисовна Нарусова, будучи знакомой с положением Русских у себя в федеральном округе всё же считает, что лозунг «Россия для Русских!» «не просто антиконституционен, он преступен и ведет к развалу нашей России»

Постсоветская Россия — страна, далекая от идеалов межнациональной дружбы. Всеобщая этническая мобилизация сформировала новое поколение россиян. Как воспринимают нынешние подростки собственную национальность, как они относятся к другим народам? На эти вопросы отвечает исследование, проведенное Центром социологии образования РАО.
В странах с межэтнической напряженностью отмечается более раннее формирование этнического сознания у детей, принадлежащих к национальным меньшинствам. Так, британские психологи установили, что дети пакистанских эмигрантов в Шотландии получают представление об этнических группах раньше, чем дети шотландцев. Последние могут не обладать знаниями о чужой культуре, даже имея соседей-пакистанцев, поскольку общение с ними происходит в контексте доминирования норм и ценностей шотландской культуры.
В многочисленных исследованиях, проводившихся в США, Великобритании и Новой Зеландии, дошкольникам показывали набор кукол, изображающих представителей различных рас, и просили выбрать тех, которые больше на них похожи. Чернокожие дети часто выбирали «неправильных» белых кукол. Белые дети никогда черных кукол не выбирали. Значит, уже в дошкольном возрасте дети осознают социальный статус разных этнических групп и стремятся принадлежать к доминирующей группе.
У подростков формируются различные стратегии реагирования на негативные суждения о своей этнической группе. Например, для выходцев из стран Северной Африки во Франции характерно формирование так называемой негативной идентичности: «Пусть мы плохие, но это действительно мы».

Другая стратегия состоит в попытке сменить группу, то есть принять язык, нормы, обычаи, верования этнической группы, обладающей более высоким статусом.
Третья стратегия состоит в том, чтобы провести психологическую границу между собой и членами своей этнической группы. Это характерно для детей из межэтнических семей. Они либо формируют у себя биэтническую идентичность, осознавая свою общность с культурами обоих родителей, либо становятся маргиналами, для которых чужды обе культуры.
В постсоветской России наблюдается небывалый рост этнической идентичности у всех народов. В исследовании, выполненном сотрудниками Центра социологии образования РАО Владимиром Собкиным и Анастасией Грачевой, предпринята попытка проанализировать, как в этих условиях происходит формирование этнического сознания подростков. В исследовании приняли участие старшеклассники пяти национальностей: русские, евреи, тувинцы, татары и башкиры, проживающие в Москве, Туве и Пермской области.
Религиозная граница
Подростки отвечали на две группы вопросов: о том или ином народе в целом и о типичном его представителе.
Испытуемые оценивали народы в целом по множеству характеристик: спокойный, открытый, отсталый, воинственный, гостеприимный, сильный, мудрый, расчетливый и т. д. Оценки по большинству параметров у испытуемых совпадали, что позволило исследователям выделить два главных качества, на основании которых происходит дифференциация народов в сознании большинства детей. Это открытость и сила. В понятие «открытость» подростки включают такие качества, как гостеприимство, спокойствие, мудрость. Сила у большинства национальных групп ассоциируется с выносливостью, свободолюбием, расчетливостью и сплоченностью.
Понятию «сила» у всех национальных групп противопоставляются покорность и отсталость, а понятию «открытость» — враждебность и воинственность. Только для русских подростков воинственность является синонимом силы.
И только русские подростки выделяют в отдельную характеристику религиозность. Для всех остальных религиозность — синоним открытости. В сознании русских подростков именно религиозность позволяет противопоставлять группы «мы» и «они». Народы, исповедующие нехристианские религии (евреи, татары), оцениваются русскими подростками как враждебные, а народы, принадлежащие к разным христианским конфессиям,— как открытые для контактов. То есть религия выступает основным фактором этнического самоопределения и границей взаимопонимания между народами.
Представители каждой национальности считают свой народ самым открытым. Однако «силовыми» характеристиками своих народов гордятся только татары и евреи. Русские подростки свой собственный народ особенно сильным не считают. У тувинцев наблюдается наибольшее расхождение между образом собственного народа и представлением о «народе, достойном восхищения». Наиболее достойной чертой народа тувинские подростки считают сплоченность, при этом их собственный народ набрал по этой позиции минимальное количество баллов.
Типичный грек
Типичные представители разных народов характеризуются подростками по трем основным признакам: альтруизм—эгоизм, расчетливость—нерасчетливость и активность—пассивность.

У представителей различных этнических групп выявлены разные представления о том, какие характеристики считать положительными, какие — отрицательными. Все подростки без исключения считают положительной характеристикой альтруизм и активность. Что касается расчетливости, то для русских и татар она выступает как положительное качество, а для тувинцев и евреев — как отрицательное. Тувинцы отличаются от всех остальных народов еще и тем, что противопоставляют ум и хитрость, считая ум положительной чертой и синонимом силы, а хитрость и расчетливость — признаком эгоизма.
Татары и башкиры считают хитрость синонимом силы и противопоставляют ее слабости и зависимости. Подростки остальных национальностей понимают зависимость по-другому. У русских и евреев она является синонимом пассивности (лень, слабоволие), а тувинские подростки противопоставляют зависимость интеллекту.
При сравнении оценок, данных подростками разным народам, обнаружена следующая закономерность: чем меньше они знают о представителях той или иной группы, тем четче и однозначнее ее оценка. Так, русские воспринимаются всеми остальными группами наиболее расплывчато. А наиболее определенную оценку подростки дали грекам, с которыми у большинства испытуемых отсутствуют какие бы то ни было контакты, то есть определенность оценки выражает стереотипные представления о типичном греке.
При сравнении национальных стереотипов различных народов с соответствующими им религиозными стереотипами оказалось, что у подростков иных этнических групп образ русского никак не связан с образом христианина, а образ тувинца — с образом буддиста. Христианин и буддист оцениваются сами по себе, а русский и тувинец — сами по себе. Иная закономерность наблюдается в отношении евреев и татар. Между понятиями «еврей» и «иудаист» у подростков других национальностей нет практически никаких различий. Та же тождественность наблюдается при оценке стереотипов «татарин» и «мусульманин».
Еврей как русский национальный идеал
Наиболее интересные результаты были получены при сравнении оценок, данных подростками собственному народу. Во всех группах испытуемых образ собственного народа, своей религии и идеала расположен на полюсе «альтруизм». Однако в отношении такой характеристики, как расчетливость, наблюдаются существенные расхождения.
Так, в сознании русских подростков образ типичного русского предстает как бескорыстный и нерасчетливый, а их идеал, напротив, характеризуется расчетливостью. У еврейских подростков, наоборот, еврей расположен на полюсе «расчетливость», а личностный идеал — на противоположном полюсе. То есть у русских и еврейских подростков понятие личностного идеала и образ собственного народа расходятся, причем в противоположные стороны. Идеал еврейских подростков оказывается ближе к христианскому понятию об идеале, а идеал русских — ближе к их представлению о еврее.
Более гармоничные отношения между личным идеалом и образом своего народа наблюдаются у юных татар и башкир.
Четыре портрета
Вот как будут выглядеть условные портреты подростков разных национальностей, если несколько упростить результаты исследования.
Русские классифицируют представителей других народов с точки зрения их открытости, силы и религиозности. Силу они отождествляют с воинственностью, ценят альтруизм, расчетливость и активность, свой собственный народ характеризуют как альтруистичный, нерасчетливый и пассивный.
Татары и башкиры описывают народы с точки зрения открытости и силы. Они отождествляют силу с хитростью, а религиозность считают признаком открытости, ценят альтруизм, расчетливость и активность и считают свой народ соответствующим всем этим качествам.
Еврейские подростки также классифицируют народы на основании открытости и силы, но при этом отождествляют силу с активностью и противопоставляют ее лени. Свой народ они считают альтруистичным, расчетливым и активным, но сами при этом хотели бы быть нерасчетливыми.
Тувинские подростки описывают народы с точки зрения открытости и силы, и сила в их сознании отождествляется со сплоченностью. Они противопоставляют ум и хитрость, считая ум признаком силы, а хитрость — признаком эгоизма. Они считают свой народ воплощением лишь одного из высоко оцениваемых ими качеств — альтруизма, в то время как сплоченность и сила собственного народа оцениваются ими как крайне низкие.
АННА ФЕНЬКО
Братья навек?
В течение последних 20 лет официальная политика США в области образования строилась на борьбе с расовой сегрегацией и организации полиэтнических школ. Однако в этих школах ученики сами установили расовую сегрегацию: черные общаются только с черными, латиноамериканцы — с латиноамериканцами. Обычно полиэтническая школа поделена на отдельные территории, «принадлежащие» той или иной группе. Если кто-то из учеников-латиноамериканцев пытается общаться с представителями других этнических групп или просто нарушает негласные нормы этнической солидарности (например, начинает делать домашние задания или проявлять активность на уроках), этническим сообществом это расценивается как предательство и жестоко преследуется.
Эмпирические исследования обнаружили, что полиэтническое образование еще больше разжигает расовую ненависть среди школьников, поскольку обостряет их групповое сознание и противопоставление другим этническим группам. Поэтому в 90-е годы в США была разработана государственная программа «антирасистского образования». В ее разработке принимали участие специалисты из Кембриджского университета и Международного нью-йоркского центра разрешения конфликтов. Рекомендации программы включают в себя 10 правил:
1) Политика школьной администрации должна строго следовать принципам расового, национального, религиозного и сексуального равноправия.
2) Среди администрации, преподавателей и персонала школы должны быть представители разных расовых и культурных групп.
3) Школа должна оказывать помощь и поддержку ученикам, ставшим жертвами национальных и расовых конфликтов.
4) Школа должна следить за расовыми предрассудками и открыто обсуждать все случаи расовой дискриминации.
5) Для этого в школах должны быть созданы общественные советы из представителей администрации, учеников и преподавателей.

6) В старших классах должны изучаться предметы, предполагающие критическое обсуждение социальных вопросов.
7) В школьной библиотеке должны в достаточном количестве присутствовать научная литература и учебники по проблемам культурных и расовых предрассудков.
8) Программа преподавания гуманитарных предметов должна учитывать культурное разнообразие учащихся.
9) Культурные традиции разных народов должны уважаться в течение всего учебного года, а не по отдельным поводам вроде празднования китайского Нового года.
10) Поскольку расизм является проблемой не только американских школ, но и всего общества, школа должна обеспечить своих учеников знаниями и убеждениями, которые позволили бы им бороться с проявлениями расизма вне стен школы.
Американские школьники о межнациональных конфликтах
Сталкивались ли вы с расовыми и национальными конфликтами в школе или на работе? (%)
Да 58
Нет 41
По данным NCRD, 2000.
Мнения американцев разных национальностей друг о друге (%)

белые азиаты латиноаме риканцы черные
Азиаты хитры и склонны к 25 3 48 39
мошенничеству
Латиноамериканцы рожают 48 64 8 53
больше детей, чем могут
прокормить
Черные не способны 23 32 62 5
добиваться успеха, даже
если у них есть такая
возможность

По данным National Conference on Racial Dialogue, 2000.
Мнения россиян об иммиграционной политике правительства России (%)

Правительство должно разрешить приезжать 10
всем, кто хочет жить и работать в России
Правительство должно разрешить въезд в 44
Россию людям из менее развитых стран только
при условии точного наличия работы
Правительство вообще должно строго 28
ограничить въезд в нашу страну лиц из менее
развитых стран
Затруднились с ответом 18

Источник: РОМИР, июнь 2000 года. Выборка — 1500 человек.
Доля россиян, считающих межнациональные конфликты одной из главных проблем России (%)

Июнь 14
Июль 10
Август 16
Сентябрь 6
Октябрь 7

Источник: ФОМ, 2000. Выборка — 2500 человек.
Какой принцип должен лежать в основе внутренней национальной политики России? (%)

русские евреи тувинцы
Принцип равноправия всех 54 48 51
наций и народностей
Принцип примата интересов 14 3 23
национального большинства
Принцип отсутствия правового 22 38 12
разграничения населения по
национальному признаку
Затруднились с ответом 10 11 14

Кто виноват в разжигании национальных конфликтов в России? (%)

Местные национальные лидеры 26
Объективные обстоятельства (распад 23
СССР, исторически обусловленные
предрассудки)
Политики, борющиеся за власть 22
Центральная власть 13
Криминальные структуры 11
Иностранные спецслужбы 5

Как необходимо решать национальные конфликты? (%)

Только мирно и только путем переговоров 41
Только военным путем 6
Применение военной силы возможно, если 53
другие возможности исчерпаны

Какова должна быть политика России по отношению к иммигрантам? (%)

Необходимо ввести жесткие ограничения 40
на въезд в Россию лиц нерусской
национальности
Русские из стран ближнего зарубежья не 20
должны иметь никаких ограничений на
въезд и получение российского
гражданства
Россия должна предоставлять право 15
политического убежища
Россия должна быть открыта для въезда 7
беженцев и вынужденных переселенцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *