Культурное наследие Майя

Культура Майя

Своего расцвета цивилизации доколумбовой Америки достигли у майя, инков и ацтеков. Целый ряд общих элементов культуры позволяет ученым сделать вывод, что наследницей культурной традиции ольмеков стала цивилизация майя.

Историю культуры этого народа принято делить на три периода. Первый период (с древности до 317 г.) — время возникновения городов-государств, примитивного подсечного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др. Второй период (317-987) — древнее царство, или классический период, — время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тулума) и одновременно таинственного исхода из них населения в начале X в. Третий период (987-XVI в.) — новое царство, или постклассический период, — время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т.д.

Около 300 г. до н.э. в географической области, охватывающей часть современной Мексики, Гватемалы, Белиза и Гондураса, начала формироваться цивилизация майя. На этой территории народ майя построил несколько величественных ритуальных центров, руины которых сохранились до наших дней. Эти центры состояли из нескольких больших зданий, а их население было незначительным — в основном жрецы, их слуги и ремесленники. В центрах проводились большие религиозные праздники, на которые стекались большие массы людей.

Религия составляла духовную основу культуры майя, как во многих древних цивилизациях. В представлениях майя мир являлся сложным образованием, его наполняли различные священные силы. Поэтому пантеон богов был очень велик. Известны десятки богов, которые в зависимости от их функций разделяются на группы: боги плодородия, воды, охоты, огня, звезд, смерти, войны и т.д. Главными были бог плодоносного дождя и смертоносной молнии с головой, как у тапира, бог Солнца и ночного неба, бог кукурузы — покровитель жизни и смерти. Все они имели человеческий облик, благодаря которому их можно легко узнать в иероглифических надписях.

В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. Поэтому все божества майя двойственны и совмещают два противоположных начала — жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Своих главных богов майя изображали в виде пернатой змеи: перья — символ неба, змея — символ земли. Они считали, что в зависимости от деяний человека после смерти душа человека пребывает л ибо в состоянии безмятежного блаженства, либо в вечных муках. Вечное блаженство ожидает того, кто его заслужил, а грешники отправляются в Метналь — преисподнюю, вечно холодную область, населенную демонами.

Религиозные ритуалы древних майя были очень сложными, особенно жертвоприношения самого разного вида, среди которых наиболее распространены были человеческие, поскольку считалось, что боги питаются только человеческой кровью. Как и вольмекской цивилизации, у майя в жертву богам приносились самые красивые девушки, получая за это вечную счастливую жизнь, и самые лучшие юноши — победители в игре в мяч.

Считалось, что каждый из богов поочередно правит миром через определенные промежутки времени, например через год или несколько лет. К моменту начала правления определенного бога майя выставляли его статуи в храмах и на площадях и те стояли до тех пор, пока не закончится время его правления. Царствование злого божества приносило людям беды и страдания, а доброго — благоденствие и процветание. Вселенная, по убеждениям майя, устроена сложно: она разделялась на 13 пространств, каждым из них ведал какой-то бог. Небо поддерживали четыре божества, и у каждого был свой цвет: красный цвет принадлежал богу востока, белый — богу севера, черный — богу запада, желтый — богу юга; в центре мироздания располагался зеленый цвет. Таким образом, число четыре у майя имело особое магическое знание. Вероятно, именно этим объясняется существование у майя четырех столиц-городов: Копана, Калакмуля, Тикаля, Паленке.

Архитектура Майя

Архитектура получила наибольшее развитие в материальной культуре майя. Существовали два типа архитектурных сооружений — жилые дома и монументальные церемониальные сооружения. Обычные жилые дома часто возводились на платформах, имели прямоугольные очертания, каменные стены, островерхие, крытые соломой, двускатные крыши; в центре дома сооружали очаг из камней. К типу церемониальных построек относились пирамиды, которые служили основанием храма, поднимая его как можно выше к небу; чаще всего храмы располагались именно на вершинах пирамид. Они были квадратными в плане, имели тес- нос внутреннее пространство (из-за толстых стен), украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ. Образцом архитектуры такого типа является «Храм надписей» в Паленке. Здания у майя строились через определенные промежутки времени — 5, 20 и 50 лет. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали свои пирамиды и каждые пять лет воздвигали стелы (алтари). В записях на алтарях сообщалось о каких-либо событиях. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире.

Скульптура и живопись Майя

Скульптура и живопись гармонично дополняли архитектуру майя. Их образы представляют панораму жизни общества. Основные темы изображений — божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, сочетающими различные скульптурные жанры. Майя применяли все скульптурные жанры — резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. В качестве материала использовались обсидиан, кремень, нефрит, раковины, кость и дерево. Майя умели делать также предметы культа из глины, покрывая их росписью. Многие скульптуры раскрашивались. Скульпторы уделяли большое внимание выражению лиц, деталям одежды.

Скульптурная традиция индейцев майя отличается реализмом, яркостью и энергией. На стелах и в храмовых рельефах скульптурные изображения людей выполнены одновременно реалистично и искусственно неподвижно. Обязательным требованием к скульптурным фигурам являлся S-образный разворот: ступни ног и голова фигуры изображались в профиль, а торс и плечи — анфас. В ритуальных центрах воздвигались скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями, относящимися к правителю-жрецу, чье изображение присутствовало на памятнике, содержащими описание какого-либо исторического события или родословную лица, которому был посвящен данный памятник. Часто указывалась дата смерти этого лица или прихода его к власти. Само лицо изображалось при полных ритуальных регалиях, включая ушные и носовые украшения, браслеты, ожерелья, головной убор с перьями и церемониальный жезл.

Обычаи и традиции Майя

Обычаи и традиции играли особую роль в жизни майя, в первую очередь связанные с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак. Рождение человека считалось проявлением благосклонности богов, особенно богини Луны — Иш-Чель. Жрецы давали младенцу детское имя и составляли для него гороскоп, предсказывающий, какое божество будет покровительствовать или вредить ребенку на протяжении всей его жизни.

Одним из главных признаков красоты у майя считалось косоглазие. Для его развития к волосам ребенка прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусина, свисавшая между глаз. К головке младенца спереди плотно прибинтовывали деревянную дощечку с тем, чтобы череп стал более плоским и удлинилась линия лба, что считалось признаком красоты и высокого общественного положения.

В жизни каждого представителя народа майя важное значение имел обряд половой зрелости. День для его проведения выбирался особенно тщательно. В назначенный день все участники торжества собирались во дворе дома покровителя. Жрец совершал обряд очищения жилища и изгонял злого духа, двор подметали и расстилали на земле циновки. Обряд заканчивался пиршеством и всеобщим пьянством. После него разрешалось вступление в брак. Отцы выбирали для своих сыновей будущих жен, соблюдая запрет на браки междулицами, связанными кровным родством.

Особым занятием в культуре майя считалась игра в мяч, которая носила религиозно-церемониальный характер. Подготовка к игре сопровождалась сложным ритуалом, поскольку считалось, что в игре вступают в борьбу те или иные божества.

Гибель цивилизации майя относится к XI в. Этот исторический факт до сих пор является загадкой, поскольку огромная империя вдруг погибла без видимых на то причин. При этом города остались нетронутыми — без следов разрушений, как будто их обитатели ненадолго отлучились и вскоре собирались вернуться.


Посещение руин города Калакмуль очень выгодно отличается от других мексиканских пирамид и развалин. Место совершенно нетронутое, находится посреди бескрайнего зеленого моря джунглей, а пирамиды не выглядят так, как будто их отреставрировали только вчера. Здесь можно ходить и лазить где угодно, здесь почти нет туристов и совсем нет навязчивых торговцев. Здесь по настоящему можно почувствовать уединение в огромном древнем городе майя, сидя на вершине одной пирамиды и любуясь соседней.
1. Калакмуль находится недалеко от границы с Гватемалой, приблизительно в 120 километрах от Шпухиля, причем 60 из них нужно проехать по слегка раздолбанной, частично грунтовой дороге через джунгли. Деньги за проезд берут два раза, почему-то — на въезде, а затем еще раз через несколько километров. Турист идет, налетай!.. Наша машина, покоритель грунтовок и топасов:

2. Вдоль дороги прохаживались невозмутимые жирные птички, похожие на куриц. Несколько раз мы пытались устроить сафари и сфотографировать их прямо из движущейся машины, но они такой наглости не оценили и всякий раз убегали.

3. Пришлось вылезать и ногами топать фотографировать птичку.


4. Других туристов немного, да и на большой территории комплекса все распределяются равномерно. В основном, люди приезжают на арендованных машинах, но были и небольшие экскурсионные микроавтобусы. Огромных экскурсионных автобусов (и сопутствующего кошмара и ада, как, например, в Чичен-Итце) тут нет и в помине.

5. Калакмуль — один из самых больших обнаруженных городов майя, на его территории в 30 квадратных километров проживало до 25 тыс. человек. На раскопках было обнаружено более 6 тыс. построек. Город, лучшие годы которого пришлись на 200-700 гг., занимал важное экономическое и политическое положение в регионе. Впрочем, если бы он был не важным, то и смотреть было бы нечего. 🙂

6. Можно сразу же отправится осматривать главные пирамиды города, носящие сейчас незамысловатые названия Структура 1 и Структура 2 (как, в сущности, мы мало знаем о майя, что даже не смогли назвать пирамиды как-нибудь художественно). Их высота 40 и 45 метров, соответственно. А можно пройти по более длинному маршруту, проходящим через множество других построек.

7. В одном из строений обнаружили выводок летучих мышей на потолке.

8.
9. Никогда еще летучего мыша не видел так близко.
10. Также нашли несколько ульев. Любопытная жена засунула нос в один из них, за что чуть было не поплатилась.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17. Пирамида скрыта за деревьями и практически незаметна:
18. Кругом джунгли, насколько хватает взгляда. Если за пирамидами не ухаживать, довольно скоро лес поглотит их полностью. Снова. Вообще, раскопки комплекса начались относительно недавно, в 1982 году и продолжаются до сих пор.
19. Обзор на 360 градусов с вершины:
20. Деревья растут прямо на склонах пирамиды.
21.
22. Структура 2:
23. У основания пирамиды можно увидеть стеллы, которых по всему комплексу расставлено больше сотни. Изображенные на стеллах рисунки, к сожалению, разобрать довольно тяжело. Тем не менее, такие стеллы служат важным источником информации о майя.
24. Правило: самый хороший вид на пирамиду открывается с другой пирамиды! 🙂 Перед нами Структура 1:
25. Вырастающая из джунглей пирамида — завораживающее зрелище. Наверху туристы, маленькие такие.
26. Мы, как пионеры, залезали на каждую попадающуюся нам на пути развалину. К концу похода изрядно утомились, хорошо, что было не очень жарко.
27. Майя вроде были маленькие, а ступени делали огромные, неувязочка. Спускаться непросто, а иногода и страшно.
28.
29.
30. Калакмуль совершенно точно стал одним из главных хайлайтов поездки. Сюда обязательно стоит приехать, даже если и в ущерб другим известным местам.
31. На выезде от пирамид мы соблазнились на указатель к семейному ресторану. Проехали по жесткой грунтовке с камнями (гораздо хуже, чем вся остальная дорога). Вывалились в лесу около какой-то избушки. Других туристов вокруг не наблюдалось. Подскочивший дядько радостно подтвердил, что да, мол, ресторан. Ну, давайте, что там у вас есть. Необычный получился обед, еда простая, но довольно вкусная.
Продолжение следует…
Другие записи о поездке:
1. Поездка по Юкатану. Часть 1. Организационная

2. Поездка по Юкатану. Часть 2. Пляжный отдых в Тулуме
3. Поездка по Юкатану. Часть 3. Руины Коба и Тулум
4. Поездка по Юкатану. Часть 4. Лагуна Бакалар
5. Поездка по Юкатану. Часть 5. Руины Шпухиль и Чиканна
6. Поездка по Юкатану. Часть 6. Руины Калакмуль
7. Поездка по Юкатану. Часть 7. Заповедник Селестун
8. Поездка по Юкатану. Часть 8. Руины Ушмаль
9. Поездка по Юкатану. Часть 9. Руины Чичен-Ица
10. Поездка по Юкатану. Часть 10. Заповедник Рио Лагартос

Метки: Мексика

НАСЛЕДИЕ МАЙЯ

  1. Биологическое наследие человека как один из факторов, обеспечивающих возможность социального развития.
  2. Восток и мир накануне третьего тысячелетия: наследие, традиции и перспективы
  3. Всемирное природное и культурное наследие
  4. Движение декабристов. Историческое место декабристов в общественном движении, их нравственное и политическое наследие.
  5. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности);
  6. Культурное наследие в туризме
  7. Наследие колониализма и Восток
  8. ПРИРОДНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ТУРИЗМЕ
  9. ТЕМА №7: «Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для офицеров в современных условиях».

Южно-Американским Обществам имени Рериха

Когда думаем о созидательности, о строении, то не случайно встают перед нами величественные напоминания о Южной Америке. Не случайно на сокровищах древнейшей культуры теперь расцветают семена новых мирных завоеваний и сооружений. Пан-Америка стоит, как равновесие Азии. Поучительно наблюдать, как на местах древнейших подвигов пышно расцветают новые человеческие достижения. Даже с точки зрения хладнокровной науки мы уже привыкли говорить о токах, о лучах, об эманациях. Эманации культуры поистине удобряют почву и, кто знает, может быть, именно они сообщают настоящий энтузиазм этим созидательным стремлениям. Мне еще не пришлось побывать в вашей прекрасной Америке, но в духе я чувствую физически незримую дружбу и взаимное понимание. Откуда же приходит эта благодать? Кто-то может думать, что в этом сказываются какие-то родовые нити, ибо ветвь нашего рода имеется в Барселоне. Но может быть, общечеловеческое чувство, устремление поиска, созидание сближает все сердца. Может быть, священное чувство подвига в поисках великих решений внедрилось в меня с детства, когда мы охотились в необозримых лесах России, конечно, не с целью убийства, но вникая в тайны природы.

Когда мы изучаем созидание Индии, Китая, Тибета, постоянно наше первое сопоставление бывает с памятниками культуры майя. В моей статье «Радость Искусству» я не мог кончить ее ничем лучшим, нежели ссылкою на древних майя. Это было наидревнейшее и прекраснейшее, что вспомнилось.

Смотрю сейчас на кольцо из Азии с надписью о грядущем веке Майтрейи. Вспоминаю, как одна путешественница, изучавшая развалины Юкатана, признала там эту самую надпись, но в значении Союз Огня. Приближаемся к разрешению этой формулы: наша духовная незримая дружба и взаимная расположенность, не происходит ли она от всепроникающей стихии огненной? В этих благословенных вездесущих огненных струях просветляются и вдохновляются сердца наши и по этим струнам мы распознаем наших истинных друзей и сотрудников.

Не тот же ли самый союз огня вдохновляет созидателей Пан-Америки? И Азия, когда она говорит о благословенной Шамбале, об Агни-Йоге, об Учении Огня, она знает, что священная сущность Огня может объединять сердца человеческие в прекрасной эволюции.

В марте 1914 года я заключил серию картин, в которых была предчувствована великая война. Теперь я счастлив сказать Пан-Америке пророчества Азии об Агни-Йоге, об Учении Огня в той же концепции, какая была выражена мудростью древнего Юкатана, — Союз Огня.

Опять страница великой правды приходит к нам, и эта истина возвещает необходимость единения всех носителей огня сердца, чтобы просветить мир мирным и прекрасным созиданием. Понятие любви, ставшее холодным и отвлеченным, опять должно сделаться благословенно-действенным, ибо без дел любовь мертва. Но в Новой Эре ничто не мертво, все жизненно, вдохновенно просвещенным трудом и укреплено несломимым энтузиазмом. Когда я слышу прекрасные песни Испании и Южной Америки, я невольно вспоминаю о великом Востоке.

В самом деле, где же эти Восток и Запад? После Азии вы приближаетесь к Греции и чувствуете мудрость того же Востока. Вы приходите в Италию и тот же мудрый романтизм окружает вас. Корсика, Испания — всюду многое от великого Востока. Знамена Фердинанда и Изабеллы близки арабеску. В Новой Мексике, в прекрасных незабываемых местностях вы чувствуете тот же гимн Востока. Вы знаете, что и в Мексике, и в Юкатане, и во всех твердынях Южной Америки вы почувствуете те же созвучия великого романтизма, великого прозрения и мудрости. Я не умаляю ни Запада, ни Юга, ни Севера, ни Востока, ибо в сущности эти разделения и не существуют. Весь мир разделен только в нашем сознании. Но если просветлено это сознание, то в нем возжигается светоч огненного союза и поистине несломим пламенный энтузиазм.

С этим священным Знаменем мы можем достигать страны прекрасные. И можем пробудить сокровища древнейших культур для новых подвигов, для нового великолепия.

На одном из древнейших изображений друидического характера далекой Монголии мы видели в руках каменного гиганта пламенеющую Чашу. Эти зачинатели великих переселений народов тоже помнили о священном пламени. Поистине этот неисчерпаемый светоч открыл им пространство Азии и Европы и за все океаны. Юкатан хранит древнейший завет огня. Во имя этого всеобъединяющего мудрого символа я приветствую вас, мои незримые друзья в Южной Америке.

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 2; Нарушение авторских прав

| следующая лекция ==>
ЧАРЫ ФИНЛЯНДИИ | ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *