Содержание
Арендовать или нет?
Сомневаетесь, не можете понять нужен ли вам автомобиль? Стоит ли тратиться?
Но если для любителей сугубо пляжного времяпровождения достаточно осесть на тропическом берегу, то активные путешественники столкнуться с проблемой длительных переездов. Потому что почти все достойные посещения объекты, располагаются на значительном расстоянии от побережья.
Вариант с покупкой экскурсий конечно прокатит, но сопряжен с большими финансовыми тратами, плюс придется мириться со строгим графиком маршрута. Передвигаться на общественном транспорте тоже можно, но такой способ не для слабонервных. Не верите? Почитайте как мы, желая прочувствовать жизнь местных жителей на себе, прокатились на поезде. Опубликованные фото убедят вас больше, чем мои слова.
Куда интереснее арендовать машину и организовать небольшое турне по острову, а уже потом осесть в уютном шезлонге под пальмами. Как правило четырех дней вполне достаточно, чтобы увидеть самое важное, поэтому не стоит пренебрегать такой возможностью, лучше совместить приятное с полезным – посмотреть достопримечательности и отдохнуть на берегу.
Причем для этого необязательно быть ассом за рулем, потому что в стране хорошо развита услуга аренды авто с водителем, он по желанию может стать вашим гидом. Прислушайтесь, настоятельно рекомендую всем активным путешественникам выбрать именно такой регламент отдыха.
Обстановка на дорогах
Сразу скажу, что и я и муж имеем большой стаж вождения, причем не только на бумаге. В активе руль в Италии, Греции, Кипре, Абхазии, Украине, России, ну и конечно напряженное движение Москвы. На Шри Ланке арендовали машину с водителем скорее из соображения релакса, чем из боязни не справиться. Однако в последствии, мы ни сколько не пожалели о своем решении, без водителя было бы туго. Сейчас объясню почему.
Прежде всего, левостороннее движение на Шри Ланке совсем не то что на Кипре, в Англии или даже Таиланде. Поэтому не стоит думать, что если сидел за правым рулем в Европе, здесь гарантировано будет легко. Все дело в стиле поведения на дорогах местного населения. Там хаос – езда без правил, особенно в мелких городках. Негласный приоритет имеют транспортные средства, которые больше. Они прут навстречу даже не задумываясь, что тебе некуда свернуть. Такие ситуации бывают часто, дороги там узкие и не имеют обочин. Нередко половину полосы занимают пешеходы или велосипедисты. Мне до сих пор не понятно, как они не боятся передвигаться столь свободно при интенсивном движении, причем спиной к потоку. Поведение водителей на перекрестках не поддается никакой логике – кто упертей, тот и прав.
Разрешенная скорость на автостраде 72 км/ч, в населенных пунктах 56 км/ч, по горным дорогам 35 км/ч. Инспектора на дороге относятся ко всем безобразиям лояльно, штрафы за мелкие нарушения 1200-1800 рупий, проезд на красный свет – 8000 рупий. В небольших городах качество дорог оставляет желать лучшего.
Движение сложное, но справиться можно. Не равняйтесь на местных, соблюдайте правила. Следуйте пословице: тише едешь, дальше будешь.
Следующее с чем надо определиться, это каким образом вы будете арендовать авто – с водителем или без. Здесь я не советчик, все зависит от финансовых возможностей, умения и вашего желания. Если денег на водителя нет, или хочется отдыхать самостоятельно, то просто примите к сведению все написанное выше, берите напрокат авто без водителя и будьте осторожны за рулем. Отмечу только ключевые моменты на которые стоит обратить внимание.
Аренда без водителя
В случае аренды машины без водителя, нужно заранее подумать об оформлении местных прав. Проще всего воспользоваться платной услугой прокатных контор. Если тратить средства неохота, то планируйте прилет на остров так, чтобы не попали выходные дни или праздники. Департамент может не работать.
Самый большой плюс аренды авто без водителя — полная свобода. Не нужно согласовывать передвижения с посторонним человеком. Однако, у этой медали есть обратная сторона. Самим придется составлять маршрут, искать жилье, изучать карты, гуглить сервисы. Лично придется общаться с инспекторами на дороге, возможно оплачивать штрафы.
Как не старайтесь, но 4-7 часов в день придется проводить за рулем. Короткие переезды не спасают от усталости, пробки все-равно изматывают. Даже если вы асс в навигации, пару раз заблудитесь точно, потеряете драгоценное время и намотаете лишний километраж.
Можно долго говорить о плюсах и минусах, но чаще всего для людей играют роль цены, реже – желание быть самостоятельным и ни от кого не зависеть. Все-таки перед принятием решения, рекомендую сначала прочитать последующие две главы, возможно они в корне изменят ваше мнение.
Какие права нужны?
Получить право сесть за руль на Шри Ланке можно только с 21 года. По нашим документам там ездить нельзя. Необходимо оформить временное разрешение – «шриланкийские права». Их выдают в Департаменте дорожного движения (9.30 – 15.30, суббота и воскресенье выходной), заплатите 3000 рупий.
Документы, которые надо иметь с собой:
- загранпаспорт + копия главной страницы и визы
- международные права
Как и у нас, там система электронной очереди, народу много, но за 2-3 часа управитесь. Только обратите внимание, что выходные и праздники нерабочие дни.
Если самостоятельно возиться с документами не хочется, можно в электронном виде прислать сканированные документы прокатной конторе, за 30-40$, они сами оформят Вам временное разрешение.
Можно получить дополнительную лицензию к международному удостоверению, выданному в России. Это отдельная книжечка (25$) или пластиковая карточка (35$), которая дает право управления авто на Шри Ланке. Зайдите на сайт https://www.idlid.com/. Этот онлайн сервис на английском языке, нужно оформить заказ, заполнить анкету и оплатить. Документ присылают экспресс почтой.
Где и как арендовать автомобиль?
На Шри Ланке много прокатных контор, самые крупные располагаются в международном аэропорту, в Коломбо и Негомбо. В других местах самостоятельно взять напрокат авто нельзя. Можно только получить машину с водителем, и то воспользовавшись посредническими услугами местных туристических агентств. К вам приедут в любую точку острова. Такая услуга хоть и удобна, но больше походит не на аренду машины с водителем, а на индивидуальный тур. Вас будут сопровождать два человека – водитель и гид, поэтому цена услуги может быть выше.
Арендовать машину следует заранее. Конечно проще всего прибегнуть к услугам мировых прокатных сервисов (Europсar, Budget, Sixt), но в целях экономии, лучше арендовать авто у местных контор (Malkey, Shineway, Casons, Kings, SR). Цены там на порядок ниже.
На форумах рекомендуют пользоваться компанией Malkey — http://www.malkey.lk/, отзывы бывалых только положительные. Туристы отмечают у них неплохой парк автомобилей и лояльные цены. На сайте следует заполнить заявку с пожеланиями, дальнейшее общение происходит путем переписки по электронной почте. После выбора авто, требуется предоплата (70-100$).
Сколько стоит аренда скутера на Шри-Ланке? Какие требуют документы?
На Шри-Ланке аренда скутеров довольно распространенное явление. Но такую услугу предоставляют лишь на побережье, в самых популярных туристических местах. В центре страны взять в аренду мотоцикл трудно, а вот найти контору предлагающую в аренду передвижные средства в туристическом районе труда не составит. Можно попросту спросить где такие расположены на рецепции в отеле, или же просто прогуливаясь по улицам поискать вывески на которых есть информация по данному поводу, на табличках как правило пишут: «Bike for rent» или «Motorbike fоr rent». Стоимость аренды стартует от 6 долларов, по курсу обмена это примерно 700 рупий и предел составляет около 10 долларов за одни сутки. Если цену завышают изначально — торгуйтесь. Так же стоит просить о скидки при аренде скутера на несколько дней, в общем, чем больше срок аренды, тем больше можно сбить цену. В стоимость аренды входит шлем для водителя и пассажира, а так же безлимитный пробег. Не всегда на Шри-Ланке аренда на день означает аренду на сутки транспорта, некоторые хитрые прокатчики подразумевают именно день, то есть Вы берете скутер с утра, а отдать должны к вечеру в установленное время. При аренде транспорта на пару дней Вы можете пользоваться им круглосуточно. В качестве залога порой требуют паспорт или деньги в размере от ста до трехста долларов. Не рекомендую категорически отдавать свои документы в чужие руки, да и было дело такое, что не добропорядочные арендаторы могу его попросту не вернуть. Если берете в аренду скутер в гестхаузе или отеле, где проживаете, тогда зачастую обходятся без залогов. Иногда заключают письменный договор, все зависит от прокатчика. Иногда даже встречаются мотоциклы/скутера с договором, в котором предусмотрена страховка. В данном случае договор заключается вполне серьезный, в которого обязательно будет прописана и Ваша доля ответственности. Обычно в договоре в Вашу ответственность входят все мелкие повреждения, стоимостью до двухста долларов, которые оплатить должны Вы, а за все остальное берет на себя ответственность страховая компания.
Что касается водительских прав, то Шри-Ланка официально не признает все международные удостоверения, и даже национальные права нового образца, но к этому вопросу здесь полиция относится снисходительно. Если Вы владелец водительского удостоверения в котором значится открытой категория «А», едете в шлеме и не нарушаете правила дорожного движения, то вопросов со стороны полиции к Вам не будет. При встрече с органами власти просто ведите себя уверенно, улыбайтесь и естественно предоставляйте необходимые для проверки документы. Даже, если это не поможет то все можно решить на месте, заплатив «небольшой» штраф. Помимо водительского удостоверения со скутером должна быть страховка, а так же документ об оплате налогов, все это Вам должен предоставить владелец транспортного средства. Если данных документов нет, то проблемы настигнут не только владельца скутера, но и Вас. Если хотите управлять скутером на законных основаниях, тогда могут возникнуть некоторые трудности. Как уже говорилось выше, здесь не признаются права международного образца, кроме ихних, которые кстати выглядят на вид как и наши новые пластиковые. Но для иностранцев есть два входа из положения: на основании Ваших прав можно получить документ в автомобильной ассоциации Шри-Ланки. Его можно оформить самостоятельно в Коломбо на основании международного Вашего водительского удостоверения. Второй вариант — это получить временное разрешение, так называемое Temporary Sri Lankan Driving License, оформляется оно сроком на тридцать дней, выдают на основании Вашего национального водительского удостоверения.
Перед арендой обязательно проверяйте мотоцикл, если есть повреждения, даже мелкие — делайте фото и все это в присутствии хозяина. Шлемы не оставляйте без присмотра, прячьте их в багажник, поскольку воруют даже старые и не очень привлекательные шлемы. Если такая беда произойдет, то придется приобретать новый, стоит он порядка шестиста рупий. Для стоянки используйте только платные парковки и замки, так как и кражи скутеров так же происходят. Заправляют скутера здесь обычно 92м бензином. Заправки на Шри-Ланке ничем не отличаются от наших, только там нет самообслуживания, а оплатить нужно сразу у бензоколонки. Просто подъезжайте к бензоколонке, скажите сколько литров заправить или же скажите, что до полного, в самые популярные для проката скутеры входит около 3-4 литров бензина, в общем далее все делает заправщик. Если не знаете куда нужно подъезжать, к какой колонке, то станьте в очередь, где стоят другие скутеры, или же можно подъехать к заправщику, который подзовет Вас. С заправщиками нужно быть бдительными, поскольку с туристами зачастую они жульничают. Они не сбрасывают попросту счетчик на колонке на ноль после предыдущей заправки и просто начинают доливать Вам бензин, при этом приходится платить именно Вам за обе заправки. Получается, что в Ваш бак как бы вошло больше, чем шесть литров бензина. Поэтому всегда стоит посмотреть, чтобы все было по нулям. На дорогах стоит быть внимательнее, водят здесь камикадзе порой.
ЖИВОПИТ
Передвигаясь по дорогам Шри-ланки и выбрав для себя самостоятельное путешествие на мотобайке (скутере) или автомобиле, нужно знать несколько правил.
1. При передвижении на скутере или мотобайке обязательно нужно иметь международное водительское удостоверение категории «А».
Да, по закону, на Цейлоне действуют местные права, либо специальные временные права, рассчитанные на иностранцев, которые нужно получать заранее. Но тем не менее, на туристов смотрят весьма демократично, поэтому предъявления нашей русской карточки (или ламинированных прав старого образца) вполне достаточно, так как там есть фото водителя и ваши данные дублируются на английском. Ну уж если у вас есть международное водительское удостоверение — это вообще хорошо. Проблем возникнуть с этим не должно.
на «зебру» мало кто обращает внимание
2. Бояться общения с полицией не стоит.
Наш случай тому пример. Муж решил вообще не брать с собой водительское удостоверение, так как посчитал, что права на скутер на Шри-Ланке не нужны. Я взяла с собой свои международные права (категорией «А» в них не было, только «B»). В небольшой деревушке Налатхания (около Пика Адама) нас остановил дорожный патруль. Попросив водительское удостоверение, и увидев наше беспокойство по этому поводу, полицейские поняли, что у нас есть некоторые проблемы. Мое водительское удостоверение не прокатило, так как я не была за рулем, карточка страхового пенсионного свидетельства, выданная за водительские права немного разрядила обстановку, но не до конца)). Нас все же отпустили и даже нашли нам гест-хаус, так как заранее место для ночлега у нас не было забронировано.
Следующая встреча с полицией прошла более успешно, так как наши действия были более уверенные и «внезапно» у нас появились новые «семейные» права. =) Но этой хитрости раскрывать не буду. Просто возьмите свое российское удостоверение с собой, и проблем не будет.
Проверьте цены на жилье в Тангалле (один из самых красивых пляжей по нашему мнению):
в центре города Тангалле
3. Основное правило дорожного движения — нет никаких правил.
Российского туриста это сначала пугает, даже отталкивает. Почитав множество неблаговидных отзывов, даже хотели отказаться от затеи самостоятельного путешествия на мотобайке, но, к счастью, рискнули. За все время нашего путешествия (это около 1000 км) , даже несмотря на сумасшедшее движение, аварию видели только один раз, да и то немного стукнулись бампером — пара царапин.
При обгоне вас почти всегда предупредят звуковым сигналом, но в зеркала все же поглядывайте. Будьте аккуратны с автобусами — они здесь вообще короли дороги и обгоняют в три-четыре ряда при условии обычной однополосной дороги. Лучше прижмитесь ближе к обочине. Тук-туки тоже иногда шалят, но в большинстве случаев вас будут радостно приветствовать и махать руками с криками “Hello” — белые люди на мотобайке в глубине острова вызывают уважение и даже порой восхищение.
Но московский гонор и поведение в российских пробках придется оставить. А то сами спровоцируете аварию. Движение в городах, особенно в Коломбо, крайне интенсивное — учитывайте это. Главное не ехать слишком быстро, тротуары практически везде отсутствуют, по обочинам дорог передвигается местное население, школьники и множество собак.
школьники
4. Дороги на Шри-Ланке хорошие. Повторяю-хорошие.
Рассказы о плохих дорогах — странный миф, который развеивается сразу по приезду. Некоторые трассы похожи на хай-вэй. Да, есть разбитые дороги, но они либо в настоящее время ремонтируются (это видно по куче рабочих и технике рядом), либо ведут в забытые богом уголки по узкому лесному серпантину. Одну такую видели по дороге на молочную ферму Амбэвэлла, она так и называется The end of World. И технику в этот забытый уголок доставить по серпантину трудно. Двигаться по таким дорогам рекомендую не больше 30 км в час,
дороги в высокогорной местности петляют и имеют по краям уклон в сторону обрыва, поэтому местами крайне страшно и совершенно небезопасно.
ланкийские дороги
5. Стандартное время на преодоление определенного расстояния умножайте а 2, а то и на 3.
Поначалу это было трудно понять, тем более, что дороги на Шри-Ланке преимущественно хорошие. Однако в реальности дорога по времени занимает гораздо больше, чем те же самые 100 км в Москве. Во-первых, влияет жара, а потому выезжать советую рано утром. Во-вторых, пробки. В крупных городах, поселках и даже больших деревнях они есть. Это реалии ланкийской жизни. Порой даже на пустом месте, но пробок вы не избежите. В-третьих, всегда захочется остановиться и сфотографироваться в интересных местах. В-четвертых, иногда стоит закупаться фруктами именно по дороге — они дешевле, чем в магазинах или в таких же палатках в городе. В-пятых, в горной местности — серпантин.
немногочисленный участок плохой дороги
6. Если решите воспользоваться услугами тук-тука, либо такси — узнавайте цену заранее.
В аэропорту сразу же столкнулись с разводом. Нормальная цена аэропорт — Негомбо — 900-1000 ланкийских рупий на январь 2016 года. (стоимость на тук-тук)
Водитель согласился вроде как на 700, но потом стал требовать с нас 1200, даже угрожал.
В итоге отдали — 1000 рупий. Обратный путь был более спокойный.
Аналогично в Канди от храма зуба Будды сторговались на 200 рупий при запрошенных 300. Был случай, что один раз нас даже подвезли бесплатно.
Но это скорее исключение. Тук-тук для местных — средство для жизни. Часто единственное, а потому винить их в попытке заработать чуть больше даже как-то не хочется.
Чтобы прочувствовать страну отдых должен быть не менее 3 недель, передвижение на мотобайке позволит вам полностью окунуться в особенности устройства жизни этого замечательного острова. Желаю вам прекрасного путешествия и приятных эмоций.
Статью подготовила Клопова Ирина Александровна
(страница вконтакте)
Проверьте актуальные цены на авиабилеты с вылетом из Москвы: