Качественные и количественные изменения на политической карте
Политическая карта мира и регионов не остается неизменной.Различаюткачественные и количественные изменения на политической карте. Качественные сдвиги на политической карте мира могут быть обусловлены:
1. Потерей самостоятельности, например провозглашение Кипра колонией Великобритании (1925-1960 гг.);
2. Обретением суверенитета, например, образование независимых государств — Хорватии, Словении, Союзной Республики Югославии, Македонии, Боснии и Герцеговины при распаде Югославии в1991 г.;
3. Введением нового государственного строя, например, падение монархии и провозглашение республики в Эфиопии (1974г.); изменение республиканской формы государственного управления на монархическую в Камбодже (1993 г.);
4. Введением в государстве нового административно-территориального устройства, например, Бельгия от федеративного устройства территории перешла к унитарной форме;
5. Переименованием страны или её столицы: Бирма — Мьянма, Верхняя Вольта — Буркина-Фасо, Берег Слоновой Кости — Кот-д¢Ивуар; Рангун — Янгон.
6. Перенесением столиц: Рио-де-Жанейро — Бразилиа, Петербург — Москва, Карачи — Исламабад.
Количественные изменения на политической карте мира связаны с территориальными потерями или приобретениями вследствие:
1. Военных захватов: захват Германией Австрии в1938 г.;
2. Цессий-передача всех суверенных прав на определенную территорию одним государством другому по соглашению: продажа Россией Аляски США в 1867 г.;
3. Акреции — приращение территории путем намыва (Япония) или осушения акватории (Нидерланды);
4. Адъюдикации (присуждение территории по решению арбитража Международного суда).
Объекты политической карты
Вся обитаемая площадь суши «исполосована» политическими границами, главные из которых — государственные, разделяющие территории и хозяйства разных стран. Государственная территория — это часть поверхности Земли, включая внутренние акватории и территориальные воды (от 3 до 12 миль от берега), недра под ними и воздушную территорию (аэротория) над ней, на которые распространяется власть данного государства. Юридически к территории государства относятся принадлежащие ему суда, самолеты, морские кабели и другие средства транспорта и связи, территории дипломатических представительств данного государства. Все государства мира имеют территорию, ограниченную сухопутными, водными и воздушными границами, которые сложились исторически в результате событий прошлых лет.
Процедура установления границ проходит в две стадии. 1 -делимитация — определение положения и направления государственных границ по соглашению между сопредельными государствами. Это фиксируется в договоре и на прилагаемых к нему картах. 2 -демаркация — установление линии государственной границы на местности путем сооружения пограничных знаков.
Часть государственных границ проходит по естественным рубежам — горным хребтам, рекам, озерам (как правило, по их геометрической середине). Если естественный рубеж труднопреодолим (высокие горы), то по разные стороны от него располагаются мало сходные этносы и такие границы отличает устойчивость и стабильность. Нередки случаи, когда границы между государствами проводились по иным, не связанными с природой принципами. Так, граница между Индией и Пакистаном в 1947 г. при разделе Британской Индии была проведена по религиозному принципу, а государственные границы в Африке сохранили конфигурацию рубежей, разделяющих в прошлом колониальные владения разных метрополий. Именно в этом регионе, где большая часть границ проведена по астрономическим линиям — параллелям и меридианам без учета особенностей расселения разных народов, сохраняется высокая конфликтность, обусловленная территориальными проблемами и притязаниями.
Помимо государственной территории выделяют территории с международным и со смешанным режимом управления. К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, находящиеся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом (открытое море, воздушное пространство за пределамиконтинентального шельфа. Некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов Северного Ледовитого океана. Канада, Россия, Норвегия и другие страны разделили его на «полярные сектора» — пространства от северной границы государства до Северного полюса по меридиану (возможны незначительные отклонения — острова Шпицберген). Все земли и острова в пределах «полярных секторов» входят в состав государственных территорий. См. рис. 2-2.
Особый международно-правовой режим установлен в Антарктиде по Международному договору 1959 г. Материк открыт исключительно для научных исследований для представителей всех стран мира.
К территориям со смешанным режимом относятся континентальные шельфы и морские экономические зоны — районы за пределами территориальных вод шириной 200 морских миль. В отличие от территориальных вод экономическая зона не находится под суверенитетом прибрежного государства, но имеет первоочередное право на разведку и разработку природных ресурсов, проведение научных исследований, лов рыбы. Другие государства обладают в этой зоне свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей, трубопроводов и имеют доступ к излишкам допустимого улова. Инициаторами установления экономических зон в конце 60-х гг. выступили латиноамериканские государства. Ныне на экономические зоны приходится 40% площади Мирового океана. Шельфы и морские экономические зоны часто превышают площадь сухопутной территории государства и могут существенно увеличить его ресурсный потенциал.
Современная политическая карта мира представляет пеструю мозаику, состоящую более чем из 200 стран, из которых большая часть — суверенные (от франц. Souverain — высший, верховный) государства. Их число росло на протяжении всего ХХ в.: в 1900 г. — 55, в 1914 г. — 71, в 1947 г. — 81, в 1997 г. — 190. Суверенные государства отличает независимость в решении вопросов внутреннего и внешнего развития, они могут заключать равноправные договоры с другими государствами, входить в международные экономические и политические организации. Только суверенные государства могут быть членами Организации Объединённых Наций (ООН). Эта межгосударственная организация, созданная в 1945 г., в 1998 г. объединила 185 стран.
Но в мире насчитывается около 30 несамоуправляющихся территорий. Термин «территория» в политической и экономической географии употребляется по отношению к землям, не обладающим суверенным статусом или с ограниченным местным самоуправлением. В эпоху колониальных захватов они попали в зависимость отметрополий. К несамоуправляющимся территориям относят колонии, на которые распространяется требование ООН о предоставлении независимости (Восточный Тимор, Французская Гвиана, Восточное Самоа и др.). Причина сохранения колониальных владений кроется в их важном военно-стратегическом положении, позволяющем осуществлять контроль обширных территорий, морских путей или осуществлять военные и космические проекты. К несамоуправляющимся территориям относят также «заморские департаменты и регионы» Франции (о.Реюньон в Индийском океане, Французская Полинезия и др.) и «ассоциированные государства» (Пуэрто-Рико). На деле это — протектораты, обладающие лишь местным самоуправлением. Колониальные владения на современной политической карте мира сохранились главным образов в двух регионах — в Океании и бассейне Карибского моря.
В прошлом к разновидностям несамоуправляющихся территорий относили доминионы и подмандатные территории. Доминионами в1867-1947 гг. назывались части Британской империи, входившие в Британское Содружество наций и признававшие главой государства английскую королеву, например, Канада (с 1867 г.), Австралийский Союз (с 1901 г.), Новая Зеландия (с 1907 г.), Южно-Африканский Союз (с 1910 г.). Ныне термин «доминион» вышел из употребления, хотя 17 из бывших доминионов до сих пор продолжают признавать главой государства английскую королеву.
Подмандатными территориями назывались бывшие колонии Германии, которые после первой мировой войны по мандату Лиги наций перешли под управление стран победительниц. Так, Великобритания получила мандат (документ, удостоверяющий права управляющей страны) на управление Палестиной и Ираком, Франция — Сирией, Ливаном. После второй мировой войны мандатная система Лиги наций была заменена системой опеки ООН. Под опеку США тогда были переданы Марианские, Маршалловы и Каролинские острова, получившие независимость в 1991 г.