Санта кроче Флоренция

das_gift

Cогласно некоторым источникам, Джотто был в Риме в 1300 году. Возможно именно тогда он создал по заказу кардинала Якопо Стефанески монументальную мозаику Навичелла, прославившую художника на всю Италию (теперь ее, правда, чаще датируют 1310г.). Она находилась в атриуме старой церкви (IV века) Святого Петра. К сожалению, мозаика погибла при постройке нового собора Св. Петра, но, благодаря описаниям, оказалась возможной ее реконструкция, в настоящее время отреставрированная работа находится в новом соборе Св. Петра. От первоначальной мозаики сохранились лишь две головы ангелов, но и они настолько искажены переделками, что не дают представления о первоначальном виде этого произведения.

Тондо* с Ангелом. 1310г. Джотто ди Бондоне. Рим.
Среди других упоминающихся в документах и приписываемых Джотто фресок сохранились только росписи в нижней церкви св. Франциска в Ассизи (между 1314 и 1329) и капелл Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции (после 1317).
Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи.
Сначала росписи велись в Нижней церкви св. Франциска — в них принимал участие Чимбауэ, учитель Джотто, затем расписывалась Верхняя церковь (в том числе и молодым Джотто в 1290-1300гг.), затем художественные работы проводились в Нижней церкви и пристроенных к ней новых криптах, вновь с участием Джотто (ок. 1310). В целом украшение церкви Сан-Франческо длилось более ста пятидесяти лет.

Францисканские аллегории. 1330г. Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фрески. Фрески крестового свода.

Францисканские аллегории. Святой Франциск во славе. 1330. Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фреска. Фрески крестового свода.

Францисканские аллегории. Аллегория целомудрия. 1330. Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фреска. Фрески крестового свода.

Францисканские аллегории. Аллегория бедности. 1330г. Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фреска. Фрески крестового свода.

Францисканские аллегории. Аллегория послушания. 1330г. Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фреска. Фрески крестового свода.

Распятие. 1310г.Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фреска. Фрески северного трансепта.*

Noli me tangere. 1310г.Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Капелла Магдалины. Фреска.
Очень многие фрески в Нижней церкви, выполнялись мастерской Джотто, а не самим мастером, поэтому достаточно заметны некоторые «стилевые» различия.
Церковь Санта Кроче.
В конце 1310-х годов, вероятно, Джотто расписал флорентийскую церковь Санта Кроче, но сохранились лишь фрески небольших семейных капелл Барди и Перуцци (ок. 1320-25), принадлежавших семьям самых могущественных банкиров тогдашней Европы — Барди и Перуцци. Эти сильно пострадавшие от времени фрески являются последними из уцелевших картин Джотто, были обнаружены в 50-60 гг 20 в. в результате удаления более поздних наслоений красок — они вполне оправдывают то восхищение, которое вызывали у мастеров Ренессанса. Выполненные в пору творческой зрелости, эти росписи свидетельствуют и о том, какой отточенности достигает мастерство Джотто.

Вид капелл Перуцци и Барди. (слева) Джотто ди Бондоне. Санта Кроче, Флоренция. Фрески.

Вид капелл Перуцци и Барди. (справа) Джотто ди Бондоне. Санта Кроче, Флоренция. Фрески.
Во фресках Санта Кроче, представлены сцены из жития св. Франциска, композиции которых с небольшими изменениями заимствованы из фресок в Ассизи, а также эпизоды из житий Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В капелле Перуцци уцелели шесть фресок: три — с изображением Иоанна Крестителя, и еще три — посвященные жизни Иоанна Богослова. В капелле Барди сохранились семь фресок с изображением сцен из жизни Святого Франциска. Из алтарных образов Джотто сохранился только один — Мадонна во славе (Маэста) (ок. 1310, Уффици).
Историки искусства приписывают росписи капеллы Перуцци в базилике Санта Кроче, выполненные в технике секко (по сухой штукатурке), руке Джотто. Вероятно, созданы они около 1320 года, так как в рельефах бронзовой двери баптистерия (1330) Андреа Пизано повторяются мотивы росписи. Капелла посвящена Иоанну Крестителю и Иоанну Евангелисту. Отличительная особенность росписей — размещение композиций на картинах необычайно широкого формата, что усилило впечатление монументальности и позволило художнику показать свободное движение персонажей на фоне сложных архитектурных комплексов. Выполненные в нестойкой технике, картины, серьёзно пострадавшие от наводнения и пережившие несколько неудачных попыток реставрации, большей частью утратили верхний красочный слой.

«Рождение и наречение имени Иоанна Крестителя». 1320г.Джотто ди Бондоне. Капелла Перуцци, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.

«Пир Ирода». 1320г.Джотто ди Бондоне. Капелла Перуцци, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.

«Святой Иоанн Евангелист на Патмосе». 1320г.Джотто ди Бондоне. Капелла Перуцци, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.
К сожалению, цикл Перуцци неоднократно переписывался вплоть до недавнего времени. После последней реставрации он представляет собой нечто до такой степени призрачное и не позволяющее извлечь что-либо, проясняющее его значение в художественной эволюции Джотто и в истории итальянской живописи треченто.
Фрески капеллы Барди написаны в сочетании с живописью секко. Их создание относят к 1325—1328 годам. Тема цикла из семи сцен — легенда о святом Франциске. Размеры капеллы позволили создать монументальные композиции, задуманные как единое целое. Стилистически фрески несколько отличаются от живописных произведений капеллы Перуцци, Ассизи и Падуи, это может быть объяснено тем, что росписи выполнялись разными членами мастерской Джотто.

«Сцены из жизни святого Франциска. Стигматизация святого Франциска». 1325г. Джотто ди Бондоне. Капелла Барди, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.

«Сцены из жизни святого Франциска. Отказ от имущества». 1325г. Джотто ди Бондоне. Капелла Барди, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.

«Сцены из жизни святого Франциска. Смерть и вознесение святого Франциска». 1325г. Джотто ди Бондоне. Капелла Барди, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.
Станковые произведения.
Наряду с большими фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений. Это расписные кресты, отдельные алтарные картины, и полиптихи, которые он писал сам, либо совместно с ассистентами из своей мастерской. Некоторые из этих работ имеют подпись Джотто, авторство других установлено благодаря сохранившимся историческим свидетельствам и стилистическому анализу. Датировка большинства из них приблизительна, в некоторых случаях имеет широкий диапазон (например, семь небольших сцен из жизни Христа, принадлежавшие одному алтарю, хранящиеся в нескольких музеях, разные эксперты датируют от 1320-25 годов до 1306-12 годов).
Станковые картины в XIII-XIV веках писались на деревянных досках (в Италии это, как правило, был тополь). На доску с помощью клея, приготовленного из кожи животных, наклеивался холст, на холст наносилась грунтовка в виде гипса, разведённого всё тем же животным клеем, а поверх гипса налагалась позолота. Далее, по заранее процарапанным контурам фигур наносилась роспись темперной краской. Такая технология производства иконы была распространена в Византии, её придерживались и итальянские мастера, включая Джотто.
«Стигматизация Святого Франциска» представляет собой большую алтарную икону размером 3,14х1,62 м. Произведение было создано около 1300 года для церкви Сан Франческо в Пизе. На нижней части оригинальной рамы сохранилась подпись OPUS IOCTI FIORENTINI. Однако, несмотря на подпись, в течение длительного времени авторство Джотто оспаривалось многими исследователями. Справа и слева есть изображения гербов, которые одни исследователи интерпретируют как принадлежащие семейству Уги, другие, как принадлежащие семейству Чинквини. Вполне вероятно, что кто-то из них был заказчиком этого алтарного образа. Джотто изобразил один самых важных моментов в жизни Святого Франциска — обретение стигматов от Христа во время молитвы на горе Альверно. Иисуса художник написал в виде серафима. Картина имеет пределлу, на которой изображены три сцены из жизни святого Франциска: «Сон Иннокентия III», «Утверждение устава францисканского ордена» и «Проповедь птицам».

«Стигматизация святого Франциска». 1300г. Джотто ди Бондоне. Париж, Лувр. Темпера, дерево.
«Мадонна Оньисанти» является самой известной алтарной картиной Джотто. Этот большой алтарный образ, размером 3,25х2,04 метра художник написал для Умилиатского братства церкви Оньисанти во Флоренции. Стилистическая близость к падуанским фрескам позволяет отнести его создание к первому десятилетию XIV века. По своему иконографическому типу это «Маэста», то есть такая разновидность изображения Мадонны с младенцем, когда фигуры священных протагонистов обращены к верующему фронтально, при этом младенец изображён благословляющим. Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ («Мадонна» из церкви Санта Тринита) и Дуччо («Мадонна Ручеллаи»). Однако, за одно, или два десятилетия, отделяющие произведения этих мастеров от «Мадонны Оньисанти», изменилось многое. Загадочные и возвышенные образы иного мира, воплощенные в Мадоннах эпохи дученто, уступили место человечной матери семейства со светлым и открытым лицом, и даже с чуть заметной улыбкой в складке губ, позволяющей увидеть белизну зубов, в то время как Мадонны дученто всегда были отчуждены и печальны. Земная природа Марии заявляет о себе весомостью её тела, ещё более очевидной из-за контраста с хрупкими архитектурными деталями трона. Приземлённое упрощение образа по сравнению с великими художниками XIII века не означает его обеднения. Ткани широкого шерстяного плаща и прозрачной туники Мадонны в картине Джотто ещё более рафинированны и драгоценны. Равным образом и в изображение трона, ставшего роскошным, но вместе с тем более правдивым и убедительным. Группы ангелов и святых здесь наполняют реально существующее пространство, и похожи на торжественных и любезных персонажей королевского двора.

«Мадонна Оньисанти». 1320г. Джотто ди Бондоне. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.

«Мадонна Оньисанти». Деталь. Джотто ди Бондоне. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.
«Триптих Стефанески» был создан для главного алтаря базилики Святого Петра в Риме. Заказчиком произведения является Якопо Каэтани дельи Стефанески – римский кардинал, который в первой половине XIV века был ведущим меценатом папского двора. В Риме при папе Бонифации VIII, а затем в Авиньоне, куда переехала папская курия, Стефанески делал заказы на создание самых значительных произведений искусства того времени. Джотто он дал заказ на изготовление прославленной мозаики Навичелла и главного алтаря базилики Св. Петра. Этот алтарь упоминается в сохранившемся завещании кардинала Стефанески как произведение Джотто. Он представляет собой большой двусторонний триптих с пределлой, его размеры 2,20х2,45м. Алтарь хранится в Ватиканской пинакотеке, и дошёл до наших дней почти полностью – не сохранились только две панели пределлы.

«Триптих Стефанески». 1330г. Джотто ди Бондоне. Пинакотека, Ватикан. Темпера.

«Триптих Стефанески. Мученичество святого Петра». 1330г. Джотто ди Бондоне. Пинакотека, Ватикан. Темпера.

«Триптих Стефанески. Мученичество святого Павла.» 1330г. Джотто ди Бондоне. Пинакотека, Ватикан. Темпера.
«Расписной крест», около шести метров в высоту, был создан для флорентийской церкви Санта Мария Новелла между 1290 и 1300 годами, и вскоре стал образцом для подражания.

Распятие. 1290-1300гг.Джотто ди Бондоне. Санта Мария Новелла, Флоренция

Распятие. 1310-1317гг.Джотто ди Бондоне. Темпио Малотестиано, Римини.
К самым последним произведениям Джотто приписывают два больших полиптиха (ок. 1334) — Болонский полиптих с Мадонной на троне, архангелами Гавриилом и Михаилом и Святыми Петром и Павлом (Пинакотека, Болонья) и полиптих Барончелли — Коронование Марии со святыми и ангелами (церковь Санта Кроче, Флоренция).

Полиптих Барончелли. 1334г. Джотто ди Бондоне. Санта Кроче, капелла Барончелли, Флоренция. Темпера по дереву.

Полиптих Барончелли. Коронование Девы. Деталь. 1334г. Джотто ди Бондоне. Санта Кроче, капелла Барончелли, Флоренция. Темпера по дереву.
Джотто был человеком светским и практичным. У него было шестеро детей. В последние годы жизни Джотто достиг вершины славы; в 1330 король неаполитанский Роберт пожаловал ему титул придворного, а в 1334 он был назначен главным архитектором Флорентийского собора. В этом же году был заложен фундамент кампанилы, которую обычно называют кампанилой Джотто, хотя, насколько известно, рисунки мастера сыграли крайне незначительную роль в сооружении этой постройки. Умер Джотто во Флоренции 8 января 1337.

Рисунок кампанилы. 1334 г. Джотто ди Бондоне. Музей Дуомо, Флоренция.
1. * Тондо — (итал. tondo, буквально — круглый), произведение живописи или рельеф, имеющие круглую форму.
2. * Трансе́пт (от позднелатинского transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда») — поперечный неф (корабль) в базиликальных и крестообразных в плане храмах, пересекающий под прямым углом основной (продольный) неф и выступающий концами из общей массы сооружения.

3. * Ба́рди (Bardi)— старинный род флорентийских банкиров. Барди возглавляли одну из крупнейших в Европе банковско-торговых компаний (с середины XIII в. до середины XIV в.). Они выступали кредиторами пап и королей. На деньги Барди велась Столетняя война. С конца XIII в. Барди принимали участие в политической жизни Флоренции.
4. * Перу́цци — знатная семья Флоренции. Она возглавляла торговую компанию (вторая половина XIII — первая половина XIV в.), занимавшуюся экспортом шерсти из Англии и хлеба из Неаполитанского королевства, а также обменными операциями на Шампанских ярмарках. Перуцци обладали значительным капиталом, занимались банковскими операциями. На деньги семьи Перуцци, как, впрочем, и других банкиров Флоренции, велась Столетняя Война. Перуцци ссужали деньгами как королей, так и римскую курию, монашеские ордены. Филиалы компании Перуцци находились в Венеции, Генуе, Пизе, Неаполе, Авиньоне, Брюгге, Лондоне, Париже и т. д. Перуцци потерпели крах в 1343 году ввиду отказа королей погасить долги.

Tags: 14 век, Ассизи, Иисус Христос, Италия, Мадонна, Проторенессанс, Тоскана, Флоренция, аллегории, архитектурные термины, общественная жизнь, темпера, фреска, христианские святые, художественные термины

Капелла Пацци

Капелла Пацци (Capella Pazzi) — архитектурное сооружение эпохи ренессанса, построенное по проекту Филиппо Брунеллески и расположенное во дворе францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции.

История

В 1423 году территория церкви Санта-Кроче пострадала от огромного пожара. Впоследствии, горожане и несколько богатых семей города, включая Медичи, Спинелли и Пацци, начали работу по восстановлению разрушенных зданий. В 1429 году началось бурное строительство на территории монастыря: возводили новый дормиторий (общую монастырскую спальню) и новициат (помещение для монастырских послушников). В том же году Андреа Пацци заключил с монастырем договор, обязуясь восстановить капеллу для собраний капитула с условием, что он станет ктитором проекта и будет иметь возможность устроить фамильную капеллу в зале, что считалось весьма почетным.

По причине нехватки документации, целиком хронология строительства часовни не была восстановлена, но известно точно, что протекало оно медленно. Причастность к процессу Филиппо Брунеллески, как правило, датируется 1429 годом, вскоре после того, как он окончил работу в Старой Сакристии в церкви Сан-Лоренцо. Реконструкция капеллы замедлялась как из-за занятости Филиппо Брунеллески посторонними объектами, так и по причине нестабильного финансирования со стороны Пацци.

Однако, из сравнительно недавно обнаруженных данных стало известно, что в 1443 году Папа Римский Евгений IV принимал участие в церемонии в помещении, находившемся над капеллой Пацци (после общего освящения базилики Санта-Кроче). В 1445 году Андреа Пицци умирает, завещав большую сумму на строительство часовни, а руководство проектом берет на себя его сын Якопо. К 1446 году стены капеллы стали возвышаться на несколько метров, до уровня внутреннего антаблемента. Только с данного периода строительство начало активно развиваться в связи с тем, что после смерти Брунеллески в 1446 г. Джулиано да Майано стал возглавлять все проекты. Основная часть строительства завершилась в 1440—1450-е годы, купол восстановили в 1459, а портик, который изначально не предполагался в проекте, пристроили в 1461 году, если верить информации с внешней поверхности купола.

Работа продолжалась вплоть до 1478 года и так и не была полностью завершена. В том же году семья Пацци была истреблена в результате заговора против Медичи.

Внешний вид

Часовня является центрально-купольной постройкой и примером архитектурной легкости, простоты и лаконичности. В ней прослеживается величественное сочетание между объемами здания и ясность пространственной композиции. Планировка капеллы стремится к квадратной форме. План перекрывается зонтичным куполом, разделенным на 12 частей. В этом часовня схожа со Старой Сакристией церкви Сан-Лоренцо.

В архитектуре ренессанса центрическое пространство получило привилегированное положение благодаря своей Божественной гармонии и приближенности к человеку. Поэтому в своем проекте от резких элементов готики Брунеллески вернулся к светлым и жизнерадостным формам греческих храмов, а также создал сочетание поперечного развития интерьерного пространства и центрической композиции, стремясь возродить стандарты древнего мира.

Фасад часовни делится пополам циркульной аркой, плавная кривизна которой сочетается с общей картиной фасадной плоскости. В некоторых частях стен расположены небольшие круглые окна, создающие легкую игру светотени в куполе. Сам купол имеет форму, близкую к пологому конусу. Его основанием является низкий цилиндр. Купол грамотно завершает фасадное решение постройки, а к главному пространству капеллы с восточной стороны примыкает некрупный алтарь.

Входной портик капеллы является ее значимой составляющей: его наружная часть содержит в себе небольшие коринфские пилястры и большие прямоугольные окна с крестовыми переплетами, а система сводов и арок поддерживается шестью легкими коринфскими колоннами. Возможно, этим Брунеллески хотел внести в сооружение мотив древнеримской триумфальной арки. Такой портик относится к сирийскому типу.

Описание интерьера

Брунеллески убедительно продемонстрировал свои таланты в работе над капеллой Пацци: великий зодчий мастерски владел умением создавать единство отделки внешнего и внутреннего пространства, а также сочетать криволинейные формы с прямоугольными, создавая гармоничные архитектурные образы.

Мотив арки и ложный сферический купол образуют связь между внешним убранством и интерьером капеллы. Во внутреннем пространстве часовни Брунеллески создает образ «идеального храма» — светлого и просторного. Мастер подчеркивает доминирование некоего геометрического совершенства за счет обилия квадратных, прямоугольных, круглых и полукруглых форм. Площадь убранства визуально расширяется благодаря выделяющейся центральной части, большим подъемам арок и белому полупрозрачному цвету стен. А тектонические конструкции, детали и различные элементы интерьера, выполненные в темном оттенке серого камня, придают внутреннему пространству герметичность и контраст. Внутренний декор выполнен по строгому принципу соотношения вертикальных и горизонтальных ритмов — это видно на примере арок и пилястр. Они образуют эстетичную конструкцию, которая сверху завершается более легкими арочными конструкциями.

Обилие окон создает во внутреннем убранстве капеллы особую световую гармонию и кристальную ясность.

История строительства

Начало работ по строительству Базилики Санта-Кроче во Флоренции пришлось на 1294 г., когда знаменитый скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио приступил к созданию проекта. К сожалению, документально его авторство не подтверждено. Историки руководствуются сходством Храма Св. Креста с другими произведениями маэстро.

Средства на Базилику были выделены из бюджета Флоренции. Ранее на этом месте уже была небольшая церковь, которую разобрали, чтобы освободить место для более масштабного строительства. До конца жизни Арнольфо принимал активное участие в работах. К 1302 году были частично оформлены хор, трансепт и капеллы.
Окончательное завершение строительства приходится на 1385 год, но освятил Базилику Папа Евгений IV лишь в 1443 г.

За многовековую историю Базилика претерпела немало изменений. Её периодически дополняли разными сооружениями, использовали в качестве художественной мастерской, лаборатории и пантеона флорентийской знати. Ряд наводнений значительно ухудшил состояние храма. Некоторые элементы повредились или были полностью разрушены. Последнее и самое сильное наводнение случилось в 1966 г. Тогда, в результате проседания пола, удалось обнаружить фундамент древней церкви.

Работы над центральным фасадом велись достаточно долго. Уже завершенный храм часто изображали на картинах, при этом его стены были почти пустыми, выполненными из простого кирпича. В период с 1853 по 1863 годы Николо Маттас занимался созданием более живописного декора Базилики с использованием мраморных плит. В своей работе он ориентировался на облик Сиенского собора и храма в Орвиенто. К середине XIX века Гаэтано Баккани занялся возведением 80-метровой колокольни. Старые врата центрального входа в Базилику заменили на бронзовые уже в 1903 г.

LiveInternetLiveInternet

Флоренция. Невозможно вместить в один пост все достопримечательности Флоренции. Поэтому более значительные и известные публикую отдельно.

Итак , начинаем знакомство с городом с одной из самых знаменитых церквей Флоренции — готическая базилика Санта Кроче (усыпальница Микеланджело, Галилея, Макиавелли, Россини и других великих итальянцев). Церковь Санта Кроче – еще одно великое творение Арнольфо ди Камбио в стиле итальянской готики.

Базилика Санта Кроче (Св. Креста) — основной духовный центр Флоренции, место, однозначно необходимое для посещения. Самая большая францисканская церковь в мире, заложенная в 1294 году на месте уже существовавшей церкви, которую, полегенде основал сам Франциск Ассизский, Санта Кроче многократно достраивалась, но ни разу не перестраивалась кардинально. В состав базилики входит 16 капелл. В переводе на русский «капелла» означает «часовню». Только здесь капеллы, в отличие от русских часовен, не стоят отдельно. Они создаются с помощью перегородок внутри церкви или пристраиваются снаружи. Капеллы заказывали богатые семьи для своих нужд. Всё дешевле, чем отдельную церковь возводить, да и святости больше. Например, одной из самых больших капелл Санта Кроче стала капелла Пацци, построенная Брунелески. Примечательно, что, все здания, связанные с семейством Пацци, растащили по камешку, а капеллу оставили. Потому что красивая.
Звезда Давида над розой фасада выглядит абсолютно неожиданно для христианской церкви. Это она, не сомневайтесь. Облицовка церквей разноцветным мрамором — недешевое удовольствием. Страшно себе представить, сколько такой фасад стоит на современные деньги. Поэтому целиком мрамором облицован только Дуомо, а у всех остальных церквей Флоренции (да и других итальянских городов) мрамор — как красивое покрывало на кровати с дырявым бельем. Мраморная плитка заворачивает за угол на один слой, и там оканчивается, а дальше идёт обычный некрашеный кирпич. Мода на мраморную облицовку церквей пришла во второй половине 19 века, совсем недавно. Тогда все церкви оделись в нарядный мрамор. Для этого дела нанимали разных архитекторов, и фасад Санта Кроче строил архитектор-еврей по фамилии Матас. Он и протащил звезду Давида в качестве декоративного элемента.
Вместе с тем еврейские символы на фасадах ведущих христианских церквей, хоть и редкость, но не нечто абсолютно уникальное.


Фасад базилики относится к XIX веку.

Дворик с капеллой Пацци.

В интерьере готические стрельчатые арки сочетаются с деревянными балочными перекрытиями.
Деревянные балки расписаны.

Клуатр — внутренний дворик церкви.

Капеллы, расписанные фресками Таддео Гадди, Мазо ди Банко и др.

Фреска Таддео Гадди.

Внутри церковь Санта Кроче представляет из себя Пантеон — захоронение знаменитостей. Архитектор Матас очень надеялся, что за свои заслуги он будет удостоен чести бить похороненным внутри. Однако — увы — еврею в христианской обители места все-таки не нашлось. Матас похоронен снаружи где-то под каким-то крыльцом. Я даже не знаю, есть ли ему табличка.
Массивные переделки интерьера церкви произошли при герцоге Козимо Первом. Работами руководил вездесущий Вазари. Вот за этот проект потомки его сильно ругают. Вазари уничтожил множество старинных фресок и алтарей, открыв пространство для помпезных картин, икон, надгробий и кенотафов. Кенотаф, оказывается, — это надгробие под которым никто не лежит, но мог бы лежать. Если бы вовремя захотел.
Наиболее известный кенотаф внутри Санта Кроче посвящен Данте Алигьери. В Италии едва ли не столько же памятников и табличек, связанных с Данте, сколько памятников Ленину в одной большой стране. Уважают.


Вот главный зал, перестроенный Вазари. Кенотафы, барельефы и просто рельефные могильные плиты в полу. В этой Флоренции родилась куча знаменитого народа. Кстати, где-то на стене прикреплена памятная табличка, посвященная Энрико Ферми (создатель атомной бомбы, первооткрыватель управляемой цепной реакции). Он работал в местном университете два сезона. А вот надгробие кое-кому постарше:

Учёный, сверстник Галилея,
был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
но у него была семья.
Гениальные строчки написал поэт Евтушенко! У Галилея семьи не было, но были дети. Он их признавал, воспитывал и заботился, но на маме почему-то так и не женился официально. В Санта Кроче он похоронен вместе со старшей дочерью. Жизнь Галилея, особенно его злоключения с инквизицией передают характер времени лучше любой исторической хроники. Это был борец, и он отчаянно сражался за свои взгляды. Из школьного курса Галилей выглядит чуть ли не отступником, вроде как Джодано Бруно на костер пошел, а этот отрекся. Однако детальное изучение вопроса показывает, что все было не так просто, и само дело Галилея возникло из-за того, что он постоянно активно добивался пересмотра господствующей в то время теологической доктрины. У Галилея были мощные покровители, прежде всего герцог Тосканский, у которого Галилей работал домашним учителем, но даже покровительство такого уровня не спасало от ареста и пыток. В тюрьме, впрочем, Галилей сидел недолго. Его выпустили на его виллу под Флоренцией, и последние 9 лет жизни Галилей, как Сахаров, прожил под очень строгим домашним арестом. На вилле постоянно находились соглядатаи, следившие за каждым его шагом. Лишь под конец режим его ареста стал потихоньку смягчаться, и несколько раз Галилею было позволено съездить во Флоренцию к врачам. После того как Галилей умер, возникла новая коллизия. Герцог хотел похоронить его в Санта Кроче с максимумом почестей и соответствующим мемориалом, но Папа высказался категорически против. После долгих дипломатических переговоров в Санта Кроче выделили специальную незаметную комнатку, куда и поместили его прах. Галилея торжественно перезахоронили в главном трансепте в 1737 году. А заклятие свое церковь сняла только в 1992. Зато сейчас Галилею ставят памятник прямо в Ватикане. Победа.


И опять снимок с Википедии. Галилей в периметре галереи Уффици.

Еще одна интересная статуя из пантеона Санта Кроче. Надгробие и памятник поэту Никколини. Это практически наш современник, он умер в 1861 году. Очень свободолюбивая была личность, трибун, оратор, видный публичный политик. Ничего необычного в статуе не замечаете?
Да это же практически статуя Свободы, только несколько более женственная.

Могила Макиавелли. Надпись мне особенно нравится: TANTO NOMINI NULLUM PAR ELOGIUM (Нет эпитафии достойной столь великого человека). Правильная надпись, между прочим. Я очень сильно уважаю эту личность.

Могила Микеланджело Буонарроти. Дизайн Джорджио Вазари.
В этой церкви похоронен еще Россини и Маркони (изобретатель радио), а также множество людей менее нам известных, но не менее достойных. Ходишь буквально по кладбищу.
В
Иногда приходится ходить прямо по их крышкам.


Уж кто под этими плитами лежит, я не имею ни малейшего представления.
Теперь посмотрим на картины на стенах и алтари церкви. Они достойны изумления. Лучшие мастера Флоренции, начиная с Джотто, трудились над этими шедеврами.

Вопрос с уместностью перестройки церкви под руководством Вазари открыт. Я не верю, что Вазари мог что-то серьезно испортить. Наоборот, он расчистил место для более качественных произведений. С другой стороны, он был модный художник, как сказали бы сейчас, гламурный. При том, что я лично не сомневаюсь во вкусе столь талантливого мастера, это был его личный вкус, личные представления о красоте и целесообразности. Ну, будем считать, что новый вариант, которому всего-то 400 с небольшим лет (копейки), скорее всего, не хуже предыдущего.
Давайте просто бегло посмотрим вокруг, уже не вдаваясь в детали.

Донателло. Благовещение.



В кадр опять попал памятник Галилею.



Три последних снимка сделаны в умопомрачительной капелле Кастеллани. А всего таких капелл, повторюсь, шестнадцать! В этой церкви можно застрять на целый день.

Но все когда-нибудь кончается. Современные скульптуры в дворике церкви выглядят контрастным душем. Честное слово, на них глаз отдыхает, потому что на выходе из церкви в голове стоит какой-то гул от всего этого ярко-красного и мрачно-нарядного. Но, чтобы не показалось, что вы в музее современного искусства, там в глубине скульптура «Небесный отец». Ей 400 лет.

Несмотря на то, что работы по строительству церкви начались в 1294 году, освящена она была только по прошествии двухсот пятьдесят лет. Перед центральным входом в церковь невольно останавливаешься и задаешься вопросом, неужели все это великолепие создано руками человека?

Серия сообщений «ИТАЛИЯ»:
Часть 1 — НЕАПОЛЬ (достопримечательности )
Часть 2 — Замок Яйца в Неаполе

Часть 41 — Италия. Лукка. Кафедральный собор и церковь
Часть 42 — Прогулка по Италии. Звучит незабвенный голос Лучано Паваротти
Часть 43 — готическая базилика Санта Кроче ( Флоренция)
Часть 44 — собор Санта-Мария дель Фьоре (Флоренция)
Часть 45 — дом-музей Данте Алигьери во Флоренции

Часть 48 — Пиза
Часть 49 — Флоренция – красива, единственна и неповторима
Часть 50 — Жизнь на краю обрыва — райский уголок Италии Позитано

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *