Наска пустыня

Картины животных красивы и лаконичны, однако они в разной степени обладают асимметрией. Проведенная исследователями в наши дни попытка при помощи компьютера выровнять асимметрию изображения паука выявила, что эти искажения трехмерны, что подтверждает существующую гипотезу: эти рисунки выполнены из воздушного пространства энергетически направленным потоком неизвестной природы. Таким образом, вопросов по поводу возникновения геоглифов пока больше, нежели ответов. Однако помимо этого город Наска известен своей вполне понятной самобытной и яркой керамикой. Блюда, чаши и горшки с двойным горлышком украшены изображениями божеств, животных и растений.

Следует отметить, что в Перу Наскане единственное плато с загадочными геоглифами. В окрестностях города Пальпа находится одноименное плато, на котором также находится огромное количество малоизученных изображений. В настоящее время пустыня Наска более исследована, поскольку аналогичные изображения плато Пальпа заинтересовали ученых лишь в конце ХХ века.

Геоглифы. Линии Наска

Наиболее известной и загадочной достопримечательностью Перу является долина Наска, испещренная таинственными линиями. Большая часть рисунков располагается на участке площадью 350 кв.км. На плато Наска сосредоточены порядка 100 спиралей, 700 геометрических площадок лучеобразной формы, 13 тысяч линий. Многие линии Наска всего лишь геометрические фигуры – треугольники, трапеции или прямоугольники. Однако существуют и особые рисунки Наска, это гигантские изображения птиц, рыб, животных. Эти линии Наска хорошо сохранились благодаря особым атмосферным условиям в этой местности. Именно из-за необъяснимых изображений плато Наска Перу внесено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Все рисунки в пустыне Наска специалистами подразделяются на ряд групп, основанием для деления являются различные методы создания графики и её размеры. Самыми популярными изображениями в пустыне Наска оказались очертания собаки, обезьяны, кондора, кита, фламинго, попугая, паука и человека-астронавта. Историк Алан Сауэр заметил, что большая часть рисунков образуется непрерывной линей, никогда не пересекающей саму себя. Он сделал предположение, что это ритуальный маршрут, следуя которому индеец понимал суть изображенного животного либо предмета.

Город Наска в Перу известен, в первую очередь, благодаря знаменитым на весь мир линиям Наска (Nasca Lines), которые приезжают посмотреть туристы, а точнее полетать над ними на самолете. Скажу больше, в Наску никто даже и не приезжает ради посещения этого города. Все просто выгружаются на автостанции, ловят такси в аэропорт, летят и возвращаются к автобусам, чтобы ехать дальше по своему маршруту – в Арекипу или в столицу Лиму. Так происходит обычно. Но что, если мы немного изменим сюжет? И останемся в Наске! В этой статье я расскажу о том, что представляет из себя Наска, какие достопримечательности есть в городе и окрестностях, как добраться в Наску и где поселиться.

Наска

Наска (Nasca) – это небольшой город в Южной части прибрежной пустыни в Перу. Основная жизнь города сосредоточилась вокруг центральной площади, Пласа-де-Армас. Тем не менее вместе с пригородами и другими районами Наска представляет собой небольшую растянутую агломерацию, окруженную пустынным плато Наска и горами.

Город стоит на том же месте, где в древности обитала культура наска. В 400 году пала первая столица наска – Кауачи. Но наска были не единственными людьми, которые жили здесь. Еще были паракас, уари и даже инки. И каждая из культур оставила после себя свидетельства своей жизни. Разобраться во всем этом – необычайно любопытно. И вот почему я советую всем интересующимся историей и культурой Перу и Южной Америки задержаться в Наске подольше, чем полчаса полета над плато Наска и подготовки к полету.

Наска на карте

Как добраться в Наску

Наска находится в 450 км на юг от столицы Перу Лимы. Добраться сюда очень просто на общественном транспорте. Обычно путешественники включают Наску в круговой маршрут по Перу, и таким образом едут либо из Лимы, либо из Арекипы. Также существуют дневные и довольно дорогие туры из Паракаса или Лимы.

Итак, автобусы в Наску:

  • Автобус из Лимы в Наску идет около 7-8 часов.
  • Из Арекипы путешествие продлится 8 часов.
  • В Ику ходят регулярные автобусы компании Soyuz. В пути – 2,5-3 часа, а цены стартуют от 7 солей.
  • В Наску также можно приехать из Куско. Поездка продлится около 14-16 часов. Автобусы в Куско и из Куско обычно ночные. Так что прибыв из столицы инков утром, можно сразу же ехать в аэропорт и заказывать полет над линиями Наска.

Мы приехали в Наску из Арекипы на автобусе компании Civa (рейс был Арекипа – Лима), а также мы уезжали из Наски в город Ика. Все проходящие автобусы останавливаются у кругового движения на Панамерикане, не заезжая в сам город. Там же стоят гаражи местной компании Soyuz, которая обслуживает ближайшие направления.

Например, этой компанией можно уехать в Ику или же проехаться по ближайшим достопримечательностям – увидеть музей Марии Райхе, линии Пальпа или обзорную площадку Мирадор Металико, с которой открывается вид на две фигуры Наска.

  • Мы побывали в Наске в 2014 году во время нашего кругосветного путешествия

Отели в Наске – где остановиться

В Наске все рассчитано на богатых американских туристов, которые как раз приезжают на день из Лимы. И чтобы не ездить дважды в день на автобусах из Лимы в пустыню Наска и обратно (около пяти часов в одну сторону), они остаются в городе с ночевкой. То есть вечером они гуляют по площади или заказывают экскурсии на многочисленные достопримечательности Наски, а с утра едут в аэропорт, чтобы осуществить то, ради чего явились сюда. Так обычно поступают те, чей бюджет не сильно ограничен.

Но поверьте, кроме полета над линиями в Наске есть чем заняться. и мы провели здесь четыре дня.

Что ж, плюсом размещения в Наске можно назвать то, что отели здесь первоклассные, а вот с бюджетным размещением сложился явный дефицит.

Лучшие отели в Наске

  • Oro Viejo – оценка 8.3. Отель в центре города Наска с открытым бассейном и красивым садом. В номерах есть гидромассажная ванна. В стоимость проживания входит завтрак.
  • Wasipunko Ecolodge – оценка 9.1. Отель расположен в 25 км от города в тихом красивом месте рядом с горами. Гости отмечают уютную медитативную атмосферу на природе, где можно расслабиться. В отеле есть бассейн, а номера выполнены в экологичном и этно стиле. В стоимость входит завтрак и трансфер от автостанции.
  • Nasca Lodge – оценка 9.1. Большие и просторные комнаты в небольшом и недорогом отеле. Домашний завтрак входит в стоимость проживания. Гости отмечают чистоту и доброжелательность хозяйки, которая помогает постояльцам во всем.

Во время нашего визита в Наску мы остановились в отеле Posada Luren. Мы списались с хозяйкой заранее и получили от нее ответ на испанском: ок, подумали мы, на месте поговорим по-английски. Она нам, кстати, написала, что нас встретят на машине и привезут в отель бесплатно. Так и случилось. Наш предполагаемый гид с отличным английским стоял с табличкой с именем и ждал нас, затем он поймал такси. Мы затолкали наш многочисленный багаж и нас всех тоже в крошечную машинку и приехали в отель.

Итак, мы оказались одни с милой девушкой и ее сыном Карлитосом. И тут выяснилось, что она совсем не говорит по английски. Но мы, как всегда, вышли из положения. Что могли, мы объясняли тем уровнем испанского, что был у нас, а в особо сложных случаях она использовала гугл-переводчик. Продвинутая молодая мама!

Что же это за отель? Он совсем небольшой, комнат 6. Вай-фай отличный. Оформлено все просто, но со вкусом. Комнаты просторные, имеются столик со стульями, шкаф и удобная кровать. На стене весит плоский телевизор, который (внимание!) может кроме тв-программ, играть разную музыку! Надо просто настроить тот канал, который пришелся по душе, и внимать разнообразию. И не стоит думать, что это будет латинская музыка, нет! Там был и канал рок-музыки, канал 60-х, 90-х, и все это европейские или американские песни! Это неожиданно и жутко приятно! К тому же, в стоимость входит завтрак, который заботливо готовила наша молодая девушка. Когда у нее было хорошее настроение (а оно у нее бывало часто), она вечером приносила нам по чашке чая.

Мы бы от души порекомендовали этот отель. Однако на данный момент он закрылся.

Где поесть в Наске – лучшая чифа

Как и всегда, вся жизнь крутится вокруг Плазы де Армас. И мы тоже поспешили туда, чтобы узнать, чем живет город. Хотя нет, сначала мы отправились на поиски хорошего ресторана. И такой нашелся. Я, честно говоря, не помню его название даже. Это была самая обычная chifa (ресторан с китайской едой, то есть) по авениде Болоньези, если идти по правой стороне, отдаляясь от центра.

Чифа открывается только к ужину, то есть в пять вечера. Цены стартуют от 8 солей. Но, скажу честно, это была самая лучшая чифа в Перу! К блюду подают разные соусы, кукурузу-попкорн и целую плошку зеленого лука. Сами порции такие огромные, что мы часто заказывали одну на двоих, и наедались так, что больше не хотелось есть ни до вечера, ни на следующее утро. И мы каждый день ужинали именно здесь!

Подготовка к ужину

Самая вкусная чифа в Перу

Достопримечательности Наска

Главная достопримечательность Наски – это разумеется полеты над Линиями Наска! Чтобы увидеть их с высоты птичьего полета, надо приехать в аэропорт имени Марии Райхе (он находится в 4 км от города). Надо выбрать авиакомпанию – их представители находятся внутри аэропорта – по цене и тому, какие фигуры предлагают увидеть. Обычно у всех стандартный маршрут. Но все же стоит проверить две-три компании.

В городе покупать тур будет дороже. Цены в аэропорту варьируются от $70-85 за место. Мы купили билеты за $65 с человека, сильно поторговавшись. И с нас еще взяли обещание, что мы не скажем, сколько заплатили своим попутчикам, так как они купили тур в городе и заплатили за него вдвое больше.

Подробнее о полетах над пустыней Наска и линиях и фигурах Наска

Также Линии Наска можно посмотреть с Мирадор Металико, который находится на шоссе Панамерикана в 25 км от города. Вход – 2 соля. Рядом находится небольшой холм, Мирадор Натураль.

Другие достопримечательности вокруг города Наска:

  • Линии Пальпа – менее изученные, но такие же интересные линии и фигуры на плато Наска.
  • Музей Марии Райхе – небольшой, но информативный музей о немецком ученом, которая посвятила всю свою жизнь линиям Наска и жила в пустыне до самой своей смерти. Вход – 5 солей.
  • Пирамида Кауачи – первая столица народа наска. В археологическом парке, который находится в 25 км на запад от города, несколько откопанных пирамид из необожженного кирпича.
  • Кладбище Чаучилла – древние захоронения в пустыне и мумии находится в 30 км к югу от города.
  • Руины Парадонес – древний город инков практически в черте города.
  • Акведуки Кантайок – колодцы в виде спиралей, построенные в черте города. Уникальный способ добычи воды в пустыне.
  • Геоглифы Телар – не самые впечатляющие геоглифы недалеко от города. Но интересные историкам.

Три последние достопримечательности находятся в черте города или на его окраинах. Их можно посещать по единому билету (10 солей). Обзорная статья – .

Достопримечательности Наски можно осматривать самостоятельно, как это сделали мы.

Есть и другой вариант – нанять гида. Мы поговорили с гидом в нашем отеле, и он нам озвучил следующие цены – за полный пакет услуг (Парадонес, акведуки, пирамида Кауачи, мирадор натурал, Музей Марии Райхе и Линии Пальпа) он запросил 400 солей. Мы, конечно, решили, что это уж слишком. И тогда цена снизилась до 350.

Также мы услышали предложение проехаться по этому маршруту готов везти нас на Линии Пальпа и все достопримечательности в той стороне (мирадоры и Музей Марии Райхе) за 30 солей с человека. Однако в таком случае поездка будет совместная с двумя другими туристами.

Пустыня Наска (Перу) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Пустыня Наска (Nazca), расположенная у южного побережья Перу, — одно из самых удивительных и мистических мест на планете. Широкую известность эта местность получила благодаря гигантским загадочным линиям, с большой высоты складывающимся в реалистичные рисунки, словно выполненные рукой невидимого мастера-великана. Количество художеств поражает: в пустыне Наска одних только идентифицируемых рисунков более тридцати, а есть ещё около 700 геометрических фигур и бесчисленное множество линий и полос. Посмотреть на таинственные знаки ежегодно съезжаются миллионы туристов со всего мира, а сама пустыня является, пожалуй, самой посещаемой достопримечательностью Перу.

Немного истории

Колибри, Обезьяна, Собака, Кит — вот лишь немногие из гигантских рисунков в пустыне Наска. Первые данные о существовании неглубоких длинных траншей непонятного назначения относятся к 16 веку, а в 1939 году с воздуха впервые стало видно, что эти полосы складываются в совершенные картины. Первые фото пустыни получили в 1947 г., и с тех пор ученые ломают голову над назначением рисунков Наска.

Пока известно лишь то, что авторы рисунков (по крайней мере, по версии современной науки) — античная цивилизация наска, существовавшая в период с 1 века до нашей эры вплоть до 8 века с центром в церемониальном городе Кауачи (28 км от нынешнего города Наска). Помимо пустынных художеств, наска оставили в наследие человечеству обширную систему подземных водопроводных каналов (многие из них до сих пор используются местными жителями), а также образцы керамики и текстиля, которые можно увидеть в Археологическом музее Антонини в городе Наска.

Знаменитые линии Наска расположены на участке каменистой пустыни площадью 50 на 5-7 км, занимая общее пространство в 500 кв. км.

Как добраться

Главный населенный пункт местности Наска носит логичное название Наска. Сюда удобнее всего добраться на автобусе, этом непременном перуанском транспорте. Автобусы отправляются из всех крупных городов страны, быстрее всего в Наска можно доехать из города Ика, центра южного побережья Перу — путешествие займет 2-3 часа и обойдется примерно в 30-40 PEN.

Ещё в Наска прибывают автобусы из Куско и Арекипы; в первом случае в дороге придется провести порядка 14 часов, во втором — «всего» девять, оба автобуса отправляются из начальных пунктов в ночь, прибывая на место утром. Билет из Куско будет стоить около 90-100 PEN, из Арекипы — примерно 75-85 PEN. Поездка из Лимы займет около 6-8 часов в зависимости от маршрута.

Если вы хотите посмотреть линии Наска, но базируетесь в Лиме, удобнее всего приобрести экскурсионный тур в одном из агентств перуанской столицы. Туристы отправляются в путь в 4 утра, посещают города Баллестас и сам Наска (включая его достопримечательности), а также облетают линии Наска на легкомоторном самолете. Возвращение в Лиму — около 10 вечера того же дня. Стоимость экскурсии — порядка 900-1000 PEN. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

На чем передвигаться

По городу Наска можно передвигаться пешком — он весьма невелик. Поездка на такси на любое расстояние в границах города обойдется не дороже 4 PEN, а дорога в аэропорт (откуда поднимаются в воздух «легкомоторки» с туристами) — не более 5-6 PEN.

Отели в пустыне Наска

Отельеры города Наска и окрестностей, разумеется, не могли оставить без внимания повышенную популярность местности среди иностранных туристов, — так что опций для размещения здесь хватает. Цены начинаются от 35-40 PEN за номер без прикрас; за 50 PEN можно остановиться на ночь с комфортом, а на 90-120 PEN — даже шикануть. Для бюджетных туристов имеется масса хостелов с ценами от 15-20 PEN за койко-место. Ну а чтобы ощутить аутентичную атмосферу Наска, можно остановиться на частной гасиенде, превращенной в отель.

Кухня и рестораны

В городе Наска не стоит искать рестораны высокой кухни — все-таки это хоть и популярная, но провинция. Зато заведений рабоче-крестьянского характера здесь хоть отбавляй — и еду в них подают весьма недурную: ингредиенты свежие, приготовление простое, но добротное, а порции огромные. В качестве фастфуда выступают всевозможные бутерброды и бургеры, киоски с которыми расположены на любой из улиц города. Если же вы желаете отобедать горячим, к вашим услугам рестораны Наски, где за 8-15 PEN вам предложат фиксированное меню из супа, нескольких основных блюд на выбор и напитка.

Линии Наска

Знаменитые линии Наска расположены на участке каменистой пустыни площадью 50 на 5-7 км, занимая общее пространство в 500 кв. км. Фактически они представляют собой неглубокие борозды шириной в метр и глубиной 30-40 см. Благодаря тому, что поверхность почвы в Наска более тёмная, а «изнанка» — более светлая, линии отлично различимы глазом. Но из-за того, что рисунки занимают гигантскую площадь, увидеть их во всей красе можно не иначе как с воздуха.

Полёты над пустыней Наска стартуют с местного аэродрома, где в изобилии представлены стенды операторов. Место в четырехместной «Цессне» (2 пилота и 2 пассажира) будет стоить порядка 50-70 USD в низкий сезон и 90-110 USD — в высокий. Обязательно нужно торговаться! Также пассажира попросят заплатить аэропортовый сбор в 10-15 PEN. Продолжительность полёта — около получаса.

Кроме этого, на линии Наска можно полюбоваться со смотровой башни, расположенной вдоль Панамериканского шоссе. Оттуда видны 3-4 рисунка и великолепный горный пейзаж на горизонте. Такси из города Наска и обратно обойдётся примерно в 55 PEN, а подъем на саму башню — 3 PEN.

Город Наска и окрестности

Чтобы получить полное представление о культуре наска, непременно стоит посетить интересный Археологический музей Антонини. Здесь представлены образцы керамики и текстиля, извлеченные на археологических раскопках, а в саду имеется модель акведука наска и макет линий Наска.

В ближайшем городе Канталлоке стоит увидеть систему подземных акведуков наска («пукуйос»), благодаря которым и сегодня в этом засушливом регионе с успехом выращивают хлопок, кукурузу, бобы и прочие культуры. Рядом можно заглянуть на руины города инков Паредонес.

Захоронения Чаучилья — единственное место в Перу, где можно увидеть мумии возрастом около 3 тысяч лет «в естественной обстановке». На протяжении столетий охотники за сокровищами разграбляли древние могилы, не стесняясь оставлять на поверхности самих почивших обладателей драгоценностей. Не удивляйтесь, увидев под ногами черепа, кости, волосы и прочие свидетельства бренности человеческого существования.

Рисунки Наска. Южная Америка, Перу

Что такое Линии Наска, никто точно не знает. Единственным бесспорным фактом является то, что они находятся в Южной Америке, в Перу, на плато Наска в южной части страны. В 1994 году они были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На этом бесспорные факты кончаются, оставляя ученым множество неразгаданных загадок.

Линии представляют собою разбросанные по плато гигантские геометрические и фигурные геоглифы (узоры). Они нанесены на поверхность в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40-50 сантиметров глубиной. Понять, что это именно цельный рисунок, находясь на земле, невозможно: «большое видится на расстоянии». Именно поэтому Линии Наска были открыты только в 1939 году, когда стали возможны полеты.


Рисунки Наска, паук

И с тех пор не один ученый годами пытается дать ответ на вопросы: «Кто?» и «Зачем?». Большинство исследователей склоняется к версии, что узоры задолго до инков оставила цивилизация наска, населявшая плато до II в. н. э. Но с какой целью? С одинаковым успехом это может быть как крупнейший в мире астрономический календарь (хотя как им пользоваться, ученые так и не открыли), так и сигналы для посадки космических кораблей пришельцев.

Сюжеты у Линий Наска – самые разнообразные: цветы, геометрические фигуры, животные, птицы и даже насекомые. Самое маленькое изображение — 46-метровый паук, самое крупное — 285-метровый пеликан…

В конце 2011 года в Южную Америку уехали двое наших коллег — фотограф Дмитрий Моисеенко и пилот радиоуправляемого вертолета Стас Седов. У них было задание: снять рисунки в пустынях Наска и Пальпа в Перу, древний город цивилизации инков Мачу-Пикчу и каменных истуканов на острове Пасхи. Сейчас мы предлагаем вашему вниманию съемки из Наска.

В погоне за Колибри

В первый съемочный день мы столкнулись с тем, что в пустыню не только не разрешается заезжать на машинах, но и заходить пешком. Разговаривали с полицейскими и служителями у смотровых вышек — проход разрешен по спецпропускам от местного министерства культуры, которое выдает их только археологическим группам. Некоторое время назад вход и въезд в пустыню были свободными, это привело к тому, что большое число фигур практически погибло под колесами внедорожников.


Рисунки Наска, попугай и астронавт

Для туристов местные власти поставили несколько вышек со смотровыми площадками: одна из тех, что мы нашли, находится прямо на Панамериканской трассе недалеко от Наски, другая — километрах в 30 в сторону Пальпы. Видно туристам с этих вышек, прямо скажу, не очень много. Гораздо лучше разглядывать фигуры с небольших самолетов, которые летают над пустыней из местного аэропорта.


Вид с туристической смотровой вышки

Второй день в Наске не задался с самого начала. Утром планировали съездить на дальнюю точку около Пальпы и попробовать подойти к фигурам через пустыню. В предыдущий день на смотровой площадке никого не было: ни туристов, ни сторожа. Логично предположить, что в 6 утра там тоже никого не должно было быть. Наивные…

Выехали на рассвете, и вот мы стоим на смотровой. Но что за невезение! Еще пару минут назад на горизонте было чисто, а теперь на дороге метрах в 400 от нас словно из воздуха появился джип полиции. Все, съемка становится практически невозможной, так как от площадки, где можно находиться туристам, до самих фигур — примерно метров 200-300. Долететь можно, но снять что-то качественно — вряд ли получится.

После пары минут раздумий решили все-таки попробовать долететь. Отсняли пару пробных сфер, приземлились и поняли, что удача сегодня не с нами: все фигуры вышли очень маленькими и очень далекими. Ну что ж, решили попробовать договориться с полицией. Подъезжаем к джипу и видим спящего патрульного. Не стали будить бдительного полицейского, а быстро рванули обратно к смотровой. Затем все происходило, как в фильмах про разведчиков.

Нагрузились оборудованием и практически по-пластунски двинулись к фигурам через пустыню. Где-то на середине пути Дима краем глаза заметил, что полицейский уже не спит, а вышел из машины и наблюдает за нами. Похоже, нас заметили! Что делать? Бежать? Мы поступили нелогично — решили начать съемку прямо на глазах полиции. Взлетели, отсняли несколько сфер, все время поглядывая на полицейского. Никакой реакции не последовало. Может нас все-таки не заметили? Используя лощинки, подобрались к фигурам поближе. Рельеф местности помог спрятаться от полицейского патруля.

Мы начали довольно активно летать, все время ожидая грозных окриков из-за спины. Примерно через полчаса я поднялся из очередного оврага на уровень плато и обнаружил совершенно пустую дорогу — полицейский джип уехал. Наверное, он нас все-таки не заметил — повезло! После этого работали уже практически вплотную к фигурам. Отлетали почти весь запас аккумуляторов для вертолета, оставив пару штук для подъема на смотровой площадке недалеко от Наски.


Перед съемкой в Пальпа

Усталые, но очень довольные, побрели к своей машине. Дима решил отснять несколько кадров напоследок своим телевиком, и в момент смены объективов оставил ключи внутри салона.

Надо сказать, что криминогенная ситуация в Перу — не очень хорошая, и поэтому сигнализация машины устроена так, что если не запустить двигатель после снятия машины с охраны, двери блокируются через пару минут. Если запустить двигатель — двери блокируются сразу.

Как вы уже догадались, пока Дима делал финальные кадры, машина закрылась с ключами внутри.

Итак, мы в пустыне, в часах ходьбы от ближайшей деревни, и ни души вокруг. Инструменты и вода — внутри машины. У нас в руках только вертолет и фотоаппарат с большим объективом. Попробовали отжать руками стекла — бесполезно. После нескольких попыток я предложил Диме бить стекло задней двери. Драматические терзания Димы вы можете посмотреть на видео: бить или не бить — вот в чем вопрос!

Я быстро представил, как полиция находит наши засохшие трупики рядом с целехонькой машиной, и настойчиво попросил Диму все-таки наконец решить проблему. И Дима ее решил! Немного подумав, он предложил разбить не стекло, а маленькую заднюю форточку и уже через нее попытаться достать ключи. Спустя несколько минут, обыскав окрестности и найдя несколько кусков стальной проволоки (разобрав крышу местного «музея», похожего на обычную автобусную остановку), мы сделали импровизированную удочку, с помощью которой через разбитое стекло Дима с первой попытки выудил наши ключи. Спасены!

По дороге в Наску мы по второму разу отсняли Дерево и Руки, а также попытались снять Ящерицу. У смотрителей узнали координаты местного министерства культуры и решили попробовать получить официальное разрешение на проход по пустыне.

Во время утреннего визита к министру-археологу на месте его не оказалось. Секретарша жестами (на английском там практически никто не говорит) объяснила нам, что надо зайти после обеда.

Что делать? Дима предложил совершить полет над пустыней на маленьком самолете. Он планировал поснимать фигуры, до которых нельзя дойти пешком, а я должен был снять видео процесса и, главное, найти проходы между кордонами полиции к какой-нибудь из известных фигур.


Рисунки Наска, обезьяна

Полет. Нет, не так: это был ПОЛЕТ!!! Я много на чем уже летал, но такого количества адреналина не было даже на моторном дельтаплане. Опущу подробности того, как мы торговались в аэропорту и как нас потом пытались наколоть практически по каждому пункту договоренностей.

Итак, мы стоим на исполнительном старте. После того, как пилот стал насиловать движок, подстраивая топливную смесь, я понял: «развлечение» нам предстоит не слабое. И точно, когда стали выруливать, вместо того, чтобы встать в начале полосы, пилот зарулил на грунтовку, за ее пределами выгадывая себе еще десяток метров для разгона. Дико взревел движок, и наша «Цесна» понеслась по взлетной полосе, очень быстро набирая скорость. Отрыв! Но вместо резкого подъема мы стали набирать высоту буквально по метру в секунду — не самый приятный был момент.

В чем сложность полетов над Наской? Днем жарко, плотность воздуха низкая, при этом дуют сильные ветра. Мы часто замечали в пустыне смерчи различной величины. Один из таких смерчей я снял на видео во время взлета.

Через несколько минут мы уже над пустыней. Набрали высоту 600 метров. Вот и первая фигура — Кит. Если бы второй пилот (девушка) не показала рукой — я бы его не заметил. Ожидая видеть большие фигуры, голова сразу не переключается на истинный размер, и из-за этого их практически не удается разглядеть. Линии и трапецоиды, наоборот, видны очень хорошо.


Рисунки Наска, кит

Подлетая к очередной фигуре, пилоты заложили очень крутой вираж, и мы сделали несколько кругов с какими-то немыслимыми кренами. При этом самолет часто кидало порывами ветра. Ощущение американских горок, только сильнее в несколько раз. Я поражался тому, как Дима совершенно спокойно свешивался из открытого окна со своим телевиком и снимал, снимал, снимал… При этом он еще ухитрялся довольно точно загонять фигуры в кадр.

Рисунки Наска, райская птица

Появилась уверенность, что по одной из проселочных дорог мы сможем подобраться вплотную к фигуре Колибри. Во время полета Дима писал трек с координатами GPS, по которому мы надеялись быстро ее отыскать. 50 минут полетного времени прошли незаметно, за это время мое лицо несколько раз меняло свой цвет: от землисто-серого до зеленого. Мы приземлились в аэропорту и обессиленные вывалились из самолета.

Снова поехали в министерство. Археолог, по-моему, так и не появлялся в офисе, а его секретарша, вздохнув, объявила нам — «маньяна», что означало: заходите завтра. Мы же решили после небольшого отдыха в отеле отправиться на поиски Колибри.

Эта фигура находится немного в стороне от трассы. Заезжать в пустыню решили вечером, когда туристические самолеты уже должны закончить полеты. Кроме пилотов, заметить нас было практически некому — во время полета я не видел никакого движения на проселочных дорогах.

Начало пути в горы было не очень сложным: хорошо укатанная грунтовка. К сожалению, с воздуха я не успел засечь характерных ориентиров на траверзе Колибри, поэтому у нас с Димой состоялся довольно эмоциональный спор о том, в какую сторону идти и где бросать машину. Дима показывал мне свой записанный во время полета трек и указывал пальцем в совершенно противоположную (на мой взгляд) от фигуры сторону. Полагаясь на зрительную память и настаивая на своем варианте выбора направления, чудом (и разными словами) мне удалось переубедить Диму.

По нашим предположениям, оставалось всего минут 15-20 светового времени. Это чертовски мало, особенно учитывая, что мы точно не знали, куда идти.

Полезли в гору, в направлении пустыни. Залезли. От увиденного меня охватило отчаяние: это было не плато, а всего лишь один из отрогов на пути к нему. Нам нужно было спуститься по довольно крутому склону, состоящему из смеси песка и камней, метров на 70 вниз, перейти небольшое ущелье и снова подняться, уже метров на 100. Не успеем! Но взяв себя в руки, мы быстро побежали вниз по склону, срывая за собой кучки камней…

Смутно помню, как мы ползли в гору. Где-то в середине подъема у меня кончились силы. Бегать по горам с 15-килограммовым рюкзаком, аппаратурой на шее и вертолетом в руках — не самая легкая задача. Дима достал камеру и снял небольшое видео.

Еще 5 минут подъема — и мы на плато.

Залезли! А где же фигура? Посмотрели трек: вроде где-то рядом стоим, но на земле ничего не видно. Нашли какие-то линии, похожие на хвост Колибри. Взлетаем, снимаем. После посадки Дима бросается к фотоаппарату — нет, это не Колибри. В кадре какое-то странное «солнышко» и огромная посадочная полоса для инопланетных кораблей.

Идем дальше по пустыне. Солнце довольно быстро начинает падать к горизонту. Остаются считанные минуты светового времени. Натыкаемся на какой-то очередной то ли трапецоид, то ли линию. И Дима говорит: «Местность называется — Линии Наска, раз мы Колибри не нашли, давай снимать линии».

Я взлетаю, довольно высоко. Снимаем сферу. И тут Дима просит меня просто прокрутить аппаратом вокруг оси, без съемки. Я так обычно не делаю — мало полетного времени, но в этот раз почему-то не отказался. Не знаю почему. Ветер на плато был довольно сильный, видимость не очень, но я крутанул вертолет и тут Дима закричал мне прямо в ухо: «КОЛИБРИ!!! Снимай!!!»

Рисунки Наска, колибри

Оказалось, что мы стояли рядом с этой фигурой (точнее — фигуркой: птичка очень маленькая), совсем ее не замечая. Причем, если подойти к ней вплотную — ее очень хорошо видно на земле.

Природа наградила нас совершенно фантастическим закатом. Такого не было в предыдущие дни: облака в розовом свете, луна, дающая свой серебристый оттенок — мы чуть не забыли, зачем пришли…

Опомнившись, сделали несколько вылетов рядом с Колибри, пока солнце уходило за горизонт. Сложно передать словами те странные ощущения, которые мы испытали на плато. Видимо те, кто выбирал место расположения этой «птички», знали что-то недоступное нашему пониманию. А может, нас просто захлестнуло позитивными эмоциями, от ощущения успешно выполненной миссии…

Пока я собирал оборудование, Дима в сильно возбужденном состоянии носился вокруг Колибри, пытаясь в почти полной темноте снять видео и наземные кадры.

Одна мысль меня сверлила по дороге к машине — нужно всегда бороться, даже тогда, когда кажется, что все уже потеряно, что не успели, не нашли…

Удача любит настойчивых!

Текст и фото: Стас Седов, Дмитрий Моисеенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *