Гран плас

Площадь Ла-Гранд-Плас в Брюсселе конечно шикарна. Это сердце Нижнего Города длиной в 110 метров и шириной 68 метров.


Над площадью возвышается величественное здание ратуши — шедевр готической архитектуры, выстроенный в первой половине XV в. архитекторами Якобом ван Тиненом и Яном ван Рёйсбруком. В 1450 г. ратуша была увенчана 96-метровой дозорной башней со статуей св. Михаила – покровителя Брюсселя.


Напротив ратуши находится «Королевский дом», построенный в XVI в., где, несмотря на название, никогда не жил ни один король. Дом служил поочередно пекарским складом, трибуналом и тюрьмой. Построенный по повелению императора Карла V «Королевский дом» наряду с ратушей является главным украшением ансамбля Большой площади. В 1873 г. архитектор Виктор Ямар реконструировал здание в готическом стиле. В наши дни тут находится Брюссельский коммунальный музей. По периметру площади Ла-Гранд-Плас возвышаются выстроенные в разное время дома гильдий.


Площади и здешним зданиям крепко досталось в 1695 году, когда Брюссель был осажден 70-тысячной французской армией. Практически все они были разрушены снарядами пушек и мортир, причем ратуша уцелела лучше других, хотя и являлась главной целью. Но стараниями местных гильдий площадь была восстановлена.

15. Памятник Эверарду Серклаесу. Он руководил жителями города, изгнавшими в 14-м веке захватившего власть Лодвийка ван Мале. В небольшой аркаде установлена золотой памятник освободителю, который, по преданию, приносит удачу, если к нему прикоснуться.
Продолжение следует…
Большое путешествие по Европе:
Ты писай, мальчик, писай… и нямкай бельгийские вафельки
Бе-бе-Бельгия…Брю-брю-Брюссель
Прогулка вокруг Королевского дворца Амстердама
Таблички, барельефы, архитектура около Исторического музея Амстердама.
Развратный Амстердам
Прогулка по каналам Амстердама
Водный Амстердам
Свальный Амстердам
Евротур- 2013. Часть 9. Голландия. Начало прогулки по Амстердаму
Евротур- 2013. Часть 8. Голландия. Немного Зволле
Евротур — 2013. Часть 7. Прогулка по Берлину с танцами и Медведом
Евротур — 2013. Часть 6. Берлин. Музейный остров
Евротур — 2013. Часть 5. Берлин. Трептов Парк
Евротур — 2013. Часть 4. Граффити Берлинской стены
Евротур — 2013. Часть 3. У Бранденбургских ворот. Рейхстаг
Евротур — 2013. Часть 2. Средневековый отель Palac Magnat
Евротур — 2013. Часть 1. Начало. Варшава — Старый город
Настоящий путешественник всегда заказывает билеты заранее

Tags: Бельгия, Брюссель, путешествия

Сразу после Атомиума, который я нарек самой неинтересной достопримечательностью Брюсселя, я решил перейти в своих рассказах к Гранд-Плас — месту, которое стало моим любимым в столице Бельгии, да, что там Бельгии, пожалуй, это одна из прекраснейших площадей во всей Европе. Я часто в отчетах других туристов отмечал снисходительное и порой критическое отношение к Брюсселю, но на мой взгляд даже одна Гранд-Плас оправдывает посещение этого города.
Все рассказы о Брюсселе можно найти по метке:

Возникновению Гранд-Плас в его современном виде мы обязаны Королю-Солнце. Одним из эпизодов Девятилетней войны стала осада Брюсселя. При бомбардировке города французами в 1695 году были уничтожены сотни зданий, в том числе была практически полностью уничтожена Гранд-Плас, уцелело только здание Ратуши. Но уже буквально через несколько лет площадь была восстановлена. Точнее ее застроили по новому единому плану, все здания гильдий были возведены в популярном тогда стиле фламандского барокко.
Я известный картофил, без карты в начале рассказа чувствую себя, как Пизанская башня без фундамента. Поэтому выложу схему расположения зданий на площади и далее буду использовать нумерацию из этой карты Гранд-Плас.

Начну с самого внушительного строение на площади Гранд-Плас — Ратуши. Готическая Ратуша была возведена в 15-м веке. Это единственное уцелевшее с тех времен здание на Гранд-Плас. Я очень обрадовался, когда узнал, что здание Ратуши настоящее (ну, почти), а не построенная в 19-м веке имитация готики, как, скажем в Мюнхене или Вене.

На этом фото видно, что здание несимметрично. По легенде, архитектор, который обнаружил асимметрию уже после завершения строительства, в отчаянии прыгнул с башни на мостовую. На самом деле нет. Изначально была построена только левая часть (10 окон), затем к ней достроили более короткое (7 окон) правое крыло здания.


Богатый скульптурный декор фасада Ратуши относится уже к 19-му веку. Здесь можно встретить изображения многих святых, герцогов Брабанта, всадников, горгулий, героев различных легенд. На шпиле башни возвышается статуя покровителя Брюсселя архангела Михаила, который побеждает сотону дракона.
Согласно легенде, Святой Михаил Архангел спас от смерти сына Ламберта II графа Левена. Правда не знаю какого именно Генриха и Ренье, согласно Вики у Ламберта было два сына. В моем кратком пересказе история выглядит следующим образом. Наследник графа влюбился в девушку. Девушка была несомненно достойной, но сыну графа в жены не годилась из-за более низкого происхождения. К тому же и сам молодой человек ей не приглянулся. Тогда ему пришла в голову гениальная мысль — похитить девицу. Но его план не удался и наследника упекли в тюрьму и скоро собирались казнить. Тут в женском сердце произошла перемена, девушка изменила свое мнение о пострадавшем из-за нее поклоннике и пошла проведать его в тюрьму. После свидания она стала молить Бога спасти сына графа и, как оказалось, вполне успешно. Бог был тронут молитвами и послал Архангела Михаила, чтобы он устроил побег молодого человека из тюрьмы. Дальше молодые любовники, надеюсь, поженились, как и положено в легендах. А в благодарность за чудесное спасение граф объявил Архангела Михаила святым покровителем города.


Не смогу вам поведать, какие события отображены на этой консоли. Но если будете на площади, то попробуйте найти на одной из консолей над Львиным крыльцом легенду о судье Херкенбальде. Судья прирезал собственного племянника за изнасилование некой девицы. И сцена убийства, и сцена потери чести красочно, если так можно выразиться о скульптуре, изображена в камне.


Картинку заимствовал . Кстати, весьма интересный журнал о Брюсселе, рекомендую. А сама консоль находится у этого льва на картинке ниже, под которым сидят две девушки, курящие косяк на двоих (да-да, на главной площади, это же Амстердам Брюссель).
В Ратушу можно попасть только вместе с экскурсией, проходят они не так часто, думаю расписание найдете в интернете. Я лично решил пропустить это мероприятие. Все, еще одна фоточка Львиного крыльца Ратуши и заканчиваю на этом.
Переходим к следующему зданию на Гранд-Пла Дому герцогов Брабантских (13-17). Никакие герцоги тут не жили, но фасад украшают их бюсты, целых 19 штук, — отсюда и название. На самом деле это не один дом, а целых семь, объединенных под одной крышей. Над каждой дверью установлен символ гильдии, которой принадлежал дом. От этих изображений и происходят названия домов. Я не любитель снимать детали, так что можете, когда будете на площади сами отыскать изображения (от правого края): Славы (13), Наследия (14), Удачи (15) ,Мельницы (16), Горшка (17), Холма (18) и Биржи (19).
Каждый четный год в августе Гранд-Плас покрывают ковром из цветом. Посмотрите в журнале моего френда:

Мы это зрелище пропустили, т.к. были 2015-м, т.е. нечетном. Но все равно немного цветочков на площади застали. Распродают остатки прошлогоднего ковра?
Переходим к следующей стороне площади, пожалуй, наиболее живописной. Начнем с правого края. Самое широкое здание принадлежало гильдии Булочников. Называется оно Король Испанский (1), на фасаде между вторым и третьим этажом установлен бюст Карла II, короля Испании. Крышу дома Испанского короля венчает флюгер с Меркурием. На первом этаже находится самое известное кафе площади Гранд-Плас, которое называется также «Король Испанский», как минимум, рекомендую зайти и выпить пива.
Следующее здание с забавным названием «Тележка» (2) принадлежала гильдии торговцем маслом (или жиром? переводчик с французского из меня так себе).
Зданием «Сумка» (3) владела гильдия ткачей ковров.
«Волчица» (4) относилась к гильдии лучников. Фронтон (треугольная фигня под крышей) украшает барельеф Аполлона, пронзающего стрелами (тут же гильдия лучников как-никак) питона. Кхе-кхе, тревел-блогеры, у которых я это вычитал, это никакая не змея, а самый настоящий дракон. Пифон охранял вход в Дельфийское прорицалище, да и он сам мог прорицать, от его имени пошли предсказательницы Пифии (Матрицу-то думаю все смотрели). Под Пифоном и Аполлоном расположены четыре медальона с римскими императорами: Траяном, Тиберием, Августом и Юлием Цезарем. Спустимся на этаж ниже и увидим четыре статуи — аллегории Правды, Лжи, Мира и Смуты. Над дверью — изображение Капитолийской волчицы, давшее название дому. Венчает крышу статуя Феникса — символ возрождения Гранд-Плас и Брюсселя после войн и разрушений.

«Рожок» (5) единственный дом по внешнему виду которого можно определить, какой гильдии он принадлежал. Смотрите на последний этаж. Догадались? Правильно, это же корма корабля! А значит здесь обосновалась гильдия лодочников. На этаж ниже от кормы фасад украшают статуи тритонов и морских коней. Над входом в здание изображен почтовый рожок.
И, завершает сторону домов гильдий «Лис» (6). Здесь был центр гильдии галантерейщиков. Как вы уже поняли, над дверью установлена позолоченная фигурка лиса. Только не спрашивайте, какое отношение лис имеет к галантерее. Впрочем, и к другим гильдиям это относится. Первый этаж поддерживают атланты. На втором фасад украшают статуи, изображающие четыре континента: Европа, Азия, Африка и Америка, в центре — статуя Правосудия. Третий поддерживают кариатиды, а на крыше установлена статуя св. Николая, покровителя этих торговцев (сейчас на реставрации).
Вы, удивитесь, но когда я гуляю по городу, то меньше всего забочусь, как я потом буду описывать свою прогулку в журнале. Будь я нормальным блогером, я, конечно, обфоткал бы каждую деталь домов гильдий, про которые я писал выше, чтобы рассказ получился лучше иллюстрированным. Но в этот раз кое-что я все-таки запечатлел. Надеюсь, в таком виде детали пышного декора можно будет чуть лучше рассмотреть. На снимке ниже дома «Сумка» (с кариатидами, т.е. полуколоннами в виде теток) и «Тележка».
Статуи континентов на фасаде «Лиса». В центре — Правосудие с гигантским мечом. Атланты, поддерживающие балкон, тоже хороши.
Аллегорические статуи на фасаде «Волчицы». Справа с обвисшими сиськами — Смута, далее со свитком (почему?) — Мир, Неправда, целится в туристов каким-то камнем, и крайняя слева Правда держит книгу (но не читает ее явно), при этом на Правде меньше всего одежды из всей честной четверки.
Ночью на Гранд-Плас шикарная подсветка, я приходил сюда практически каждый вечер в Брюсселе благо Гранд-Плас расположена по дороге от нашего отеля в знаменитый Деллириум.
Красота неимоверная, я считаю.
Я был в Брюсселе четыре вечера (возвращаясь из поездок по окрестностям) и один полный день, и каждый раз я заходил на Гранд-Плас, так что не удивляйтесь количеству одинаковых фоток в разное время суток.
Следующая сторона — это еще пять домов. Справа «Звезда» (8) — один из самых узких домов Гранд-Плас. Его крышу украшает золотая шестиконечная звезда. На первом этаже галерея, в которой установлен лежащий (тогда уж уложен, наверно) памятник Everard t’Serclaes. Чуть ниже напишу о нем подробнее.
«Лебедь» (9) — самое высокое здание на этой стороне. Довольно контрастное здание, первые этажи очень строгие, затем чем выше, тем более разгуливалась фантазия архитектора. На самом деле строили дом в несколько этапов, в 18-м веке его выкупила богатая гильдия мясников и видимо решила приукрасить здание под свой мяснический вкус. В «Лебеде» Карл Маркс, который пять лет прожил в Брюсселе, отмечал новый 1848-й год. В некоторых отчетах о Гранд-Плас я встречал утверждение, что он здесь жил и даже написал тут свой «Капитал», но это не так.

«Золотое дерево» (10) — самый пышный и полезный дом из пятерки. Почему полезный? Да потому что это дом гильдии Пивоваров! Крышу украшает статуя Карла Александра Лотарингского наместника Нидерландов. В качестве губернатора заслужил добрую славу мудрым и мягким правлением. Как человек был строг, но не зол и отходчив. Любитель пожить и тонкий ценитель и любитель искусства. Покровительствовал известным музыкантам. Чем, видимо, и заслужил себе золотую статую.
«Роза» (11) и «Гора Фавор» (12) ничем особым не выделяются, но тоже приятные.
Давайте чуть ближе рассмотрим крыши «Лебедя» и «Золотого дерева». На крыше «Лебедя» установлены три ангела, под центральным надпись «Этот дом построила шерсть». Я не совсем, признаться, разобрался откуда у мясников, чей гильдии принадлежал «Лебедь», взялась шерсть, похоже, как отходы производства.
Вечереет и в окнах домов стали зажигаться огни. И, несмотря на некоторую помпезность здания стали смотреться уютно и тепло.
Галерея дома «Звезда». Видите слева фоткающихся японцев? А чуть за ними в нише находится памятник Everard t’Serclaes. Этот житель Брюсселя в 14-м веке возглавил освобождение города от оккупировавших его фламандцев. Памятник расположен на месте, где стоял дом, в котором от ран умер Everard. Статуя умирающего рыцаря выполнена в стиле Итальянского Возрождения, чем в свое время возмутила некоторых критиков, якобы это анахронизм, ведь герой Брюсселя жил во времена готики, вот и памятник надо было сделать готическим.
Также на памятнике изображены три сцены из истории Брюсселя. Забавно, что, как минимум, в трех местах автор монумента обыграл прозвище брюссельцев, как «пожирателей куриц» (ну, любили раньше жители города употреблять эту птицу в готовом виде): женщина тащит тележку с домашней птицей, поваренок держит курицу, у проказника в руках кружка с надписью «едоки куриц».
Традиция требует от туристов потереть руку, колено или собачку у ног рыцаря при этом надо загадать желание которое обязательно должно исполниться. Якобы этот обычай зародился во время оккупации Брюсселя немцами во время Первой Мировой Войны, так жители города демонстрировали свой патриотизм (хмм).
Напротив Ратуши возвышается еще одно готическое здание «Дом Короля». На самом деле это неоготика, современный вид дом получил в 19-м веке. Крышу украшают танцующие бронзовые фигурки, чем-то похоже на дом Гильдии Каменщиков в Генте. В Средние века дом назывался «Хлебным», в нем находились склады с зерном для пекарей. Затем дом стал административным центром Герцога Брабантского, потом этот герцог стал королем Испании и, видимо оттуда пошло такое название, хотя ни один король в этом доме никогда не проживал. Сейчас в «Доме Короля» находится Городской музей Брюсселя, в частности там выставлены все костюмчики Писающего мальчика, мне, правда, это показалось не слишком интересным, и я музей проигнорировал, но другие туристы экспозицию хвалят.
Тут вам повезло, почему-то эту сторону Гранд-Плас я снял только один раз, захватив не все дома. Причем часть зданий находилась на реставрации. Поэтому здесь буду краток.

Первый слева — это «Золотой торговец» (28), ничего интересного я про него не нашел.
Далее идет «Голубь» (26-27). В этом доме в Брюсселе жил Виктор Гюго во время его изгнания из Парижа Наполеоном III.
«Золотая лодка» (24-25) — дом гильдии ткачей. На крыше дома установлена статуя покровителя ткачей, коим является почтенный муж со странным именем Святой Гомобон Тучинго Кремонский. Гомобон Тучинго (да, я еще раз хочу написать его звучное имя) при совершении сделок исходил из радости, а не из прибыли, и был готов пожертвовать всем своим состоянием, лишь бы не совершить ни малейшего греха. При этом он был весьма успешен (действительно, чудо). Он считал, что его умение торговли и обращения со ткацким станком дано ему свыше только для того, чтобы помогать другим.
На этом мой рассказ о прекрасной Гранд-Плас подошел концу. По-моему очень крутое место. Скажем, в том же любимом всеми туристами Амстердаме подобной красоты не найдешь, а вот в часто критикуемом Брюсселе, пожалуйста.
Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

В конце XI века на месте высушенных болот у замка герцогов Нижней Лотарингии стихийно образуется крупная рыночная площадь, удачно расположенная неподалеку от торгового пути из Фландрии к Рейнскому региону. Как и во многих средневековых городах рынок быстро становится центром строительства и жизни поселения. В XIII веке к открытым торговым рядам добавляются и несколько крытых павильонов, позволяющих вести торговлю в любую погоду. Городские власти, представленные как раз в основном купцами и ремесленниками, не жалеют сил для укрепления благополучия рынка. В XIV веке тут возникают суконные ряды и новые торговые площади, а в XV основополагающее значение площади закрепляется официально — тут возводят городскую ратушу. В августе 1695-го года Гран-Пляс подвергается обстрелу французскими войсками, в результате которого оказывается уничтожена большая часть окружавших ее строений — на тот момент, в основном, деревянных. Буквально за несколько лет ансамбль площади восстанавливают ее постоянные покровители — представители богатых гильдий.

Площадь Гранд Плас, расположенная в самом центре Брюсселя воистину заслуживает своё звание самой красивой и элегантной площади в Европе. Здания, окружающие площадь со всех сторон ровным квадратом, как будто выточенные из камня искуснейшими мастерами, представляют собой величайшие шедевры мировой архитектуры под открытым небом.
Легенда, повествующая о возникновении этой площади такова: «Однажды, король Франции Людовик XIV, устав от рассказов о красоте и великолепии Брюсселя, решил лично посетить этот город.
Каково же было его удивление, когда он обнаружил что Брюссель действительно куда прекраснее самого Парижа! В порыве злости король приказал разрушить город, забросав его горящими фугасами.
Но бельгийцы народ упрямый: богатые купцы и ремесленники не пожалели средств и отстроили новую, ещё более прекрасную центральную площадь». Таким образом, Гранд Плас – единственная в Европе средневековая площадь, архитектурный ансамбль которой был тщательно спланирован.
По сей день дома, в которых трудились ремесленники и купцы, принадлежавшие к различным профессиональным гильдиям, стоят здесь ровно в ряд: Дом маляра, Дом портного, Дом мясника, Дом лодочника, но самыми впечатляющими строениями на площади Гранд Плас можно по праву назвать Дом короля и Городскую ратушу.
Со здания городской ратуши, или как её называют бельгийцы Hotel de Ville, в 1402 году началась застройка Гран Плас. Ратуша представляет собой собор с высоким шпилем, уходящим далеко в небо, и выполнена в готическом стиле. Общая высота собора – 96 метров. Шпиль ратуши увенчан пятиметровым медным флюгером, изображающим архангела Михаила.
Фасад здания был украшен сравнительно недавно – в прошлом веке и выполнен в популярном тогда стиле барокко. Статуи на фасаде воспроизводят различные истории из жизни города.
Дом Короля – это огромный королевский дворец, в котором в наши дни находится Музей города. В музее представлена экспозиция, повествующая об истории Брюсселя начиная с дней его основания, а также хранятся произведения средневековых ремесленников, исторические документы и археологические экспонаты. Здание с затейливой архитектурой, будто сотканное из камня подобно кружеву, возникло на месте находившегося здесь в ХШ веке «Хлебного дома» в котором пекли и продавали хлеб. В конце XVII – начале XVIII веков здание было полностью реконструировано, каким мы его видим в наши дни. Вопреки названию, ни один из королей никогда не жил в этом дворце.
Последние полвека, традиционно два раза в год, площадь Гранд Плас выкладывается ковром из бегоний. Около 700 000 бегоний, выращенные под Гентом, раскладываются в виде прямоугольника 77х24 метра и украшают главную площадь столицы в течение трёх дней.
Рассмотреть всё архитектурное великолепие площади, можно разместившись в одном из кафе неподалёку. Цены здесь вполне приемлемые – общеевропейские, но какой при этом грандиозный вид открывается из окна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *