Приэльбрусье курорты

Многие задаются вопросом, как проехать до Эльбруса. Информация разбросана по всему Интернету. Здесь вы увидите полную информацию о рейсах, стоимости билетов, расписании самолетов и поездов, а также массу других советов, как проще и дешевле добраться до места.

Как добраться до Эльбруса

Если вы путешествуете не на своем авто, сначала вам необходимо будет добраться до Нальчика или Минеральных Вод. Ежедневно с Нальчика и Минвод организуются трансферы, а также отправляются рейсовые автобусы и газели. Итак, сначала мы доберемся до Нальчика или Минвод.

На самолете
Самолетом вы можете добраться до одного из ближайших аэропортов: аэропорта в г. Нальчик или Минводы. Из Москвы ежедневно отправляются самолеты авиакомпании Кубанский авиалиний и СкайЭкспресс. Перелет будет занимать около 2-3 часов. Стоимость билетов от 4000 рублей и выше. Иногда бывают акции и скидки на сайте авиакомпаний.
Расписание авиарейсов

На поезде
Ежедневно из Москвы в Нальчик отправляется поезд с Казанского вокзала в 19.50. ЖД вокзал в Нальчике находится практически в центре города. Дорога на поезде занимает самое долгое время (38 часов), но вы можете сэкономить на стоимости билетов. Хотя не всегда на поезде дешевле. Стоимость плацкарта от 2000 рублей, купе — около 4000 рублей.
Расписание движения поездов

На автобусе
Ежедневно в Нальчик и Минводы отправляются рейсовые автобусы. Кроме рейсовых автобусов до Нальчика можно ездить на частных автобуса, которые отправляются от станции м. Партизанская и станции м. Дубровка. Дорога занимает около 22-24 часов. Стоимость билета на автобусе около 2000 рублей.
Расписание автобусов

Трансфер до Эльбруса
После того, как вы доехали до Нальчика или Минвод, вам еще предстоит путь по живописным местам до Приэльбрусья. С вокзалов и аэропортов города Нальчика и Минвод, ежедневно организуются трансферы до Приэльбрусья. До поселка Терскол вы также можете добраться на такси или рейсовом автобусе. Последний вариант не очень удобный, если у вас с собой много вещей.
Организация трансфера

На своем авто
Нередко в Приэльбрусье встречаются автомобили с номерами из разных регионов. Немалое количество машин из Москвы. Дорога из столицы у вас займет около 20-24 часов. Маршрут будет лежать по трассе «Дон» (М4).
Дорога до Эльбруса

Дорога по Баксанскому ущелью в Приэльбрусье приведет вас на поляну Азау. Дальше трасса заканчивается. Поселок Азау расположен непосредственно у подножья Эльбруса, на высоте 2300 метров. Здесь есть множество гостиниц, кафе, магазины, пункты проката снаряжения, в общем все, что нужно для туристов. Поселок находится непосредственно возле канатной дороги, что делает его самым популярным для проживания у туристов, особенно для лыжников. Ближайший аэропорт находится в столице Кабардино-Балкарии Нальчике. От Нальчика до Азау примерно 120 километров.

Если ваша цель – Эльбрус, можно остановиться немного ниже по ущелью в поселке Терскол, здесь тоже есть все необходимое, а за счет перепада высоты даже комфортней, особенно тем, кто приезжает издалека. Многие именно отсюда начинают адаптацию для финального восхождения.

Подъём на Эльбрус на канатной дороге.

Целью нашего путешествия было подняться как можно выше к Эльбрусу. Не на восхождение, конечно, а за один день, куда позволят силы, техника и финансы. Погода была хорошая, и вот что у нас получилось.

Начало канатной дороги на поляне Азау.Посадка на старый подъёмник.

Для начала решали на какой канатной дороге ехать. Здесь их две, старая и новая. Старая канатка похожа на подвесные трамвайчики, ехать нужно стоя. В кабинку за один раз запускают 12 человек. Цена одного подъема и одного спуска 500 рублей, это до станции Мир.

Поляна Азау . Новая канатная дорога .

Новый подъемник – кабинки на 8 человек. Цена аналогичного абонемента – 950 рублей.

От мира до Гарабаши одноместный кресельный подъемник. Есть новая линия канатки, но она не работает. Возможно запустят к горнолыжному сезону.

Для тех, кто не был на Эльбрусе. Канатная дорога состоит их трех этапов. Первый до станции Кругозор – 3000 метров, вторая до станции Мир 3500 метров, третья до Гарабаши 3780 метров. Дальше снегоходы, ратраки или пешком.

Наш выбор предопределила очередь на старой дороге. Из разговоров стало понятно, что люди ждут больше часа, и мы пошли на новую. Через 5 минут нам выдали карточки –пропуски и мы поехали! Вид из окна открывается невероятно красивый, но фотографировать невозможно, так как кабинка закрывается полностью.

Вот такие виды на ущелье открываеются при подъёме. Внизу видны следы лыжных трасс.

Минут через 10 мы поднялись до Кругозора. И сразу пересели на вторую очередь до станции Мир.

Станция мир. Мы почти на одной высоте с пиками гор.

На станции Мир есть несколько кафе, можно выпить чаю или глинтвейна у камина. Музей памяти Великой отечественной войны. Здесь хранятся военные трофеи, найденные на раскопках в горах. Во времена войны в этих местах велись активные боевые действия.

На станции Мир есть несколько кафе. Мижно выпить стаканчик глинтвейна и полюбоваться природой.

А мы пошли дальше, на кресельную канатную дорогу. Тут пришлось постоять в очереди около часа. Цена билета 200 рублей. Очередь была из-за групп которые поднимались для дальнейшего восхождения. Так же на этом подъёмнике транспортируют продукты и воду для «высокогорных жителей”. Мы были свидетелями подъёма около 20 ящиков воды. Большие рюкзаки перевозятся отдельно, без пассажиров. Вот такие мелочи и занимают много времени.

Подъёмник на Гарабаши одноместный кресельный.

И вот мы в пути к самой высокой станции Гарабаши. Особо нетерпеливые, которые не хотели ждать, покоряли этот отрезок пути пешком.

Сфотографировался на фоне ледника, позади Кавказский хребет.

На Гарабаши мы оказались выше гор! Перед нами панорама на Кавказский хребет.

Приют бочки на Эльбрусе.

Приют бочки. Перед ними проходит лыжная трасса.

Здесь находятся так называемые «Бочки». Это упрощенный вариант гостиниц, где есть все необходимое для проживания. В бочках туристы проходят адаптацию перед восхождением на Эльбрус. Стоимость одного спального места в бочках около 1000 рублей. Подробнее про восхождения, про гидов мы написали в другой статье.

Ратрак на Эльбрусе.

На станции Гарабаши находятся несколько ратраков. Как ни странно, но летом у них тоже работы хватает.

Тут же находится стоянка со снегоходами и ратраками. Стоимость проезда на таком транспорте по Эльбрусу зависит от высоты. Минимум 2000 за снегоход (на двоих) до приюта 11, это 4040 метров высота. И до 75000 за ратрак, который поднимет выше скал Пастухова (точную высоту нам не озвучили, но выше, чем 5100 метров). В ратраке поместятся около 10 человек.

Две вершины Эльбруса. Кажется так близко. Но как тяжело до них дойти.

А мы, в поисках красивых видов для фотографий, решили поднятся чуть выше пешком. Тем более, что метров через 300 по дороге располагались бочки нашего местного друга Асхата, в гости к которому мы и отправились. Нам позволили заглянуть внутрь. Условия, конечно, спартанские, но есть все необходимое.

Внутренняя отделка внутри бочек . Небольшая кухня для альпинистов. Две спальни вместо кроватей -топчан.

Такой домик рассчитан на 10 человек. Пять с одной стороны и пять с другой. Посередине – кухня.

Небольшие группы туристов постоянно встречаются на пути.

Удивило огромное количество людей на Эльбрусе. Одиночки, группы от 2-3 до 30 человек. Возраст абсолютно разный. Эльбрус буквально притягивает альпинистов и просто любителей путешествий со всего мира, одержимых одной целью, совершить восхождение на Эльбрус. Встретили группу девушек из Кувейта, молодого человека из Иркутска, девушку из Италии.

Познакомились с молодым человеком из Иркутска. Позже узнали, что он удачно сходил на вершину Эльбруса

Очень много палаток. Погода была замечательная и настроение у «палаточников» соответствующее! Многие живут здесь по несколько дней, пока не будут готовы к восхождению.

Ратраки и снегоходы напоминают общественный транспорт, безостановочно едут то вниз то вверх.

Эта девушка дошла пешком до приюта 11. А отуда съехала на сноуборде.

Встретили даже девушку на сноуборде! В начале августа! Для катания, если честно, снег в это время слишком мокрый и липкий. Нужно постараться не попасть в ручей.

Иду по маршруту на Эльбрус.

Пока мы бродили по леднику и наслаждались красотой Эльбруса, нашла туча и начал накрапывать дождь. Вот такие сюрпризы погоды в горах. Да и время оставалось немного. Пришлось нам спешить на канатку. Спасибо Асхату, подвез нас на ратраке! Обратите внимания, подъёмник канатной дороги со станции Гарабаши работает до 15:00, так что если не успеете, придётся идти пешком вниз. Подъёмник на станции Мир заканчивает свою работу в 16:00 час. Во время зимнего сезона катания график возможно изменится.

Фото на ратраке с нашим знакомым.

До станции Мир пришлось ехать под небольшим дождем, хорошо, что взяли с собой куртки. Пока спустились вниз дождь закончился, выглянуло солнце.

Отель «Вершина” на поляне Азау.

Отель Вершина.

На этот раз гостиницу мы выбирали поближе к Эльбрусу. Остановились в отеле «Вершина». Одна из известных и старых гостиниц. «Вершина” – одно из самых удобных мест на Азау. Расположена у подножъя горы, в 2- х минутах ходьбы до подъемников. Цена за стандартный двухместный номер 1500 рублей. Все понравилось! В номерах чисто, уютно.

Заселились в двухместный стандартный номер.

Во дворе парковка, беседка, бассейн с живой форелью. Вы можете даже попробовать поймать её на удочку. Спасибо хозяевам за теплый кавказский прием. Обязательно приедем еще.

А вот обедать нам нравится или на поляне Чегет или на поляне Нарзанов. Ехать туда недалеко, цены на еду немного ниже, да и готовят как нам показалось вкуснее. Ну это наше личное мнение, выбирать вам. Кухня везде примерно одинаковая, Кавказская. Хычины, шорпа, шашлык и жаобаур! А еще над мангалами коптится бараний курдюк. Местный деликатес, который мы никак не попробуем.

Экскурсия в горы Приэльбрусья

Незабываемая поездка в горы Кавказа Приэльбрусье.

В глубине Баксанской долины расположен национальный парк Приэльбрусье — сердце Кавказа с возвышающейся узнаваемой вершиной (самой высокой в Европе) – горой Эльбрус (5642 м).

пансионат «ЧЕГЕТ»: +7 (8442) 25-55-55 +7 (906) 400-20-10

Отель «Снежный барс», поляна Чегет +7(928) 510-10-00 +7(8663) 87-16-11 www.barshotel.ru/cheget-price.htm

Отель «Поворот»: www.povorot.ru

гостиница «ИТКОЛ»: 8 -866-38-71247 — администратор, 8-866-38-7-13-80 — директор, 8-866-38-7-12-73 — бухгалтерия

отель Оzon-CHEGET: cheget.ozon-hotels.ru

Гостиница «Седьмой регион»
+7 (937) 743-42-28

Пансионат «Антау»
antau.ru

Номера в других отелях и гостиницах в Приэльбрусье можно забронировать напрямую или на сайте booking.com

В Приэльбрусье есть две зоны катания. Маркированные трассы Эльбруса широкие, с комфортным уклоном, идеально подходят для обучения и спокойного катания. Трассы Чегета считаются сложнейшими в мире. Бугры на второй очереди знамениты на весь мир и не прощают ошибок и недостаточной квалификации.
Гора Чегет (3 700 м)
Перепад высот — 1 000 м.

  • 1-я очередь — две канатные дороги, одна из которых — однокресельная, вторая — парнокресельная. Перепад высот — 650 м. Длина трассы — 1 600 м.
  • 2-я очередь — однокресельная канатная дорога, перепад высот — 300 м. Длина горнолыжной трассы — 900 м.
  • Несколько бугельных подъемников.

Горнолыжный комплекс «Чегет» начал свою работу в середине 20 века. Первая в стране канатно-кресельная подвесная дорога на горе Чегет заработала в 1963 году. Длинная и относительно крутая трасса Чегета по праву заслужила звание одной из труднейших в Советском Союзе. В феврале 1963 года на склонах Чегета прошла зимняя спартакиада. Сооружение кресельной дороги на горнолыжном комплексе «Чегет» способствовало развитию лыжного спорта. С тех пор горнолыжный комплекс «Чегет» завоевал мировую известность, а трасса на Чегете зарекомендовала себя как одна из сложнейших горнолыжных трасс мира.

Трассы Чегета признаны одними из самых сложных не только в России, но и в Европе. Горнолыжный комплекс Чегет привлекает опытных райдеров со всей России и зарубежья благодаря черным трассам и безграничным возможностям для фрирайда и бэккантри. Мечты опытных фрирайдеров сбываются именно на Чегете: нетронутая целина, сверхсложные комбинированные варианты, уклон трассы от 20° до 45°, трассы через сосновый лес — все это катание на Чегете. Здесь нет ратраков и ухоженных трасс — здесь вы один на один с тишиной гор и дикой природой.

Склоны Чегета отличаются крутизной, легких трасс здесь вообще нет. В основном, красные и черные. Знаменитые Чегетские бугры (на второй очереди) — лучший способ проверить, действительно ли вы владеете горными лыжами.
Сноубордистам можно рекомендовать склоны на юг (в ручей) – широкие и крутые поля, и спуск по «Доллару» (трасса на север), естественно, если трассы не закрыты КСС (контрольно-спасательной службой) ввиду лавинопасности.

Гора Эльбрус (5 642 м)
На Эльбрусе построена гондольная канатная дорога производства французской компании POMA – ее первые очереди были построены в 2007 и 2009 годах, третья очередь открыта в декабре 2015 года.
Канатная дорога на Эльбрусе стала самой высокогорной, не имеющей аналогов в России и в Европе. До строительства данной дороги самой высокогорной канатной дорогой в Европе считался подъемник на вершине Эгюий-дю-Миди в западной части массива Монблан, который связан с французским курортом Шамони. Верхняя станция канатной дороги расположена на высоте 3842 метра, тогда как на Эльбрусе верхняя точка подъемника имеет показатель 3847 метров, что в условиях строительства в горах, с учетом перепада высот, является значительной разницей. Нижняя станция подъемника расположена на высоте 3455 метров над уровнем моря. Подъемник оснащен восьмиместными гондолами; пропускная способность составляет 1500 человек в час.

  • «Приют-11» (4100 м) —> станция «Гара-Баши» (3780 м)

Канатные дороги: подъем только на ратраках.
Трасса: в основном красно-черная,подходит опытным райдерам.

  • Станция «Гара-Баши» (приют «Бочки») (3780 м) —> станция «Мир» (3500 м)

Канатные дороги: однокресельная КД, или подъем на ратраках.
Трасса: в основном синяя, до «Бочек» — пологая и широкая, достаточно крутая, а после приюта «Бочки» держитесь левого края, т.к. справа трасса более узкая и крутая.

  • Станция «Мир» (3500 м) —> станция «Старый Кругозор» (3000 м)

Канатные дороги: маятниковая «Эльбрус-2» и гондольная «PUMA-2».
Трасса: в начале трасса — черная, достаточно крутая, затем трасса постепенно расширяется и превращается в широкую синюю.

  • Станция «Старый Кругозор» (3000 м) —> поляна Азау (2350 м)

Канатные дороги: маятниковая «Эльбрус-1» и гондольная «PUMA-1».
Трасса: в начале трасса — красная, довольно узкая и крутая, затем трасса постепенно расширяется и превращается в пологую синюю.

Общая протяженность трасс различного уровня сложности — 12,21 км, перепад высот на трассах составляет 1 497 метра. Современная система искусственного оснежения трасс обеспечивает продолжительность сезона катания до 180 дней в году, в зависимости от высоты пролегания трасс. На трассах курорта возможно обучение и катание лыжников и сноубордистов различного уровня мастерства.
На Курорте можно воспользоваться услугами горнолыжного инструктора. Работает прокат горнолыжного и сноубордического инвентаря для взрослых и детей, сервисная ski-мастерская (точка кантов, заплавка царапин, нанесение парафина и полировка). На поляне Азау есть бугельный подъемник для начинающих.

Официально на горнолыжном курорте «Эльбрус Азау» имеется 7 трасс общей протяженностью около 12 км — одна зеленая трасса протяженностью 107 метров, две синие – 2459 м и 2081м и три красные трассы протяженностью 2117м, 2065м и 1169 м соответственно.
В действительности — склон Эльбруса представляет собой одну сплошную трассу, где катаются лыжники и бордисты всех уровней подготовки. Длина трассы от приюта «Бочки» (станция Гара-Баши) до поляны Азау — 6 км, от «Приюта-11» — 8-10 км в зависимости от выбранного варианта спуска.

В целом склоны Эльбруса — это широкие и пологие «синие» трассы, с небольшими перепадами высот и короткими «красными» участками. И хотя сеток и ограничителей немного, не стоит выезжать за пределы размеченных трасс.

Для любителей фрирайда и бэккантри есть возможность включиться в группы к гидам.


Сам Эльбрус является достопримечательностью, так как это — самая высокая гора России и Европы, входящая в список высочайших вершин планеты «Семь вершин». Эльбрус представляет собой потухший вулкан и состоит из двух вершин. Западная вершина имеет высоту 5642 м, восточная 5621 м. Расстояние между вершинами приблизительно 3 км.

Есть пара музеев, которые служат приятным дополнением отдыху в горах. Самый посещаемый — Альпинистско-охотничий музей имени Высоцкого в Тегенекли. В экспозиции — собранные за 30 лет охотничьи трофеи и памятные подарки и фотографии известных людей, не представлявших себе жизни без Эльбруса. Музей обороны Приэльбрусья, самый высокогорный в мире (3500 м над уровнем моря)

Фото: «Mount Elbrus May 2008» от JukoFF
Кафе Ай

Кафе расположено на высоте 2750 метров. Его круглое здание, примостившееся на искусственно созданной площадке прямо на склоне горы, уже много лет гостеприимно встречает лыжников и сноубордистов. Построенное в 60-ые годы, оно было первым и, пожалуй, единственным высокогорным кафе в СССР. Его изображение, растиражированное многочисленными открытками, фотографиями и значками, стало визитной карточкой Приэльбрусья.

Место это поистине культовое и имеет неофициальное название «Кафе Визбора». Кафе неразрывно связано с бардами и авторской песней. Говорят, что Юрий Визбор любил останавливаться в хижине у кафе «Ай» и по утрам приходил сюда на завтрак. Здесь рождались тексты его новых песен и сюжеты для рассказов. В 90-ые годы кафе «Ай» послужило съемочной площадкой для фильма «Завтрак с видом на Эльбрус» — экранизации одноименной повести Визбора.

В кафе бывал и первый начальник канатной дороги «Чегет», который на Кавказе также считается легендарной личностью. И, наконец, в «Ай» захаживал Владимир Высоцкий. Это было во время съемок фильма «Высота». В поселке Тегенекли знаменитому барду и актеру посвящен целый музей.
Говорят, что в этом кафе кормят самыми вкусными хычинами – лепешками с картошкой и сыром или мясом. Со смотровой площадки кафе за чашкой душистого чая или ароматного глинтвейна в солнечный день приятно любоваться двуглавой вершиной Эльбруса и уходящей вдаль живописной Баксанской долиной.

Еще одним культовым местом Чегета считается «Пирожковая». Она расположена возле лыжной трассы между первой и второй очередями канатки. В небольшом деревянном домике всегда полно народу. Ассортимент пирожков впечатляет – с мясом, грибами, черникой, сыром. Все, кто пробовал, говорят, что это самые вкусные пирожки на всем Кавказе. Выпечку запивают фирменным приэльбрусским чаем с еловыми шишками.

Достопримечательностями можно считать и местные рынки, рассчитанные на туристов. В основном, на них продают традиционные продукты и вещи, изготовленные местными жителями.

Баксанское ущелье получило имя от реки Баксан – самой большой, берущей начало в ледниках Эльбруса. Баксан на протяжении всего пути по Баксанскому ущелью будет не только виден, но и слышен: характерный шум горной стремительной реки с перекатами, порогами, сносящей даже каменные глыбы, станет постоянным спутником путешествия по ущелью. В стороне от основного ущелья можно обнаружить изумительное ледниковое озеро, затерянное в высоких и более мрачных ущельях Бокового Кавказского хребта.
Баксанское ущелье давно облюбовали альпинисты, основав здесь множество альпинистских лагерей. А горная река Баксан с 1938 года даёт местным жителям электроэнергию – на ней возведена одна из старейших в РФ Баксанская ГЭС. Интересны места в Баксанском ущелье, в районе села Лакшута, и с точки зрения археологии: в гроте на террасном склоне берега Баксана учёными обнаружены орудия, украшения, статуэтки и предметы быта эпохи мезолита. Альпийские пейзажи села Верхний Баксан покоряют даже тех, кто равнодушен к идиллическим картинам щедрой флоры.
В этом же селе можно увидеть памятник, установленный в честь покорителей Эльбруса – именно отсюда начинали восхождение к двум вершинам Эльбруса ещё в XIX веке. Первооткрывателями пути на Эльбрус (в 1968 и в 1874 гг.) были Киллар Хаширов и Ахие Соттаев – им и посвящён монумент-«ворота» в Верхнем Баксане. Также здесь находится барельеф, изображающий исследователя, военного топографа и альпиниста А. Пастухова, побывавшего на двух вершинах Эльбруса в конце XIX века.
Поляна Азау — это наивысшая обитаемая точка Приэльбрусья. Расположена она на высоте 2300 метров между склонами Эльбруса и поселком Терскол. Азау это не только название поляны, но и известного Эльбрусского ледника. Существует очень много версий перевода этого слова. Первый вариант гласит, что Азау переводится как «место, где нет людей». А вторая вариация звучит как «место, где редко переходят через горы». Дальше этой поляны проехать вы не сможете.
Гляциологический объект ледник «Семерка», входящий в состав Национального парка Приэльбрусье. Ледник, как бы «пришит» к северной стене вершины Донгузорун, и тем самым обращен к Эльбрусу. Необычное название ледника походит от его формы, напоминающей цифру семь.
Скала-памятник советским воинам и погибшим альпинистам.
«Приют одиннадцати» («Приют 11») — гостиница для альпинистов на горе Эльбрус (Приэльбрусье, Кавказ) на высоте 4130 метров над уровнем моря. В течение 60 лет это была самая высокогорная гостиница СССР и России. Располагалась на юго-восточном склоне горы Эльбрус. Место, где расположен Приют 11, получило название в 1909 году. В 1909 году одна из групп экскурсантов Кавказского горного общества (КГО), основанного в Пятигорске Р.Р. Лейцингером, в составе 11 человек совершая плановый поход на Эльбрус установила временный лагерь в районе скальной гряды, где впоследствии будет возведено здание «Приюта 11-ти». Группа имела небольшой запас краски для того, чтобы на вершине Эльбруса сделать памятную надпись на камнях, и этой краской на камнях, где был их лагерь, была сделана надпись «Приют 11». Через 20 лет, летом 1929 года известный российский альпинист В.А. Раковский построил на этих скалах деревянную, обитую железом хижину, и перенёс на неё надпись – «Приют 11-ти». Это было довольно просторное здание, способное вместить 40 человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *