Река Иордан Иордания

Река Иордан (Израиль) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Река Иордан, верховье

Одна из самых известных рек планеты, река Иордан — естественная граница между Израилем и Иорданией и популярное место паломничества христиан, спешащих пройти символический обряд крещения именно в том месте, где некогда его принял Иисус Христос от Иоанна Крестителя. Иордан неоднократно упоминается не только в Новом, но и в Ветхом Завете как место совершения многочисленных чудес: его переходили посуху пророки, воды этой реки расступились перед Иисусом Навином, ведшим израильтян с Ковчегом Завета, знаменуя окончание их сорокалетних скитаний по пустыне. Сегодня увидеть Иордан и погрузиться в его святые воды можно и с израильского, и с иорданского берегов.

Особая атмосфера царит здесь на православное Крещение, 19 января, когда Иерусалимский Патриарх совершает чин водосвятия, и верующие спешат погрузиться в освященную воду.

Немного истории и географии

Река Иордан протянулась на 252 км от подножия горы Хермон, через озеро Кинерет, впадая в Мертвое море. Это естественная граница между современными государствами Израиль и Иордания некогда отделяла территорию Земли обетованной, куда, согласно обещаниям Всевышнего, Иисус Навин привел странствовавших 40 лет по пустыне иудеев. Тогда воды Иордана расступились перед процессией, и это далеко не единственное чудо реки, описанное в религиозных текстах. Иордан переходили посуху пророки Илия и Елисей, здесь же были явлены многочисленные чудеса исцелений. Вера в целебную силу его воды широко бытовала и в период Византии.

Однако главная причина паломничества христиан к реке Иордан кроется в Новом Завете. Согласно Библии, в водах Иордана Христос принял крещение от Иоанна Крестителя, после чего разверзлись небеса и на землю снизошел Святой Дух в виде голубя, свидетельствуя мессианскую миссию Спасителя.

Крещение в реке Иордан

Что посмотреть

Как и Мертвое море, реку Иордан могут посетить туристы, находящиеся и в Израиле, и в Иордании. Израильская сторона Иордана более благоустроенна и удобна для посещения, но и более коммерциализирована — особенно это чувствуется на месте крещения Христа. Иорданская — практически нетронутая человеком, дикая и первозданная, однако и менее комфортна.

Самое популярное место для того, чтобы прикоснуться к водам Иордана со стороны Израиля — туристический комплекс Ярденит, расположенный в месте выхода реки из озера Кинерет, в нескольких километрах от Тверии. В год Ярденит посещают более 400 тыс. туристов и паломников, большая часть — чтобы принять символическое крещение. Ярденит не соответствует точному месту крещения Христа, однако был выбран властями Израиля в качестве символической достопримечательности. В благоустроенной купальне с плавным сходом в воду ежедневно (и не бесплатно, за 10 или 25 USD, в зависимости от набора услуг) можно пройти обряд троекратного погружения в Иордан, а в магазине — приобрести освященные предметы православного культа. Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Со стороны Иордании символическое место крещения Христа выглядит просто и утилитарно: деревянный помост с тремя ступенями, по которым паломники спускаются в воду. За погружение плату не взимают, но удобств и услуг здесь также нет. Веб-сайт

Река Иордан

Всего в получасе езды от Иерусалима находится место на реке Иордан, где крестили Иисуса. На иорданской стороне у места крещения были проведены археологические раскопки, в результате которых обнаружили несколько византийских храмов и огромную купель, напоминающую бассейн. Сейчас на берегу реки и с иорданской, и с израильской стороны устроен помост для омовения и крещения в водах Иордана.

Место крещения Иисуса

В настоящее время река больше напоминает широкий ручей, но своего значения для христиан всего мира не потеряла. Сюда совершают паломничество, чтобы окунуться в святую воду и очиститься от грехов, умыться или увезти с собой бутылочку воды, которая по свойствам аналогична освященной воде, взятой в церкви. И число паломников растет из года в год.

Визит-центр

Окунаться в реку можно лишь в специальной рубахе

По центру реки натянута веревка с желтыми поплавками. Это граница между Израилем и Иорданией! Пересекать ее категорически запрещается. За порядком следят пограничники с той и другой стороны. Не стоит также пытаться преодолеть сетку вдоль дороги и вокруг визит-центра. Поскольку зона является пограничной, местность заминирована.

Вход оборудован перилами

Окунаться следует с головой

Окунаться в реку можно лишь в специальной белой длиннополой рубахе до колен, которую можно купить в магазине визит-центра за 27 шекелей (460 руб.). Следует иметь в виду, когда рубаха намокает, то становиться полупрозрачной, поэтому желательно, чтобы под ней были шорты или купальный костюм. При центре имеется комната для переодевания. Вход в реку огорожен перилами. На середине реки глубина едва достигает полутора метров, поэтому опасности утонуть нет.

Не окунуться, так хотя бы умыться

За порядком следят пограничники

Автор благодарит Министерство туризма Израиля за приглашение посетить страну

Поделиться

«Иордан»
Никанор Григорьевич Чернецов

В предпраздничные дни в храмах звучит песнопение-тропарь, в котором к реке Иордан обращаются как к одному из действующих лиц праздника: «Иордан-река, стань, / прими, ликуя, идущего креститься Владыку». В Евангелии от Иоанна говорится, что Предтеча крестил близ селения Вифавара. Туда направлялись все, кто откликнулся на проповедь Иоанна. Туда пришёл и Христос. Но где находилось это место?

Река Иордан берёт свое начало у горы Хермон, на севере Израиля. Она течёт на юг через озеро Кинерет, которое раньше называли Галилейским морем, через Иудейскую пустыню и впадает в Мёртвое море. Протяженность реки Иордан — двести пятьдесят два километра. Евангелисты Марк и Лука сообщают, что Иоанн Креститель проповедовал именно в Иудейской пустыне, значит Вифавару следует искать в нижнем течении Иордана.

На иврите «Вифавара» означает «дом перехода» или «дом переправы». Через это селение предположительно вёл паломнический путь из северной части Израиля, Галилеи в Иерусалим. Оно не сохранилось до наших дней, хотя топоним уцелел — неподалёку от города Иерихона и реки Иордан находится современное поселение Бейт-Авара. На пути к Иордану высится древний монастырь Иоанна Крестителя. Традиция, которой больше пяти веков, связывает именно это место с рассказом о Крещении Господнем.

Но вряд ли эти берега были свидетелями евангельских событий. За две тысячи лет Иордан несколько раз менял своё русло. Истинное место крещения предположительно находится на суше, в трёхстах пятидесяти метрах от Вади аль-Харары. Его обнаружили в результате археологических раскопок. Главной подсказкой стала находка большой мраморной плиты, когда-то служившей основанием колонны. Из исторических документов известно, что такой колонной, увенчанной железным крестом в четвёртом — пятом веках отметили место Крещения Господня.

В новейшей истории более сорока лет территория западного берега реки Иордан была особой режимной зоной. Доступ паломников сюда был ограничен. Православные верующие во главе с Иерусалимским патриархом могли побывать здесь только после разрешения службы безопасности Израиля. Их допускали к Иордану лишь несколько раз в год — в том числе в праздник Крещения Господня. В две тысячи одиннадцатом году такие строгие ограничения были сняты.

Сейчас Иордан можно посетить со стороны израильского берега, это место называется Каср аль-Яхуд. А можно отправиться в соседнее государство Иорданию, на восточный берег, и увидеть воды Крещения Господня со стороны селения Вади аль-Харар. По преданию, именно с восточного склона Спаситель сошёл в Иордан.

Паломники не раз становились свидетелями чуда, случающегося на Иордане в день Богоявления. После Великого освящения вода в реке замирает и некоторое время течёт в обратную сторону, будто бы во исполнение слов псалма о «Иордане, возвратившемся вспять».

Какие тайны скрывают в себе воды священной реки Иордан, почему важно знать Священное Писание и где можно отведать рыбку Петра

В новостях часто можно услышать о напряженной обстановке на Ближнем Востоке, вооруженных конфликтах и диверсиях. Признаюсь, меня это поначалу тоже волновало. Но только до того момента, пока я не оказалась в библейских местах. Так, вооруженных людей в Израиле видеть приходилось неоднократно. Но почему-то ощущения опасности ни разу не возникало. Хотя наш автобус не раз пересекал границу Палестинской администрации, где израильские законы не действуют. Сегодня мы едем как раз в сторону реки Иордан, и за окном уже промелькнул красного цвета щит, на котором большими белыми буквами на нескольких языках написано, что Израиль за пребывание своих граждан на этой территории никакой ответственности не несет.

Демократия по-израильски

Только что мы проехали мусульманскую деревню, а впереди уже виден еврейский кибуц. Наша гид Александра говорит, что вся здешняя земля похожа на шахматную доску. Вот в этой клетке черные фигуры, в той белые. «Таким образом проводится политика интеграции, — поясняет она и с горечью в голосе добавляет: — У жителей, находящихся под Палестинской администрацией, большие проблемы и с паспортом, и с медицинским обслуживанием, и со страхованием, и со всем остальным …»

Пока мы в дороге, женщина рассказывает, по каким законам живет сегодня ее страна.

— Выбросьте из головы всю Википедию, — рекомендует она. — Ничего из того, что вы себе здесь представляли, не увидим. Сегодня здесь есть местное самоуправление. Мы на Востоке, здесь все решает глава рода. Есть вопросы — встретились два руководителя родов и решили. Так было при турках, так есть и сейчас. У нас, когда проходят выборы в парламент, мусульмане голосуют хамулами — родами. Как решил старший — независимо от того, кто он, лидер партии или клана, — так и будет. Такая у нас демократия.

Александра имеет привычку все сравнивать с Библией. И не только потому, что водит паломнические группы по святым местам. Здесь религия не занятие для души, а часть жизни. В христианских школах обязательно изучают Божий закон. И отдельно Танах. Это так называемая Священная еврейская Библия. Кстати, неподалеку от нашей гостиницы в Вифлееме находится именно христианская школа. Но есть и другие, в которых дети учатся, например, по общегосударственной или мусульманской программе. И там также вопросы религии не на последних местах.

— В Библии есть все, за редким исключением, — уверяет гид. — Лично я в Ветхом Завете боюсь читать пророков, потому что там не о прошлом, там — о будущем …

За окнами автобуса тянутся солончаки с редкими деревьями. Неожиданно возникает большая пальмовая плантация, и все тут же переключаются на сельское хозяйство.

— Эти пальмы на капельном орошении. Плодоносить начнут только через 15 лет, —объясняет Александра. — Удовольствие очень дорогое, под это обычно берут кредиты. Но если люди на такой территории это делают, значит, уверены в завтрашнем дне и надеются собрать урожай.

Она снова упоминает о Библии — на этот раз в связи с кредитами. И рекомендует полистать ее всем экономистам.

— В Священном Писании ничего нет о долгосрочных кредитах. Там написано, что когда брали в долг, должны были вернуть в течение семи лет. Это оптимальный период, чтобы отдать долг.

Кроме пальм, здешние аграрии выращивают и другие культуры. С октября до марта они собирают помидоры черри, перцы, маленькие огурцы, бахчевые, лук … Все это идет на экспорт. Если хорошо позаботиться, то урожай можно собрать несколько раз за сезон.

— Вот чего нельзя вырастить в здешних условиях, так это твердых сортов пшеницы, — вздыхает Александра. — Несколько лет назад значительную часть зерновых Израиль покупал в Украине, но сегодня основной поставщик зерновых — Россия.

Дальнейший наш путь проходит по Иорданской долине. Здесь когда-то шли караваны, пролегал торговый путь. Когда-то здесь проходил со своей армией Александр Македонский. Трудно себе представить, но тогда регион был один из самых плодородных. Сегодня делаются скромные попытки возродить былое плодородие.

Когда мы уже подъезжаем к реке Иордан, гид уточняет, что мы находимся на земле колена Беньямина, символом которого является волк. Этот зверь, кстати, и сейчас охотится здесь на овец. Но самое опасное в здешних местах — ядовитые змеи. Особенно сердита — палестинская гадюка. А еще цефа, которая и по воде плавает, и кусает в прыжке. Но мы не собираемся здесь в пешие походы ходить, ободряет Александра.

Вода цвета печали

Но змеи, как оказывается, это еще не самое худшее, что здесь есть. Когда мы выходили из автобуса, обратили внимание на желтого цвета таблички, где на английском было написано: не ходить — мины.

— Весь район долины Иордана, по которому мы ехали к священной реки, до 1967 года был оккупирован Иорданией, — объясняет Александра. — Это военная зона до сегодняшнего дня, здесь просто по реке проходит граница между Израилем и Иорданией. После 1967 года всё вокруг было заминировано. Лет десять назад мы сюда заехать еще бы не смогли. Паломников пускали только раз в год на Крещение. Очереди стояли тысячные. Разминирование началось десять лет назад и продолжается до сих пор. Процедура очень дорогая, поэтому такая медленная.

Нас убедительно просят не отходить от группы и держаться друг друга. Для паломников здесь сделана специальная крытая площадка, чтобы можно было посидеть, почитать Евангелие. Несколько лет назад Иерусалимский православный патриархат начал восстановление монастыря Иоанна Крестителя, который находится недалеко отсюда. В годы войны он был разрушен. На другой стороне Иордана, как раз напротив нас, базируются иорданские пограничники. Мы их не видим, но Александра говорит, что они наблюдают за нами. С этой стороны нас охраняют израильские. Что касается святынь, то на территории Иордании тоже есть монастыри Иерусалимского православного патриархата.

На часах 8 часов утра. Кроме нас групп нет. Но, как говорит наша сопровождающая, днем ​​здесь настоящее паломничество. Задерживаться нам не рекомендуют, на все 40 минут. Мы быстро переодеваемся в белые рубашки и спускаемся к воде. «Вода цвета скорби» — это первое мое впечатление от Иордана. Кажется, что кто-то перед нашим приходом взболомутил здесь весь ил. Но понимаешь, что вода, освященная присутствием Богочеловека, не может быть грязной. Даже если такой кажется. Скоро я убеждаюсь в том, что так оно и есть. Отец Александр первый спускается в воду, и мы друг за другом подходим к нему, чтобы принять святое омовение. Священник окунает нас с головой трижды. Можете не верить, но наши рубашки остаются после этого такие же белоснежные, как и до того, как мы вошли в реку. Это ли не чудо?

Уже в автобусе Александра рассказывает, что здесь происходит на Крещение. В январе, конечно, в Израиле морозы не трещат, но дождь иногда бывает. Людей приезжает очень много. Служба начинается с того, что Иерусалимский патриарх спускается к реке под специальный навес, чтобы прочитать молебен. Впереди он несет посох, на котором сидит белый голубь. После молитв патриарх подходит к воде с венком и серебряным крестом на цепочке и пытается смахнуть с посоха голубя. Тот летит, и туда, где он зависает в воздухе, патриарх бросает веночек. Эти манипуляции могут повторяться несколько раз, пока вода под венком разойдется кругами не вниз, а, наоборот, приподнимется вверх. Будто Христос окунулся — как в те прежние дни. «Пришел Иисус Христос из Назарета Галилейского и крестился у Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн, как отверзлись небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». (Мк. 1, 9-11.)

Место, где открываются духовные глаза

Помните историю о Марии Магдалине, когда Иисус Христос изгнал из нее семь злых демонов? Она стала последовательницей Христа, присутствовала при его казни и одна из первых увидела Его воскресшего. Так вот, на западном берегу Геннисаретского озера, или, как его еще называют, Галилейского моря, находится городок Магдала, откуда родом святая Мария Магдалина. И мы направляемся туда, чтобы посетить храм и окунуться в тамошние чудодейственные источники. Их три. Для глаз, вода которой, как говорят, помогает открыть духовные каналы. Радоновые с изумительно голубой водой. И, собственно, тот самаый, где Иисус Христос исцелил Марию Магдалину.

Место необычайно красивое. В начале XX века его выкупила духовная русская миссия и передала под опеку матушак Горненского монастыря. Места намоленные. Здесь находится пещера Марии Магдалины, где молились также пророк Илья и святитель Николай. Вот так просто. Здесь праздник не мифические личности, а реально существовавшие люди. Ходишь под впечатлением и даже не можешь осмыслить — неужели это ты. Храм, центр для приема паломников, красивый парк. Когда гуляешь по территории Магдалы, кажется, что при жизни попал в рай. Цветы, запахи, птичье пение — душа поет вместе с ними и, кажется, летает. Здесь можно увидеть весь ассортимент наших цветочных магазинов, но, в отличие от наших декоративных собратьев, растения здесь вырастают до больших, даже гигантских размеров. Тропинки, что утопают в зелени, ведут к морю. А еще — к тем самым чудодейственным источникам. После Иордана, правда, желающих туда окунуться было меньше. Вот если бы можно было сделать все наоборот — сначала посетить источник Святой Магдалины, а потом Иордан! Если бы знали, взяли бы еще одну рубашку, вздыхали мои спутницы. И я в их числе. Зато в Галилейском море я все-таки искупалась от души. Но это было уже после того, как мы покинули святое место и отправились в местный ресторан на берегу моря. Пока одни покупали рыбку Петра (кстати, хороший маркетинговый ход, мол, такую ​​же здесь ловил апостол) — обеденный комплекс за 25 долларов, другие, в том числе я, с удовольствием плескались вместе с местными в море. Там рубашка нужна не была, достаточно купальника. Вода в море пресная, и действительно очень много мелких рыбешек. Даже чувствуешь, как они касаются тебя, будто делают приятный пилинг. Потом сидели на берегу и представляли, как по этому морю ходил Христос. Здесь вообще развернулась почти вся евангельская история. Именно на берегах Галилейского моря были призваны Иисусом «на ловлю человеков» главные из его апостолов, здесь Христос исцелял больных, накормил народ семью хлебами и несколькими рыбками. Помните? «И ели все и насытились … А тех, кто ели, было четыре тысячи человек, не считая женщин и детей …» Город детства Христа — Назарет, город Капернаум, где он проявил себя как мессия, Галилейского моря — здесь прошла основная земная часть жизни Иисуса Христа. Сегодня на тех местах, где он был, стоят храмы и монастыри. Но большей частью эти земли выкуплены Ватиканом — орденом францисканцев. Русский православный храм в этой части Израиля один — в честь святой равноапостольной Марии Магдалины.

Нелли ЗИГУЛЯ

Иерусалим

(Продолжение будет.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *