Красноярская часовня

Часовня Параскевы Пятницы (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Часовня Параскевы Пятницы в Красноярске

Часовня, стоящая на горе, — эта картинка наверняка знакома всем, даже тем, кто никогда не бывал в Красноярском крае. Ведь этот символ краевого центра — часовня Параскевы Пятницы на Караульной горе — изображен на 10-рублевой банкноте вместе с Коммунальным мостом.

К 386-летию Красноярска шатровая крыша часовни перекрашена в зеленый цвет. Так власти города решили восстановить историческую справедливость. Прежде маковка часовни была красной.

К 386-летию Красноярска шатровая крыша часовни перекрашена в зеленый цвет. Так власти города, архитекторы и краеведы решили восстановить историческую справедливость, чем сильно и отчасти неприятно удивили красноярцев. Ведь прежде, почти 20 лет, маковка часовни была красной.

Восьмигранная кирпичная часовня на Караульной горе в середине 19 века была построена на деньги известного местного золотопромышленника и мецената Петра Кузнецова. До нее здесь была ветхая деревянная часовня 1805 г., которую, по легенде, возвел чуть не утонувший купец в честь своего спасения.

Цифры и факты:

  • высота часовни — 15 м;
  • диаметр — 7 м;
  • высота стен — 7 м;
  • в часовне шесть окон, один проем ложный.

В 70-х гг. прошлого столетия часовня Параскевы Пятницы подверглась реставрации по проекту архитектора Александра Бруснянина, ей даже дали статус памятника архитектуры местного значения в 1980 г., но она все равно долго стояла забытая, в заброшенном состоянии. Пока в 1996 г. за часовню не взялись всерьез: стены расписали фресками, провели отопление, заменили шатер.

Часовня на Караульной горе

В православные праздники к часовне дважды в году устраивался крестный ход от кафедрального собора. Горожане просили у Девятой Пятницы жениха, невесту, детей, здоровья. Сегодня сюда едут полюбоваться на город — с площади перед часовней открывается прекрасный панорамный вид на Красноярск. Особо красив город ночью.

На площадке часовни писал свои этюды художник Василий Суриков, а ученый, изобретатель радио Александр Попов наблюдал здесь солнечное затмение в августе 1887 г. В честь чего на фасаде часовни даже установлена мемориальная доска.

По совету местных жителей туристы приезжают на Караульную гору, красноярцы называют ее чаще Покровской, к полудню. Каждый день ровно в 12 часов у подножия дается торжественный залп из пушки. Это действо совершают солдаты в праздничном обмундировании, а гул от выстрела слышен по всему городу. Красноярцев он уже не пугает, а вот гости вздрагивают и ненадолго глохнут.

Как добраться до часовни Параскевы Пятницы

Добраться до этой достопримечательности из центра, например, с остановок «Музкомедия» или «Красная площадь», которые недалеко от ж/д вокзала, можно на автобусах № 11, 64, 32. Но придется пройти пешком приличное расстояние в гору. По-другому никак, но вы не пожалеете! Вход в саму часовню бесплатный.

Кто из красноярцев не знает часовни, поставленной на самой высокой точке Караульной горы. С 1855 года она является неотъемлемой частью архитектурного облика города. Прекрасный обзор с горы делает ее местом паломничества многочисленных туристов. Сама часовня, как памятник архитектуры середины XIX века, находится под охраной государства. Вместе с тем она обозначает собой памятное историческое место, связанное с давним боевым прошлым Красноярска.

Именно здесь с возникновения в 1628 году Красноярского острога была сооружена деревянная караульная вышка, где находился постоянный казачий дозор для предупреждения внезапного нападения «немирных» южных соседей: енисейских киргизов, северных монголов и черных калмыков-джунгаров. В начале XVIII века, когда мирная жизнь навсегда пришла на берега Енисея, на месте сторожевой вышки был воздвигнут деревянный крест с высеченными на нем памятными датами основания города и всех осад, которые выпали на долю Красноярского острога с 1628 по 1705 год.

В конце 60-х годов XVIII века красноярцы решили освятить крест и соорудить на сопке часовню, но, несмотря на многочисленные обращения, тобольская духовная консистория для борьбы с языческими суевериями и капищами это запретила, а крестные ходы, порекомендовала проводить до Стрелки и в соборе служить молебны.

Указ Ея Императорскаго Величества самодержицы всероссийской
из Тобольской духовной консистории Красноярскому духовному правлению

По указу Ея Императорскаго Величества Тобольская духовная консистория, слушав представленного к его преосвященству репорта, коим на посланной из консистории указ объявлено, на состоящей де от города Красноярска в версте горе сопке, тамошния красноярский жители для крестнаго хождения желают поставить крест святый и покрыть хорошим строением наподобие часовни, и быть бы оному хождению дважды (в лете) июня 2 и сентября 14, а понеж из того же репорта усмотрено, что около оной сопки никакого жила не имеется, зато указом вновь часовни строить запрещено. Того ради с доклада его преосвященству приказали послать в Красноярское духовное правление указ с тем, чтоб на оной горе, сопке, часовню не строить, и крестного хождения туда не иметь, а иметь оное хождение от соборной Преображенской церкви, впервые — августа 30 как в протчих местах бысть на реку хождение для водосвящения; во-вторых, — октября 30 от оной же соборной Преображенской к приходской Покровской церкви. А впредь о построении на оной горе, сопке, часовни прозбами не утруждать, и Красноярскому духовному правлению чинить посему Ея Императорскаго Величества указу.

Архимандрит Михаил
Никита Протопопов Софийский
Секретарь Василий Андроников
Тобольск 5 декабря 1769 г.

В 1772 году отставной сибирский дворянин Матвей Трофимович Толщин обращался к тобольскому митрополиту Варлааму за разрешением обновить крест и обнести его оградой, но Варлаам отказал, следуя инструкции Синода о жесткой регламентации крестных ходов, поклонения крестам и местным святыням.

В прошлых давных годех… при заведении города Красноярска предками нашими, того города старожилами, на состоящей близ оного над речкой Качей горе в тогдашнее военное время по опасности чинимых от живущих тогда в ведомстве красноярском киргизцов неприятельских набегов и тем нашим предкам несносных разорениев, а по взятии в плен ругательства, мучения и других бедствиев по обзорности места во-первых на той горе содержан был отъезжей караул, а потом, как те неприятели совсем разорены и под высокодержавную власть всероссийской империи взяты, и в том городе просвещение и тишина зделалось, то в память всех тех бедственных произшествий по принесении Всевышнему Богу благодарственного молебствия на той горе поставили крест Христа Спасителя, и в каждый год по два раза в самыя дни избавления, то есть после святыя Пасхи в девятую неделю и сентября 14 числа в день воздвижения честного креста господня по церковному чиноположению имели крестное хождение. А ныне тот поставленный на горе крест пришел во обветшание…Но красноярцы, не подчинились церковному бюрократизму и продолжали, правда уже один раз в году, крестным ходом и молебном поминать своих предков.

ТФ ГАТО, ф. 156, оп. 1,1772 г. д. 23, л. 3-4

Но красноярцы, не подчинились — «казаки и протчие граждане без указу, самопроизвольно, по одному их обещанию» продолжали, правда уже один раз в году, крестным ходом и молебном поминать своих предков. Часовня тоже была выстроена, без разрешения, в основном на средства купца Новикова.

По сведениям, архитектора К.Ю.Шумова, после сильного наводнения, нарушившего сообщение между городом и Караульной сопкой, деревянный крест из часовни перенесли во Всехсвятскую кладбищенскую церковь, где он сгорел вместе с церковью в пожаре 1797 года.

В феврале 1806 года Красноярским городским обществом «по общему соглашению» было решено «за речкою Качею, на месте достойном и незабвенном памяти при начале бывшей на нем страже» возобновить часовню с крестом. В деле привлечения большего числа источников денежных средств для строительства часовни, активное участие приняла церковь. Она умело сыграла на патриотических чувствах горожан, придав им религиозную окраску. Недавний четырехлетний «около города неурожай» был объявлен наказанием жителям города за несоблюдение ими старого обычая — освящения на месте Караульной вышки семян, для посева. Смысл обряда заключался, видимо, в том, что семена, освященные на месте караула, призванного охранять спокойствие города, будут лучше сохранены от невзгод. 😯

…Красноярский городской голова Токарев присутствию думы словесно предложил следующее: из фактов, имеющихся в здешних архивах, известно, что с прибытием казаков в Сибирь и основанием ими между рекою Енисеем и речкою Качею острога, где ныне состоит губернский город Красноярск, против его, за речкою Качею, на горе, образовавшейся сопкою, как месте самом возвышенном, казаками была учреждена охранительная стража от набегов татар-качинцев. С этого места казаки, видев всю окрестность, при набеге качинцев давали знать жителям острога о предстоявшей опасности, и сии последние принимали меры к охранению себя. С прогнанием же татар-качинцев и с увеличением населения острога христианами, они, в память избавления предков их от врагов, на месте бывшего караула на горе-сопке с разрешения Тобольского епархиального начальства выстроили деревянную часовню и поставили в ней крест Господень, куда по настоящее время продолжается крестное хождение каждогодно в пятницу 9-й недели по Пасхе и притом совершается молебствие с прошением к Господу Богу о ниспослании благо временных дождей к плодоношению земли.

Эта примечательная, сколько в религиозном, столько же и в историческом отношении, деревянная часовня, при всевозможном поддержании поправками, в настоящее время приходит в совершенную ветхость. Но, чтобы не лишиться этого религиозно-исторического памятника, он, городской голова, имеет в виду таких лиц, которые, желая сделать угодное Господу Богу, а с тем вместе сохранить и память предков, изъявляют готовность на месте теперешней деревянной ветхой часовни соорудить новую, каменную, по составленным на сей предмет плану и фасаду, которые и передал в думу на тот конец, чтобы этот проект представить на рассмотрение и утверждение Енисейской губернской строительной комиссии.

Вследствие чего Енисейская губернская строительная комиссия при предписании от 28 февраля за № 220, препроводив в думу пересоставленный енисейским губернским архитектором Алфеевым и утвержденный строительной комиссией чертеж на постройку часовни в городе Красноярске на горе за речкою Качею, где ныне существует деревянная ветхая часовня, получила разрешение предполагаемой по этому проекту постройки к епархиальному начальству войти с представлением прямо от себя.

Городской голова Токарев

кандидат гласного Матвей Яковлев.

4 марта 1852 г.

Когда Красноярск обратился за разрешением заменить деревянную часовню каменной, томские духовные власти стали выяснять, а существует ли часовня вообще. И почему часовня не показывается в специальных регулярно подаваемых в консисторию клировых ведомостях, где сообщалось о наличии и состоянии церковных строений, имущества и составе красноярских священнослужителей. А Иноземцев, как благочинный, то есть старший священник всех городских церквей, по сути дела, отрапортовал, что часовня как таковая не существует.

Рапорт

Во исполнении указа Е. И. В. из правления сего от 10-го сего майя № 245 ко мне последовавшего, о доставлении сведения, существует ли в городе Красноярске, на горе за речкою Качею, часовня, в каком она ныне виде и почему ни при какой церкви не показана?

Сим имею честь донести, что помянутая часовня была выстроена (как идет предание) вместе с началом города Красноярска на самой возвышенности горы за речкою Качею и впоследствии возобновляема, вероятно, в память того, что когда был до города острог казацкий, на этой вершине горы был постоянный караул в предосторожность от нападения кочующих по речке Каче татарских орд (впоследствии казаками отогнанных и поселившихся по реке Абакану Минусинского округа под именем качинцев); ныне состоит лишь из четырех столбов, покрытых крышею с железным на оном крестом и деревянным помостом.

Вместо боковых стен под крышею стояли иконы большого размера с изображением Святителей, а в средине между оными водружен был образный животворящий крест с изображением Распятого. Иконы сии и крест, за обветшанием часовни, были взяты около 1825 года и перенесены в красноярский Воскресенский собор, где и поныне хранятся: иконы на паперти, а крест в самой церкви; и потому помянутая часовня, как остались при ней только одни столбы с крышею и помост, не введена бывшими благочинными в число прочих часовен и по клировым ведомостям.

Благочинный священник Александр Иноземцев.

23мая 1852 г.

Каменную, на месте деревянной, часовню по проекту губернского архитектора Якова Ивановича Алфеева выстроили в 1855 году на средства городского головы, золотопромышленника-мецената П.И.Кузнецова. Высота часовни — 15 метров, диаметр — 7 м, высота стен — 7 м, длина каждой из граней — 2,4 м.

Я.И.Алфеев (1802-?) духовного звания, но после окончания духовной семинарии в 1819 году поступил в Экспедицию кремлевского строения в Москве на должность архитекторского ученика 3-го класса. Звание архитектора получил в 1830 году. Был губернским архитектором в Оренбурге, с 1847 года служил в Енисейской губернии сначала членом губернской строительной комиссии, а с 1850 года — губернским архитектором. Кроме храмовых построек, проектировал казенные и частные гражданские строения.

Перед затмением по городу прошли слухи, что произойдёт землетрясение, весь город разрушится и уцелеет только самое высокое место в городе, там, где сидят «астроловы». С утра все горожане были на холме и наблюдали редкое астрономическое явление. В составе астрофизической экспедиции, прибывшей из Петербурга, был молодой учёный, будущий изобретатель радио Александр Попов. Для красноярцев это событие дорого ещё и тем, что вместе со всеми за затмением наблюдал Василий Иванович Суриков, который всё лето 1887 года жил в Красноярске. Он рисовал этюды, расположившись на месте, откуда виден был весь город, необычно освещённый в связи с природным явлением. К сожалению, работы эти не сохранились.


Летом 1943 года часовня сгорела из-за пронесшейся над городом сильной грозы. И.А.Бестужев, бывший в то время председателем горсовета, приложил много усилий, чтобы восстановить старый памятник истории города. На следующее лето горожане опять могли видеть на Караульной горе отреставрированную часовню.

К осени 1972 года по проекту заслуженного архитектора России Александра Сергеевича Брусянина была произведена реставрация этого памятника. Часовню увенчал новый, в подробностях копирующий прежнюю кровлю шатер. Оконные ниши были заделаны ажурными металлическими решетками, а на дверные проемы навешены кованые железные створки, выполненные мастерами Красноярского электровагоноремонтного завода.

Именно эта часовня, визитная карточка города, изображена на лицевой стороне 10-рублевой банкноты Банка России образца 1997 года и используется в качестве символа Красноярска на многочисленных сувенирах.

Вплоть до начала 1990-х годов она находилась в заброшенном состоянии. С 1980 года часовня Параскевы Пятницы имеет статус памятника архитектуры местного значения и включена в список рекомендованных на федеральную охрану. В 1996 году был серьёзно изменён внутренний и внешний вид часовни: стены расписаны фресками, проведено отопление, маковка заменена на значительно большую.

Управление Росохранкультуры недавно провело проверку состояния этого объекта культурного наследия федерального значения и установило: памятнику грозит физическое уничтожение. Из-за полуденных выстрелов пушки часовня подвергается ежедневному динамическому воздействию. От регулярного сотрясения появляются трещины, осыпается штукатурка. Так как часовня является «обязательным местом посещения» для новобрачных и, вероятно, в связи с тем, что не охраняется — кругом валяются битые бутылки, везде в качестве неоязыческих символов понавешаны замки.

Дополнительные фотографии


Часовня Параскевы Пятницы в Красноярске.

До прихода русских на вершине горы за рекой Качей располагалось древнее языческое капище татар-качинцев. Ещё раньше, как уверяют историки, здесь были палеолитические объекты вроде кромлехов или дольменов. На местных наречиях эту возвышенность называли Кум-Тигей (в переводе с тюрк. — «песчаная вершина/сопка»), дошедшее до нас название – Караульная гора.

История часовни Красноярска начинается с первой постройки, возведенной русскими переселенцами на этой сопке, на месте современной часовни. В те времена здесь была сооружена деревянная сторожевая вышка. Она служила для дежуривших на ней казаков дозорным пунктом: с вершины горы отлично было видно приближающихся к границам города неприятелей.

Во второй половине XVII века Красноярск подвергался набегам со стороны джунгар, кыргызов, тубинцев. Город не раз оказывался на волосок от гибели, но выстоял. В самом начале 1700-х годов, наконец, стало ясно, что на берегах Енисея устанавливается мирная жизнь.

В память о погибших в сражениях местные жители стали два раза в год, в мае и сентябре, устраивать крестные ходы и служить молебен на вершине Караульной горы. На этом месте установили крест. Позднее над ним поставили крышу на четырех столбах. Это можно считать первым в истории города мемориальным памятником.

Согласно одной из версий, в 1805г. купец И. Л. Новиков на этом самом месте построил деревянную часовню в память о своём счастливом спасении на бурном речном пороге. Иная версия говорит о том, что деревянную часовню воздвигли красноярцы в честь освобождения предков от врагов.

В 1852-1855 гг. по проекту архитекторов Я. Алфеева и Я. Набалова на месте старой часовни была построена новая каменная, сохранившаяся и сейчас. Строительство осуществлялось на средства известного красноярского золотопромышленника Петра Кузнецова.

Нынешняя часовня Параскевы Пятницы на Караульной горе представляет собой небольшую восьмигранную кирпичную постройку в древнерусском стиле. В ней имеются три окна, прикрытых коваными решетками, и один ложный оконный проём. Обрамление проёмов повторяет форму кокошников, которыми оформлен переход от стен к шатру часовни.

Высота часовни — 15 метров, диаметр — 7 метров, высота стен — 7 метров, длина каждой грани — 2,4 метра. Караульная гора, на которой находится часовня, — одно из лучших мест Красноярска, откуда открывается панорама исторической части города и прилегающих к ней районов.

В 1973—1975 гг. часовня была отреставрирована. Автор проекта — архитектор Бруснянин. Печально, но факт: несмотря на то, что в 1980г. часовне Параскевы Пятницы в Красноярске присвоен статус памятника архитектуры местного значения и она входит в список памятников, рекомендованных на федеральную охрану, до начала 1990-х годов часовня была в плачевном, заброшенном состоянии. К счастью, справедливость и разум восторжествовали, и сейчас это действующий храм.

Часовня Параскевы Пятницы (в состоянии до переделки 1996 года) изображена на лицевой стороне 10-рублевой купюры образца 1997 года. На этой же банкноте имеется водяной знак в виде силуэта красноярской часовни.

Фото Часовня Параскевы Пятницы (Красноярск). Часовня Параскевы Пятницы адрес: ул. Степана Разина, д. 51 (Покровская гора)

Часовня Параскевы Пятницы – представляет собой православную часовню, а так же является одним из символов и достопримечательностей города Красноярска. Эта часовня расположена на самой вершине горы под названием Караульная, раньше на этом месте был древний языческий капищ народов национальности татары — качинцы. Так же местные коренные народности (племена) дали ей название Кум-тэгей, что в переводе песчаная вершина или сопка.
Высота данной часовни равна пятнадцати метрам, в диаметре она составляет семь метров, высота стен часовни семь метров, а длина каждой из граней равна почти два с половиной метра.
С места, на котором расположена часовня Параскевы Пятницы, видны лучшие виды Красноярска. Так что если вы хотите полябоваться городом Красноярском то вам лучше места не найти.
Еще стоит упомянуть, что часовня была изображена на купюре в десять рублей, олицетворяя символ города.

Часовня на банкноте 10 рублей

Как бесспорный символ города часовню изобразили на банкноте достоинством в 10 рублей. Хотя купюра этим достоинством все больше выходит из обихода, все еще можно встретить ее и увидеть это монументальное сооружение.

Изображение с лицевой стороны десятирублевой банкноты

Интересные факты

Есть несколько фактов связанных с этим зданием:

  • В.И.Суриков русский художник писал этюды в часовне
  • А.С.Попов — ученый который изобрел радио, в 1887 г. наблюдал солнечное затмение из нее
  • До октябрьской революции люди совершали крестный ход

Как добраться

Доехать до часовни можно автобусом 32 маршрута, ехать нужно до остановки Каховская улица.

Видео часовни в 1966 году

Данный видео ролик взят с архива СТС-Прима и выложен во всеобщее обозрение.

Местонахождение достопримечательности Часовня Параскевы Пятницы на карте Яндекс

Создано с помощью сервиса Яндекса Народная карта. Посмотрев на карту вы без труда сможете определить где находится Часовня Параскевы Пятницы в городе Красноярск, а так же как до нее добраться так как на карте обозначены все маршруты, улицы и номера домов.

На этой странице вы можете ознакомиться с некоторыми достопримечательностями Красноярска. Почитать описание объекта Часовня Параскевы Пятницы и увидеть где находится Часовня Параскевы Пятницы на карте Яндекс.

Ссылки на официальные источники и web порталы. К сожалению наш сайт не распологает информацией о официальных сайтах. Вы можете поискать их в поиске или

Посмотреть все достопримечательности Красноярска вы можете пройдя по ссылке.

Поделитесь информацией с друзьями:

Описание объекта:

Часовня размещается на вершине горы Караульной (сопка Кум-Тигей), поднимающейся крутым склоном за северной границей старой части города над р. Качей и красными осыпями мергелей, давших название городу.

Восьмигранный объем прорезан тремя дверными и четырьмя оконными проемами с полуциркульным завершением, на восточной грани окно ложное. Ребра восьмерика подчеркнуты пилястрами, переход к высокому шатру оформлен кокошниками. Грани шатра перебиты карнизом и слуховыми окнами с четырех сторон. В каждой грани стены под окнами, над карнизом и под ним – лежачие филенки. Обрамление окон завершено килевидными наличниками, повторяющими очертание кокошников. Декор обобщенный, крупных членений, рассчитан на восприятие с дальних расстояний, стилизован под древнерусские формы.

Металлический шатер увенчан небольшой луковичной позолоченной главкой. Над главкой – православный крест. Пропорции главки изменились после реставрации 2000-х гг.: увеличился объем главки. Здание на высоком цоколе, к кованым дверям подводят высокие крыльца. В окнах – обновленные по старому узору кованые решетки. Часть окон и ниш под ними закрыты религиозными изображениями и надписями. Помещение часовни сообщается с шатровой частью, имеется лаз. Фундамент бутовый, стены кирпичные, оштукатуренные, окрашены в один тон. Высота до креста около 22 м., между противостоящими гранями стен – 7 м.

На здании размещена охранная доска с надписью: «Российская Федерация. Памятник архитектуры. Часовня Параскевы Пятницы. Арх. Алфеев, Набалов. 1852 — 1855. Охраняется государством».

Описание составлено в 1986 году архитектором Гринберг Ю.И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *