Какое территориальное устройство имеет Россия

Административно-территориальное устройство субъектов РФ

Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

В статье 5 Конституции Российской Федерации сказано следующее:

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

С 1 марта 2008 года, после объединения регионов, субъектов федерации в России — 83 (в 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, их было 89).

В настоящее время согласно статье 65 Конституции РФ в составе Российской Федерации находится 83 субъекта Федерации (регионов). Среди них 21 республика, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округов и два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), (приложение 1).

В Российской Федерации административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов.

Важнейший из них — экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения. Реализация этого принципа способствует как развитию производительных сил страны и ее частей, так и успешному выполнению местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач в области хозяйственного и социального развития соответствующих территорий.

В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, большую роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации.

Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы людей, опираться на их помощь. Поэтому максимальное приближение, как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению тоже является важным принципом, в соответствии с которым строится административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

Субъекты федерации группируются в:

8 (до 2010 года — 7) федеральных округов;

12 экономических районов;

14 географических районов;

4 (до 2010 года — 6) военных округа;

9 (до 2010 года — 11) часовых поясов.

Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В. В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.

В мае 2000 г. указом Президента Российской Федерации было учреждено семь федеральных округов:

Центральный федеральный округ;

Северо-Западный федеральный округ;

Южный федеральный округ;

Приволжский федеральный округ;

Уральский федеральный округ;

Сибирский федеральный округ;

Дальневосточный федеральный округ.

Позже Указом Президента России Д.А.Медведева от 19 января 2010 был создан 8 федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ , выделенный из состава Южного федерального округа. Расположен на юге европейской части России, в центральной и восточной части Северного Кавказа.

С 13 мая по 21 июня 2000 года название Северо-Кавказский федеральный округ носил Южный федеральный округ.

Образование данного округа стало первым изменением числа федеральных округов с момента их учреждения в 2000 году президентом России Владимиром Путиным.

Площадь территории округа составляет 1 % площади территории Российской Федерации. Это самый маленький федеральный округ России и единственный, в котором этнические русские не имеют абсолютного большинства населения округа.

Центр округа — город Пятигорск, единственный из центров округов, который не является ни административным центром субъекта, входящего в округ, ни крупнейшим городом округа (однако входит в крупную Кавказско-Минераловодскую агломерацию). С апреля 2010 года по июнь 2011 года резиденция заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, полномочного представителя Президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина временно располагалась в Ессентуках, после чего была размещена в Пятигорске и перешла на рабочий режим.

В сентябре 2010 года Правительство Российской Федерации утвердило Комплексную стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального округа до 2025 года. Это единственный федеральный округ, представленный только республиками, а также одним краем. В него входят: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия, Ставрапольский край, Чеченская Республика.

Почти все округа состоят преимущественно или только из краёв и областей. Единственным из округов, который почти полностью состоит из национальных республик, является Северо-Кавказский округ.

В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором город-центр не является административным центром или крупнейшим городом своего субъекта.

Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.

Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные (в федеральных ведомствах действуют управления по федеральным округам).

Таблица 1 — Федеральные округа РФ

Ном.

Название округа

Площадь (кмІ)

Население (на 01.01.2012

Субъектов РФ

Административный центр

Центральный федеральный округ

652,800

38 539 614

Москва

Южный федеральный округ

416,840

13 880 708

Ростов-на-Дону

Северо-Западный федеральный округ

1,677,900

13 652 525

Санкт-Петербург

Дальневосточный федеральный округ

6,215,900

6 263 219

Хабаровск

Сибирский федеральный округ

5,114,800

19 254 242

Новосибирск

Уральский федеральный округ

1,788,900

12 136 912

Екатеринбург

Приволжский федеральный округ

1,038,000

29 808 653

Нижний Новгород

Северо-Кавказский федеральный округ

172,360

9 494 233

Пятигорск

7.5. Территориальное устройство Российской Федерации

Исторический аспект развития федеральных отношений в России предполагает выделение трех основных периодов.

1. Создание основ социалистического федерализма (1918—1936 гг.).

На протяжении тысячелетней истории Россия существовала и развивалась как унитарное государство. Считается, что оснований для цивилизованного федерализма в стране до 1917 г. не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские. Поэтому здесь могла сложиться только федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами. Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Устанавливалось новое государственное устройство на всей территории бывшей Российской империи. Начался хаотический, здесь уместен даже термин — революционный, процесс создания автономий (республик и областей) по национальному или географическому признаку, продолжавшийся до принятия в 1925 г. новой Конституции РСФСР. Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации.

2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937—1985 гг.).

Ко времени принятия Конституции СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были

названы). Края и области субъектами Федерации не признавались. Но и конституционные положения не являлись гарантом от производимых репрессий. В годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) были депортированы немцы Поволжья, калмыки и карачаевцы, чеченцы, ингуши и балкарцы; были принудительно выселены крымские татары, турки-месхетинцы, корейцы, греки, курды. Лишь в 1991 г. законом РСФСР о реабилитации репрессированных народов эти акции были объявлены преступными, а народы реабилитированы.

3. Реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 года.

Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. Неумение властей найти адекватные политические решения на этот вызов времени в соединении с нараставшими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.), где были сильны сепаратистские направления, звучали требования выхода из состава РСФСР. В этих сложных условиях, создавших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который подтверждал суверенитет республик в составе Российской федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Федерации. Главное заключалось в том, что разграничил предметы ведения федеральных органов власти и органов субъектов Федерации.

Федеративное государство — определяется как союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Основы конституционного строя в области государственного устройства Российской Федерации закреплены в статье 5 Конституции:

  1. Российская федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

  2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

  3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Российская Федерация состоит из 89 субъектов, а именно из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов (девять из них входят в состав краев и областей, а чукотский — непосредственно в состав Российской Федерации).

В соответствии со статьей 5 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта в составе Российской Федерации был образован и начнет официально функционировать с 1 декабря 2005 г. новый субъект (Пермский край) в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Пермской области и Коми — Пермяцкого автономного округа1.

В настоящее время практически общепризнанной является следующая точка зрения на виды и содержательную характеристику субъектов Российской Федерации.

Республика — это государственное образование в составе Российской Федерации. В республике имеются свои конституция и законодательство, свое гражданство, свой государственный язык, свои органы государственной власти.

Края, области, города федерального значения — это государственно-территориальные образования, имеющие свои устав и законодательство, органы государственной власти.

Автономная область, автономные округа — это национально-государственные образования, имеющие свои устав, законодательство, органы государственной власти.

В отечественной литературе высказывается и другая точка зрения. Края, области, города федерального значения рассматриваются как административно-территориальные образования, а автономии — как национально-территориальные образования.

Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Как и перед любым федеративным государством, перед Россией (являющейся ещё самой большой по числу входящих субъектов федерацией в мире) стоят две противоположные опасности: возврат к унитарной структуре регионов и сепаратизм республик, возможность их выхода из состава Российской Федерации. Конституция России закрепляет принципы, позволяющие преодолеть эти крайние подходы к государственному устройству, которые культивируются определенными политическими силами.

1 Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 1 — ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми — Пермяцкого автономного округа». //Российская газета от 26 марта 2004 г. № 62.

Субъекты Российской Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке (ст. 65), что указывает на равноправие между собой всех составляющих Российскую Федерацию государственных образований в их взаимоотношениях с федеральными органами власти (ч. 4 ст.5). Но данный принцип ещё не означает, что субъекты Федерации имеют равные права в отношениях с Российской Федерацией.

Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого-либо субъекта из состава Российской Федерации в одностороннем порядке. Любые подобные попытки являются нарушением Конституции, государственной целостности, неприкосновенности территории и суверенитета России. Отсутствие права сецессии (т.е. права выхода из Федерации) является характерным признаком большинства существующих федеративных государств. По Конституциям СССР 1924, 1936 и 1977 гг. союзные республики обладали формальным правом свободного выхода из Союза, не подкрепленным правовым механизмом его реализации.

Конституция РФ не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта должны осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 65), который пока не принят.

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерацией и этого субъекта в порядке, установленным федеральным конституционным законом.

Аналогично, с взаимного согласия субъектов Федерации могут быть изменены границы между ними (ч. 3 ст.67).

Россия является многонациональным государством. На разных частях её территории с далеких времен, по мнению ученых, проживают 176 коренных народов, многие из которых малочисленны. Предоставление каждому из них статуса субъекта привело бы ещё к большей дробности Федерации, итак насчитывающей 89 субъектов. Однако Российская Федерация гарантирует права коренных народов (ст. 69 Конституции) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статус коренных малочисленных народов закреплен в ряде федеральных законов. Так, Основы лесного законодательства устанавливают режим землепользования и ведения лесного хозяйства в местах проживания этих народов. Закон о недрах предусматривает отчисления на нужды их социально-экономического развития при пользовании недрами в районах их проживания. Определенные льготы введены законами о налогообложении, о приватизации государственных и муниципальных предприятий и т.д. Основы законодательства о

культуре гарантируют поддержку в отношении сохранения культурно-национальной стабильности малочисленных народов. В защиту прав и интересов народов Севера принят ряд актов Президента, Правительства России, законов субъектов Федерации. Особенно подробно эти вопросы регламентированы в Конституции Республики Саха (Якутия). В пункте 7 статьи 3 Устава Архангельской области, принятом 23 мая 1995 г., записано: «На территории области поддерживаются и поощряются традиции русского поморского Севера», что также свидетельствует о заботе, защите традиций, культуры народов России. Однако основной международный правовой акт в данной области — Конвенция МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, 1989 г. Российской Федерацией пока не ратифицирован.

Конституция Российской Федерации составляет ядро всей правовой системы России, она обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым как Федерацией, так и ее субъектами (конституции, уставы, законы и др.). Федеральные законы обладают приоритетом над правовыми актами субъектов Федерации. Это принципы федеративных отношений, соединение федерализма с правовым государством. Они закрепляют единство правопорядка на всей территории Российской Федерации при сохранении широких прав ее субъектов в пределах их компетенции. Сохраняют свою юридическую силу и такие акты, как Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, Федеративный договор от 31 марта 1992 года. После принятия в 1993 г. Конституции были заключены договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между Российской Федерацией и рядом республик, которые развивают некоторые положения федеральной Конституции. Однако эти договоры при всей своей важности носят по отношению к Конституции подчиненный характер и не могут толковаться как какое-либо изменение правового статуса Федерации и ее субъектов.

Установленные Конституцией России предметы ведения регулируются правовыми актами различного уровня. Так, по предметам ведения Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются только федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Федерации. При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Такая иерархия правовых источников способствует укреплению конституционно-правового статуса Федерации и установлению прочных правоотношений между Федерацией и её субъектами.

В соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции «система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом».

Часть 2 статьи 77 Конституции предусматривает создание единой системы исполнительной власти, состоящей из органов исполнительной власти Федерации и её субъектов. Но эта система образуется только в пределах ведения Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и её субъектов. Следовательно, в этих пределах правительства и министерства субъектов Российской Федерации находятся в отношениях подчинения с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами, в то время как по вопросам полномочий субъектов эти органы действуют независимо от федеральных органов.

Но такая система органов исполнительной власти не исчерпывает всей проблемы организации исполнительной власти в Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 78 Конституции «федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц». Следует подчеркнуть, что эти органы создаются только для осуществления полномочий федеральной власти, а, значит, они являются полностью независимыми от органов исполнительной власти субъектов Федерации. Такие органы на территории субъектов Федерации имеют, например, Министерство Обороны, МИД России, Госкомимущество России и др.

Конституцией (ч. 2, 3 ст. 78) предусматривается возможность взаимного делегирования полномочий со стороны, как федеральных органов исполнительной власти, так и субъектов Федерации. Так, федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Такое же соглашение возможно и в отношении передачи федеральным органам осуществления части своих полномочий со стороны органов исполнительной власти субъектов Федерации.

На территории Российской Федерации действует единая судебная система и прокуратура.

Согласно конституции РФ судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Судебная власть осуществляется как федеральными судами, судьи которых назначаются Президентом РФ, так и судами в субъектах Федерации. Однако все суды образуют единую систему во главе с Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ, являющимися высшими судебными органами каждый в своей области. Этим организация судебной власти в Российской Федерации отличается

от дуализма судебной системы в других Федерациях (например, в США), в которых на территории субъекта Федерации действуют как собственная система во главе со своим верховным судом, так и федеральные суды во главе с верховным судом Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации является общефедеральным органом в области конституционного производства, а аналогичные суды (конституционные и уставные), создаваемые в республиках, краях и областях составляют систему судов субъектов Федерации.

В соответствии с законом о статусе судей в Российской Федерации (ч. 3 ст. 6 в редакции от 21 июня 1995 г.) судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов подлежат назначению Президентом РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Федерации.

На принципе строгой централизации основана деятельность Прокуратуры РФ. Это единая для всей Федерации централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Федеральным законом РФ «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995 года. В соответствии с частью 1 статьи 40 этого закона лица, впервые назначаемые на должность прокурора (значит, и Генерального прокурора), принимают присягу, в которой они клянутся «дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры».

Статьей 79 Конституции РФ за Российской Федерацией закреплено право на участие в межгосударственных объединениях и передачи им части своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. Это право Россия реализует в полной мере.

Каждый субъект Федерации имеет свою территорию. Так, Конституция Республики Хакасия в статье 5 устанавливает: «Территория Республики Хакасия целостна и неприкосновенна». Часть 1 статьи 4 Устава Архангельской области определяет, что её территория не может быть изменена без согласия органов государственной власти области.

Каждый субъект Федерации имеет свою систему права. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов республики, края, области и другие субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов, подзаконных актов. Республики принимают свои конституции, причем процедура их принятия и изменения устанавливается самими республиками. Другие субъекты Федерации имеют уставы, которые принимаются законодательным (представительным) органом соответствующего

субъекта (ч. 2 ст. Конституции РФ). По своей юридической силе конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равнозначны, различаются только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям.

Система прав субъектов Федерации являются составной частью системы права Российской Федерации. Поэтому конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в субъектах Российской Федерации, должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. В целях обеспечения этого соответствия Указом президента от 25 января 1996 года была образована Комиссия при Президенте РФ по взаимодействию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Федерации. Здесь нужно также заметить, что нормативные правовые акты, принятые субъектами Федерации в пределах своего исключительного ведения, не могут противоречить федеральным законам.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. При этом должны быть соблюдены требования ст. 77 Конституции РФ о том, что система органов государственной власти субъектов должна соответствовать основам конституционного строя РФ (в том числе принципу разделения властей) и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые устанавливаются федеральным законом. Такой закон еще не принят, но системы органов государственной власти в субъектах Федерации создавались. Это привело к разнобою в наименованиях и функциях органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается в конституциях республик, уставах других субъектов Российской Федерации. Так, например, по конституции Республики Хакасия высшим представительным и единственным законодательным органом является Верховный Совет (ст. 72), исполнительную власть осуществляет Правительство, возглавляемое Председателем (ст. 88), который также является высшим должностным лицом республики (ст. 89), судебная власть осуществляется судами. Конституция Республики Дагестан устанавливает, что государственную власть в ней осуществляют Народное Собрание республики Дагестан, Государственный Совет, Правительство, суды (ст. 7).

В ряде республик — Башкортостан, Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия) — действуют двухпалатные парламенты. В республике Тыва наряду с традиционными органами власти Конституция предусматривает создание специфического органа — Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва как органа всенародного свободного

волеизъявления, который наделяется исключительным правом принимать изменения и дополнения в Конституцию (ст. 6). В республиках учреждены конституционные и мировые суды.

Следует отметить, что в мире наблюдается тенденция увеличения двухпалатных парламентов. С 70-х годов ХХ столетия их численность выросла с 45 до 76 (март 2004 г.). Объяснение этому процессу видится в следующем: наряду с представительством интересов нации более полно обеспечиваются интересы населения отдельных регионов, групп и слоев общества; оптимизируется законодательный процесс,

предусматривающий участие в нем обеих палат (система сдержек и противовесов); появляется реальная возможность более эффективного воздействия на процесс стабилизации государственности и политических отношений в обществе.

Оценивая организацию государственной власти республик, принято условно подразделять их на президентские — Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Северная Осетия — Алания, Татарстан, Чувашия; парламентские — Дагестан, Мордовия, Удмуртия; смешанные — Карелия, Коми.

Законодательную власть в краях, областях, городах федерального значения, автономных образованиях осуществляют думы, законодательные собрания, собрания депутатов (название этих органов устанавливаются в уставах). Они также отличаются друг от друга объемом полномочий, системой выборов, структурой (однопалатные и двухпалатные). Московская городская Дума, например, является как представительным органом городского самоуправления, так и представительным и законодательным органом государственной власти города Москвы (ст. 6 Устава г. Москвы).

Исполнительная власть в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах осуществляется губернатором, главой администрации, администрацией области и т.д. Московская городская администрация является исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти Москвы (ст. 6 Устава г. Москвы).

Судебная власть устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

В пределах ведения РФ и по предметам совместного ведения Федерации и её субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ) и могут по взаимному согласию делегировать друг другу выполнение части своих полномочий (ст.78).

Президенту РФ дается право (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, в случае их противоречия Конституции РФ и

федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).

Субъекты РФ имеют свою официальную символику — герб, флаг, гимн. Правовой статус и порядок их использования устанавливаются в конституциях, уставах и законах субъектов Федерации.

Тема 3. Въезд в Россию и выезд из России, пребывание и проживание иностранных граждан в РФ

1. Что является основным документом, удостоверяющим личность?

Основным документом является паспорт иностранного гражданина; иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданин.

2. Какой документ заполняют иностранцы в пункте пропуска через государственную границу РФ?
Миграционная карта.

3. В какой срок после приезда в Россию необходимо встать на учет по месту пребывания?

По истечении 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

4. Кто должен поставить иностранного гражданина на учет по месту пребывания в РФ?

Федеральная Миграционная Служба РФ.

5. В какой срок предоставляется государственная услуга по осуществлению миграционного учета в РФ?

В день обращения.

6. Чем определяется срок временного пребывания иностранного гражданина в России?

Cрок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток.

7. Кем и в какой форме подается заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации?

Заявление может быть подано лично в органы миграционной службы субъекта РФ, либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. В этом случае документы, указанные в подпунктах 2 и 5 пункта 2 настоящей статьи, иностранный гражданин представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при получении разрешения на временное проживание.

8. Каков срок действия разрешения на временное проживание в России?

Срок РВП от 1 до 3 лет.

9. Когда не выдается или аннулируется уже выданное разрешение на временное проживание?

В следствии нарушения законодательства Российской Федерации.

10. На какой срок выдается вид на жительство?

ВНЖ выдается сроком на 5 лет.

Темы 4 и 5. Права человека в РФ

1. Могут ли иностранцы свободно передвигаться по России на основании законно выданных и правильно оформленных в РФ документов?
Да, могут.

2. Кто не может быть лишен права на въезд в РФ?

Гражданин Российской Федерации.

3. Кого Россия не выдает иностранным государствам даже в случае совершения преступления?

Иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающие постоянно в РФ; граждан РФ или постоянно проживающего в РФ лиц без гражданства.

4. Имеют ли иностранные граждане в РФ право избирать и быть избранными в органы государственной власти?
Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

6. Могут ли иностранные граждане быть призваны на военную службу в Российской Федерации? Могут ли иностранные граждане поступить на военную службу по контракту в Российской Федерации?

Нет, не могут быть призваны. Да, могут.

7. Распространяется ли в России право на свободу и личную неприкосновенность на иностранных граждан?
Да.

8. Обладают ли мужчины и женщины в РФ равными правами в сфере труда и занятости?
Обладают равными правами в сфере труда и занятости.

9. Обладают ли мужчины и женщины в РФ равными правами в сфере здравоохранения?

Государства-участники принимают все соответствующие меры, чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин доступ к медицинскому обслуживанию.

10. На каком основании и в каком объеме оказывается медицинская помощь иностранным гражданам? От чего зависит объем и порядок медицинского обеспечения иностранных лиц?

Иностранным гражданам, имеющим разрешение на работу, медицинская помощь оказывается в том же объеме, что и российским гражданам. Если же иностранный гражданин въехал в РФ на короткое время, бесплатную помощь поможет получить только при наличии угрозы жизни – при травмах, различных кровотечениях. В остальных случаях за посещение врача нужно платить. Платные услуги оказываются практически в каждом медицинском учреждении.

11. Положено ли лицам, временно пребывающим в РФ, пособие за счет средств Фонда социального страхования?

Cтраховые взносы уплачиваются только с выплат работникам-иностранцам, которые постоянно либо временно проживают в Российской Федерации. При этом иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, не являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования.

12. Признается ли в РФ право частной собственности? В каком случае человек может быть лишен собственности в РФ?
Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

12. Могут ли в России иностранные граждане заниматься предпринимательской деятельностью?

Индивидуальной предпринимательской деятельностью может заниматься иностранный гражданин на основании статьи 23 части первой Гражданского кодекса РФ.

Тема 6. Трудовая деятельность иностранных граждан в РФ

1. Как называется документ, дающий право на временную работу в России?

Разрешение на работу, патент.

2. Кем и в каком порядке выдаются разрешения на работу иностранным гражданам?

Федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу; Заявление о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, с приложением необходимых документов предоставляются иностранным гражданином лично, либо через организацию, осуществляющую в установленном порядке трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя этого иностранного гражданина, в орган миграционной службы.

3. Кем выдается патент на работу иностранным гражданам, прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы?

Патент выдается территориальными органами ГУВМ МВД России.

4. В какой срок территориальный ГУВМ МВД России обязан выдать иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, патент или уведомление об отказе в его выдаче?

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче патента, обязан выдать данному иностранному гражданину патент или уведомление об отказе в его выдаче.

5. На какой срок выдается патент на трудовую деятельность иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы?

Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

6. Какой срок действия патента с учетом продлений является максимальным?

12 месяцев со дня выдачи патента.

7. На какой территории патент предоставляет право осуществлять трудовую деятельность?

Патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в котором выдан.

8. Может ли иностранный гражданин, который зарегистрирован в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, принимать на работу иностранных граждан?

Да, при наличии у иностранного гражданина разрешения на работу.

9. При заключении какого договора работник по общему правилу защищается трудовым правом России?

При заключении трудового договора.

10. В какой форме заключается трудовой договор?

рудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.

11. Может ли работодатель лишать иностранного работника паспорта?

Нет, не имеет права.

12. Каков максимальный общий размер удержаний из месячной заработной платы?

В соответствии со ст. 138 Трудового кодекса РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 процентов заработной платы. Данные ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов.

13. В каких случаях прекращаются трудовые отношения с иностранным работником?

Прекращение трудового договора с иностранцем производится по тем же основаниям, что и с российским работником (ст. 77 ТК РФ). Также, если срок действия разрешения на работу иностранного работника истечет или разрешение будет аннулировано и если нет оснований для продления разрешения., требуемых для продления.

Тема 7. Основы гражданского права РФ

1. Как называется валюта России?
Рубль.

2. Где следует обменивать валюту?

В банковских подразделениях.

3. Какой валютой можно оплатить покупки в магазине в России?

Рубли.

4. Как (в каком порядке) в РФ могут производиться расчеты, например, оплата за работу?

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата (ст. 139 ТК РФ). Особенности исчисления среднего заработка содержатся в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.12.07 № 922.

5. Что такое срок годности?

Это сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем.

6. Кто обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре?

Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

7. Как называется договор, по которому одна сторона обязуется предоставить другой стороне жилое помещение за плату для проживания в нем? В какой форме заключается договор найма жилого помещения?

Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме. Ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма такого жилого помещения, заключенного на срок не менее года, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

8. Как называется договор, по которому одна сторона обязуется выполнить по заданию другой стороны определенную работу и сдать ее результат, а другая сторона обязуется принять результат работы и оплатить его? Чем для работника отличается договор подряда от трудового договора?

Договор порядка. Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (то есть работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Тема 8. Основы семейного права РФ

1. Законами какого государства определяется форма и порядок заключения брака на территории России? Законами какого государства определяются условия заключения брака на территории России? По законам какого государства определяются личные имущественные и неимущественные права супругов? Каковы форма и порядок, условия заключения брака в России?

Форма и порядок заключения браков определяются на территории Российской Федерации законодательством Российской Федерации независимо от гражданства обоих супругов. В соответствии с законодательством Российской Федерации признаются и порождают правовые последствия браки, заключенные только в органах записи актов гражданского состояния. Если в России заключается брак двух иностранных граждан, к каждому из них должно применяться законодательство государства, гражданином которого лицо является. Если одно из лиц, вступающих в брак, имеет гражданство двух государств, к нему применяется законодательство одного из государств по его выбору. Если лицо имеет двойное гражданство, в том числе гражданство Российской Федерации, к нему применяются положения законодательства Российской Федерации.

2. В каком органе (где) происходит регистрация браков в Российской Федерации?

В любом органе ЗАГС на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак, производится регистрация заключения брака.

3. Может ли брачный договор, заключаемый по российскому законодательству, содержать обязанность не подавать на развод? Какие условия в нем могут быть оговорены? Какие не могут? Обязательно ли заключение брачного договора?
Нет, не может.
Заключаемый договор не может ограничивать право и дееспособность супругов. Другими словами, жена не может настоять, чтобы муж оставил работу и вел домашнее хозяйство, либо муж не вправе запретить в условиях контракта учиться, работать своей жене. Предметом брачного договора являются только имущественные отношения. Например, в договоре нельзя обязать одного из супругов не злоупотреблять спиртными напитками, либо сохранять верность друг другу. В некоторых случаях можно лишь отдельно предусмотреть моральную компенсацию при неподобающем поведении одного из супругов. В брачном договоре нельзя определить с кем останется ребенок в случае развода, так как предметом брачного договора выступают имущественные отношения.
Нет, не обязательно.

4. Каков объем прав и обязанностей супругов по российскому праву?
Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга. Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.

5. Кто из вступающих в брак определяет, какую фамилию будут носить муж и жена после вступления в брак?
В случае расторжения брака супруги сами вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.

7. По каким основаниям и в каком порядке расторгают брак в России?

Основанием является : а) взаимное согласие на расторжение брака супругов; б) отсутствие общих несовершеннолетних детей. Только совокупность указанных обстоятельств дает основание для государственной регистрации расторжения брака в органах загса.
Первой стадией является подача супругами совместного заявления о расторжении брака по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака. Вместе с заявлением супругам необходимо представить документы, свидетельствующие об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств.

8. Что является основанием для признания брака недействительным по праву РФ?

По закону, добровольность вступления в брак является логичным условием для его действительности, в противном случае легитимность такого брака может быть оспорена через суд. Также брак может быть признан недействительным, если на момент его заключения лица (лицо), вступающие в брак, не достигли брачного возраста (18 лет) и при отсутствии разрешения на брак, выдаваемого местной администрацией при наличии уважительных причин, если лицам, желающим вступить в брак уже исполнилось 16 лет.

Брак признается недействительным, если при его заключении имелись обстоятельства, препятствующие заключению брака. Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ, брак не могут заключать: лица, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом законном браке; близкие родственники, полнородные и неполнородные братья и сестры; усыновители и усыновленные; лица, из которых хотя бы одно лицо в судебном порядке признано недееспособным из-за психического расстройства.
Во вторую группу оснований для признания брака недействительным входит фиктивность брака. К этой группе оснований относятся браки, при заключении которых один из партнеров скрыл от другого наличие у него ВИЧ-инфекции или венерического заболевания.
Третья группа оснований для признания брака недействительным состоит из остальных оснований, предусмотренных семейным законодательством. Сюда входят случаи, когда брак был заключен в результате обмана, заблуждения или принуждения одного из партнеров. Кроме того, брак признается недействительным, если во время государственной регистрации заключения брака партнеры (один из партнеров) в силу своего состояния не понимали значения своих действий и не руководили ими.
Перечень лиц, которые имеют право обратиться с иском в суд, зависит от основания для признания брака недействительным. В частности, при заключении брака без добровольного согласия одного из супругов иск может подать этот супруг или прокурор.

Тема 9. Обязанности и ответственность иностранных граждан в РФ

1. Что относится к конституционным обязанностям иностранных граждан?
Иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

2. Должен ли иностранный гражданин служить в армии России?

Нет

3. Должен ли иностранный гражданин платить налоги в России?

Обязан оплачивать НДФЛ в случае трудовой деятельности.

4. Может ли по общему правилу иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, привлекаться к ответственности в соответствии с законодательством РФ?

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Какой кодекс регулирует вопросы ответственности за административные правонарушения, в том числе, в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории России?

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

6. Могут ли решения о привлечении к административной ответственности быть обжалованы?

Могут, если данное решение не было принято Верховным судом.

7. Как называется административное наказание в форме денежного взыскания? Может ли оно быть обжаловано?

Штраф, может быть обжалован

8. Возможно ли за одно деяние нести и административную, и уголовную ответственность?

Невозможно

9. В какой срок иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в России сокращен?

В течении трех дней.

10. За чей счет по общему правилу осуществляется административное выдворение иностранного гражданина из Российской Федерации?

Административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, — за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица

11. Где в России разрешено курить?

Курение разрешается в специально выделенных для этого местах

12. Разрешено ли в России производство и распространение наркотиков?

Запрещено согласно статье 6.8. (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ

Тема 10. Взаимоотношения иностранных граждан с Федеральной миграционной службой РФ

1. Как расшифровывается ГУВМ МВД России?

Федеральная Миграционная Служба России

2. Какие полномочия имеет ГУВМ МВД России?

Управление Федеральной миграционной службы— орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции на территории города.

3. С каким органами ГУВМ МВД России чаще всего взаимодействует иностранный гражданин на территории РФ?

С органами ГУВМ МВД по месту временного пребывания.

4. Где можно узнать часы работы территориальных органов ГУВМ МВД России? Для чего может быть полезен иностранному гражданину автоответчик ГУВМ МВД России?

На сайте ГУВМ МВД России либо по телефону горячей линии. Автоответчик может быть полезен в получении ответа на часто задаваемые вопросы.

5. Как можно обратиться в ГУВМ МВД России за разъяснениями? В какое время иностранный гражданин может лично обратиться в территориальный орган ГУВМ МВД России (например, чтобы получить информацию о предоставлении государственной услуги)?
Обратиться иностранный гражданин может в отделение ГУВМ МВД по месту регистрации по предварительной записи либо в порядке живой очереди; График приема граждан устанавливается в соответствии со служебным распорядком и правилами внутреннего трудового распорядка территориального органа ГУВМ МВД России.

6. Может ли быть отказано в приеме обращения в ГУВМ МВД России?

Нет.

7. В какой срок должно быть рассмотрено обращение лица, поступившее непосредственно в ГУВМ МВД России?

Не более 30 дней с момента регистрации обращения в ГУВМ МВД России.

8. Куда можно обратиться, чтобы обжаловать действия (бездействие) и решения должностных лиц или органов ГУВМ МВД России?

В вышестоящие органы и суд.

9. В течение, какого времени может быть рассмотрено обращение лица, обжалующее действия (бездействие) и решения должностных лиц или органов ГУВМ МВД России?

Вышестоящими органами в течении 30 суток; судом в течение 10 суток.

Тема 11. Взаимоотношения иностранных граждан с другими органами государственной власти РФ

1. Как расшифровывается МВД России?

Министерства внутренних дел России.

2. В чем заключается назначение полиции? Какие полномочия имеет полиция России?

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

3. Может ли иностранный гражданин стать сотрудником полиции Российской Федерации?

Не может.

4. Что относится к основным правам и обязанностям полиции? (задерживать человека, получать доступ в помещения, проверять паспорт, разыскивать пропавших)

Все вышеперечисленное.

5. Кто принимает и регистрирует заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях? Может ли сотрудник полиции отказать иностранному гражданину в регистрации заявления о совершении преступления?

Органы полиции и прокуратуры. Не может отказать.

6. Каков порядок обращения сотрудника полиции к гражданину? Обязан ли при обращении к гражданину сотрудник полиции предъявлять служебное удостоверение? Обязан ли сотрудник полиции при обращении к гражданину сообщать причину и цель обращения?

ФИО, должность, подразделение где сотрудник работает. Только по требованию. Обязан.

7. Какие документы имеет право проверять у мигранта сотрудник полиции?

Документ подтверждающий личность, документы подтверждающие законное пребывание на территории РФ.

8. Как расшифровывается ИНН?

Индивидуальный Налоговый Номер.

Тема 12. Взаимодействие иностранных граждан с консульскими учреждениями государства своего гражданства

1. Что такое консульское учреждение? В чем заключаются его функции?

Консульство — орган внешних отношений государства, учрежденный на территории другого государства для выполнения определённых функций. Функции заключаются в содействии укреплению дружественных отношений между представляемым государством и государством пребывания; в содействии развитию экономических, торговых, культурных, научных связей и туризма между представляемым государством и государством пребывания; в защите прав и интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц; в оказании помощи и содействия гражданам и юридическим лицам представляемого государства.

2. Право какого государства регламентирует порядок оказания консульской помощи?

Право Государства на территории которого располагается консульство.

3. Можно ли обжаловать в российском суде действия или решения консульства страны Вашего гражданства?

Да, можно.

4. Куда следует обратиться в случае утраты документа, удостоверяющего личность, на территории России для его замены?

В ГУВМ МВД.

5. Куда следует обратиться для регистрации брака со своим соотечественником/соотечественницей?

В любое отделение ЗАГС на территории РФ.

6. Кого обязана уведомить полиция, если арестован, заключен в тюрьму или взят под стражу иностранный гражданин или подданный иностранного государства?

Не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого, который является гражданином или подданным другого государства, уведомляют посольство или консульство этого государства.

7. Может ли консул вашей страны представлять Ваши интересы в судебных или административных органах Российской Федерации?

Да, может.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *