Каменный мост в калуге

Березуйский овраг и соединяющий его берега Каменный мост — калужская достопримечательность, два памятника, природный и исторический. Пока что вид сверху, полученный с помощью квадрокоптера, ничем не примечателен. Попробуем представить себе это место таким, каким видят его оптимисты-архитекторы.

Появлением оврага калужане обязаны леднику. Его таяние обусловило размытие мягких известковых пород до коренных, которые теперь стали дном ручья Березуйка.

Ныне Березуйский овраг занимает площадь порядка 15 гектаров и вытянут в длину метров на 800. А лет двести назад он был в три раза длиннее и начинался примерно там, где нынешняя улица Труда. Улицы Кирова, Дзержинского и Достоевского в 19-м веке были построены на месте плотин через Березуйский овраг — для соединения двух частей Калуги, которая стояла на берегах оврага.

От тех времен дошел до нас в более-менее первозданном виде Каменный мост, самая главная артерия, соединявшая две части города. В наших архивах сохранились свидетельства того, что мост ценили и гордились им перед гостями — ежегодно правили его и чинили. Видимо, такая забота помогла сохранить калужский виадук для потомков. Сейчас благодаря последнему ремонту Каменный мост смотрится в высоты птичьего полета наиболее эффектно.

Кстати, овраг, как предполагается, служил естественной защитой когда-то существовавшего в Калуге деревянного Кремля. Как говорят, его можно было увидеть с дороги, которая шла вдоль оврага. Ныне вместо нее — Золотая аллея.

Сейчас Березуйский овраг больше похож на помойку с текущей по его дну канавой, называемой ручьем. Увы, воды его давно перестали быть чистыми, как и родника «Здоровец», впадающего в ручей. Горожане порядком подпортили экологию оврага, незаконно вывели туда канализационные коллекторы. Правда, в последние годы со стороны городских властей была предпринята попытка выявить виновников врезок и заставить убрать их.

Это далеко не единственная проблема оврага. Он расползается в стороны, грозя захватить с собой прилегающие к нему дороги. К примеру, улица Марата потихоньку съезжает вниз. Немного спасает то, что края оврага бетонируют, но процесс разрушения все равно идет.

Именно по этой причине сто лет назад придумали закреплять края оврага, сажая по склонам деревья. Сейчас те зеленые насаждения постарели, но все еще корнями держат сползающую почву. Наши краеведы периодически бьют тревогу по поводу этого природного объекта, и главным образом из-за планов муниципалитета выкорчевать старые деревья.

Несколько лет назад, когда капитально реставрировался Каменный мост, в городе всерьез заговорили о благоустройстве Березуйского оврага. Однако мероприятия оказались разовыми и вскоре были вовсе приостановлены.

И вот когда вместо старого вещевого рынка в Калуге появился парк, вновь пошли разговоры о том, чтобы привести в порядок наш овраг. Не ограничиваться весенними субботниками по вывозу тонн мусора, а создать нечто вроде аллеи или ландшафтного парка, который соединит две калужские рекреации — на Марата и Центральный парк — воедино. Были идеи сделать прогулочные и велодорожки, группы арт-объектов, посадить декоративные деревья и кустарники. Так называемые зеленые зоны или залы, по задумке, должны идти в обе стороны от Каменного моста. Правда, некоторым внимательным зрителям, увидевшим этот проект, показалось, что слишком уж мало в ландшафтном парке деревьев, а плитки, наоборот, много.

Год назад на дне голосования калужане активно поддержали идею благоустройства этой городской территории. Но от идеи до ее воплощения срок оказался долгим. Недавно, озвучивая план строительных работ в городе, городской голова как-то упустил Березуйский овраг. То есть, как мы поняли, сейчас он уже не считается приоритетным объектом, уступив место Набережной водохранилища и дорогам. Неужели об овраге в очередной раз забыли?

Однако в сети нашлось объявление по поводу проведения тендера на выполнение работ по объекту «Благоустройство территории Березуйского оврага» на общую сумму 7 млн рублей.

По информации, полученной нами из городской управы, на заседании рабочей группы по развитию этой территории было принято решение о проведении инженерных изысканий и работ по подготовке дендроплана оврага. По итогам этих работ будут сформированы концепция и техническое задание на разработку проекта.

Похоже, Калуга все-таки увидит ландшафтный парк в Березуйском — в том или ином виде. Очень бы хотелось дожить до того времени, когда он перестанет быть сточной канавой в глазах горожан и по нему можно будет гулять и нюхать ромашки, как делали это наши бабушки и дедушки.

Фото Александра ЗАЙЦЕВА.

Городские легенды Калуги: Сказки старого Березуя

В 2004 году вышла книга о самом знаменитом калужском овраге, составленная краеведом Валентиной Николаевной Фридгельм. Что же на этой территории кроме Каменного моста может привлекать историков?

Березуйский овраг — территория площадью 15 га с охранной зоной площадью 3,5 га, длиной 800 метров, шириной до 300 метров и глубиной 20 метров.

Согласно постановлению горисполкома г.Калуги (№112 от 01.04.1991г.) «О принятии на государственную охрану памятников природы», Березуйский овраг внесен в список ценных природных территорий, предполагаемых к объявлению их особо охраняемыми.

Дубу 300 лет

Овраг начал образовываться в послеледниковый период. Талые воды размывали поверхность почвы до коренных пород. Крутые берега оврага сложены из известняка. Начинался он от современной улицы Труда и был длиной около двух километров. Березуй, протекающий по его дну, собирает воду, стекающую по склонам и пополняется из источника Березуй.

В XIX веке склоны оврага были покрыты травой. Сажать деревья по склонам начали уже в ХХ веке. Но сохранились и более старые деревья естественного происхождения. Например, дуб высотой около 25 метров, возраст которого более 300 лет.

А на Золотой аллее можно увидеть 150 –летние липы. Зеленые насаждения в исторической части города очищают воздух от загрязнений на одной из самых оживленных улиц Калуги.

Связующее звено

Березуйский овраг отделял когда-то Калужский кремль от Завершья, а позднее разделял город на две части. Для их соединения и был построен Каменный мост по образцу римских виадуков. Из записок академика Василия Зуева, посланного Екатериной II, мы узнаем, что мост уже стоял в 1781 году. Обратил внимание императорский историк на целебный источник на дне Березуйского оврага и сообщил, что тот носит «почетное имя Здоровец».

В 1804 году местный учитель Зельницкий опубликовал в журнале «Урания» описание Калуги. Особое внимание в нем он уделил Каменному мосту, который «по своей огромности и красоте полагается в числе знатных публичных зданий». Мостом гордились перед гостями и оберегали. Это подтверждает ведомость калужской городской полиции за 1837 год, хранящаяся в Государственном архиве. В ней засвидетельствовано, что мост ежегодно исправляли и чинили, выделяя на это из городской казны немалые деньги.

Ремонтом Каменного моста, простоявшего сотню лет, власти занимались в конце XIX и начале XX веков. Наблюдение за общественными зданиями и мостами входили в функции калужской полиции. В 1898 году на мосту была произведена смена настила, а в 1910-м речь шла о его капитальном ремонте. Железобетонные перекрытия были выполнены московской строительной фирмой «Кутюрье, Беленкур и Гарденин».

В 1927 году советской властью был утвержден список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения. В этом документе было установлено, что они подлежат приведению в благоустроенное состояние. Среди множества других значился Каменный мост. Последний раз балки моста укреплялись в 1975 году. Скоро можно будет отметить тридцатилетний юбилей этого события. Хорошо бы новым ремонтом.

Улица Кирова стоит на плотине

Каменный мост был не единственной переправой через Березуйский овраг. Начало ручья Березуя находилось на уровне улицы Суворова. В 30-е годы XIX века овраг начали засыпать и строить через него плотины, чтобы соединить части города. Сейчас на месте этих плотин проходят улицы Кирова, Дзержинского, Достоевского.

В работах инженера-поручика Александра Дмитриевича Кавелина перечислено несколько переправ через Березуйский овраг. Кроме плотин и Каменного моста там были устроены деревянные мостки.

Один из них, так называемый «Чертов мостик», проходил между Покровской церковью и банями. Его не стало во время оккупации 1941 года.

Второй деревянный был расположен у источника Здоровец.

Часовня здесь просуществовала до 60-х годов ХХ века.

Тогда источник залили бетоном, а с часовни сняли крест. Но целебная вода пробила путь на поверхность. И сейчас опять по дну оврага пролегли тропинки, по которым ходят за ключевой водой.

А 28 августа 1999 года здесь была установлена плита с надписью: «Святой источник. Здесь была часовня «Колодец Здоровец», поставленная в честь Святителя Николая».

Ирина КУЛАГИНА по материалам книги В.Н. Фридгельм «Калужский Березуй».
Фото Валерия КОЗЬЯНИНА, Сергея Константинова и с сайта kalugafoto.narod.ru

Каменный мост в Калуге

Главная достопримечательность Калуги – Каменный мост. В России мост из камня такого размера только один. Каменный мост — памятник федерального значения. Его назначение – виадук. Строение переброшено с одной части Березуйского оврага к другой. Так соединили части города.

Мастер, построивший каменный мост в Калуге, знал земляка, который прожил в Риме несколько лет. Он дал ему чертежи. Поэтому он напоминает акведуки Древнего Рима.

Конструкция построена не для красоты. Хотя и она имеет место. В 1700 года город был разделён на две части Березуйским оврагом. Овраг взял название от реки, протекавшей по нему. Главный архитектор Пётр Никитин попросил калужского наместника Михаила Кречетникова о постройке моста через овраг. Пётр Никитич получил от императрицы Екатерины согласие на дорогое строение.

Мост построили в 1777 году. На возведение было потрачено 1,5 миллиона кирпича. Сверху уложен деревянный настил. По виадуку ходил гужевой транспорт и люди.

Настил пришёл в негодность. В 1910 году его сделали железобетонным. Виадук не был рассчитан на большие нагрузки. Но его оставили в работе. Со временем нагрузка увеличилась: ездили автомобили и их количество только множилось. В 1975 году остро встал вопрос о ремонте и его признали ветхим. 10 апреля 2009 года виадук частично обрушился. Экспертиза обнаружила износ фундамента.

Сейчас Каменный мост исправен. Как в старые времена, первой по нему проехала упряжка лошадей.

В Калуге есть традиция: жених должен пронести невесту через мост на руках.

Адрес: г. Калуга, ул. Баженова – ул. Пушкина.

Рядом расположены достопримечательности:

  • Присутственные места;
  • Гостиные ряды;
  • Калужский объединённый музей — заповедник;
  • Калужский областной художественный музей;
  • Палаты купцов Коробовых;
  • Свято-Троицкий кафедральный собор;
  • Городской парк культуры и отдыха;
  • Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на рву;
  • Свято – Георгиевский собор;
  • Шарик — мемориал к 600 летию Калуги.

Как проехать:

Отзывы Каменный мост в Калуге (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Каменный мост через Березуйский овраг, Калуга

Каменный мост в Калуге, пожалуй, главная достопримечательность Калуги. Почему? Потому что, как говорят доверчивым туристам, это единственный в России акведук такого размера. И все верят. Но остановитесь и подумайте: слово «акведук» имеет корень «аква», а значит, по нему должна течь вода. По Каменному мосту ничего, кроме транспорта, не течет. Даже речка Березуйка (или Березуевка, здесь названия стандартно расходятся), которая текла в овраге, давно пересохла.

Построенный в 1777 году Каменный мост приспособили под гужевой транспорт, и по нему пустили упряжки. На строительство ушло 1,5 миллиона тонн кирпича.

А между тем подобный мост есть только на Кругобайкальской железной дороге, которая известна сложностью конструкций. По своему назначению Каменный мост относится к виадукам — то есть он перекинут с одной части оврага на другую, таким образом соединяя части города.

Приглядитесь к конструкции моста, и вы поймете, что он вам что-то напоминает. Это акведуки Клавдия и Александра Севера в Риме. Все правильно: говорят, что мастер, строивший калужский мост, общался с прожившим в Риме несколько лет соотечественником и мог раздобыть чертежи.

Необходимость построить такую сложную, но, безусловно, красивую конструкцию через речку объяснялась еще и тем фактом, что овраг разрезал город надвое. Построенный в 1777 году Каменный мост приспособили под гужевой транспорт, и по нему пустили упряжки. На строительство ушло 1,5 миллиона тонн кирпича.

Шли годы, и постепенно деревянный настил пришел в негодность. Его заменили в 1910 году армированным железобетонным. Даже несмотря на то, что он был рассчитан на другие нагрузки, мост продолжал служить городу. А нагрузки увеличивались: постепенно на улицах Калуги замелькали автомобили, и их дороги тоже шли по мосту. В 1975 году Каменный мост признали ветхим, нужна была реставрация. Но деньги появились позже, когда 10 апреля 2009 года мост частично обрушился. При осмотре выяснилось, что фундамент очень сильно изношен. В настоящее время Каменный мост отреставрировали, а первой на полотно ступила упряжка лошадей.

Говорят, что в Калуге новоиспеченному мужу нужно пронести по мосту на руках невесту. И что у города уже есть идеи на тему Каменного моста: вернуть ручей в овраг, сделать площадки и вырубить сухостой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *