Отрасли в машиностроении

Центры
машиностроения
России

Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности России. Оно имеет многоотраслевой динамичный характер, отражая в своей структуре изменения потребностей хозяйства страны. Машиностроению присуща глубокая специализация и широкое кооперирование производства.

Машиностроительный комплекс включают машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому сырью. Металлообработка включает пр-во металлических конструкций и изделии, а также ремонт машин и оборудования. Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой индустрии страны, в значительной степени оказывает влияние на НТП, на рост производительности труда. На долю машиностроения приходится около 1/5 объема выпускаемой продукции промышленности страны.

В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.
К комплексным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая пром-ть; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная пром-ть; тракторное и с/х-ное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой пром-ти. В течение длительного периода темпы развития машиностроения опережали развитие пром-ти в целом. Высокие темпы были характерны для отраслей, определяющих НТП, и в первую очередь станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной пром-ти, пр-ва средств вычислительной техники, авиакосмического пр-ва.

Основными центрами машиностроения являются:
• Москва;
• Санкт-Петербург;
• Екатеринбург;
• Ростов-на-Дону;
• Брянск;
• Калининград;
• Нижний Новгород;
• Комсомольск-на Амуре.

Так в Москва является машиностроительным центром по двум условиям – это наличие большого спроса и расположение в городе крупных научных центров. Именно поэтому в Москве функционируют предприятия по производству автомобилей, станков и предприятия точечного машиностроения.

Санкт-Петербург, в силу своего местоположения, развивает промышленные отрасли, связанные с тяжелым машиностроением, энергетическим машиностроением (крупнейшее в стране место по производству турбин для гидроэлектростанций, кораблестроением.
В силу того, что Санкт-Петербург является крупным научным центром, не только по российским меркам, но и по международным, то именно в этом городе развиты точное машиностроение, оборонные предприятия, космическое машиностроение. Космическое машиностроение ориентируется и на расположенный в городе Мирном космодром.

Фото: Staffan Vilcans

Екатеринбург — это известный центр тяжелой промышленности и производства станков. Связано это с наличием трудовых высококвалифицированных ресурсов и наличием соответствующих природных ресурсов.
Сельскохозяйственное машиностроение развивается, в основном, в южных регионах. Соответственно, центрами машиностроения (комбайнов, тракторов) в этой отрасли являются такие города, как Ростов-на-Дону, Краснодар, Астрахань.

На Дальнем Востоке центры машиностроения расположены, исходя из наличия природных ресурсов. Так лесозаготовительные предприятия расположены в Хабаровске, энергетическое машиностроение развито в Комсомольске-на-Амуре, а судостроение – в Благовещенске. Развито на Дальнем Востоке и отрасль, связанная с ракетостроением.

В Приволжье широкое распространение получили предприятия, связанные с автомобилестроением. Это связано не только с большим спросом на итоговую продукцию, но и с высокоразвитой транспортной сетью в этом районе.
Можно заметить, что центры машиностроения расположены не совсем равномерно по территории государство, однако находятся во всех федеральных округах.
Центрами тяжелого машиностроения являются города Санкт-Петербург, Электросталь, Воронеж, Курск, Екатеринбург, Новокузнецк, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Абакан, Красноярск, Иркутск, Черемхово, Дарасун, Комсомольск-на-Амуре. Центрами энергетического машиностроения являются Санкт-Петербург, Москва, Подольск, Белгород, Волгодонск, Таганрог, Екатеринбург, Бийск, Хабаровск

Производство металлургического оборудования осуществляется вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции — в Екатеринбурге, Орске, Красноярске, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре.
Производство оборудования для угольной промышленности осуществляется в Новокузнецке, Прокопьевске, Кемерово, Красноярске.

Предприятия энергетического машиностроения выпускают паровые котлы, мощные паровые турбины и генераторы, гидротурбины, дизели, электродвигатели. Эти предприятия расположены в Санкт-Петербурге (крупнейший в стране центр по производству турбин для ГЭС), Таганроге, Подольске, Белгороде (производство паровых котлов), Екатеринбурге (как и Санкт-Петербург, специализируется на выпуске газовых турбин), Бийске, Барнауле, Новосибирске. В Волгодонске находится завод, выпускающий оборудование для АЭС. В Санкт-Петербурге выпускают атомные реакторы.
Транспортное машиностроение: производство тепловозов и электровозов осуществляется в Коломне, Калуге, Брянске, Людиново, Муроме, Новочеркасске; вагоны выпускают в Брянске, Мытищах, Нижнем Тагиле, Твери, Абакане, Новоалтайске, Санкт-Петербурге, Вышнем Волочке, Усть-Катаве, Калининграде.

Морское судостроение развито в Санкт-Петербурге, Мурманске, Астрахани, Владивостоке, Северодвинске, Комсомольске-на-Амуре, Калининграде. Предприятия речного судостроения: в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Волгограде – на реке Волге, в Сыктывкаре, Великом Устюге, в Тюмени – на реке Обь, Благовещенске – на реке Амур. Россия остается мировым лидером в строительстве судов смешанного плавания «река—море», судов с динамическими принципами поддержания скорости. Россия может производить высококачественные атомные ледоколы и атомные подводные лодки, суда на воздушной подушке, корабли-экранопланы, промысловые суда, плавучие буровые платформы и ряд других товарных продуктов судостроения.
Грузовые автомобили производят в Нижнем Новгороде, Москве, Ульяновске, Миассе, Новоуральске. Крупнейшим и самым современным предприятием является «КамАЗ» в Набережных Челнах -мощность — 150 тыс. грузовых автомобилей в год. Легковые автомобили выпускают в Ижевске, Нижнем Новгороде, Тольятти, Москве, Серпухове, Набережных Челнах, Елабуге, Ульяновске; крупнейшим предприятием является «ВАЗ» в Тольятти — мощность — 600 тыс. автомобилей в год. В 1990-е гг. возникли совместные производства; на российских предприятиях осуществляют сборку автомобилей зарубежных фирм: Ижевск, Тольятти, Елабуга, Ростов-на-Дону, Калининград и др. Автобусы делают в Ликино-Дулево, Павлово, Кургане, Голицыно. Основные моторные заводы расположены в Ярославле, Заволжье. Завод по производству троллейбусов расположен в г. Энгельс. Главный автомобильный цех РФ и СНГ—Поволжский экономический район России. Факторы определившие размещение предприятий автомобилестроения в Поволжском районе: а) густая транспортная сеть (водный, железнодорожный, автомобильный транспорт); б) значительная плотность населения и наличие большого числа квалифицированных кадров; в) соседство с крупными научными центрами — флагманами научно-технического прогресса в автомобилестроении; г) развитая химическая промышленность.
Главные тракторостроительные предприятия расположены в Волгограде, Челябинске, Владимире, Липецке, Рубцовске, Петрозаводске, Чебоксарах, Санкт-Петербурге, выпуск тракторов специальных типов и модификаций расположена в Чебоксарах, Петрозаводск и др.
Заводы по производству комбайнов и других сельскохозяйственных машин были построены в Люберцах, Рязани, Бежецке, Туле, Ростове-на-Дону, Таганроге, Красноярске, Биробиджане.
Авиа- и ракетостроение является в России ведущим машиностроительным производством (в большинстве развитых стран — автомобилестроение), составляет ядро военно-промышленного комплекса страны. Предприятия авиаракетного машиностроения имеются практически во всех крупных городах России: Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Нижний Новгород, Киров, Воронеж, Таганрог, Ростов-на-Дону, Уфа, Пермь, Воткинск, Иркутск, Улан-Удэ, Комсомольск-на-Амуре, Арсеньев. Основные предприятия ракетно-космической промышленности находятся в Москве, Королеве, Самаре, Омске, Красноярске. Аэрокосмическая промышленность России сохраняет свою высокую конкурентоспособность.
Производство станков приурочено к районам развитого машиностроения, хорошо обеспеченным квалифицированными трудовыми ресурсами. Это Москва и Подмосковье- Егорьевск, Дмитров, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, промышленные центры Урала. Но главными в производстве станков остаются три экономических района: Уральский, Центральный, Поволжский.

Завод ВАЗ, Тольятти

Факторы размещения машиностроения. География машиностроения

География 9 класс

Факторы размещения машиностроения. География машиностроения

Цели: Познакомить с географии и факторами размещения машиностроительной отрасли. Дать определение понятиям «специализация» и «кооперирование».

Оборудование: Карта «Машиностроение».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Устно:

1) Рассказать о значении и составе машиностроительного комплекса.

2) Назовите проблемы машиностроительного комплекса и пути их решения.

Письменный вопрос у доски:

3) Составьте схему межотраслевых связей машиностроительного комплекса.

III. Изучение нового материала

— Какие факторы следует учитывать при размещении машиностроительных заводов? Где нужно построить машиностроительный завод, чтобы он работал ритмично, продукция была конкурентоспособна, а предприятие не было убыточным?

При размещении машиностроения учитываются несколько факторов:

1. Наукоемкость

— Новейшие отрасли (электроника, авиакосмическая, атомная промышленность) опираются на научную базу — НИИ, КБ, опытные заводы, так как являются наукоемкими.

Вопрос: Определите географию наукоемких производств.

Ответ: География наукоемких производств совпадает с крупнейшими городами (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург) и наукоградами — в Подмосковье: Зеленоград, Жуковский, Обнинск, Королев.

2. Трудоемкость

— Машиностроение делится на трудоемкое и металлургическое трудоемкое (точное), выпускающее продукцию, для изготовления которой требуются затраты квалифицированного труда (приборостроение, электротехническое, машиностроение, авиастроение и др.).

Вопрос: Определите географию трудоемких производств.

Ответ: Трудоемкие производства размещают в крупных городах, где имеются учебные заведения, готовящие квалифицированные кадры. Центрами трудоемкого машиностроения являются Москва, Казань, Самара и другие крупные города в европейской части России, имеющей высокую концентрацию населения.

Металлоемкое (тяжелое) машиностроение (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное) требует много металла. Поэтому предприятия размещают в районах металлургических баз — на Урале (Екатеринбург, Челябинск).

Работа с картой: По карте атласа найдите 5 центров тяжелого машиностроения.

Практическая работа

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

а) По карте «Машиностроение» атласа определите основные районы металлоемкого и трудоемкого машиностроения.

б) Назовите центры этих отраслей машиностроения.

в) Сопоставьте карту «Машиностроение» с картами атласа «Плотность населения» и «Металлургия». Сделайте выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

3. Специализация и кооперирование

— Одними из форм организации производства являются специализация и кооперирование.

Запись в тетрадь

Специализация — это выпуск предприятием однородной продукции. Это необходимое условие повышения эффективности работы промышленности.

Обратная сторона этого процесса — кооперирование, т. к. специализация подразумевает тесные связи между предприятиями-смежниками — кооперационные связи.

Запись в тетрадь

Кооперирование — это производственные связи между специализированными предприятиями, изготавливающими совместно определенную продукцию.

4. Транспортный фактор

— Некоторые предприятия машиностроения размещают рядом с потребителем, так как их продукцию сложно транспортировать, поэтому транспортный фактор имеет большое значение. Например, морское судостроение размещается в портах, а зерноуборочные комбайны в степном пшеничном районе — Ростов-на-Дону.

IV. Закрепление

— Какие отрасли машиностроения производят трудоемкую продукцию? (Приборостроение, электротехническая, авиастроение, станкостроение.)

— Назовите продукцию точного (трудоемкого) машиностроения. (Часы, телевизоры, самолеты, станки.)

— Какие отрасли относятся к металлоемкому машиностроению? (Горно-шахтное оборудование, металлургическое, энергетическое.)

— Какие факторы влияют на размещение предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения? (Наличие высокой концентрации населения, квалифицированных кадров — условие размещения трудоемкого машиностроения. Наличие металла -условие для размещения металлоемкого машиностроения.)

§ 25. Машиностроение

Вспоминаем

!

● Как бы вы назвали отрасль промышленности, которая производит машины? ● Какие полезные ископаемые и какое сырье необходимо для производства машин? ● Какие машины используют для перевозки пассажиров, грузов, в промышленности и в сельском хозяйстве?

Ключевые слова

Машиностроение; станкостроение; судостроение; автомобилестроение.

1. Понятие о машиностроении. Машиностроение — это самая сложная отрасль промышленности, которая занимается производством машин, станков, оборудования, приборов. (рис. 151). Она возникла примерно 200 лет назад в Англии и в настоящее время включает около 70 подотраслей. Машиностроение занимает первое место по производству продукции среди всех отраслей мировой промышленности.

Производство любой машины состоит из трех стадий: заготовки деталей (литье, штамповка), их обработки на станках и сборки.

Каждая машина состоит из большого количества различных частей (деталей). В самолете, например, их более 120 тыс., а в электровозе — более 210 тыс. Многие из них машиностроительный завод не производит, а получает с других заводов. Этим объясняются тесные связи машиностроительных заводов между собой, а также с другими отраслями промышленности: химической, строительной, деревообрабатывающей.

2. Основные отрасли и продукция машиностроения. Основным сырьем для машиностроения служит металл. Почти все машины и оборудование изготавливаются из стали или сплавов стали с цветными металлами. Поэтому машиностроение тесно связано с черной и цветной металлургией.

Каждая отрасль машиностроения выпускает определенный вид машин. В зависимости от выпускаемой продукции оно делится на станкостроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, электронику, приборостроение и многие другие отрасли (рис. 152).

Станкостроение — отрасль машиностроения, выпускающая металлорежущие и деревообрабатывающие станки. Новейшее станкостроение ориентировано на выпуск робототехники. Первое место в мире по производству, использованию роботов и их продаже на мировом рынке занимает Япония.

Во многих странах мира (Японии, США, Германии) промышленные роботы широко используются в горячих цехах металлургических заводов, выполняют сварочные, покрасочные, погрузочно-разгрузочные работы. Для безопасности человека с помощью роботов перемещают радиоактивные вещества.

Страны с развитым станкостроением — Германия, США, Япония. Они выпускают особо сложные дорогостоящие станки. Специализация на производстве более простого, но массового станочного оборудования характерна для Китая, Индии.

Судостроение — старейшая отрасль транспортного машиностроения (рис. 153). Особенно велика роль морского транспорта в мировых грузоперевозках. С этой целью создаются специализированные грузовые суда (танкеры) для перевозки нефти и нефтепродуктов, суда-сухогрузы, суда-рефрижераторы. Большое значение имеют туристические (круизные) пассажирские лайнеры, а также научно-исследовательские суда, морские буровые платформы, военные суда и др.

До второй мировой войны судостроение было развито в странах Западной Европы, особенно Великобритании. В 1970 г. на первое место вышла Япония. На современном этапе в мировом судостроении происходят изменения. Так, Республика Корея заняла второе место по производству судов, обогнав Германию. Активно развивается судостроение в Бразилии, Сингапуре, Китае. Судостроение США, некогда крупнейшее в мире, в настоящее время специализируется на строительстве военных судов.

Особую роль в транспортном машиностроении играет автомобилестроение. В мире насчитывается более 30 стран, в которых развито автомобилестроение. Ежегодно производится легковых, грузовых автомобилей и автобусов свыше 60 млн, в том числе более 35 млн легковых (рис. 154). По объемам их производства выделяются США (рис. 155) и Япония.

В настоящее время в развитии автомобилестроения лидируют три региона: Западная Европа (Германия, Франция, Испания), Азия (Япония и Республика Корея), Северная Америка (США и Канада). Кроме того, автомобильная промышленность развивается в Южной Америке (Бразилия и Аргентина), Австралии, Китае и России.

Из других отраслей транспортного машиностроения развита авиационная (рис. 156) и ракетно-космическая промышленность, которые тесно связаны с развитием военной промышленности (боевые самолеты, вертолеты, ракеты, военные суда), а также производство атомно-энергетической техники.

Самой быстрорастущей отраслью современного машиностроения является электротехническая и электронная промышленность. Это и самая наукоемкая и динамичная отрасль. На долю США приходится 3/4 выпускаемой ракетно-космической и 2/3 электронно-вычислительной (особенно военной) техники.

В целом в мире только в США, Японии и Германии развиты почти все отрасли машиностроения.

Трудно представить себе жизнь и деятельность современного человека без продукции электронной промышленности — компьютеров, теле- и радиоаппаратуры. Еще труднее представить самолеты и космические корабли без электронных приборов, сверхчувствительной аппаратуры и робототехники. Развитие этой отрасли определяется наличием исследовательских институтов, лабораторий, высококвалифицированных специалистов.

3. Связь машиностроения с другими отраслями хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого количества отраслей, которые тесно связаны между собой, а также с предприятиями других отраслей хозяйства. Машиностроение производит горно-шахтное оборудование для добывающей промышленности (нефтяной, газовой, угольной), оборудование для ядерной энергетики, черной и цветной металлургии, химической, легкой и пищевой промышленности.

Машиностроение тесно связано с сельским хозяйством: поставляет ему тракторы, сельскохозяйственные машины, автомобили. Особенно тесная связь машиностроения с транспортом. В этой сфере используются автомобили, тепловозы, электровозы, вагоны, в том числе и для метрополитена, морские и речные суда, самолеты и вертолеты.

Проверь себя

?

  1. Какое сырье использует машиностроение?

  2. Из каких отраслей состоит машиностроение?

  3. Какие отрасли входят в транспортное машиностроение?

  4. Какую продукцию производят машиностроительные предприятия?

  5. Какая связь машиностроения с другими отраслями хозяйства?

  6. *Какие отрасли машиностроения развиты в Республике Беларусь? Какую продукцию они производят?

Практическое задание

!

*Перепишите таблицу «Отрасли машиностроения» и заполните ее, используя текст учебного пособия.

Название отрасли машиностроения

Производимая продукция

Значение в хозяйстве

В Японии имеется несколько «безлюдных» заводов, где почти все производство обеспечивается роботами. Роботов используют также в местах с повышенной загазованностью воздуха, шумностью оборудования, опасных для человека — для разминирования, проведения космических и подводных исследований. Создан робот-геолог, который может работать в океане на глубинах до 6000 м. В США морские роботы заменяют водолазов. В Германии и других странах роботы работают даже в полиции: им «поручают» открывать автомобили, если подозревают, что в них заложена взрывчатка. Уже созданы роботы-учителя и роботы, заменяющие музыкантов, официантов, уборщиц. Многие задания роботы выполняют гораздо быстрее и точнее человека. Это касается контроля и сложных сборочных операций, требующих высокой точности. С внедрением роботов можно будет ликвидировать некоторые малоквалифицированные профессии и освободить людей от однообразного и подчас тяжелого труда.

Конкурс знатоков

Какие страны являются лидерами по вывозу легковых автомобилей? Что называется «автомобильными войнами»? Между какими странами чаще всего они бывают? Почему?

Отрасль машиностроения

Отрасль машиностроения является частью машиностроительного комплекса. Машиностроительный комплекс включает в себя 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. Машиностроительный комплекс связан со всеми отраслями, так как продукция данного комплекса используется в них как средства производства.

В состав комплексных отраслей входят:

  • * Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;
  • * Химическое и нефтяное машиностроение;
  • * Станкостроительная и инструментальная промышленность;
  • * Приборостроение;
  • * Автомобильная промышленность;
  • * Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;
  • * Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;
  • * Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов;
  • * Авиационная промышленность;
  • * Судостроительная промышленность;
  • * Промышленность средств связи.

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их можно объединить в следующие группы:

  • 1. Группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического комплекса, строительного и транспортного комплексов;
  • 2. Группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;
  • 3. Электротехника, приборостроение. Станкостроение — группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности;
  • 4. Автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).

Отрасли машиностроения могут группироваться также по признаку территориальной принадлежности рынков сбыта:

  • 1. Отрасли импортозамещения. В данную группу включаются такие группы, как автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение, строительно-дорожное машиностроение. Развитие отраслей данной группы определяется инфраструктурным фактором экономики и спросом на их продукцию на внутреннем рынке;
  • 2. Отрасли экспортной ориентации. В данную группу включаются энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, приборостроение по производству различных элементов автоматизированных систем управления (включая многофункциональные производственные комплексы на базе микропроцессорного управления), станкоинструментальная промышленность по производству тяжелых металлорежущих станков и прессов, а также авиа- и судостроение. Они обладают научно-техническим потенциалом, позволяющим им либо выпускать конкурентоспособные изделия, либо создавать их в относительно короткие сроки.

Условные группировки отраслей машиностроения по различным признакам используются для выработки направлений совершенствования отраслевой структуры машиностроения в соответствии с поставленными целями и на основе анализа по заранее сгруппированным отраслям.

География машиностроения

Машиностроение создаёт машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг.

Объекты машиностроительного комплекса чаще всего размещаются в крупных индустриальных центрах России. Для успешной деятельности машиностроение нуждается в обеспечении своих объектов топливно-энергетическими ресурсами, металлами, водными ресурсами, рабочей силой и транспортными сетями. Развитая инфраструктура крупных городов и наличие других сопутствующих производств позволяют предприятиям машиностроения получать для своего развития все нужные для производства ресурсы.

География машиностроения

Машиностроение и металлообработка – одна из старейших отраслей промышленности России. Ещё в царской России она развивалась преимущественно в Центральном, Петербургском и Уральском районах. Во время индустриализации машиностроительные производства переместились в восточные районы, а именно Сибирь и Дальний Восток.

Научно-технический прогресс существенно изменил отраслевую структуру, повысил роль среднего и точного машиностроения.

Из-за многообразия факторов размещения и повсеместности потребления продукции машиностроение развито во всех районах России. Однако уровень развития не одинаков. И географические различия в уровне и особенностях развития машиностроения довольно значительны.

Во-первых, велики различия в уровне развития машиностроения между западной (европейской) и восточной (азиатской) частями страны.

Исторически машиностроение в России развивалось преимущественно в европейской части страны. В годы Великой Отечественной войны огромное число машиностроительных предприятий перебазировали в восточные районы. В дальнейшем здесь построили много новых производств, преимущественно оборонного характера. Но несмотря на это 85 % продукции машиностроения по-прежнему производится в европейской части Российской Федерации.

Во-вторых, районы России сильно различаются по уровню развития машиностроения:

· неодинакова их доля в производстве машиностроительной продукции;

· в промышленности районов машиностроение играет разную роль;

· различаются районы и по специализации машиностроения.

В-третьих, российское машиностроение сосредоточено главным образом в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и др.

Машиностроение имеет довольно широкую географию и характеризуется богатым спектром выпускаемой продукции.

Основу современного машиностроения России составляет производство транспортных средств: автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение и авиастроение. Основные центры перечисленных производств были сформированы в совецкий период экономического развития России. Автомобильная промышленность выпускает легковые и грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы.

Приведём примеры наиболее значительных центров производства машиностроительной продукции. Производство легковых автомобилей сосредоточено в Поволжье (Тольятти, Нижний Новгород), в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург, Калининград), на Кавказе (Аргун, Черкесск), на Дальнем Востоке (Владивосток).

Центры производства легковых автомобилей

В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, а также в Миасе выпускаются грузовые автомобили.

Центры производства грузовых автомобилей

Автобусные заводы действуют в Павлово (Нижегородская область), Ликино -Дулёво (Московская область), в городе Курган. Производство троллейбусов налажено в городе Энгельс (Саратовская область) и Вологда. Имеется также ряд предприятий по производству двигателей (Ярославль, Москва, Барнаул, Екатеринбург, Каспийск) и других автомобильных узлов и агрегатов. Начиная с 2000-х годов в российское автомобилестроение активно проникает иностранный капитал, создаются совместные производства по сборке автомобилей зарубежных фирм. Было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных производителей, среди которых Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, Автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck и некоторые другие. Открытие новых заводов продолжается.

Производство локомотивов, вагонов сосредоточено в Центральной России (Тихвин, Коломна, Брянск, Тверь, Торжок), на Северном Кавказе (Новочеркасск), Урале (Нижний Тагил), в Сибири (Абакан, Новоалтайск).

Центры производства локомотивов и вагонов

В Мытищах (под Москвой) выпускают вагоны для метрополитена.

Судостроение и судоремонт приурочены к крупным морским и речным портам. Производятся как гражданские, так и военные суда. Основные морские порты – Санкт-Петербург, Астрахань, Мурманск, Владивосток и речные порты – Нижний Новгород, Волгоград, Тобольск.

Авиастроение специализируется на выпуске гражданских и военных самолётов и сосредоточено в крупных промышленных центрах (Москва, Самара, Воронеж, Улан-Удэ, Смоленск, Арсеньев и другие).

Центры авиастроение

Немаловажную роль в машиностроении играет производство машин и оборудования для сельского хозяйства. Тракторные заводы размещаются в основных сельскохозяйственных районах или вблизи металлургических баз, а именно в Поволжье (Волгоград, Чебоксары), в Центральной России (Владимир, Липецк (убрать), Санкт-Петербург), на Урале (Челябинск) и в Сибири (Барнаул).

Крупный и единственный завод по производству зерноуборочных комбайнов находится в Ростове-на-Дону.

К машиностроению относится и военно-промышленный комплекс (ВПК), деятельность которого и размещения предприятий до недавнего времени считались государственной тайной. Основные районы сосредоточения предприятий военно-промышленного комплекса — Уральский (20 %), Центральный (17 %), Волго-Вятский (13 %), Северный и Северо-Западный районы России (10 %). В Москве треть предприятий и почти половина научных учреждений связана с военным производством. После распада СССР ВПК подвергся значительной перестройке в связи с конверсией, т. е. переводом предприятий оборонных отраслей на выпуск гражданской продукции.

Тяжёлое машиностроение, а именно производство горного и подъёмно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбостроение, атомное и полиграфическое оборудование, тяготеет к металлургическим базам, поэтому в основном концентрируется на Урале (Екатеринбург, Орск), в Сибири (Красноярск, Иркутск), в Центральной России (Белгород). Историческим центром энергетического машиностроения является Санкт-Петербург.

Предприятия тяжёлого машиностроения

Станкостроение исторически сложилось в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), а сейчас развито повсеместно, часто определяя специализацию экономического района, узла, центра.

Отрасли точного машиностроения – приборостроение, электроника, электротехника, а также новейшие производства (робототехника, ракетно-космическая промышленность и прочие) концентрируются в районах с развитым научным потенциалом, обеспеченным кадрами высокой квалификации — в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск).

Среди таких экологических проблем, как истощение сырьевых ресурсов и климатические изменения, наиболее угрожающих размеров достигла проблема загрязнения воды, почвы и воздуха отходами промышленного производства. Более двадцати тысяч предприятий промышленности России с хорошо развитыми технологическими процессами играют заметную роль в загрязнении окружающей среды. В некоторых промышленных районах с наиболее опасными производствами вредные выбросы иногда превышают все санитарные нормы.

Машиностроительный комплекс ежегодно выбрасывает в атмосферу 32 % промышленных загрязнений от своих стационарных источников. А очистным оборудованием машиностроение оснащено всего лишь на 30–50 %.

Из всех отраслей машиностроения наиболее сильно загрязняет окружающую среду – тяжёлое и энергетическое.

Загрязнение окружающего пространства ведётся по трём направлениям:

1. Атмосфера. От выбросов предприятий в воздухе можно обнаружить такие вредные вещества, как диоксид серы и оксид углерода, оксид азота, фенол, свинец, а также копоть и пыль. Одно из самых опасных веществ — это шестивалентный хром — наиболее часто встречается в выбросах именно машиностроительных предприятий.

2. Водные источники. Со сточными водами в водоёмы попадают опасные для окружающей среды вещества — сульфаты, хлориды, нефтепродукты, цианиды, соли никеля, хрома, фосфора, кадмия и многие другие. В районе рек, на берегу которых расположены большие машиностроительные предприятия, можно обнаружить ионы тяжёлых металлов.

3. Почва. Твёрдые отходы загрязняют почву в виде опилок, стружки, золы, шлаков, пыли и осадков. После модернизации оборудования остаются многочисленные горы металлолома.

На государственном уровне ведутся работы по улучшению экологической ситуации вокруг промышленных производств в нескольких направлениях:

· повышение эффективности очистительных объектов для промышленных выбросов и сточных вод;

· переработка или ликвидация твёрдых отходов;

· внедрение экологически чистых и безотходных технологий;

· усиление контроля и мониторинга окружающей среды.

Практическая работа № 10 9 класс » Определение основных районов и факторов размещения отраслей машиностроения России».

Ф.И. класс дата

Практическая работа №10

«Определение основных районов и факторов размещения

отраслей машиностроения России»

Цель урока: закрепить понятие «факторы размещения производства»; систематизировать знания по основным принципам размещения отраслей машиностроения с использованием дополнительных источников географической информации, определять основные центры производства различных отраслей машиностроения..

Оборудование: физическая карта России, атласы, справочники

ХОД УРОКА

1. Используя учебник, карты атласа, составьте характеристику отраслей машиностроения в виде таблицы, указав принципы размещения и главные центры для каждой отрасли

Отрасли машиностроения

Оформите вывод ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние несколько факторов.

1) Потребительский фактор размещения машиностроительных предприятий характерен для судостроения и сельскохозяйственного машиностроения. Судостроительные заводы располагаются в портовых центрах, либо морских: Санкт-Петербург, Калининград, Северодвинск, Астрахань и т.д., либо речных: Москва, Нижний Новгород, Сыктывкар, Зеленодольск, Волгоград, Красноярск, Усть-Кут, Хабаровск и т.д. Сельскохозяйственное машиностроение (особенно комбайностроение) также тяготеет к потребителю. Поэтому крупнейшие центры производства зерноуборочных комбайнов расположены в главных зерновых регионах — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону и Таганрог), на юге Западной Сибири (Новосибирск), картофелеуборочных — в Рязани, льноуборочных — в Бежецке (Тверская область). Основные тракторные заводы также расположены в главных сельскохозяйственных регионах: Волгоград — в Повожье, Челябинск — на юге Урала, Липецк — в Центральночернозёмном районе, Владимир — в Центральном, Рубцовск — на юге Западной Сибири; производство трелёвочных тракторов (для лесной промышленности) — в Петрозаводске.

2) Тяжёлое машиностроение тяготеет к металлургическим центрам — сырьевой фактор (Екатеринбург, Орск), либо к местам добычи полезных ископаемых — потребительский фактор (Воркута, Новокузнецк, Иркутск, Нерюпгри, Мирный).

3) Транспортный фактор размещения характерен для предприятий автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения, поэтому главные автомобильные заводы нашей страны расположены в бассейне Волги (Тольятти, Нижний Новгород, Ульяновск, Энгельс, Москва, Серпухов, Ликино-Дулёво, Набережные Челны и т.д.), а важнейшие центры железнодорожного машиностроения — на пересечении первых железных дорог с водными путями (Санкт-Петербург, Коломна, Муром, Калуга, Людиново, Тверь).

4) Фактор трудовых ресурсов характерен для предприятий электротехнической и часовой промышленности, поэтому они расположены преимущественно в Центральной, Северо-Западной России и в Поволжье (Москва, Зеленоград, Александров, Углич, Нижний Новгород, Воронеж, Санкт-Петербург, Петродворец, Казань, Самара, Пенза и т.д.).

5) Фактор наукоёмкости является определяющим при размещении авиакосмической промышленности (Москва, Королёв, Реутов, Воронеж, Ярославль, Казань, Самара, Саратов, Ульяновск, Волгоград, Златоуст, Новосибирск, Иркутск) и электроники (Москва, Зеленоград, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск).

6) Фактор безопасности характерен для предприятий оборонного комплекса, поэтому предприятия этого комплекса располагаются преимущественно во внутренних регионах страны — в Центральной России, в Поволжье, на Урале, в Сибири. Например, главные центры авиаракетной промышленности — Москва, Королёв, Реутов, Воронеж, Ярославль, Казань, Самара, Саратов, Ульяновск, Волгоград, Златоуст, Новосибирск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, танкостроения и производства бронетехники — Нижний Тагил, Курган, Волгоград, Омск, Барнаул, артиллерийского вооружения — Пермь, стрелкового оружия — Тула, Ковров, Ижевск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *