Парс кто такой

Парсы — заложники своего успеха

Часы останавливаются для одного из самых преуспевающих сообществ Индии – парсов. Небольшое по численности население парсов стремительно уменьшается, вызывая опасения, что община, возможно, не проживет и столетие.

Согласно переписи 2001 года в Индии менее 70 000 парсов, 40%-е уменьшение их числа с 1941 г., когда их численность достигла максимума почти 114 900 человек. С 1941 года число парсов уменьшилось примерно до 10 % за одно десятилетие, по сравнению с 21%-м ростом населения Индии в целом.

Больше тревожных цифр появилось с начала переписи 2001 года. Опрос показывает, что только 99 парсов родились в году к Августу в 2007-м году, по сравнению с 223 в 2001-м году, 206 в 2002-м, и 174 в 2006-м. Если существующая тенденция продолжится, то парсов может остаться не больше 23 000 к 2020-му году.

С таким быстро падающим коэффициентом рождаемости это сообщество быстро стареет. Более чем 30 % парсов – это пожилые люди, которым за 60 лет, по сравнению с только 7 % для Индии в целом.

Но община парсов не только стареет, она умирает. Показатель ее смертности в три раза превышает коэффициент рождаемости.

Парсы – последователи зороастризма, самой древней пророческой веры. Они убежали в Индию из Ирана около 8-го столетия нашей эры, чтобы избежать религиозного преследования со стороны мусульман. Большинство из них обосновалось в областях, что сегодня является западно-индийскими штатами Махараштрой и Гуджаратом. Около двух трети населения парсов Индии проживает в Мумбае, финансовой и коммерческой столице Индии. Во всем мире приблизительно около 100 000 парсов.

Их число может и не большое (они составляют только 0.0069 % населения Индии), но их вклад огромен. Парсы оставили свой след почти в каждой области, от бизнеса и политики до искусства, развлечений, филантропии и спортивных состязаний. Они организовали первую политическую партию Индии, фондовую биржу, сталелитейный завод, университет, общественную больницу, газету, печатную машину и киностудию.

Парсы сыграли существенную роль в экономическом развитии Индии. Одно из самых известных имен в индийском бизнесе – парс Джамсетджи Тата, основатель индустриальной династии Тата. Он построил первый сталелитейный завод в Индии и основал индийский Институт Науки в Бангалоре. Его потомок, Джехангир Рэйтанджи Дадабхой Тата основал национальную авиакомпанию Индии “Air-India». Ратан Тата, глава Группы «Тата», которая недавно приобретала “Steel Corus” и два известных автобрэнда “Rover” и “Jaguar”, является потомком этой прославленной семьи.

Группа «Тата» – один из самых крупных и наиболее уважаемых деловых конгломератов Индии, с доходом в 28.8 миллиардов за 2006-2007 гг.

Группа «Godrej», ведущий изготовитель мыла, бытовых приборов и офисного оборудования в Индии, принадлежит парсам. Вадии (Wadias), которые внесли большой вклад в судостроении 250 лет назад, имеют собственный текстильный завод и авиакомпанию.

Парсы участвовали в борьбе за свободу Индии от британского колониального правления. среди них наиболее известен Дадабхай Наороджи, Бхайкаджи Кама и Фэрозешах Мехта. Наороджи издал книга «Бедность и небританское правление в Индии», которая обращала внимание на утечку богатств Индии в Великобританию. Он был среди основателей индийского Национального Конгресса, партии, которая возглавила движение за свободу Индии.

В области науки парс Хоми Джехангир Бхабха был основателем ядерной программы Индии и Хоми Сетна руководил первым ядерного испытанием в 1974 в Индии. Другие выдающиеся парсы – это маршал Сэм Мейнкшоу, возглавлявший армию Индии в 1971 во время войны Индии и Пакистана, которая достигала высшей точки в создании независимого от Пакистана государства «Бангладеш». К списку известных парсов принадлежат и юристы Нани Палкхивала, Фали Нариман и Соли Сорабджи, дирижер Зубин Мехта и вокалист группы «Queen» Фредди Меркури.

С грамотностью в 98 % парсы наиболее грамотная община в Индии. Соотношение полов у парсов составляет 1050 мужчин на 1000 женщин, в отличие от остальной Индии, где девочек гораздо больше. Члены общины парсов намного богаче среднего индийца.

Однако большой успех, кажется, угрожает выживанию этой общины. Молодые парсы стремятся получить высшее образование, приобрести профессию, купить квартиру и автомобиль до женитьбы. Это часто означает поздний брак; около 30 % парсов не имеют семьи. Те, кто женится, рожают не много детей.

Есть соотношение между процветанием, грамотностью и размером семьи. Чем больше процветания, тем меньше детей, и это глобальная тенденция. Это относится и к парсам, и вообще к богатым слоям населения.

Для общины, которая сама по себе маленькая, даже несколько сотен молодых людей, которые не обзаводятся детьми, это ощутимо. Иммиграция – еще один фактор, который приводит к уменьшению населения парсов в Индии. Многие парсы уехали на Запад.

Но традиции общины, кажется, самый важный фактор, угрожающий его выживанию самой общины.

Традиция парсов осуждает брак вне общины. Если парс женится на “посторонней”, жена не считается членом общины, хотя их ребенок будет считаться парсом. Интересно, что привилегию детям отцов парсов предоставила не община парсов, а Бомбейским Управлением Верховного Суда. Женщина из общины парсов, которая выходит замуж не за парса, не считается больше членом религии парсов.

В 2003 некоторые консервативные клерикалы приняли решение, лишающее законной силы браки между мужчинами-парсами и женщинами не парсами, и постановили, что детям, рожденным в таких браках, не будут разрешать принимать зороастрийскую веру. Решение подняло шум в общине.

Приблизительно около 35 % парсов женятся вне общины, и неудивительно, почему число парсов падает. Община не только не впускает новых членов, но, что хуже всего, выбрасывает старых.

Учитывая такое положение, община открыла клиники «чадородия» и спонсирует программы по увеличению рождаемости. Панчаят, который заботится об экономическом благосостоянии сообщества, дает финансовые стимулы парсийским парам, которые хотят родить третьего ребенка. Некоторые предложили, что бы парсы-молодожены обеспечивались большей жилплощадью, чтобы поощрять их иметь больше детей.

Но решение, кажется, находится в пересмотре, кто есть парс. Либералы настаивают, чтобы женщины-парсы, которые выходят замуж “за посторонних” рассматривались как парсы, их мужья и дети, если захотят принять зороастризм, признавались парсами. Лучший способ гарантировать выживание сообщества, по их словам, состоит в том, чтобы привлекать людей в общину, особенно тех, кто женится на членах общины, или, по крайней мере, не исключать детей от смешанных браков. Защитники смешанных браков указывают, что поколения родственного скрещивания между родственниками не принесли большой пользы обществу. Это привело к генетическим нарушениям и увеличило бесплодие.

Консерваторы утверждают, что проблема, с которой сталкивается община, не количество, но защита чистоты общины; отсюда их неприятие смешанных браков.

То, что должны понять консерваторы – это факт, что их подход, вероятно, приведет к исчезновению сообщества. Не будет уже ни какой общины, о чистоте которой они так радеют.

Sudha Ramachandran – независимый журналист из Бангалора.

Перевод с английского: Дхармалингам

Жизнь

Общность парсов отличается высоким уровнем жизни. Они очень урбанизированы, европеизированы. Многие индуисты не понимали их стремления к материальному благополучию. Они считали их хитрыми дельцами, заботящимися только о своем кошельке. Имелись случаи бойкотирования продуктов, выращенных на фермах парсов. Этот народ сильно преуспевал в экономической и политической жизни индийского государства. Нередко они пользовались поддержкой британских властей, оккупировавших Индию. Их влияние лишь немного уменьшилось в 20 веке. Основными занятиями парсов были: торговля, ростовщичество, кораблестроение. Они основывали заводы, крупные промышленные компании, фондовые биржи.

Парсы имеют высокий уровень образования. Многие получают его за границей. Среди них много врачей, юристов, бизнесменов. Во многом этому способствует централизованная система взаимопомощи внутри диаспоры. Средний парс намного богаче обычного индийца. В их среде распространена благотворительность. Они организовывали различные учебные программы, предоставляли жилье нуждающимся членам общины. Этот народ сумел сохранить свои традиционные верования до наших дней. В религиозном плане они представляют собой закрытую общность. Усилиями парсов возведено множество храмов, в которых они проводят свои религиозные обряды.

В отличие от большинства индийских храмов, в которые открыт доступ всем желающим, парсийские закрыты для иноверцев. Жрецы имеют высокое положение в их обществе. Религия играет огромную роль в жизни парсов. Браки заключаются исключительно внутри общины. По этой причине их численность неуклонно идет на спад. До появления интернета поиск подходящей пары для брачного союза часто представлял проблему, так как парсы были расселены по многомиллионным Мумбаи и Гуджарату. Они первыми начали создавать специализированные сайты знакомств в сети. Женщины у парсов не находились в приниженном положении, как это было у индийцев. Жена была хранительницей очага, в религиозных ритуалах она играла важную роль. Ей принадлежало право готовить чистую ритуальную еду. Домашнее хозяйство предоставляется в полное распоряжение женщины. Они могут свободно передвигаться по улице, не закрывая лицо.

Традиции

Практически все традиции парсов опираются на религиозные верования. Молитва является каждодневным обрядом, который нужно исполнять 5 раз в день. Для этого существуют определенные часы. Особое значение имеют стихии: вода, огонь, земля, ветер. С поклонением им связаны многие обычаи. Для того, чтобы налить воду, нужно сначала помыть руки. Во время дождя запрещено покидать дом, чтобы не загрязнять воду и землю. Разводить огонь можно только чистыми дровами. Принимать пищу, совершать омовение при иноверцах запрещено.
Существуют «чистые» и «нечистые» предметы и животные. К первым относятся:

  1. Человек
  2. Собака
  3. Корова
  4. Деревья
  5. Плоды.

Ко вторым причисляют таких существ, как змеи, ящерицы, насекомые, пауки. Прикасаться к ним нельзя, чтобы не оскверниться. Также запрещено касаться тела умершего человека, даже близкого родственника. Считается, что после смерти тело становится носителем зла. У постели умирающего всегда находилась собака, которая уничтожает все нечистое. Тело омывают специальные мойщики трупов, они же несут носилки с умершим. Необычным является погребальный обряд парсов. Если человек умирал зимой, его укладывали в специальную комнату, изолированную от остальных помещений. Там он находился до появления первых перелетных птиц. Вблизи покойного должен непрерывно гореть огонь. После прилета птиц тело переносят в каменное сооружение, которая в английских источниках называется «башней молчания».

Умершего нельзя предавать огню, земле или воде, так как он стал нечистым. А стихии недопустимо загрязнять чем-либо. Носилки с телом приносят в небольшую башню. На полу находится погребальная площадка из нескольких кругов. Круг маленького диаметра предназначен для детей, побольше — для женщин, большой — для мужчин. Покойника помещают в подходящую зону и закрепляют там, чтобы птицы не могли унести останки с собой. Грифы склевывают все мясо, а кости, обожженные солнцем, падают в колодец, находящийся под площадкой.

У парсов существует несколько праздников в честь верховного бога. Также они отмечают наступление весны, осени, лета. Любимым праздником является Новый год — Новруз. Он отмечается в день весеннего равноденствия. Накануне готовят ритуальную пищу, в воду ставят молодую ветку с листочками. На крышах жилищ зажигают огонь. Во время празднования на стол ставят 7 блюд, так как это священное число. Проводится богослужение с определенными ритуалами.

Современность

По переписи 1971 г. парсов было 91 226 человек. К 1981 г. их численность сократилась до 71 630, а к 1991 г. — до 60 тыс. человек.

Члены общины парсов намного богаче среднего индийца. Парсы — наиболее грамотная община в Индии (уровень грамотности составляет 98%). Соотношение полов у парсов составляет 1050 мужчин на 1000 женщин, как и в остальной Индии, где девочек гораздо меньше.

В каждом месте компактного проживания парсы объединяются в анджуманы, которые занимаются благотворительной деятельностью, устройством дел членов общины и служат местом общения. В Мумбае находится головная организация парсов — мумбайский панчаят, которая раз в пять лет созывает международный съезд парсов.

В результате низкой рождаемости и смешанных браков община быстро стареет и сокращается численно. Более чем 30 % парсов — это люди старше 60 лет. Процесс сокращения общины ускоряется эмиграцией молодежи. Высказываются опасения, что в обозримом будущем община индийских парсов может вовсе исчезнуть.

> Язык

Современные парсы утратили свой некогда родной язык — пехлеви — и теперь говорят на языке гуджарати. Но каноническая литература — на авестийском и пехлеви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *