Справочная литература

Изучение литературных и Интернет-источников

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 8

После выявления общих направлений теоретической базовой информации следует приступить к библиографическому поиску. Это ответственная фаза подготовительного этапа, поскольку в выпускной квалификационной работе (в теоретическом, а зачастую и в практическом ее разделах) требуется использовать не менее 60 источников. Наряду с книгами и профессиональной периодикой источниками являются и специализированные веб-сайты.

В число источников входят публикации законов и нормативных актов, монографии, учебники, сборники статей, отраслевые издания, опубликованные результаты исследований, литература и статьи на иностранных языках, а также Интернет-ресурсы – как отечественные, так и зарубежные. Целесообразно отдавать предпочтения изданиям и публикациям не позднее 2000 года (исключая зарубежную литературу). При изучении материала необходимо обращаться к словарям, справочникам для уточнения смысла специальных терминов.

При выборе источников используются:

— рекомендации руководителя;

— списки рекомендуемой литературы в специализированных изданиях;

— информация, полученная через поисковые системы Интернет;

— советы специалистов – практиков и преподавателей смежных дисциплин.

Результатом этой фазы подготовительного этапа являются:

— широкое теоретическое осмысление проблем, содержащихся в теме;

— сбор информации в список использованной литературы;

— подготовка специально оформленных выписок (карточек) из полученных источников. Эти цитаты будут использованы в авторском тексте. Их задача – продемонстрировать актуальные мнения ученых или практиков по различным вопросам, различные точки зрения, методики и т.д. Ссылки подкрепляют аргументацию автора выпускной квалификационной работы при выборе той или иной позиции, методики;

— накопление сведений для теоретического раздела выпускной квалификационной работы.

Продолжительность данной фазы не менее 2-3 месяцев в зависимости от:


— степени подготовленности студента по соответствующим учебным дисциплинам;

— навыков студента самостоятельно изучать литературу и использовать Интернет-ресурсы;

— умения дипломника эффективно организовывать самостоятельную работу;

— возможности своевременно получить выбранную литературу в реальных условиях.

2.4.3. Отбор вопросов, наиболее значимых для раскрытия темы

Собранная информация, как правило, представляет собой обширный по объему и направлениям блок сведений. Студенту необходимо отобрать те позиции, которые непосредственно связаны со спецификой темы, а также дают основания для решения практических задач. Оценка информации как релевантной – важный момент в научной деятельности и практике. Сужение круга вопросов необходимо для:

— выполнения требований к объему выпускной квалификационной работы и его разделов;

— более детальной проработки отобранных позиций;

— осуществления логической связи теоретического раздела с практической частью работы. Так, если для разработки проекта требуется провести выбор рекламной стратегии, в теоретическом разделе будет уместно осветить точки зрения специалистов на квалификацию и особенности стратегий и принципы их выбора. Если планируется провести некие исследования, например – анкетирование, в теоретическом разделе стоит уделить внимание описанию этой методики и аспектам ее применения. Таким образом, выводы, сделанные в теоретическом разделе, служат аргументами и базой для принятия профессиональных решений в разделе практическом.

Разработка структуры выпускной квалификационной

Работы

Материал выпускной квалификационной работы должен быть изложен логично и в соответствии с принятыми стандартами, определяющими следующие структурные элементы:

1. Титульный лист

2. Содержание (оглавление)

3. Основная часть, в которую включены:

— введение;

— теоретический раздел;

— практический раздел;

— заключение.

4. Список использованных литературных и Интернет-источников

5. Приложения.

Каждая из составных частей работы имеет свою специфику и назначение.

2.4.4.1. Титульный лист содержит сведения о месте выполнения работы, исполнителе и руководителе, а также об утверждении работы на выпускной кафедре (Приложение 1).

Словарно-справочная литература

  1. Абрамов, Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / Н. Абрамов. – М.: Рус. яз., 2000. – 500 с.

  2. Агеенко, Ф.Л. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М.: Рус. яз., 2000. – 391 с.

  3. Акишина, А.А. Жесты и мимика в русской речи: лингвострановедческий словарь / А.А. Акишина. – М.: ВЛАДОС, 1991. – 480 с.

  4. Алексеев, Д.И. Словарь сокращений русского языка: около 17 700 сокращений / Д.И. Алексеев, И.Г. Гозман, Г.В. Сахаров: под ред. Д.И. Алексеева. – М.: Рус. яз., 1984. – 487 с.

  5. Ашукин, Н.С. Крылатые слова: литературные цитаты, образные выражения / Н.С. Ашукин, М.С. Ашукина. – М.: Современник, 1996. –560 с.

  6. Бабкин, А.М. Словарь иноязычных выражений и слов, употребляющихся в русском языке без перевода / А.М. Бабкин, В.В. Шендецов. – СПб.: ТОО ПКФ / КВОТАМ, 1994. – 630 с.

  7. Баш, Л.М. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология: около 7 200 слов, 14 400 словосочетаний и предложений, 1 750 цитат / Л.М. Баш, А.В. Боброва, Г.Л. Вечеслова, Р.С. Кимягарова. – М.: Цитадель-трейд, 2003. – 959 с.

  8. Бельчиков, Ю.А. Словарь паронимов русского языка / Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. – М.: Рус. яз., 1994. – 268 с.

  9. Бибих, А.К. Словарь фразеологических синонимов русского языка: около 7 000 фразеологизмов: свыше 900 синонимических рядов / А.К. Бибих, В.М. Мокиенко, Л.И. Степанова; под ред. В.М. Мокиенко. – М.: Астрель: АСТ, 2001. – 495 с.

  10. Большой орфографический словарь русского языка / ред. С.Г. Бархударов. – М.: Рус. яз., 1999. – 788 с.

  11. Вартаньян, Э.А. Словарь крылатых слов и выражений / Э.А. Вартаньян. – М.: Русское слово, 2001. – 415 с.

  12. Водина, Н.С. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова. – М.: Рус. яз., 1997. – 460 с.

  13. Граудина, Л.К. Грамматическая правильность русской речи: опыт частотно-стилистического словаря вариантов / Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. – М.: Наука, 1976. – 455 с.

  14. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах. / В.И. Даль. – М.: Наука, 1978 – 1980.

  15. Дурново, Н.Н. Грамматический словарь: грамматические и лингвистические термины / Н.Н. Дурново; под. ред. О.В. Никитина. – М.: Флинта; Наука, 2001. – 183 с.

  16. Ефремова, Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костомаров. – М.: Высш. шк., 1999. – 290 с.

  17. Жуков, В.П. Словарь русских пословиц и поговорок / В.П. Жуков. – М.: Рус. яз., 2000. – 536 с.

  18. Из истории русских слов: словарь-пособие / А.Е. Аникин . – М.: Школа-пресс, 1993. – 236 с.

  19. Исаев, М.И. Словарь этнолингвистических терминов / М.И. Исаев. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 196 с.

  20. Крысин, А.П. Толковый словарь иноязычных слов / А.П. Крысин. – М.: Наука, 1998. – 520 с.

  21. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник, практикум / авт. кол.: Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев . – М.: Флинта; Наука, 2002. – 314 с.

  22. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 685 с.

  23. Максимов, В.И. Словарь-справочник по грамматике русского языка / В.И. Максимов, Р.В. Одежев. – М.: Рус. яз., 1999. – 288 с.

  24. Меликян, В.Ю. Словарь: эмоционально-экспрессивные обороты живой речи / В.Ю. Меликян. – М.: Флинта; Наука, 2001. – 239 с.

  25. Мокиенко, В.М. Большой словарь русского жаргона: 25 000 слов, 7 000 устойчивых сочетаний / В.М. Мокиенко. – СПб.: Норинт, 2000. –717 с.

  26. Огольцев, В.М. Словарь устойчивых сравнений русского языка (синонимо-антономический): около 1 500 единиц / В.М. Огольцев. – М.: Рус. яз., 2001. – 799 с.

  27. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы: около 635 000 слов / под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Рус. яз., 1985. – 703 с.

  28. Розенталь, Д.Э. Русский язык: справочник-практикум / Д.Э. Розенталь. – М.: ОНИКС 21 век: Мир и образование, 2005. – 1007 с.

  29. Розенталь, Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Рус. яз., 1985. – 345 с.

  30. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / под ред. И.Б. Голуб. – М.: Айрис Пресс; Рольф, 2001. – 361 с.

  31. Розенталь, Д.Э. Управление в русском языке: словарь-справочник / Д.Э. Розенталь. – М.: Книга, 1986. – 209 с.

  32. Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ф.П. Филин. – М.: Советская энциклопедия, 1979. – 1282 с.

  33. Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 1997. – 703 с.

  34. Скворцов, Л.И. Культура русской речи: словарь-справочник / Л.И. Скворцов. – М.: Знание, 1995. – 255 с.

  35. Словарь антонимов русского языка: справочное пособие. – М.: Рус. яз., 1984. – 567 с.

  36. Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкования, этимология / Н.Н. Андреева, Н.С. Арапова, Л.М. Баш . – М.: Цитадель, 1997. – 319 с.

  37. Словарь иностранных слов и выражений: энциклопедический справочник / авт.-сост.: Н.В. Трус, Т.Г. Шубина. – Минск: Литература, 1997. – 575 с.

  38. Словарь новых слов русского языка / под ред. Н.З. Котеловой. – СПб.: Норинт, 1995. – 499 с.

  39. Словарь омонимов русского языка: справочное пособие / ред. А.П. Евгеньева. – М.: Рус. яз., 1974. – 499 с.

  40. Словарь синонимов: справочное пособие / ред. А.П. Евгеньева. – Л.: Наука, 1975. – 648 с.

  41. Словарь сочетаемости слов русского языка. – М.: Рус. яз., 1983. – 390 с.

  42. Словарь фразеологических синонимов русского языка: около 7000 фразеологизмов: свыше 900 синонимических рядов / ред. В.М. Мокиенко. – М.: Астрель; АСТ, 2001. – 495 с.

  43. Сомов, В.П. Словарь редких и забытых слов / В.П. Сомов. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 764 с.

  44. Тематический словарь русского языка / ред. В. Морковкин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 490 с.

  45. Тихонов, А.Н. Словарь-справочник по русскому языку: правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов: около 26 000 слов / А.Н. Тихонов, Е.Н. Тихонова, С.А. Тихонов; под ред. А.Н. Тихонова. – М.: Цитадель-трейд, 2003. – 703 с.

  46. Толковый словарь русского языка конца XX века: языковые изменения. – СПб.: Норинт, 1998. – 780 с.

  47. Торн, Т. Словарь современного сленга = Dictionary of Modern Slang / Т. Торн. – М.: Вече: Персей, 1996. – 583 с.

  48. Универсальный словарь иностранных слов русского языка. – М.: Рус. яз., 2000. – 694 с.

  49. Устойчивые словосочетания русского языка / ред. Л.И. Широкова. – М.: Рус. яз., 1983. – 270 с.

  50. Фадеев, С.В. Словарь сокращений современного русского языка: около 15 000 сокращений / С.В. Фадеев. – СПб.: Политехника, 1997. – 527 с.

  51. Фелицина, В.П. Русские фразеологизмы: лингвострановедческий словарь / В.П. Фелицина, В.М. Мокиенко. – М.: Высш. шк., 1990. – 464 с.

  52. Фразеологический словарь русского языка / ред. А.И. Молотков. – М.: Рус. яз., 1986. – 543 с.

  53. Шанский, Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н.М. Шанский. – М.: Рус. яз., 1975. – 600 с.

  54. Шанский, Н.М. Опыт этимологического словаря русской фразеологии / Н.М. Шанский. – М.: Наука, 1987. – 648 с.

  55. Яранцев, Р.И. Словарь-справочник по русской фразеологии / Р.И. Яранцев. – М.: Рус. яз., 1985. – 304 с.

Качканарская городская библиотека им. Ф. Т. Селянина

Автор материала: Марамыгина Елена Вениаминовна

Люди учатся всю свою жизнь: в школе, в институте или техникуме, при овладении профессией. Одним из первых и самых главных источников знаний является книга. Человек обращается к художественной книге, чтобы почитать интересную повесть или роман, насладиться красивым словом, посмотреть, как ведут себя герои в той или иной ситуации. К справочной литературе мы обращаемся для получения быстрого ответа на вопрос или задание учителя, для разрешения спора с товарищем. Она помогает нам не только правильно писать слова, определять их значение, но и расширять кругозор, дает новые сведения из разных областей науки, техники, искусства, литературы; развивает нашу речь, приобщает к культуре народа. Что же такое справочная литература?

Справочная литература — это книги, дающие краткий ответ на любой вопрос. Издания, дающие справку на любой вопрос. К справочной литературе относятся словари, справочники, энциклопедии.

Особенности справочной литературы:

  • чтение выборочное (по заданию или интересу)
  • краткость
  • наличие алфавита
  • наличие указателей
  • читается вразброс

При чтении справочной литературы нужно знать:

  • ключевое слово (орел)
  • тему (биология или зоология, животные)
  • алфавит

Пользуйся:

  • содержанием (оглавлением)
  • указателями (алфавитно-предметный, именной, географических терминов, хронологический)

Виды справочной литературы

Словарь

Что такое словарь? Это перечень слов или понятий в порядке алфавита. Словари бывают языковые и энциклопедические.

Мы обращаемся к языковым словарям, если необходимо узнать значение слова, его происхождение, при переводе текста с другого языка.

Если же нас интересуют явления природы: наводнения, затмения, землетрясения, или спорт, наука, техника, выдающиеся деятели науки, космонавты, то сведения ищем в энциклопедических словарях. Особенность отраслевых энциклопедических словарей: — одна тема или предмет. Например, «Энциклопедический словарь юного биолога» посвящен биологии.

Существуют также универсальные энциклопедические словари.
Они содержат информацию по нескольким отраслям знаний. Например, «Большой энциклопедический словарь»

Справочники

Справочник — издание, содержащее краткие сведения о науке, технике, производстве и человеческой деятельности.

Сведения в справочнике расположены в определенном порядке: алфавит, тематически, хронологически. Многие справочники снабжены вспомогательными указателями: именной, алфавитный, предметный, хронологический и другие, а также могут иметь список дополнительной литературы для чтения.

Энциклопедии

Энциклопедия — справочное издание, содержащее наиболее существенную информацию по одной или всем отраслям знаний.

Энциклопедия для детей издательство «Аванта+».

Универсальная многотомная энциклопедия.
Выходит с 1993 года. Учредители были намерены создать совершенно новую энциклопедию, которая включит в себя последние научные разработки, будет изложена доступным и увлекательным языком и осветит и самые «сложные» темы. Энциклопедия компонуется по тематическому принципу, каждый том посвящен одной теме. Внутри тома также тематическое или хронологическое расположение материала. В помощь имеется справочно-библиографический аппарат, в каждом томе свой. Это может быть «указатель имен», «словарь — указатель терминов», «предметно-именной указатель». И обязательно, в каждом томе — список дополнительной литературы. Много иллюстративного материала: портреты исторических деятелей, рисунки, и репродукции картин по теме статьи. Сейчас в рамках серии «Энциклопедия для детей Аванта+» выпущено более 50 книг.

Энциклопедия станет вам главным помощником в увлекательном путешествии в мир знаний. Она расскажет о природе и человеке, технике и искусстве, истории и далеких звездах. Занимательный текст дополняют красочные иллюстрации, так что вы будете с удовольствием листать эти книги, готовясь к занятиям в школе и просто разыскивая ответы на тысячи интересующих вас вопросов.

Если уметь пользоваться справочной литературой для подготовки сообщения, доклада или реферата, легко получить хорошую оценку. Успехов вам в учебе!

Справочная литература

С давних времен передовые мыслители разных стран и народов стремились обобщить в едином труде знания, накопленные человечеством о всех науках и видах практической деятельности. Создание первого энциклопедического словаря (от греч. enkyklos paideia — обучение по всему кругу знаний) приписывается греку Спевсиппу, ученику Платона. У римлян аналогичную попытку предпринял Варрон, а написанная Плинием Старшим в I в. н. э.энциклопедия «Естественная история» оказалась столь популярной, что только в XV в. выдержала 39 изданий, в XVI в. — 89, не считая 17 изданий в переводах.

В эпоху, которую К. Маркс образно назвал «детством человеческого общества», когда наука делала лишь первые шаги, за составление энциклопедий брались авторы-одиночки, каждый при этом по‑своему решал поставленную нелегкую задачу. Еще в начале XVI в. итальянский ученый и поэт Ю. Скалигер указывал, что «работа лексикографа уступает по трудности лишь подвигам Геркулеса».

Делать лексики — значит создавать словарь (от греч. lexis — слово); человек, занятый этой работой, — лексикограф, иначе — энциклопедист. В своей знаменитой «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел» (1751–1780) Д. Дидро писал: «Есть произведения, для редактирования которых больше требуется знаний, чем можно предполагать у одного человека. К числу таких произведений в особенности относится «Энциклопедия».

Подлинная история энциклопедий началась с середины XVIII в., с появлением во Франции упомянутой нами «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Л. Д’Аламбера, руководивших работой по её созданию. Ф. Энгельс писал, что «для восемнадцатого века характерной была идея энциклопедии», связи наук между собой. Науки, по словам Энгельса, «сомкнулись, с одной стороны, с философией, с другой — с практикой». Французская энциклопедия — яркий пример этой тенденции. Пронизанная идеями Просвещения, она фактически излагала идейно-политическую программу буржуазии, тогда еще молодого прогрессивного класса.

Обосновывая задачи своего издания, Д. Дидро писал, что «цель Энциклопедии состоит в том, чтобы собрать рассеянные по всей земле знания, чтобы сделать эти знания в их совокупности понятными нашим современникам и передать их тем, кто будет жить после нас, дабы не пропали труды ушедших веков для веков последующих, и наши потомки, будучи более осведомленными, были бы потому и более добродетельными и счастливыми, а мы не умерли бы, не оставив по себе благодарную память человечества». К составлению этой энциклопедии был впервые привлечен широкий круг авторов.

Многовековую историю имеет развитие энциклопедий в России. Особенно заметен их качественный рост в конце XIX — начале XX в. В 1873–1879 гг. вышел «Русский энциклопедический словарь» (16 т.) под редакцией ученого-востоковеда И. И. Березина, содержащий немало ценных сведений по истории, географии, востоковедению. Вслед за объемным русским «Энциклопедическим словарем» (1890–1970) издательство «Брокгауз и Ефрон» подготовило 29 томов «Нового энциклопедического словаря» (1911–1916), который остался незавершенным из‑за трудностей военного времени. Большим авторитетом пользовался «Энциклопедический словарь» издательства братьев Гранат. Наиболее крупное, седьмое издание этого словаря (1910–1918) осталось незаконченным. Известны также и отраслевые энциклопедии дореволюционного времени: военная, техническая, сельскохозяйственная, медицинская и ряд других.

Русские энциклопедии заняли видное место среди мировых энциклопедических изданий, получили немало лестных отзывов в зарубежной литературе.

Вместе с тем еще много лет назад пламенный революционный трибун Жан Жорес говорил: «На мой взгляд, приближается час, когда революционно-социалистический пролетариат должен овладеть организованной доктриной вселенной и жизни. Революционная буржуазия создала свою энциклопедию. Нам нужна новая энциклопедия, бесконечно более широкая, пролетарская. Надо взять все научное движение и дать главнейшие его достижения в руки пролетариату…»

После Октябрьской революции в нашей стране уже в 20‑е гг. развернулась подготовка Большой советской энциклопедии (БСЭ). В предисловии к первому тому, появившемуся в 1926 г., указывалось, что с коренным изменением общественных отношений и идеологии изменились и задачи энциклопедии, которая призвана на основе марксистско-ленинского мировоззрения изложить круг современных знаний. Выпуск 66 томов БСЭ завершился в 1947 г. Второе издание вышло в 1950–1958 гг. (51 т.), а в 1978 г. было завершено тридцатитомное третье издание БСЭ. Кроме создания универсальных энциклопедий (в них собраны сведения по всем отраслям знаний и практической деятельности) шло развитие энциклопедий отраслевых, посвященных отдельным отраслям знания и практики: «Педагогическая энциклопедия», «Медицинская энциклопедия» и др., которые в свою очередь подразделяются на подотраслевые (освещают вопросы какой‑либо отдельной части крупной отрасли, например «Ветеринарная энциклопедия») и межотраслевые (включают информацию для работников нескольких отраслей, например «Политехнический словарь»).

Энциклопедии бывают также специализированные и региональные. В специализированных — более узкий профиль представленных знаний. Они разделяются на тематические и персональные энциклопедии, например: «Великая Октябрьская социалистическая революция», «А. С. Пушкин». В региональных рассказывается о какой‑либо части света, стране, её административном или географическом районе (например, «Советская энциклопедия истории Украины»).

Наш век, который нередко называют веком информационного взрыва, веком ускорения научно-технического прогресса, наложил свой отпечаток на энциклопедические издания, потребовал многообразия их форм и содержания. Выпускаются энциклопедии полные (большие) и краткие (малые). Если энциклопедия издана в 1–2 т., её называют энциклопедическим словарем. В зависимости от формата бывают энциклопедии настольные, карманные, портативные.

Однако при всем многообразии энциклопедии не являются единственным подвидом справочной литературы, хотя и представляют наиболее значительный из них. Существуют еще словари и справочники. У этих изданий есть немало общих черт с энциклопедиями, присущих всей справочной литературе.

Что же такое справочная литература? Это литература, имеющая целью предоставить читателю возможность быстрого наведения справки по интересующему его в данный момент вопросу в области науки, техники, политико-организационной, хозяйственной, культурной, практической деятельности. От смежных видов литературы, специальной, производственной, учебной, научно-популярной, отличается тем, что предназначена не для сплошного чтения, а для пользования время от времени по мере возникновения потребности в наведении соответствующей справки для получения ответа на конкретно возникший у читателя вопрос.

Все словари (за исключением энциклопедических) делятся на лингвистические и терминологические. Словари содержат упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, знаков) с краткими их характеристиками или переводом на другой язык. Лингвистические словари бывают научные (с материалами о лингвистических исследованиях, интересующих специалистов), нормативные (служат для упорядочения толкования, произношения, правописания и т. д. в современном литературном языке), учебные (имеют методическую направленность и ориентацию на тот или иной этап обучения языку — для школьников, студентов и всех, кто изучает русский язык), популярные (выполняют общеобразовательные функции для широкого круга читателей).

Кроме того, выделяются словари общие и частные. К общим относятся словари орфографические (содержат лексику современного литературного языка и устанавливают нормативное правописание), толковые (всесторонне описывают языковую единицу), орфоэпические (указывают правильное произношение слов) и ряд других. К словарям частным — диалектные (отражают лексические и орфоэпические особенности речи жителей региона), лингвострановедческие (раскрывают значения слов одного языка, не имеющих эквивалентов в других языках, с помощью разъяснения обозначаемых ими понятий) и др.

Словари второй группы — терминологические — ставят целью разъяснение понятий, обозначаемых терминами Они возникли в России в XVIII в. и первоначально издавались как расширенные толковые словари специальной лексики. Ныне различают словари нормативные (наиболее значительная часть терминологических словарей включает свод терминов одной или нескольких отраслей), учебные (содержат термины, необходимые в учебном процессе), популярные (призваны помочь неподготовленному читателю освоить термины какой‑либо области науки).

Справочники представляют собой одну из древнейших разновидностей изданий. «Табличные» справочники, например календари, появились намного раньше книг. Справочник сегодня — это издание, которое содержит комплекс сведений, охватывающих определенную отрасль знания, деятельности, тему и т. п., и носит прикладной, практический характер. Календари, книги по ремеслам и домоводству начали появляться в России в XVIII в. Постепенно, по мере роста читательского спроса, появляются общетехнические и отраслевые руководства. Издаются отечественные и переводные производственно-технические справочники специалиста и другие фундаментальные справочники. Современные справочники бывают настольные, портативные, карманные, настенные. Они снабжены чертежами, рисунками, схемами, таблицами, фотографиями и другими иллюстрациями. По объему информации подразделяются на комплексные (широкий круг научных и прикладных вопросов) и специализированные (тематика ограниченна). Каталоги, определители, статистические справочники, таблицы, путеводители, биографические словари, справочники специалиста, календари — разнообразные типы справочников. Различают справочники массово-политические, научные, производственные, учебные, популярные, бытовые, а также систематические, алфавитные, номерные, хронологические, однотомные и многотомные.

Справочную литературу чаще всего называют «аккумулятором знаний», «резервуаром знаний», «скорой помощью». Почему? За способность облегчить читателям быстрое ознакомление с колоссальной суммой знаний. Без справочной литературы, как утверждают многие ученые, иногда легче открыть новый факт или создать новую гипотезу, чем удостовериться в том, что они не были еще открыты. Ведь только по естественным и техническим наукам выпускается ежегодно несколько миллионов статей, десятки тысяч книг! А сколько всего уже накоплено человечеством за свою историю! Не случайно поэтому справочной литературе принадлежит особая роль в нашей жизни, а по количеству и качеству справочной литературы, выпускаемой в стране, нередко судят о том, насколько развиты в ней наука и культура.

Окружающий мир 3 класс

Книга — источник знаний

Справочная литература
Словарь — это собрание в алфавитном порядке слов какого-нибудь языка с объяснением их значений или переводом их на другой язык. Словари также помогают понять смысл неизвестных нам слов из какой-либо области знаний, разъясняют происхождение этих слов, помогают их правильно писать и произносить.
Энциклопедия — книга, где представлен обзор знаний. Энциклопедии, которые рассказывают об окружающем мире в целом, называются универсальными. Они часто бывают многотомными, и создает их множество учёных. Бывают специальные энциклопедии. Они дают обзор только одной области знаний.
Атласом сначала называли собрание различных карт. На первых собраниях карт изображали титана Атланта (или Атласа), который, по древнегреческим мифам, держит земной шар на своих плечах. Отсюда и название пособия. Затем атласами стали называть и собрания изображений разного рода.
Путеводитель предлагает нам справочные сведения о городах и об их достопримечательностях, о музеях, заповедниках и других хранилищах сокровищ природы и культуры.

Важную роль в стремлении к знаниям выполняют научно — популярные книги.

Научно-популярная литература — литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей.

Запиши сведения о научно — популярной книге, которая тебе особенно понравилась:
Фамилия, имя, отчество автора: Школьник Юлия Константиновна
Название: «Динозавры. Ящеры мезозойской эры». Самые современные знания о мире динозавров в занимательных статьях, любопытных фактах.

Нарисуй иллюстрацию к этой книге. Вместо рисунка можно приклеить фотографию по теме книги.

В московском метро ходит поезд «Читающая Москва». В нём очень интересно ездить. Кто знает, может быть, его красочное оформление пробудит жажду чтения в пассажирах — детях, чтение родит мечту, а мечта позовёт к открытиям!

Прочитай высказывания о значении книг и родного языка в жизни человека, которые размещены в поезде «Читающая Москва» Московского метрополитена.

Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души.
Цицерон
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
К.Г. Паустовский

Найди сведения об авторах этих высказываний в справочной литературе. Запиши их по образцу: «Дмитрий Иванович Менделеев — великий русский химик. Сведения взяты из Большой Российской энциклопедии. Том…, страница…».

Цицерон — древнеримский политический деятель, оратор и философ. Сведения взяты из Большого энциклопедического словаря. 2012 страница 1247.

Константин Георгиевич Паустовский — русский советский писатель, классик русской литературы. Сведения взяты из Краткой литературной энциклопедии. Том. 5, страница 28.

Придумай своё высказывание о пользе книг и чтения. Запиши его.
Читая, человек открывает для себя неизведанный мир.
Книга это опыт, который можно получить не набивая шишек.
Книга это друг, который подскажет и поделиться с тобой своими знаниями в нужную минуту.
Книга дает шанс получить хорошее образование и занять достойное место в жизни.
Читающий человек — думающий человек.

В каких справочных изданиях можно узнать, чем знаменит древнегреческий город Троя? Запиши.
Энн Миллард «История. Древний мир», Краткий словарь мифологии и древностей, Большой энциклопедический словарь, Словарь иностранных слов русского языка, «Древний мир. Энциклопедический словарь».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *