Казань музей изобразительных искусств

Казань является одним из самых возрастных культурных центров России. Важнейшим научным и художественным центром этого старинного города долгие годы остаётся Казанский университет, открывший свои двери на заре XIX столетия. Здесь преподавали выдающиеся мастера кисти, выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств, Арзамасской школы живописи, а также других авторитетных профессиональных учебных заведениях.

Наработки учёных Казанского университета легли в основу коллекции археологического и этнографического музеев столицы Татарстана, благодаря им появился Музей древностей и изящных искусств. Организованная кафедра теории и истории искусства воспитала признанных европейским сообществом исследователей Д. В. Айналова, Н. П. Лихачёва, В. К. Мальмберга, посвятивших свою жизнь научной деятельности.

В 1895 году начала работу Казанская художественная школа, открытая при содействии Академии художеств и инициативных горожан. Школа быстро стала центром не только художественной, но и вообще культурной жизни Казани. Здесь начали проходить ежегодные выставки полотен известных российских живописцев, предоставляемых фондами Императорской Академии художеств, общества А. И. Куинджи, Товарищества передвижных художественных выставок. В итоге через несколько лет образовалась собственная достаточно обширная коллекция картин, которые составили художественный отдел первого в городе общедоступного музея.

История этого культурного заведения началась в 1895 году, когда город получил в дар от вице-адмирала И. Ф. Лихачёва большую коллекцию картин и других художественных произведений, собранную его братом — археологом, коллекционером и краеведом А. Ф. Лихачёвым, умершим в 1890 году.

По окончании революции крупнейший городской научно-промышленный музей расширил сферы своих интересов и стал называться Казанским губернским. В нём появились этнографический, историко-археологический и художественный отделы. Многочисленные экспонаты прибывали сюда из национализированных дворянских усадеб и упразднённых церквей, передавались из университетского владения, покупались у коллекционеров или были получены в дар, а также поступали из столичных музейных фондов.

Богатая меценатка О. С. Александрова-Гейнс, наследница торговца чаем, не только жертвовала музею крупные суммы, но и передала ему большую коллекцию картин. В этом собрании были представлены более полусотни картин художников-реалистов, творивших в России второй половины XIX века: Ивана Шишкина, Владимира Маковского, Павла Ковалевского и других. Особого внимания заслуживают работы кисти Ильи Ефимовича Репина — портреты самой дарительницы и её мужа Александра Константиновиче Гейнса, генерал-губернатора Казани.

Незадолго до 1920 года музей выкупил у Александра Мантеля собрание картин и гравюр, объединённых названием «Мир искусства». В него входили работы Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Ивана Билибина и других выдающихся художников.

Своё 25-летие музей отпраздновал в почётном статусе Центрального музея Татарской республики. По этому случаю из госфонда было получено большое количество объектов художественного искусства рубежа XIX и XX веков.

Коллекция музея увеличивалась быстрыми темпами. Это позволило принимать участие в выставочных проектах и одновременно вести большую исследовательскую работу. Последняя была значительно оптимизирована целым рядом крупных музейных деятелей, вследствие чего художественных отдел музея превратился в художественную галерею.

Формированием собрания произведений местных художников занимался Пётр Максимилианович Дульский. Он лично посещал мастерские и городские выставки, отбирая наиболее выдающиеся работы преподавателей Казанской художественной школы и их талантливых учеников. Полотна Григория Медведева, Николая Фешина, Павла Бенькова и других легли в основу региональной художественной коллекции. Именно при содействии Петра Максимилиановича в 20-е годы выпускался журнал «Казанский музейный вестник», а также издавались каталоги большинства выставок города.

К 40-м годам XX века картинный фонд снова вырос за счёт присоединения работ, хранившихся в учебном музее городского художественного училища. Среди них оказались картины, подаренные Академией художеств, а также собственные произведения педагогов и учеников Казанской школы. Особенно широко было представлено творчество Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой, Павла Шиллинговского, Давида Штеренберга и Павла Кузнецова. В это же время при галерее появился Кабинет гравюр — детище Петра Евгеньевича Корнилова.

Таким образом, видно, что ядро музейной коллекции русской живописи образовалось в довоенное время. В следующие десятилетия оно пополнялось лишь эпизодически и в основном по инициативе Министерства культуры.

В 1958 году картинная галерея была выделена в самостоятельный музей изобразительных искусств под началом директора Галины Аркадьевны Могильниковой. А ещё через девять лет музей обзавёлся и собственным домом: им стал замечательный особняк дореволюционной постройки в самом центре города, где вплоть до 1917 года находилась штаб-квартира командования Казанским военным округом.

В 60–70-х годах сотрудники музея под началом нового директора активизировали деятельность по сбору произведений искусства. Так, была сформирована крупнейшая в России, да и во всём мире, коллекция произведений Николая Фешина, работавшего в первой половине XX века. Также возобновилось пополнение экспозиций, посвящённых казанским художникам. В частности, была образована постоянная коллекция предметов декоративно-прикладного искусства Татарстана и профессионального творчества. Усилия не были напрасны: сегодня национальная экспозиция — самая крупная из коллекций музея, она полно и разносторонне демонстрирует современное состояние изобразительного искусства и уникальные традиции республики Татарстан.

Нынешний фонд Государственного музея изобразительных искусств РТ состоит из по меньшей мере из 25 000 ценных экспонатов. В честь 1000-летия Казани (в 2005 году) был выделен филиал музея, занявший помещения бывшего военного училища на территории Казанского Кремля, — Национальная художественная галерея.

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан занесен в список наиболее обширных и знаменитых художественных музеев России. Он вобрал в себя живопись, скульптуру, графику, театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство западноевропейских школ XVI–XIX веков классического типа, русское искусство XVI–XX веков, а также советское и татарское изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В его стенах нашлось место для уникальной коллекции икон, переданной соборами Свияжска, кроме того, посетителям предоставляется уникальная возможность увидеть наиболее крупную в России коллекцию произведений художника Н. И. Фешина, который известен как мастер импрессионизма и модерна. Некоторые имеющиеся экспонаты выставлены в качестве регулярных объектов музея, ознакомиться же с общим фондом материалов посетители могут на временных выставках.

В коллекции находится более 26 тысяч экспонатов, она признана одной из наиболее обширных художественных коллекций Поволжья.

Временные выставки имеют регулярный характер и представляют живопись, фотографию и прочее искусство, также на базе музея проходят лекции и мастер-классы, функционирует несколько клубов по интересам. В летний период музей организует самое любимое мероприятие горожан — Международный музыкальный фестиваль «JAZZ в усадьбе Сандецкого».

История

История этого места датируется концом XIX века, когда в качестве экспозиции выступало содержимое картинной галереи Государственного музея ТАССР, первую коллекцию же передали по завещанию ученого-археолога А. Ф. Лихачева.

Музей создали после выхода приказа Министерства культуры России в 1958 году на базе картинной галереи Государственного музея ТАССР. В 1967 году домом музея стал особняк начала XX века, который ранее был резиденцией командующего Казанским военным округом генерала А. Г. Сандецкого. В территорию музея входил особняк, разместивший основную часть экспозиций, парк, научный архив, Ресурсный центр творческого развития детей и подростков, конференц-зал и здания фондохранилища.

С 2005 года в качестве структурного подразделения музея выступает Национальная художественная галерея «Хазинэ», которая расположилась в Казанском Кремле, а в 2009 году к ним присоединилась Галерея современного искусства ГМИИ РТ. В 2016 году на ее базе был открыт первый в стране Культурно-выставочный центр Русского музея, частью которого стали Ресурсный центр творческого развития детей и подростков, а также центр «Русский музей: виртуальный филиал» информационно-образовательной направленности.

Экспозиции музея ИЗО в Казани

Коллекция Государственного музея изобразительных искусств огромна. Здесь можно ознакомиться с произведениями живописи и иконописи средних веков, изделиями мастеров народного творчества и работами русских авангардистов. Также музей является хранителем обширной коллекции живописи древней Руси и широко освещает творчество русских художников XIX века, к примеру, под полотна И. И. Шишкина выделен отдельный зал. В общей сложности гости музея могут побывать на более чем 20-и тематических экскурсиях.

Беньков П.П. 1879–1949 «Золотой плес», 1910-е, холст, масло, © Архив сайта izo-museum.ru

Музей имеет три структурных подразделения, одним из которых стала Национальная художественная галерея «Хазинэ», постоянная экспозиция которой предлагает ознакомиться с произведениями декоративно-прикладного искусства художников Казани и Казанской губернии XIX–XXI веков, также здесь широко освещается графическое направление, живопись и скульптура. Посредством художественных произведений гости могут стать частью многообразия жизни края, насладившись природой, искусно переданной через пейзажи и натюрморты, эпохальных событий, смотрящих на них с исторических полотен, и повседневности, ставшей центральной темой в картинах бытового жанра. Здесь есть всё: яркая индивидуальность творческих манер и различные стилистические пристрастия.

© Эна

В качестве «жемчужин» коллекции выступают произведения Н. И. Фешина и работы из коллекции казанского авангарда начала XX века. Галерея «Хазинэ» каждый год предлагает своим гостям стать частью тематических и персональных выставок художников Татарстана, России и зарубежья.

Общая экспозиционная площадь Галереи современного искусства, входящей в состав музея, составляет 2500 м². Для города место стало единственной крупной выставочной площадкой, специализирующейся на современном искусстве. Галерея заняла большое трехэтажное здание, она интересна не только коллекциями ныне действующих художников, но и множественными мастер-классами, творческими встречами и клубами по интересам. Постройкой здания город обязан архитектору Герману Бакулину, создавшему его в 1978 году.

Ресурсный Центр творческого развития детей и подростков открылся в 2008 году, когда Союз музеев России, Фонд Б. Н. Ельцина, Государственный русский музей и Государственный музей изобразительных искусств РТ объединились, чтобы реализовать совместный проект. В качестве основы Центра выступает школьный сектор, функционирующий с 1970 года.

Ваза-сухарница из экспозиции музея, 1840-е годы, © Архив сайта izo-museum.ru

Фестиваль джаза в Казани

Музыкальный фестиваль «JAZZ в усадьбе Сандецкого» проходит каждое лето в Казани. Площадкой для его проведения с 2007 года становится парк музея, длится же мероприятие два месяца: с июля по август. Еженедельные концерты собирают огромное количество народа каждый четверг.

Многообразие стилистики казанского джазового форума приятно удивляет: каждый из концертных вечеров становится средоточием определенного музыкального направления, среди которых можно обнаружить как мэйнстрим, так и авангард. С тех пор, как фестиваль стартовал, на нем успело выступить большое количество музыкантов, считающихся цветом российской и зарубежной культуры джаза.

Руководит музыкальным фестивалем Ольга Скепнер, кресло директора занимает Розалия Нургалеева.

Создатели фестиваля утверждают, что одной из его основных идей является сочетание самых разных видов искусств. Продолжают и органично дополняют фестивальные концерты художественные выставки и фотоэкспозиции.

За всё время существования мероприятие стало некой «визитной карточкой» культурной части города. Каждый год оно обрастает всё большим числом поклонников.

Как добраться до музея ИЗО Республики Татарстан

Основное здание Государственного музея изобразительных искусств и Галерея современного искусства находятся практически рядом. Чтобы доехать до них на автобусе, выходят на остановке «Улица Толстого». До нее следуют маршруты № 10а, № 22, № 28, № 30, № 35, № 54, № 63, № 89, № 91, а также троллейбусы № 2, № 3, № 5, № 7, № 8.

Галерея современного искусства находится через дорогу от главного здания, добратся до нее можно тем же маршрутом.

Галерею «Хазинэ» можно отыскать в третьем подъезде Казанского Кремля, недалеко от которого находится станция метро «Кремлевская».

Тем, кто предпочитает автобус, следует доехать до остановки «Центральный стадион» на маршрутах № 6, № 15, № 29, № 35, № 37, № 47, № 74 и троллейбусе № 2 или до остановки «КАИ» на маршрутах № 22, 28а, № 89.

По городу действуют все известные приложения по вызову такси, а именно Яндекс. Такси, Максим, Uber, Gett и несколько местных компаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *