Дворец кадриорг

Великолепный дворец в стиле барокко вместе с окружающим его парком является роскошной достопримечательностью Таллина. Дворец Кардриорг был построен Петром Первым в 1727 году после того, как Эстония стала территорией России.

Возведенный как подарок супруге Екатерине, дворец получил имя Екатериненталь, что в переводе с немецкого означает «долина Екатерины». Разбитый вокруг парк изначально был французским, вдоль роскошных аллей стояли беседки и скульптуры, однако после смерти Петра все скульптуры были перевезены в Петергоф, который был основной резиденцией Екатерины. Разросшись, парк перестал быть регулярным, превратившись в пейзажный.

История Кадриоргского дворца

По приказу Петра закладка дворца началась в 1718 году. Над его проектом работал итальянский архитектор Никколо Микетти, а работами руководил Гаэтано Кьявери. Однако по просьбе самого архитектора на стройку был направлен Михаил Земцов, который впоследствии и вел ее целиком, доведя до конца.

Через год после начала строительства боковые павильоны были взяты под черепицу, а весной 1721 года их внутренняя отделка была закончена полностью. В свой последний визит в 1724 году Петр еще наблюдал строительные леса на главных фасадах, но уже в конце года все главные работы были завершены.

Начиная с 1930-х годов, Кадриоргский дворец являлся резиденцией главы государства. После окончания Второй мировой войны, здесь разместился Эстонский музей искусства.

Кадриоргский дворец является самым грандиозным дворцово-парковым ансамблем и одной из самых популярных достопримечательностей Эстонии. Главной архитектурной особенностью постройки является центральная выступающая часть фасада. Открытый балкон на колоннах и барочным фронтоном придает особый шик и изысканность всему облику дворца.

Возрождение былых красот

Когда-то парк занимал площадь около ста гектар, сегодня идут работы по его восстановлению в стиле 18 века. Дворцовый сад на сегодняшний день уже имеет законченный вид.

В парке было выкопано несколько прудов сразу при закладке, как для осушения почвы, так и для придания ландшафту более живого и живописного вида. Все фонтаны, каскады, а также пруды получали воду из озера Юлемисте. Как правило, сады и парки в стиле барокко имеют большое число фонтанов, которые выполнены в виде маскаронов — свинцовые маски, из пасти которых выливаются струи воды.

Осматривая дворцовую архитектуру и музеи Таллина, стоит посетить замок Маарьямяги в котором размещается филиал Эстонского исторического музея.

Парк Кадриорг считается одним из наиболее красивых исторических парков во всей Северной Европе Парк Кадриорг является одним из самых красивых исторических парков в Северной Европе и любимым местом отдыха в городском пространстве Таллинна.
Кадриорг, который в наши дни является одним из жилых районов центральной части Таллинна, был изначально заложен как летняя резиденция российского царя Петра I и включал в себя, помимо
дворца и регулярного сада, земельный участок площадью более 70 000 гектаров. Дворцово-парковый ансамбль был назван Екатериненталем в честь жены Петра I Екатерины I. Эстонское название – Кадриорг – стало официальным названием дворца и парка начиная с 1920-х годов.
За три века существования Кадриорга его облик существенно
изменился. Здесь были построены новые здания и посажены
новые деревья, возникли целые жилые кварталы, добавились
новые культурные слои. Несмотря на все эти изменения, душой
и источником самобытности Кадриорга по-прежнему остается
великолепный дворцово-парковый ансамбль с его захватывающей историей.


Датой рождения паркового ансамбля считается 22 июля 1718
года, когда по приказу российского царя Петра I под Ревелем
(Таллинном) началось строительство нового летнего дворца
европейского типа. Под руководством итальянского архитектора
Никола Микетти был создан проект трехуровневого паркового
ансамбля в итальянском стиле, согласно которому Нижний сад
перед дворцом располагался на нижнем плато, а Верхний сад
позади дворца размещался на двух уступах (на первом из них –
партерный цветник, на втором – Миражеский пруд). Центральным
элементом ансабля является дворец с двумя крыльями, стоящий на краю уступа. Высокий парадный фасад дворца, имеющий торжественный и величественный вид, был обращен в сторону Нижнего, а более низкий и скромный задний фасад – в сторону Цветочного сада. Строительство дворца и регулярного парка велось одновременно, в их планировке использовались барочные декоративные приемы, характерные для разных европейских стран. Например, в парке предусматривались террасы итальянском стиле, каналы в голландском стиле, осесимметричная сеть дорожек во французском стиле, партерные клумбы и цветочные композиции в русском стиле. Было начато и обустройство территории за пределами регулярного парка. Именно там разместили все хозяйственные постройки дворца (хранилище, кухню, погреб, конюшни и т. д.).


В XIX веке к северу от регулярного парка велось интенсивное
обустройство пейзажного парка. Его основой стали дубовая роща с россыпью валунов, уступы и плитняковый глинт. Местный ландшафт и растительность оставались практически неизменными в течение нескольких столетий. В наши дни в дубраве можно увидеть деревья, возраст которых составляет более 300 лет. Самый толстый дуб этой рощи (обхватом 6,3 м) растет в ее северо-восточной части. В конце XIX века было осуществлено упорядочение территории Кадриорга в соответствии с планами,
разработанными известным рижским ландшафтным архитектором Георгом Куфальдтом. Он бережно отнесся к регулярному парку, непосредственно прилегающему ко дворцу, сохранив все его композиционные особенности. Что же касается собственного
художественного почерка, то его он продемонстрировал в пейзажном парке.

В начале XIX века Ревель (Таллинн) стал приобретать известность
как курортный город, а расположенный рядом с морем Кадриорг
превратился со временем в модный дачный район. Здесь были
построены украшенные деревянной резьбой и башенками виллы, купальные салоны, водолечебницы, гостиницы, пансионаты
и рестораны. Целебный морской воздух и солнечные ванны
высоко ценились как местными дворянами и горожанами, так и
сливками петербургского общества во главе с членами царской
семьи и их приближенными. Период расцвета Кадриорга как
дачного района продолжался до 1870-х годов.

В обретшей независимость молодой Эстонской Республике (1918–1940) ландшафтной архитектуре, культуре дома и садово-парковому искусству придавалось, как во всем цивилизованном мире, государственное значение. Это стало своего рода выражением самобытности и национального самосознания.
В 1920–1930-е гг. парк превратился в популярное место проведения досуга и прогулок горожан. Переломным для Кадриорга стал период с 1935 по 1940 год. Именно в это время дворец перестроили в резиденцию государственного старейшины Константина Пятса. Было возведено административное здание Канцелярии
Президента. Барочный Верхний сад, расположенный между двумя зданиями, подвергся существенному преобразованию. Диагональные дорожки Нижнего сада покрыли дерном, а каналы заполнили грунтом. Дворец и прилегающая к нему территория превратились в закрытую для рядовых граждан резиденцию главы государства. В этот период было осуществлено капитальное переустройство всей парковой зоны Кадриорга. На основании принципов так называемого народного парка ряд ветхих зданий подвергся сносу, привели в порядок Лебединый пруд, вокруг которого высадили клумбы, имитировавшие своими узорами красочное узорочье поясов эстонских народных костюмов, были также сооружены Концертная площадка и Молодежный парк. В северо-восточной части парка появился Северо-восточный пруд с водопадом.
Вторая мировая война оказала влияние как на город, так и на Парк
Кадриорг. В ходе неоднократных боев в этих местах пострадали
многие здания и деревья (в их стволах найдено немало осколков
от снарядов). В течение ряда послевоенных лет парк выглядел
совсем неухоженным.


После восстановления независимости Эстонской Республики в
1991 году в Кадриорге начались обширные работы по восстановлению дворца и парка. Открылась великолепная возможность возродить целостный барочный ансамбль в его первоначальном виде: регулярный парк и дворец с обоими крыльями, а также с Нижним и Верхним садами. На сегодняшний день полностью обновлены Морская аллея и аллея Каарна, Лебединый пруд и его окрестности, дворец и цветник, исторические каналы и Концертная площадка. Рядом с обновленным Северо-восточным прудом в 2011 году был открыт Японский сад.

В историческом здании Кадриоргского дворца располагается Кадриоргский художественный музей.

Еще до завершения Северной войны (1700–1721) Петр I, уверенный в своих позициях на завоеванных территориях в регионе Балтийского моря, начал создавать в окрестностях Ревеля (Таллинна) новый летний дворец, достойный великой державы.
Петр, стремившийся показать себя европейским правителем,
сознательно подчеркивал как свою личную принадлежность, так
и причастность всей России к европейскому культурному пространству. Желая создать новую российскую действительность
и сформировать новых людей, он приступил к преобразованию
облика страны и народа, причем существенную роль в этом должна была выполнять архитектура.

К строительству Кадриоргского дворца Петр I привлек мастеров со
всей Европы. Помимо главного архитектора – итальянца Никола
Микетти (1675–1743), здесь работали другие итальянские, а также
немецкие, шведские и русские архитекторы и скульпторы. После
возвращения Микетти на родину строительными работами стал
руководить Михаил Земцов, ставший впоследствии главным
архитектором Санкт-Петербурга. Бригады рабочих ввозились
из России, на тяжелых работах использовали солдат ревельского
гарнизона, а также каторжан. Появление в почти обезлюдевшем
и разоренном войной Ревеле невиданно пышного и роскошного
дворца, выделявшегося на фоне местных скромных летних усадеб,
прибрежных валунов и можжевельников, должно было казаться
настоящим чудом.

Точка отсчета истории Кадриоргского дворца – июль 1718 года –
запечатлена рукой камнереза на мемориальной доске в его вестибюле.
Однако не все масштабные планы Микетти и Петра I по строительству Кадриорга удалось реализовать, поскольку после смерти царя в 1725 году российские правители надолго потеряли интерес к этим местам. В последующие десятилетия жизнь дворца
оживлялась, в основном, лишь перед визитами высокопоставленных особ. В 1746 году в Кадриорге провела неделю дочь Петра I, императрица Елизавета, а в 1764 году его посетила Екатерина II.

В честь важных гостей дворец был отремонтирован и меблирован. Именно перед визитом императрицы Елизаветы Петровны
в двусветном богато украшенном декором из стукко парадном
зале т.н. итальянского типа появилась потолочная роспись. Большой живописный плафон выполнен по мотивам «Метаморфоз» Овидия, а малые аллегорические картины основаны на элементах гобеленов, прославляющих французского короля Людовика XIV. Парадный зал Кадриоргского дворца считается драгоценной жемчужиной североевропейского барокко – существует немного столь хорошо сохранившихся дворцовых интерьеров времен Петра I.

В периоды между визитами царствующих особ ответственность за
надлежащее содержание дворца нес его смотритель, или кастелян, должность которого в XVIII веке занимали главным образом
профессиональные архитекторы. Помимо содержания дворца
и парка, кастеляны также занимались составлением карт и сооружением новых строений. Кастеляну подчинялись садовники,
сторожа парка, истопники и прочие подсобные работники.
На протяжении всего XVIII века дворец сохранял свой первоначальный облик и выполнял представительские функции. С 1730 года право использовать дворец в качестве летней резиденции получили также эстляндские губернаторы.

После визита императора Николая I в Ревель в 1827 году дворец и
парк подверглись масштабным ремонтно-строительным работам.
Переделки и перестройки, проведенные в 1827–1831 гг., соответствовали изменениям, произошедшим в тот период в жизни императорской семьи и двора, в результате чего семейные отношения и образ жизни, близкий к природе, стали цениться выше внешней помпезности. Для наслаждения морским воздухом на балконе дворца был установлен комфортабельный навес со шторами, вместо величественной лестницы, ведущей в цветник, построили полукруглую закрытую веранду. Помещения обставили роскошной мебелью, были оборудованы ванные комнаты, установлены дополнительные светильники, завезены новые персидские ковры, произведения искусства и т.п. В ходе переделок был также изменен характер использования помещений дворца.

В 1832 году в Кадриоргском дворце поправляли свое здоровье
три дочери царя Николая I. Для них были построены освещенная
дорожка, ведущая от дворца к берегу моря, а также лодочная
пристань и купальня. Наслаждаться солнцем и свежим воздухом
приезжали в Кадриорг многие другие высокопоставленные лица,
для размещения которых в гостевые дома были перестроены
старый сторожевой домик и люстгауз. Вслед за императорской семьей Ревель и Кадриорг стали посещать представители как высшего общества, так и петербургской интеллигенции
(например, поэт Василий Жуковский, Сергей Львович и Надежда
Осиповна Пушкины – родители великого поэта). Однако к концу
столетия императорские визиты в Ревель стали более редкими.

Февральская революция 1917 года свергла монархию в России.
Год спустя Кадриоргский дворец был передан городу Таллинну,
однако от обстановки царских времен к тому моменту сохранилась лишь малая часть.

Начиная с 1919 года, в левом флигеле, обращенном к морю, располагалось ателье скульптора Аугуста Вейценберга, а в залах дворца проводились художественные выставки. В течение первого десятилетия Эстонской Республики Кадриорг превратился в центр
притяжения творческой интеллигенции – здесь был создан целый
ряд мастерских художников.
В качестве художественного музея дворец был открыт после
основательной реконструкции в 1927 году. Здесь выставлялись
образцы европейского старинного искусства, переданные из
государственных учреждений и поместий, произведения прибалтийско-немецкой живописи, работы эстонских художников более раннего периода – Йохана Кёлера, Аугуста Вейценберга, Пауля и Кристьяна Рауда, Антса Лайкмаа, а также труды современных авторов – Конрада Мяги, Пеэта Арена, Николая Трийка и других.

В связи с визитом шведского короля Густава V в Эстонию в 1929 году дворец был перестроен в официальную летнюю резиденцию старейшины, эту должность на тот момент занимал Аугуст Рей. После прихода к власти Константина Пятса в 1934 году во дворце и во всем парке начались капитальные преобразования. По проекту архитектора Александра Владовского к заднему фасаду дворца были пристроены новый банкетный зал в необарочном стиле, зимний сад и обеденный зал. Апартаменты главы государства находилась на третьем этаже, а официальный представительский кабинет располагался в крыле главного корпуса, обращенном к морю. Остальные помещения были переделаны в комнаты для высокопоставленных гостей, а также в разностильные салоны. В их оформлении в некоторой мере соблюдались прибалтийско-немецкие традиции, однако в конце 1930-х годов появились интерьеры в эстонском национальном стиле, которые в немалой степени сохранились до наших дней.

В 1946 году дворец был вновь передан Художественному музею Эстонии. В советский период в музее была сосредоточена бόльшая часть художественной жизни Эстонии – здесь проводились выставки современных художников, демонстрировались произведения эстонской классики, а также зарубежных авторов. В 1991 году полностью амортизированное здание было закрыто для
основательного ремонта и реставрации. Реставрационные работы, длившиеся девять лет, завершились торжественным открытием дворца 22 июля 2000 года.


С этого времени здесь работает Кадриоргский художественный музей – филиал Художественного музея Эстонии. В залах дворца представлено раннее западноевропейское и русское искусство – произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства, которые придают дворцу, оставшемуся без прежних интерьеров, величие и блеск. Наряду с экспонируемым государственным художественным собранием весомым экспонатом музея является сам дворец с его захватывающей историей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *