Монплезир дворец

Дата постройки: 1714-1723 гг.

Архитекторы: Андреас Шлютер (1660-1714), Иоганн Фридрих Браунштейн (?-?), Жан-Батист Леблон (1679-1719), Николо Микетти (1675-1759)

На самом берегу Финского залива стоит любимый загородный дворец Петра I – «Монплезир» (фр. monplaisir — «моё удовольствие»). Замысел постройки определялся набросками и схематическими рисунками самого царя, наметившего не только местоположение, но и внутреннюю планировку, некоторые элементы декоративной отделки и т.д. В облике «Монплезира» отразились незаурядность личности первого российского императора, его эстетические вкусы, интересы и привязанности: декоративное оформление явно задумано под влиянием голландской архитектуры XVIII века, поэтому дворец иногда называли «Голландским домиком». Французский посол Кампредон писал: «Комнаты в «Монплезире» малы, но очень удобны, и заметно подражание голландским экономии и опрятности в кухнях, а также в вымощенной террасе на берегу моря, осененной липами, подобно гаагским каналам».

Галереи и комнаты дворца украшены полотнами западноевропейской живописи XVII-XVIII веков, большая часть из которых относится к первоначальной коллекции, собранной Петром. Для размещения большой коллекции китайского фарфора в «Монплезире» был создан уголок Востока – Лаковый кабинет. Его стены декорированы большими черно-лаковыми панно с миниатюрной живописью, выполненной в китайском стиле. На прикрепленных между панно полочках-консолях размещен восточный фарфор, который в петровскую эпоху чрезвычайно ценился и являлся предметом особой гордости владельцев.

Парадный зал, находящийся в центре дворца, – одно из лучших достижений петровского барокко. Характерные темы смены времен года, изменчивости мироздания, построенного на четырех стихиях, отражены в скульптурном и живописном оформлении купола. Для отделки стен на английский манер использован благородный вощеный дуб. Парадный зал «Монплезира» – свидетель самых разнообразных событий. Здесь отмечались семейные праздники и победы русского оружия, проводились приемы иностранных послов. Огромный стеклянный кубок на столе напоминает о серьезном наказании: штрафном «Кубке Большого орла», который во время пиров наполняли до краёв вином и подносили нарушителям правил, введенных царем.

Редкие предметы кухонной посуды выставлены в опрятной Кухне, оформленной на голландский манер. Здесь иногда готовила и супруга царя Екатерина Алексеевна. Особенностью монплезирской кухни является наличие каменной раковины для мытья посуды, вода для которой подавалась по трубе от фонтана «Сноп». Водопровод и проточно-промывная канализация, созданные для «Монплезира», были значительными новшествами для XVIII века.

Рабочий кабинет Петра I связан с морской темой. Одним из важнейших направлений деятельности царя было создание флота. Из окон кабинета открывается вид на Финский залив, Кронштадт и Санкт-Петербург. Нижняя часть стен кабинета украшена плитками, на которых мастера изобразили 13 типов парусников того времени. Забавные обезьянки в росписи потолка напоминают о путешествиях в заморские страны. Навигационные и измерительные инструменты, представленные на полках шкафа-поставца, свидетельствуют о морских занятиях императора – знатока кораблестроения и морского дела.

Особую атмосферу ушедшей эпохи создают сохранившиеся личные вещи царя, которыми он пользовался в повседневной жизни: фетровый ночной колпак, полотенце, кувшин и тазик для умывания.

Ни один российский монарх не забывал о «Монплезире» – на него смотрели, прежде всего, как на одну из самых почитаемых реликвий отечественной истории. Дворец, сохранивший до наших дней значительную часть подлинной отделки и убранства, является жемчужиной в дворцовой коллекции Петергофа.

Дворец Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка Петергофа, всего лишь в нескольких метрах от Финского залива. Место на берегу, рядом с морем, откуда видно все проходящие корабли, выбрал сам Петр Первый. Название дворца Монплезир происходит от французских слов mon plaisir, что означает «мое удовольствие». Действительно, дворец стал любимым детищем Петра, в его создание император вложил свою душу — он сам определил планировку здания и сада, устройство фонтанов и оформление залов.

Режим работы дворца Монплезир в 2020 году

Музей временно закрыт для посетителей в связи с мероприятиями по борьбе с распространением коронавируса.

  • Ежедневно 10:30 до 18:00
  • Последний понедельник месяца — санитарный день
  • Кассы закрываются на час раньше

Стоимость билетов в дворец Монплезир в 2020 году

  • Для граждан России
    • взрослые — 300 рублей
    • дети до 16 лет — бесплатно
    • школьники (с 16 лет), студенты и пенсионеры — 200 рублей
  • Для граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии
    • взрослые — 300 рублей
    • дети до 16 лет — бесплатно
  • Для иностранных граждан
    • взрослые — 500 рублей
    • дети до 16 лет — бесплатно

Описание

По замыслу Петра, дворец Монплезир создавался как удобное жилище для просвещенного человека. Вместе с тем, учитывая, что строили его самые знаменитые мастера того времени, Монплезир можно считать образцом архитектуры и декоративно-прикладного искусства начала XVIII века. В его строительстве и оформлении учитывались все самые новые веяния того времени.

Планировка здания отличается лаконичностью и четкостью. К центральной части, покрытой шатровой крышей, примыкают две галереи с небольшими павильонами.

Со стороны северного, выходящего к морю фасада устроена Морская терраса, с которой открывается великолепный вид на Финский залив и на Кронштадт с его фортами.

Ближе к берегу с западной стороны террасы установлена медная статуя Нептуна — владыки морей, символизирующая победу России в борьбе за выход к Балтийскому морю.

Внутреннее устройство также просто и рационально: в центре здания находится Парадный зал, к которому с западной стороны примыкают Секретарская, Спальня и Морской кабинет Петра I, а с восточной стороны — Китайский кабинет, Кухня и Буфетная.

Залы украшены голландскими изразцами и мрамором, китайскими панно и тканями, дубовыми резными панно и паркетом из ценных пород дерева. Восхищает и скульптурное оформление интерьеров в виде декоративной лепки.

В своем любимом дворце Петр Первый открыл первую в России картинную галерею, он сам приобрел коллекцию полотен европейских живописцев XVII–XVIII веков. Также сюда была привезена коллекция китайского фарфора и голландского фаянса, русского стекла и посуды.

В экспозиции Вы увидите личные вещи Петра I и подарки, полученные императором.

Из истории

Здание возводилось с 1714 по 1723 годы, в его создании принимали участие архитекторы Андреас Шлютер и Иоганн Браунштейн, Жан Батист Леблон и Николо Микетти, а также лучшие строители, мастера живописи и скульпторы того времени.

Дворец Монплезир является не только архитектурным, но и историческим памятником. Он был местом проведения ассамблей и парадных приемов, сюда приезжали русские купцы и капитаны кораблей, здесь Петр Первый встречался со своими сподвижниками и иностранными послами.

Последний раз Петр побывал во дворце в октябре 1824 года. После его смерти Екатерина I приняла здесь первых членов Академии наук, а Екатерина II в Парадном зале часто устраивала ужины для приближенных к ней лиц.

Со второй половины XVIII века дворец Монплезир стал рассматриваться как памятник, связанный с именем Петра Первого, где хранятся особо почитаемые экспонаты, рассказывающие об истории России.

Фонтаны Сноп и Колокола в Монплезирском саду

Напротив южного фасада дворца протяженностью почти 73 метра расположен Монплезирский сад с яркими узорчатыми партерами. Как и планировку здания, Петр Первый сам создал эскиз сада и фонтанной системы. По его наброскам проект был выполнен архитектором Николо Микетти, созданием фонтанов руководил фонтанный мастер Поль Суалем.

Центральное место в композиции занимает фонтан Сноп, по сторонам которого на равном расстоянии расположились четыре фонтана Колокол со скульптурами. Первоначально статуи над фонтанами были свинцовыми, а в 1817 году их заменили на бронзовые, модели которых выполнил известный скульптор Иван Мартос. Золоченые скульптуры Психеи и Вакха, Сатира с козленком и Аполлино установлены на постаментах, выполненных в виде ваз и колонн с каннелюрами (желобками). Фонтанная вода выходит под скульптурой и стекает тонкой пеленой в виде стеклянного колокола.

В годы Великой Отечественной войны статуи были спрятаны и, таким образом, их удалось спасти.

На боковых аллеях сада стоят совсем безобидные скамейки в виде диванчиков. На самом деле, это фонтаны-шутихи, созданные по рисунку Петра Первого в 1723 году. Стоило гуляющим по парку ступить на камешек рядом со скамейкой, как струи воды обливали гостей.

В Монплезирский ансамбль входят также Банный корпус, Ассамблейный зал и Екатерининский корпус.

Фонтан Сноп — видео

Ассамблейный зал

Ассамблейный зал был перестроен из Поваренных палат по приказу Елизаветы в 1747–1748 годах. Проект строения выполнил Франческо Бартоломео Растрелли.

В этом зале проходили торжественные обеды орденских кавалеров, блюда для которых готовились в расположенной рядом кухне. Сохранились царский стол и сервиз Екатерины II, уникальные русские шпалеры первой половины XVIII века и различная кухонная утварь.

Дворец Монплезир в Петергофе является своеобразной реликвией петровских времен — он не поражает своей роскошью и величием, но простота, изысканность и законченность каждой детали подчеркивают значение маленького дворца для правителя великой державы.

Адрес: Петергоф
Начало строительства: 1714 год
Окончание строительства: 1723 год
Архитектор: Андреас Шлютер, Иоганн Фридрих Браунштейн, Жан-Батист Леблон и Николо Микетти
Объект культурного наследия Российской Федерации
Координаты: 59°53’13.4″N 29°55’09.1″E

История строительства

Дворец в истории страны

Дворец сегодня

Музейные собрания

Информация для туристов

Как добраться

Дворец Монплезир на карте

Пожив за границей и посмотрев на дворцы европейской знати, Петр I захотел построить в Петергофе личные апартаменты. При возведении собственного дворца он не гнался за гигантскими размерами и роскошным убранством. Российский император был просвещенным человеком и его прежде всего интересовало удобное и практичное жилье.

Дворец Монплезир с высоты птичьего полёта

История строительства дворца

В 1714 году император выбрал место для дворцовых зданий, утвердил проекты планировки и отдал личные указания об оформлении. Чтобы архитекторы лучше поняли то, что он хочет увидеть, Петр I сделал несколько рисунков и схематических набросков будущего дворца.

В это время Россия участвовала в затяжной Северной войне, на которую уходила значительная часть средств из государственной казны. Чтобы быстрее завершить строительство в Петербурге, а также построить загородную резиденцию в Петергофе, Петр I вынужден был издать указ, по которому на несколько лет запрещалось возводить каменные дома по всей стране. Однако, несмотря на жесткий режим экономии, дворец для императора появился только в 1723 году, когда война за выход к Балтийскому морю была завершена.

До сих пор живописный ансамбль Монплезира считается образцом архитектуры начала XVIII столетия. Такой успех стал возможен, благодаря таланту построивших дворец зодчих, строителей, живописцев, скульпторов, лепщиков и резчиков. Петровскую резиденцию проектировал немецкий архитектор и мастер раннего барокко Андреас Шлютер. В возведении дворца принимал участие другой немецкий зодчий — Иоганн Фридрих Браунштейн, на которого в 1714-1716 года было возложено руководство всем строительством в Петергофе.

Вид дворца из Монплезирского сада

После Браунштейна к возведению Монплезира приступил приглашенный Петром I французский архитектор Жан-Батист Леблон, занимавшийся помимо дворца обустройством большого петергофского парка. Кроме того, нельзя не отметить вклад известного итальянского зодчего Николы Микетти. В 1719-1723 годах он выполнял роль архитектора при российском дворе и следил за качеством строительных работ в Петергофе.

Дворец в истории страны

В переводе с французского языка название любимого дворца Петра I означает «мое удовольствие». Монплезир полностью оправдал ожидания государя и нравился ему больше других дворцов, поэтому он подолгу останавливался здесь. Одноэтажное здание было построено под сильным влиянием голландских традиций и при Петре I его часто называли «Голландским домиком». Во дворце был сделан водопровод и промывочная канализация, которые для России XVIII века были в новинку.

В Монплезире император предпочитал встречаться с послами иностранных государств и проводить пышные приемы гостей. Побывавший у Петра I посланник французского двора Кампредон был очарован новой постройкой. Он отмечал, что маленькие комнаты чрезвычайно удобны для жизни, а дворцовая кухня очень опрятна и свидетельствует о влиянии голландской экономии. Особенно понравилась послу вымощенная терраса на побережье Финского залива. Вокруг нее росли липы, и гостю государя это место напомнило живописные каналы Гааги.

Вид дворца и террасы а берегу Финского залива (справа)

Помимо переговоров с иностранными посольствами, в Монплезире проходили сборы двора или, как тогда говорили, ассамблеи. Последний раз государь навестил любимый дворец незадолго до кончины, в середине осени 1724 года.

В 1725 году, уже после смерти Петра I, императрица Екатерина I провела во дворце торжественный прием, в котором участвовали ведущие члены Российской Академии наук. Другие императоры тоже использовали Монплезир для приемов, а Екатерина II любила устраивать во дворце изысканные ужины для доверенных лиц.

Под влиянием высших лиц Российского государства Монплезир стали воспринимать как памятное место, связанное с Петром I. Дворец всегда поддерживали в надлежащем состоянии и собирали в нем все, что касалось памяти царя-преобразователя. Благодаря такому подходу, внутренние помещения дворца сохранились в оригинальном виде.

В 1941 году, перед началом фашистской оккупации, все ценности из дворца успели вывезти вглубь страны. Гитлеровцы изуродовали старинную постройку, полностью уничтожив отделку дворца, а террасу на берегу залива они использовали как удобную огневую точку. Дворец был заминирован, но, к счастью, все мины нашли саперы, и взрыв уникального архитектурного памятника был предотвращен. Реставрацией дворца занимались несколько лет и завершили к 1960 году.

Вид галереи из Монплезирского сада

Дворец сегодня

Как того и хотел Петр I, дворец имеет рациональную внутреннюю планировку. В нем нет ничего лишнего и искусственного. Большие залы окружены жилыми комнатами и хозяйственными помещениями. Несмотря на то, что Монплезир невелик по размерам, его роскошное убранство поражает воображение. Не случайно искусствоведы называют этот дворец памятником декоративно-прикладного искусства и шедевром декоративной лепки начала XVIII века.

В украшении помещений использованы искусно сделанные голландские изразцы, дорогие ткани, мраморные панели, наборный паркет и резьба по дереву. Здесь можно увидеть изысканные лаковые панно с миниатюрной росписью, изготовленные по оригинальным китайским технологиям. Сегодня они украшают стены Лакового кабинета. Живописные работы для Монплезира делал французский мастер Филипп Пильман.

Среди других помещений дворца выделяется богатый Парадный зал, оформленный в лучших традициях петровского барокко. Он занимает всю ширину главного дворцового корпуса и обладает двумя выходами. Один из них выводит в сад, а другой — на прибрежную террасу.

Фонтан Сноп на фоне дворца

Стены зала на английский манер отделаны вощеным дубом, а пол, подобно шахматной доске, выстилают черно-белые плитки. Над дубовыми панелями находится неширокая кромка потолка, которая отделяет стены и большой купол. Он поднимается над центральной частью зала и делает помещение просторным и торжественным.

Росписи купола выполнены на любимую в XVII-XVIII веках тему смены времен года. В центре плафона можно увидеть изображение покровителя искусств — бога Аполлона в окружении богов четырех ветров. На куполе также изображены букеты цветов и сложные растительные орнаменты, а обрамлением этого великолепия является затейливый лепной декор.

В 1871 году талантливый живописец и рисовальщик Николай Гена писал картину, на которой Петр I проводит допрос своего сына — царевича Алексея. Фоном для основного сюжета художник выбрал Парадный зал дворца. Глядя на полотно, можно увидеть мельчайшие делали знакомой обстановки. Однако, данная картина является художественным вымыслом, так как в 1718 году, когда происходили реальные исторические события, Монплезир еще не был достроен.

Парадный зал

Музейные собрания

Вниманию туристов во дворце представлены лучшие коллекции декоративно-прикладного искусства. В залах и комнатах выставлены собрания фарфора из Китая и фаянса из Голландии. Следует заметить, что в петровские времена тонкий восточный фарфор считался предметом особой ценности, и при российском дворе были в чести те, кто мог себе позволить купить дорогие фарфоровые изделия. В наши дни предметы из фарфора выставлены на полочках-консолях между живописными лаковыми панно.

Во дворце экспонируются богатые коллекции российского стекла и предметы обихода, которыми пользовались на кухнях в начале XVIII века. Любители живописи могут насладиться коллекцией картин западноевропейских мастеров XVII-XVIII веков. Примечательно, что большую часть старинных полотен выбирал и покупал сам Петр I.

Особый интерес посетителей вызывают разделы экспозиции, связанные с основателем дворца. Это личные вещи российского императора и подарки, которые он получал от дипломатов зарубежных государств.

Информация для туристов

Дворец находится на территории Нижнего парка Петергофа, территория которого открыта ежедневно с 9.00 до 20.00. Кассы работают с 8.45 до 19.00. Монплезир принимает гостей в любой день с 10.30 до 18.00. Следует иметь в виду, что кассы прекращают работу на час раньше. Если во дворец приходит группа туристов от 15 человек, экскурсию по Монплезиру проводят бесплатно. При численности группы менее 15 человек, стоимость экскурсии составляет 800 рублей за группу.

Галерея

Как добраться

Дворцовые постройки расположены недалеко от берега Финского залива. Они находятся с востока от парадного въезда в императорскую резиденцию, в 600 м от пристани Петергофа. От причалов возле Дворцового моста сюда добираются на «Метеорах».

Маршрутки до Петергофа курсируют от Балтийского вокзала и станций метро «Проспект ветеранов», «Автово» и «Ленинский проспект». Кроме того, сюда можно попасть на электропоезде. С Балтийского вокзала едут до «Нового Петергофа», а оттуда подъезжают к территории музея-заповедника на автобусах № 349,350, 351, 352, 355 или 356.

Рейтинг достопримечательности

Расположенный за пределами Санкт-Петербурга Петергоф – это живописнейшая резиденция Российской императорской семьи. Это место было выбрано первым российским императором Петром для размещения фонтанов, парка и нескольких дворцов. Петра I так поразила красота Версаля и Амстердама, что он задумал и воплотил в жизнь идею создания романтичного паркового комплекса с великолепными фонтанами.


Отличие великолепного фонтанного парка Петергофа от Версаля в том, что вода в нижний парк льется с Ропшинских высот из-за разницы высот и фонтаны работают целый день. В Версале же фонтаны включают всего лишь несколько раз в день.

Оказавшись под впечатлением от фонтанов Петергофа в первый раз, времени на посещение Большого Дворца и многочисленных павильонов обычно не хватает. Но в Нижний парк Петергофа хочется приезжать вновь и вновь.

Читайте: Самостоятельная поездка в Петергоф


В этой статье мы расскажем о посещении Монплезира — любимого дворца Петра Первого. Он расположен в восточной части Нижнего парка.

Петр I планировал Монплезир как удобный дом для проживания и встречи иностранных гостей. Дворец на берегу Финского залива был построен самым первым.

Для оформления левой и правой художественных галерей император лично отбирал картины знаменитых европейских живописцев. И, внимание, многие оригиналы картин сохранились до наших дней!

Дворец может служить хорошим примером рациональности для многих правителей. Минимализм планировки, расположение спальной комнаты по соседству с хозяйственными помещениями и большим залом, вид на Финский залив, пристань в 3 минутах ходьбы – все это соответствовало, по мнению Петра I, загородному жилищу просвещенного императора.

Для осмотра Монплезира нужно купить в кассе билеты. Билет для взрослого стоит 300 рублей, для льготной категории граждан — 200 руб., дети до 16 лет проходят бесплатно.

Время работы:

с 10-30 до 18-00.

Билеты можно приобрести

с 10-30 до 17-00.

Санитарный день – один раз в месяц каждый последний понедельник месяца.


Имейте в виду, что дворец-музей не работает во время дождя и при высокой влажности.

Фотографировать в музее строго запрещено. За этим следят смотрительницы в каждом зале.

После покупки билетов, около совсем непрезентабельного входа в Дворец необходимо дождаться, когда соберется группа от десяти человек.

Летом группа собирается очень быстро, и буквально через несколько минут всех приглашают пройти в первый зал.

И вот первая (правая) художественная галерея Монплезира. Экскурсовод вам расскажет подробно о сохранившихся картинах конца 17, начала 18 века.

Роспись потолка символизирует четыре времени года.

Вы пройдете через великолепную Китайскую комнату, в ней находится древнейшая фарфоровая китайская посуда.

Из Китайской комнаты попадаем в Парадный зал. Сразу взгляд устремляется вверх. Роспись потолка и лепнина очень живописны.

Структура дворца очень простая. Центральная часть — это Парадный зал, слева и справа от него по три небольших комнаты. Слева расположены спальня императора, кабинет секретаря (первым его занимал будущий князь Меншиков), морской кабинет.

В кабинете секретаря на бордовых лентах размещены несколько десятков картин европейских художников.

Балдахин над кроватью Петра I. Во время экскурсии обратите внимание, что кровать императора совсем небольшая. Естественно возникает вопрос, как при росте больше двух метров спал на ней Петр? Так вот, в то время врачи рекомендовали спать полусидя, чтобы кровь не приливала к голове, поэтому и кровать такая небольшая. В спальне есть несколько сохранившихся вещей Петра I.

В морском кабинете много картин с изображением кораблей, морских баталий, портов. Петр I лично принимал молодых людей, обучавшихся за границей морскому делу и устраивал экзамен около картин, где спрашивал о названии или предназначении той или иной морской снасти, название изображенных кораблей.

Справа от Парадного зала расположены буфетная, кухня и Китайская комната. На кухне можно увидеть настоящий водопровод, медный бак был установлен на крыше дворца и вода самотеком поступала в кран.

В буфетной много старинной посуды и пресс для глаженья белья. В кухню и буфетную заходить нельзя, но можно осмотреть через дверные проемы.

Во вторую (левую) художественную галерею мы попадаем, пройдя через кабинет секретаря.

Вам продемонстрируют первый императорский туалет с использованием канализации.

Обратите внимание на напольную плитку, она ровесница Дворца, ей почти 300 лет.

На выходе экскурсовод ответила на все возникшие вопросы, рассказала несколько интересных историй о восстановлении Монплезира после Великой Отечественной войны.

Этот дворец небольшой, но какой-то домашний и очень уютный и оставил о себе приятные и теплые впечатления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *