Особняк князя кочубея

Дворец князя Кочубея (Санкт-Петербург, Россия) — история, экскурсии, экспозиции. Точный адрес, телефон, стоимость входных билетов. Залы и комнаты, исторические события.

Северная столица России богата на достопримечательности. Их количество здесь зашкаливает, но все же можно выделить несколько самых примечательных. К коим и относится Дворец князя Кочубея — роскошное строение, ставшее архитектурным памятником практически сразу после постройки в 19 веке. Пройти мимо него невозможно, даже его забор привлекает внимание своими бюстами мавританок (поэтому иногда здание называют «Домом с маврами»).

Немного истории

Там, где сегодня стоит Дворец Кочубея, несколько столетий назад протекал канал, соединяющий адмиралтейства, а на его набережной находились Прядильный двор и Канатный завод. Позже предприятия закрылись, канал был засыпан, и на освободившейся территории возвели трехэтажный особняк, выкупленный в 1853 г. князем Михаилом Викторовичем Кочубеем.

Особняк Кочубея в мгновение ока превратился в популярнейшее место и стал законодателем архитектурной моды того времени — по его образу начали строить многие частные дома Санкт-Петербурга.

Архитектурный памятник пропитан духом эпохи Ренессанса, но включает в себя элементы барокко, классицизма и античности, а его внутреннее убранство переполнено легкостью, изяществом и величием.

Интерьер

Чтобы попасть в дом, нужно преодолеть парадную лестницу с множеством лепных элементов. Сразу за дверьми находится вестибюль, отделанный дубом и также украшенный лепниной. Днем через арки больших окон внутрь попадает свет, обнажающий потолок, покрытый выполненными из дерева композициями. В интерьере преобладают темно-коричневые оттенки и светлые тона. Парадная построена на месте бывшего зимнего сада и сегодня включает в себя две части, отделенные пилястрами. В стиле прослеживаются ренессанс и готика, а внутри стоят дубовый камин и огромное зеркало в дубовой раме. На дверях декор в виде гирлянд и герм. Стиль столовой — псевдоготика: над входом, на дверях и панелях — соответствующие рисунки.

Во Дворце Кочубея несколько гостиных: Зеленая напоминает шкатулку из малахита, Голубая выполнена из светлого дуба, окна Красной выходят на Конногвардейский бульвар, а Музыкальная считается самой красивой.

Также в особняке есть охотничья комната и несколько других помещений. В парадных сегодня проводятся банкеты, частные мероприятия, корпоративы, семинары, конференции и деловые встречи. При желании можно заказать экскурсию по дворцу.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, Конногвардейский бул., 7.

Стоимость билетов: 670 RUB — для взрослых, 640 RUB — для студентов, пенсионеров и инвалидов, 600 RUB — для школьников. Цены на странице указаны на август 2016 г.

Режим работы: ежедневно с 10:00 до 18:00.

До 1800 года на участке дома №24 по Фурштатской улице было два независимых владения. В 1800 году они объединились, будучи купленными женой генерала Меллер-Закомельского баронессой Софьей Павловной. После смерти баронессы участок с домом перешёл её дочери Анне Петровне, жене генерала от артиллерии М. А. Майкова.

В июне 1858 года участок купила княгиня Мария Александровна Волконская, урождённая графиня Стенбок-Фермор. Сразу после покупки архитектором Гриммом был составлен план участка, на котором изображён двухэтажный особняк. В 1869 году во дворе справа был построен новый флигель. В 1891 году во дворе был построен каменный нежилой флигель по проекту Г. Г. фон Голи.

В 1905 году после смерти Марии Александровны её наследники продали особняк генерал-лейтенанту, генерал-адъютанту императора, князю Виктору Сергеевичу Кочубею. Здесь он поселился со своей женой княжной Еленой Константиновной Белосельской-Белозерской. В 1908-1910 годах по проекту Романа Фёдоровича Мельцера здесь было построено новое трёхэтажное здание.

Особняк М. В. Кочубея

Участок дома №7 по Конногвардейскому бульвару впервые был застроен в 1790-х годах. Тогда здесь появился двухэтажный на подвалах особняк с фасадом в строгом классическом стиле.

В 1852 году новым владельцем участка стал действительный статский советник князь Михаил Викторович Кочубей.

Известный петербургский архитектор Гаральд Эрнестович Боссе по заказу князя осуществил перестройку находящегося здесь здания. 12 августа 1853 года выполненный Боссе проект фасада особняка был утверждён в Петергофе императором Николаем I и передан для наблюдения в Главное управление путей сообщения и публичных зданий.

Строительство дома закончилось в 1857 году. В этом проекте зодчий решил архитектурную задачу в соответствии с эстетическими требованиями своего времени. Особняк был построен в модном в то время флорентийском стиле и стал известен в городе как «Дом с маврами», так как его ограду украсили четыре бюста негров и негритянок с лицами из чёрного и одеждой из белого мрамора. Интересно, что в таком же стиле Боссе немного ранее оформил особняк для старшего брата заказчика — Л. В. Кочубея (ул. Чайковского, 30).

На Конногвардейский бульвар дом выходил двухэтажным фасадом, внизу располагался жилой подвал, перекрытый сводами. Со стороны двора особняк Кочубея был трехэтажным. Фасад украшали гранитный цоколь, три балкона и чугунный навес на колоннах. Дом отапливался духовыми печами, имел водопровод и ванны, что было большим инженерным достижением того времени.

Парадная лестница особняка М. В. Кочубея решена в стиле английского ренессанса. Те же мотивы наблюдаются в Дубовом кабинете на первом этаже. Приёмная на втором этаже была оформлена Боссе «в стиле Ринальди» — падуги и потолок в ней покрывала изящная лепка. Не менее пышно отделаны Танцевальный зал, Белый зал, Красная гостиная. Последнее помещение украшено лепным фризом с восемью живописными вставками, изображающими олимпийских богов в образе детей.

Каждый живописный плафон в особняке М. В. Кочубея посвящён одному из богов античного пантеона — Дионису (Вакху). «Вакханалия» украшает Парадную столовую, «Дионис и Ариадна на острове Наксос» — Приёмную, «Меликерт, превращённый в морское божество» (Меликерт — сводный брат Диониса) — Танцевальный зал. Предполагается, что последнее полотно исполнил венецианский художник XVIII века Себастьяно Риччи (или является копией с его картины).

Кабинет с эркером Боссе задумал оформить в мавританском стиле, но это не было осуществлено.

Красный зал в особняке М. В. Кочубея

В декабре 1867 года участок со всеми строениями был куплен у князя Кочубея купцом первой гильдии Федором Родоконаки. Проект перестройки дома для нового владельца составил академик архитектуры Карл Федорович Мюллер. В 1868 году им был составлен и осуществлен проект надстройки второго этажа над флигелем во внутреннем дворе и постройки хозяйственных помещений в парадном дворе. Тогда же на месте Зимнего сада появилась Парадная столовая.

В 1917 году здание занял военный трибунал, после чего его интерьеры были полностью переделаны. Были зацементированы каналы вентиляции и духовых печей, приспособлены под нужды трибунала подвалы и подсобные флигели. В 1960-е годы в особняке Кочубея была размещена косметическая поликлиника, под полами дворцовых помещений были проведены трубы водоснабжения, непосредственно на декоре стен расположены сантехнические приборы.

Особняк М. В. Кочубея в 1987 году был взят под охрану как памятник архитектуры.

В 1990 году в результате первого открытого конкурса на лучшую программу использования здания, оно было передано в долгосрочную аренду ЗАО «ИКАР». Спустя три года началась его реставрация. Качество реставрации и её быстрота (все работы заняли три года) возвратили особняку роль значительного культурного центра Санкт-Петербурга. Это первый петербургский памятник архитектуры, восстановление которого было проведено не из государственного бюджета и с высоким качеством, по достоинству оцененным Государственной комиссией во время приемки здания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *