Босфор, это что?

– Фёдор, как ты решился на эту авантюру?

– Заплыв через Босфор – это одно из знаковых событий, в которых хочет поучаствовать, наверное, каждый пловец или триатлет. А поскольку в моей спортивной жизни были и более серьёзные авантюры, то заплыв через Босфор стал делом техники. Мы в прошлом году уже регистрировались на этот старт, но не успели оформить документы.

В этом году я зарегистрировался на Босфор ещё в январе. Причём уже через несколько минут регистрация была закрыта – все кинулись разбирать слоты. От каждой страны допустимый лимит участников – 200 человек, и русские обычно первыми места раскупают. Я регистрировался несколько раз и несколько раз переводил деньги с карточки, пока они не закончились… Банк списывал деньги, но сайт выдавал ошибку, поэтому я пару недель не знал, удалось ли всем попасть в список участвующих или нет. В итоге лишние деньги вернули, но мой друг Женя, к примеру, остался без регистрации.

– А почему Босфор собирает так много участников?

– Этот заплыв интересен тем, что каждый раз он непредсказуем. В один год можно проплыть легко, а во второй вообще не финишировать. Там важно уметь ориентироваться в воде: в середине пролива есть течение, которое помогает плыть, а ближе к берегам идёт встречное течение. В этом году попутное течение было слабым, поэтому все проплыли на 20–30 минут медленнее. Нельзя заранее гарантировать какой-то исход. Поэтому, наверное, есть смысл поучаствовать в нём несколько раз.

А вообще, Босфор – это звучит. Ты не можешь похвастаться, скажем, что переплыл сто бассейнов, а Босфор – другое дело. Все реагируют на громкие географические названия. Самое сложное, что со мной происходило, – это забег TransAlpine Run по горам (280 км за восемь дней), но он практически ни у кого подобной реакции не вызывает. А вот переплыть Босфор – это звучит ярко. И мне кажется, это очень важно, потому что такие бренды и продвигают спорт в массы. Красивые старты, больше похожие на праздники, могут стать для кого-то важной ступенькой в спорте.

– Поделись же впечатлениями от заплыва! Как водичка?

– Вода отличная – градусов 20. Чистая, вкусная. Да, я много пил (смеётся). На длинных дистанциях спортсменов сопровождают лодочки, к которым можно подплыть и попить. Но Босфор – относительно короткая дистанция, поэтому лодок с водой не было. Солёную воду тоже можно пить – во мне, наверное, пару литров оказалось!

Было круто, конечно, но в плане эмоций я могу быть не совсем объективным. Если бы это был мой первый заплыв, наверное, впечатления были бы более яркими. Мы стартовали вдвоём с моим другом Алексеем – он тоже триатлет, но чуть менее опытный. Для него это был первый заплыв на открытой воде с большим количеством участников. Он был счастлив. Приплыл на пару минут позже, поэтому я видел, какой радостный он выбрался из воды на понтон, полный счастья, и сказал, что это лучшее, что с ним случалось за последнее время. Я же подсознательно сравнивал Босфор с другими стартами, поэтому градус моих эмоций чуть ниже, но не намного.

Фото со страницы Фёдора Жернового в «Фейсбуке»

– В «Фейсбуке» ты написал, что «как соревнование это непонятно». Что ты имел в виду?

– Для меня каждое любительское соревнование, особенно на длинные дистанции, – это некое преодоление себя. Босфор – это отличное, яркое, маркетинговое мероприятие. Заплыв по силам любому достаточно подготовленному пловцу. Поэтому я и написал, что эмоции хорошие, там было очень красиво, но с точки зрения спорта непонятно: у меня было ощущение, что это классный праздник, но не было чувства, что ты что-то преодолел или сам себе доказал. У Лёши, наверное, более правильные ощущения – квинтэссенция эмоций и счастья, потому что для него это впервые. В любом случае заплыв отличный, а всё остальное субъективно.

– Как обеспечивали безопасность участников заплыва? Что нужно было делать пловцу, если он устал и не мог дальше плыть?

– Если кто-то заметит, что у пловца проблемы, его тут же вытащат. Над нами всегда летал вертолёт, а в воде был выстроен коридор из лодок со спасателями. В принципе, можно было зарегистрировать и восемь тысяч участников, но тогда обеспечить безопасность всех было бы сложнее. И, наверное, у кого-то были такие проблемы – усталость или судороги, потому что финишировали не все.
Кстати, о безопасности. В этот раз на Босфоре была приглашённая звезда – австралиец, один из лучших пловцов на открытой воде. На него однажды во время заплыва напали две акулы, а потом появились десять дельфинов и отбили его.

– А в Босфоре нет акул?

– Я не видел. В любом случае нас было больше, и мы могли бы дать им отпор (улыбается). Акулы чаще на сёрферов нападают всё же.

– Босфор переплывали одновременно около двух тысяч человек. Понятно, что все плыли с разной скоростью, но всё же – не было ли давки в воде? Пловцы не мешали друг другу?

– Мы стартовали с трёхэтажного корабля: каждые три секунды в воду прыгали человек по 10–20. Это растянутый процесс. Поэтому давки в воде не было, все быстро расплывались. Сначала я натыкался на чьи-то ноги и руки, но это не мешало. В какой-то момент я даже решил потратить немного времени и плыть медленнее, чтобы всё вокруг рассмотреть. Ведь именно для нас пролив перекрыли на целых четыре часа – такое не часто бывает! Там очень красиво: вокруг виллы, мосты, холмы, деревья, мечети, и ты один посреди залива. Не считая пары человек в радиусе десятка метров.

Фёдор Жерновой с супругой перед стартом в Стамбуле.
Фото со страницы в «Фейсбуке»

– Как ты готовился к заплыву?

– Опыт старта на воде у меня уже был в рамках Ironman (международные соревнования по триатлону – прим. ред.), но на этот раз я решил позаниматься с тренером, чтобы улучшить технику. Пользуясь случаем, хочу передать моему тренеру Полине Проценко огромную благодарность за тренировки и надзор за мной. Над техникой работать можно бесконечно, и это даёт очень хорошие результаты: ты уже чувствуешь скольжение по воде, понимаешь, как правильно грести. Именно занятия с тренером показали, что я могу плыть лучше и достичь большего. В принципе, я бы проплыл и без этих занятий, но тренер, во-первых, всегда мотивирует, и ты меньше халявишь. Во-вторых, он выжимает из тебя максимум, что ты можешь, и результат оказывается лучше.

– Группа поддержки у тебя была?

– Конечно! Жена и мама. Они уже болельщики с огромным стажем. С женой у нас спортивные соревнования зачастую заменяют пляжный отдых. Маму стараюсь брать с собой как можно чаще: у неё уже много знакомых пловцов, марафонцев и триатлетов. Мне кажется, что наши родители – это одни из самых серьёзных фанатов: у меня мама каждый день читает отчёты триатлетов на сайте trilife.ru и постоянно мне рассказывает, кто где бегает и плавает. Ну и за меня переживает, конечно. Она уже посмотрела два Ironman, TransAlpine Run и вот теперь Босфор. По Альпам я пару дней бегал с перебинтованной, заклеенной ногой, и я даже не знаю, что мама себе думала. Боялась, что у меня всё рассыплется. За Босфор переживала уже гораздо меньше.

– Из каких краёв ждать следующих новостей о спортсмене Фёдоре Жерновом?

– Я мечтаю об ультрамарафоне вокруг Монблана, беге по горам на большое расстояние. Я захотел туда после ультрамарафона в Альпах, но в этом году не набрал нужных очков и не прошёл лотерею. Это очень тяжело, сейчас я к нему однозначно не готов, но именно поэтому и хочется в нём поучаствовать. А из заплывов мечтаю о Ла-Манше. Там холодно, нужно плыть в гидрокостюме порядка 40 км. Пока вообще не понимаю, как это сделать, но это не отрицает того, что это реально. Некоторые мои одноклубники по «Трилайф» переплывали Ла-Манш. У нас вообще такое спортивное сообщество умеренно сумасшедших людей, которое не даёт тебе остановиться. И это здорово! Ведь жизнь – это как велосипед: ты либо двигаешься вперёд, либо падаешь.

Справка. Босфор – это пролив между Европой и Азией, который соединяет Чёрное море с Мраморным. В паре с Дарданелльским проливом он соединяет Чёрное море с Эгейским, которое в свою очередь является частью моря Средиземного. На европейском и азиатском берегах Босфора расположен Стамбул – один из крупнейших городов Турции. Длина пролива составляет около 30 км, глубина на фарватере варьируется от 33 до 80 м. Минимальная ширина Босфора в самом узком месте – 700 м. По одной из легенд, Босфор получил своё название благодаря дочери правителя Аргоса по имени Ио. Она стала возлюбленной Зевса, и, чтобы избежать гнева законной супруги – богини Геры, громовержец превратил прекрасную девушку в белую корову. Чтобы спастись, Ио нырнула в воды пролива, который с тех пор называется «коровьим бродом», или Босфором.

Пролив Босфор — узкий пролив, который является частью континентальной границы между Европой и Азией и разделяет Турцию, отделяя регионы Анатолию от Фракии. Пролив Босфор соединяет Чёрное море с Мраморным. Босфор является одним из важных проливов, поскольку создает доступ к Средиземному морю и мировому океану.

© olgazav59

Пролив занимает особое место среди самых труднопроходимых проливов в мире. Течение в проливе предусмотрено до 6 узлов, и сильные изменения погоды в осенне-зимний период заставляют судовладельцев пользоваться услугами лоцманов для транзитного прохода через Босфор. Транзитная скорость в проливе не должна превышать более 10 узлов. Тариф прохода судов через Босфор составляет около одной тысячи долларов в зависимости от класса судна.

Между Европой и полуостровом в западной части Азии находится зона двух проливов, которые образуют Турецкий пролив, — это Босфор и Дарданеллы. Расстояние между ними составляет 190 км. Пролив Дарданеллы соединяет Мраморное и Эгейское моря, его длина составляет 120 км.

© olgazav59

Берега пролива Босфор — достопримечательности

Берега Босфора располагают на своей территории огромным количеством достопримечательностей, которые представлены музеями, мечетями, крепостями, турецкими яли (особняками около моря), кафе, ресторанами и многими другими учреждениями. Среди музеев здесь можно увидеть музей Садберк Ханым (Sadberk Hanım Müzesi), музей изобразительного искусства Сакыпа Сабанджы (Sakıp Sabancı Müzesi), музей современного искусства Борусан (Borusan Contemporary), музей истории Кулели Сахил (Kuleli Sahil) и другие.

Среди исторических памятников на территории берегов имеются Tarihi Telli Baba 1950, Cezayirli Gazi Hasan Paşa Çeşmesi, Abbas Okumuşoğlu Çeşmesi, İtalya Sefareti Yazlık Binası, İstinye İskele Çeşmesi. Также здесь можно увидеть мечети Kayalar Mescidi, Ортакей, Büyük Mecidiye Camii (Ortaköy Camii), R.Kavak Telli Baba. Кроме того, на берегах пролива возвышаются посольство Avusturya Başkonsolosluğu, древняя крепость с панорамными видами Румелихисар (Rumeli Hisarı), замок Йорос (Yoros Kalesi) и много других достопримечательностей, ведь Стамбул является уникальным городом с огромной архитектурной ценностью.

© olgazav59

Где находится пролив

Пролив Босфор расположен на северо-западе Турции. На обеих сторонах Босфора расположился исторический город Константинополь, современный Стамбул, который является единственным в мире городом, лежащим и в Европе, и в Азии.

Мосты пролива Босфор

Босфор соединяет два континента, Европу и Азию, а его берега соединяют три моста и два тоннеля:

  • Первый мост — Босфорский мост, который был открыт в 1973 году к 50-летию основания Турецкой Республики. Длина моста составляет 1560 метров, ширина — 33 метра, высота над водой — 64 метра.
  • Второй мост — мост Султана Мехмеда Фатиха, который получил свое название в честь завоевателя Константинополя. Мост построен на том месте, где самая минимальная ширина пролива, всего 660 метров. Мост Султана Мехмеда Фатиха окрыли в 1988 году к 535-летию завоевания Стамбула. Длина моста составляет 1510 метров, ширина — 39 метров, а высота над водой составила 64 метра.
  • Третий мост — мост в честь султана Явуза Селима, пересекает Босфор в северное его части. Открытие состоялось в августе 2016 года. Мост насчитывает 8 автомобильных полос по четыре в каждую из сторон, а между ними две железнодорожные линии. Длина моста составляет 2164 метра, ширина — 59 метров.
  • Тоннель — четырехполосный подводный железнодорожный путь под названием «Мармарай», который был открыт в октябре 2013 года. Общая длина тоннеля насчитывает 9,8 км, длина подводной части — 1,4 км, самый глубокий участок тоннеля находится в 60 метрах от поверхности Босфора. Железнодорожный тоннель рассчитан на перевозку 1,5 миллиона пассажиров в день.
  • Евразийский тоннель был открыт в декабре 2016 года. Общая длина тоннеля насчитывает 5400 метров, из которых 3340 метров проходят под Босфором. Вместе с подъездными путями общая протяженность тоннеля составляет 14,6 км, а максимальная глубина под водой — 106 метров.

© olgazav59

Расстояние

Босфорский пролив рассекает 30-километровый перешеек между Европой и Азией и является частью Средиземноморского бассейна.

Длина пролива насчитывает около 30 км. Максимальная ширина пролива находится на севере и составляет 3700 метров, минимальная ширина расположилась в центре пролива и насчитывает 700 метров, что делает пролив самым узким на планете, средняя ширина — 2 км. Глубина фарватера — от 33 до 80 м.

Камеры у пролива Босфор

На одной из достопримечательностей Босфора, а именно на башне Беязыт, расположена камера онлайн, с которой ведется прямая трансляция, которую можно посмотреть в любое время суток. С этого вида открывается великолепная панорама на пролив Босфор и его окрестности. Камера все свое время меняет направление.

© olgazav59

История

Будучи таким уникальным проливом, многие задаются вопросом: а как образовался пролив Босфор? Как известно, пролив образовался примерно 7600 лет назад. Изначально уровень Чёрного и Мраморного морей был гораздо ниже, нежели в наши дни, и они не были связаны между собой. В конце последнего ледникового периода произошло таяние крупных масс льда и снега, тогда уровень воды в обоих водоёмах значительно повысился. Сильный поток воды за несколько дней пробил себе дорогу из одного моря в другое, образовав тем самым пролив.

Поскольку пролив является единственным проходом между Чёрным морем и Средиземным морем, Босфор имеет огромное значение в торговле и военном деле. Контроль над проливом был целью нескольких конфликтов, в частности Русско-турецкой войны, а также нападения союзных держав на Дарданеллы в ходе Первой мировой войны.

© olgazav59

Во времена древнегреческих, персидских, римских и византийских эпох греческий город-государство Афины в V веке до н. э. поддерживал отношения с городами, которые контролировали проливы, такими как Византий. Персидский царь Дарий I Великий пытался подчинить скифов и переправился через Босфор, а затем направился к реке Дунай. Вся армия пересекла пролив по самодельному мосту. Спустя некоторое количество лет во время вторжения Ксеркса I в. Грецию, через пролив Дарданеллы был построен аналогичный самодельный мост.

Во времена Османской империи Константинополь был завоеван, а османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары в 1393 году и Румелихисары в 1451 году, готовясь к основной битве и к установлению контроля над Босфором. Завоевание Константинополя в 1453 году является тем событием, которое положило конец Средневековью и начало ренессанса и эпохи открытий.

© olgazav59

Во время своего расцвета между XVI и XVIII веками Османская империя использовала стратегическое значение Босфора, чтобы установить контроль над территорией Чёрного моря. Как результат, уже несколько международных договоров регулировали проход судов на территории пролива. По одному договору проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав, по другому договору должно было произойти закрытие турецких проливов для любых военных кораблей. Уже после Первой мировой войны Севрский договор позволил установить границы и сделать его международной территорией под контролем Лиги Наций.

В соответствии с Лозаннским договором в 1923 году проливы вернули Турции, при этом иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. Впоследствии режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года, согласно которой Турция сама могла ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими. Во время Второй мировой войны до февраля 1945 года проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, но часть немецких судов могли проходить транзитом.

С началом XXI века турецкие проливы получили максимально важное значение для нефтяной промышленности. Российская нефть начала экспортироваться в огромном количестве в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. И по сей день значимость пролива Босфора высокая и значима.

© olgazav59

Экскурсии по проливу Босфор

Существует несколько вариантов прогулки по проливу Босфор:

  • Городской общественный транспорт. Один из самых распространенных способов прогулки по проливу. Расписание можно посмотреть около кассы. Проезд, как правило, равен стоимости проезда на любом другом общественном транспорте Стамбула.
  • Прогулочные коммерческие паромы. Таковых паромов, проводящие прогулки по проливу, здесь великое множество, и у каждого свое расписание. Прогулка длится в течение полутора часов, чтобы насладиться морскими пейзажами Стамбула. Большим преимуществом таких паромов являются их регулярные рейсы, поэтому попасть на них можно практически в любое время в течение дня.
  • Небольшие частные лодки. Те туристы, кто хочет индивидуальную прогулку по Босфору, могут выбрать себе лодку с личным «водителем». Цена прогулки будет зависеть от времени экскурсии.
  • Индивидуальные экскурсии с гидом. Один из самых лучших вариантов прогулки, поскольку гид в ходе экскурсии рассказывает много интересного об истории пролива, о его прошлом и настоящем, также показывает самые известные достопримечательности и советует лучшие рестораны и кафе, где можно вкусно поесть.

Какой вид экскурсии выбрать — решать лишь туристу. Каждый вариант имеет свои особенности и разную стоимость.

© olgazav59

Как добраться до пролива Босфор

Координаты пролива Босфор: 41°13’16.3″с.ш. 29°07’42.2″в.д.

Поскольку пролив Босфор находится в центре Стамбула, добраться до него очень просто, вдоль пролива расположено огромное количество остановок. Ниже представлены варианты, как доехать до пролива в южной его части с обеих сторон.

С европейской стороны:

Здесь есть несколько паромных причалов: Kadikoy, Turyol.

С азиатской стороны:

  • На метро: станция «Marmaray Yenikapı İstasyonu» (M1A, M1B, M2, красные и зеленая ветка).
  • На трамвае: Т1, выходить на остановке «Laleli — Üniversite» и идти в сторону пролива.
  • На поезде: поезд Marmaray (остановка «Marmaray Yenikapı İstasyonu»).
  • На автобусе: № 81, BN1, MR5, İST-1, выходить на остановке «Yenikapı Sahil».
  • На такси: стандартные желтые такси, плюс можно заказать такси через приложение Uber Taxi.

Среди паромных причалов здесь есть İdo Yenikapı Deniz Otobüsü Terminali.

Панорама пролива Босфор в Стамбуле:

Видео: пролив Босфор, Турция, Стамбул (the Bosphorus, Istanbul)

Такой заголовок был во многих СМИ 25 февраля с.г.
Ежегодно на Сахалине и в соседнем Хабаровском крае проводятся дорогостоящие операции по спасению рыбаков, оказавшихся на оторванных от берега льдинах.
На Сахалине сотрудники МЧС в очередной раз спасли с оторванной от основного массива льдины 20 рыбаков-любителей. К спасательной операции были привлечены 25 профессиональных спасателей и 13 единиц спецтехники.
25 февраля на Сахалине, в заливе Мордвинова, в районе села Охотское Корсаковского района в результате отжимного ветра во льду образовалась глубокая трещина. За трещиной оказалось 20 рыбаков-любителей. Преодолеть трещину самостоятельно люди не могли.
Ситуация сильно осложнялась неблагоприятными погодными условиями — сильным ветром и снегопадом. По этой же причине невозможно было использовать вертолеты.
С помощью специальной техники спасатели эвакуировали людей на берег. На операцию ушло несколько часов.
Несмотря на постоянные предупреждения МЧС, ежегодно, в зимний период, водоемы на Сахалине и в соседнем Хабаровском крае превращаются в места проведения масштабных спасательных операций: ради нескольких килограммов корюшки местные жители готовы рисковать и своим автотранспортом, и своей жизнью.
В январе 2016 года в бухте Мучке Свободного порта Ванино, в Хабаровском крае, в результате спасательной операции были эвакуированы с оторвавшейся льдины 58 рыбаков и 26 единиц автотранспорта.
Льдину, на которой оказались рыбаки и их автомобили, несло в море. На помощь пришел портовый флот расположенного в бухте Мучке угольного терминала Дальтрансуголь (СУЭК). Всех людей и транспорт спасли. Сотрудники угольного порта за проведение операции были награждены медалями «За спасение жизней».
Между тем местные жители, стремясь поймать больше рыбы, порой заходят далеко на лед, почти вплотную приближаясь к кромке льда, к судоходным путям, по которым идут на швартовку огромные океанские суда в сопровождении портовых буксиров. В ответ на требования уйти из опасной для жизни зоны, рыбаки возмущаются и пишут жалобы на то, что идущие в порт под погрузку суда и работающие на швартовке буксиры мешают им… рыбачить.
ИСТОЧНИК regnum.ru
Истории с рыбаками повторяются из года в год и не всегда заканчиваются happy end-ом. Приведу небольшой грустный рассказ «Случай в префектуре Карафуто», опубликованный в середине 50-х годов прошлого века в одной из сахалинских газет. (прим. Префектура Карафуто — южная часть острова Сахалин, входившая в состав японской империи с 1905 по 1945 г.г.)
«Случай в префектуре Карафуто»
Анатолий Гречин
Это произошло на Юном Сахалине в то время, когда на нем хозяйничали японцы. Был февраль. Татарский пролив в южной части никогда не покрывается полностью льдом. Если дуют северо-восточные ветры, лед уходит к материковому побережью; если же дует северо-западный ветер, как было в течение нескольких дней февраля, весь лед скапливается около сахалинского берега, так что с острова кажется, будто пролив покрыт льдом до самого горизонта. Погода здесь неустойчива, но после нескольких дней, в течение которых дул «умеренный, до сильного и штормового» ветер, наступила и держалась два дня тихая безветренная погода.
( РассказCollapse )
Прим. Пафнутия: на южном Сахалине я был в детстве. Помню японские постройки, железную дорогу с массой тоннелей в сопках вглубь острова, паровозы тоже были японские. Среди населения было много корейцев, которые остались здесь после войны. А вот пока набирал рассказ, то возник вопрос, что я ничего не знаю о жизни русских на Южном Сахалине в период 1905-45. Надо поискать….

Босфор (Стамбул, Турция) — подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео. Предыдущая фотография Вид на Босфор, Стамбул

Название проливу, отделяющему Европу от Азии, дал древнегреческий миф. Согласно ему, Зевс превратил одну из своих очередных возлюбленных Ио в белую корову, чтобы спасти её от гнева своей законной супруги Геры. Однако это не удалось, и Ио сбежала из Греции через пролив, который с тех пор называется «коровьим бродом» — Босфор.

Длина пролива составляет 30 километров, а в самой широкой части расстояние между берегами составляет 3500 метров. При всем этом Босфор достаточно не глубок: фарватер равняется 30-80 метрам.

Сегодня здесь и не пахнет древними мифами, так как Босфор — это самое сердце турецкого города Стамбул, древнего Константинополя. Для того чтобы посетить Босфор, следует сесть на одно из суден, идущих по линии пролива.

Прогулка вдоль линии пролива

Одна из пристаней, которая встретит путешественника, будет прибрежным районом Каракой. Раньше причал был в большей степени рыбачьим, и даже до сих пор все желающие могут приобрести здесь свежую рыбу.

Чаще всего туристические суда отправляются от пристани Эминеню. Есть долгий круиз на 6 часов и малый — часа на два. Самый популярный маршрут — до Черного моря, с остановкой Анадолу Каваджи на 1,5 часа, где находится красивая крепость.

Самое узкое место Босфора — 700 метров. Легко себе представить, в какой тесноте приходится ходить морским судам между этими краями. У пролива международный статус, поэтому трафик проезжающих туристических и торговых кораблей весьма велик.

Во время морской экскурсии можно узнать о том, что течение Босфора часто называют «чертовым» из-за его стремительности. Говорят, что по весне, во время разлива Дуная, оно достигает своего апогея, а в самом узком месте вода словно кипит. Кроме того, в недрах пролива есть еще одно течение, которое течет в обратную сторону.

Продвигаясь вдоль пролива, понимаешь, что череда сужений и расширений берегов придает Босфору сходство с чередой озер. Однако курсирующие то и дело корабли заставляют вспоминать, что это важная транспортная магистраль. По обе стороны от воды возникают то шикарные каменные дворцы, то бедные лачуги. Это связано с историей города. Турки после заселения Константинополя стали застраивать преимущественно центральные районы, а начиная с 19 века, когда появились пароходы, строительство началось и в более отдаленных и труднодоступных с суши участках.

Мосты Босфора

В узком «горле» Босфора между берегами Европы и Азии сооружены и действуют два моста — собственно Босфорский и мост султана Фатиха. Расстояние между ними равно примерно 5 километрам, оба они действующие, и можно воспользоваться тем, который удобнее. Однако следует иметь в виду, что проезд по мостам платный, а пешеходам вход на них и вовсе запрещен. Это объясняют тем, что мосты часто использовались самоубийцами.

Сейчас идет строительство третьего дорожного моста, призванного связать две транспортные магистрали по обе стороны от пролива. На мосту планируется выделить 8 полос движения, а стоимость проекта оценивается в 6 миллиардов долларов.

Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

Достопримечательности

Самая узкая часть Босфора примечательна еще и тем, что по обе стороны от нее стоят две башни. На европейской части — Румелихисар, на азиатской — Анадолухисар.

Анадолухисар — небольшая крепость, которая была построена на одном из берегов Босфора по приказу османского султана Баязида при первой осаде Константинополя. Высота ее составляет 25 метров, и после падения Цареграда здание использовалось в качестве тюрьмы. Сегодня там находится музей, который, по некоторым сведениям, недоступен широкой публике.

Румелихисар — крепость, построенная для взятия Константинополя, которая вместе с Анодолухисар была призвана отрезать столицу Византии от Черного моря. Потому и название крепости переводится как «перерезанное горло», ведь после строительства спокойно пройти через пролив не могло уже ни одно судно. После падения Цареграда крепость вместе с Анадолухисар стала контрольно-пропускным пунктом. Сегодня же здание безопасно, оно отреставрировано, в нем помещается Музей Артиллерии и проводятся музыкальные концерты.

Круиз по Босфору

Кухня

Тот, кто хоть раз побывал на Босфоре, рекомендует познакомиться со здешней кулинарией. Причем делать это не в дорогих ресторанах, а в уличных кафе, где часто продукты более свежие, а цены не так кусаются.

Из-за прибрежного расположения в местных заведениях представлен большой выбор рыбных блюд. К примеру, не рекомендуется уезжать с Босфора, не попробовав так называемую «барабульку» — рыбку, водящуюся в водах пролива. Причем нужно быть готовым, что хозяин предложит покупателю выбрать ее самому. Здесь стоит обратить внимание на яркую расцветку чешуи рыбы и блестящие глазки: это может значить, что она выловлена недавно, а значит, очень свежая.

Кроме того, легко можно отведать порцию голубой макрели или черной хамсы, и это несмотря на то, что морепродукты в магазинах Стамбула встречаются редко. Это связывается с запретом Корана на употребление в пищу «морских гадов»: с тех пор, как город заняли турки, ситуация обстоит так. Однако в хороших ресторанах на запрет закрывают глаза, и можно отведать мидий, кальмаров и устриц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *