Индия кашмир

Штат Джамму и Кашмир (Индия) – древняя красивая земля в северной части страны. Она состоит из трёх регионов, различающихся рельефом, климатом, культурой.

Кашмир – просторные живописные долины с многочисленными озёрами. Джамму – густые леса и множество древнейших храмов. Ладакх – удивительные Гималаи и уединённые монастыри буддистов.

Содержание

Общие сведения

Располагается штат Джамму и Кашмир в самой северной части Индии. С востока его соседом является Китай, с южной стороны – индийские штаты Химачал-Прадеш и Пенджаб, а с северо-запада – Пакистан.

Штат, состоящий из трёх регионов – Кашмир, Джамму и Ладахк – объединяет в себе 22 округа. Самый крупный город штата Джамму и Кашмир и одновременно его столица в летнее время – Сринагар, столица в зимнее время – город Джамму.

Исторический факт! Очень долго на земле, где сейчас находится штат Джамму и Кашмир, располагалось полунезависимое одноимённое княжество. Когда в 1947 году Индия и Пакистан разделились, Джамму и Кашмир вошёл в состав Индии.

Проживающие на его территории мусульмане не могли смириться с таким положением дел и подняли восстание, а на помощь им пришли вооружённые силы Пакистана. В результате индо-пакистанской войны приблизительно 60 % территории княжества осталось в составе Индии, а остальных 40 % отошли к Пакистану. Ещё один район – Аксайчин, малонаселённый, но имеющий огромное стратегическое значение, находится в оккупации Китая. Джамму и Кашмир считается самым проблемным штатом Индии, поскольку по-прежнему остаётся зоной, из-за которой между Индией и Пакистаном возникают противостояния.

Площадь входящего в состав Индии штата Джамму и Кашмир составляет 222 236 км², а количество его жителей существенно выше 12 000 000 человек. Самая значительная часть населения сосредоточена в Кашмирской долине (53,9 %), немного меньшая численность людей в Джамму (43,7 %), наименьшее количество жителей в Ладакхе (2,3 %).

Официальным языком штата считается урду, в котором используется персидское письмо. Достаточно распространёнными являются языки кашмири, хинди, пенджаби, киштвари, догри, балти. Многие жители штата знают английский, по крайней мере, неплохо его понимают.

Исторический факт! Джамму и Кашмир был единственным в Индии штатом, имевшим особенный статус: законы, установленные Парламентом Индии, действовали здесь только в том случае, если их ратифицировал парламент штата. В августе 2019 года руководство страны убрало из Конституции Индии статью, которая гарантировала северному штату автономию. Соответственно, в привычном для всех политическом плане штат Джамму и Кашмир перестал существовать – на его месте были созданы две союзные территории: Джамму и Кашмир и Ладакх (главный город Лех).

География

Джамму и Кашмир располагается в горной местности. Его рельеф определён Гималаями и хребтом Пир-Панджал, между которыми раскинулись долины: Кашмирская, Тави, Ченаб, Пунч, Синдская и Лиддерская. Самая масштабная – Кашмирская долина, площадь которой составляет 15 520,3 км².

Самые крупные реки на территории штата, это Инд, Тави, Рави, Чинаб, Джелам.

Интересный факт! Рави – одна из речек, которая дала название Пенджабу. К тому же, как об одной из речек Семиречья, о ней упоминают в Ведах.

На север Индии есть несколько ледников. Среди них и самый длинный в Гималаях – ледник Сиачен длиной 70 км.

Климатические условия

Климатические условия в Джамму и Кашмир неоднородные, они зависят от ландшафта местности и её высоты относительно моря. В Южных регионах Джамму муссонный умеренно-влажный климат, в Кашмире условия континентальные, а в долинах Гималаев холодная погода с пронзительными ветрами.

В Кашмирской долине и близлежащих окрестностях сезон дождей длится феврале-апреле, а в Джамму он господствует в июле и августе.

Среднегодовая температура воздуха возрастает от северной стороны на юг. Зимой в Ладакхе холодает до −20 °C, а иногда до −50 °C, зато в Кашмире в это время обычно 0 °C.

Конечно, лучшим временем для поездки в любую страну всегда считается период, когда там стоит тёплая комфортная погода без дождей. Исходя из погодных условий, лучше всего ехать:

  • в Ладакх с июля по октябрь, когда тепло держится около +25°C;
  • в Джамму в октябре и ноябре;
  • в Кашмир с мая по ноябрь.

Культура и религия

Джамму и Кашмир – единственный штат в Индии, где существенно преобладают мусульмане: их здесь 67 %, индуистов 30 %, сикхистов 2 % и буддистов 1 %. В отдельных регионах штата наблюдаются сильные различия в плане вероисповедания: в Сринагаре и Кашмире 97 % всех жителей – это мусульмане, в Джамму 65 % жителей составляют индуисты, а в Ладакхе живут преимущественно буддисты.

Жизнь, а значит, и культура жителей всей Индии очень сильно связана с религией.

В Кашмире и сейчас ещё почитают мудрых нагов-змеев, даже есть посвящённые им святилища. Мужчины племени Ваттал из Кашмира танцуют духмал, аккомпанементом им служит собственное пение и выбиваемый барабанщиками ритм. Среди женщин известен танец роуф, который принято танцевать весной под хоровое пение чакри. Кашмирские шерстяные ковры, которые и сейчас изготавливают вручную, считаются самыми лучшими из всех ковров Индии.

Интересный факт! До того, как в августе 2019 года в Конституцию Индии были внесены изменения, жители других штатов не имели права приобретать в собственность земли Джамму и Кашмир. Именно по этой причине здесь так много «домов на воде» – не имея возможности купить участок в долине, люди строили жилища на водоёмах.

Во всём регионе Джамму очень популярны традиционные фестивали Лохри и Вайсакхи – праздник урожая и Нового года.

Ладакх славится тибетской культурой. В древности жители Тибета поклонялись духам природы и предков, их религией был шаманизм. Всё это нашло отображение в современной жизни: каждый год на этой территории северного индийского штата проходят религиозные праздники, во время которых под звуки барабанного боя ламы в масках танцуют ритуальные танцы.

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы Booking.com

Достопримечательности

Конечно, Джамму и Кашмир — штат очень привлекательный с точки зрения туризма, ведь он располагает многими интересными природными и рукотворными достопримечательностями. Но эта местность является достаточно нестабильной и даже опасной. Здесь часто случаются теракты и бандитские нападения на объекты военного и гражданского назначения (даже туристические). Во время подобных осложнений некоторые районы штата полностью закрывают для туристов. Планируя поездку в Индию, на территорию Джамму и Кашмир, обстановку нужно узнавать заранее! Исключением является высокогорный буддистский регион Ладакх, расположенный на востоке штата – там всегда спокойно и безопасно.

Озеро Дал

«Драгоценный камень в короне Кашмира» и «Сринагарское сокровище» – так называют второе по размерам в штате озеро Dal, лежащее на востоке города Сринагаре.

Интересный факт! Озеро Дал соединено различными водными путями со многими озёрами Кашмирской долины.

Площадь Dal Lake – 18 км². Его береговая линия имеет протяжённость 15 км, и вдоль большей части побережья обустроена набережная Boulevard.

Ещё с ХIХ века, со времён британского владычества, здесь получили распространение хаусботы – дома на воде, в которые, спасаясь от жары, на лето переселялись англичане. Сейчас хаусботы, которых в этом водоёме около 500, стоят на причале вдоль берега и используются в качестве отелей.

По водной глади ходят раскрашенные лодки шикхары, напоминающие гондолы с ручным управлением. За 100 рупий в час на этих лодках можно просто поплавать или же отправиться за покупками к плавучему овощному рынку.

Dal Lake чистят от водорослей, но всё же оно сильно загрязнено и лишь самые отважные рискуют в нём купаться.

Слияние рек Инд и Занскар

В 36 километрах от Леха, самого большого города Ладакха, можно наблюдать уникальное природное явление: слияние двух известных речек Индии – Инд и Занскар. Зрелище действительно потрясающее: два потока с водой разного цвета сливаются в один! Место слияния прекрасно видно даже с трассы, если ехать в направлении «Лех – Ламаюра» или обратно.

Совет! Чтобы увидеть данную природную достопримечательность во всей её красе, нужно правильно подобрать время.

В мае-июне вода в речках чистая и красивая, а в июле уже грязноватая, коричневая. Если погода пасмурная, всё кажется слишком угрюмым и мрачным. Днём, когда солнце в зените, речка бликует и невозможно рассмотреть цвет воды. Самое лучшее время для поездки к месту слияния Инд и Занскар – с раннего утра и приблизительно до полудня, или же после 17:00.

Тиксейский монастырь

Монастырь Тиксей – самый большой, а также легко достижимый монастырь в окрестностях Леха (18 км от города). Расположена эта святыня на вершине холма, с которого открываются живописные виды, в том числе и на самую высокую здешнюю горную вершину Сток Кангри.

Thiksey Monastery состоит из огромного 12-этажного комплекса. Особенность Тиксейского монастыря – двухэтажная, самая большая в Ладакхе статуя Будды, доступ к которой есть сверху и снизу. В помещениях комплекса хранится ценная коллекция рукописных буддийских книг, статуй божеств, мечей и картин Тхангка.

Ежедневно около 7:00 в Thiksey Monastery проходят утренние молитвы, на которых разрешено присутствовать туристам.

Ступа Шанти

Всего в 5 км от города Леха находится ещё одна достопримечательность самого северного штата Индии: буддийская белокупольная Shanti Stupa. Она стоит на вершине холма Чанспа, высота которого 4267 метров, и от основания холма к ней проложено 500 ступеней.

Это совсем молодая святыня, построенная в 1991 году под руководством японского монаха Гёмё Накамура.

Ступа Шанти имеет 2 этажа, в помещениях каждого из них присутствуют многочисленные изображения медитирующего Будды. Вечером и ночью это белоснежное здание подсвечивается, благодаря чему выглядит не так как днём, но не менее красиво. Для посещений эта достопримечательность открыта ежедневно с 5:00 до 19:00.

Популярность среди туристов Shanti Stupa завоевала ещё и потому, что даёт возможность с высоты созерцать раскинувшиеся внизу просторы, город и деревни.

Долина Нубра и Дискитский монастырь

Nubra Valley – это долина в месте слияния двух речек: Нубра и Шайок. Расположена она в Ладакхе, к северу от города Леха.

Важно! Долина Нубра является приграничной зоной, так как на расстоянии нескольких километров проходит граница Индии с Пакистаном. Для въезда на эту территорию штата Джамму и Кашмир нужен специальный пропуск – пермит. Как и где его получить, можно узнать в конце статьи.

Эта местность была открыта для туристов только в 1994 году. Буквально до 1950-х годов, пока Китай не перекрыл границу, по долине проходил Центрально-Азиатский маршрут, больше известный как «Шёлковый Путь».

Интересный факт! Из Леха в долину Нубра ведёт высокогорная серпантинная дорога. Чтобы преодолеть расстояние 150 км, потребуется 4-5 часов. Эта дорога занесена в Книгу Рекордов Гиннеса как самая высокогорная в мире, ведь она проходит через перевал Khardung La, высота которого над уровнем моря составляет 5602 м.

Nubra Valley представляет собой живописное, хотя и достаточно пустынное пространство, среди которого встречаются оазисы с пышной растительностью. Есть и несколько населённых пунктов, а на левом берегу речки Шайок располагается административный центр долины, посёлок Дискит с довольно атмосферным старым кварталом. В центре Дискита, южнее от главной улицы, сосредоточено большинство гестхаузов (торговаться – обязательно!).

Именно в Диските находится старейший и самый масштабный буддийский монастырь долины Нубра – монастырь Дискит или Дискит-Гомпа. Он стоит на высоком холме, и идти к нему нужно минут 30 по пыльной, змейкой петляющей вверх дороге. Эта дорога подходит прямо к лестнице, поднявшись по которой сразу оказываешься в молитвенном зале Дукханг. В этом зале установлена статуя Будды, а рядом с ней помещён огромный молитвенный барабан. Этажом выше – зал с многочисленными изображениями божеств.

По-сути, Diskit Gompa (ХV век) – это храмовый комплекс, на территории которого есть несколько примечательных построек:

  • Гон-хан – храм Хранителя, который наступает на голову побеждённого монгольского демона;
  • Лачхунг – храм Цонкапы, основателя Гелугпы (так называется школа монахов-желтошапочников);
  • два храма-хранилища – Кангью Ланг и Цангью Ланг – в которых находятся древние тибетские и монгольские манускрипты.

Важно! В долину Нубра из Леха ходят автобусы, но если поездка должна быть совсем непродолжительной, то лучше взять такси из Леха и обратно. Цены фиксированные и вполне адекватные.

Озеро Пангонг

В Гималайских горах (регион Ладакху), на высоте 44250 м выше уровня моря, располагается уникальное озеро Пангонг. В длину Pangong Tso Lake вытянулось почти на 150 м, и лишь 40 % этой длины находится в Индии, остальных 60 % – в Китае.

Вода в Пангонг холодная и солоноватая, поэтому почти лишена жизни. В озере обитают лишь мелкие ракообразные, возле него живёт много уток и чаек. Несмотря на то, что вода солёная, зимой озеро полностью замерзает.

Местность очень красивая: живописное озеро и горы разных цветов: бежевые, коричневые, серые, белые. На протяжении дня погода здесь изменяется неоднократно, а вместе с ней и пейзажи. Цвет озера меняется от глубокого синего до нежно-голубого – всё зависит от положения солнца, времени суток и точки обзора.

Интересный факт! Галечная коса, на которой так любят фотографироваться туристы – это ещё и место, где снимались сцены фильма «Три идиота».

Возле Pangong Tso Lake есть палаточный городок, в котором можно остановиться на ночь. Планируя поездку с ночлегом, обязательно нужно брать с собой тёплую одежду, ведь там даже днём прохладно.

Важно! Озеро Пангонг находится в приграничной зоне, и для въезда в эту зону необходим специальный пропуск – пермит. Как и где его получить – читайте далее.

Сравните Цены на проживание в помощью данной Формы

Как получить пермит

Пермит – это пропуск, разрешающий въезд на приграничную территорию Индии, в частности, в долину Нубра и к озеру Пангонг в штате Джамму и Кашмир.

Получить пермит для посещения этих достопримечательностей можно в Лехе. Помочь в этом может транспортная компания, предоставляющая такси, или любое турагентство. Лучше узнать цены в нескольких агентствах и выбрать подходящее, поскольку цены разняться (в среднем 400 рупий за человека). Пропуск делают за сутки: если подать документы в первой половине дня, то на следующий день всё будет готово. Сразу же нужно сделать несколько ксерокопий – их будут забирать на чек-постах.

Есть ещё один нюанс: пермит выдают лишь на 7 дней без права продления. Поэтому, если планируется посещение долины Нубры, озера Пангонг и других достопримечательностей в приграничных зонах штата Джамму и Кашмир (Индия), то лучше сразу заказывать отдельные пропуски. Дело в том, что между этими пунктами нет прямой дороги, то есть, придётся возвращаться в Лех и ехать оттуда. На дорогу требуется дополнительное время, а если в одном пермите будут указаны сразу все пункты, то за 7 дней объездить их все при всём желании никак не получится.

Природа Северной Индии, а также посещение городов Кашмир и Ладакх:

Ирина Ковалёва

Непризнанные государства

С.А. ГОРОХОВ
канд. геогр. наук,
старший преподаватель кафедры экономической
и социальной географии
Московского педагогического государственного университета

Джамму и Кашмир — спорная область, находящаяся в самом центре так называемой евразийской «дуги нестабильности»; здесь сходятся границы пяти государств (Индии, Пакистана, Китая, Афганистана и Таджикистана) и три крупнейшие религии — ислам, индуизм и буддизм. Кашмир граничит с Пакистаном на западе, с Афганистаном — на севере, со Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая — на востоке и со штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб — на юге.
Вот уже более 50 лет Кашмир служит ареной вооруженных столкновений между Индией и Пакистаном. Причина этому — геополитическое положение Кашмира на стыке Центральной и Южной Азии. Для Индии, Пакистана и Китая эта территория имеет жизненно важное значение. Горы Кашмира господствуют над Пенджабской равниной, где проживает более 100 млн человек и где располагается крупная продовольственная база Индии и Пакистана. Именно здесь, в Пенджабе, находятся крупнейшие города и промышленные центры этих государств, в том числе их столицы — Дели и Исламабад. Обстановка в индийской части Пенджаба постоянно осложняется из-за стремления сикхских экстремистов отделить штат Пенджаб от Индии. Без контроля над Кашмиром удержать Пенджаб в составе республики правительству Индии будет очень сложно. Для Китая восточный Кашмир — это единственная связь с западной частью Тибета, одной из самых неспокойных провинций, ослабить контроль над которой китайское руководство никогда не согласится.

Фактическая принадлежность территорий
на текущий момент
Такими должны быть границы согласно
позиции Индии
Притязания
Пакистана

В настоящее время территория исторического княжества Кашмир на севере Южной Азии в политическом плане де-факто подразделяется на три зоны.

Азад Кашмир

Флаг Азад Кашмира

Непризнанное самопровозглашенное государство, целиком контролируется Пакистаном и зачастую включается в территорию этой страны.

Территория — 13 тыс. км2
Население — 3,6 млн чел. (2002)*
Столицей провозглашен Музаффарабад (19 тыс. жит., 2002)
Официальным языком считается урду
Административное деление — 5 округов

Северные территории

Районы бывшего княжества Кашмир, оккупированные Пакистаном в конце 40-х годов ХХ в.

Территория — 72,5 тыс. км2
Население — 1 млн чел. (2002)
Административный центр — Гилгит (9 тыс. чел., 2002)
Официальный язык — урду

Джамму и Кашмир

Один из 28 штатов Индии. Официальные индийские власти включают в его состав Азад Кашмир и Северные территории, но ниже приведены данные по той части территории штата, которая контролируется Индией

* Здесь и далее данные по населению за 2002 г. приведены по World Gazetteer.

Рельеф и климат

Место для отдыха «Шангри-Ла»
в пределах контролируемых
Пакистаном Северных территорий

В пределах Кашмира можно выделить несколько природных районов, различающихся прежде всего по рельефу и геологическому строению. На крайнем юго-западе тянется узкая полоса Пенджабской равнины с сильно эродированными землями, которые в значительной степени утратили свое плодородие. К северо-востоку она сменяется холмистыми грядами Сивалика высотой до 600—700 м над у.м. и затем Малыми Гималаями (хребет Пир-Панджал с вершиной Татакути, 4743 м). За Малыми Гималаями находится знаменитая Кашмирская долина — обширная межгорная котловина длиной 135 км и шириной 40 км. Средняя высота ее днища 1600 м. Это самая густонаселенная часть Кашмира с крупнейшим городом Сринагар на берегу р. Джелам близ оз. Дал. Среди озер этого района самое крупное — оз. Вулар. На северо-востоке над Кашмирской долиной нависает Большой Гималайский хребет с заостренными скалистыми гребнями, где отдельные пики превышают 7000 м (высшая точка — гора Нункун — 7135 м). Далее к востоку простирается обширное нагорье Ладакх, известное также под названием Малый Тибет. Оно прорезано долиной верхнего Инда. К северу от Ладакха находится величественная горная система Каракорум, где много крутосклонных пиков с высотами более 7000 м, а некоторые из них даже превышают 8000 м. Особо выделяется вторая вершина мира — гора Чогори (8611 м), известная также под названиями К2, Годуин-Остен и Дапсанг. Крайний восток Кашмира занимает плато Аксайчин, захваченное Китаем. Северные районы Кашмира, контролируемые Пакистаном, представляют собой систему труднодоступных высоких горных хребтов, между которыми в узких теснинах текут быстрые реки. Здесь Каракорум и Гиндукуш образуют дугу, обращенную вогнутой стороной к югу. Средние высоты гор превышают 5000—6000 м. Характерна сильная расчлененность рельефа с преобладанием крутых и даже отвесных склонов.

Северные территории.
Хребты Каракорума

В высокогорных районах Кашмира много ледников. Особенно выделяется в этом отношении Каракорум, где площадь ледников превышает 14 тыс. км2. Здесь находятся многие крупнейшие ледники мира: Сиачен (длина 76 км, площадь 750 км2), Биафо, Балторо, Батура, Хиспар и др. Эти гигантские ледниковые системы состоят из основного долинного ледника со множеством боковых ледников-притоков. Конец ледника Батура находится близко от русла р. Хунза и проходящего по ее берегу Каракорумского шоссе, поэтому есть опасность перекрытия этой стратегически важной магистрали. В Больших Гималаях тоже много ледников, но по размерам они уступают каракорумским (крупнейший ледник Ганготри в Кумаонских Гималаях достигает в длину 32 км и имеет площадь около 300 км2).
Климат в Кашмире сильно меняется даже на небольших расстояниях. Среднее годовое количество осадков в Сринагаре 640 мм, в Джамму — более 1000 мм, а в городе Лех в Ладакхе — лишь 80 мм. В Кашмирской долине 40—50% осадков приходится на период с февраля по апрель. Сельское хозяйство в северных районах Кашмира сильно зависит от снежно-ледникового питания рек. На юге Кашмира климат гораздо теплее, чем в его северных районах. Средняя температура января в Сринагаре составляет –1 °С, июля +21 °С.

Территориальная структура Кашмира

До раздела в 1947 г. индийское княжество Кашмир занимало площадь 222 тыс. км2, но уже долгие годы эта территория поделена на сферы влияния Индии, Пакистана и Китая. Индия предъявляет права на всю территорию Кашмира, а Пакистан и Китай их оспаривают. Причем Пакистан вначале выдвигал претензии на обладание всей областью, а в настоящее время практически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира площадью 85 тыс. км2. В административном отношении из этой территории выделены так называемый Азад («Свободный») Кашмир — не признанное мировым сообществом государство и особая административная единица Пакистана — Северные Территории. Под контролем Китая находится 45,5 тыс. км2. Это плато Аксайчин. Таким образом, Индии фактически принадлежит всего около 101 тыс. км2 территории, которая образует штат Джамму и Кашмир. В штате две столицы: Сринагар — летняя и Джамму — зимняя.
Часто территорию Кашмира делят на четыре области, каждая из которых отличается от других своими природными условиями, историей, этническим и религиозным составом населения. В первую входят индийская провинция Кашмир (северная часть штата Джамму и Кашмир) и находящийся под контролем Пакистана Азад Кашмир. Здесь расположен самый большой город штата — Сринагар.
Вторая область — это индийская провинция Джамму (южная часть штата Джамму и Кашмир), самая густонаселенная часть Кашмира. Здесь находится второй по величине город штата, его зимняя столица Джамму.
Третью область составляет провинция Ладакх (восточная, высокогорная часть индийского штата) и территории, находящиеся под контролем Китая (Аксайчин).
К четвертой области относят Северные Территории (бывшее Гилгитское агентство), контролируемые Пакистаном.

Население

Азад Кашмир. Пахота

Достоверные данные о численности населения имеются лишь для индийского штата Джамму и Кашмир. Перепись Индии 2001 г. зафиксировала на этой территории 10 070 тыс. человек. Преобладает сельское население, рассеянное по многочисленным деревням. В последнее время быстрыми темпами идет урбанизация. Значительно выросло за счет притока крестьян и беженцев население обеих столиц Кашмира — Джамму (317,2 тыс. жителей1) и Сринагара (786,4 тыс. жителей1). В пакистанской части Кашмира, управляемой из города Музаффарабад, в 2000 г. проживали 3,6 млн человек.
В Кашмире расселены несколько народностей. Догры, сосредоточенные на юго-западе в районе Джамму, близки к панджабцам, язык которых — панджаби — наряду с догри и хинди принадлежит к caмым распространенным в регионе. Кроме догров в этом районе живут гуджоры (около 1/3 населения). Жители этого района преимущественно индуисты (64%) и мусульмане-сунниты (32%), конфессиональное меньшинство образуют сикхи (3%). Догры исповедуют индуизм и религию сикхов, а гиджоры — ислам.
В Ладакхе большинство населения (54%) составляют народы тибетского происхождения — ладакхи и балти, исповедующие буддизм; их языки иногда рассматривают как диалекты языка бхотия, относящегося к тибето-бирманской группе. В остальной части Кашмира доминируют мусульмане. В индийском Кашмире они составляют более 92% населения, а в Азад Кашмире и Северных Территориях — около 99%. Остальная часть населения — в основном индуисты: это кашмирские брахманы (пандиты), а также выходцы из провинции Джамму.
Штат Джамму и Кашмир — единственный в Индии, где численно преобладают мусульмане, они составляют здесь 64%. В Кашмирской долине основным этническим субстратом являются кашмирцы, основные языки — кашмири и урду.

1По переписи населения 2001 г.

Исторические корни конфликта

Пастушка в индийской
части Кашмира

Многие конфликты в Азии имеют многовековую историю. Проблема Джамму и Кашмира не является исключением — ей более 1000 лет.
В начале первого тысячелетия до н. э. Кашмир, как и вся северная Индия, заселился индоарийскими племенами. Именно они дали начало самым крупным народам Кашмира — кашмирцам и дограм. Причем именно кашмирцы из-за труднодоступного положения их горных долин и замкнутого образа жизни считаются народом, сохранившим в наибольшей степени черты и обычаи первых арийских поселенцев в Индостане. В те времена практически все местное население составляли индуисты. Во время правления в Индии императора Ашоки (III в. до н. э.) в долины Кашмира проникает буддизм. Район Ладакха становится одним из основных буддистских центров Индии, однако в это время и индуизм еще сохранял здесь сильные позиции. Расцвет индуистского Кашмирского царства относится к VII—VIII вв. н. э. Правившие в это время династии объединили под своей властью всю территорию Кашмира, за исключением Ладакха, где до IX в. властвовали тибетцы.
В VIII в. недалеко от Сринагара был построен знаменитый храм бога солнца Сурьи. С тех пор и до нашего времени кашмирские брахманы (наследственные священнослужители) считаются самой высокой кастой. Они сыграли в истории Индии весьма заметную роль, так как всегда занимали высокие духовные и светские посты. Ярким примером является долго правившая в Индии семья Неру—Ганди, происходящая из среды кашмирских брахманов.
После завоевания Индии мусульманами кашмирские брахманы разработали для новых властителей страны язык урду на основе персидского и санскрита. Теперь урду является государственным языком Пакистана и официальным языком индийского штата Джамму и Кашмир. В настоящее время насчитывается более 500 тыс. кашмирских брахманов (из которых более 100 тыс. — в Кашмирской долине), составляющих 138 эндогамных семей, расселенных по всей территории Индии, где они до сих пор имеют большое влияние.
Но позже кашмирским индуистам пришлось отступить из-за вторжения воинственных племен с запада. В 1346 г. власть перешла к военачальнику Ринчину — уроженцу Ладакха. Будучи буддистом по вероисповеданию, он решил принять веру большинства своих подданных, однако спесивые кашмирские брахманы отказались посвятить его в индуизм. Тогда Ринчин обратился с аналогичной просьбой к мусульманским улемам и принял ислам.
В то время ислам уже был широко распространен на территории Кашмирского царства. Многовековое противоборство индуизма и буддизма значительно ослабило устои этих религий и дискредитировало их в глазах верующих. Поэтому проповедь известного в регионе с VII в. ислама, с его эгалитаризмом и неприятием кастовой системы, нашла большой отклик в широких слоях кашмирского общества.

Старинный форт
в Музаффарабаде —
административном центре
Азад Кашмира

Под властью мусульманских правителей Кашмира находились только его северная и центральная части, что же касается юга (провинция Джамму), то здесь сохранилось господство князей-индуистов из народности догра. Ислам на юге не закрепился, и здесь целиком сохранил свое влияние индуизм. Восточная, труднодоступная часть современного Кашмира — провинция Ладакх — лишь номинально признавала господство султанов Кашмира. Местные князья сохраняли буддизм и поддерживали активные торговые связи с Тибетом. Именно в этот период формируются этнические, культурные и религиозные различия между провинциями Кашмира, служащие до сих пор основным источником напряженности в регионе.
В Кашмире утвердилась власть догров. Англичане, используя принцип «разделяй и властвуй», поставили индуистских правителей над мусульманским населением, посеяв тем самым семена жестокой вражды между будущими преемниками власти Англии на субконтиненте — Индией и Пакистаном.
В начале XX в. в Кашмире против мусульман был принят целый ряд дискриминационных законов, низводящих их на положение людей «второго сорта». Был ограничен их прием на государственную службу, в особенности на командные посты в администрации и армии. Переход в ислам представителей других религий (особенно индуистов) стал караться конфискацией имущества. Особенно унизительным для мусульман был закон, согласно которому за убой собственной коровы они подвергались десятилетнему тюремному заключению. Все это вызывало недовольство широких масс мусульман княжества правлением раджей-индуистов. В 1931 г. мусульмане подняли восстание, жестоко подавленное махараджей. В 1932 г. шейх Абдулла основывает первую политическую партию Кашмира — Мусульманскую конференцию, которая с 1939 г. стала называться Национальной конференцией Джамму и Кашмира.

Окончание следует

Ключевые политические партии Индии поддержали решение властей восстановить доступ в интернет и мобильную связь в ряде районов бывшего штата Джамму и Кашмир. Таким образом, был сделан первый шаг к нормализации ситуации в самом проблемном индийском регионе, граничащем с Пакистаном. Следующим шагом должен стать перезапуск политического процесса, приостановленного после лишения Джамму и Кашмира его особого статуса. Между тем возвращению к мирной жизни препятствует непрекращающаяся активность радикальных исламских группировок, поддерживаемых Пакистаном.

Долгожданную для жителей Кашмира новость о возобновлении доступа в интернет и вновь обретенной ими возможности пользоваться мобильной связью на всей территории бывшего штата Джамму и Кашмир, полгода назад преобразованного в две союзные территории (административная единица с меньшими правами), первым сообщил в конце прошлой недели телеканал India Today. Представитель местных властей Рохит Кансал уточнил: широкополосный интернет и часть услуг мобильного интернета пока восстановлены не на всей территории Кашмира.

Несмотря на сохраняющиеся ограничения, все политические партии, включая ведущую оппозиционную силу Индийский национальный конгресс, приветствовали начавшийся выход Кашмира из информационной блокады, расценив его как важный шаг на пути защиты прав и свобод индийских граждан.

Заблокировав доступ к интернету сразу после упразднения парламентом 370-й статьи Конституции Индии, наделявшей приграничный с Пакистаном и населенный преимущественно мусульманами штат Джамму и Кашмир особым статусом, власти назвали этот шаг вынужденной мерой.

Они опасались распространения радикальных настроений с использованием соцсетей для мобилизации недовольных, как это ранее происходило в разных регионах мира.

Однако через полгода после превращения штата Джамму и Кашмир в две союзные территории никакого «восстания» или массовых антиправительственных выступлений, предсказанных наиболее непримиримыми противниками премьер-министра Нарендры Моди, не произошло. При всей своей напряженности ситуация в индийском Кашмире сохраняет видимость спокойствия и уже не выглядит столь напряженной, как полгода назад.

Что Индия и Пакистан значат для мира и России

На этом фоне 10 января Верховый суд Индии признал происшедшее в августе отключение Кашмира от интернета противоречащим статье 19 Конституции страны, гарантирующей ее гражданам свободу слова и выражения мнений, что включает в себя право на пользование всемирной сетью. Тем не менее уже после вердикта Верховного суда, который многие эксперты и СМИ назвали «историческим» и «победой индийской демократии», начало процесса возвращения Кашмира в информационное пространство растянулось на полторы недели.

При этом говорить о восстановлении прав и свобод жителей Кашмира в полном объеме пока преждевременно.

Не спеша полностью возобновить работу интернета, местные власти ссылаются на призыв Верховного суда следовать «доктрине пропорциональности», исходящей из того, что степень открытости Кашмира глобальному информационному пространству должна быть обусловлена конкретной ситуацией с безопасностью на местах.

Следующим шагом на пути нормализации ситуации должно стать возобновление политической жизни, остановившейся в связи с тем, что многие радикально настроенные по отношению к центральной власти политики оказались под временным арестом. По словам источников «Ъ”, близких к индийскому правительству, одной из актуальных задач должно стать формирование новых сил, которое позволит перезапустить политический процесс в бывшем индийском штате.

«Существующие в Кашмире традиционные политические силы — Национальная конференция и Народно-демократическая партия — к настоящему моменту утратили доверие значительной части населения, в частности молодежи. В этой ситуации одной из задач центрального правительства должно стать формирование новой кашмирской политической элиты, которая восстановила бы доверие к институту власти»,— пояснил «Ъ” вице-президент Observer Research Foundation Нандан Унникришнан.

Между тем главным вызовом для индийского Кашмира остается непрекращающаяся активность радикальных группировок «Хизб уль-Муджахиддин» и «Джаиш-е-Мухаммад», поддерживаемых Пакистаном. Как стало вчера известно, полиция предотвратила новый масштабный теракт, который «Джаиш-е-Мухаммад» планировала совершить накануне главного национального праздника страны — Дня республики, отмечаемого 27 января. Именно эта группировка стояла за крупнейшим терактом в истории Кашмира, совершенным 14 февраля прошлого года в округе Пулвама и унесшим жизни 45 индийских военнослужащих. «Джаиш-е-Мухаммад» — одна из группировок, которая борется за отделение этой части Кашмира от Индии и регулярно совершает нападения с территории соседнего Пакистана.

Сергей Строкань, Дели—Москва

КАШМИР, спорная область на крайнем севере Индийского субконтинента. Индия предъявляет права на всю ее территорию площадью 222 236 кв. км. Кашмир граничит с Пакистаном на западе, Афганистаном – на севере, Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая – на востоке и штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб – на юге. Пакистан и Китай оспаривают права Индии, причем Пакистан вначале выдвигал претензии на обладание всей областью, а в настоящее время фактически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира площадью 78 932 кв. км. В административном отношении она преимущественно выделена в т.н. Азад («свободный») Кашмир. Под китайским контролем находится северо-восточная часть территории Кашмира площадью 42 735 кв. км. Остальную часть занимает индийский штат Джамму и Кашмир площадью 100 569 кв. км.

Население.

Наиболее достоверные данные о численности населения имеются лишь для штата Джамму и Кашмир. Перепись Индии 1991 зафиксировала на этой территории 7718,7 тыс. человек. Преобладает сельское население, рассеянное по многочисленным деревням. В последнее время быстрыми темпами происходит урбанизация. Значительно выросло население обеих столиц Кашмира – зимней Джамму (206,1 тыс. жителей) и летней Сринагара (594,8 тыс. жителей). В пакистанской части Кашмира, управляемой из города Музаффарабада, в конце 1980-х годов проживало ок. 2,8 млн. человек.

В Кашмире расселены несколько народностей. Догры, сосредоточенные на юго-западе в районе Джамму, близки к панджабцам, язык которых – панджаби – наряду с догри и хинди принадлежит к самым распространенным в регионе. По религии жители этого района преимущественно индуисты, конфессиональное меньшинство образуют сикхи. В слабозаселенных восточных районах Кашмира народы тибетского происхождения – ладакхи и балти – исповедуют буддизм; их языки иногда рассматривают как диалекты языка бхотия, относящегося к тибето-бирманской группе. В остальной части Кашмира доминируют мусульмане. В Кашмирской долине этнический субстрат составляют кашмирцы, основные языки – кашмири и урду. Штат Джамму и Кашмир – единственный в Индии, где численно преобладают мусульмане.

Достопримечательности.

В Кашмире много объектов, представляющих историко-культурную ценность, включая прежде всего религиозные святыни. Мусульмане наиболее почитают мечеть Хазратбал в Сринагаре, в которой хранится волос, как полагают, из бороды пророка Мухаммеда. Индуистские места поклонения включают пещеру Амарнатх, к северо-востоку от Сринагара, и храм Вайшно-Деви близ города Джамму. Буддийские часовни и монастыри («гомпы») многочисленны в Ладакхе.

На протяжении столетий Кашмир использовался для летнего отдыха индийских властителей. При Великих Моголах в 16–17 вв. в Кашмирской долине было разбито несколько «садов»-парков, в том числе самые знаменитые Нишат и Шалимар в Сринагаре. На оз. Дал базируется флотилия лодок, используемых в качестве постоянных жилищ. В Пахалгаме, Сунамарге и Гулмарге при британской колониальной администрации были основаны горные курорты, которые в настоящее время превратились в популярные места отдыха. Среди главных учебных заведений штата – университет Джамму (в городе Джамму) и Кашмирский университет (в Сринагаре).

Экономика.

В Кашмире растет экономическое значение туризма, но занятие сельским хозяйством еще дает средства к существованию примерно 4/5 населения. Возделываются прежде всего рис, пшеница, ячмень, нут, просяные культуры и кукуруза. Развивается и садоводство. Важным источником дохода остается лесное хозяйство. Кашмир известен своими ремеслами. Особенно славятся изделия ковроделов, резчиков по дереву, чеканщиков серебра и меди, мастеров папье-маше.

Транспорт в Кашмире развит слабо. Преобладают грунтовые дороги и караванные тропы, которые в сезон муссонных дождей становятся непроходимыми. Железнодорожная сеть замыкается на городе Джамму на крайнем юго-западе. Для связи Кашмирской долины с равнинами Индии важное значение имеет автомобильная дорога Сринагар – Джамму – Патханкот, пересекающая хребет Пирпанджал через перевал Банихал. Другая дорога Сринагар – Музаффарабад, обеспечивающая выход в Пакистан, в настоящее время пересекается демаркационной линией.

В Кашмире, несмотря на плохое состояние местных дорог, имеется автобусное сообщение, наиболее развитое на юго-западной равнине и в пределах Кашмирской долины. Организуются рейсы и в периферические районы. Например, из Сринагара на автобусе можно добраться в Ладакх и Занскар, минуя труднодоступный перевал Зоджи-Ла в Большом Гималайском хребте.

На севере Кашмира, преимущественно по долинам Инда, Гилгита и Хунзы, проходит стратегически важное Каракорумское шоссе, построенное в годы холодной войны. Оно соединяет Кашгар (КНР) и Исламабад (Пакистан) и пересекает Каракорум через перевал Хунджерад (4890 м).

В городах Джамму, Сринагар и Лех действуют аэропорты.

История.

Кашмир, расположенный на перекрестке торговых путей, связывавших Китай, Индию и Центральную Азию, издавна привлекал внимание соседних держав. В 3 в. до н.э. он стал частью государства Маурья, при одном из властителей которого – Ашоке – распространился буддизм. На протяжении последующих нескольких столетий на территории Кашмира царила феодальная раздробленность.

Распространение ислама в Кашмире восходит к середине 14 в., оно усилилось, когда область была присоединена к державе Великих Моголов при императоре Акбаре в 1587. С развалом этой империи Кашмир захватили патаны (годы их владычества с 1752 по 1819). Земли в Джамму были разделены между местной знатью, а впоследствии были объединены под эгидой догрской династии. В 1819 догрское государство было аннексировано Ранджит Сингхом, сикхским правителем Пенджаба с 1801 по 1839. В 1846, после поражения сикхов в первой войне с англичанами, глава видного догрского рода Гулаб Сингх, ранее министр при дворе Ранджит Сингха, приобрел у британской короны за 7,5 млн. рупий право на управление Кашмиром. Махараджи из догров-индусов, пользовавшихся покровительством англичан, были популярны в Кашмире, где большинство населения исповедует ислам. Тем не менее они продолжали управлять княжеством вплоть до обретения независимости Индией и Пакистаном в 1947, несмотря на требования провести демократические реформы, выдвигавшиеся политической оппозицией и ее лидером шейхом Абдуллой.

Власть англичан в Кашмире закончилась с принятием в 1947 «Закона об управлении Индией». Княжество имело возможность войти в одно из двух государств. Махараджа-индус Хари Сингх стремился сохранить автономию Кашмира, но подвергался давлению со стороны Индии и Пакистана. С ними была достигнута договоренность, что решение вопроса откладывается. Но вскоре Пакистан предпринял блокаду Кашмира, ибо тогда единственная магистраль вела из Кашмирской долины на юг и имела выход непосредственно на пакистанскую территорию. В октябре 1947 вооруженные пакистанцы-мусульмане, включая патанов, были доставлены автотранспортом к границе с Кашмиром и вторглись в западные и северо-западные районы княжества. Махараджа обратился за помощью к Индии и 26 октября согласился на вхождение Кашмира в ее состав. В итоге эти акции привели к сражениям между индийскими и пакистанскими войсками. Обе страны обратились в ООН, и в январе 1949 при посредничестве этой организации была достигнута договоренность о прекращении огня. В середине 1949 Индия и Пакистан согласились с временной демаркационной границей. Позднее была принята резолюция ООН о выводе вооруженных сил обоих государств из Кашмира и о проведении референдума о будущем статусе Кашмира, что так и не было выполнено.

В 1959 индийские воинские части обнаружили, что китайцы проложили дорогу через пустынное плато Аксайчин в северо-восточном Кашмире. Индия усмотрела в этом строительстве попытку КНР усилить свое влияние в этом регионе. Не ограничиваясь отдельными вооруженными конфликтами, китайцы в 1962 предприняли вторжение в глубь Кашмира, но затем отступили, сохранив тем не менее контроль над высокогорной территорией Кашмира, расположенной к востоку от Каракорума.

В 1971 возобновились столкновения между пакистанскими и индийскими войсками, что совпало со временем выхода Бангладеш из состава Пакистана. Соглашение в Шимле, подписанное в середине 1972 после одержанной Индией быстрой победы, закрепило сложившуюся демаркационную линию между пакистанскими и индийскими районами Кашмира.

В 1980-х годах разные мусульманские общественные объединения, включая Фронт освобождения Джамму и Кашмира, развернули агитацию за независимый Кашмир или его вхождение в состав Пакистана. Обстановка резко обострилась в начале 1990, когда мусульмане Джамму и Кашмира провели массовые выступления против индийских властей, и особенно накалилась в мае, когда индийские войска открыли огонь по огромной толпе, собравшейся на похороны убитого Маулви Мухаммед Фарука, ведущего мусульманского деятеля Кашмира. В итоге значительная часть индусского населения Кашмирской долины (ок. 150 тыс. человек) была вынуждена укрыться в специально созданных временных лагерях. Конфликт между Индией и Пакистаном по поводу принадлежности территории Джамму и Кашмира продолжается до сих пор, хотя и перешел в менее явные и агрессивные формы.

См. также ИНДИЯ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *