Италия ареццо

В последней части рассказа об Ареццо мои руки (и ноги во время прогулки) наконец-то дошли до главной достопримечательности, которая отличает его от всех других тосканских городов. Я, конечно, имею в виду Пьяцца Гранде, площадь, расположенную под таким неимоверным уклоном, что на ее фоне Кампо Сиены кажется ровной и плоской, как экран телевизора LG Flatron.
Карта достопримечательностей Ареццо, маршрут прогулки из последней части отчета отметил зеленой линией.

Но не все сразу, будем соблюдать последовательность. Сперва, из парка Прато я спустился обратно к центральным улицам Ареццо. По пути наткнулся на стадо загадочных животин. Овцы?

Даже абстрагируясь от достопримечательностей, Ареццо — крайне приятно место для прогулок. Улочки тут то, что надо на мой взыскательный вкус.

Памятник Фердинанду III (25) великому герцогу Тосканскому. Правил Тосканой в конце 18-го начале 19-го веков, потомок Медичи.

Особенность Ареццо — памятные таблички на зданиях с барельефами людей, которые прославили это место. Нигде больше подобного в Италии не встречал.

Непременный для любого города Италии офис коммунистов, в Ареццо они расположились в самом центре города.

Колодец непростой, а литературная достопримечательность. Это тот самый колодец Тофано (26) из «Декамерона». Однажды ночью богатый горожанин Тофано запирается от жены, которая ночами ходит на свидания с любовником к этому колодцу. Как она его ни умоляет, он отказывается ее впустить. Тогда она делает вид, что бросается в колодец, а на самом деле швыряет туда громадный камень. Тофано выбегает из дому и устремляется к колодцу, а жена тем временем входит в дом, запирается от мужа и срамит его на всю улицу. Народ собирается у колодца и начинает возмущаться поведением «алкоголика» Тофано, который пьяный шляется по ночам да еще и на жену клевещет. В итоге всем миром бьют морду мужу-неудачнику.
Заканчивает Боккаччо рассказ такой моралью: «Дурак мирится — только пуще срамится. Да здравствует любовь, а на деньги наплевать!».

Выходим на главную улицу Ареццо Corso Italia, которая спускается от парка Прато вниз в сторону железнодорожного вокзала.
Первое здание на этой улице Palazzo Pretorio (27). Здесь с 13-го века находилась резиденция командира местного городского ополчения. Стены дворца украшены гербами всех капитанов и комиссаров Ареццо с 14-го по 18-й века. Выглядят все гербы (да, и само здание) подозрительно свежо, подозреваю, что тут приложили руки реставраторы времен Муссолини.
Сворачиваем с Corso Italia по крытой галереи и…
… оказываемся на Пьяцца Гранде (28). И, тут остается только молчать и восхищаться этим странным, но все-таки прекрасным местом. Вот, скажите, как при таком уклоне горожане устраивали парады, например? Или, как тут разместить нормально палатки для ярмарки? Удивительно!
Вокруг площади расположены многочисленные лавки антикваров.
Еще год назад до моей поездки все здания Пьяцца Гранде были живописно украшены многочисленными щитами с гербами. Но теперь их, к сожалению, сняли, не знаю навсегда или временно.
Как я уже говорил, в это воскресенье по всему Ареццо народ устраивал сам себе небольшие праздники.

А это, пожалуй, самый каноничный вид Piazza Grande. Слева церковь с длинным названием Санта-Мария-делла-Пьеве, чуть позже заскочим в нее. На площадь выходит ее романская апсида 13-го века. Мелковато вышло, но все-таки видно, что одна из колонн апсиды имеем изгиб в виде «коленки». Зачем? Дальше на фоне древней церкви практически «современное» здание суда 17-го века в стиле барокко. Обратите внимание, что архитектору пришлось выдумать оригинальную полукруглую лестницу, чтобы побороть наклон площади. И, наконец, справа возвышается готическое здание Братства Лаиков (Palazzo della Fraternita dei Laici), члены братства играли значительную роль в жизни Ареццо. Три архитектурных стиля в одном месте!
Понятное дело, Роберто Бениньи не смог не снять Пьяцца Гранде в своем фильме. Как и в других местах съемки фильма в Ареццо, место отмечено табличкой с кадрами из «Жизнь прекрасна».
Туристов, конечно, гораздо меньше, чем в Сиене, но и совсем малопопулярным местом Ареццо нельзя назвать.
Антикварные лавки вносят свою долю колорита в антураж площади.
От площади отходят, так приглянувшиеся мне типичные улочки Ареццо с крутыми подъемами.
Вазари, который, как вы помните из предыдущего рассказа, является уроженцем Ареццо, также приложил руку к украшению площади. Длинное здание с галерей Лоджия Вазари (29) — его рук творение.
Окидываем еще раз взглядом фантастическую площадь и переходим к следующей достопримечательности.
Если до этого все церкви Ареццо, включая собор, не слишком поразили меня своим внешним видом, то Церковь Санта-Мария-делла-Пьеве (30) (Успенская по-русски), реабилитировала Ареццо в этом плане. Это очень круто, я считаю! Увы, увы, заснять ее потрясающий фасад целиком невозможно.
Все колонны разные.
Перед входом в церковь задираем голову, чтобы рассмотреть романские фигурки календаря. Можно попытаться поразгадывать, где-какой месяц изображен, главное при этом не загородить проход в церковь другим туристам или прихожанам.
Если снаружи церковь в моем арентинском рейтинге заняла первое место, то по интерьеру она оказалась не так богата шедеврами, как ее соперницы, но все равно забежать внутрь стоит.
Вознесение Богородицы.
В крипте хранятся мощи св. Доната. «Как же так, они же в соборе вроде как находятся?» — спросит внимательный читатель. Все верно, и в соборе тоже. Просто в своем время св. Доната разделили, и голова досталась Санта-Марии-делла-Пьеве. Из статьи в вики я понял, что в Средние века в Ареццо был конфликт между епископом и горожанами, и данная церковь была оплотом этой борьбы. Наверно, местные бюргеры были очень рады, когда заполучили такой важный трофей в войне со своим епископом.
Из старинных росписей церкви мало, что уцелело. Один из примеров святые Франциск и Доминик.
Что же, осталось только пройтись обратно из центра до вокзала по Corso Italia.
Chiesa dei Santi Michele e Adriano.
По живописности своих улиц Ареццо вполне может конкурировать с Сиеной.
Chiesa di Sant’Agostino.
Я осмотрел основные красоты Ареццо, и здесь у Сант Агостино я задался нелегким вопросом, пообедать, затем обойти все церквушки в восточной части Ареццо и спокойно вернуться во Флоренцию или… или совершить небольшую авантюру с вылазкой в другой регион Италии. Но об этом в следующем рассказе.

Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

Главная — Италия — Тоскана

Ареццо. Тоскана.
Ареццо – один из самых красивых городов Тосканы, вымощенные булыжниками улицы хранят память многих столетий, которые наложили свой отпечаток времени и истории.
Когда-то Ареццо был одним из 12 важнейших этрусских городов-государств. До появления на карте мира Рима, здесь жил удивительный народ, который пришел неизвестно откуда, говорил на языке, который до сих пор никто не может понять, оставил после себя многочисленные некрополи и малочисленные скульптуры и предметы быта. Ареццо в этом плане повезло, здесь была найдена известная статуя Химера, которая сейчас хранится во Флоренции.
Медленно, но настойчиво римляне завоевывали один этрусский город за другим, наступила и очередь Ареццо, в III в. до н.э он стал римским городом, сохранив свое промышленное и торговое могущество, он стал северным бастионом Древнего Рима, который защищал от нападок галлов.
Тем не менее, Ареццо сохранил мятежный духи и всегда искал возможность обрести независимость. Поэтому Цезарь из-за мести организовал здесь колонию для своих ветеранов, что вызвало демографический всплеск и разбавления этрусской части населения.
Во времена имперского Рима Ареццо был процветающим и богатым городом. Строились термы, театр, амфитеатр (117-138 гг.), руины которого сохранились до наших дней.
Ареццо оставался промышленным центром, где работали с металлом и производили керамику еще с этрусских времен. Особенно популярными были вазы кораллового цвета.
После падения Римской империи начался упадок и закат Ареццо, мучили набеги варваров. Затем власть захватили лангобарды, которые возвели замок и свои церкви.

Ареццо. Тоскана. Италия.
Потом прибыли франки с Карлом Великим. Ареццо стал местом пребывания епископа. И до сих пор им остается, чем поможет похвастаться редкий город.
Под защитой епископа Ареццо развивался и строился. В это время родился один из самых выдающихся жителей Ареццо – Гвидо д’Ареццо – бенедиктинский монах из аббатства Помпоза и теоретик музыки, который ввел 4-линейный нотный стан с обозначением высоты звука на каждой линии начальными буквами латинского алфавита (используются и поныне), и ключ.
После 1000 г. Ареццо стал свободной коммуной. Но епископ жил рядом за городской стеной в замке и имел феодальные виды на город. Горожане часто выступали против власти епископа, что вызывало конфликты, которые часто заканчивались не в пользу горожан. Тем не менее, свободная коммуна развивалась.
В 1304 году в Ареццо родился Франческо Петрарка – итальянский поэт, писатель и гуманист.
Мощь Ареццо росла, и город неминуемо двигался к столкновению со своими значимыми соседями Флоренцией и Сиеной. После того, как в Ареццо к власти пришли гибеллины, в 1289 г. произошла битва с сиенской и флорентийской армиями, называемая битва при Кампальдино. В этой битве участвовал и Данте Алигьере на стороне гвельфов.
В ней был убит епископ Ареццо, и на смену ему пришел Гуидо Тарлати, который улучшил экономическую ситуацию, расширил городские границы и привел Ареццо к еще большему процветанию. В этом время в городе стали чеканить собственные монеты. Был заключен мир с Флоренцией и достигнут альянс с Сиеной.
Но после смерти Гуидо Тарлати для Ареццо наступили черные дни. Город терял свои территории, а в 1337 году и свою независимость, попав под власть Флоренции. Через 10 лет независимость удалось вернуть, но былого процветанию уже было не достичь. Борьба между гвельфами и гибеллинами каждый раз вспыхивала с новой жестокостью. В 1384 году Ареццо окончательно был присоединен к Флоренции, что сказалось и на искусстве. После этого флорентийское влияние сказывалось на всем, но чувствовался медленный упадок.
В 1525 году в Ареццо пришла чума. Экономическая ситуация ухудшилась и город снова восстал против Флоренции. В 15545 году пала Сиена, и большая часть Тосканы была объединена в Великое герцогство Тосканское.
Козимо I Медичи провел восстановительные работы в Ареццо. Была отреставрирована крепость, закончен Кафедральный собор, возведены церкви.
Во время этих работ были найдены знаменитые бронзовые статуи этрусков Минерва из Ареццо и Химера.
В 1796 году французские воска во главе с Наполеоном стали захватывать итальянские земли. Ареццо был завоеван в 1799 г.
В 1860 г. Ареццо вошел в состав объединенной Италии.
Современный Ареццо сохранил средневековый облик, хотя и сильно пострадал в ходе второй мировой войны. В руинах находилась половина исторических зданий.
Начнем наш маршрут с круглой площади piazza Guido Monaco, названной в честь бенедиктинского монаха Гвидо, который был музыкальным теоретиком и который ввел 4-линейный нотный стан с обозначением высоты звука на каждой линии начальными буквами латинского алфавита и ключ. О нем мы уже упоминали в разделе «История».

Ареццо. Тоскана. Италия.
От оживленной площади пройдем по улице via Giudo Monaco до пересечения с via Giuseppe Mazzini, на которой свернем направо.
С левой стороны мы сразу заметим кафе «Caffe’ Dei Costanti», в нем снимались некоторые сцены известнейшего фильма Бенини «Жизнь прекрасна».
Кафе приобрело популярность в начале XIX в., сюда заходили поэты, интеллектуалы и иностранцы. Можно заглянуть в кафе, выпить чашечку кофе с десертом или съесть мороженое «Жизнь прекрасна».
А напротив находится базилика Святого Франциска (Basilica di San Francesco), где хранятся фрески Пьеро делла Франческа, в том числе «Легенда настоящего Распятия».

Базилика Св. Франциска.
Ареццо. Тоскана. Италия.
Поднимемся по улице via Andrea Cesalpino, которая начинается напротив базилики, дойдем до пересечения с via degli Albergotti и свернем направо. Эта улица приведет нас на одну из самых красивых площадей Италии – piazza Vasari (площадь Вазари, или Большая площадь).
Piazza Grande. Ареццо.
В первое воскресенье сентября и третье воскресенье июня ночью на площади разворачивается Рыцарский турнир сарацин.
Площадь имеет неправильную форму, но поражает своей гармонией и изяществом. Заметный наклон зрительно приподнимает лоджию Вазари, построенную в эпоху позднего Возрождения. Под элегантными портиками разместились кафе.
Piazza Grande. Ареццо.
Церковь, выходящая на площадь — Санта Мария-делла-Пьеве (Santa Maria della Pieve), ее башня поднимается на высоту 59 метров и называется колокольней ста ям. На главном входной двери можно полюбоваться скульптурной группой «Цикл месяцев» работы Пьеро Лоренджетти. Многоярусный фасад выполнен аргентинским мастером Маркио, он построен на контрасте светлых и темных рядов выкладки и вертикальных членений. До возведения Кафедрального собора, церковь Санта Мария-делле-Пьеве была главной и самой большой в Ареццо.
Кроме этого на площади находятся Городской и Народный дворцы, Трибунал и палаццо (дворцы) знатных фамилий.
Ареццо. Тоскана. Италия.
Выйдем с площади по via del Pileati.
На ней находит дворец Преторио (Pretorio), украшенный гербами правителей, сейчас в нем разместилась городская библиотека.
Ареццо. Тоскана. Италия.
Улица приводит нас к Кафедральному собору.
Кафедральный собор Ареццо. Тоскана. Италия.
Кафедральный собор посвящен Святым Донату и Петру. Он выполнен в готическом стиле. Собор начали строить на этом месте в 1278 году по приказу папы Иннокентия III. Разные фазы строительства заняли много времени и полностью закончились лишь в 1511 г. Фасад относится к началу XX в., тогда же собор расширили. Могила папы Григория X в правом нефе, фреска «Мадалена» работы Пьеро делла Франческа в левом нефе, семь витражей работы Гуллауме де Марчилатт в правом нефе.
Кафедральный собор Ареццо. Тоскана. Италия.
Кафедральный собор Ареццо.
Кафедральный собор Ареццо.
Ареццо. Тоскана. Италия.
При выходе из собора свернем направо и дойдем до церкви Святого Доминика (Chiesa di San Domenico), которая была основана в 1275 г. Строительство закончилось в XIV в. Примечательно деревянное распятие работы Чимабуэ. Ассиметричный фасад с каменной кладкой и колокольня с двумя колоколами.
От церкви свернем на via San Domenico, а за тем на via XX Settembre.
В доме № 55 находится дом Вазари.
Здесь жила семья художника, архитектора и историка искусства Джорджио Вазари. Сохранился зал, покрытый фресками.
Визари купил этот дом в 1540 году. Он был сильно занят в то время, разрывался между Римом, Флоренцией и другими местами, поэтому в доме в Ареццо бывал редко. Тем не мене, художник спроектировал фасад здания, но этот проект не был осуществлен. Наследники Вазари владели домом до 1687 году, пока род не угас.
В 1911 году здание купило государство, здесь открыли музей.
Свернем направо на via San Lorentino, а затем налево на via Garibaldi.
Чуть дальше расположена церковь Сантиссима Аннуциата (Chiesa della Santissima Annunziata) с работами Джиорджио Вазари и Пьетро да Кортона.
По via Garibaldi до уже известной нам круглой площади Giudo Monaco. От нее отходит via Roma, покрытая портиками.
Via Roma. Ареццо.
Свернув на via Margaritone, найдем руины римского амфитеатра рядом с Археологическим музеем.
Римский амфитеатр. Ареццо.
Римский амфитеатр был возведен в I в. Длина амфитеатра 121 метр. Камни амфитеатра использовали для других построек, в том числе для монастыря Святого Бернарда. Амфитеатр вмещал около 8 тысяч зрителей.
Ареццо. Тоскана. Италия.
Ареццо. Тоскана. Италия.
Ареццо. Тоскана. Италия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *