Проспект кирова Саратов

Проходит между улицами Радищева и Чапаева.

На плане губернского города Саратова 1803 года на месте сегодняшнего проспекта Кирова показаны пусто порожние земли и сетка геометрически правильных квар талов будущей застройки. Эта же сетка кварталов со­хранилась и на плане города, утвержденного в 1812 году. Только на левой стороне в середине первого квартала показана деревянная католическая церковь. Никаких других построек (и тем более Немецкой слободки, как считают некоторые краеведы, на плане нет.

После утверждения плана эти земли стали отводить под застройку. В первом квартале в основном селились немцы-колонисты, приглашенные еще Екатериной II для освоения земель богатого поволжского края, второй и третий кварталы заселяли преимущественно пленные французы. Конечно, были здесь усадьбы и русских жи телей. В документах 1825 года сложившаяся улица уже названа Немецкой. Это название просуществовало почти столетие.

В июле 1883 года городская дума сделала попытку назвать Немецкую улицу именем генерала М. Д. Скобелева. Решение думы было отправлено в Петербург на утверждение, а между тем по всем учреждениям Сарато ва разослали извещение о переименовании улицы. Го родская управа даже вывесила таблички с новым назва нием улицы. В январе 1884 года саратовский полицмей стер просит управу снять новые таблички и заменить на старые с надписью «Немецкая улица»: министр внутрен них дел отклонил ходатайство думы.

После Февральской революции 1917 года городская дума переименовала Немецкую улицу в улицу Республи ки. В марте 1935 года в память о видном деятеле Ком мунистической партии и Советского государства Сергее Мироновиче Кирове (1886—1934) улица была преобра зована в проспект его имени.

Улица Волжская стала продолжением пешеходного проспекта Кирова в конце 2016 года, хотя впервые заговорили о необходимости соединить пешеходные Кирова и Набережную Космонавтов еще в середине 80-х годов XX века. Волжская улица стала застраиваться в начале XIX века. Тогда она называлась Армянской (здесь жили армянские купцы, торговавшие с Персией). Перед Великой Отечественной войной Армянская стала улицей Немреспублики, а во время войны — уже окончательно переименована, в Волжскую. Прогуливаясь по Волжской, можно увидеть несколько десятков интересных объектов. Во-первых, красивейшая Церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (Волжская 36). Считается уменьшенной в 2,5 раза копией Собора Василия Блаженного. Но мне эта копия нравится больше, чем оригинал — она как-то идеально встроена в архитектуру улицы. Удивительно, но заказчиком необычного храма был один из самых консервативных церковных иерархов — епископ Саратовский и Царицынский Гермоген Рядом — Архиерейский дом, сохранивший свой вид с начала XIX века. Его еще называют Домом епископов — потому что жили здесь еще и Пензенские (!) епископы. Следующий дом называется «Жилой дом Жилкоопсоюза». Построен он в 40-е годы по проекту немецкого архитектора Фрица Леонгардта. Полукруглый фасад с лепниной под крышей очень красиво смотрится, особенно в контрасте с зеленым парком Липки. Парк-сад Липки возник на месте бывшего городского оборонительного вала — в 1825 году здесь было высажено 1080 лип. История сохранила имена тех, кто это сделал — мещанин М.Смирнов и крестьянин Н.Федоров (сколько еще крестьян Российской империи мы знаем? Сусанин, восстание Болотникова… и все?). Парк входит в перечень объектов федерального значения. Упоминания об этом парке можно найти в романах К.Федина. Но вернемся к архитектуре. За домом Жилкоопсоюза с начала XX века стоит одноэтажный дворец (а как еще назвать это здание?) — особняк мукомола Ивана Шмидта. Барельефы, грот с вылезающим из него тритоном, парадная лестница со львами (жаль, увидеть их можно только на фотографиях — закрытая территория!) — чудо как хороши! Смотришь на это здание и думаешь: «Вот как проходит земная слава…Был одним из богатейших людей Саратова, заботился о своих рабочих и их детях. А миллионы отобрали, дома и фабрики национализировали и закончил он свои дни нищим могильщиком на Немецком кладбище…» А напротив стоит памятник Саратовскому трамваю. Не случайно — 110 лет назад здесь проходил первый саратовский трамвайный маршрут «Вокзалъ -Пристани», т.н. «Немецкая линия». Если пройти за трамвай 50 метров (по Соборной) — можно увидеть еще одно красивейшее здание Саратова — бывший особняк Рейнеке (сейчас здесь один из корпусов Областного госпиталя ветеранов войн). Мозаики «Танцовщицы» и «Древнерусские воины», интересная архитектура — даже водостоки с головами львов… И продолжим спуск к Волге. На углу Некрасова и Волжской стоит городской ЗАГС. В начале XX века в этом здании жил главный конкурент Шмидта — Иван Борель (потомок пленного наполеоновского офицера). Есть мнение, что этот аккуратный особняк проектировал тот же архитектор, что и Церковь «Утоли моя печали». Красиво… Дальше особо интересных зданий нет, Волжская становится Октябрьской (хотя когда-то это была одна улица, Армянская), появляется проезжая часть (но и пешеходная остается широкой, да и стиль сохраняется). На пересечении с улицей Мичурина стоит Саратовский кафедральный костел Петра и Павла, но стиль «модерн» — это не моё. На углу с улицей Чернышевского в одном из старейших сохранившихся зданий Саратова (XVIII век), бывшее начальное училище — музей Константина Федина. Государственный музей К.А. Федина – единственный музей Нижневолжского региона, посвященный истории литературы ХХ века, обладающий богатейшей коллекцией рукописей, писем и автографов Гоголя, Тургенева, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Некрасова, писателей и поэтов Серебряного века и т.д. Напротив — цветомузыкальный фонтан, среди секций которого — бронзовая статуя толстого полицмейстера (намек на дореволюционное название улицы Полицмейстерская) Рядом с музеем — особняк, которому уже более 150 лет. Его владелец Алексей Дашковский — еще один купец (что интересно — выходец из рабочей семьи), лишившийся имущества после революции. Заканчивается улица памятником Федину. А дальше — выход на Набережную Космонавтов, прогулки по берегу Волги в тени деревьев, среди цветов. Интересная будет прогулка!…

При слове «проспект» в Саратове представляешь не гарь машин и бесконечные пробки на светофорах, а — плиточку, скамейки, фонари, словом всё то, что в других городах Необъятной называют «бродвей» или «арбат». Проспект Кирова, который ещё до революции (официально он тогда был Немецкой улицей) называли в Саратове «нашим Невским», стал пешеходным в те времена, когда подобные проекты не делались ещё под копирку. Пройдя в прошлой части самую оживлённую в Саратове Московскую улицу, теперь погуляем по «центра центра» от Крытого рынка до парка Липки. Только осторожнее — здесь можно стать жертвой диких колобков.
Проспект Кирова проходит параллельно Московской в двух кварталах южнее, и пересекают его те же самые перпендикулярные улицы. У огромного Почтамта, чуть-чуть недоходя «дома с автомобилем», я свернул с Московской на улицу Чапаева, к весьма неплохой, на мой взгляд, новостройке ТЦ «Арена», которая уже была здесь в 2008-м. За ней виднеется пара серых куполов — нам туда:

До «Арены», впрочем, затесалась ещё есть небольшая площадь Киселёва… советского режиссёра и актёра Юрия Киселёва, в 1943-1996 годах руководившего Саратовским ТЮЗом. Сам Театр юного зрителя тут был и до него (с 1918 года), а на эту площадь театр переехал после — в 2012 году, когда старое здание сгорело. И можно ли по виду этой площади догадаться, что она в самой глубине исторического центра, и через квартал от неё в любую сторону проходят цельные старые улицы?

От ТЮЗа рукой подать до Цирка, который в Саратове тоже непрост: хотя цирковые представления в России давались с 1760-х годов (это если не брать в расчёт старый добрый русский балаган), устраивали их здесь исключительно иностранцы. Лишь в 1873 году у австрийца Эммануэля Беранека выкупили бродячий цирк русские братья Дмитрий, Пётр и Аким Никитины, да осели с приобретением в Пензе. В тихом и патриархальном губернском городе цирк, впрочем, не прижился, и в 1876 браты-акробаты (на самом деле на троих они держали десяток цирковых ролей) подались в Саратов, где и денег крутилось побольше, и зритель такое лучше понимал. Поэтому Саратовский цирк имени Братьев Никитиных считается ныне старейшим в России.
4а.

На кадре выше слева — его первое деревянное здание, исправно простоявшей до советской эпохи. В 1928-31 годах вместо него построили новый цирк с куполом, но реконструкции 1963 и 1998 годов и от его облика оставили немногое, и даже с 2008 года облик цирка порядочно изменился. Перед цирком — фонтан «Одуванчик» (1971) со скульптурами сценических зверей (1998), в середине апреля, увы, ещё не забивший.

В начале ХХ века с цирком соседствовало ещё более экзотическое заведение — Библейская панорама. На самом деле это был целый жанр, начавшийся в 1886 году с объёмный картины «Голгофа» в Мюнхене, причём круглые павильоны как правило были рассчитаны на регулярную смену картин. В России таких панорам было три — в Киеве, Петербурге и, с 1912 года — и в Саратове. Экспонировалась здесь вольная копия той же «Голгофы», а позже «Мучения христиан в цирке Нерона» (1899) польского художника Яна Стыки, пока в 1915 году панорама не рухнула под тяжестью снега на крыше.
4б.

Между тем, мы пришли на площадь Кирова, которая в отличие от официозной Театральной площади (см. прошлую часть) выполняет в Саратове роль «народного центра». Правда, площадью Кирова её называют лишь в адресах, а всё это место в целом в обиходе известно как Крытый рынок. В Саратове сюда ведут все дороги, и подавляющее большинством маршрутов общественного транспорта проходит хотя бы по одной из четырёх окружающих площадь улиц. Сам Крытый рынок вытянут на 180 метров вдоль улицы Чапаева на одной линии с цирком, вторя ему своим более компактным и высоким, но таким же серым и рифлёным куполом:

Рынков в огромном дореволюционном Саратове было немало (как и сейчас), и обе площади из прошлой части, нанизанные на Московскую улицу, также начинались с базаров. Но крупнейшим у «короля волжской торговли» был Митрофаньевский базар, и вот накануне Первой Мировой войны, когда город развивался стремительно, кому-то пришла идея оснастить его крытым корпусом наподобие киевской Бессарабки или латышских рынков Риги. 200-тысячный Саратов в те годы только-только начал подтягиваться к своему огромному размеру обликом и благоустройством, его былой масштаб ныне угадывается лишь в отдельных зданиях, и крупнейший в Российской империи Крытый рынок (1914-16) — безусловно, самое известное из них:

Советские крытые павильоны есть в наше время и у других саратовских торжищ, но Крытый рынок «по умолчанию» — только здесь. По сравнению с вычурной Бессарабкой своим строгим обликом с минимумом повторяющихся деталей этот корпус напоминает мне скорее что-то из старой доброй Америки времён бурной юности Гражданина Кейна.
6а.
Внутри рынок предельно обычен — ни колорита, ни злачности, да и интерьеры если и были — то не сохранились: в 1938 году здание было серьёзно повреждено взрывом парового котла. При восстановлении в том же году поставили единственное ныне украшение зала — фонтан «Колхозницы»:

А сама площадь Кирова потому и не называется площадью, что скорее это просторный сквер, отделённый от улица Чапаева Крытым рынком. Когда-то здесь стояли бесчисленные лавки в липкой грязи по колено, от которых остались лишь жиденькие ларьки да кисоки у подножья Крытого рынка. Но какую-то общую «базарность» из здешней атмосферы, кажется, не вытравить ничем — народ по площади ходит торопливо, спеша с автобусных остановок улицы Чапаева к трамвайным остановкам в Мирном переулке.

В глубине сквера — памятник Николаю Вавилову (1997): в 1917-18 годах учёный работал в молодом Саратовском университете (см. прошлую часть), а в 1941-43 годах вновь оказался в этом городе — теперь в тюрьме, эвакуированной на Волгу из столицы. С Саратовом связаны вехи научного пути Вавилова и смерть в тюремной камере от истощения и горя, поэтому здесь он тоже немного земляк. На памятнике изречения учёного: «Мне не жаль отдать жизнь ради хоть самого малого в науке» и «На костёр пойдём, гореть будем, но от убеждений своих не откажемся», а глядит он в оживлённую улицу имени себя, фактически продолжающую проспект Кирова.

Храм Митрофана Воронежского за спиной учёного перестроен в 2000-х годах из своей же собственной старой богадальни (1887). Вернее, Митрофаньевской до революции была небольшая часовня (1910), в которую «вынесли» намоленный базарным людом придел Вознесенско-Сенновской церкви (1839), в свою очередь называвшейся по тогдашней Сенной площади. Название причудливо совершило круг, от придела и часовни расползшись на всю площадь и в итоге закрепившись на воссозданной посреди неё церкви.
9а.
Уродливый забор из профлиста — кстати, не признак стройплощадки, а ограда, и я не понимаю, зачем церковникам отгораживаться от мирян. На месте старой церкви — кинотеатр «Победа» (1935), а за ним ТЦ «Победа-Плаза», ещё один преемник базара.

От Крытого рынка к Волге уходят целых три улицы — Кирова, Дзержинского и Сакко и Ванцетти, уже знакомая нам по посту о Гагаринском поле — там дальше техникум, где в начале 1950-х учился будущий космонавт. На её углу — симпатичный дом фармацевта Фридолина конца 19 века:

11а.
А проспект Кирова начинается от площади у «Одуванчика» между Цирком и Крытым рынком — только улицу Чапаева перейти. Вот «ворота» Проспекта: линию ТЮЗа и Цирка завершает Детский мир (справа), напротив которого — конструктивистский ГипроНИИгаз (1934):

В отличие от длиннющей Московской, проспект Кирова тянется почти ровно на километр, и острая башня на кадре выше отмечает другой его конец. В 19 веке эта улица называлась Немецкой, так как стояли на ней костёл и кирха, а связывала она крупнейший городской базар с кафедральным собором — то есть была местом, где регулярно проходили огромные толпы людей. В 1883 году местные чиновники зачем-то решили переименовать Немецкую в улицу Скобелева (к Саратову «белый генерал» Туркестана никакого отношения не имел) и даже стали менять адреса и таблички, но тут из Петербурга пришёл отказ. Немецкой улица оставалась и в Первую Мировую, хотя вполне могла бы стать какой-нибудь Николаевской или Романовской, а стала в итоге улицей Республики лишь в 1917 году. Ну а Киров здесь, как часто бывает, не при чём — честь убитого большевика переименовали пол-Союза, на волне энтузиазма, похоже, тыкая в карту наугад. Пешеходным короткий Проспект сделался в 1983 году, почти одновременно с московским Арбатом, а потому с последним явно ощущается наравне. Проспект Кирова широк и по-волжски приволен, на нём почти нет визуального мусора вроде набивших оскомину уличных скульптур, а самое главное достоинство Проспекта по сравнению с большинством пешеходок России — это какое-то особое чувство привычности: у целого поколения саратовцев родители давным-давно встречались здесь на первом свидании. Проспект — не излишество из «тучных нулевых», а неотъемлемая часть здешнего культурного кода.

На кадре выше — дом «Новый Быт» (1927), на кадре ниже, у перекрёстка с Вольской — советский Дом книги (1937) и особняк цирковых братьев Никитиных (1890):

От Вольской до Горького в пейзаж вклинивается нечто ни то из 1980-х, ни то из 21 века, а на переднем плане — не просто уличная скульптура, а памятник песне «Огней так много золотых на улице Саратова» (2009). Дальше там по тексту «Парней так много холостых, а я люблю женатого», но всё же старая песня стала неофициальным городским гимном и тема из неё звучит даже на вокзале, когда фирменный поезд отходит в Москву. Слышал, что с бронзовым парнем любят фотографироваться девушки — к скорому замужеству, как бы.

Буквально нависает над этим участком Проспекта гостиница «Волга» (1911-17), до 1956 года «Астория», размерами сравнимая с иной советской «Центральной». Этот колосс в ряду двухэтажных домиков — очень саратовский сюжет, и через считанные годы, кабы ни посыпалась страна, такого же масштаба здания стояли бы по всей длине улицы.

Не очень понимаю, что символизирует на самой крыше гигантское ведро, а вот скульптуры впечатляют. В 2008 мне увиделось в них что-то немецкое, а в 2018-м, после знакомство с Восточной Пруссией (см. Советск) — тем более:

Порой на Проспекте приходится увёртываться от машин, неспешно трещащих шинами о стыке плиток. Это не автохамы, водители в Саратове к пешеходом вообще-то очень вежливы — просто кварталы вдоль проспекта огромны, и некоторым иначе не доехать до своих домов.

Часть дворов — сквозные, и потому в стихийный паркинг Проспекта превратилась крошечная улица Дзержинского по соседству.

Зато там есть очень красивый и очень саратовский дом купчихи Шишкиной (1912):

Эти кварталы занимают развлекательные центры «Манеж» и «Бульвар», а потому проспект от Вольской до Горького — едва ли не единственное место Саратова, где старые дворы приведены в порядок:

Квеструмы, комнаты иллюзий, симуляторы, не говоря уж про антикафе прошлой эпохи и ночные клубы позапрошлой — по содержимому дворов видно, что на Проспект саратовцы ходят отдыхать. Играл почти везде как на подбор старый джаз. Кафешек разного масштаба тут тоже хватает, меня под вечер водили в отличный и недорогой по московским меркам ресторан «Жигули».

Но вне развлекательных центров благообразие коснулось лишь подворотен, за которыми начинается обычный неухоженный Саратов:

Доходный дом Красулина (1912) с грифонами на фасаде:

Ещё что-то из 1920-х годов:

И разве можно не запихать в самый-самый исторический центр многоэтажку? Хотя и довольно неплохую, если отбросить контекст:

Последний сегмент Проспекта от улицы Горького до улицы Радищева — через квартал от Театральной площади. Открывают его дом Саниных (1874-76) с шикарным металлическим крыльцом и ещё одна старинная гостиница «Россия» (1889), назначение, впрочем, поменявшая ещё до войны.

Здесь и одна из двух уличных скульптур на всю пешеходку, посвящённая другому символу города — Саратовской гармони. Отличали её больший размер, мощный голос и «подпевавшие» в такт колокольчики по краям. Гармонь — инструмент сложный, и в создании её хочется заподозрить поволжских немцев с их губными гармошками, но нет — первые упоминания об особых саратовских гармонях восходят к 1850-м годам, а первую мастерскую открыл в 1870 году местный житель Никита Карелин. На улице Кутякова, прежде Цыганской, сохранилась даже дореволюционная фабрика гармоник, но я до неё, увы, не дошёл. Как и многие традиционные промыслы, саратовская гармонь чуть не исчезла в ХХ веке, а теперь, что так же типично, её старательно пытаются возрождать.

Между тем, кинотеатр «Пионер» с кадра выше — ни что иное, как уделанный в 1965 году до неузнаваемости католический храм Святого Климента (1878-80), две башни которого были хорошо заметны в саратовских панорамах среди главок и колоколен. Что интересно, сохранилось и фото более старого костёла, в 1805 году построенного в дереве, а в 1850-х обложенного кирпичом. Костёлы, однако, в Российской империи были практически в каждом губернском городе вплоть до Самарканда или Ферганы, а вот много ли вы знаете в России дворцов католического епископа?! Именно таково было назначение здания 1870-х годов на заднем плане кадра выше: в 1872 году епископская кафедра переехала в Саратов из Херсона, фактически образовав епархию католиков Немецкого Поволжья:
28а.
Между тем, конец Проспекта близок, и отмечает его роскошная сталинка (1956), которую я в 2008 году принял за столь же роскошную дореволюционку:
29. 2008
Замыкает проспект архитектурный символ Саратова — Консерватория (1912):
30. 2008
Тут тебе и былое величие, и немцы, и гармонь:
31. 2008 2018
А особенно впечатляет, что как консерватория эта «ратуша» и строилась первоначально:
31а.
Проспект упирается в улицу Радищева, пересекающую небольшую площадь Чернышевского с памятником писателю (1956). Напротив консерватории — Саратовский аграрный университет имени Вавилова, основанный в 1913 году как Высшие сельскохозяйственные курсы. На другой его площадке есть даже конструктивистские корпуса, а здесь хоть и можно тоже заподозрить конструктивизм, всё-таки 1970-е годы.

Причём — на месте разрушенной кирхи Девы Марии (1876-78), служившей главным лютеранским храмом Немецкого Поволжья:
32а.
А вот кондитерского вида часовня иконы «Утоли мои печали» (1902) — стоит, и является частью Архиерейского квартала. За ней — епархия (1833-38) и длинный Архиерейский ряд (1874) по улице Радищева — в купеческом Саратове даже церковь держала свой небольшой рынок:

Замыкает ряд семинария на площади Столыпина — в месте соприкоснования этого и прошлого постов. И на 2 поста — как минимум 7 площадей…

Появления Архиерейского комплекса именно здесь не случайно — вид на кирху снят с колокольни Кафедрального собора Александра Невского (1815-24), представлявшего собой весьма необычный образец классицизма, похожий усыпальницу из усадьбы какого-нибудь графа близ Твери, но только порядком увеличенную. На Немецкой стояли 3 храма разных вер, и ни один из них не сохранился.
35а.
На месте собора ныне стадион «Динамо», но остался бывший Александровский сад, устроенный вместе с храмом в честь победы над Наполеоном. В народе сад называли просто Липовым бульваром, и со временем это название сократилось до «Липки», а там и в официальную топонимику вошло. Вокруг парка — ограда с изящнейшими воротами (1907), а в глубине ещё несколько простеньких памятников:

На площади Чернышевского помимо памятника автору «Что делать?» есть ещё и вот такое чудо — Саратовская панорама, устроенная в 1990 году к 400-летию города:

По-моему, это очаровательно — только вблизи трудно разглядывать из-за бликов в стекле. Детализация поражает — здесь нет ни одного случайного дома, всё запечатлённое имеет своё название, историю, дату постройки, а может быть и утраты. Но при этом — в хорошо узнаваемом наивном стиле:

На заглавном кадре — как раз собор Александра Невского отсюда, на кадре ниже — Музейная площадь и Крестовоздвиженский монастырь, до которого ещё дойдём. Лента панорамы, как ремень пряжкой, перехвачена барельефами великих земляков, в число которых попал и Гагарин:

За земляками — советский Саратов, состоящий в основном из разного размера параллелепипедов:

В 2008-м на Липках пешеходная зона и заканчивалась. С тех пор она приросла Волжской улицей, спускающейся к набережной великой реки. Набережная также стала длиннее и чуть-чуть пока что не доходит до улицы Рахова, бульвар которой в свою очередь проходит в квартале от Крытого рынка. То есть, сделать ещё пару километров — и в Саратове будет пешеходной кольцо 8-километровой окружности, самая крупная пешеходная зона если не в Европе (как гордо заявляют местные), то в России уж точно. Волжскую я из конца в конец так и не прошёл — лишь квартал от Липок и квартал от Волги:

На кадре выше — особняк Шмидта (1906), владельца крупнейшей в России паровой мельницы дальше по набережной, а над ним — дом «Жилкоопсоюза» (1940), образец типично саратовской раннесоветской архитектуры:

На углу Липок — трамвай «Семён». Такие машины выпускались в 1928-34 годах, а в 1936 их партия поступила в Саратов. Ещё один подобный трамвай «Яша» — действующий, и по праздникам катает народ в ретромаршруты. Имена трамваев, кстати, исторические — то ли народные по привычным машинистам, то ли от самих машинистов для привычных машин.

Аутентичного в «Семёне», как я понял, немного, стеклопакеты так точно новые. В свете дат нелепа и табличка со словом «ВокзалЪ», а внутри и вовсе какой-то склад реквизита для торжеств:

Волжская — уже не старый добрый Проспект, а пешеходка новой формации с велодорожками из мягкого покрытия, где самих велосипедистов пока что-то не видать:

Главной же достопримечательностью Волжской с недавних пор стали Саратовские Колобки — вот эти вот шары, из-за уклона улицы периодически сбегающие с пилонов:

Первого «колобка» какие-то умники столкнули с памятника Чернышевскому, и выкатив ногами на улицу, пустили в свободный побег. Колобок прокатился весь километр «Волжской», каким-то чудом никого не зацепив и у самой набережной разбил припаркованный автомобиль МЧС. После колобки сбегали ещё 6 раз, и на 7-й побег какие-то местные умельцы сделали компьютерную игру «Побег с Волжской». Меж архитектурных символов Саратова игрок катает шар, за которым гоняются возникающие поочерёдно (но в случайном порядке) Полицейский, Губернатор и Гастрбайтер Работник ЖКХ. Периодически где-то на карте возникает розовая машина, и если на неё налететь — преследователь и убегающий меняются местами… впрочем, вскоре шар сдувается, а троица блюстителей порядка постепенно возвращается на карту. И полицейский, нагнав шарик, вкрадчиво говорит «Вы арестованы», дворник забавно восклицает «Ай, шайтанома, куда пошёоол?!», губернатор же выдаёт какую-то, видать, бессмертную цитату «Вообще-то, нужно убираться». Ну а очки — это метры, которые шар успел пробежать. В общем, милая игра, которую я весь прошлый год использовал пару раз в день для массажа мозга:

45а. это скриншот, а страничка с игрой откроется по клику.
На перекрёстке с улицей Некрасова, дальше которого я не ходил — конструктивистский (1934-36) дом ИТР (специалистов, то есть) и занятый ЗАГСом особняк Бореля (1909):

Напоследок — ещё несколько шедевров модерна по окрестным улицам. На той же улице Некрасова чуть выше — особняк Скворцовой (1906):

Он же Дом со сфинксом, хотя лукавый ворон на боковом пилоне, на мой взгляд, впечатляет сильнее:

Доходник Мокшанцева (1913) почти на Театральной площади (уместнее бы в прошлой части смотрелся, но размер, размер) ныне занят Домом детского творчества:
49. 2012
И монументальностью достоин иных сталинок:
50. 2012
Равно как и оформившийся в 1860-х годах Коммерческий клуб (1914) за парком Липки, в 2008 ещё служивший Домом офицеров:
51. 2008
Между ним и трамваем «Семён», фасадом на Липки — занятый военным госпиталем дом Рейнеке (1910), столь чистый шедевр русского модерна, что автором его подозревают Фёдора Шехтеля, тем более и славный род Шехтелей происходит как раз-таки от местных колонистов.

Саратовский модерн радует глаз обилием и качеством майолик:

И вновь напоминает о несбывшейся судьбе большого города:

…Но впрочем хватит растекаться мыслью по древу (да, я в курсе, что в оригинале там не мысль, а мысь — белка). О домах и улицах Старого Саратова я ещё напишу отдельный пост. А в следующей части пройдём вторую половину пешеходного почти-кольца — набережные Волги и улицу Рахова.
ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область
Гагаринское поле и Лётный городок (Энгельс).
Саратов. Общее.
Саратов. Московская улица.
Саратов. Проспект Кирова.
Саратов. Набережная и улица Рахова.
Саратов. Дома и улицы.
Саратов. Соколовая гора.
Саратов. Западные районы.
Юг области. Красноармейск.
Юг области. Усть-Золиха, Каменка, Золотое.
Самарская область.
Челябинская область.
Пензенская область.

Доехать или дойти до проспекта Кирова на городском транспорте, автомобиле или пешком. Нужно будет указать место отправления и конечный адрес.

На странице показано расположение проспекта Кирова на карте Саратова. Карта-схема содержит сведения о соседних улицах и подъездных дорогах. Вы так же можете совершить виртуальную экскурсию по проспекту и посмотреть его изображение со спутника.

Чтобы быстро узнать расположение нужной улицы в городе, а не выбирать из полного списка улиц, то перейдите на подробную карту Саратова с поиском по улицам и номеру дома

проспект Кирова с номерами домов Ждите, загрузка карты Посмотреть на Яндекс Картах Посмотреть на картах Ростелеком Фото проспекта со спутника Ждите, загрузка фотографии

Изображение со спутника поможет создать более точное представление о местности, зданиях и подъездных дорогах.

Район проспекта Кирова в Саратове и расположение остановок городского транспорта:

Чтобы узнать, в каком районе города Саратов находится проспект Кирова, следует уменьшить масштаб с помощью элемента управления карты .

Для просмотра остановок общественного транспорта на карте-схеме проспекта, следует воспользоваться увеличением масштаба . Что-бы узнать какие автобусы, троллейбусы и маршрутки здесь останавливается, нажмите на иконку с остановкой, а затем кнопку «Как доехать».

Географические координаты проспект Кирова для GPS или ГЛОНАСС навигатора нужно вводить : широта 51.5314, долгота 46.027986.

Индекс дома проспекта Кирова:

Индексы домов, расположенных по адресу Россия, Саратовская область, Саратов, проспект Кирова имеют значение 410012. Дома по проспекту обслуживает почтовое отделение с индексом 410012.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *