РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
О БИБЛИОТЕКЕ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
КОНТАКТЫ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА
НА СТРАНИЦУ АВТОРА
Источник: Кучкин В.А. Кем и когда был основан Киев. В газ.: Татарский мир, № 3 (2004). Все права сохранены.
Размещение материала в открытом доступе произведено: http://www.tatworld.ru. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2010 г.
В.А. Кучкин
Кем и когда был основан Киев
Редакция газеты «Татарские края» порадовала своих читателей публикацией сенсационного научного открытия. Оказывается, нынешняя столица Украины Киев в далёком прошлом являлся главным городом Великой Булгарии, якобы простиравшейся от Волги и Камы по меньшей мере до Полтавы и Днепра. Заметка, написанная историком-краеведом Мидхатом Ижбулатовым, так и называется: «Киев — столица древней Булгарии». Поскольку на протяжении более чем тысячи лет считалось, что Киев является «матерью городов русских» (от греческого mytropolus, потому что с принятием христианства Киев стал резиденцией митрополита — главы учреждённой в конце Х века русской церкви), то новое утверждение о действительной исторической роли Киева сродни разве что открытию Николая Коперника. До него все люди с самого момента своего существования воочию видели, как востекает, восходит солнце, проходит по небосводу, закатывается, западает за край земли, а астроном XV века вдруг высказал совершенно невероятную мысль о том, что не Солнце движется вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Может быть, и в данном случае имеет место редкое озарение и историк-краевед, вопреки всем прежним учёным, краеведам и остальным любителям прошлого, поведал миру о том, что было в действительности, хотя и давно минувшей?
От располагавшейся в бассейне Волги от устья Илети до устья Самары и по нижней Каме Булгарии до стоящего на Днепре Киева далеко, и заметка М.Ижбулатова начинается с характеристики деятельности булгар на территориях более к ним близких — землях древнерусских Суздальского и Владимирского княжеств.
В заметке сообщается, что «булгарские зодчие возводили такие замечательные памятники архитектуры XII-XIII веков, как храм Бориса и Глеба, церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, княжеский дворец в Боголюбово, уникальные здания в Суздале, булгарские мастера познакомили своих русских коллег с новыми строительными материалами, привезёнными с берегов Итиля (Волги) и Чулмана (Камы)».
Однако древние письменные источники не говорят о булгарских мастерах, да и вообще о каких-либо зодчих при упоминании о возведении в 1152 году храма Бориса и Глеба в Кидекше (очевидно, именно это место имеет в виду М.Ижбулатов, поскольку других церквей, посвящённых Борису и Глебу, в иных поселениях Суздальской земли в XII веке не было), строительстве загородной резиденции князя Андрея Боголюбского в Боголюбове, Дмитровского собора на княжеском дворе во Владимире. Церковь Покрова на Нерли вообще не упоминается в ранних письменных источниках и знать, кто её строил, просто неоткуда. Лишь летописное известие об основании Андреем Боголюбским Успенского собора во Владимире сообщает о строителях храма: «приведе ему (то есть князю Андрею — В.К.) бог из всех земль все мастеры» (Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. 1. Л., 1926-1928. Стб. 351).
Упоминание «всех земель», конечно, не может исключить из их числа Булгарской земли, как, впрочем, и какой-нибудь Аглянской, или степной Половецкой, или приуральской Югорской. Однако историки древнерусской архитектуры давно обратили внимание на ряд строительных особенностей, сближающих владимирский Успенский собор с замками и церквями Западной Европы: одинаковое оформление оконных проёмов, типичные конструкции порталов, капители колонн, выполненные в романском стиле. В этой связи представляет интерес вы-сказывание приехавшего в Москву итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, построившего в 1475-1479 годах главный храм русской православной церкви — Успенский собор Московского Кремля. В 1475 году Фиораванти посетил Владимир и осмотрел возведённый там в XII веке Успенский собор, после чего заметил: «неких наших мастеров дело» (Полное собрание русских летописей. Т. VI. СПб, 1853. С. 199), признав тем самым участие в возведении собора европейских, а не восточных зодчих.
Итак, ни одного достоверного свидетельства об участии булгарских мастеров в строительстве культовых и гражданских зданий во Владимиро-Суздальской Руси в XII-XIII веках не существует, и всё сказанное об этом участии М.Ижбулатовым — домысел. Таким же домыслом, правда, «бородатым», является утверждение историка-краеведа о привозе в древнерусские княжества строительного материала с берегов Камы и Волги. Как показали специальные исследования известняка и туфа, использованных в перечисленных выше постройках, они добывались в бассейне реки Клязьмы близ современного города Коврова или в бассейне реки Оки у города Мурома.
Объявив о широкой строительной деятельности волж-ских булгар в древнерусских городах Волго-Окского междуречья, М.Ижбулатов перешёл к главной теме своей публикации. Выясняется, что булгары не только возводили здания, они основали и город, да ещё какой! «По приказу Кубрат хана город Шамбатос (Киев) был основан булгарами», «Киев основан в 630-е годы Шамбат ханом по приказу его старшего брата Кубрат хана», — сообщается в заметке историка-краеведа.
Город Самватас (но не Шамбатос) известен. Он упоминается в сочинении византийского императора Константина Багрянородного «Об у правлении империи», написанном в 948-952 годах, новейшее издание которого на языке оригинала и в русском переводе вышло в свет в Москве в 1989 году. Название «Самватас» действительно прилагалось к городу Киеву. «Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас», — пишет Константин Багрянородный. Это единственный случай упоминания такого названия Киева. Встречающееся иногда утверждение (его повторяет и М.Ижбулатов), что так же Киев назван и в сочинении византийской принцессы Анны Комнины «Алексиада», написанном в конце 40-х — начале 50-х годов XII века, через два столетия после труда Константина Багрянородного, не соответствует действительности — в этом всочинении Киев вообще не упоминается.
Что касается названия «Самватас», то из приведённой фразы из трактата Константина Багрянородного видно, что оно не было основным наименованием днепровского города. Тем не менее оно интересно в немалой степени ещё и потому, что загадочно. Из каких только языков не пытались объяснить происхождение слова «Самватас»! Предлагались различные параллели из фин-ского и шведского языков, персидского, славянских, армянского, еврейского. Некоторые лингвисты считали, что загадочное слово — тюрк-ского происхождения, точнее — хазарского. Писали, что слово «Самватас» составное. Первой частью является тюркское слово «сам» — высокий, верхний, а второй — другое тюркское слово «бат» — сильный. В итоге предлагалось считать, что «Самватас» означало по-тюрк-ски (хазарски) верхнее укрепление, высокая крепость. Однако сомнительным было то, что слово «бат» означало именно сильный. Его обычное значение — быстрый, скорый. Оставалось также необъяснённым, как из двух прилагательных получилось одно существительное — название города. Поэтому тюркская этимология слова «Самватас», как и другие этимологии, не стала общепризнанной.
В заметке М.Ижбулатова утверждается совсем другая этимология остающегося и по сей день неясным второго названия Киева. Сообщается, что город был построен младшим братом булгарского правителя Кубрата Шамбат ханом. Кубрат, точнее Куврат, известен по древним историческим источникам. О нём писали византийские авторы VIII-IX веков константинопольский патриарх Никифор и Феофан Исповедник. Однако никакие ранние источники не знают брата Кубрата Шамбата. Откуда же взялось это имя?
Оказывается, о нём говорит Шан кызы дастаны («Сказание о дочери Шана») — памятник, который, как сообщает М.Ижбулатов, в 1991 году был издан в Анкаре. Действительно, в конце 1991 года решением руководства издательского отдела министерства культуры Турции такой памятник был опубликован. Однако турецкое издание не является оригинальным. Это перепечатки текста Шан кызы дастаны, вышедшего в свет в Казани в 1990 году под редакцией историка, в то время старшего научного сотрудника Государственного объединённого музея Татарской АССР Ф.Г.-Х.Нурутдинова. В этом издании утверждалось, что публикуется неизвестная древнебулгарская поэма, написанная неким Микаилем Башту в 882 году. Ни оригинал поэмы, ни даже какая-либо поздняя её копия научной общественности представлены не были. Утверждалось, что сохранился только её перевод на русский язык, сделанный в 30-е годы ХХ века. Более десяти лет назад появились достаточно обстоятельные отклики на это полное таинственности издание, в которых вполне убедительно было показано, что Шан кызы дастаны сочинено не в IX-м, а в ХХ столетии. В частности, филолог М.Ахметзянов (журнал «Идель», № 5 за 1993 год) и украинский исследователь Е.Прицак (журнал «Схiдний свiт», № 2 за 1993 год) показали, что в Шан кызы дастаны употребляются такие написания и такие слова, которые в тюркском языке появились очень поздно, некоторые даже в XIX веке (башкорт, балтавар, Боян и другие). Из этого сочинения М.Ижбулатов и позаимствовал сведения об основании Киева в 630-е годы мифическим ханом Шамбатом. Однако археологические исследования Киева не обнаруживают остатков булгарской крепости. Там нет даже следов булгарского поселения. Остатки ранних жилищ и керамики говорят о проживании здесь восточнославянского оседлого, а отнюдь не тюркского кочевого населения. Археологические свидетельства вступают в решительное противоречие с данными Шан кызы дастаны, лишний раз обнаруживая их недостоверный характер. Любопытно и другое. М.Ижбулатов, пересказывая мнимый памятник 882 года, сообщает, что «Киев основан… Шамбат ханом по приказу его старшего брата Кубрат хана». Позднее братья поссорились. «После ссоры братьев Кубрата и Шамбата старший прозвал младшего Кием, что в переводе означает «отрезанный, отделённый», и поэтому город Шамбатос со временем стал называться Киевом». Даже сам характер предложенного объяснения, не говоря о его иллюзорных корнях, вызывает недоумение. Названия городов по именам основателей достаточно распространены. Но чтобы город сменил своё наименование и стал называться по кличке, данной его основателю со стороны, такого мировая история не знает. К тому же, как отметил Е.Прицак, определение «Кий» не может быть булгарского происхождения: в старобулгарском языке такое определение должно было звучать как «Кид», то есть город должен был называться не Киевом, а Кидевом. С историком-краеведом, по-видимому, можно согласиться только в одном: название «Киев» едва ли происходит от личного имени, в том числе славянского имени Кий, хотя древнерусский летописец начала XII века твёрдо связывал название города с именем Кия. В «Повести временных лет» он сообщил о том, что в его времена рассказывали разные истории о человеке, которого звали Кием. Одни утверждали, что таким было имя перевозчика через Днепр и Киев получил своё название в честь простого гребца, другие настаивали на том, что имя Кий носил князь, который в своё время даже ходил походом на Константинополь. Князь и основал город. Летописец поддерживал вторую версию. В конце 60-х годов ХХ века польский исследователь С.Роспонд предложил иное объяснение происхождению названия «Киев». Он проанализировал все написания слова «Киев» в самых ранних арабских, византийских и латинских источниках и определил первоначальную форму этого слова. С.Роспонд обратил также внимание на то, что в различных славянских странах встречаются поселения со сходными названиями: Киево (Польша), Кийово (Словакия), Киёво (Сербия, Хорватия). Названия эти не единичные, а неоднократно повторяющиеся. Невозможно думать, что все такие поселения были основаны одним человеком. Но, может быть, существовало несколько людей с именем Кий? Однако имени Кий, Кый не зафиксировано ни на Руси (за исключением легендарного летописного Кия), ни в других славянских странах. В польском языке сохранилось слово «Куява», означающее «песчаный холм». Исходя из всех этих фактов, С.Роспонд пришёл к обоснованному выводу, что своё название город Киев получил не от личного имени, а от топографического термина. А М.Ижбулатов, не будучи знаком с этими исследованиями, по-прежнему старается произвести топоним Киев от имени человека, которого якобы должно считать основателем города.
Неверно объяснив происхождение названия «Киев», историк-краевед этим не ограничился. «В ходе исследований, — сообщает он, — я пришёл к выводу, что Киев был не просто основан булгарами, а являлся столицей Великой Булгарии». К сожалению, в чём состояли такие исследования, какие исторические материалы были привлечены, как рассуждал историк, в газетной заметке не сообщается, зато приводятся некоторые факты, которые заставляют задуматься над корректностью подобных разысканий. Объявляя Киев столицей Великой Булгарии, М.Ижбулатов одновременно утверждает, что «излюбленной ставкой Кубрат хана было поселение Балтавар, где ныне расположена Полтава». Но если Балтавар — резиденция старшего брата Шамбата Кубрат хана, то как же мог превратиться в столицу Великой Булгарии город, основанный младшим братом? Куда же исчез Балтавар? А исчез он туда, откуда и появился. В турецком издании 1991 года к слову «балтавар» сделано пояснение: «языческий старобулгарский титул булгарских царей». Старобулгарским титулом это слово быть не могло, поскольку, как сказано было выше, оно появилось лишь в XIX веке, причём выясняется, что это ошибка прочтения старой восточной рукописи. Но историк-краевед этого не знает, он не заглядывает даже в «Словарь старобулгарских слов, встречающихся в поэме», приложенный к турецкому изданию Шан кызы дастаны, и превращает титул в название города. Два момента подталкивают его к этому. Во-первых, находка в 1912 году близ Полтавы на реке Ворскле у села Малая Перещепина богатого клада, а точнее, захоронения, которое иногда связывается с именем хана Кубрата, во-вторых, созвучность названий Полтава — Балтавар. Но местоположение захоронения ничего не говорит о ставке Кубрата — необходима фиксация археологами поселения соответствующего времени. К тому же связь захоронения с булгарским ханом основывается на расшифровке латинских монограмм на двух золотых византийских перстнях, найденных в Перещепинском кладе. Расшифровка более остроумна, нежели основательна. Но даже при признании безусловной правильности такой расшифровки трудно утверждать, что перстни Кубрата указывают на то, что место их находки свидетельствует и о месте погребения булгарского правителя. Дело в том, что захоронение просто изобилует драгоценными предметами, изготовленными в разное время и в совершенно разных странах. На некоторых сохранились имена их владельцев. Так, в захоронении оказалось персидское серебряное блюдо с портретом царя династии Сасанидов Шапура II (IV век). Есть византийский церковный сосуд с именем епископа Паттерна. Есть несколько десятков золотых византийских монет, чеканенных в Константинополе при различных византийских императорах VI — первой половины VII веков. Несомненно, что в захоронение было помещено сокровище, которое или длительное время накапливалось, или образовалось в результате успешных грабительских походов. Поэтому перстни хана Кубрата могут свидетельствовать не о его захоронении под Полтавой, а о захвате принадлежащего ему имущества другим лицом. Нужны дополнительные данные для решения этой дилеммы. Ясно только, что в распоряжении науки в настоящее время нет твёрдых оснований считать, что под Полтавой был похоронен хан Кубрат. Что касается созвучия Полтава — Балтавар, то оно не означает зависимости одного названия от другого или их преемственности. Полтава ранее называлась Лтавой по названию реки, на которой она стояла. В источниках она впервые упоминается лишь в XII веке, спустя полтысячелетия после событий, излагаемых М.Ижбулатовым. К титулу «балтавар» название древнерусского города никакого отношения не имело. В итоге под пером историка-краеведа виртуальная излюбленная ставка хана Кубрата Балтавар исчезла так же легко, как и появилась, а Киев остался, превратившись в столицу Великой Булгарии. Следует заметить, что последний термин — не досужая выдумка любителей прошлого. Такое название употребляли в своих исторических трудах помянутые ранее византийские авторы, писавшие о булгарах VII века. Однако по свидетельствам этих авторов Великая Булгария занимала территорию от Азовского моря до реки Кубани. По современным меркам это была небольшая территория, а по меркам средневековья — огромная, около 100 тысяч квадратных километров, потому страна и была названа Великой. Примерно до середины VII века булгарские кочевья не переходили на левый берег Дона. М.Ижбулатов же, видимо, считает, что уже в те времена булгары занимали пространство от берегов Волги до низовьев Дуная, а потому и провозглашает Киев центром этой мыслимой им державы. Однако действительные исторические факты свидетельствуют об ином. Приблизительно в третьей четверти VII века под ударами хазар Великая Булгария перестала существовать. Часть булгар откочевала на северо-восток, за Дон и в низовье Волги, часть ушла на запад на нижний Дунай и даже в Северную Италию, освободив приазовско-причерноморские степи своим победителям. Киев, как показывают археологические данные, в этот период ещё не был построен. Правда, в заметке «Киев — столица древней Булгарии» указывается на то, что «есть ещё одно подтверждение того, что Киев был столицей Великой Булгарии. Недалеко от Киева находится курган с захоронением Кубрат хана и его двоюродного дяди хана Органа. Археологи, которые производили раскопки в 1912 году, обнаружили 75 килограммов золотых и серебряных изделий — оружие, украшения, сосуды, монеты». Речь идёт об уже упоминавшемся кладе-захоронении у села Малая Перещепина. Но это село находится не близ Киева, а близ Полтавы. Последнее обстоятельство и натолкнуло М.Ижбулатова на мысль написать об излюбленной ставке хана Кубрата Балтавар на месте Полтавы. А далее обнаруженный, причём не археологами, а местными подростками, в 1912 году клад волею историка-краеведа был перенесён уже в район Киева и стал служить подтверждением хотя и сходного, но нового утверждения о столичном значении не Балтавара-Полтавы, а Киева. Поистине, мысль не отягощённая знанием, способна творить чудеса. Тем не менее, все чудесные утверждения о средневековых булгарах кончаются вполне реальным и конкретным требованием. М.Ижбулатов настаивает на передаче сокровищ Перещепинского клада из петербургского Эрмитажа в казанский Татарстанский музей, поскольку «по историческому праву они принадлежат нам, булгаро-татарскому народу, поскольку Великая Булгария — наша прародина». Но как быть с современными болгарами — ведь Первое Болгарское царство было основано в бассейне нижнего Дуная булгарами из той же Великой Булгарии? И как быть с нынешними чувашами, которые являются прямыми потомками волжских булгар, не прародиной, а родиной которых являлась также Великая Булгария?..
Едва ли следует довольно очевидные корыстные устремления облекать в форму неких исторических прав, тем более явно придуманных.
НА СТРАНИЦУ АВТОРА
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
В 1982 году впервые отпраздновали День Киева
В этом году в последние выходные мая Киев отмечает свое 1529-летие. Возраст, конечно, спорный, ведь в 1982 году не было доказательств, что городу именно 1500 лет. Но главные устроители того праздника до сих пор считают, что это было революционное событие.
Реклама
ОМОЛОЖЕНИЕ. Идея о праздновании 1500-летия, а потом и Дня Киева принадлежит Валентину Згурскому (председатель исполкома Киевского городского совета народных депутатов в 1979—1989 годы). Чтобы добиться официального признания этой даты и разрешения на ее празднование, Киев потратил 3 года. В советские времена это нужно было утверждать в ЦК КПСС, Верховном Совете. Москва неохотно принимала это решение. То есть вроде против никто не был, но подписать документ и признать официально дату не спешили.
«К 1980 году я успел побывать на празднованиях Дней города нескольких столиц — Еревана, Берлина, Киото (древней столицы Японии), Праги. А у Киева не было своего праздника. Мы были на большом подъеме после Олимпиады-80. И тогда же мы получили документы от историков, подтверждающие, что Киеву, Киевской Руси — 2700 лет. Я очень заинтересовался этим вопросом. Мы подключили к определению даты ученых-историков Москвы и Киева. Потом обратились в ЮНЕСКО, потому что только там официально узаконивают дату основания — но не городов, а стран. Занимались этим бывший представитель от Украины Анатолий Зленко и академик Борис Патон», — вспоминает Валентин Згурский.
Там, конечно, не спешили нас «состарить». «На пленарном заседании Совета ЮНЕСКО состоялись бурные дискуссии. Я много выступал и доказывал. Но ученые ЮНЕСКО все время нас омолаживали. В какой-то момент Патон мне говорит: «Валя, соглашайся на 1500 лет, иначе сделают еще моложе». И я согласился», — рассказал нам Згурский. Вот так была определена дата рождения Киева — Киевской Руси.
Андреевский спуск. Экс-чиновники вспоминают, что народные коллективы явились без приглашения. Из архива И. Салия
Реклама
МОСКВА ПРОТИВ. Против празднования Киевом такого солидного юбилея больше всего возражал очень влиятельный на то время в СССР политик Виктор Гришин. Он был членом Политбюро ЦК КПСС и первым секретарем Московского горкома КПСС, или, говоря по-современному, мэром столицы СССР. «У нас с ним было очень серьезное разногласие. Гришин сказал: «Пока не отметит свой юбилей Москва, не будет юбилея Киева и никакого другого города». Москве в 1980 году было 833 года, то есть до ближайшего юбилея оставалось 17 (!) лет».
Вот и началась изнурительная борьба. «Нам, киевлянам, необходимо было доказать московским историкам, что Киеву действительно не менее 1500 лет от основания. Археологические раскопки древних поселений свидетельствуют, что люди жили здесь более трех тысяч лет назад. Но это в расчет нашими оппонентами не принималось. Они требовали весомых аргументов, подтверждающих 1500-летие истории Киева именно как города. Не поселения! Два года, 1980 и 1981, ушли на бесконечную переписку. Наконец-то Политбюро ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали совместное постановление о праздновании 1500-летия Киева», — вспоминает Згурский.
Улицы Киева: самая древняя — Владимирская, самая широкая — Крещатик
МАЙ И КАШТАНЫ. Предложил праздновать в конце мая тоже Згурский. «К тому моменту Киев неофициально называли городом каштанов. Мы тогда посадили 1 миллион этих деревьев, цветение которых лично мне очень нравилось. Ну а когда же праздновать, как не во время, когда Киев во всей красе. Получалось, Париж — город платанов. А Киев — город каштанов», — говорит Згурский.
В тренде
Вандалы осквернили древнейший памятник Киева (фото)
Начало 90-х. На празднованиях можно было увидеть многих чиновников. Из архива И. Салия
Реклама
ВЕРНИСАЖ. В 1982 году главные события происходили на Андреевском спуске. Это сейчас стали привычными художники и музыканты на улице, а тогда все было впервые. «К счастью, интеллигенция, получившая независимость, никаких экстраординарных «сюрпризов» нам не приготовила. Хотя, когда я шел на выставку, волновался. И точно — пара сюжетов с «не совсем одетыми девушками» там были. Я сказал начальству, что художник рисовал жену», — вспоминает первый секретарь Подольского райкома партии Иван Салий.
В 1983 году праздник стал называться Днем Киева официально, и его начали отмечать ежегодно.
Народные звезды Киева: «голос» метро, водитель маршрутки во фраке и танцующий гаишник
КАК ИТАЛЬЯНЦЫ БУЛГАКОВА ОТКРЫЛИ
Апофеозом праздника в 1982 году стало театрализованное представление на Республиканском стадионе. В массовках были задействованы 25 тысяч человек. Перед переполненной чашей киевского стотысячника как бы вживую прошла вся 1500-летняя история города. На то время это было потрясающее зрелище. Впервые в Киеве был праздничный фейерверк, и киевляне были в восторге от празднования.
Реклама
Кстати, благодаря 1500-летию Киева в столице появился музей Булгакова. «Приехал к нам пресс-атташе Италии из Москвы и попросил показать музей Булгакова, — вспоминает Салий. — А мы даже не знаем, кто это такой. В райкоме была своя библиотека. Но ни одного произведения Булгакова не было, и ни один сотрудник не знал, кто такой Булгаков. Знала только библиотекарь. Она мне принесла… После этого нашли дом, где жила семья Булгакова. Людей отселили, дали им квартиры. В первый год с балкона читали Булгакова, роман «Мастер и Маргарита» которого тогда лишь единожды с большими купюрами был опубликован в журнале. А сам музей Булгакова открыли позже», — вспоминает Салий.
Подпишись на наш telegram
Только самое важное и интересное
Подписаться
Реклама
Киев — один из древнейших городов мира — возник в эпоху формирования славянских народов. Через несколько столетии, став политическим центром могущественного государства средневековой Европы — Древней Руси, он сыграл важную роль в политической и духовной жизни русского, украинского, белорусского и других славянских народов, внес большой вклад в мировую цивилизацию.
Археологические раскопки свидетельствуют, что на территории современного Киева люди жили еще на рубеже нашей эры. Но историческая наука датирует время возникновения городов лишь на основании материалов, воссоздающих непрерывный процесс исторического развития. Археологические данные свидетельствуют, что племена, чьи поселения возникли здесь до нашей эры, достигли высшего развития во II—III ст. н. э., после чего начался их упадок. Появление в конце V в. на территории Киева жилищных и хозяйственных комплексов свидетельствует о стационарности поселений. К этому же периоду относится и обнаруженное древнее городище: ров и вал его ограждали северо-восточный выступ Старокиевской горы. Археологические находки подтверждают, что именно с этого времени на территории города славинское население проживало постоянно. Следовательно, начало непрерывной истории Киева положили поселения, нижний хронологический рубеж существования которых относится к концу V в.
Приводятся и письменные источники, свидетельствующие, правда косвенно, о том же. Следовательно, факт возникновения Киева в середине первого тысячелетия нашей эры — 1500 лет тому назад — наука считает доказанным.
В IX в. завершился процесс превращения города в крупный торгово-ремесленный и административный центр Восточной Европы. Киев становится политическим центром могущественного восточнославянского государства — Киевской Руси — колыбели русского, украинского, белорусского народов.
Население восточнославянских земель видело в Киеве символ своей этнической принадлежности к единой древнерусской народности. В тяжелые времена феодальных междоусобиц, угрозы закабаления со стороны внешних врагов Киев оставался для древнерусского общества воплощением единства и целостности государства.
Древнерусское государство с центром в Киеве сыграло важную роль в истории Западной Европы, Византии, Востока. Авторы издания прослеживают его широкие торговые, политические и культурные связи со многими странами, особенно со славянскими: Болгарией, Польшей, Чехией, способствовавшие этническому и культурному единению славян, неизменно прочному и жизненному, несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю славянских народов.
Киевская Русь была передовым государством своего времени. В Киеве трудились талантливые ремесленники, ученые, поэты, художники. Здесь Ярослав Мудрый основал первую на Руси библиотеку. Нестор-летописец, выступая за объединение Руси, против междоусобной борьбы, создал первый труд по истории нашей Родины — «Повесть временных лет». Используя опыт Византии и других стран, а также местных мастеров, древнерусские зодчие создали такие архитектурные шедевры, как Софийский собор. Десятинная церковь, Печерская лавра, Золотые ворота и др. Являясь одним из крупнейших экономических и культурных центров средневековой Европы, Киев внес значительный вклад в развитие мировой культуры.
В 988 г. на Руси в качестве официальной религии было введено христианство, способствовавшее укреплению нового, феодального строя и централизации государства. Проблема введения христианства на Руси принадлежит к числу мало разработанных. Авторы «Истории Киева», давая оценку этому событию, подчеркивают, что введение христианства на Руси было крупным историческим событием, знаменовавшим важный этап в развитии феодализме, оно означало победу феодальных отношений над отживающим родовым строем, сыграло положительную роль в развитии древнерусской культуры. Однако, служа упрочению феодального строя, христианство укрепляло власть феодалов над крестьянством, препятствовало развитию классовой борьбы.
Примерно две тысячи лет назад на территории нынешнего Киева появились первые поселенцы. Легенда рассказывает, что в VI веке трое братьев Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь, решили расположить на кручах великого Днепра поселение, назвав его именем старшего брата Киев. Кручи и склоны Днепра стали хорошей защитой для жителей того времени от варваров кочевых племен. Свои великолепные дома, а также церкви и храмы киевские князья строили на возвышенностях и склонах, а простой люд (ремесленники, купцы) жили на берегах Днепра. Сегодня это место называется Подол. Известным на политической и культурной арене Киев становится после объединения в конце IX века разрозненных княжеств и в восточнославянском государстве его именуют столицей Киевской Руси. Благодаря удачному расположению на территории торговых путей он довольно долгое время прочно поддерживал экономические и политические связи с Западной и Центральной Европой.
Наиболее бурное развитие Киевской Руси происходит в те времена, когда правил Владимир Великий (980 — 1015). Тогда же и происходит крещение Руси 988 году, что принесло хорошие плоды, развивалась письменность государства, его культура. Десятинная церковь – это первый храм, построенный при Владимире Великом.
При Ярославе Мудром в XI в. был сооружен Софиевский собор и открыта первая библиотека на Руси. Киев был в те времена уже одним из знаменитых торговых городов в Европе и насчитывал до 400 церквей. Численность его жителей в два раза превышала количество населения, например Гамбурга или Лондона.
История повествует о правлении Владимира Мономаха и продолжении расцвета Киевской Руси, но после его кончины в середине XII в. происходит распад государства на мелкие княжества, этим воспользовались в 1240 году полчища Монгола – татар, которые почти сто лет были хозяевами украинских земель. Однако и в период упадка Киев сохранил свои древние культурные традиции, а XIV столетие стало возрождением украинского народа.
В XV столетии благодаря магдебургскому соглашению, Киеву предоставляется право международной торговли среди купцов, мещан, ремесленников.
С 1569 года времена известные как правление Речи Посполитой (объединенных между собой государств Польши и Литвы), навязавшие свою власть и господство в Украине произволом и жестокостью. Только к 1648 г. произошло восстание украинских казаков, во главе которого стал гетман Богдан Хмельницкий. Вследствие чего, Киев и большая часть Украины были освобождены.
Формальный союз 1654 г. Украины с Россией надолго укрепил господство Российской империи над Киевом.
Социальные реформы 1861 г. послужили улучшением в экономической и культурной жизни Украины. В 1860-е годы развивается судоходство по Днепру, в 1892 г. пущен первый электрический трамвай, благодаря этому Киев становится более современным транспортным и большим торговым центром.
В XVII веке Петр Могила, основал известное и до наших дней учебное заведение Киево — Могилянскую академию. В то время вышли первые печатные книги, изучалась философия, процветали живопись, музыка и литература, украинцы были одними из образованных людей в мире. А в период казачества с 1711 года появилась первая Конституция.
После революции Украина неоднократно пыталась провозгласить себя независимой но, ни М. Грушевский, ни С. Петлюра, не имея достаточной политической, военной и экономической власти не смогли противостоять большевикам. СССР стал тоталитарной державой в 1922 году, куда вошла УССР (Украинская Советская Социалистическая Республика).
Далее следовали всем известные сталинские репрессии и голодомор 1933 года, Великая Отечественная война (1941- 1945г.), Чернобыльская катастрофа, произошедшая 26 апреля 1986 года нанесла Украине огромной силы разрушения в экологическом и экономическом плане.
Потом последовала перестройка во главе с первым президентом М. Горбачевым, что послужило распаду СССР. После кремлевского путча 24 августа 1991 года Верховный Совет Украины провозгласил о ее Независимости.
Сегодня Киев — столица независимого и суверенного государства Украины.
Результаты археологических раскопок свидетельствуют, что уже в VI—VII вв. на правом берегу Днепра существовали поселения, которые некоторыми исследователями интерпретируются как городские. Первое датированное упоминание Киева в русских летописях относится к 860 – в связи с описанием похода русов на Византию. К VIII –IX вв. относятся: 2 городища – на Старокиевской горе (пл. 1,5 га, ширина рва 12–13 м, глубина – 5 м) и на Замковой горе (пл. 2,5 га); селища – на горах Детинка и Вздыхальница, а также в историческом районе Кудрявец.
Основание Киева.
В начальной, не датированной части «Повести временных лет» приведено предание об основании Киева тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом. В соответствии с легендой о трёх братьях существовали на территории города несколько (не менее трёх) «самостоятельных поселений VIII-X вв.» По легенде, резиденция Кия вместе с городком располагалась в районе Старокиевской горы (другое название Верхний город). Имеются в виду не только остатки древнейших укреплений, но также каменное языческое капище, жилища конца V-VIII вв., ювелирные изделия этого времени. На капище были расположены идолы из дерева с позолотой. После принятия князем Влядимиром Святославичем христианской веры, идолы были сброшены в Днепр. Летописец называет Киев того времени даже не городом, а городком («градок»), подчёркивая этим его незначительные размеры.
Замковая гора (Хоривица, Киселёвка, Флоровская или Фроловская гора) представляет собой останец правого высокого берега Днепра с крутыми склонами. Расположен между Старокиевской горой, Щекавицей и урочищем Гончары-Кожемяки с одной стороны и киевским Подолом — с другой. В IX—X вв. на горе располагался загородный княжеский дворец.
Киевский подол как сосредоточие ремесла и торговли возник, судя по археологическим данным, в IX в., возможно — в конце этого столетия. Возникновение Подола было тесно связано с развитием ремёсел и киевского торга. Подол сделался средоточием купеческого и ремесленного населения, нередко поднимавшего восстания против Горы, т. е. «города» в собственном смысле этого слова. Таким образом, наряду с Детинцем, населённым княжескими слугами и зависимыми людьми, в Киеве возник новый квартал — ремесленников и купцов. Именно на Подоле и надо искать сосредоточие ремесленной и торговой жизни Киева в дни его процветания.
Согласно «Повести временных лет» во второй половине IX в. в Киеве княжили дружинники варяга Рюрика, Аскольд и Дир, освободившие полян от хазарской зависимости. В это время Киев описывается в роли главного города земли полян, центра «Польской земли». В 882 г. князь Олег овладевает Киевом, и он становится столицей Древнерусского государства. Летописец называет Киев уже не городком, а «градом». На это же время приходится и рост масштабов строительства на территории Киева, об этом свидетельствуют археологические материалы, обнаруженные в Верхнем городе, на Подоле, Кирилловской горе, Печерске. Краткие, отрывочные и запутанные летописные свидетельства о Киеве IX-X вв. дополняются материалами обширного Киевского некрополя. Наиболее ранней датой киевских курганов считается IX в.
«Город Владимира».
Небольшие самостоятельные поселения вокруг Киева лишь в конце X в. объединились в один город. Отдельные замечания летописи, относящиеся к топографии Киева X в., не оставляют сомнения в том, что город в это время располагался на высотах над Днепром и не имел ещё прибрежного квартала — «Подола».
Во время правления Владимира Киев примерно на треть состоял из княжеских земель, на которых располагался дворец. Город Владимира был обнесён земляным валом и рвом. Из летописных известий становится совершенно ясным, что укреплённое место, или собственно «город», занимало совсем незначительную территорию. Центральным входом служили каменные Градские (позднее — Софийские, Батыевы) ворота. Территория города Владимира занимала около 10-12 га. Валы города Владимира имели в своей основе деревянные конструкции.
Десятинная церковь.
Точно неизвестно начало возведение первой каменной церкви в Киевской Руси, но известно, что строительство было окончено в 996 г. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема — каменного северо-восточного дворцового здания, раскопанная часть которого находится на расстоянии 60 метров от фундаментов Десятинной церкви. Согласно церковному преданию, она была построена на месте убийства христианских первомучеников Феодора и его сына Иоанна.
Церковь освящалась дважды: по завершении строительства и в 1039 г. при Ярославе Мудром. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 г., а затем и сам Владимир. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 г. Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского. Во время нашествия монголов княжеские мощи были спрятаны. В 1240 г. войска хана Батыя, взяв Киев, разрушили церковь.
Расцвет Киева при Ярославле Мудром.
Киев достиг своего «золотого века» в середине XI века при Ярославе Мудром. Город существенно увеличился в размерах. Располагался на площади свыше 60 га, был окружён рвом с водой глубиной 12 м и высоким валом длиной 3,5 км, шириной у основания 30 м, общей высотой с деревянным частоколом до 16 м. Кроме княжеского двора, на его территории находились дворы других сыновей Владимира и прочих высокопоставленных лиц (всего около десяти). Было три входа в город: Золотые ворота, Лядские ворота, Жидовские ворота. Предполагают, что население в Киеве в период его расцвета считалось десятками тысяч. Это был один из наиболее крупных европейских городов своего времени.
Софийский собор.
До сих пор ведутся споры о датировке собора. Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. Собор строился константинопольскими зодчими, поэтому столь отличное архитектурное решение имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли. Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI в., выполненных византийскими мастерами. На стенах и многочисленных столбах собора представлены образы святых, составляющих огромный христианский пантеон (свыше 500 персонажей).
Киев в XII—XIII веках.
Древнеславянская столица времён правления Ярославичей и Владимира Мономаха олицетворяла в застройке отсутствие монолитности и скученности, напротив, впервые были применены приёмы проектирования улиц и площадей с учётом законодательной основы, регулирующей эстетическую сторону строительства жилья. Крупнейшим районом Киева в это время был Подол. Его площадь составляла 200 га. Он также был известен своими укреплениями, так называемыми столпиями, которые упоминаются в летописи XII в. В центре Подола было летописное «Торговище», а на Горе был Бабин торжок, второе место торга. Это второе, чисто простонародное название, возможно, таит в себе характеристику торговли на Бабином торжке как второстепенном киевском рынке. На Подоле стояли монументальные культовые сооружения: церковь Пирогоща (1131-35), Борисоглебская и Михайловская церкви.
Но Киев славился не только Подолом, но и своими монастырями и церквями. В Киеве было 17 монастырей, из которых самым крупным была Киево-Печерская лавра, основанная около середины XI в. Большинство киевских монастырей было основано князьями и боярами. Таким сделался и Киево-Печерский монастырь, возникший в непосредственной близости к любимому княжескому селу Берестову.
По сведениям Лаврентьевской летописи при пожаре 1124 г. пострадало около 600 («близь 6 сот») церквей на Горе и на Подоле. Такая цифра кажется почти невероятной для одного города, но надо иметь в виду, что в неё входят многочисленные монастырские и небольшие частные церкви, а также многочисленные престолы в приделах и т. д. Большинство князей, княгинь, бояр имели свои личные моленные — божницы. Количество церквей скорей всего носит преувеличенный характер, но количество церквей предположительно было больше сотни.
Киев после монголо-татарского нашествия.
В 1240 г. Киев был взят войсками Батыя. К тому времени город уже неоднократно завоевывался и разорялся в ходе междоусобных войн между русскими князьями. В 1169 г. город был взят Андреем Боголюбским. В 1203 г. Киев был захвачен и сожжён смоленским князем Рюриком Ростиславовичем. Также во время войн 1230-х годов город несколько раз осаждался и разорялся, переходя из рук в руки.
Главное ядро города (Гора и Подол) в это время находилось в сложившихся границах. После сооружения деревянного частокола Замковая гора превратилась в детинец города. При захвате ханом Батыем Киева, она была одним из оплотов сопротивления монголо-татарским войскам. У подножья горы в оборонном рву было найдено множество широкоперых стрел, используемых с времен Золотой Орды. Замковая гора в сер. XIII в. становится центром возрожденного города Основное количество жителей в то время сосредоточивалось на Подоле, здесь находились собор Успения Богородицы и городской торг.
Подол также не утратил своей территории. По-прежнему Киев активно торговал, в нем проживали ремесленники. В период позднего средневековья стал даже в какой-то мере синонимом Киева. В документах того времени его называют то «нижним городом», то «новым городом», то просто Киевподолом. Из трех известных по летописям подольских церквей две продолжали существовать и после 1240 г. Церковь Успения Богородицы Пирогощей стояла на торговище, она была городским собором, здесь хранился городской архив.
Борисоглебская церковь была опустошена в 1482 г., книги ее и среди них церковный помянник сожжены, а священник захвачен в плен, из которого он бежал через несколько дней и по памяти восстанавливал помянник. Но сама церковь после этого полностью так и не отстроилась. В начале XVII в. ее остатки были разобраны.
Древнекиевские каменные сооружения не были уничтожены в 1240 г. (кроме Десятинной церкви). Они разрушались в течение довольно длительного времени из-за отсутствия достаточных экономических ресурсов, средств, необходимых для поддержания существования любого памятника. Такие разрушения от ветхости либо каких-то строительных ошибок были нередки. Например, в 1105 г. «увалися верх святого Андрея» — церкви, заложенной лишь в 1086 г. князем Всеволодом Ярославичем.
Золотые ворота также не были разрушены ханом Батыем. Они оставались парадным въездом в Киев еще в середине XVII в. Время разрушения надвратной церкви Благовещенья остается невыясненным.
На протяжении всего XIII в. Киев продолжал оставаться и традиционным церковно-административным центром Руси, а следовательно, продолжал влиять на политическую и идеологическую жизнь страны. В Киеве посвящались епископы в различные княжества Руси. Так, в 1273 г. архимандрит Серапион был поставлен епископом Владимирским. В 1289 г. в Киев для посвящения в сан приезжал из Твери епископ Андрей. В 1288—1289 гг. в Софийском соборе митрополит Максим рукоположил епископов Иакова и Романа соответственно во Владимир и Ростов. Лишь в 1299 г. митрополит перенес свою кафедру во Владимир.