Погребальный и мемориальный памятник индийского искусства

Буддийские ступы

Ступой называется буддийский мемориальный и погребальный памятник, служивший также и местом хранения буддийских реликвий. В центральной части Индии, в Санчи, сохранилась Большая ступа № 1, построенная при Ашоке и значительно расширенная во II в. до н. э.

Ступа в Санчи – это первый простейший мемориальный памятник, имеющий символическое значение, так как ее круглая форма означает бесконечность или небо – символ нирваны Будды. Много позже на северо-западе Индии появились ступы более сложной формы, получившей развитие по вертикали.

Ступа № 1 в Санчи

Слово «ступа» имеет общий корень со словом «тепё», что означает погребальный холм. Это самое важное монументальное строение буддийского искусства. Ступы воздвигались многими правителями, а также джайнами, последователями учения Махавиры Вардхмана, современника Будды. Самые известные ступы находятся в Санчи, Бхархуте, Амаравати. Их воздвигали обычно там, где проходили шумные празднества с музыкой и танцами, с процессиями и торжественными обрядами.

Буддизм не предлагал новых богов, а стремился дать людям новые ответы на вечные вопросы о смысле жизни. Он не боролся со старыми богами, а включал их в систему природных и социальных реальностей этого мира, подлежащего спасению.

Не удивительно, что местные боги и духи (якши и якшини), а также Индра и другие древние божества превратились в духов-покровителей буддийских гробниц и стали почитаться буддистами. Ступа, став главным символом буддизма, вобрала в себя символику «мирового древа» или «мировой горы».

При разных вариантах конструкции ступы сооружались по единому замыслу. Ее кирпичный ствол отождествлялся с осью мира или стержнем «мировой горы» Меру.

Все буддисты мира с трепетом относятся к священному месту в Санчи, так как, по преданию, именно здесь, под этим кирпичным курганом погребена часть останков самого Будды. Они находятся на дне ствола, в небольшом реликварии, вырезанном из хрусталя. Таким же образом хранятся останки и других буддийских святых.

По преданию, Будда, умирая, завещал своему любимому ученику Ананде сжечь его тело на погребальном костре, разделить прах на 8 частей и над каждой частью праха возвести ступу. Ученики Будды в точности исполнили его завещание.

Но во время правления Ашоки из реликвариев были извлечены все 8 частей праха Будды и разделены на множество маленьких частей. Это было сделано для того, чтобы построить как можно больше священных ступ.

По некоторым данным, покровительствовавший буддизму Ашока воздвиг за время своего правления 84 тысячи ступ, многие из которых хранили частичку праха великого Будды.

А эта, первая ступа, представляет собой полусферу из кирпича, стоящую на барабане и облицованную блоками из красного песчаника. Высота ступы со стержнем равна 23,6 м, а диаметр барабана – 36,6 м.

Внешне ступа напоминает купол современного планетария, увенчанного квадратной террасой, из центра которой ввысь устремляется шпиль. На шпиль нанизаны три горизонтальных перекрытия, похожих на зонты. Они символизируют три небесные сферы, а с острия шпиля, согласно религиозному учению, Будда возносится в нирвану.

Когда-то ступа была покрыта белоснежной штукатуркой и ослепительно сверкала на солнце, а ее шпиль, как золотое копье, вонзался в синее небо.

Северные ворота ступы в Санчи

Купол ступы также разделен на три части: массивную полусферическую основную часть, узкую среднюю (барабан) и мощное основание. Вокруг основания ступы по краю барабана оставлена огороженная круговая площадка для обхода ступы.

Вокруг всей ступы позже была поставлена вторая концентрическая ограда с четырьмя воротами (торана) замечательными своим скульптурным оформлением.

Пластика скульптурного оформления признана характерным образцом основного течения индийской скульптуры. Торана символично вводят исследователей в мир древнеиндийского искусства.

Форма ворот с тремя поперечными брусьями словно напоминает о деревянных прототипах. Со всех сторон и снизу доверху торана покрыты глубокорельефной скульптурой с отдельными фигурами, выполненными в круглой пластике.

Рельефы содержат целую энциклопедию индийской жизни. Количество сюжетных сцен и деталей так велико, что понадобилось более 2 тысяч фотоснимков для того, чтобы охватить все многообразие изображенных сюжетов и персонажей.

Все буддийские предания украшены народным фольклором и включают множество бытовых сценок. Иногда кажется, что представленная история буддизма – только предлог для показа богатой событиями жизни индийского народа того времени.

На одном из архитравов южных ворот изображена сцена со стадом слонов в джунглях. Формально сюжет является буддийским, так как слоны поклоняются священному дереву, но внимание в этой сцене привлекает совсем другое.

Невольно обращают на себя непосредственно изображения этих животных, любимых и почитаемых в Индии. Несмотря на плоскостный и графичный стиль изображения, сцена очень жизненна, а позы и движения фигур позволяют причислить это произведение искусства к настоящим шедеврам.

На другом архитраве видна сцена осады города: под крепостными стенами огромная толпа пеших воинов и лучников на колесницах, вдали – всадники на боевых слонах.

Хорошо видна городская архитектура, крепостные укрепления, организация защиты города, детали вооружения. В подобных многофигурных композициях индийские скульпторы-резчики проявляли исключительное мастерство.

В рельефах южных торана бросается в глаза преемственная связь с древними традициями художественной обработки слоновой кости и дерева. По характеру моделировка рельефных изображений приближена к резьбе на плоской доске, а по изяществу обработки – к скульптуре из кости.

Это сходство подтверждено и документально: на левом столбе ворот есть надпись, которая гласит, что скульптура выполнена мастерами-резчиками по слоновой кости из города Видиша (Беснагар), расположенного в 8 км от Санчи.

В рельефы ворот были включены не только буддийские мотивы и бытовые сюжеты, но и изображения, отражающие древнейшие религиозные представления, например, изображения богинь плодородия, растительного царства и женского начала в природе. На воротах многократно повторяются изображения якшинь в виде женщин, раскачивающихся на ветвях. Эти сюжеты продолжали свое существование вплоть до времени английского колониального владычества.

На примере скульптуры ворот ступы в Санчи видно преобладание народных истоков и фольклорных мотивов в содержании декора буддийских памятников.

На одном из крупных рельефов каменной ограды ступы в Бхаркуте рассказывается о чудесном рождении Будды. Согласно древней легенде, Будда в предыдущей жизни пребывал в облике слона. Поэтому на рельефе изображена спящая царица Махамайя, к которой с неба спускается слон.

Узкое ложе, на котором возлежит царица, делит изображение на две полусферы. Верхнюю занимает профиль слона в драгоценном венце. На нижней полусфере видны две служанки. Одна держит опахало, а другая в испуге прикрыла ухо левой ладонью, словно прислушиваясь к непонятному шуму.

Непосредственность и убедительность поз всех персонажей делает всю сцену почти реалистичной, но с глубоким мифическим содержанием.

Один из рельефов ступы в Санчи тоже изображает спящую на правом боку полуобнаженную Махамайю, над которой нависла голова слона.

Скульптура той эпохи носила в основном декоративно-прикладной характер и использовалась для оформления архитектурных сооружений. Самостоятельная круглая пластика встречалась в южной части Индии, где еще до распространения брахманизма ставились памятники народным героям.

В настоящее время ступа лишена украшений, можно лишь представить, как первоначально ее стены были облицованы плитами с рельефами и гнездами для светильников. Процессии, обходящие ступу по краю барабана, могли созерцать рельефные изображения сцен из буддийских преданий.

Интересно, что в тех местах, которые в истории буддизма были отмечены значительными событиями, связанными с жизнью Будды, по приказу Ашоки были установлены монолитные каменные мемориальные столбы.

До наших дней уцелело 10 столбов, каждый весом более 50 тонн и выше 15 м. На них были высечены тексты указов Ашоки, а капители представляли скульптурные символы буддизма в виде фигур животных, лотоса, Колеса закона и т. д.

Одним из самых замечательных произведений искусства считается Львиная капитель столба из Сарнатха (окрестности Бенареса), представляющая собой четырех львов, словно сросшихся спинами. На их спинах первоначально покоилось металлическое колесо, символизировавшее учение Будды (Колесо закона).

Львиная капитель

Капитель вырезана в 250–243 гг. до н. э. из цельной глыбы песчаника. Ее высота достигает 2,14 м. Основание капители украшено рельефными изображениями слона, льва, лошади и быка, символизировавших стороны света.

В Львиной капители мастерски передан объем, достигнута высокая степень пластичности изображения, большое искусство моделировки и декора.

Полировка капители выполнена настолько тщательно, что своим мягким блеском напоминает драгоценную эмаль. Это было характерно для искусства в период правления Мауриев.

Несмотря на то что гривы львов сильно стилизованы, а вся группа скомпонована весьма условно, животные изображены очень живо. Львиная капитель является образцом придворного искусства Ашоки, существовавшего только при этом правителе.

Замечательным образцом ювелирного искусства эпохи правления династии Мауриев стала фигура черепахи из нефрита. Это редкий по качеству образец художественной обработки твердых пород полудрагоценных камней.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Махабалипурам

Город

Махабалипурам

англ. Mahabalipuram
там. மகாபலிபுரம்)

12°37′06″ с. ш. 80°11′12″ в. д.HGЯOL

Страна

Индия Индия

Штат

Тамилнад

История и география

Высота центра

12 м

Часовой пояс

UTC+5:30

Население

Население

12 049 человек (2001)

Цифровые идентификаторы

Телефонный код

+91(44)

Почтовые индексы

tourismtn.com/mahabalipu…

Показать/скрыть карты Махабалипурам

Аудио, фото и видео на Викискладе

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 249
рус. • англ. • фр.

Махабалипурам (тамил. மகாபலிபுரம்) — город на Коромандельском берегу в индийском штате Тамилнад, в 60 км к югу от Ченнаи. Нас. 12 тыс. жит. (2001).

Город возник в VII веке н. э. как главный порт царства Паллавов под названием Мамаллапурам (вероятно, назван в честь одного из царей). В то время это был крупный город, где размещался военный и торговый флот. С эпохи Паллавов (VII—IX вв.) сохранились разнообразные памятники монументальной скульптуры и зодчества, вырубленные в монолитных скалах и насыщенные буддистскими мотивами:

  • прибрежный храм — смыт в море во время великого цунами 2004 года, впоследствии восстановлен;
  • небольшой скальный храм Вараха;
  • гигантские скальные рельефы со сценами покаяния Арджуны и «Низвержение Ганги на землю»;
  • храм Панча Рата — пять исполинских каменных колесниц, которые наречены именами пандавов.

Все эти памятники входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С XVIII в. в литературе появлялись сообщения о том, что значительная часть древнего Мамаллапурама ныне находится под водой. Во время упомянутого цунами отходящая волна открыла двухметровые каменные фигуры и прочие развалины неизвестного ранее храмового комплекса эпохи Паллавов.

Буддийский период

Культовыми памятниками буддийского периода являются тумулярные строения и пещерные храмы.

Ступа — тумулярного типа строение, воздвигнутое для хранения реликвий Будды, является одним из наиболее примечательных буддийских памятников в Индии. Некоторые из них относятся к III в. до н. э. Обычно ступа имеет форму полушария, покоящегося на круглом основании, вокруг которого идет тропа, доступ к которой открывается через лестницу, чем дается возможность процессиям обходить священный холм.

Шуази опустил целый ряд конструктивных элементов в ступа. В верхней части полушария находилась квадратная в плане ограда, внутри которой помещался реликварий с останками того лица, в честь которого воздвигнут памятник. Трупосожжение позволяло складыватьпрах в небольшие сосуды. Над реликварием на высоком шпиле высились, убывая величиной кверху, зонты (металлические или каменные) — индийский символ величия и знатности.

В Санчи такой памятник имеет каменную ограду, в которой ворота расположены так (рисунок 117), что нескромный взгляд не может проникнуть внутрь строения.

В плане вход в ограду ступа в Санчи приближается к свастике. Сомнительно, чтобы ворота — торана — были расположены так, «что нескромный взгляд не может проникнуть внутрь строения». Очень скоро ограда в ступа исчезает (со II — III вв. н. э.), хотя культовые процессии продолжают совершаться так же, как и раньше. Гораздо важнее учесть, что ворота — торана — в ступа ориентированы по странам света.

Пещеры — Рисунки 118 и 119 дают изображения пещерных храмов, современных буддийским ступа. План их имеет форму базилики с тремя кораблями; фасад (рисунок 118, В), высеченный, как и весь храм; в массиве скалы, украшен колоннами и носит следы прикрепления деревянных декоративных ферм (рисунок 105).

Рис. 118

Рис. 119

Внутри (рисунок 119, С) мы различаем то нервюры, высеченные из самой скалы, то сохранившиеся в разных местах шипы, служившие для укрепления деревянных ребер, далее — выемки, в которые были вделаны эти ребра, и связывавшие их горизонтальные брусья. В некоторых местах сохранились брусья этих деревянных декораций.

Стены покрыты рельефами и живописью, а в глубине храма в полуциркульной нише возвышается реликварий в форме ступа. Главные представители храмов этого типа — храмы Аджанты (рисунки 118 и 119, С) и Карли (рисунок 119, D).

Буддийские монастыри — Вокруг буддийского храма почти всегда группируются монастырские кельи; часто монастырь располагается также независимо от храма. Монастырь почти всегда высечен в массиве скалы: кельи — пещеры, а фасад — портик, колонны которого вырублены также из камня.

В Аджанте весь склон горы усеян такими кельями, портики которых в величественном беспорядке перемешиваются с фронтонами храмов.

Период возврата к брахманизму

Приблизительно в VI в., когда брахманские учения снова начинают приобретать влияние и примешиваются к буддийским верованиям, мы видим распространение нового типа храма, не­известного в первые века буддийской архитектуры: это пагода, которая то приобретает форму двухэтажного дома, то имеет вид многоэтажной башни.

Слово «пагода» есть испорченное дагоба (по-тамильски), как на Цейлоне называют ступа. В русский язык слово «пагода» попало из французского, где слово pagode было включено в лексикон, очевидно, миссионерами. Пагодой называют на европейских языках обычно храм, а никак не ступа. В дальнейшем мы не вносим соответствующих поправок в терминологию культовых индийских зданий, применяемую Шуази: это привело бы к слишком большому изменению текста. Классификация культовой индийской архитектуры дается нами в прилагаемом сжатом очерке по истории индийского искусства.

Пагода — Почти все пагоды в форме башен подходят к одному из двух типов, показанных на рисунке 120. Тип В в виде башни с выгнутыми ребрами кажется вольной передачей конструкции, описанной нами выше; тип А соответствует конструкции уступами. Пилон А происходит из Шрирангама, В — из Бхуванешвары.

Одним из древнейших датированных памятников такого рода храмов-пилонов является храм в Будгайе, описанный в VII в. Сюань Цзаном; первоначальная конструкция этого храма угадывается за позднейшими достройками.

Сюань Цзан — знаменитый китайский паломник, в VII в. н. э. прошедший пешком в Индию через Центральную Азию, Туркестан и Афганистан; оставил «Описание стран Запада» — один из главнейших источников истории Среднего Востока.

В период постепенного возврата к брахманизму, подготовившему поглощение буддийской религии старой религией, эмблемы обоих культов часто встречаются вместе, как мы это видим в Элоре (IХ и Хвв.).

Брахманизм (или брахманство) никогда не умирал в Индии. В известной мере ошибочно разделять обе религии, т. е. брахманизм и буддизм. В определенные моменты первый брал верх над вторым. В эпоху своего расцвета буддизм был лишь своеобразной философско-религиозной системой, развившейся на фоне общеиндийских верований, к которой приложимо название брахманизм. Отсюда та удивительная толерантность, которую мы наблюдаем в Эллоре и других местах, где рядом с брахманскими памятниками находятся буддийские и джайнские.

Окончательное торжество брахманизма знаменуется преобладанием храма в виде усеченной пирамиды, схожим по форме с подвижной пагодой Вишну. Можно ли считать ступы и пещерные храмы выразителями буддийской религии, а в пагоде-пилоне усматривать символ возврата к стародавним верованиям? Ограничимся лишь указанием на эти факты. Храмы Камбоджи, памятники кмерского искусства, представляют собой лишь варианты пирамидального типа пагоды.

Рис. 120

Рис. 121

Очевидно, здесь имеется в виду колесница с изображением божества (в данном случае Вишну), которая фигурирует на религиозных индийских праздниках того или иного культа. По мифологическим представлениям индуса, бог передвигается по небу в колеснице (вахана), которая является одним из небесных обиталищ божества. Отсюда многие храмы Индии (например, знаменитый храм в Конарке) имеют у фундамента колеса, т. е. как бы являются большими воспроизведениями колесниц. Вполне естественно, что форма культовых колесниц, применяемых при празднествах, и форма индийского храма совпадают.

Рисунок 121 (Элора) дает нам представление о пагоде в виде двухэтажного дома. Храмы Элоры и кмерские памятники отмечают в истории индийского искусства период чрезмерной роскоши, когда архитектурные линии исчезают под скульптурной декорацией. Это пышное искусство относится к VII, VIII и IX вв.

В следующие века одновременно с пагодами в форме башен встречаются пагоды, подражающие зданиям, увенчанным куполами; такова высеченная из массива скалы пагода (рисунок 122) в Мамалапурам, датируемая обычно VI в.

Наконец в X в. появляются джайнские пагоды (Мон Абу) с гипостильными залами — тип, находимый также в брахманской архитектуре Южной Индии. Несколько гробниц, воздвигнутых в подражание этим пагодам, представляются в виде павильонов на колоннах, увенчанных луковичными куполами.

Пилоны и гипостильные залы в брахманских храмах. — Почти необходимой принадлежностью всякого буддийского храма был монастырь; жизнь монастырей угасла вместе с буддизмом. Возле брахманских храмов находятся пропилеи и колонные залы, служащие пристанищем для странников, и священные озера, окруженные портиками. Необходимо отметить довольно интересные перемещения форм, которые здесь наблюдаются: то пилон представляет собой башню с уступами, и через него открывается вход в храм, имеющий форму колонного зала, то, наоборот, колонный зал представляет собой пропилеи, а уступчатая башня играет роль храма.

Рис. 122 Рис. 123

На рисунке 123 показан гипостильный зал в одном из южных храмов (пагода в Чидамбарале). Иногда храм и все примыкающие к нему помещения высечены в массиве скалы. Как пример приведем группы строений Элоры: пагоды, портики, статуи, столбы — все высечено из гранита скалы. Галереи храмов и портиков соединяются мостами, выдолбленными тоже в скале. Надземные памятники здесь выполнены теми же методами, что и пещерные храмы.

Постепенное увеличение храмов — Подобно храмам Египта, главнейшие храмы Индии создавались постепенно, путем добавления святилищ и оград к первоначальной части. Сановное святилище составляет ядро, перед которым возводится второе святилище; общая ограда охватывает эти строения; потом появляется новый храм, новая ограда и т. д. Рисунок 124, взятый из книги Рам-Раза об архитектуре Индии, показывает общее расположение таких концентрических оград, по форме и плану расположения пилонов напоминающих ансамбль храма в Карнаке.

В этих комплексах, где одно здание нагромождается на другое, напрасно было бы искать изысканности египетских храмов, но по выразительности масс и по силе воздействия они могут быть сравнены лишь с памятниками египетской архитектуры. К этому прибавляется еще обилие и нагромождение пластических украшений, символизирующих впечатление подавляющего величия.

Рис. 124

Рис. 125

Географическая классификация

На прилагаемой карте Индии (рис. 125) показано географическое распределение различных типов храмов.

Ступа — единственный вид культового строения, не имеющий определенной локализация: он встречается от прилегающей к Гималаям Индии до Цейлона и всюду является признаком существования здесь буддизма, бывшего в течение по крайней мере пяти веков господствующей религией в Индии. Буква S отмечает местонахождение наиболее замечательных памятников ступа в Санчи.

Пещерные храмы, не принадлежа специально какой-нибудь определенной местности, заметным образом преобладают к югу от Нербудды (область К): здесь находятся гроты Аджанты и Карли. К северу от Нарбудды (область А) гора Абу — очаг джайнизма — является местом распространения каменной архитектуры, подражающей треугольным деревянным конструкциям. Тут мы находим самые яркие примеры храмов с покрытиями, выполненными горизонтальной кладкой плит (рисунок 111,5).

Пагода в форме башни со слегка выгнутыми ребрами наиболее распространена в провинции Орисса, область О.

Храм с пропилеями в виде пилонов и с гипостильным залом преобладает на юге полуострова, в М, в провинции Мадраса. Наконец, в долине Ганга, в области Бенареса (В), являющейся религиозным центром Индии и местом паломничества, распространены все эти типы храмов.

ИСКУССТВО И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ. ВЛИЯНИЯ

Возвратимся к истокам индийской архитектуры. Мы видели, что в Индии за три века до нашей эры существовало большое искусство, покоившееся на навыках деревянного зодчества и обнаруживавшее исключительную живость воображения, которой совершенно лишено население современной Индии.

Без сомнения, вторжение каких-то народностей, какие-то смены рас отделяют время создания этой системы от тех бессознательных подражаний, следы которых мы различаем в искусстве последующих эпох.

Искусство гротов Карли и Аджанты продолжает существовать созданными традициями, утеряв, однако, всякую связь с приемами конструкции, или же заимствует формы из иноземных искусств: персидские формы при Ашоке, греческие детали, китайские и, наконец, широко почерпнутые у сасанидов,— из всех этих элементов складывается перегруженный стиль, который старается достичь эффекта скорее пышностью, чем отвлеченной красотой. Вызываемое им представление грандиозного есть результат удивления перед количеством затраченного труда.

Кастовый строй давал возможность необычайно расточительно пользоваться трудом. Противоположный принципам буддизма, он не был чужд брахманизму, и если величественные памятники эпохи брахманизма — создание рук угнетенных каст, то позволительно усомниться в том, что свободный труд был бы использован так же расточительно, как мы это видим в буддийских пещерах Аджанты.

Кастовый строй окончательно устанавливается с возвратом к брахманизму; с этих пор мастер от отца к сыну наследует ремесло и оказывается прикрепленным к местности, в которой он родился. Локализация типов индийских архитектурных памятников и их постоянство отражают эту организацию рабочих сил Индии.

Влияние индийского искусства до начала нашей эры почти не переходит за пределы самой Индии. Примерно в I в. н. э. из Индии в Китай попадает буддизм, а вместе с ним вся символическая тектоника и внутреннее устройство храмов этого культа.

Именно с этих пор Китай, примитивное искусство которого было бедно фантастическими элементами, воспринимает из Индии целый мир химер, которые оживят его архитектуру своими странными силуэтами. Буддизм исчезает в Индии, начиная с VIII в., но продолжает существовать в Китае, и основная линия развития культовой архитектуры Индии как бы продолжается в буддийском Китае.

С началом буддийской пропаганды Индия получает из Китая некоторые образцы, совершенно чуждые местному искусству: архитекторы Санчи выполняют в камне чисто китайские портики. Позже, в джайнскую эпоху, архитекторы строений на горе Абу воспроизводят конструкции китайского типа; они в камне подражают этой экзотической резьбе, как их предшественники, высекая из массива скалы, подражали формам древнего туземного зодчества.

Поздние периоды индийского искусства связаны с историей мусульманской архитектуры и носят на себе снова следы персидского влияния — занесенные в район Агры различные типы мусульманских мечетей.

Главы «Архитектурные памятники», «Искусство и социальный строй. Влияния» раздела «Архитектура Древней Индии» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *