Консьержи Париж

Отзывы Консьержери (Париж, Франция) — история, экскурсии, экспозиции. Точный адрес, телефон, стоимость входных билетов. Местные легенды и привидения. Предыдущая фотография Консьержери, двор

Консьержери (ударение на последнюю «и») — бывший замок французских королей и тюрьма. Сооружение, которое идеально подходит для съёмок фильма о рыцарях и Средневековье, является частью Дворца правосудия и расположено в западной части острова Сите в центре Парижа, недалеко от легендарного собора Нотр-Дам. Замок выглядит настолько аутентично, что пройти мимо него просто невозможно!

Что посмотреть

Если вы оказались в Париже, то Консьержери — один из входящих в список обязательных к посещению объектов. Необходимо погулять (и лучше с экскурсоводом) по всему комплексу, так как каждая деталь, каждый уголок имеет свою историю. На территории комплекса находится одна из самых красивых часовен — Сент-Шапель.

Другие must-see: башня Цезарь, Серебряная башня (королевская сокровищница), башня Бонбек (от фр. Bonbec — «хороший клюв», здесь размещались камеры пыток), действующие часы на башне, которым шестисот лет, готиче­ский зал, огромную кухню, а также темницы, темницы и еще раз темницы (их тут на любой вкус — победнее и побогаче, даблы и синглы).

Именно в Консьержери перед казнью 76 дней находилась в заточении Мария-Антуанетта, здесь проходил процесс по делу Эмиля Золя, а также приговорена к казни шпионка Мата Хари. Консьержери

Краткий экскурс в историю

История этого сооружения началась в 6 веке, когда король Хлодвиг решил возвести на острове Сите дворец. В это время, кстати, Париж впервые стал официальной резиденцией монарха.

В конце 10 века здесь был размещён королевский совет и администрация, а замок стал резиденцией королей. Работы над преобразованием сооружения велись на протяжении нескольких веков. Крепость достраивалась, укреплялась, расширялась, и к 13 веку дворец становится настоящим центром власти. А уже в 14 веке он является одним из самых роскошных европейских дворцов.

В конце 14 века резиденция переносится в Лувр, а замок становится Дворцом Правосудия. После этого комплекс получил своё название Консьержери. Здесь также размещалась тюрьма для убийц, политических заключённых и мошенников. Тюрьма получила статус одной из самых суровых.

Например, именно в Консьержери перед казнью 76 дней находилась в заточении Мария-Антуанетта, здесь проходил процесс по делу Эмиля Золя, а также приговорена к смертной казни небезызвестная шпионка Мата Хари.

Conciergerie — бывшая тюрьма Парижа

История замка Консьержери начинается одновременно с историей возвышения Парижа. Париж стал столицей франкского государства в 508 году, когда король Хлодвиг I из династии Меровингов решил основать на западной оконечности острова Сите неприступный замок, свою личную резиденцию. Этот первоначальный дворец и был предшественником современного Консьержери.

Смена династий привела к смене географических приоритетов, и при Каролингах центр государства сместился из Парижа на восток, в город Лан, в следствие чего королевский замок на острове Сите стал постепенно приходить в упадок и ветшать, как и весь Париж. Снова вступить в фазу расцвета городу было суждено в X веке, когда Гуго Капет, основатель династии Капетингов, снова перенес королевскую резиденцию в Париж, а замку был возвращен статус королевской крепости.

Следующие 4 столетия стали временем больших архитектурных преобразований. Каждый монарх из потомков Гуго Капета стремился перестроить замок согласно своим нуждам и эстетическим представлениям. К стенам пристраивались подземные галереи, соединяющие фортификационные укрепления, к архитектурному ансамблю добавились Королевский зал заседаний и Королевская палата. На территории крепости появляются новые церкви и часовни, а к XIII веку она становится поистине непреступным военным укреплением, к ее облику добавляются башни и донжоны. Тогда же, при Филиппе II, впервые в исторических документах упоминается должность консьержа – блюстителя мелких судебных дел на территории дворца. Людовик Святой обратил замок из грозного неприступного форта в хранилище святых христианский реликвий. Крепость постепенно утрачивает свое военное значение. А в конце XIII века стараниями Филиппа Красивого, Париж обретает один из самых великолепных королевских дворцов Европы – максимально приближенный к его современному виду. Здесь обновляются крепостные стены, строятся Серебряная Башня и Башня Цезаря, расширяется Королевский зал, его внутренний интерьер украшается статуями франкских монархов. В середине XIV века в облик замка вносятся последние коррективы – в частности, достраивается Часовая башня.

После народного восстания 1358 года, и прихода к власти Карла V, королевская резиденция была перенесена с острова Сите в Лувр, а старый королевский замок становится Дворцом Правосудия. Покинув родовое гнездо, король доверил дворец консьержу, отсюда и название – Консьержери.

К концу XIV века, соседняя с Дворцом правосудия тюрьма стала переполняться, и часть узников была переведена в Консьержери. Постепенно дворец приобрел официальный статус тюрьмы, причем порой затмевающей славу Бастилии. Состоятельные заключенные могли здесь позволить себе одиночные меблированные камеры, в то время, как низшее сословье томилось в подвалах, на соломе, с крысами.

На протяжении XVI и XVII веков архитектурный ансамбль дворца был поврежден несколькими крупными пожарами, в следствии чего его внешний облик снова несколько изменялся в ходе реставрационных работ.

Французская революция и падение монархии еще больше усугубили мрачную славу некогда роскошного дворца. С 1793 года в королевских покоях замка расположился революционный трибунал. Политические заключенные рекой потекли через камеры Консьержери, в залы суда, а оттуда – на гильотину. Бытовал даже афоризм, что гильотина – единственный путь на свободу из Консьержери. «Закон о подозрительных» давал право арестовывать всех, кто чем-нибудь напоминал врагов Революции, порой без всяких на то оснований. Права на свидетелей и защиту у подсудимых не было. Среди самых знаменитых узников тюрьмы – Мария-Антуанетта и Робеспьер, по иронической случайности ставший жертвой вдохновленной им же самим политикой всеобщего террора.

Революционный трибунал просуществовал недолго, фактически, он был распущен после смерти Робеспьера, успев, однако, за два года приговорить к смерти более 2 500 заключенных. Других приговоров, кроме смертной казни, трибунал не выносил. После Революции, замок некоторое время оставался тюрьмой, но стал постепенно терять свою зловещую славу. В 1914 году, частично сохранив функции дворца Правосудия, замок открылся для широкой публики в качестве музея.

Достопримечательности

Стены этого Дворца навевают туристам отзвуки «тех времен». Посетившие Дворец, окунутся в мир того времени, и узнают о страшных казнях и преступлениях, которые скрывались за стенами дворца.

Часовня Сент-Шапель

Построенная Людовиком IX Святым в XIII веке, эта часовня не была первым храмовым сооружением на территории архитектурного комплекса королевского дворца. На ее месте ранее стояла часовня Сент-Никола, воздвигнутая еще в начале XI века. Людовик, начавший планомерное превращение фортификационного укрепления в хранилище святынь, добытых крестоносцами, которые он приобретал за большие деньги, начал строительство нового храма. Сент-Шапель стала уникальным реликварием, который возвеличил Людовика в глазах западного христианского мира. Ни один из монархов не мог похвастаться обладанием, к примеру, частицы Святого Креста, вывезенного из Константинополя. Коллекция святынь, хранящихся в Сент-Шапель, была поистине уникальной. Надо отметить, что строительство самой часовни обошлось Людовику втрое дешевле, чем приобретение хранящегося в ней тернового венца. При своих сравнительно небольших размерах, часовня являет собой прекрасный образец готической архитектуры. Внутренний интерьер ее богато украшен стрельчатыми витражными окнами и скульптурными композициями. На первый взгляд может показаться, что храм целиком состоит из цветных витражей, а утонченные высокие каменные конструкции являются для них оправой. Помимо хранилища реликвий, часовня Сент-Шапель была также местом молитв королевской семьи.

Часовня сильно пострадала в революционные годы. Внутреннее ее убранство и большинство экспонатов коллекции было разграблено и утеряно. Часть скульптур удалось сохранить, а терновый венец в настоящее время хранится в Нотр-Дам де Пари. В начале XIX век в часовне оборудуют архив, в результате чего была утрачена часть уникальных витражей нижнего яруса. В последние годы Сент-Шапель пережила масштабные реставрационные работы, которые воссоздали ее первозданный облик.

Зал Ратников — La salle des Gardes

Уникальный образец светской готической архитектуры, масштабный четырехнефный зал Ратников был построен в начале XIV века и служил пиршественным залом, а в обычные, непраздничные дни, здесь обедала гвардия короля. Общая площадь зала составляет 2 000 кв.м., а высокие своды его поддерживаются 70 колоннами.

Огромное пространство отапливалось четырьмя каминами. Из зала напрямую можно попасть в королевскую кухню, куда продукты доставлялись баржами по водам Сены, и подавались через специальное окно. Четыре очага этой кухни были предназначены для приготовления определенного рода продуктов – на одном из них готовилось мясо, на другом – птица, третий служил для приготовления рыбных блюд, на четвертом готовились овощи. На «мясном» очаге кухни одновременно можно было зажарить две бычьи туши. В зале Ратников представлена часть мраморного пиршественного стола, за которым могли обедать более 2 000 человек.

Кухонный флигель

На сегодняшний день от кухонного флигеля остался только первый этаж. Был построен при правлении Жана Доброго во второй половине XIV века.

Главным предназначением помещения — было хранение продуктов, которые поступали сюда с судов, идущих по Сене. Здесь же находился обслуживающий короля персонал.

Караульный (Гвардейский) зал

Большие королевские покои, в которых собирался совет и принимались судьбоносные решения, а в революционные годы выносились многочисленные смертные приговоры, к сожалению, не сохранился до наших дней. Судить о его масштабах можно по уцелевшей прихожей, которой и является Караульный зал.

Время его постройки совпадает с возведением Зала Ратников, он имеет тот же готический стиль, но по размерам сильно уступает пиршественному залу. Его площадь – 300 м.кв. Уровень пола нижних средневековых залов дворца намного ниже нынешнего уровня земли, культурный слой которого несколько поднялся за прошедшие со времен основания замка века.

Парижская улица — La rue de Paris

Одно из самых мрачных мест замка, названное так в честь палача по фамилии де Пари. Когда-то это место было частью Зала Ратников, но в XV веке, когда дворцовый комплекс окончательно был превращен в тюрьму, часть пиршественный залы отгородили.

В этой темной части замка отбывали наказание самые бедные заключенные, страдавшие здесь от антисанитарии и болезней.

Камера одиночка Марии-Антуанетты

Легендарное место, где находилась в заключении Мария Антуанетта.

Здесь воссоздан интерьер самой одиночной камеры, где можно видеть фигуры сидящей спиной королевы, и двух постоянно следивших за ней жандармов. Считается, что здесь же провел свои последние часы Робеспьер.

Часовня Марии Антуанетты

Из самых поздних достопримечательностей дворцового комплекса, связанных с революционными событиями, следует отметить часовню Марии-Антуанетты,

Коридор заключенных

Также примечателен так называемый «коридор заключенных», который был местом самостоятельных прогулок узников тюрьмы. Здесь же находилась специальная комната, где перед казнью у приговоренных отбирали все их личные вещи в фонд поддержки революции, а также обрезали волосы на затылке для удобства палача. Также из соображений удобства часть волос осужденных оставлялись в неприкосновенности, чтобы палачу было сподручнее поднимать отрубленные головы. В коридоре заключенных имеется комната надсмотрщика, который следил за перемещениями узников, составлял списки тех, кого отправляли на казнь и вновь прибывших.

Мрачные тюремные коридоры и камеры оформлены восковыми фигурами, изображающими заключенных и надсмотрщиков, которые дополняют и без того реалистично воссозданную атмосферу революционного террора.

Часовня Жирондистов

Можно осмотреть зал, построенный на месте королевской молельной, где в 1793 году перед казнью пировали представители партии Жирондистов.

По традиции революционного времени, осужденные на смерть заключенные имели право устроить перед казнью пир. В память об этом, зал носит название «Часовня Жирондистов».

Женский двор

Сохранился «Женский двор» тюрьмы с фонтаном в центре. Выпущенные на прогулку узницы стирали в нем свою одежду. Здесь же заключенные, после приговора, ожидали телег, которые группами по 12 человек отвозили их к месту казни.

В тюремных коридорах можно ознакомится со списком заключенных Консьержери, а также здесь имеется экспозиция исторических документов и прочих экспонатов, посвященная пяти векам истории замка после того, как он превратился из королевской резиденции в тюрьму.

Башни замка

Дворец насчитывает четыре башни, каждая из которых имеет свою историю и хранит свои тайны.

Башня Бонбек

Старейшая из дошедших до нашего времени башен замка – Бонбек – была построена на северной стороне дворцовой стены в правление Людовика Святого, в XIII веке. Она представляет собой характерный пример классической средневековой зубчатой башни и имеет круглую форму. В XV веке, когда дворец уже стал тюрьмой, зубчатое навершие башни было дополнено остроконечной крышей.

Бонбек стала одним из самых мрачных и зловещих мест в Консьержери – здесь находились пыточные камеры, где с целью получения признания, к узникам применялись разнообразные страшные инструменты. Крики несчастных, подвергавшихся пыткам, разносились по всему замку. Вероятно, отсюда и произошло название башни, которое в переводе со старо-французского означает «Хороший клюв». Считается, что заключенных пытали до тех пор, пока из их «клювов» не начинали литься нужные правосудию песни. Также известен перевод названия Бонбек как «Башня болтунов».

Пережив чудесным образом все последующие перестройки, архитектурные преобразования в правление Филиппа Красивого, а также стихийные бедствия последующих веков, сильно изменившие внешний облик Консьержери, башня Бонбек сохранила свой исторический вид практически без изменений.

Башня Цезаря и Серебрянная башня

Башня Цезаря была построена в ходе реконструкции и расширения замковых сооружений при Филиппе IV Красивом, в конце XIII века, под руководством Ангеррана де Мариньи. Массивная круглая башня с остроконечной крышей получила свое название в честь прославленного римского императора, в память о римском периоде в истории Парижа, когда Галлия была частью Империи. По неподтвержденной версии, башня построена на месте древнеримской резиденции.

Поскольку реконструкция замка при Филиппе IV имела целью не только сделать его одним из самых роскошных дворцов Европы, но и сконцентрировать всех должностных лиц Франции вокруг королевской резиденции, новые постройки должны были вместить в себя административные службы. В башне Цезаря разместился архив уголовных дел, и здесь же проходили заседания советников, которые выносили вердикты и приговоры по уголовным делам. Позже архив по уголовным делам был перемещен в другое место, ближе к Следственной палате.

В настоящее время у башни Цезаря ( слева на фото) находится вход на территорию музея архитектурного ансамбля Консьержери. В средневековье вход в замок располагался между двумя башнями-близнецами – башней Цезаря и Серебряной башней.

Серебряная башня, построенная также во времена правления Филиппа IV, располагается правее башни Цезаря, практически вплотную к ней. Она также имеет круглую форму, почти что повторяя архитектуру своей соседки. Некогда северный фасад замка, включая его башни, омывался водами Сены, что делало замок еще более непреступным. Набережная была построена только в XVI веке.

В башне, по преданию, хранилась королевская казна – отсюда и произошло название «серебряная». Однако, у нее было и другое, менее романтичное предназначение. Будучи по соседству с башней Цезаря, куда был помещен архив по уголовным делам, Серебряная башня вместила в себя главный по значимости и объему гражданский архив. Другие названия башни: «Башня Парламента», или «Башня Большой Палаты». Сотрудники обоих архивов (по гражданским и уголовным делам), считая свое ведомство важнее соседнего, называли вверенное им учреждения просто «Башня», как-бы игнорируя наличие друг друга.

В настоящее время, три круглые башни Консьержери, с крышами конической формы, придают внешнему облику замка образ непреступной военной твердыни, а всей набережной — вид декорации для средневекового рыцарского романа.

Часовая башня

Самая поздняя и самая высокая из замковых башен – Часовая – была возведена во второй половине XIV века. Ее высота – чуть меньше 50 м. Это единственная башня Консьержери, которая имеет не круглую, а прямоугольную форму. Изначально ее венчал фонарь, а позднее – серебряный колокол. Служила башня наблюдательным пунктом для замковой охраны.

Часы на ней появились при Карле V, в 1370 году. Для их создания был приглашен немецкий мастер часовых дел, Генрих Вик. Это были первые общественные часы Парижа, которые стали символом важности соблюдения дисциплинарных норм службы, поскольку именно в это время замок перестал быть королевской резиденцией, полностью превратился в административное учреждение и перешел в ведение консьержа.

В конце XVI века Генрих III заменил циферблат часов на новый, который был выполнен знаменитым мастером Жерменом Пилоном. Часы были украшены статуями, изображающими Закон и Правосудие. В годы революции фигуры сильно пострадали, но затем были отреставрированы. Интерьер башни менялся несколько раз за время ее существования.

Надпись на циферблате гласит: «Этот механизм, разделяющий время на 12 равных и справедливых частей, учит охранять Правосудие и защищать Закон».

Билеты:

Взрослый: 8,50 евро

Детский: 5,50 евро

Беслатно проходят дети до 18 при семейном визите, молодежь — члены ЕС, но не граждане Франции, до 26 лет, пенсионеры, инвалиды.

В самом сердце столицы Франции недалеко от знаменитого собора Парижской Богоматери расположился замок Консьержери. Долгое время он служил домом для монарха, однако во время революции его переоборудовали в тюрьму. Сегодня дворец хранит многовековую историю и считается одной из ключевых достопримечательностей Парижа.

Консьержери можно посетить без очереди, если приобрести билеты заранее, а так же посетить заодно находящийся неподалеку Сен-Шапель.

Почему стоит посетить Консьержери?

История замка Консьержери начинается еще в 6-м веке нашей эры, а в 13-м с ростом города он теряет свою оборонительную функцию и становится парижской резиденцией короля. Филипп IV распорядился сделать из мрачной крепости роскошный дворец. Свое название дворец получил от титула местных управляющих, их называли консьержами. Они были влиятельными людьми, пользующимися доверием короля.

Во время революции дворец превратился в одну из самых страшных тюрем Парижа. Здесь провели свои последние дни известные политические заключенные перед отправкой на эшафот. В Консьержери вы и сегодня найдете камеру королевы Марии Антуаннеты. Да и один из зачинщиков революции Максимилиан Робеспьер побыл здесь узником. Писатель Эмиль Золя тоже был заточен в этой тюрьме.

Но большая часть замка как раз посвящена революции и тюрьме. Кроме камеры Марии Антуаннеты, которая достаточно большая по сравнению с остальными, здесь воссоздали и другие «клетки». Есть камеры для бедняков с соломой на полу, для горожан с лавкой, для аристократии с диванами и прочей мебелью. Всё хваленное «равенство», провозглашенное революцией, разрушалось даже в революционной тюрьме. Детальные инсталляции покажут, каким пыткам подвергали местных узников.

Здания на территории комплекса неоднократно перестраивались, поэтому вы сможете увидеть шедевры, созданные архитекторами разных эпох. Посетить Консьержери стоит, прежде всего, из-за возможности полюбоваться величественными красотами французского барокко. Последние два столетия замок играл роль дворца Правосудия.

Сегодня туристам предлагают прогуляться по территории комплекса, посетить многочисленные экспозиции, полюбоваться величественной архитектурой. Самое главное, что нужно посмотреть: часовня Сен-Шапель, башня Цезаря, королевская сокровищница, камеры пыток и темницы, готический зал. Интереснее всего гулять по замку с экскурсоводом, который в деталях расскажет историю этого места.

Фасады и своды Консьержери ночью выглядят еще красивее, чем при свете дня. Полюбоваться ими можно во время вечерней прогулки на речном трамвайчике.

Как найти замок и купить билеты в Консьержери?

Проще всего добраться до Консьержери на метро. Выходить нужно на станции Cité. После прогулки по территории комплекса обязательно дойдите до собора Нотр-Дам-де-Пари, который находится всего в 5 минутах от дворца.

Входной билет на территорию комплекса стоит 9,5 евро. По нему вы сможете посетить все здания и залы, кроме часовни Сен-Шапель. Вход в часовню оплачивается отдельно – 11,5 евро. Дети до 18 лет могут войти бесплатно. Услуги гида или экскурсовода оплачиваются отдельно.

Можно купить сразу сдвоенный билет в Консьержери и Сен-Шапель одновременно. Это выгодно – 17 евро (вместо 21). Рекомендуем купить билет онлайн по и избежать очередей, которые в высокий сезон могут отнять до 2 часов времени. Обе достопримечательности можно посетить бесплатно с туристическими дисконтными картами, например, с Paris Pass.

Замок открыт каждый день с 9.30 до 18.00 (с 9.00 до 17.00 с ноября по февраль). Закрыт 1 мая и 25 декабря.

Приятного посещения!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *