Реком святилище

Среди величественных горных пиков Адайхох и Уалпата с их скалистыми отрогами Кальперраг и Цайраг находится воспетая поэтами, жемчужина Кавказа – Цейское ущелье. Именно здесь одною из трех слез Бога был сотворен легендарный древний осетинский храм Реком (из двух других слез сотворены известные храмы Мкалгабырта и Таранджелос).Собранный из дерева, без единого гвоздя (кроме окованных ритуальных дверей и ставень) и имеющий оригинальную архитектурную форму, Реком представляет для науки огромный исследовательский интерес.Несмотря на почти двухвековое изучение этого древнего памятника, многие стороны исследований до сих пор еще не раскрыты или являются спорными; в частности: датировка сооружения, этимология названия, философское и религиозное содержание храма.Ввиду всеобщего научного познавательного внимания к храму и из-за недолговечности строительного материала (местная сосна), Реком многократно реставрировался, и по нему был собран большой архитектурный материал.

В марте 1995 года храм-святилище Реком сгорел дотла, оставив после пожара три символических полуобгоревших столба.

Последующая реконструкция храма-святилища и сопутствующая ей изыскательская работа дала новые научные исследования, позволила обогатить историческое философское и религиозное значение храма. И потому, отдав благодарное должное предыдущим научным трудам по Рекому таких ученых как Пчелина Е.Г., Магометов А.Х., Кузнецов В.А. и др., а также великолепным чертежам реставраторов Щеблынина И.П. и Гнедовского Б.В. попытаемся по новому раскрыть принципиально важные стороны исследования святилища Реком.

Датировка сооружения храма — святилища «Реком»

Не вдаваясь в подробности суждений о времени самого раннего создания святилища, которые весьма противоречивы и часто необоснованны, остановимся на двух основных мнениях: Крупнова Е.И. и Кузнецова В.А. Так первый считал, что «святилище Реком существовало еще со времен кобанской культуры» – 1 тысяча лет до н.э., аргументируя свои выводы археологическим материалом, относимым к кобанской культуре. А Кузнецов В.А., основываясь на лихонометрических исследованиях Голодковской Н.А., утверждал, что Реком «не мог быть построен раньше XII века, так как на месте Рекома в то время еще существовал единый Цей-Сказский ледник, а археологический материал кобанской культуры представляет собой – «предмет вторичного пользования» ( т.е. переносимый из одного святилища в другое). Далее пополняя свои выводы хронологией монет, найденных в святилище, а также некоторыми грузинскими агиографическими источниками XIV века, где речь идет о культурных деятелях Двали, происходивших из села Цей, Кузнецов В.А. считал, «что I период существования Рекома следует датировать Х1У-ХУ в.в.

Большую помощь в решении этого спорного вопроса дало бы правильное определение храма в осетинском понимании. А именно в осетинском (арийском) понимании храм не ограничивался одной постройкой, в понятие храма вся окружающая природа (горы, лес, тропа, одним словом, все обозримые с места молельни), все ущелье, а также целый ряд строений, объединенных в единый комплекс (цардаки, жертвенники и т.д.). Примером может быть Сидан (Сидан или Мкалгабырта – один из трех святых братьев-святилищ Реком, Мкалгабырта, Таранджелос), в понятие которого входит и само святилище и все ущелье. Таким же примером может быть Реком, в понятие которого некогда входило все Цейское ущелье в 21 километр, называемое в древности Ивард-Реком (Запретный Реком).

В Осетии известно место первоначального нахождения святилища Реком (кстати, незаслуженно обделенного вниманием ученных) в самом начале незатронутого ледником Цейского ущелья (Ивард-Рекома) ниже селения Хукалы, только поверхностный осмотр которого говорит о грандиозности стоявшего здесь сооружения. Итак следуя логике, осетинскому пониманию храма и археологическому материалу главное сооружение святилища Реком, переместившись из одного места в другое, не выходило за рамки Ивард-Рекома, и потому в целом претендует на эпоху средней бронзы, т.е. 2 тысячи лет до нашей эры (Если же рассматривать время возникновения перенесенного сооружения, то оно действительно не может быть раньше XII века).
Далее, рассмотрев другие стороны исследований Рекома, мы укрепим наши предположения о датировке храма-святилища Реком.

Этимология названия Рекома

На сегодняшний день сколько-нибудь обоснованной этимологии названия «Реком» не существует и превалирует «народная этимология», объясняющая «Реком», как производную от «Хурыком» (Солнечное ущелье) или «Ирыком» (Осетинское ущелье). Кроме этой версии отметим предположение В.И. Абаева, сближающего «Реком» с грузинским «ркони» (дубовая роща), а также убеждение А.Х. Магометова в том, что «название «Реком» теснейшим образом связано с постройкой здесь христианской церкви» и означает на грузинском «звонить в колокол – Рекъва».

Главной причиной столь небесспорной этимологии названия «Реком», как и многих других названий, является недостаточное понимание религиозно-философских воззрений осетин, и, соответственно, из-за малой изученности культовая архитектура осетин представляется примитивной, в лучшем случае, как нагромождение камней, святой куст и т.д. В результате даже самые частые атрибуты осетинских святилищ, такие как всевозможные кресты и колокольчики, известные как самый частый предмет в инвентаре кобанской культуры, (коллекция Техова Б.) считаются пришедшими вместе с христианством и соответственно со своим названием (в данном случае из Грузии). Так общепринято считать, что осетинское «дзуар» – крест, святилище, святой происходит от грузинского «джвари» – крест (этимология джвари-крест у самих грузин не совсем ясна и считается заимствованной). В данном случае игнорируется религиозно-философское понимание символа креста у осетин, как самого главного, символизирующего единение духа и плоти, зарождение света и жизни.

Крест изображался на храмах, башнях и склепах, обозначался во всех святых ритуальных действиях: освящении жертвенного животного, разрезании пирогов, в линиях танца и т.д. И потому понятие креста у осетин должно быть собирательным из известного индоарийстве «джив» – душа и «ар» – свет – дживар-дзуар.

Причиной того, что понятие названия Реком ученые ищут на стороне, является еще и то, что два его брата – святилище Мкалгабырта и Таранджелос имеют христианизированные названия. Первый является собирательным от Михаила и Гавриила, а второй якобы от грузинского «Мтавар» – главный плюс ангел- главный ангел.

Но в Осетии известно более древнее, дохристианское, архаичное название Мкалгабырта – Сидан, и часто употребляется сборное название Сидан-Мкалгабырта, а Таранджелос звучит еще и как Таранджери или Тарызед, где зед это ангел , а Тар может быть и темным, и стремительным, и быком и т.д. (Таранджелос является покровителем крупного рогатого скота и земледельцев. Сравним в эпосе «Тарыфырт Мукара»).

Учитывая вышеизложенное приходим к твердому убеждению, что название Реком является исконно осетинским и понятие свое несет из глубокой древности, подтверждением чему будут строки, написанные Гнедовским Б.В. со слов Пчелиной Е.Г. «В силу особой системы запретов, утратившей большую часть подлинных первоначальных частей, здание (Реком) сохранило до наших дней уникальный облик построек, отдельные черты которых воспроизводят полностью или частично характер скифо-сарматской поры» и далее пишет «К древнейшим аналогам Рекома следует отнести и «Боярскую писаницу» и Минуситском крае (эпоха Скифов) и материалов раскопок П.Н. Щульца в Неаполе Скифском и т.д.».

Но у древнего историка Геродота (485-425г.г. до н.э.) мы узнаем, что » У Скифов не в обычае воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса (Арея)». Значит храм Реком это продолжение храма Арея? Это предположение подтверждает любопытная информация, записанная Е.Г.Пчелиной о том, что в районе селения Хукалы, на месте старого Рекома еще до конца 19 века соблюдался обряд собирания палок ( от чего место называлось «святилище палок»). А как известно по Геродоту храмы Арея представляют «горы хвороста» с водруженным на кем мечем Арея. Другим подтверждением единения Рекома и Арея становится связь с одной стороны Батраза с мечом и Аресом, выявленная Ж.Дюмезилем в книге «Скифы и Нарты» с другой прямая связь Рекома с Батразом ( Как известно Реком, Мкалгабырта и Таранджелос созданы из слез Бога, пролитых по Батразу).

Итак, так как главным «кумиром и Батраза и Арея является меч, то название Рекома должно быть каким-то образом связано с этим главным военным атрибутом древних ариев, известный как «меч справедливости» или «мудрость и свет поражающий тьму невежества».

Действительно, если кроме понятия «ком» – ущелье или «ком» – пасть, принять понятие «ком» – острие, лезвие, то «Арейыком» переводимые, и как «ущелье Арея», так же как и «острей Арея», «лезвие Арея», в последствии могло бы перейти в усеченное «Реком».

Другим объяснением названия «Реком» может быть особая роль птицы сокола, в как мифологии осетин, так и во всем протоиранском мире, где в первом случае сокол «ястреб» является связующим звеном между нартами и Батразом (во время беды или угрозы для нартов Сатана посылала на небо за Батразом сокола), а во втором случае сокол символизирует «фарн» – небесную благодать, посылаемую Богом на землю людям. Кроме того, из греческой мифологии узнаем, что храмы посвященные Аресу охраняют стальные птицы, сражающиеся с пришельцами ударами перьев.

«…Тут они над собой увидели Арееву птицу, В воздухе что парила, — ее, того края жилицу…» (Аргонавтика)

Учитывая вышесказанное, можно предположить, что «Реком» это усеченное «Уариком» – соколиное ущелье, где «Уари» – сокол, «ком» ущелье. Заслуживает внимание еще одна версия, где из записанных Е.Г.Пчелиной местных легенд «Реком» подобен какому-то божеству змею (сравним с Руймоном, Роймоном или Реймоном, где «мон» это дух), который соответствует дракону-хранителю храма Ареса, известного из греческих мифов («Аргонавтика»). В данном случае «Реком» может происходить из «Рейыком» – пасть дракона.

Анализ вышеизложенных вариантов этимологии названия «Реком» обращает внимание на то, что разные по сути версии не противоречат друг другу, а наоборот образуют некий единый комплекс, сплоченный вокруг местного ангела-покровителя. В таком случае «Реком» это пришедшее неизмененным из самых далеких глубин скифо-сарматской, а может быть и кобанской поры название, обозначающее весь культовый, храмовый комплекс, посвященный покровителю могущественного в Осетии рода воинов правителей Царазонта.

Историческое значение культовых памятников Осетии

В самом центре Северного Кавказа находится Алагирское ущелье. Это огромная, естественная крепость, защищенная хорошо продуманной системой фортификационных сооружений, замков, сторожевых башен, имела огромное и главное значение в истории существования осетинского народа. Еще В.Б. Пфаф отмечал, что если перенести с карт на кальки места проживания осетин и всех их предков самых разных исторических периодов, а потом эти кальки сложить на одну карту, то можно увидеть, что Алагирское ущелье окажется единственным, никогда не покидаемым местом жизни осетин и их предков, и где всегда во времена исторических катаклизмов народ-воин осетины выживал и возрождался. Именно здесь после страшнейшей катастрофы, вызванной монгольскими и Тимуровскими нашествиями, почти полностью уничтоженные, начали вновь возрождаться потомки легендарного Ос-Богатара, от которого происходят почти все осетинские фамильные роды.

Первую роль в выживании, а потом в укреплении осетин играла их безупречная система религиозных воззрений, истоки которой имеют необычайно широкий исторический и хронологический диапазон, и восходят к временам древних ариев, скифов, сарматов и алан. И, хотя были праздные времена, когда взамен старым духовным ценностям приходили новые понятия, чуждые осетинскому духу и мировоззрению, жизненные потребности, необходимые в жесточайших условиях выживания, брали свое и осетины вновь возвращались к религии предков, которая была не только гарантом выживания нации, но и способствовала особой системой запретов и контроля за всеми сторонами жизни, возрождению нации. Кроме того, религия осетин поднимала моральный образ нации на такой высокий уровень, «что враги кругом содрогались, а друзья восхищались», воспевались дружба и братство, почитались мудрость и старость, храбрость и доблесть не знала границ, осетинскому гостеприимству не было равных, а рыцарское отношение к женщине было примером всему миру.

Сознавая огромное значение древних духовных ценностей, осетины возводили храмы своим святым в отмеченных Богом высоких горах и труднодоступных ущельях. Именно таким местом было верховье Алагирского ущелья, где в примыкающих ущельях сосредоточился своеобразный «Олимп» осетинский святых в лице трех братьев-святилищ: Реком в Цейском ущелье, Сидан-Мкалгабырта в ущелье Сидан (маленькое ответвление Касарского ущелья) и Таранджелос в Мамисонском ущелье. Каждое из этих святилищ со своим институтом хранителей-дзуарлагов, представленными из достойнейших людей, отвечало за определенную функцию деятельности трехкастовой Осетии. В Рекоме воспитывался культ воина-света, в Сидан-Мкалгабырта -культ мудреца (существует версия о существовании в Сидане своеобразной школы, где из одаренных детей воспитывались будущие хранители-дзуарлаги), а в Таранджелосе учили любви к земле.

Культовое содержание святилища «Реком»

«…Будучи «горой» языков и народов, Кавказ являет собой пример религиозного синкритизма, который складывается на т.н. языческой почве с примесью зороастризма, христианства и ислама в различные периоды и в различных дозах. Однако все эти т.н. мировые религии в народный быт проникали лишь за счет определенных уступок как догматического, так и обрядового характера. Это произошло потому, что они застали на территории Кавказа высокоразвитые народные религиозные представления в виде определенных космогонических систем, стоявших на много выше того, что обычно именуется язычеством…» (А.И.Робакидзе, предисловие к книге Л.А.Чибирова «Народный земледельческий календарь осетин»).

Именно так! Мироощущение с богатым религиозным и философским содержанием, далеко выводит осетинскую религию за рамки язычества, прежде всего понятием о едином Боге, известным со времен древних ариев (в «Ригведе» – это «Единый, в своем дыхании», у древних иранцев – это «Абсолют Абсолютов», в буддизме и брахманизме – это «Единая бесконечная сущность» и т.д.). Бог в понимании осетин гораздо величественнее, чем в известных мировых религиях, всепроникающий и вездесущий, Он не перевоплощается в конкретные образы, и потому всякое о Нем рассуждение – бессмыслица (например поиски истинного имени Его, трона Его и т.д.). Он «в себе» сотворил Вселенную со своими светилами и планетами, Землю со всем, что на ней существует, и самое главное свое творение — Человека (и потому никто не имеет право посягать на жизнь человека, считалось, что убить человека это значит взять его грехи на себя. Вспомним надпись на Нузальской часовне «…клятвою (он меня) обманул, наложил на себя вину мою (грех) …»).

В помощь человеку и всему живому Бог посылает своих ангелов, главным из которых является Уастырджи — покровитель воинов и мужчин, тружеников и всех жизненных дорог. Хотя ангелов и много, но только одному Уастырджи дано видеть Бога в глаза, потому что он и есть «глаза» Бога, «взгляд» Бога, «свет» Бога, тот невидимый «божественный свет», который пронзив мертвую планету сотворил на ней жизнь (вспомним момент в нартовском эпосе, когда Уастырджи спускается с небес в склеп к мертвой Дзерассе, олицетворяющей Мать-землю, ударом плети делает ее в семь раз краше и покоряет ее). Имя этого «божественного света» у всех иранцев «Ар», откуда духовные, а не расовые понятия «ариец» и «арийство». И, несмотря на то, что за последний век многими лжепророками изуродовано светлое содержание «арийства», можно ответить на долго интересующий осетин вопрос: «Кто мы ясли не язычники, не христиане, не мусульмане?». Точный ответ еще предстоит найти, но уже сегодня мы можем называть условно осетинскую религию «арийской».

В данной статье у нас нет необходимости вдаваться в подробности обрядовой культуры осетин, так как о ней написано много интересной и подробной литературы, но в области представления пантеона осетинских святых у нас существует множество неясных и спорных вопросов. Так, за общепринятую трехфункциональную деятельность осетинского общества: жречество, труд, воинство, сопоставленную с тремя святилищами Мкалгабырта, Таранджелос, Реком отвечают: по одной версии -конкретные святые (в таком случае они являются как бы «помощниками» Уастырджи), по другой версии сам трех-функциональный Уастырджи (в этом случае все три святые являются как бы «частями» Уастырджи, или его перевоплощениями. Например жители Цейского ущелья «Реком» называют отдельным святым, а вся Осетия называет его Реком-Уастырджи, но в то же время, называя Таранджелос и Мкалгабырта отдельными святыми. Другим примером может быть незнание цейцами третьего брата Рекома и Мкалгабырта — Таранджелоса (Осетия справляет праздник каждого святилища каждый год, Цейское ущелье справляет праздники только Рекому и Мкалгабырта — поочередно каждому, по разу в два года). Последнее объяснимо тем, что Цейское ущелье заселено сравнительно недавно (например по документам Царской России, которые, как известно отличались своей тщательностью и дотошностью, многие фамилии появились в Цейском ущелье в конце XIX века), когда культовые воззрения осетин были уже в некотором упадке. Этим же объясняется приобретение, некогда чисто воинским, храмом Реком земледельческих функций, принесенных собой вновь прибывшим населением. Но именно от местных старожил, таких как Харитон Басиев (проживший 147 лет), археолог Пчелина Е.Г. собрали уникальные материалы о уже забытом древнем предназначении и содержании Рекома. Материалы эти, еще не разобраны, лежат в мешках и портятся в архивах Санкт-Петербурга более 20 лет. Поэтому для более полного изучения не только Рекома, но и для последующего изучения культовых представлений осетин, становится необходимость долгожданного разбора архивных материалов Пчелиной Е.Г. Пока же наряду с реконструкцией святилища Реком, актуальным бы было, хотя бы частичное восстановление культового предназначения храма.
Например – братание. В этом главном воинском обряде перед походом была необходимость как и для «самоотверженной защиты друг друга», так и для «обязательного возвращения покойника на Родину», за что отвечал оставшийся в живых побратим. Обряд заключался в следующем: Хранитель-дзуарлаг брал у каждого из воинов по одной стреле, перемешивал их, затем одну из них втыкал в стену, другую ломал и бросал в угол святилища (этим действием как бы восхвалялось достойное побратимство и проклиналось отступничество). Далее хранитель брал чашу с пивом, молился, отпивал немного и передавал ее старшему побратиму. Тот в свою очередь помолившись, также немного выпив, бросал в чашу монету и передавал ее младшему побратиму, который выпив чашу до дна, брал монету и организовывал небольшой пир (кувд) по этому поводу у себя дома.

Сегодня, слава Богу, военных походов нет, но молодые люди продолжают уходить служить в Армию, в которой они часто получают не то, что им надо; бывают случаи уклонения от службы, что всегда было позором для Осетии, а бывает они вообще не возвращаются. Вот тогда бы и понадобился молодому человеку побратим, который бы оберегал его и следил за достойным поведением.

С возрождением обычая побратимства выиграли бы все: и молодежь бы возвращалась домой целой, здоровой и духовно неиспорченной, приобретая в Армии только полезное и хорошее; и Армия сама получала бы достойных воинов-защитников; и святилище Реком приобрело бы свое истинное благородное предназначение.

Культовое и философское содержание конструктивных и художественных особенностей объектов комплекса храма «Реком»

Согласно Геродоту и Диодору Сицилийскому первым жителем Скифии был Таргитай родителями которого были Зевс (по другой версии Геракл) и женщина змея. Древнеармянский историк Моисей Хоренский указывает на то, что супруга Арташеса, аланка Сатиник, горит любовью к потомкам дракона. А Гай Валерий Флакк и Аммиан Марцеллин указывает на воздушных драконов, символизирующих матерь-гору, как неотъемлемую принадлежность аланской конницы. То, что символической прародительницей ариев является дракон засвидетельствовано и другими античными авторами.

Как мы говорили уже в предыдущих главах хранителями храма Ареса («Аргонавтика» Апполония Родосского) и святилища «Реком» (записки Е.Г.Пчелиной) является дракон. Если мы посмотрим на сам храм, а именно на разрез, то увидим, что перед нами стилизованное изображение дракона-хранителя, матери ариев, где тело дракона – это проходящая через все строение балка, полностью повторяющая форму тех самых воздушных драконов, о которых упоминают древние историки, с 9 сквозными арками вверх и 9 несквозными арками вниз, которая обозначает развернутую модель Мира. Ноги дракона –- это резные столбы, головы дракона -это, так называемые байрагта (в пользу того, что байрагты это именно драконьи головы, говорит уникальная фотография уже несуществующего святилища «Сидан», где резные головы драконов с раскрытыми пастями уже ни с чем не спутаешь). Чтобы понять содержание художественного образа святилища Реком, надо окончательно убедиться в назначении его. Мы уже говорили, что в осетинском (арийском) понимании храм охватывал огромную территорию , был нераздельно связан с природой , мало того, осетины небесным ангелам молились только под открытым небом, босиком, без головного убора, с пивной чашей в руках, как бы единяя собой землю и небо. А значит бесполезно искать в помещении святилища алтарь и бесполезно рваться во внутрь для моления — это не по-осетински. Основной функцией главного сооружения храма «Реком» и других аналогичных сооружений было хранилище ритуальных вещей, особо ценных для осетин, передаваемых из поколения в поколение (чаши, котлы, оружие и доспехи достойных предков и т.д.). В праздник в святилище заходил только один хранитель (иногда у него были помощники), выносил ритуальные принадлежности, необходимые для выполнения обряда, а также вещи знаменитых людей, которые служили как бы примером в воспитании молодого поколения, а затем, после праздника все ценности заносились обратно в храм-хранитель.

Итак, основное сооружение храма «Реком» – это стилизованный образ дракона, который у ариев не зло, а святая мать-земля с реками и морями, ледниками и огнедышащими вулканами, хранитель земных богатств и знаний.

Следующей составляющей основного сооружения храма «Реком» является замкнутая, круглая ограда, которая в мифологической традиции многих народов древности символизирует бесконечность, вселенную, небосвод. То, что ограда вокруг святилища была некоторое время разомкнутой (с конца 19 века) — это потеря знаний о ее назначении (доказательством обязательной замкнутости ограды является ряд других святилищ, например — Сидан).

Из разбора ряда осетинских храмов узнаем, что основной моделью осетинских святилищ был квадрат в круге, что являлось известной у многих народов древности моделью мироздания, аналогичной мировой горе или мировому дереву.

Кроме основного строения храма-хранилища (реликвиума), к ритуальным сооружениям, объединенным единым названием «дзуар» относились цардаки, жертвенники, танцевальные площадки (симды фаз) и т.д. Некоторые из этих сооружений несли огромное культурное значение, например танцевальная площадка Симды фаз.

На «Симды фаз» исполнялся ритуальный танец, в котором, со всеми движениями (линиями, перекрещениями, разворотами) воспроизводилась величественно и грандиозно последовательность создания Вселенной, Земли и Солнца, единения духа и материи, зарождение жизни и человечества. Ритуальный танец «Симд» был своеобразной моделью мироздания, обозначенной в танце. Изучение ряда святилищ показало, что «дзуары» оформлялись не одной, а двумя и более танцевальными площадками, одна из которых обязательно находилась над храмом-хранилищем. Так же площадка некогда была и над основным сооружением — хранилищем храма «Реком». Но вода, стекавшая столетиями с селевыми остатками и мелким щебнем, а также валуну (скатывавшиеся с хребта Цейраг изменили некогда выровненные площадки как основного сооружения, так и «Симды фаз». Площадка основного сооружения храма-хранилища при реставрации 1936 года была вновь выровнена, а площадка «Симды фаз» осталась нетронутой.

Сегодня праздник «Рекома» ограничивается одним застольем. Наверно настала необходимость в возрождении старых традиций, таких как танцы, песни, всевозможные состязания, которые делали красивым и величественным праздник святилища «Реком» (как и любого другого святилища). Поэтому реконструкция только храма-хранилища «Реком» становится недостаточной, необходимо восстановление всех ритуальных сооружений («Симды фаз», места состязаний и т.д.).

Исследуя развалины старых храмов нельзя не обратить внимания на массу присутствующих здесь фундаментов второстепенных сооружений — цардаков, в которых паломники устраивали ночлежки (праздник любого святилища длился неделю) и обязательные во время любого праздника ритуальные пиры. Так, на поляне «Рекомы фаз» их более десяти, а на поляне «Сидан фаз» более пятидесяти. Обращаем внимание на то, что среди массы фундаментов один явно выделяется среди других своими размерами и наталкивает на аналогию «Нартовским молитвенным домом». Вероятно в древние времена комплекс храма оформлялся единым молитвенным домом для всех паломников (сравним с единым молитвенным домом в Нартовском эпосе), однако со временем, когда была потеряна такая духовная ценность, как «сила нации в сплоченности», стали строиться молитвенные дома не только для каждого рода, но и для каждой фамилии в отдельности. Так на месте «старого Рекома» проглядывается явно только один фундамент, что говорит о существовании здесь единого молитвенного дома. Очевидно для стратегических и культурных интересов нации необходимо вводить в комплекс возрождающегося храма один ( и не более) молитвенный дом (куван хазар), где бы проводился единый ритуальный пир без всякого местничества и обособленчества.

Заключение

Исследуя культовое содержание святилища «Реком», его архитектурные и художественные образы, мы всего лишь приоткрыли ширму тьмы и невежества, скрывающую так много светлых и чистых представлений забытой древней арийской религии, незаслуженно заключенной в рамки «язычества». Перед нами открываются огромные просторы интересных исследований, и вместе с ними, приобретение древних мудрых знаний, способных поднять наш народ из омута всеобщего морального падения на твердый уровень духовного порядка.

Сегодня уже мы не должны ограничиваться восстановлением только одного основного сооружения храма-хранилища. Необходимо привести в первозданный вид весь комплекс храма «Реком». Многое уже сделано – это прежде всего «далаг Майрам» святилище Майрам, деревянные мосты 4 шт., молитвенный навес (все это без гвоздей), а также в ряде мест расширена паломническая тропа и выложены каменные ступеньки. Многое еще предстоит сделать – это прежде всего очистить от селевых наносов танцевальные площадки «симды фаз» (один из которых мужской находящийся непосредственно над храмом-хранилищем, другой общий для мужчин и женщин, находящийся между «уаллаг Майрамом» – верхним Майрамом и поляной «Рекомы фаз»). Далее предстоит соорудить один общий молитвенный дом, «стыр куван хадзар», оформить главный молитвенник женщин «куван дур» -молитвенный камень (находящийся над «уаллаг Майрамом»), улучшить паломническую тропу, на противоположном берегу реки Цейдон соорудить в общем стиле (камень, дерево) смотровую площадку, а также оформить с обоих сторон входы на паломническую тропу входными арками.

Сегодня Цейское ущелье – это далеко известная туристическая зона, но не надо забывать, что оно же в недалеком прошлом запретное священное место «Ивард Реком». Поэтому и для возрождения духовности и для развития туризма необходимо принятие нового «постулата», а именно не святилище «Реком» в туристической зоне, а «туристические объекты при заповедной территории храма «Реком». Для этого великолепно бы было обозначить начало заповедной территории «Ивард Реком» восстановлением еще одного храма деревянного зодчества осетин «Раг Уастырджи», который находится у селения Верхний Цей.

В заключении скажем, что восстановление праздничных ритуалов (танцы, сказания, песни, всевозможные состязания), достойные святилища «Реком», именно в условиях синтеза познавательного туризма и духовных традиции, поднимет нашу культуру в глазах всей мировой общественности.

Джанаев С.Х., 1999 г.

Достопримечательности Северная Осетия

В мире существует несколько известных «мест силы» – локаций, наполненных положительной энергетикой, откуда искренние молитвы быстрее всего достигают «ушей» Вселенной. Святилище Реком в Цейском ущелье – одно из таких. Всего сакральных сооружений три – мужское и два женских. Все они расположены невдалеке друг от друга, в рамках одного маршрута.

СВЯТИЛИЩЕ РЕКОМ: ОСЕТИЯ ВЕКОВЕЧНАЯ
Реком – почитаемое осетинами божество, к которому неизменно обращаются с просьбами о богатом урожае, плодородии или удачной охоте. Также небожителю адресуют мольбы об исцелении болящих, защите от хворей и напастей, а также заступничестве против козней злых духов.
Праздник, посвященный божеству Реком, отмечается в июле. В это время к небольшим срубам люди несут жертвоприношения, как правило, забитый скот. При процедуре присутствуют только мужчины, поскольку таинство не терпит женских глаз.
Реком – святилище в Северной Осетии, согласно легенде, появилось после небесного траура, который наступил из-за смерти главного нарта осетинского эпоса – повелителя грома, Батрадза. С горя верховный Бог уронил три горючие слезы, на месте которых возникли ритуальные постройки. Сказание также интересно описывает процесс их возведения. Якобы дзуар Уастырджи приказал деревьям самостоятельно загружаться в повозки и на месте складываться в срубы. Поэтому для работы потребовалась только мускульная сила волов, доставивших бревна по назначению.

Алтари настолько почитаемы и неприкасаемы, что рассмотреть их изнутри – практически нереально

Изначально домики были возведены из ценной древесины лиственницы – она не гниет, посему практически вечна. Но от пожара бревна не застрахованы – однажды несчастье произошло с одним из срубов, в который попала молния, после чего пришлось возвести новый, согласовываясь со всеми требованиями и проводя соответствующие ритуалы. Важно понимать, что хижина реком возведена без единого гвоздя, с помощью старинной техники. То есть нынешние строения, посещаемые туристами и местными жителями, не столь древние, но все же уникальные.
Святилище Реком – место, четко разграниченное по гендерному признаку. Сначала, по пути от селения Верхний Цей встречается дом мужского «места силы», а далее наступает черед женских.

МУЖСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ РЕКОМ В ЦЕЙСКОМ УЩЕЛЬЕ – НАСЛЕДИЕ МОГУЧЕГО УАСТЫРДЖИ
Когда вдалеке покажется большой сруб с маленькой дверью и резными коньками на крыше – это значит, что вы добрались до мужского святилища Реком. Цейское ущелье – лучшее место для его возведения, ведь здесь сама природа создает мистическое настроение, а путешественник будто впадает в благоговейный транс.
Вокруг святого места выстроена каменная ограда, а внутрь сруба можно попасть два раза в год – на праздники Кэхцгэнэн и Хорыбон (в июле и марте). В доме две комнаты: одна – для жертвоприношений и обломков стрел, а вторая – молельная.
Сломанные стрелы мужчины оставляли здесь испокон веков – ритуал восходит корнями к древним обычаям. Подобный жест принято было делать перед битвами – таким образом воины братались друг с другом.

Женщинам в мужское святилище путь закрыт

Рядом со срубом, на пороге которого всегда разложены обглоданные черепа животных, расположена беседка со столом и тремя креслами. На их спинках вырезаны священные тотемы, а столешница почти всегда наполнена приношениями.

РЕКОМ ЖЕНСКИЙ – МОЛИТВЫ ДОЧЕК-МАТЕРЕЙ
Святилище Реком – деревянный сруб небольшого размера, пройти к которому можно по тропе, ведущей вдоль Цейдона. Локация расположена недалеко от канатки к Сказскому леднику.
Женское святилище Мады Майрам, оберегающее жен и матерей, выглядит скромнее мужского и представляет собой небольшой расписной сруб, возле которого полно разноцветных ленточек, развешанных на деревьях. Если заглянуть в крохотное окошко, то можно заметить множество монеток и различных предметов, среди которых есть даже шишки. Крышу хижины покрывает многолетний мох.

Входить на территорию святилища разрешено обоим полам, но непременно разувшись.

Считается, что человека в обуви настигнет неминуемое проклятье, следовательно, аборигены и туристы опасаются нарушать этот неписаный закон. Существует поверье, что для исполнения желания надо обойти святилище Реком трижды против часовой стрелки. После этого следует загадать заветную мечту и бросить в окошко монетку.
Чуть поодаль находится девичий алтарь – ему поверяют свои желания местные молодки.
Святилища Реком (Цей), расположенные на высоте около 2 км, демонстрируют отголоски древних верований осетин, которые богобоязненный народ не забывает до сих пор. Путешественники, прикоснувшись к седой истории, неизменно чувствуют прилив сил и энергии. Не верите? Тогда добро пожаловать в Осетию!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *