Шартрского собора

О Франции

Наукой доказано существование на земле зон с особой энергией, которую мы называем положительной или отрицательной. Но об их существовании было известно давно, чувствительные к нематериальному миру люди — чаще всего это были жрецы — владели искусством определения таких зон. Места, где положительная энергия была наиболее сильной, становились объектом почитания, там строились святилища местным языческим богам, проводились религиозные церемонии и праздники.

Люди почитали такие места и, что интересно, с приходом христианства, боровшегося с язычеством, отношение к ним не изменилось. История знает массу случаев, когда христианские храмы строились на месте древних святилищ. И дело здесь было не только в желании окончательно искоренить язычество — храмы всегда строятся на местах с положительной энергией.

В главном городе французского департамента Эр и Луар — Шартре — на севере Франции, стоит знаменитый Шартрский собор — Нотр-Дам де Шартр, включенный в 1979 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм был построен в конце XII века, но до сих пор он — одна сплошная загадка, только не загаданная устно, а воплощенная в камне, витражах и выложенном на полу лабиринте.

Строительство Шартрского собора было начато после пожара 1194 года и завершено в рекордно короткие сроки — уже к 1220 году, а в 1260 году собор был освящен. Но место, выбранное для его постройки, было очень древним религиозным центром, там находилась одна из главных святынь друидов. Друиды чувствовали и использовали энергию земли, они возвели в Шартре дольмен — сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. Согласно вере древних кельтов, каждый входящий внутрь дольмена обретал новую жизнь благодаря природным силам Земли. В этот культовый комплекс входил также колодец и возведенный неподалеку могильник, а место считалось настолько священным, что кельтские жрецы Галлии и Британии открыли в Шартре школу, где обучали своему искусству.

О преемственности религий в тех местах говорит один интересный факт: друидам было видение, после которого они вырезали из дерева статую девушки с младенцем, они поклонялись ей и называли «Дева под землей». Христиане нашли эту статую в третьем веке и стали почитать ее как Черную деву, и именно на этой священной земле была построена одна из самых первых церквей в честь Девы Марии, а сама статуя долгое время хранилась во многих храмах, построенных на этом месте.

Статуя Черной Девы не первая из загадок Шартрского собора: например, алтарь собора первоначально располагался в пролете между второй и третьей колоннами хоров, точно над священным колодцем друидов. До воды от пола храма тридцать семь метров в глубину, и точно на таком же расстоянии от алтаря, только в высоту, находится и верхняя точка готического свода. Случайна такая симметрия или нет, неизвестно, но считается, что Шартрский собор обладает властью облагораживать дух человека. Даже неверующие выходят оттуда с каким-то особенным чувством, словно принявшие идущую снизу таинственную энергию Земли и нисходящую свыше божественную благодать.

На этом древнем священном месте могло быть построено только что-то уникальное. Нотр-Дам де Шартр, сохранившийся в почти первозданном виде, уже восемь веков поражает своей грандиозностью, единством стиля и гармонией. Наружное и внутреннее убранство собора насчитывает в общей сложности около 10 000 (десяти тысяч!) скульптурных изображений из камня и стекла. Витражи храмов средневековой Европы — подражание витражам Шартрского собора, они действительно удивительны. Их общая площадь — две тысячи квадратных метров. Самый известный витраж называется Notre Dame de la Belle Verrere — Богородица из красивого стекла. Вот что написал о витражах Шартрского собора Жан Вийет: «когда солнце горячо, плиты пола и поверхность столбов покрываются огненными, ультрамариновыми и цвета граната пятнами, растушеванными на зернистой поверхности камня, как от прикосновения пастели. В серую погоду вся церковь наполняется голубоватыми мерцаниями, придающими большую глубину перспективе, сводам — больше таинственности».

Жан Вийет, наверное, не случайно закончил эту фразу словом «таинственность»: тайна всегда привлекала людей. Ведь не случайно в Шартр ежегодно приезжает множество паломников и туристов, в том числе и из России, — Нотр-Дам де Шартр действительно несет в себе тайну, но тайну, к которой мы можем прикоснуться.

Лада Стативкина
«Отдых и путешествия», № 3 (5), март 2001 г.

Шартрский собор (Франция) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Шартрский собор, общий вид

Собственный оттенок синего цвета, таинственный гигантский лабиринт на полу и одна из самых почитаемых христианских реликвий — плащаница Девы Марии — немногие соборы мира могут похвастать таким собранием уникальных особенностей. А вот душе и символу города Шартр — Шартрскому собору — это удалось. Невероятный готический шедевр в 1979 году был включен в Список ЮНЕСКО и ежегодно привлекает тысячи туристов под свои летящие своды.

Немного истории

На месте нынешнего собора с 9 века стояли церкви, в которых хранилась плащаница Богоматери. Первый собор был возведён в начале 11 века, но совсем скоро он сгорел, уступив место храму в романском стиле, которого, впрочем, дважды постигала такая же участь. Строительство современного собора началось в конце 12 века, причём в работах добровольно принимала участие чуть ли не вся Франция. Открытие же храма состоялось в 1260 году при короле Людовике IX. Примечательно, что с тех пор облик Шартрского собора не претерпел практически никаких изменений, не считая незначительных реставраций в новейшее время.

Что посмотреть

Знакомство с Шартрским собором традиционно начинается снаружи — от его величественных летящих ввысь башен буквально захватывает дух. Кстати, определённая асимметрия — вовсе не оптический обман: правая от входа башня возвышается на 105 метров, а левая — на целых 113. Кроме этого, и стиль башен разнится: правая построена в изящном и строгом романском стиле, а левая — в «колючем» стиле пламенеющей готики.

Находясь на площади перед собором также невозможно не обратить внимание на великолепную готическую розетку, пространство между каменной резьбой которой заполнено витражами. Помимо розетки заслуживают внимания и астрономические часы на южном фасаде, помещённые туда в 16 веке. Ныне они показывают только время, а до конца 18 века, когда механизм, увы, сломался, давали информацию также о дне недели, месяце, времени восхода и заката Солнца, фазах Луны и текущем знаке зодиака.

Суперсооружения древности: Шартрский собор Осмотрев фасады Шартрского собора, самое время устремиться внутрь — здесь не менее интересно. Для начала стоит обратить внимание на впечатляющие просторы центрального прохода — это самый широкий неф среди всех соборов Франции и восхититься игрой проходящего сквозь витражи солнечного света на колоннах и полу храма.

Оттенок синего цвета на витражах собора получил собственное название — «Шартрская синь», а секрет его получения до сих пор не разгадан.

Вообще, витражи считаются самым уникальным атрибутом Шартрского собора — их общая площадь превышает 2000 кв. м, а число — более 170. При этом самые древние из них относятся ко времени строительства собора — 12 веку. По витражам, кстати, можно проследить всю библейскую историю — для этого рассматривать их нужно снизу вверх, слева направо от центрального входа.

Находясь в Шартрском соборе, нужно ни в коем случае не забыть также смотреть себе под ноги: на полу выложен огромный лабиринт, символизирующий путь верующего к Богу, «выбраться» из которого можно лишь одним путём, длина которого — 294 метра. Кстати, пилигримы до сих пор используют прохождение по лабиринту как элемент медитации.

Обозреть окрестности можно, поднявшись на одну из башен собора.

Адрес и часы работы

Основные данные:

• ДАТА: 1195-1220 годы
• СТИЛИ: Французская высокая готика
• МАТЕРИАЛ: Камень и витражное стекло
• ПОСТРОЕН: горожанами, торговцами и мастеровыми из Шартра
• Прекрасный пример французской готической архитектуры

Франция славится своими волшебными готическими соборами, а собор в Шартре – один из самых красивых образцов французской готической архитектуры. Его стилистическое единство поразительно, ведь в то время крупные церкви могли строиться веками, под началом нескольких разных архитекторов. Несмотря на это, собор в Шартре по большей части построили всего за четверть века.

Посвящение Святой Марии

Когда уже пятая церковь на этом месте сгорела дотла в 1194 году, было решено немедленно выстроить новую. Прежний собор в романском стиле носил имя Девы Марии, Notre Dame, там хранилась величайшая святыня – «Покров Богородицы». Покров не сгинул при пожаре, он остался нетронутым – люди верили, что сама Дева Мария божественным повелением сохранила его.

Строительство собора началось с того, что горожане с большим желанием принялись за работу – и торговцы, и ремесленники, а знатные люди и король Франции присылали богатые дары, таким образом, выказывая свою веру и преданность Богоматери. После пожара от старого собора остался не только Покров, но и нижняя часть западной стены и фундаменты западных башен. Остатки стали основанием нового собора, построенного в стиле высокой готики. К 1220 году строительство его почти закончилось, но вплоть до 1260 года собор не освящали.

Потрясающая геометрия собора в Шартре оставалась нетронутой до тех пор. пока в 1506 году не рухнул северный шпиль с западной стороны фасада. Его заменили другим, в стиле «пламенеющей» готики, так собор стал асимметричным.

Торжество готики

Шартрский собор соединяет в себе все черты французской готики: это две башни на западе, отсутствие башни над «перекрестьем» в центре, один поперечный неф, неровная восточная сторона с приделами и смелая конструкция с внешними арочными контрфорсами. Еще одна французская деталь – круглые окна-«розы», в Шартрском соборе они особенно красивы. Роза – символ Девы Марии. Кроме этого, в стенах собора есть прекрасные фигурные витражи, большинство из них датированы ХII-ХIII веками.
В соборе немало скульптур, с запада его охраняют каменные фигуры, а на юге и на севере хоры украшены резными деревянными деталями. В нефе, на полу, обычно заставленном рядами стульев, можно увидеть лабиринтовый узор XIII века. 200-метровый извилистый узор свернут в круг диаметром 13 метров, такого же размера и круглое окно над главным входом.

Собор в Солсбери

Англию и Францию всегда многое объединяло, особенно в период готической архитектуры, суть которой в сочетании арочных контрфорсов, остроконечных арок и ребристых сводов.

В архитектуре обеих стран было много общего, но были и важные различия.
Собор в Солсбери тоже выстроили в честь Девы Марии, он представляет собой такой же прекрасный пример английской готики, как собор в Шартре – французской. Собор в Солсбери тоже очень быстро построили: строительство началось в 1220 году и к 1260 году практически завершилось. Центральная башня со шпилем высотой 123 метра несколько веков была самой высокой в мире – ее достроили в 1330-1350 годах. Со шпилем или без него, центральная башня собора типична для английской готики, как и двойные поперечные нефы. Другие признаки: прямоугольная капелла на востоке, длинные внутренние помещения, отсутствие арочных контрфорсов снаружи и предпочтение высоких и узких «ланцетных» окон.
Собор в Солсбери кажется спокойным, даже строгим. Он стоит над рекой Эйвон, рядом с ним – монастырь, огороженный стеной. Этот чудный пейзаж стал известным благодаря великим английским художникам Джону Констеблю и Дж. М. У. Тернеру.

Видео: Шартрский собор

История достопримечательности

Картина 1830 года

По мнению археологов, Шартрский собор, как минимум пятый храм на холме, который облюбовали христиане еще с IV века, изгнав оттуда друидов. В 876 году очередному храму досталась туника Девы Марии, главная святыня Шартра до наших дней. Последнему собору, освященному в 1260 году, поразительно везло. Для начала его статус в глазах общественности повысил Генрих IV Бурбон, первый король после ухода с исторической сцены династии Валуа.В 1594 году он предпочел Шартр традиционному Реймсу, лежащему несколько дальше от Парижа, и короновался здесь.

Фотография Шартского собора в 1910 году

За годы существования готического здания Шартр пережил множество военных конфликтов, в числе последних – массированные бомбардировки союзников, вытеснявших немцев из Франции во время Второй мировой. Город сильно пострадал, но собор не только не был разрушен, но даже не нуждался в реставрации.

Шартский собор

Архитектурные особенности

Шартрский собор представляет собой классический образец готической церкви. Единое архитектурное решение воплощали бригады из 300 рабочих примерно в течение 40 лет – срок для XIII века весьма скромный. Массивный при ближайшем рассмотрении, на расстоянии собор кажется парящим в воздухе благодаря устремленным ввысь симметричным башням с ажурными окнами. Максимальная высота здания составляет 113 м, в длину оно вытянуто на 130 м. Гигантский фасад и боковые стены из ценного известняка украшены 200 резными фигурами большой художественной ценности, иллюстрирующими события библейской истории.

Вход в Шартрский соборОкно-роза северного трансептаАркбутаны Шартрского собора

Интерьер собора

Фрагмент витража «Богородица из красивого стекла»

В соборе до сих пор заметны следы первоначальной постройки романского стиля — небольшая восьмиугольная башня, королевский портал и закругленные арки. Крестообразный в плане храм привлекает туристов двумя вещами – замысловатым черно-белым «лабиринтом», выложенным на полу нефа, и витражными окнами. Круглый лабиринт, который могут пройти все желающие, символизирует путь паломников в Святую землю, причем предполагалось, что верующие будут следовать по нему на коленях, опираясь на руки. Летом его копии украшают газоны в окрестностях Нотр-Дам-де-Шартр.

Южный трансепт

На трехъярусных стенах расположены 176 витражей в насыщенных ярко-красных и синих тонах. Секрет производства стекла для них утрачен, поэтому в случае разрушения витражей восстановить их в первоначальном виде не удастся. Сюжеты для окон выбирали самые разнообразные: наряду с классическими библейскими сценами на них запечатлены эпизоды из жизни знати, простых горожан и крестьян. Внутри почти нет резных фигур: для облицовки использован местный камень, который сложно обрабатывать. Несмотря на обилие окон, внутри собора царит таинственный полумрак: солнечный свет приглушают цветные витражные стекла. Стекло постоянно реставрируют и очищают, так что оно по-прежнему сияет насыщенными оттенками красного, зеленого и знаменитым оттенком шартрского синего цвета.

Скульптуры на резной стене, отделяющей алтарную частьФрагмент лабиринта символизирующего путь паломников в Святую землюВнутри собора Фрагмент королевского портала

Шартр для паломников

Пик паломничества приходился на начало строительства Шартрского собора; после Французской революции до середины XVIII века практика религиозных поклонений была прекращена. В наше время Шартр снова стал центром притяжения католиков со всего мира. В год на поклонение приезжает около 18000 гостей. Верующие мирно соседствуют с обычными туристами, но последних просят соблюдать несложные правила поведения. Дресс-кода не существует, можно заходить в любой опрятной одежде. Туристов просят не шуметь во время мессы, когда осмотр алтарной части может быть затруднен. Вечерняя служба в будни проходит в 19:00, по праздникам и выходным она начинается на час-полтора раньше, утренние мессы проводятся до открытия храма для туристов.

Хор Шартрского собора

Информация для туристов

Шартрский собор – главная достопримечательность города, вокруг которого сосредоточены все заведения, обслуживающие туристов. В 100 м от юго-восточного придела здания в доме с пятисотлетней историей на Рю де ла Пуассонри 8-10 расположен туристический офис. Здесь гостям города подскажут, где остановиться, перекусить, что еще стоит осмотреть в Шартре и его окрестностях, предложат сувениры, печатные, электронные путеводители, экскурсии с гидом. Офис открыт ежедневно до 5-6 часов вечера.

В шаговой доступности от собора действуют 4 небольших отеля, еще несколько открыто в 10 минутах ходьбы от него. Рядом с храмом, в бывшем дворце шартрского епископа, работает Музей изящных искусств с неплохим собранием живописи XVIII века и старинных клавесинов. Перекусить можно в любом из десятков ближайших кафе и ресторанов, самый бюджетный вариант – построенный в 300 м к юго-западу от достопримечательности «Мак-Доналдс».

Время работы и услуги

Доступ в Шартрский собор туристам открыт ежедневно с 8:30 до 19:30. Вход оборудован пандусом для маломобильных граждан, им доступны все уголки базового уровня собора. У входа работает сувенирная лавка, магазин «Склеп» расположен вне здания, в южном портале. Кроме традиционных магнитов и открыток в ассортименте представлены макеты собора, сувениры в виде витражей и лабиринтов. Кстати, традиция торговли в храме продолжается с момента его постройки: когда-то прямо в здании был продуктовый рынок, ничуть не мешавший проведению службы.

Астрономические часы Фасад Шартского собора

Автомобилем из Парижа до Шартра можно добраться по шоссе А6 в направлении Бордо, затем по шоссе А10 и А11 в направлении Нанта. Время в пути составит чуть более часа, есть платные отрезки дороги. Бесплатная альтернатива проходит через Дрё по N12, по протяженности дорога в полтора раза длиннее. Возле собора есть вместительные парковки.

С парижского вокзала Монпарнас поезда в Шартр отправляются в среднем один раз в час. Туристические автобусы из столицы останавливаются примерно в 300 м от Нотр-Дам-де-Шартр, на Рю Жорж Фессар. Из парижского Орли в Шартр летают самолеты, но экономия времени на дорогу составит всего около 20 минут. Бесплатный местный автобус характерного желтого цвета курсирует по городу с раннего утра до семи вечера между основными достопримечательностями каждые 20 минут.

Началом готики во французском искусстве по праву считают хор и западный фасад церкви монастыря Сен-Дени, перестроенные его аббатом Сугерием в 1140-1144 гг. В хоре церкви Сен-Дени впервые была последовательно применена готическая конструктивная система и благодаря ей создано слитное, пронизанное светом пространство.

Церковный фасад церкви с парой башен, тремя порталами и розой, отвечающими членению здания внутри на три нефа, стал прототипом всех фасадов готических французских соборов. Скульптура, украшавшая порталы этого фасада, также содержала в себе новшества, которые впоследствии легли в основу готического скульптурного декора. Самым важным из них было появление незнакомых романскому искусству, однако, ставших неотъемлемой и наиболее важной частью каждого готического портала на его откосах статуй-колонн. Новшеством была и разработанная в Сен-Дени иконографическая программа скульптурного декора, обширная и стройная, охватывающая все три портала, подчиняющая скульптурные циклы тимпанов, притолок, архивольтов и косяков одной теме — сопоставлению Ветхого и Нового заветов. К сожалению, почти вся эта скульптура погибла в период Великой французской революции, а то немногое, что осталось, было уничтожено или искажено неумелой реставрацией в конце 30-х годов XIX в. Сохранились лишь рисунки XVIII в., на основании которых можно составить некоторое представление об иконографии статуй, и несколько фрагментов фигур и орнаментов, настолько незначительных, что они позволяют делать какие-то выводы о стиле скульптуры Сен-Дени только при сопоставлении их с другими, лучше сохранившимися памятниками той эпохи.

О зарождении готической скульптуры во Франции ныне можно судить только по одному произведению, возникшему почти одновременно с фасадом Сен-Дени. Это — комплекс из трех порталов на западном фасаде собора в Шартре, еще вначале XIII в. получивший название Королевского портала, очевидно, из-за статуй библейских царей и цариц, украсивших его откосы.

Королевский портал в значительной степени возмещает утрату декора порталов Сен-Дени. Он возник вскоре после сооружения фасада Сен-Дени — в 1145-1150 гг. Часть его скульптур, судя по их стилистическому сходству с сохранившимися фрагментами скульптурного декора Сен-Дени, была выполнена теми же мастерами, которые работали для аббата Сугерия. Тесная дружба, связывавшая шартрского епископа с аббатом Сугерием, объясняет художественную близость обоих памятников.

Но Королевский портал представляет интерес не только как повторение порталов фасада церкви Сен-Дени. Создатели шартрской скульптуры сделали следующий шаг по пути сложения готических художественных принципов. Тип трехчастного ансамбля порталов, созданный в Сен-Дени, в Королевском портале шартрского собора отлился в такую четкую формулу, что она сохранила значение образца для всего последующего столетия. Иконографические и пластические идеи, впервые появившиеся в скульптуре Сен-Дени, в Шартре обогащаются, усложняются и приобретают большую определенность. Новый же эстетический идеал человека, физически прекрасного и душевно просветленного, рождается только в скульптуре Королевского портала.

Вместе с тем архитектура фасада шартрского собора содержит в себе больше традиционных романских черт, чем архитектура фасада церкви Сен-Дени, и скульптурный декор Королевского портала вобрал в себя больше сюжетных и пластических элементов романского искусства, чем декор порталов церкви Сен-Дени, как будто заказчики, зодчие и скульпторы фасада независимо от искусства Сен-Дени самостоятельно перерабатывали романскую художественную традицию. В известной мере так оно и было. В отличие от церкви Сен-Дени, которая перестраивалась в соответствии с замыслом аббата Сугерия, сооружение фасада и порталов шартрского собора осуществлялось в XII в. гораздо более стихийно. Соборный капитул не стремился к новаторской перестройке здания; его вполне удовлетворяло то, которое существовало с XI в. Предполагалось только восстановить его западное завершение, пострадавшее в 1134 г. от пожара. Помимо восстановительных работ было решено воздвигнуть поодаль от собора колокольню (северо-западную башню). Однако, вскоре этот план получил развитие: в начале 1140-х годов симметрично колокольне заложили фундамент башни с юго-западной стороны здания. Затем боковые нефы собора были продолжены и соединены с башнями, до восточных граней башен был также продлен главный неф. Пространство между башнями занял двухэтажный партекс, завершившийся трехчастным порталом, который встал в один фронт с западными гранями башен. Так создался нижний этаж фасадной стены. Несколько позже построили второй этаж с трехчастным, повторяющим очертания и размеры портала окном. Фасадная стена получилась низкой: в отличие от фасада церкви Сен-Дени, этаж с розой здесь отсутствовал.

В 1194 г. грандиозный пожар уничтожил здание, пощадив только башни и фасад. После катастрофы собор начали строить заново по единому готическому плану. Однако уцелевшие части были сохранены, и Королевский портал сделался непосредственным завершением главного нефа, получившего и в готическом соборе ту же ширину, которую он имел в XI и XII вв.

Таким образом, фасад шартрского собора формировался в XII в. постепенно. Последовательно, один за другим около здания возникли отдельные архитектурные объемы — северная башня, затем симметричная ей южная, и лишь потом образовалась целостная система западного завершения храма, связанная фасадной плоскостью.

В отличие от шартрских клириков Сугерий еще до строительства фасада церкви Сен-Дени представлял себе, каким он должен быть, сознательно стремясь выразить в нем повое символическое содержание. Фасад означать собой должен был врата небесные, навстречу верующему открытые. Эта идея получила соответственное зрительное воплощение в больших по отношению к размерам здания и глубоких порталах и в такой странной детали, как крепостные зубцы по верхнему краю фасада. Зубцы не согласовывались с логикой структуры фасадной плоскости и нигде более не повторились, но очевидно, что они должны были уподобить фасад въездным воротам города.

Заказчики шартрского собора не смогли усвоить идею Сугерия целиком и заимствовали лишь часть фасадной схемы, да и то не сразу. Но в стихийном процессе сложения фасада из нескольких частей проявилась тоже очень характерная для формирования готики тенденция — к собиранию разнообразных элементов, которыми располагало романское искусство, к их синтезированию в новом, более сложном комплексе.

Эта же тенденция проявилась и в скульптурном декоре Королевского портала. Процесс его создания представляется менее осознанным, но зато более органичным, чем концепция фасада церкви Сен-Дени, носившая слишком явственную печать субъективной воли Сугерия. В Шартре новое искусство, проникнутое тем же мироощущением и устремленное к тем же целям, что и программно-новаторское искусство Сен-Дени, создавалось интуитивно, путем ассимиляции и переработки романского художественного наследия.

Иконографическая программа Королевского портала, демонстрирующая новую «схоластичность» и «универсализм» мышления, явилась результатом собирания множества встречавшихся в романском искусстве порознь сюжетов. Обилие декора и система его организации и соединения с архитектурой портала, удивляющая своей архитектоничностью, также явились результатом осмысления, объединения и соподчинения множества частных находок романского искусства: тимпана с репрезентативной сценой, капителей с повествовательными сценами, архивольтов с фигурами, рельефов на откосах портала. Единство образного строя этого ансамбля, торжественного и просветленно-человечного, достигнуто усилиями многочисленных мастеров, за каждым из которых стояла стилистическая традиция определенной романской школы с ее собственными изобразительными канонами, не похожими на каноны других школ. В скульптурном декоре Королевского портала почти на глазах совершается превращение романских сюжетов, композиционных принципов и образов — в готические, их последовательное подчинение новым художественным целям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *