Усадьба кирицы

Усадьба фон Дервиза в Кирицах — это удивительный по красоте архитектурный ансамбль. Дворец был построен в 1889 г. Сергеем Павловичем фон Дервизом — сыном строителя Московско-Рязанской железной дороги, которого за огромное состояние называли «русским Монте-Кристо». Проект разработал Федор Шехтель — знаменитый архитектор, чьим именем назван целый стиль. Про дворец фон Дервиза современники говорили, что «это ожившая сказка: башенки, орлы, арки, лестницы, спускающиеся к прудам, мост любви и статуи кентавров, гроты с настоящими кораллами, которые привозили со Средиземного моря». Есть предположение, что в 1947 году именно здесь снимались эпизоды фильма «Золушка». Дворец совмещает различные стили: готический, псевдоготический, мавританский, русско-классический и др.
Сейчас в этом здании находится детский санаторий, вход на территорию учреждения запрещен. Можно лишь полюбоваться его панорамой.

Адрес: Рязанская область, Спасский район, с. Кирицы

Как добраться:

Из Москвы:

C Казанского вокзала фирменным поездом «Экспресс» Москва-Рязань или эл. поездом Москва-Рязань до ст. Рыбное, далее на автобусе или маршрутном такси(№ 132).

От автовокзала «Выхино» автобусом до Рязани (№ 960).

Из Рязани:

Усадьба находится в 60 км от Рязани, на юг по трассе М5. Отлично видна с дороги по левую руку. Можно доехать от Рязанского центрального автовокзала (на Московском шоссе) на автобусе или попутных маршрутах на Сараи. Прямого маршрута нет.


Усадьба фон Дервиза в Кирицах (Рязанская область, Россия) — история, экскурсии, экспозиции. Точный адрес, телефон, стоимость входных билетов. Местные легенды и привидения. Предыдущая фотография Усадьба фон Дервиза в Кирицах

Практически невозможно поверить в то, что на провинциальных просторах Рязанской области можно встретить роскошный сказочный дворец, который гораздо гармоничнее смотрелся бы где-нибудь среди баварских или чешских лесов. И даже увидев этот замок, ещё несколько минут туристы не могут привыкнуть к совершенно нехарактерному для средней полосы России строению. Однако вот уже более 120 лет усадьба фон Дервиза служит украшением села Кирицы.

История усадьбы фон Дервиза в Кирицах под стать ее облику — сказочная, но сказка эта с грустным концом.

История усадьбы фон Дервиза

История этого поместья под стать его облику — сказочная, но сказка эта с грустным концом. Семейство фон Дервиз не было аристократическим, а свой дворянский титул получило лишь при Петре III. Честным трудом заработав внушительное состояние, дворяне активно занимались благотворительностью, участвовали в строительстве больниц, школ, гимназий. После кончины главы семейства хозяйскую эстафету перенимает старший сын фон Дервизов, он покупает Кирицы, сносит корпуса разорившегося зеркального завода, а на их месте разбивает сад, к которому ведёт мощёная кирпичом дорога.

Строительством дворца и всех прилегающих построек занимается известный архитектор Федор Шехтель.

Обуздать фантазию творца невозможно, и в 1889 г. в селе вырастает невероятной красоты дворец, обрамленный каскадами лестниц, романтичными башенками, арками, коваными ажурными балконами.

Сказочное поместье разорило его владельцев, в 1910-х гг. оно было продано, а после революции и вовсе национализировано. Усадьба успела побывать сельскохозяйственным училищем, домом отдыха, пока в 1938 г. в ней не открылся детский лечебный санаторий. Можно сказать, что имение было спасено и сохранено, однако слишком многое было утрачено безвозвратно за долгие годы разрухи. В советские годы на приусадебной территории появились неизменные атрибуты того времени: скульптуры пионеров, медведей, оленей. Современная история усадьбы связана с масштабными ремонтами и реконструкциями.

Информация для туристов

Несмотря на то, что усадьба открыта для публики, её посещение организованными туристическими группами рекомендуется заблаговременно согласовывать с администрацией. Если экскурсию не одобрили (такое редко, но всё-таки случается), можно воспользоваться услугами туристических фирм, в этом случае вам подберут транспорт и порекомендуют экскурсовода.

Также нужно принять во внимание то, то прогуливаясь по территории усадьбы, вы можете встретить больных детей на инвалидных колясках, проходящих здесь реабилитацию. Не стоит этого бояться и обращать излишнее внимание.

Адрес: Рязанская область, Спасский район, с. Кирицы.

Вход свободный.

На собственном автомобиле до села можно добраться по трассе М-5 «Урал», следует ориентироваться на указатель «Санаторий Кирицы». Село расположено в 200 км от Москвы и в 60 км от Рязани.

Координаты: N 54° 17.548′ E 40° 21.350′.

Рядом с усадьбой есть автомобильная парковка.

Кроме этого, через Кирицы проходит несколько автобусных маршрутов, в пригородной кассе рязанского автовокзала вам нужно купить билет на любой из автобусов, которые следуют в Сапожок, Сараи, Шилово или посёлок Лесной. Учтите, что уехать обратно гораздо сложнее, поскольку в Кирицах нет автовокзала, поэтому вам придется положиться на удачу и тормозить мимо проезжающие автобусы (обычно это удаётся, правда, до позднего вечера прогулку всё же лучше не затягивать). Решивших воспользоваться электричкой ждёт достаточно утомительная дорога пешком, так что это не самый удачный выбор.

Кирицы находятся недалеко от впадения в Оку реки Прони, на сравнительно высоком правом берегу последней, но берег этот спускается к пойме довольно плавно и прорезается оврагом. Вот на этом-то плато, покрытом громадным лесопарком, и раскинулась усадьба С. П. Дервиза. В нее некогда входили кроме дервизовского дворца конный двор, висячие парковые мосты через овраги, въездные ворота, гроты, целая система прудов. Сохранилось далеко не все, но и оставшееся производит сильное впечатление. И не только, своей архитектурой, но и искусной связью ее с природой.По-видимому, это следует считать заслугой Ф. О. Шехтеля, по проекту которого выстроен барский дом, издавна называемый «кирицким дворцом».
Сейчас в усадьбе располагается санаторий для детей с нелегочной формой таберкулеза. В 2002 году проведена частичная реставрация усадьбы, по-видимому денег хватило только собственно на дворец. Вход в усадьбу свободный.
Вопреки расхожему мнению «Золушку» в 1947 году снимали не здесь, а на студии.
Вся поездка:

  1. Замок Золушки на улице Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 1 — усадьба Кирицы)
  2. Стасов в Истье
  3. Производство Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 2 — конезавод в Старожилове)
  4. Романтика Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 3 — усадьба в Сохе)
  5. Жилярди в Перевлесе
  6. Рязанский Кремль

02 Дом поставлен фасадом к оврагу, к которому сбегают две монументальные лестницы и пандусы.
03 Расходясь в стороны, лестницы снова сходятся и вливаются в широкую террасу с верхним гротом.
04 Отсюда уже общая широкая лестница спускается в партер, замыкаемый нижним гротом, сложенным из диких камней. Ниже грота шли пруды, а за прудами раскинулся фруктовый сад.
05 От грота красив вид на стоящий вверху дворец. Перед ним, у начала сбегающих вниз лестниц, когда-то на высоких пьедесталах находились мощные бронзовые кентавры, наделявшие романтическим настроением ансамбль.
06 Впрочем, и сейчас этой романтики в Кирицах достаточно.
07 Дворец Дервиза – довольно раннее произведение талантливого Ф. О. Шехтеля. Он датируется примерно 1889 годом, то есть временем, когда ни в творчестве Шехтеля, ни в русской архитектуре вообще стиль модерн еще не сложился. Но подступы к нему уже отмечены средневековыми зубчатыми башнями, псевдоготическими деталями, древнерусскими шатрами и прочим. В «кирицком дворце» все это еще не переплавлено Шехтелем в нечто органическое. Архитектура здания, как говорят, «увражна», но все же в ней уже чувствуется зерно того, что впоследствии разовьется у Шехтеля в яркий образ Московского Северного вокзала…. И для Шехтеля «кирицкий дворец» был подступом к весьма ярким архитектурным созданиям.
08 Неизвестно, принадлежит ли Шехтелю и архитектура малых форм кирицкого ансамбля. Мы имеем в виду каменный мост, ведущий от дворца в главную каштановую аллею парка, а также висячий мост, так называемые Красные ворота на выезде из парка к речке Кирице, и остатки парковой ограды. Начало и конец моста отмечены белокаменными обелисками очень красивой формы. Летом их почти скрывает густая зелень, но осенью среди полуобнаженных деревьев белые массивы издалека похожи на статуи, и это напоминает образы Летнего сада в Ленинграде.
09
10
11
12 Исчезновение прудов, на которых когда-то стояла мельница, конечно, лишило кирицкую усадьбу прежней красоты, но место это и сейчас является украшением спасских окрестностей. Недаром, когда в Кирицах еще не было санатория, сюда часто выезжал на этюды Рязанский художественный техникум. Обычно это было в мае, когда кругом цвели сирень и яблоневые сады, а в парке неумолчно заливались соловьи… Из Рязанского художественного техникума вышло несколько известных теперь художников. У истоков их творчества присутствует поэзия Кириц.
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Текст по замечательной книге Вагнера К.Г., Чугунова С.В.»Рязанские достопамятности», М., 1989.
Вся поездка:

  1. Замок Золушки на улице Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 1 — усадьба Кирицы)
  2. Стасов в Истье
  3. Производство Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 2 — конезавод в Старожилове)
  4. Романтика Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 3 — усадьба в Сохе)
  5. Жилярди в Перевлесе
  6. Рязанский Кремль

Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://www.livejournal.com/editjournal.bml?journal=bdb_2000

Рязань возникла около середины XI в. при впадении реки Серебрянки в Оку. Спустя век Рязань становится самостоятельным княжеством с населением около 8 тыс. чел. (для сравнения – в Париже тех лет проживало 25 тыс. чел.), участвует в княжеских междоусобицах. Кроме храмов в городе было два собора – княжеский Борисоглебский и кафедральный Успенский. После уничтожения Рязани в конце XIII века столицей княжества стал город Переяславль Рязанский, который в 1778 г. был переименован в Рязань. А старую Рязань так и назвали – Старой Рязанью (находится в 60 км от современной Рязани). Расположение города – на пути золотоордынских завоевателей – отчасти обусловило его трагическую историю, отсутствие древнейших зданий и огромное количество святых и святынь. Рязанский Кремль находится на высоком холме над рекой Трубеж. Это самая древняя часть Переяславля Рязанского. Но все кремлевские здания внешне находятся в хорошем состоянии. На территории Кремля, в числе других памятников, находится большое трехэтажное здание, построенное в XVII в., – палаты архиереев, больше известное под названием «дворец Олега». Во «дворце» выставлены экспозиции по истории края, в их числе – кольчуга князя Олега Рязанского (XIV в.). Недалеко от Кремля на высоком берегу реки Трубеж стоит Спасо-Преображенская (Спаса-на-Яру) церковь, рядом с которой расположен памятник Сергею Есенину. В центре Рязани сохранились целые улицы, застроенные старинными деревянными домами. Кирицы – рязанское имение С.П. Дервиза, сына строителя Московско-Казанской железной дороги. Усадьба расположена на правом берегу речки Прони. С другой стороны усадьбы (с той самой, которая видна с шоссе) — овраг небольшого ручья, впадающего в Проню. Плавный спуск к реке и послужил местом постройки настоящего дворца, возведенного в 1887-1889 году по проекту Ф.О. Шехтеля.

Михаил Глуховский

В истории российского предпринимательства середина XIX вена — страница особая. В это время на государственных концессиях, как на дрожжах, бурно развивается железнодорожный транспорт. Именно тогда взошла звезда волевого, смелого в своих замыслах барона Павла Григорьевича фон Дервиза, сумевшего получить в 1863 году концессию на строительство Московско-Рязанской железной дороги.

Созданному им акционерному обществу разрешили выпустить за границей облигации на 5 миллионов рублей с 5-процентной правительственной гарантией доходов по ним. Они были успешно реализованы. Его магистраль стала одной из самых доходных в России…

В часе езды от Рязани раскинулось старинное село Кирицы. Водители невольно притормаживают машины: по левую сторону от Куйбышевского шоссе на холме над купами деревьев вдруг вырастает дворец, словно бы только что построен, — зубчатые стены, башенки со шпилями, резная веранда. Это бывшее имение сына Павла Григорьевича Дервиза — Сергея, а ныне — республиканский санаторий «Кирицы» для детей с внелегочными формами туберкулеза.

Дом, который построил Шехтель

Павел Григорьевич Дервиз — русский дворянин немецкого происхождения. Один его предок, Генрих-Дитрих Визе, был старшим бургомистром Гамбурга. Другой — Иоганн-Адольф Визе, при Петре III служил в России, здесь возведен в дворянское достоинство с прибавкой к фамилии частицы «фон-дер».

Концессионер фон Дервиз имел дома в Москве и Петербурге, пароходы на Волге, виллы в Швейцарии и Франции. Среди рязанских его приобретений — усадьбы в Соха и Старожитове.

…Палочка Коха не различает бедных и богатых. Павел Дервиз вынужден был уехать за границу, на юг Франции, надеясь, что целебный средиземноморский климат спасет от чахотки его больных детей — дочь Варвару и сына Владимира. На своей вилле «Долина роз» в Ницце он, страстный меломан, устраивает театр, содержит симфонический оркестр, хор, приглашает лучших певцов и музыкантов Европы. В январе 1879 года здесь прозвучала опера М.И. Глинки «Жизнь за царя». Барон сам не гнушается сочинительства. Ему принадлежит музыка знаменитого романса «Вечерний звон»…

Библиографы фон Дервиза В.А. Любартович и Е.М. Юхименко в своем интересном исследовании рисуют образ энергичного предприниматели, беспрестанно занятого на ниве созидания. Россию он считал своей родиной.

Размышляя о ее будущем, барон написал трактат, в котором, в частности, говорит о вещах очень актуальных: «Деньги вам дороги — так не сорите ими понапрасну; не тратьте их на войско, для войны непригодное, ни на чиновников, воду толкущих, а то и вовсе ничего не фабрикующих, ни на благотворительные учреждения, устаревшие и вместо пользы вред приносящие. Деньги вам нужны, так уничтожьте неподатные сословия, обложите капитал, да и в поземельных взиманиях сделайте различие между беднеющим родовым помещиком и кулаком-промышленником, наступившим ему на горло и скупающим его земли. И нет им конца, этим громадным тратам, безжалостно тяготящим государственную казну, — как, быть может, нет конца и источникам дохода, ныне бесследно пропадающим. Посчитайте-ка все это, да тогда и решайте: стоит ли всерьез поминать о нашей бедности?»

Теплое море, мягкий климат— все бессильно было помочь его детям. Барон хоронит сначала сына, потом дочь, а 2 июня 1881 года, не в силах пережить потери, сам умирает.

Интересный факт, Павел Григорьевич фон Дервиз известен и тем, что в память своего умершего от чахотки сына Владимира пожертвовал 400 тысяч рублей на строительство детской больницы в Москве. Сооруженная по проекту архитектора Р.А. Гедике при участии петербургского педиатра К.А. Раухфуса, она была открыта в Сокольниках в 1879 году: Великолепно оснащенная и спланированная, больница эта стала новым словом в медицине.

Согласно завещанию барона, 100 кроватей навсегда должны были оставаться бесплатными для сирот и детей беднейших родителей. На средства учрежденного позднее благотворительного общества при больнице приобретали одежду и обувь, ортопедические приспособления для таких детей, выдавали единовременно денежные пособия, помогали детям в приютах, школах, ремесленных училищах.

П. Г. Дервиз был похоронен в склепе-усыпальнице при этой больнице.

По желанию его супруги в 1883 году на месте часовни построили церковь во имя Святой Троицы.

Сегодня бывшая Владимирская больница — одна из крупнейших в России Московская городская детская клиническая больница Святого Владимира.

Сергей, выпускник Московский консерватории, продолжил дело отца: строил железную дорогу от Москвы до Рязани (на этом участке правостороннее движение — на немецкий манер), вместе с бароном фон Мекк сооружал пути от Петербурга до Москвы. Любопытный факт — по рекомендации Надежды Филаретовны фон Мекк детей СП. Дервиза обучал музыке сам Чайковский. В Большом зале Московской консерватории стоит орган работы французского мастера Аристида Кавальс-Колля — щедрый дар мецената композитору.

К своему обширному наследству фон Дервиз присоединил еще и усадьбу в Кирицах. Новый хозяин имения замостил кирпичом дорогу, ведущую к станции Проня, и поручил молодому, тогда еще мало известному архитектору Федору Шехтелю перестроить барский лом.

Когда говорят о творчестве архитектора Ф.О. Шехтеля, обычно вспоминают особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве, Ярославский вокзал, перепланировку и внутреннюю отделку Художественного театра (МХАТ). Меньше знают о его работах на Рязанской земле.

…На пологом холме, недалеко от впадения в Оку реки Прони, в окружении тенистого парка в 1887-1889 годах поднялся замок-дворец. Центральную часть двухэтажного здания украсил портик, увенчанный декоративными башенками со шпилями. Над парадным входом разместилась большая веранда с красивыми мавританскими арками и колоннами.

Изящно выглядел угловой особняк, выполненный в стиле «модерн». Его балкончик поддерживали крылья могучего орла. С центральной частью особняк соединила стеклянная галерея, соседствующая с крепостной башней с зубцами. Противоположное крыло, где находилась домашняя церковь, завершалось высоким флюгером на четырехгранной пирамиде.

Причудливая беседка. Кентавры на постаментах. Пологие пандусы, широкая, напоминающая чем-то петергофскую лестница вели к фонтанам и гроту из ракушечника.

Через глубокий овраг пролег каменный «мост любви», украшенный светильниками. Пройдя тенистые аллеи, гости Спасского уездного предводителя дворянства Сергея Павловича фон Дервиза попадали к «Красным воротам» — двум стрельчатым башням, связанным арочным мостиком.

В 1908 голу имение было продано князю Горчакову, который, однако, ни разу здесь не появился, доверив хозяйство своим управляющим.

После революции в дворянском поместье размещались сельскохозяйственное училище им. Карла Либкнехта, техникум, позднее — дом отдыха. С 1938 года в бывшем дворце барона фон Дервиза открыли санаторий для детей, больных костно-суставным туберкулезом.

Возрождение красоты

Реставрация — дело увлекательное, многотрудное и очень дорогостоящее. Кто-кто, а специалисты Рязанского научно-реставрационного управления и их главный менеджер Владимир Тюнин, заслуженный строитель, заслуженный работник культуры России, знают это не с чужих слов. В трудные 90-е годы, чтобы остаться «на плаву», не растерять коллектив профессионалов, реставраторам приходилось и хлебные поддоны изготовлять, и гробы. Но никогда не забывали о главном своем предназначении — бороться за сохранность духовного и культурного наследия родины. Выдюжили, сохранив уникальных мастеров — позолотчиков, лепщиков, кузнецов, белокаменщиков…

Объединение готовится отметить свое 55-летие, ему есть, чем гордиться.

Кафедральный Успенский собор Рязанского кремля радует величавой красотой. В активе музей-заповедник в Константинове, на родине Сергея Есенина. Добрый след оставили в Троицком, Солотчинском, Шацком и других монастырях. Вернули из небытия исторические памятники, в том числе торговые ряды старинного Касимова. А кроме того, строят на рязанской земле жилье, соорудили спортзалы для дома-ребенка в Солотчах для школы-лицея в Рязани. Готовят к сдаче реабилитационный центр для детей-инвалидов в Михайлове.

Особые страницы связаны с Кирицами. Дворцовый ансамбль, созданный Федором Шехтелем, уже давню нуждался в защите: неумело перестраивался, рушился, постепенно превращаясь в руины. Перед реставраторами стояла сложная проблема: возрождая ценный памятник культуры, нужно было учитывать его нынешнее назначение, его специфику.

Здесь, к примеру, по пожарным нормам нельзя использовать масляные краски — только на водной основе. Хотя это и удорожало работы, применили наливные полы. Кровля сложная, с зубцами. Для нее решили приобрести импортную металлочерепицу

И вот он — замок-дворец, словно бы птица Феникс, возрожденная из пепла. Настоящий карнавал живописных форм — романтизма средневековой архитектуры, барочной пластики и пышности декоративного убранства модерна. Все это органично слито в яркий и характерный образ. Заново восстановлены внутренний интерьер и фасад главного корпуса.

Мастера вплотную занялись малыми архитектурными формами усадьбы. Воссоздана каменная ограда с башнями. Скоро освободится от строительных лесов «мавританская беседка», займут свое место на постаментах скульптуры кентавров. Обновляются пандусы, лестницы, фонтаны. На очереди «мост любви» нал глубоким оврагом и удивительные по тонкой графике «Красные ворота».

Как говаривали когда-то в старину — лепота!

Отечественное здравоохранение переживает не самые лучшие времена. И все же главный врач Виктор Тарасов настроен оптимистично. Он верит: его санаторий будет во всем соответствовать современным требованиям.

В «Кирицах» прошел тендер между двумя солидными проектно-строительными организациями на право вести сооружение нового лечебного комплекса. Будущий комплекс двух- и трехэтажных зданий — примерно одиннадцать тысяч квадратных метров — не нарушит дворцового ансамбля Шехтеля: по согласованию с Министерством культуры РФ его возведут на окраине старинного парка. Это еще 120 коек и возможность иметь палаты «мать и дитя».

Главврач мечтает о плавательном бассейне для ребят, современном спортзале, кинотеатре.

…Недавно я был во Франции, на Лазурном берегу, в Ницце. Бродя по городу, я вышел на небольшую улочку и «стыл: авеню барона фон Дервиза… Здесь помнят «русского Монте-Кристо». Я смотрел на указатель, а перед глазами вставали кирицкий парк и прекрасный дворец, наполненный детскими голосами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *