Дацан Иркутск

Иркутский Дацан представляет собой буддистский комплекс храмов. Его посетителями являются не только жители, но и гости столицы Прибайкалья.

Община буддистов в сибирском городе появилась в XIX столетии. До 2006 г. она размещалась в небольшом деревянном доме. И вот в начале XXI века на территории парка в Рабочем предместье было принято решение создать современный комплекс для верующих. Строительство некоторых зданий к настоящему времени завершено, и они уже используются по назначению. Однако значительную часть построек еще предстоит возвести.

Одним из важнейших событий в жизни буддистов явилось освещение в 2011 г. ступы Лотоса. Это большое каменное сооружение белого цвета имеет три уровня и квадратное основание. По проекту вокруг Дацана планируется установить 8 ступ, а в главном корпусе — статую Будды высотой 9 м.

Сейчас в центре парка находится небольшой, но очень красивый храм. Он состоит из трех ярусов и напоминает древнейшую китайскую пагоду: края крыши устремлены к небу, крыльцо и широкая веранда ведут в просторное помещение. С двух сторон от входа — величественные статуи львов. Внутреннее убранство очень яркое: стены в цвет бирюзы, много картин и обилие позолоты.

Каждый день в течение часа, начиная с 9 утра по местному времени, ламы проводят хуралы (молебны). Все, кто присутствует на них, заряжаются положительной энергетикой. По окончании службы ламы разговаривают с пришедшими сюда, отвечают на насущные вопросы, разрабатывают гороскопы, дают советы на грядущий год. Здесь можно заказать службу за здравие или за упокой, попросить очистить жилье от негативной энергии, а также попасть на прием к тибетскому целителю.

Дацан расположен на пересечении улиц Баррикад и Зимней. Самая близкая к нему остановка маршрутного такси — Технический колледж, трамваев — Зимняя улица.

Иркутский дацан (тиб. Рибо гэжэй намжал чойдублин) — храмовый комплекс, относится к религиозной организации Буддийская традиционная Сангха России. Находится в Иркутске. Настоятель дацана – Биликто-лама (Батоев Биликто Базаржапович), полномочный представитель буддийской традиционной Сангхи России по Иркутской области. Название дацана переводится как Вершина добродетелей процветания победоносного Учения.

В течение нескольких лет Иркутская община Буддийской традиционной сангхи России ютилась в не приспособленном для служб деревянном доме. В небольшой комнате Биликто-лама проводил службы и ежедневно принимал до 70 посетителей. Ламы неоднократно обращались в городскую администрацию, но безрезультатно. В 2005 администрация Иркутска предложила общине на выбор 10 мест под строительство дацана. Выбрали парк в Рабочем предместье, недалеко от бывшего кинотеатра «Родина». Биликто-лама объяснил выбор места следующим образом:

«Дацан должен смотреть на юг, под углом 90 градусов его должна пересекать река. Здесь это Ушаковка. Когда-то Рабочее было сердцевиной Иркутска, что тоже немаловажно. В общем, в этом месте совпали географические и космологические причины. Да и территория в полтора гектара вполне достаточна для будущего дацана”.

Буддийская община начала благоустройство территории будущего дацана с субботника, в котором приняли участие все желающие. С участка было вывезено 30 машин мусора.

Строительство дацана было начато в 2006 В настоящее время на территории работает кухня-столовая. 5 августа 2011 в дацане прошло освещение ступы Лотоса — «Бадма Чодэн”. Это одно из самых значимых событий в жизни иркутских буддистов. Ступу освятил глава буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшев. Ступа Лотоса — это сооружение пирамидальной формы, состоящее из трех уровней. Квадратное основание — по преданию, когда Будда Шакьямуни уходил из этого мира, ученики его спросили, каким образом им поклоняться его останкам. Тогда он снял свою верхнюю одежду и свернул ее, получился квадрат, а сверху на нее поставил чашу патру и сказал, что можно построить подобное сооружение и ему поклоняться. При постройке в ступу заложили драгоценные реликвии учения Будды: книги Сутры, благовония, сосуд с драгоценностями в небольших количествах. Это первая из восьми ступ, она символизирует тело, речь и ум Будды. Считается, что при обходе ступы кругами человек накапливает огромные благие заслуги.

Храмовый комплекс будет состоять из пятнадцати зданий. В главном дацане, который будет высотой с 5-этажный дом и площадью около 100 квадратных метров, установят девятиметровую статую Будды. Вокруг дацана будет установлено 8 ступ. В зимнем саду будут посажены лимонные и апельсиновые деревья, но главное — священное дерево Бадхисатва, под которым отдыхал Будда. Основные строения будут закончены через 10 лет, всю же работу планируют завершить через 50 лет.

К ламам, которые ведут прием в дацане, можно обратиться по всем интересующим вопросам. Можно заказать гороскоп, узнать, что рекомендуется делать в текущем году, а что нет. Можно получить консультацию врача-тибетолога, обратиться с просьбой совершить ритуал за благополучие и здоровье, ритуал очистки дома, ритуал за упокой усопшего. Получить Прибежище можно у настоятеля дацана.

Религиозная организация Иркутская община Буддийской Традиционной сангхи России:

664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 21а

Дацан:

г. Иркутск, ул. Баррикад, д.56б (угол ул. Баррикад и ул. Зимней)

Тел.: 8 (3952) 34-71-43

Как доехать до дацана:

Маршрутное такси № 4К (Ц.Рынок-Рабочее) и № 64 (Университетский-Рабочее) до остановки «Зимняя»

Трамвай № 4 (Ц.Рынок-Рабочее) до остановки «Кинотеатр «Родина».

Буддийский молебен называется хуралом. Хурал дословно переводится как «собрание”. Есть большие и малые хуралы. Малые хуралы читаются каждый день. Обычно они начинаются в 9 часов утра и длятся приблизительно час-полтора. Буддийский календарь является лунным в отличие от солнечного календаря, принятого у христиан, поэтому нет строго определенной даты проведения хуралов в григорианском календаре.

Большие хуралы (по порядку в течение года):

  1. Сагаалганай хурал (молебен в честь Нового года);

  2. Дуйнхор хурал (празднество, посвященное божеству Калачакра);

  3. Дончод хурал (День рождения, Просветления и уход в Паринирвану Будды Шакьямуни);

  4. Майдари хурал (репетиция прихода Будды грядущего);

  5. Лхабаб Дуйсэн хурал (нисхождение Будды из Чистой Земли Тушита);

  6. Зула хурал (день ухода в Нирвану Учителя Цзонхавы).

Эти хуралы проводятся одновременно в один и тот же день во всех дацанах Буддийской традиционной Сангхи России.

Ежедневно с 9-00 до 10-00 в иркутском дацане проводятся хуралы в честь Сахюсана (Защитника). Во время молебна ламы обращаются к Учителям и божествам с просьбой о благополучии всех живых существ. На хурал можно приносить молоко, фрукты, конфеты и печенье. Хурал помогает очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом, а также способствует осуществлению планов и желаний.

При входе в дуган (храм) принято снять головной убор. Также следует отключить сотовые телефоны, пейджеры и т.д. Фотосъемку внутри можно делать только с благословления служителей дугана. Нужно придерживаться почтительного отношения к статуям и изображениям божеств, нельзя тыкать пальцем. Не следует громко смеяться и шумно разговаривать, не следует держать руки в карманах.

Верующий мирянин, приходя в дацан, делает обход посолонь по периметру всего дацана, приводя в движение хурдэ, т.е. большие молитвенные барабаны, в которых нанизаны мантры. Войдя во двор, желательно полностью направить свое сознание на три объекта: следить за своим телом, речью и умом. Телом нужно произвоть поклоны перед священными ступами, речью произносить священную мантру, в уме сохранять ясный облик Будды, излучающего ясный свет. Читая мантру, нужно желать счастье всем живым существам, страдающим в этом несовершенном мире.

Приобщившись к общему действию, можно тихо подойти к алтарю, где находятся божества, мандалы, и произвести поклоны. В Мандалу, т.е. трехступенчатые обручи, украшенные драгоценными камнями и металлами, усыпанную зерном, семенами, драгоценными пилюлями и обозначающую символическое изображение буддийского мира, можно положить деньги в знак умножения благоденствия, достижения богатства. При поклоне свои руки складывают впереди себя, в ознаменование того, что в своей жизни человек будет руководствоваться методом (арга) и мудростью (бэлиг) для достижения ступени Будды. Сложенные руки нужно поднять над головою, чтобы показать свое намерение воспарить в Гандэн — область всесовершенных будд. Прикладывая руки ко лбу, молятся, чтобы очистились все отрицательные поступки и действия, совершенные телом. Полагая руки против горла, просят, чтобы очистились все отрицательное, совершенное речью. Держа их около груди, просят, чтобы очистились действия, совершенные умом — сознанием. Преклоняя свои колени к полу, выражают желание шествовать по стезям пяти путей, возводящих к высшему совершенству. Касаются лбом пола, чтобы достичь всех 11 лучезарных областей света. Простираясь, просят, чтобы исполнились все четыре рода благих деяний. Вытягиваясь всем телом и выпрямляя все изгибы своего тела, знаменуют намерение побороть и исправить всякую неистину в мире материальном. Поднимаясь с пола на ноги, тем самым показывают, что отрекаются от Сансары — мира материи и обращаются на путь к Нирване. Поклоны совершаются 3, 21, 108 и более раз с намерением извлечь все живые существа, обитающие в царствах низших перерождений, и возвысить их в Блаженные Чистые Земли — Девачен.

Чтобы всегда сопутствовала удача, обходили болезни и всякие трудности, необходимо получить благословение от Сахюусана — защитника Учения. Полностью положившись на его силу и мощь, мудрость и сострадание, тем самым получают полную защиту. Во время молебна Сахюусана совершают обряд «Сэржэм», в котором используется окропление спиртным напитком, делают подношение из яств. С собой можно взять пустую емкость для освященного аршана с тем, чтобы омыть своих родных и близких.

  1. Иволгинский дацан. Фотоальбом
  2. Тубдэн Даржалин — буддийский дацан в поселке Усть-Ордынский
  3. Агинский дацан Даши Лхундублинг
  4. Анинский дацан Гандан Шаддувлинг
  5. Баргузинский дацан Гандан Ше Дувлин
  6. Буддизм в Иркутской области и Бурятии: главные сведения
  1. Сайт религиозной организации «Иркутская община будийской традиционной Сангхи России”
  2. Татьяна Швыдченко В Приангарье стриотся новый дацан // Окружная правда : газета. — №37. — 21 сентября 2006.
  3. Оксана Гордеева Секреты буддийских монахов // Пятница : газета. — №39. — 6 октября 2006.
  4. Ольга Просекина Каменный лотос появился в Иркутске // СМ Номер один : газета. — №31. — 11 августа 2011.
  5. Булат Цыденешеев В Иркутске будет построен Буддийский дацан // Бурятская ГТРК. — 1 июня 2005.

Историческая справка

Община буддистов Иркутска существует уже не первое десятилетие. Долгое время последователи этой конфессии базировались в маленьком деревянном здании. Здесь же местный настоятель Биликто-Лама общался с прихожанами и организовывал молебны, что вызывало неудобства — в помещении просто не могли разместиться несколько десятков человек. Ситуация начала меняться в 2005 году.

Тогда муниципальные власти взялись за решение проблемы и предложили представителям общины выбрать территорию для возведения будущего дацана. Из десяти участков наиболее подходящим сочли парковую зону в так называемом Рабочем предместье города. На решение повлияло несколько факторов: и тот факт, что ранее здесь располагался центр города, и предоставляемая площадь, и не большая удалённость от реки, так как правильный дацан должен находиться к ней под определённым углом.

Некоторое время ушло на расчистку и подготовку территории. Сами строительные работы запустили в 2006 году. Они продолжаются до сих пор, так как всего в храмовом комплексе запланировано создание 15 различных сооружений. На данный момент завершённым является трёхэтажный храм. По форме он напоминает традиционную пагоду с высоким крыльцом и загнутыми краями крыши.

Особенно значимым в процессе строительства стал 2011 год. Тогда здесь была освящена ступа Лотоса. Для свершения этого таинства в Иркутск прибыл сам глава буддийской общины России. Эта святыня представляет собой небольшую постройку в виде пирамиды, каждый уровень которой имеет своё значение. В основании всегда находится квадрат. При возведении этой святыни в неё по традиции заложили немного драгоценностей, книги Сутры и благовония. В иркутском дацане она является первой из восьми и символизирует тело, речь и ум Будды. Считается, что в момент, когда кто-то ходит вокруг ступы, он копит благо.

Возведение остальных 7 святынь ещё в планах. Также здесь появится центральный дацан, возвышающийся на 5 этажей, внутри которого будет расположена 9-метровая статуя Будды. Зимний сад украсят фруктовыми деревьями, а также посадят и священное дерево Бадхисатва. По преданию, именно под его сенью отдыхал Будда. Все основные строения планируется воздвигнуть в течение десяти лет.

Сегодня же в уже построенном дацане регулярно проходят молебны или, как их называют здесь, хуралы. Они начинаются каждый день в 09:00 и длятся около часа.

В отличие от Забайкалья, где буддизм быстро распространился в XVIII–XIX вв, прибайкальские буряты оказывали стойкую приверженность традиционным верованиям, к тому же часть из них была крещена в православие. Буддисты в основном проживали в Аларской степной думе (первый дацан был построен в 1814 г. в Аларе, а в 1911 г. построен дацан в местности Тухум). Также некоторое количество буддистов было среди нукутских бурят, дацан существовал в затопленной д. Бутукей. С возрождением буддизма в конце 80-х гг. прошлого столетия, хоть и началась экспансия на территории, ранее им не охваченные, но особого успеха не имела. Больше всего буддистов по-прежнему в Аларском, затем – в Нукутском районах.

На территории Иркутской области зарегистрированы следующие буддийские религиозные организации (РО):

РО Иркутская община Буддийской Традиционной Сангхи России. Действующий молельный дом по адресу: г. Иркутск, ул. Баррикад, 56В. Строительство здания дацана запроектировано. Руководитель Батоев Биликто Базаржапович (ширээтэ Биликто-лама)

  1. 2. Местная РО Буддийской Традиционной Сангхи России «Шелеховская Буддийская община «Манла», информацию см. ниже.
  2. Усть-Ордынский Окружной дацан «Тубдэн Даржилинг» Буддийской Традиционной Сангхи России. В 1992 г. в местности Абаганат был построен первый дацан, в 2002 г. он был разобран и перевезен в п. Усть-Ордынский. В августе 2011 г. построено новое здание окружного дацана. Руководитель организации и настоятель дацана Гунтупов Саян Сухеевич (ширээтэ Саян-лама);
  3. Местная РО буддистов Аларского дацана «Даши Чойнхорлинг» Аларского района п. Кутулик Буддийской Традиционной Сангхи России. Организация зарегистрирована в 2002 г. Пока молебны и богослужения проводятся в дугане. Идет строительство храмового комплекса дацана. Также субурган и молельный домик построены в с. Аларе. Руководитель организации и настоятель дацана Будаев Баир Лубсанович (ширээтэ Баир-лама).
  4. Местная РО буддистов «Унгинский дацан» Нукутского района Буддийской Традиционной Сангхи России. Унгинский дацан действует с 1999 г. Руководитель организации и настоятель дацана Будаев Баир Лубсанович (ширээтэ Баир-лама).
  5. Местная религиозная организация Буддийская община «Ваджра» г. Ангарска Буддийской Традиционной Сангхи России; руководитель Шалбанов Чингис Сындааюшеевич (Чингис-лама);
  6. Местная РО г. Иркутска Буддийская община «Нам Дол Линг», руководитель Розанов Сергей Евгеньевич;
  7. РО «Буддийское общество г. Иркутска», руководитель Беспалов Эдуард Валерьевич;
  8. РО Алмазного Пути школы Карма Кагью города Иркутска, руководитель Вычугжанин Александр Аркадьевич.

Местная религиозная организация Буддийской Традиционной Сангхи России «Буддийская община «Манла»

Община юридически зарегистрирована в Шелехове. Председателем является Дансаранов Булат Данзанович (Дамчой-Цэрин лама) – эмчи лама (врач тибетской медицины). Там же работают доктор буддийских наук, лама-астролог Цыденов Жамьян Содномбалович (Жамьян-лама); лама-астролог Гармажапов Ширап Цыденешиевич (Багула-лама) – будущий настоятель Ольхонского Тырганского дацана и Баир Дугарович Дугаров, окончивший Агинский буддийский институт тибетской медицины.

В 2009 г. по просьбе жителей Ольхонского района мэром района Н.М. Мотошкиным был выделен участок земли для строительства буддийского храма и тибетского медицинского центра, где уже начато строительство дацана в местности Тырган. В 2011 г. мэром иркутского района И.В. Наумовым выделен участок земли для строительства дацана у заимки Вдовино (недалеко от Батарейной), где также начнется строительство буддийского храмового комплекса.

Адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Лапина, 43

Тел.: (3952) 755-316

E-mail: dansaranov_1972@mail.ru

Официальный сайт

ВК

Конфессии в 1999 г.

Дансаранов Булат Данзанович

(Дамчой Цэрин-лама)

Председатель Буддийской общины «Манла».

Директор АНО «Центр тибетской медицины»

Родился 16 июня 1972 г. в с. Кижинга Бурятской АССР.

В 1988 г. закончил среднюю школу №1 имени Хоца Намсараева.

28 сентября 1991 г. стал послушником Кижингиском дацане, где обучался буддийским наукам, грамматике и молитвам.

В 1994 г. стал учеником профессора буддийских наук и тибетской медицины ламы Гэлэг-Балбар.

Параллельно работал в ЦДУБ (Центральное Духовное Управление Буддистов) в дацане местности Верхняя Березовка в должности умзат. В 1996 г. сдал все дисциплины по тибетской медицине, работал в дацане «Замбала» в должности умзат-ламы и врачом тибетской медицины.

С октября 1997 г. по приглашению буддистов Ирутской области работал в Иркутской буддийской общине «Дари» в должности врача тибетской медицины.

В 2001 г. организовал местную религиозную организацию Буддийской Традиционной Сангхи России «Шелеховскую Буддийскую общину Манла», стал председателем общины. В 2002 г. открыл и возглавил автономную некоммерческую организацию «Центр тибетской медицины» в должности директора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *