Христианское паломничество зародилось в IV в., Когда через несколько веков кровавых гонений христианство стало не только разрешенной, но и официальной, государственной религией и римский император-христианин Константин Великий поднял из небытия город Иерусалим, оскверненный язычниками. Еще недавно запущеная римская провинция Элия Капитолия (такое название носил Иерусалим течение двух веков гонений на христианство) и целая Палестина, засияли величественными базиликами, что запечатлевали каждое событие земной жизни Господа Иисуса Христа. В Иерусалиме были построены храмы Гроба Господня, Воскресения и Вознесения Христова, Честного Креста Господня, в Вифлееме — церковь Рождества Христова. С тех пор и по сей день Иерусалим — Святой город, а целая Палестина — Святая земля. С тех пор Иерусалим — величайшая святыня всего христианского мира и главный центр христианского паломничества.
Христиане не были изобретателями паломнической традиции. Они унаследовали ее от иудаизма, где существовал священный обычай посещать на праздник Пасхи Иерусалимский храм — величайшую святыню иудеев. В свое время двенадцатилетний подросток по имени Иисус, сын Марии и Иосифа из Назарета, как -то потерялся и, к счастью, был найден в храме именно во время такого паломничества, когда святая семья уже возвращалась домой. Об этом нам рассказывает Евангелие.
Впоследствии ученики и последователи Иисуса Христа, свидетели Его чудесного воскрешения, как к новой святыни отправлялись в Иерусалим, чтобы поклониться прежде Гробу Господню. Они также делали это на праздник Пасхи, но уже не иудейской, а новой, Христовой Пасхи, празднуя событие Его Перехода от смерти к жизни. Это были первые христианские паломники.
Местами для посещения и поклонения становились также местности и реалии, связанные с жизнью и деятельностью святых апостолов, христианских мучеников и прежде всего — Иисуса Христа. Город Назарет, в котором находился грот (остатки жилища) и источник Девы Марии, у которых архангел Гавриил возвестил Ей о рождении у Нее Сына Божия, стал третьим по значимости после Иерусалима и Вифлеема.
В период расцвета «священной археологии», как называют археологическую и реставрационную деятельность императора Константина Великого и его последователей (IV в.), в Палестине были найдены немало евангельских святынь — реликвий, связанных с событиями, о которых рассказывает Новый Завет. Крест, на котором вниз головой распяли апостола Петра, риза Богородицы, камни, которыми избит до смерти первомученик Стефан, реликвии, связанные со Страстями Господа, — столб бичевания, терновый венец, титло с надписью «Иисус Христос Царь Иудейский», святые лестницы, которыми Христос поднимался на суд к Пилату, гвозди, которыми Он был прибит к кресту и — самое святое! — Частицы Животворящего Креста Господня — такие реликвии были бесценными объектами благоговейного почитания. Впоследствии эти и другие новонайденные святыни расходились по разным уголкам христианского мира, часто их перевозили с места на место по несколько раз (бывало, что и насильственным способом), и каждая местность, принимавшей реликвию на хранение, становилась одновременно святым местом, местом паломничества.
Христиане чествовали и ветхозаветные святыни. Так, на Синайском полуострове (часть Египта) они посещали Неопалимую купину — куст, в пламени которого — как свидетельствует Ветхий Завет — Господь впервые явился Моисею. Со временем вокруг этой святыни возник христианский монастырь Неопалимой купины, который впоследствии стал известен всему миру как монастырь святой великомученицы Екатерины, нетленные мощи которой являюется второй реликвией этой обители.
***
Определенной вехой в истории христианского паломничества стал VIII век, когда назрела необходимость богословского обоснования благоговейного отношения к реликвиям, икон и святых мест. Тем более, что в Церкви Христовой возникло целое течение противников уважительного отношения к святыням, которые считали такие проявления набожности идолопоклонством. Тогда и состоялся Седьмой Вселенский церковный собор, участники которого осудили иконоборчество как ересь и сформулировали один из главных догматов Церкви: святые места, как и святые иконы, являются образами, что в таинственный способ соединяют нас с Первообразом — Христом, а потому заслуживают чествования и поклонения (в смысле осуществления перед ними поклона как жеста уважительного отношения). Причем честь и поклонение принадлежат Лицу, которое изображено на иконе или с которым связана определенная реликвия или место, а не самому изображению или месту. С тех пор реликвии, иконы и святые места, как видимые знаки Божьего присутствия, стали центральными в церковной традиции богочествования.
***
Шли века, христианство распространялось по миру все дальше от Иерусалима, где проповедовал сам Христос, и возникла первая христианская община, а, следовательно, все длиннее путь нужно было преодолеть, чтобы добраться до Святого города новым и новым новообращенным народам. Сегодня сложно себе даже представить те трудности, которые преодолевали давние паломники на пути в Святую землю. Тысячи километров, долгие месяцы изнурительного путешествия! Не каждый из них был уверен, что вернется домой живым. Не каждый, в конце концов, и возвращался. Опасности морского пути или пути через пустыню, угроза стать жертвой диких зверей, непогоды, дорожные болезни … Именно поэтому, отправляясь в паломничество, давний христианин полностью вручал свою жизнь в Божьи руки и совершал истинный подвиг веры. Тот же, кто погиб, так и не увидев Святой земли, твердо знал, что Господу было важным искренность его намерения, которая приравнивалась к самому подвигу.
Чрезвычайная трудность осуществления паломничества со временем вызвала отношение к нему именно как к покаянной жертве Богу, прочно связав в сознании христиан паломничество и покаяние. Древнее украинское слово проща (синоним к слову паломничество), которое происходит от слова прощать, лучше отражает сущность представлений о цели паломничества — получить Божье прощение, отпущение грехов.
В католической традиции со временем это породило понятие места отпущения- святого места, паломничество к которому в установленное Церковью время (преимущественно на определенный праздник) обещает так называемое наказуемое облегчение, то есть не только прощение грехов, доступное христианину через исповедь, но и облегчение покаянных страданий, которые будет испытывать душа уже после смерти человека, находясь в чистилище.
Каких еще благ искали паломники на своих путях? С давних времен многие письменных памятников донесли до нас свидетельства паломников, которые описывают многочисленные случаи исцеления от тяжелых недугов, утверждения в вере и даже обращения к святой христианской жизни. Самым ярким примером последнего стала святая Мария Египетская (IV в.), молодая проститутка, которая случайно оказалась среди паломников, направлявшихся в Иерусалим, и после посещения храма Честного Креста Господня пережила глубокое обращение, впоследствии став примером святой сдержанной жизни. Неслучайно святую Марию Египетскую молитвенно вспоминают в период Великого поста, как символ глубокого покаяния и подъема с глубокого греховного падения до высочайших вершин святости.
В период раннего Средневековья, когда религиозному сознанию был присущ крайний буквализм, паломничество использовалось даже с исправительной целью. Так, наказанием для тяжелых преступников была принудительное паломничество в отдаленные святые месте, путь к которым был особенно опасным.
***
После Святой земли вторым по значимости местом паломничества стал для христиан древний Рим. Именно с Римом связана жизнь святых апостолов, он не раз упоминается в книге апостольских Деяний Нового Завета. В Риме каждый камень был вымыт кровью первых христианских мучеников, гонимых и преследуемых, замученных и растерзанных хищными зверями, но непреклонных в своей преданности Христу. Здесь в глубоких катакомбах, огибающих город, было похоронено около 8 тыс. таких страстотерпцев. Именно в Риме погибли мученической смертью два наибольших Христовых ученика — Петр и Павел. Величественные базилики — Петра и Павла (Сан Пьетро и Сан Паоло), Иоанна Крестителя (Сан Джованни ин Латерано), Святой Марии Великой (Санта Мария Маджоре) и многое другое, стали хранилищами важнейших христианских реликвий. Здесь сберегаются мощи двенадцати апостолов Иисуса Христа, самых известных христианских святителей, многочисленные евангельские святыни: Ясли Иисуса Христа, святые лестницы, цепи апостола Петра …
Рим по праву назвали Вторым Иерусалимом, и паломничество в Вечный город стало таким же важным, как и посещение Святой земли.
***
Еще одним центром христианского паломничества в IV в. стал Константинополь. Задуманный и построенный Константином Великим собственно как крупнейший центр христианства, его новая столица, Константинополь назвался Новым Римом. Сюда император привез многочисленные реликвии, построив для их хранения и почитания новые большие храмы.
Величайшим собором города Константина был храм Святой Софии Премудрости Божией, который так поражал воображение своими невиданными размерами и роскошью украшений, породил немало легенд об участии в его строительстве небесных сил. Это было настоящее «небо на земле», с которым древнерусское летописное предание связывает крещения Украины-Руси. Ведь именно пораженный величием Святой Софии, князь Владимир Великий принял христианство. Именно в Константинополь в XI в. отправился первый паломник земли украинской — святой Антоний Печерский, который вернулся в Киев, зажженный идеей создания на Руси первого монастыря, который впоследствии прославится как Киево-Печерская Лавра.
***
История христианского паломничества во всем повторяет историю Церкви Христовой — с ее расцветом и кризисами, делениями и противостоянием нехристианском миру. В этой истории было немало трагических событий, которые на долгие века делали неприступными для христиан важнейшие святыни. Сам Иерусалим множество раз захватывали мусульманские народы. Чтобы освободить Святой город от неверных течение XII — XIII веков, в Палестину отправлялись специальные воинские формирования, призванные мечом освободить Гроб Господень от нечестивцев. Такие военные мероприятия, известные в истории под названием крестовых походов, считались также паломничеством, и участие в них обещало прощение и отпущение грехов.
Аналогична и судьба Константинополя, который, пережив многочисленные набеги и разрушения со стороны язычников и мусульман, окончательно упал под напором турок и с ХVст., является турецким городом, известным под названием Стамбул…
***
Однако, с любовью создана Господом, вся земля — святая. И видимо именно поэтому на свете не существует ни одного уголка, который бы не имел своего святого места, куда направлены паломнические пути. Это монастыри, прославленные святой жизнью своих жителей, храмы, где хранятся чудотворные иконы — особые иконы, усердная молитва перед которыми приносила и приносит чудесное освобождение от различных бед и болезней, места чудесных явлений Пресвятой Богородицы и др. Во все времена люди всегда стремились и стремятся посетить эти известные и менее известные святыни, а потому история паломничества будет продолжаться.
Обогащайтесь духовно с нами!
Патриарший паломнический центр УГКЦ
Данный урок является уроком ознакомления с новым материалом. Он помогает узнать и накопить знания о религиозных обычаях и традициях, о церковных святынях народов мира. Он послужит дополнительным стимулом посетить в будущем хотя бы некоторые из святынь, совершив паломничество.
На уроке используются такие виды деятельности, фронтальный опрос учащихся, беседа, комментированное чтение, устный рассказ на заданную тему, работа в группах, самостоятельная работа, разгадывание кроссвордов, поисковая работа по подготовке заочной экскурсии «Паломнические места г. Москвы”, слайдовая презентация, включающая изображения святынь различных религий, мест паломничества г. Москвы.
Цель урока:
- Познакомить учащихся с главными святынями мировых религиозных культур.
- Введение новых понятий и терминов ,паломник, паломничество, реликвия, мощи, хадж, накхор.
- Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации.
- Развитие устной речи.
- Воспитывать интерес и уважение к величайшему культурному наследию разных народов.
Оборудование урока:
Ход урока
I. Организационный момент.
а) приветствие учащихся.
б) проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания
а) Разгадывание кроссворда «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды”.
2 | |||||||||
3 | к | ||||||||
м | о | 4 | |||||||
а | л | м | |||||||
г | д | о | |||||||
1 | р | и | т | у | а | л | ы | ||
н | и | ||||||||
ы | т | ||||||||
в | |||||||||
5 | н | а | м | а | з |
По вертикали:
2.Особые люди в древних племенах, которые знали лучше других обряды и как их нужно выполнять.
3.Самые уважаемые люди в племени, которые выполняли роль посредника между миром людей и миром духов.
4.Что является главным ежедневным обрядом во всех религиях?
По горизонтали:
1.Как называется поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром
5.Так называют ежедневную молитву у мусульман.
б) Фронтальный опрос.
— Как возникли обряды? Расскажи.
(Охота — главное занятие древних людей. Не всегда удачная. Древние люди рисовали рисунки животных на стенах пещер. Поражали эти изображения животных копьями и стрелами. Выполняя такие действия, они верили, что приманят к себе удачи.
Захоронения тоже делались по определенным правилам. Они клали в могилу предметы, которыми пользовались в жизни: оружие, иногда цветы.
Так уже в древности начали складываться ритуалы или обряды.)
— Расскажите об обрядах
а) в христианстве;
б) в исламе;
в) в иудаизме
г) в буддизме
III. Изучение нового материала.
а) Определение темы урока
— Ребята, я прочту вам стихотворение, а вы определите тему урока.
«Паломник, усердный путник
В кармане молитвослов.
И рядом — ангел заступник
И жажда прощенья грехов.
— О ком или о чем пойдет речь на уроке? (о паломнике и паломничестве)
б) Сообщение темы урока и запись ее на доске и в тетради.
Паломничества и святыни.
в) Вопросы для обсуждения темы урока.
— Как вы понимаете тему урока?
— Какие слова вам непонятны?
— На стр. 58 учебника прочитайте, о чем вы узнаете сегодня на уроке?
(ученики читают по книге)
Вы узнаете
— Что такое паломничества.
— Что такое реликвии и мощи.
— О главных святынях мировых религий.
Первоначально паломниками называли людей, совершавших путешествие в Святую Землю для поклонения христианским святыням. Они приносили с собой ветку пальмы, откуда и происходят слова «паломничество” и «паломник”. Со временем под паломничеством стали понимать путешествия и к другим святым местам. На Руси традиции паломничества восходят к ХI веку. Традиционными маршрутами русских паломников были Святая Земля, Афон и национальные святыни.
Первым русским паломником считается игумен Даниил, оставивший описание Святой Земли. Хождение его относится к 1106-1107 году. Даниил был по всей вероятности южнорусс, так как в своих трудах упоминает южнорусских князей. Даниил является большим русским патриотом и глубоко верующим человеком.
г) Рассказ учителя (опираясь на Приложение 1).
Во многих религиях мира важную роль играет паломничество.
Паломничество-это путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.
Паломничества в христианстве.
Главным объектом паломничества в христианстве является место захоронения Иисуса Христа-Гроб Господень в Иерусалиме.
Над этим местом был сооружен храм Гроба Господня. (Слайд 2)
Но понятие святыни распространялось и на другие местности, связанные с жизнью и смертью Иисуса. Поэтому священным стал и сам город Иерусалим и Вифлеем, где родился Иисус. Вся эта территория носит название «Святой Земли” (Слайд 3)
Центрами паломничества христиан стали и другие места в мире, это те места, где находится какая-нибудь реликвия — особо хранимая и почитаемая верующими святыня. Ценнейшими реликвиями стали вещи, связанные с жизнью Иисуса: части креста, на котором был распят Иисус, его одежда, саван, в который он был завернут после смерти. (Слайд 4)
Кроме того святыми считаются мощи – останки тел умерших людей т.е. святых. (Слайд 5)
Паломничества могут совершаться и к иконам. (Слайд 6)
Паломничества в исламе.
Для мусульман важно паломничество в город Мекку – хадж. (Слайд 7)
Он считается одним из столпов мусульманской веры. Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить хадж, но только если он имеет возможность предпринять такое путешествие. Именно в Мекке находится главная святыня мусульман – храм Кааба. Храм Кааба – почти кубическое здание, которое накрыто покрывалом с расшитым на нем изречениями из Корана. Внутри не проводится молитв, здесь только горят лампады. Кааба является начальным и конечным пунктом посещения во время хаджа. Паломники 7 раз обходят вокруг этого храма, имитируя движение ангелов вокруг всевышнего.
«Лучезарная Медина” — второй по святости город мусульман. Здесь похоронен пророк Мухаммад. Гробница Мухаммада располагается в Мечети Пророка в Медине (Слайд 8).
Третья по значимости святыня ислама находится в Иерусалиме. Это целый комплекс сооружений. Он включает в себя Величественный храм, который называется «Купол скалы” (Куббат ас-Сахра) и «Отдаленную мечеть” (ал-Масджид ал-Акса) (Слайд 9).
Паломничества в иудаизме.
Иудеи считают главной своей святыней город Иерусалим, где ранее находился Иерусалимский храм. Тысячи верующих евреев стекаются к сохранившемуся фрагменту Храма, который получил название «Стена Плача”. (Слайд 10)
Здесь иудеи совершают личные и совместные молитвы, проводят обряды вступления в иудейскую общину.
В окрестностях Иерусалима находятся и могилы библейских праотцев, которые почитаются не только иудеями, но и христианами и мусульманами.
Паломничества в буддизме.
Паломничества в буддизме (накхор) начались с поклонения останкам Будды. Они могут совершаться в любое время года, раз в год или раз в 12 лет с целью очиститься от мирской скверны, накопить «заслуги” на пути к просветлению, получить благословение святого подвижника или приобщиться к святости священного места или предмета. Наиболее священными в буддизме являются четыре места, где произошли основные события жизни Будды: место, где он родился, где к нему пришло просветление, где он произнес первую проповедь и, наконец, место, где он умер. Но в целом в буддизме паломничества играют меньшую роль, чем в других религиях.
IV. Работа с учебником (чтение статьи с комментированием).
V. Работа в тетради. Составление словаря терминов и понятий по уроку:
- Паломник — человек, совершающий паломничество;
- Паломничество – путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным.;
- Реликвия — особо хранимая и почитаемая верующими святыня;
- Мощи – это останки тел умерших людей – праведников;
- Хадж – (в переводе с арабского) паломничество, связанное с посещением Мекки.
- Накхор – паломничества в буддизме.
VI. Закрепление материала.
Работа по группам. Самостоятельная работа по материалу учебника.
Задание: заполнить таблицу (заранее начертить на доске) названиями святынь и мест паломничества различных религий. ( Заранее прикрепить таблички на магнитной доске) Каждая группа подбирает свои.
Паломничества в религиях мира.
Христианская культура | Исламская культура. | Буддистская культура | Иудейская культура |
«Таблички”:
Храм Гроба Господня | Святая Земля | Мощи Святых |
Иконы | Хадж в город Мекку | Храм Кааба |
«Лучезарная Медина” | Купол Скалы | Мощи Будды |
Стена плача | Могилы библейских праотцев |
Для того чтобы стать паломником, не обязательно отправляться в заморские страны, бросая надолго работу или учебу. Места паломничества есть почти в каждом городе. Мы живет в столице нашей Родины городе Москве. Здесь много православных церквей и хранящихся в них святынь и, при желании, мы тоже можем совершать паломничества.
Одна из главных святынь христианства находится в московском Зачатьевском монастыре. Это частица Животворящего Креста Господня. Частица крестного древа вделана в крест-распятие, он у стены впереди справа. Рядом с ним икона «Плач при кресте Господнем”, изображающая Божию Матерь, позади которой ее распятый Сын (Слайд 11).
В Успенском соборе Московского Кремля хранится ценнейшая реликвия христианства — один из тех самых гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту. В наше время гвоздь является музейным экспонатом(Слайд 12).
Там же хранится и часть Ризы Богородицы. И ее, в отличие от Гвоздя, выносят для поклонения верующим (Слайд 13).
Мы говорили о том, что паломничество совершается и к мощам святых людей. Святой Матроне Московской поклоняются как «Бабушке земли русской”. Её мощи хранятся в Покровском монастыре (Слайд 14, 15).
Люди во многих странах относятся с уважением к паломникам. И даже ставят им памятники. Например, эти памятники стоят на пути Святого Иакова в Испании: В городе Бургосе и Асторге ( Слайд 16). Есть памятник богомольцу российскому и недалеко от Москвы в городе Дмитрове (Слайд 17).
VII. Объяснение домашнего задания:
Подготовить заочную экскурсию «Московские святыни” по местам паломничества г. Москвы (разделить детей на 4 группы):
I. Успенский собор Кремля (гвоздь из креста).
II. Успенский собор Кремля (Часть Ризы Богородицы).
III. Зачатьевский монастырь (частица Животворящего креста).
IV. Покровский монастырь (мощи Матроны Московской).
VIII. Рефлексия:
— Что нового узнали на уроке?
— О каких местах паломничества вы расскажете членам семьи и друзьям?
— Какие святыни показались вам наиболее интересными?
IX. Итог урока:
Возрождению российского паломничества способствовал пример Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который неоднократно посещал Святую землю и многие святые места как отечественного, так и вселенского Православия. Большое значение имели паломнические поездки В.В. Путина в его бытность Президентом РФ. Он первым в истории в качестве главы Российского государства посетил Иерусалим и Святую Гору Афон.
Паломнические поездки помогают познать глубины Православия и его историю, способствуют воцерковлению и углублению веры, воспитывают человека в христианской традиции. Но особенно важно то, что путешествие к православным святыням способствует единению народа православного, связывая всех нас крепкими духовными узами с нашими славными предками, хранившими в чистоте Веру и Государство Российское.
Христианское паломничество и современный туризм: история и современность паломничества.
Современное слово «паломник» восходит к старорусскому «пальмовник», которое, в свою очередь, образовано от латинского palmarius («человек, держащий пальмовую ветвь»). Так первоначально называли богомольцев — участников крёстного хода в Святой Земле. Те, кто стремился встретить в Иерусалиме Светлое Христово Воскресение, приходили заранее, чтобы провести в Святом Городе и всю Страстную седмицу. А поскольку Страстной седмице предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется ещё Неделя ваий, или в русской православной традиции — Вербное воскресенье), и основным событием этого дня был крестный ход до стен Иерусалима, то паломники, принимавшие участие в этом шествии, несли пальмовые ветви. Такими же ветвями почти две тысячи лет назад встречали Христа жители Иерусалима. Как правило, помимо различных реликвий, богомольцы брали с собой домой на память и эти пальмовые ветви.
Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.
Православное паломничество — истоки
Христианская традиция паломничества имеет давнюю историю — в 10 веке она уже насчитывала не одно столетие. С самого начала существования Церкви жизнь верующих включала в себя посещение мест, связанных с жизнью Иисуса Христа, его Пречистой Матери, святых апостолов и мучеников. Эти места, бывшие объектами поклонения уже первых христиан, тоже вскоре стали называться святыми. В 325 году император Константин Великий издал указ о строительстве христианских храмов в святых местах: в Вифлееме — на месте рождения Спасителя, и в Иерусалиме — над пещерой Гроба Господня, а территорию Палестины он объявил Святой Землёй.
Призывая своих верующих к совершению паломничества, Русская Православная Церковь с уважением относится и к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения наших соотечественников.
В результате этого к 4 веку в Иерусалим и Вифлеем стали стекаться для поклонения главным святыням христианства тысячи богомольцев, положивших начало массовому паломническому движению на Святую Землю. Иерусалим открыл всему миру свои святыни и вернул себе своё древнее название — до Константина, во времена языческих императоров, он назывался Элия-Капитолина. В сознании христиан всего мира Иерусалим стал Святым Городом, местом поклонения Христу.
Богомольцы 4 века почитали и святые места, связанные с Ветхим Заветом, посещали места захоронения праведников древности, пророков, царей и библейских патриархов. Местное население стало буквально теряться в море паломников, которые не щадили ни сил, ни средств для увековечения памяти о земной жизни Иисуса Христа. В Палестине было построено великое множество храмов и монастырей, а для нужд странствующих богомольцев Церковь благословила строительство вдоль основных паломнических путей постоялых дворов, гостиниц, приютов, странноприимных домов и охраняемых колодцев.
На 7 Вселенском Соборе, ознаменовавшем победу над ересью иконоборчества, было принято определение, согласно которому Богу подобает служение, а иконам следует воздавать поклонение. Это определение, имеющее характер церковного догмата, связано и с темой православного паломничества. Паломники в византийской церковной традиции называются «поклонниками» — то есть людьми, которые совершают путешествие с целью поклонения святыням.
Поскольку определение Вселенского Собора не было принято на католическом Западе, возникла разница и в понимании паломничества внутри христианства. Во многих европейских языках паломничество определяется словом «пилигрим», которое в переводе на русский язык означает только «странник». Паломники в Католической Церкви совершают молитвы на святых местах, занимаются медитацией. Однако то поклонение святыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует. Это же можно сказать и о протестантах. Поэтому традиции паломнических путешествий к святым местам и вообще сам термин «паломничество» в своём прямом значении относятся, прежде всего, к Православию.
Предыдущая фотография 1/1Камень Помазания у Гроба Господня в Иерусалиме Вид с Благовещенской церкви в Назарете
Русское паломничество
Русское православное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси, то есть ещё с 9-10 веков. Таким образом, ему уже более тысячи лет. Кстати, у слова «паломничество» есть синонимы: странничество, поклонничество, богомолье. Самыми ранними словами для обозначения паломничества и названия участника этого процесса служили слова «странничество» и «странник», встречавшиеся в творениях отцов Церкви, богословской и церковно-исторической литературе. Как правило, странник — это человек, который всю свою жизнь посвятил только хождению по святым местам, оставив другие занятия — в отличие от богомольца, отправляющегося в конкретное паломничество и после этого ведущего прежний образ жизни. А в конце 19 — начале 20 века, во время расцвета русского паломничества в Святую Землю, в России широко употреблялось слово «поклонник». Оно предельно ясно показывает смысл паломничества, который заключается именно в религиозном поклонении святым местам.
Постепенно на Руси возникли и свои центры паломничества. Путешествие к ним всегда воспринималось как духовный и физический подвиг. Вот почему на поклонение часто отправлялись пешком. Собираясь в паломничество, православные христиане получают благословение на его совершение или у епархиального архиерея, или у своего духовного наставника.
Благодарим за помощь в подготовке материала «Паломнический центр Московского Патриархата». В материале цитируются экспертные мнения заместителя председателя ОВЦС МП епископа Егорьевского Марка и генерального директора «Паломнического центра Московского Патриархата» Сергея Юрьевича Житенёва