Ротонда палладио

Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере Название: Villa Almerico Capra detta La Rotonda (it), Villa Capra «La Rotonda» (en) Другие названия: Вилла Капра Местонахождение: Виченца (Италия) Создание: Начало строительства: 1566 г., закончена в 1585 году Виченцо Скамоцци после смерти Палладио Стиль: Палладианство, Классицизм Архитектор(ы): Андреа Палладио Основатель/Заказчик: Паоло Альмерико

Факты о вилле Ротонда

  1. Композиционная симметрия. Вилла расположена на вершине холма, откуда во все стороны открывается красивые виды. Стремление к соразмерности и симметрии, характерное для многих произведений Палладио, определяет план всего здания и каждого из его фасадов. Правильные формы и строгая композиционная симметрия придают законченный вид зданию.
  2. Круглое окно. Центральная ротонда эффектно освещена через большое круглое окно. Этот прием заимствован из римской классической архитектуры.
  3. Бельэтаж. Широкие наружные лестницы ведут в бельэтаж (piano nobile). Из жилых помещений в бельэтаже открываются прекрасные виды окрестностей.
  4. Чистые формы. Композиционно здание состоит из простых геометрических объемов – цилиндра, куба и сферы. Ясные и простые формы, лишенные украшений, создают впечатление цельности и уравновешенности.
  5. Классические детали. Палладио мастерски использовал в обычном жилом доме классические детали храмовой архитектуры – высокий подиум, портик, фронтон и ротонду. Они придают зданию величественность и благородство.
  6. План. Центральный круглый зал виллы окружен прямоугольниками комнат. Таким образом, план «Ротонды» объединяет две геометрические фигуры с символическим значением: квадрат, олицетворяющий власть земную, и круг, воплощение духовного начала. Пролеты лестниц скрыты стенами, которые служат опорами для купольного зала – ротонды.
  7. Портик. Древние греки и римляне пристраивали портик только к главному фасаду. А Палладио расположил колонные портики с фронтонами на каждом из фасадов, что придало композиции законченную симметрию, особенно впечатляющую с дальнего расстояния.
  8. Высокий цоколь. Высокий цоколь, характерный для архитектуры храмов и крепостей, усиливает композиционную симметрию виллы «Ротонда» и подчеркивает торжественное величие здания.
  9. Купол. Вилла Ротонда — первая светская постройка эпохи Возрождения, увенчанная куполом.

Архитектура виллы

И.А. Бартенев «Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Наибольшей популярностью из всех многочисленных вилл Палладион наибольшей популярностью пользуется вилла Капра, известная больше под названием Ротонды, построенная близ Виченцы. Ее архитектурные черты типичны почти для всех аналогичных построек Палладио.

Сооружение совершенно симметрично со всех четырех сторон, в плане имеет квадратные очертания и увенчано куполом, который еще более подчеркивает центральный характер его композиции.

Вилла поднята на высокий цоколь; с четырех фронтов к нему примыкают портики, к которым ведут широкие лестницы. Здание перекрыто четырехскатной крышей, которая врезается в цилиндрическое основание купола. Подобная система перекрытия принята в подавляющем большинстве вилл Палладио.

Расположение помещений виллы Ротонда абсолютно симметрично, что, естественно, вытекало из характера всего сооружения. Через парадный вестибюль ведет прямой ход в центральный зал (ротонду), имеющий круглую форму и находящийся непосредственно под куполом.

По внутренней планировке вилла скорее напоминает церковь, нежели жилье: посетитель попадает сразу в парадный зал, остальные же комнаты как бы скрыты. Этому же впечатлению способствует и внешний архитектурный облик виллы — широкие эффектные лестницы кажутся предназначенными не для жилого дома. Здание рассчитано для празднеств и приемов — уюта в нем нет.

Палладио не уделял большого внимания парковой архитектуре. Его виллы не утопают в зелени, а господствуют над окружающим ансамблем и подчиняют его себе. Совершенно очевидно, что, как и в прочих своих постройках, Палладио показал здесь себя витрувианцем, и, несмотря на то, что зодчий во многом пользовался опытом работ Браманте, Сангалло и Рафаэля, в архитектуре его вилл доминируют античные принципы.

Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере

Параметры объекта:

    XIV-XVI века Андреа Палладио Вилла Виллы Палладио Виченца Жилой дом Италия Классицизм Палладианство Ренессанс
  • Смолина Н.И. «Традиции симметрии в архитектуре» — М.: Стройиздат, 1990
  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
  • «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры 1938 г., Москва

Частные дома, построенные по проектам великих зодчих, интересны не менее, чем соборы и замки. Доказательством этому служит красивейшая вилла Ротонда (La-Rotonda), построенная Андреа Палладио недалеко от Виченцы. Сегодня здание охраняется ЮНЕСКО, его признают одним из центральных объектов европейской архитектуры. Последователи великого зодчего – палладианцы считали Ла-Ротонда лучшим образцом усадебного дома. Здания, копирующие эту постройку, есть во многих странах мира.

История создания

Вилла Ротонда была построена для наследного графа и церковного деятеля Паоло Альмерико, позднее ее владельцами стали братья Капра. Андреа Палладио относился к заказчику проекта с особым уважением, поэтому работал над планировкой дома очень тщательно. По мнению архитектора, пригород Виченцы, где расположена усадьба, – самое живописное и удобное для жизни место, которое только можно вообразить. В одной из сохранившихся записок Андреа Палладио упоминает, что постройка находится на небольшом пригорке, омываемом рекой Бакильоне, окруженном холмами и виноградниками.

С каждой стороны загородного дома была устроена лоджия, с которой можно любоваться прекрасным видом. Под открытыми площадками находятся хозяйственные помещения. Вилла Ротонда больше напоминает дворец, чем частную постройку. Близость Виченцы и красивый пейзаж вокруг подтолкнули Палладио к неожиданному решению – сделать все фасады здания равнозначными. La-Rotonda – первое светское сооружение эпохи Возрождения, которое венчает купол. Архитектор усвоил опыт древнеримских зодчих и создал проект, согласно которому центральный зал дома не должен был иметь ни одного окна. Помещение освещалось всего одним круглым окном, расположенным в купольном перекрытии. У здания, имеющего четыре равнозначных фасада, столько же главных входов с лестничными пролетами.

В отличие от других архитектурных памятников эпохи Возрождения, вилла Ротонда не противопоставляет себя окружающему ландшафту, а гармонично в него вписывается. К парадным воротам здания ведет широкая аллея для экипажей. При этом очевидно, что постройка, по замыслу автора, не должна была участвовать в агрокультурном комплексе. Задачей дома-храма было удовлетворение духовных потребностей владельцев.

Гений Андреа Палладио

Andrea Palladio – великий итальянский архитектор, живший и творивший в 16 веке. Его считают одним из самых влиятельных зодчих в истории. Большую часть наследия Палладио составляют загородные дома, расположенные в окрестностях Венеции и Виченцы. Вершиной творчества архитектора признана вилла Ротонда. Спроектированные зодчим усадьбы отвечали потребностям местной аристократии, извлекающей прибыль от грамотного использования земельных угодий. В каждой работе Палладио ярко проявилось его умение сочетать архитектуру и природу – превращать живописный пейзаж в комфортную для человека среду обитания.

Интересные факты о вилле Ротонда

Этот загородный дом существенно отличается от других работ автора и имеет ряд особенностей. Среди важнейших характеристик виллы Ротонда:

  1. Симметричность. Здание расположено на холме и с каждой стороны имеет по лоджии, с которой можно любоваться прекрасными видами. Andrea Palladio считал принцип симметрии основополагающим и старался сделать так, чтобы каждая сторона дома зеркально отражала другую. Благодаря правильным формам всех элементов усадьба имеет законченный вид.
  2. Круглое окно. Центральный зал La-Rotonda освещается за счет круглого окна, проделанного в куполе ротонды. Этот прием зодчий позаимствовал у создателей Пантеона.
  3. Бельэтаж. На второй этаж ведут широкие лестницы, из окон расположенных здесь жилых помещений открывается красивый вид.
  4. Правильные формы. Композиционно вилла состоит из простых геометрических фигур – куба, цилиндра и сферы. Отсутствие вычурных деталей делает постройку уравновешенной, гармоничной и целостной.
  5. Классические элементы. Архитектор талантливо применил к проекту жилой усадьбы наработки храмовой архитектуры – создал ротонду, высокий подиум.
  6. Планировка. По центру виллы Ротонда находится круглый зал, а по бокам от него – прямоугольные комнаты. Геометрия помещений имеет символическое значение: квадрат означает земную власть, а круг воплощает духовное начало.
  7. Высокий цоколь. Этот элемент храмовой архитектуры усиливает симметрию и придает зданию торжественный вид.
  8. Купол. Ла-Ротонда – первое светское сооружение с церковным куполом.

Туристам на заметку

Посетить виллу Ротонда можно как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно. Бронировать билеты заранее не нужно. Добраться до достопримечательности можно на автомобиле или автобусе, который следует от железнодорожного вокзала Виченцы. Осмотреть постройку можно снаружи и изнутри.

Вилла «Ла-Ротонда» (Италия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Вилла Капра «Ла-Ротонда» — это прекрасное ренессансное здание прямо за городской чертой, на холме, спроектированное Андреа Палладио. Настоящее её название — вилла Альмерико-Капра, но чаще её называют «Ла-Ротонда». Капра — это фамилия братьев, которые доделывали виллу после того, как она перешла к ним в 1592 г. Вместе с другими работами Палладио здание охраняется как часть мирового наследия.

В 1565 г. священник Паоло Альмерико на своём пути из Ватикана решил вернуться в родной город, Виченцу, и выстроить себе там сельский особняк. Этот самый дом, «Ла-Ротонда», стал одним из самых великих и знаменитых творений Палладио в мире архитектуры. Вилла Капра вдохновила других на создание тысяч похожих зданий.

Справедливости ради заметим, что сама вилла была выстроена под впечатлением от римского Пантеона.

Невероятные фрески создают впечатление, что вы находитесь не в салоне загородного дома, а в соборе.

В отличие от других вилл Палладио, здание первоначально не планировалось как постройка действующей фермы. Изощрённая конструкция задумывалась как то, что сейчас назвали бы пригородным домом. Сам Палладио называл здание «палаццо», а не виллой.

Это «палаццо», совершенно симметричное и квадратное в плане, получило четыре фасада, каждый с портиком. Вся постройка вписывается в воображаемый круг, который проходит через углы основной конструкции и центры этих портиков. Отсюда и взялось имя «Ла-Ротонда»; а ещё — от круглого купола (хотя технически слово «ротонда» не совсем верное). В каждом портике была выстроена лестница, по которой можно было подняться в небольшой кабинет или коридор, ведущий к центральному залу под куполом. Эти и все остальные внутренние помещения виллы были выверены с математической точностью, согласно правилам, которые Палладио положил сам для себя (и которые впоследствии опубликовал в своём труде по архитектуре).

Дизайн виллы отражает гуманистические ценности архитектуры Возрождения. Соответственно, в каждое из её помещений хотя бы в какое-то время дня попадает солнце. Лестница каждого портика украшена статуями античных божеств, а сами портики поддерживают по шесть колонн ионического ордера.

Строительство виллы началось в 1567 г., но ни Палладио, ни заказчик, Паоло Альмерико, не увидели его конца. После Палладио, как и в случае с театром «Олимпико», постройку доделывал Винченцо Скамоцци. Главное изменение, которое он внёс в оригинальный проект, — это модификация двухэтажного центрального холла. Палладио намеревался возвести поверх него полукруглый купол, но Скамоцци сделал его ниже и с окулусом, как в Пантеоне в Риме.

Интерьер виллы был так же изумителен, если не сказать больше, как экстерьер. Алессандро и Джованни Баттиста Маганца вкупе с Ансельмо Канера были наняты, чтобы расписать фресками все главные салоны (всего четыре). Среди них особенно выделяются Западный салон (его также называют Св. комнатой из-за религиозных сюжетов, на которые были написаны фрески стен и потолка) и Восточный салон, росписи которого в аллегорической форме рассказывают историю жизни первого владельца, Альмерико.

Жемчужина интерьера виллы — центральный круглый зал под сводами, окружённый балконом и поднимающийся на всю высоту здания, до самого купола. Невероятные фрески создают впечатление, что вы находитесь не в салоне загородного дома, а в соборе.

В 1979 г. американский режиссёр снял фильм-оперу по произведению Моцарта «Дон Джованни» на вилле «Ла-Ротонда». Фильм был номинирован на несколько премий «Сезар».

В те времена для построек ренессансного стиля было характерно определённое пренебрежение окружающими ландшафтами. Но только не для виллы «Ла-Ротонда». Она изумительно вписывается в ухоженный сельский пейзаж вокруг. Чудесные панорамные виды открываются с каждого из портиков: на луга, леса и далёкую Виченцу. Несмотря на то, что вилла кажется полностью симметричной, на самом деле каждый фасад отличается мелкими деталями (такими, как ширина ступенек). Это сделано для того, чтобы идеально гармонировать с несимметричным окружающим пейзажем.

«Ла-Ротонда»

Практическая информация

Вилла открыта для индивидуальных путешественников и групп. Предварительное бронирование не требуется.

Адрес: Via della Rotonda, 45.

Добраться до виллы можно на автомобиле по шоссе А4 (Милан — Венеция), съезд Vicenza Est в направлении Riviera Berica. Также можно доехать автобусом от ж/д вокзала Виченцы (маршрут № 8).

Время работы: вилла открыта для внутреннего осмотра с 10:00 до 12:00 и с 15:00 до 18:00 с апреля по октябрь. С ноября по март во второй половине дня вилла открыта для внутреннего осмотра с 14:30 до 17:00. С 21 февраля по 8 ноября вилла открыта только по средам и субботам.

Для осмотра снаружи вилла открыта круглый год по воскресеньям, вторникам, четвергам и пятницам. Часы работы те же.

Вход: 10 EUR. Внешний осмотр: 5 EUR.

Веб-сайт

Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Часть 1, Часть 2, Часть 3

Творчество Палладио, великого теоретика, может служить образцом и для работы архитектора-практика, ибо в каждом его произведении проявляется идеальность практического и историчность настоящего. И даже сегодня, когда архитектура полностью изменилась, трактат Палладио не утратил своего значения в процессе формирования художественного вкуса. Правила пропорций, столь важные в эпоху Ренессанса, и сегодня влияют на восприятие построек, и теория Палладио дает ключ к управлению этим важнейшим творческим инструментом – она «воспитывает глаз», учит видеть гармонию и несовершенство, находить способ добиваться лучшего и исправлять недостатки.

«Четыре книги об архитектуре» представляют собой феноменальный труд, который содержит в себе не только огромное количество высококлассных чертежей, но и целый ряд новаторский идей, входящих в настоящее время в основу архитектурной теории и архитектурного проектирования. Всего в нем приведены сто семьдесят полностраничных чертежей, не считая примерно такого же количества чертежных вставок в текст трактата. В ближайшем аналогичном труде архитектора Виньолы, содержится только тридцать два листа с гравюрами. По сравнению с Виньолой, Палладио делает огромный шаг вперед, так как помимо оформления канонов ордерных систем (отличных по пропорциям от канонов Виньолы), Палладио приводит также большое количество подробных графических фиксаций своих собственных построек (вторая и третья книги трактата) и подробных обмеров античных сооружений (четвёртая книга трактата). Исключительно важным представляется тот факт, что Палладио, впервые в истории архитектурной науки, приводит графические реконструкции разрушенных античных памятников (четвёртая книга трактата). Разумеется, эти реконструкции являются весьма упрощенными, без выявления исходной логики формообразования, но, тем не менее, они исключительно важны как первый опыт в этой важнейшей сфере архитектуроведения.

Изучение самих чертежей трактата дало возможность выявить целый ряд их особенностей, – в частности, пропорциональные, метрологические и масштабные.

Во-первых, благодаря тому, что Палладио приводит на страницах трактата шкалу линейки частей вичентийского фута (в дюймах и минутах), можно определить размеры чертежей. Оказывается, их ширина равна шести дюймам или, половине вичентийского фута, а высота равна девяти дюймам, или половине вичентийского локтя, что дает простейшую полуторную пропорцию – два к трем. Во-вторых, анализ самих чертежей показывает, что они были сделаны с активным использованием модульной сетки на основе мер виченчийской линейки. Многие линии чертежей первых трех книг трактата Палладио имеют разметку в винчентийских дюймах и минутах. В-третьих, сопоставление шкал вичентийской линейки с размерами чертежей второй, третьей и четвертой книг трактата показывает, что фактически мы имеем дело с масштабными чертежами. Большинство проектов Палладио выполнены в масштабе 1:40 (постройка Валерио Кьерикато, дом графа Изеппо де Порти, дом графа Оттавио деи Тьени и др.). На других объектах встречаются масштабы 1:80, 1:120, 1:36, 1:72 и т.д. Использование различных масштабов вызвано тем, что Палладио необходимо был «вписывать» различные по габаритным размерам объекты в пространство листа, имеющее единый размер шесть на девять дюймов. По всей видимости, чертежи Палладио являются первыми в истории проектными чертежами, выполненными в определенном, точно вычисленном масштабе.

Очень интересными представляются результаты анализа обмерных чертежей римского Пантеона. План Пантеона фактически полностью вписан в пространство листа. Сопоставление размеров плана и шкалы вичентийской линейки показывает, что план выполнен в масштабе 1:336. Чертежи фасадов и разрезов Пантеона выполнены в масштабе ровно в два раза крупнее, т.е. в масштабе 1:168. Масштаб интерьера Пантеона выполнен в масштабе крупнее масштаба плана уже в четыре раза, т.е. в масштабе 1:84. Детали ордера колоннады интерьера выполнены в еще более крупном масштабе – 1:21. Фактически получается, что Палладио использовал логически взаимоувязанную цепочку масштабов 336 – 168 – 84 –21 (16 – 8 – 4 – 1). Следует отметить, что соотношение масштаба ордера к деталям ордера в пропорции четыре к одному используется также в трактате Виньолы и в трактате самого Палладио в первой книге, где он приводит чертежи канонов ордерных систем. При этом, в отличие от Виньолы, Палладио уже умел мастерски компоновать на одном графическом листе разномасштабные чертежи. По всей видимости, он стремился к максимально плотному заполнению плоскости листа чертежной информацией.

Раскрытая в книге Палладио система композиции и пропорций римских зданий в России была воспринята как магический ключ к разгадке секретов искусства античности, правил следования совершенным образцам в архитектуре последующих классицистических стилей. Последователи не только досконально осмысливали архитектурно-теоретический трактат, но и обстоятельно обследовали архитектурно-творческое наследие Андреа Палладио во время своих путешествий по Италии с целью постижения тайн творческого мастерства и благородного духа античных и ренессансных зодчих. Последователи мастера образовали целое направление в европейской архитектуре, получившее название «палладианство». Обращение к нему остается актуальным в архитектуре до настоящего времени. Никакой другой архитектор не был так чужд шаблону и постоянной формуле. Каждое свое здание Палладио решал заново не только в общем, но и во всех его частностях. Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских домов (т.н. палаццо, или дворцов) и загородных резиденций (вилл).

Палаццо и вилла являются двумя проявлениями одной и той же социальной действительности. Городской дом должен вписаться в уже существующие пространственные рамки с учетом общего облика улицы. Вилла же расположена в пейзаже, открытом со всех сторон. Палаццо по отношению к улице – это, прежде всего, фасад, то есть плоскость. Как мастер архитектуры, Андреа Палладио упорным творческим трудом настойчиво добивался органической связи фасада палаццо с его планом, а всего здания в целом – с городской застройкой. В величавых дворцовых, а позже, и церковных, зданиях зодчий часто применяет т.н. большой ордер, охватывающий несколько этажей и отличающийся гипертрофированным масштабом, но при этом каждый пролет которого развивает мотив римско-триумфальной арки, римского величия и монументальности.

Палладио создал новый тип дворца, в котором пространство развито по глубинной оси. Сложившемуся в 15 веке строгому и замкнутому пространству флорентийского палаццо с четким плоскостным решением фасада Палладио придал более динамичное композиционное решение. Ранние дворцы в Виченце еще связаны с типом флорентийского палаццо. Ордерное решение фасадов плоскостное, а центральные дворы обустроены монументальными аркадами. В разнообразных решениях уже можно предугадать свободное и новаторское отношение к использованию ордерных элементов, которое будет присуще зрелым работам мастера.

Индивидуально и самостоятельно он проявил себя в конструктивном решении палаццо Кьерикати, начатое в 1550. После Базилики это одно из самых монументальных сооружений Виченцы. В нем соединены черты небольшого дворца и общественного сооружения, применен тот же прием соединения элементов лоджии и палаццо. Два яруса больших дорических колонн в первом этаже и ионических во втором окружают в виде галерей анфилады залов с центральным большим залом во втором этаже, выходящем стеной на фасад. Благодаря глубоким лоджиям в первом и втором этажах стена фасада приобретает объемность и рациональную тектонику, в которой ощущается предвосхищение принципов классицизма.

В палаццо Вальмарана (начато в 1566) был применён большой ордер в виде пилястр. Но самая знаменитая постройка Палладио, украшенная колоннадой большого композитного ордера — незаконченная Лоджия дель Капитаньо (1571-72) на площади Синьории в Виченце напротив Вичентийской Базилики.

Однако наиболее значительная часть наследия Палладио — многочисленные спроектированные им виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. Загородный дом был воспет еще в XIV веке Петраркой, который построил маленький домик, окруженный садом с оливковыми деревьями близ Падуи. К XVI веку шумная, запруженная городская улица сделала идею строительства загородного дома очень популярной. Многие из вилл Палладио предназначались лишь для жарких летних месяцев, хотя в некоторых хозяева проводили большую часть года. Архитектура сельских усадеб того времени только приобретала свои черты и практически начинается с Палладио. Поэтому его оригинальные виллы оказали на развитие архитектуры значительно большее влияние, чем даже такие ключевые и монументальные церкви, созданные Палладио позднее в Венеции, где зодчий провел последнее десятилетие своей жизни.

Из трех десятков вилл до нашего времени дошло семнадцать. Семь были разрушены или перестроены до неузнаваемости, четыре остались незавершенными и сохранились только фрагментарно, одна никогда не была построена, судьба еще одной неизвестна, так как ее расположение все еще никак не определено. Все здания разные. Палладио практически не повторялся в своих проектах, предлагая не больше двух вариантов каждого типа, прежде чем устремиться в новое, неизведанное ранее направление.

Все его виллы, к примеру, отличались разными лестничными подходами: пологими и крутыми; широкими, узкими и сужающимися у входа; многоступенчатыми парадными маршами с вазами и статуями на балюстрадах и скупыми на какое-либо убранство; прямоугольными и полукруглыми; прямыми, изогнутыми, центральными, заходящими с торцов портика и вообще без лестниц. Однако при всем этом разнообразии его виллы отличались четкими симметричными композициями, а каждая комната – приятными пропорциями, щедрой высотой плоских и сводчатых потолков и гармоничным взаимоотношением с окружающим ландшафтом.

В первой же своей вилле и во всех последующих Палладио удалось добиться одновременно тонкой художественности и утонченности в сочетании с крестьянской простотой. При одном лишь взгляде на любую из вилл Палладио не остается никаких сомнений, что перед нами фермерская усадьба. Они были приспособлены для ведения сельского хозяйства и отвечали потребностям аристократии, вкладывавшей капиталы в земельные угодья. Композиция каждого ансамбля строго симметрична — от парадного сада и подъездов через главный портик или аркаду, предшествующую парадным залам, к лоджии или портику противоположной стороны дома, выходящей во второй сад. Колонный портик с фронтоном в духе римской архитектуры придавал жилищу человека «храмовидный» характер, тем самым как бы возвышая личность владельца и круг его жизни. В виллах Палладио особенно замечательно проявилось его умение искусно сочетать архитектуру и природу, превращая пейзажное окружение в естественную среду обитания человека (для венецианцев это было особенно значимым, так как сама Венеция лишена зелени).

«В каждой постройке должны быть соблюдены… три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрение: это польза, или удобство, долговечность и красота», — писал Палладио.

Умение подчеркнуть гармоничность постройки, искусно поместив ее на фоне живописных венецианских пейзажей, пригодилось ему и в дальнейшем.

Виллы Палладио чрезвычайно разнообразны в композиционном решении — от роскошных творений (Бадоэр во Фратта Полезина, 1565; Корнаро в Пьомбино, 1564; Фоскари в Мальконтента, 1560-е годы; Барбаро в Мазер, близ Виченцы, 1560—1570-е годы) до более скромных зданий (Эмо в Фанцоло; Дзено в Чессальто, Сарачено в Финале, Пойяна в Пойяна, Маджоре, все 1560-е годы).

В ориентации самого здания, являющегося главным композиционным ядром по отношению к наиболее красивым местам окружающего ландшафта, всегда присутствует тонкий расчет. Постройка разворачивается фронтально к дороге, воде или долине. Фасад зданий дополнен портиком и окружен глубокими лоджиями, связь с садом осуществлена при помощи широких лестниц и пандусов. Композиция ансамбля строго симметрична — от парадного сада и подъездов через главный портик или аркаду, предшествующую парадным залам, к лоджии или портику противоположной стороны дома, выходящей во второй сад. Служебные постройки часто выполненные в виде боковых флигелей, в которых тоже используются элементы ордера, примыкают к центральному объему здания, составляя с ним единое целое в конструктивном и декоративном решениях.

Вилла графов де Тиени – жилище людей, которые могут позволить себе соединять приятное с полезным. Судя по размерам двора, выполняющего и хозяйственные, и «представительские» функции, в поместье должна была кипеть деловая жизнь и развлечения. В одном из флигелей – погреба и амбары, в другом – конюшни. Посреди главного дома – парадный зал на всю высоту здания. Верхний проем освещает не только зал, но и лестницы. Все комнаты высокие, просторные. Фасад украшен «парадным» коринфским ордером. Даже служебные галереи, соединяющие дом с хозяйственными постройками, оформлены как парадные колоннады великолепного ионического ордера. Палладио придавал огромное значение, говоря современным языком, «функциональности планировки». «Нужно сугубо заботиться не только о разных частях постройки, – лоджиях, залах, дворах, парадных комнатах, лестницах, просторных, светлых и легких для подъема, – но и о том, чтобы и самые мелкие и невзрачные части были удобно расположены для обслуживания главных и более значительных». Мы знаем о виллах прежде всего благодаря книге самого архитектора. В ней мало текста, но много собственноручных рисунков автора. Это своего рода иллюстрированное пособие, книга рецептов для архитекторов с подробными описаниями планов, фасадов, классических ордеров и гармонических пропорций. Книга переведена на многие языки, часто переиздается и по сегодняшний день.

Подлинным шедевром Палладио является вилла Ротонда в Виченце (начата в 1561, достроена В. Скамоцци). Архитектор мастерски использовал в обычном жилом доме классические детали храмовой архитектуры – высокий подиум, портик, фронтон и ротонду. Они придают зданию величественность и благородство.

Центральный круглый зал виллы окружен прямоугольниками комнат. Таким образом, план «Ротонды» объединяет две геометрические фигуры с символическим значением: квадрат, олицетворяющий власть земную, и круг, воплощение духовного начала. Пролеты лестниц скрыты стенами, которые служат опорами для купольного зала-ротонды.

Древние греки и римляне пристраивали портик только к главному фасаду. А Палладио расположил колонные портики с фронтонами на каждом из фасадов, что придало композиции законченную симметрию, особенно впечатляющую с дальнего расстояния. Высокий цоколь, характерный для архитектуры храмов и крепостей, усиливает композиционную симметрию виллы «Ротонда» и подчеркивает торжественное величие здания. Это первая центрическая купольная постройка светского назначения. Здание выстроено в пропорциях золотого сечения по типу бельведера с круглым, перекрытым куполом залом со световым фонарем и расположенными вокруг него по сторонам фасадов легкими ионическими шестиколонными портиками с лестницами. Выстроенная на холме изящная вилла доминирует в окружающем пространстве. Хозяйственные помещения заглублены в холм по сторонам главного подъездного пути. Композиционные приемы Палладио были восприняты европейской архитектурой и определили характер загородных резиденций неопалладианского типа в 17 и 18 столетиях.

Андреа Палладио создал десятки вилл, однако именно Вилла Ротонда — по сути, загородный гостевой дом — обрела исключительную популярность. Подражания и даже почти точные повторы этой виллы можно найти и в Англии, и в России.

Принципиально новое решение было присуще и трем культовым постройкам в Венеции — церквам Сан-Франческо делла Винья, Сан-Джорджо Маджоре на острове того же названия и Иль Реденторе на острове Джудекка. Палладио трактует фасад, как бы налагая более узкий четырехколонный высокий портик, соответствующий центральному нефу базилики, на более широкий и низкий портик, охватывающий габариты боковых нефов. Подобное совмещение на фасаде как бы двух объемных портиков, разнообразное использование большого и малого ордеров четко выражает тектоническую структуру церквей. Графический рисунок портиков четко читается с отдаленного расстояния. Пространство интерьеров имеет развитие за алтарем в виде длинного сводчатого хора, отделенного от алтарного пролета колоннадой: прямой и двухъярусной (Сан Джорджо Маджоре) или полукруглой (Иль Реденторе), напоминающей театральную кулису. Светский характер интерьерам церквей Палладио придает классическое спокойствие отделка из белого мрамора, сдержанность скульптурного и живописного декора. Если виллы Палладио в целом объединяет впечатление гармонии и умиротворенности форм, то в его церквах главное — динамика форм, иногда — взволнованная патетика. Создавая церкви, Палладио отошел и от традиционной планиметрической схемы построения христианской культовой архитектуры. Внутри они просторные и светлые, с боковыми капеллами, со следующими одна за другой плоскостями стен и сводов, белизна которых подчеркивается еще более светлыми частями интерьера. Архитектурной доминантой города является собор Сан-Марко. Его купола кажутся сделанными из перламутра, необычайно высокая колокольня, решенная в красном и белом цветах, выделяется на фоне неба.

Поздние общественные постройки Палладио тяготением к масштабности форм близки архитектуре барокко. Строительство Лоджии дель Капитаньо (1571), расположенной напротив Базилики в Виченце, совпало с победой венецианцев над турками в битве при Лепанто и потому не случайно своей композицией она напоминает римскую триумфальную арку. В рельефах боковых фасадов на ней изображены взятые в боях трофеи. Плоскость стены здесь утверждается иными средствами, чем в Базилике. Два этажа объединены мощными полуколоннами коринфского ордера. Арки первого этажа, прямоугольные окна второго и маленькие квадратные третьего (аттикового) разделены на фасаде горизонтальными линиями балконов. Сильно вынесенный карниз дополняет подчеркнутые горизонтальные членения стены, которые совершенно погашаются колоссальным ордером лоджии. Благодаря экспрессивному сочетанию вертикальных и горизонтальных членений пластическое решение фасада обретает почти барочную напряженность. Подлинным шедевром Палладио явился театр Олимпико, сооруженный для открытой им Олимпийской Академии в Виченце (1580-1585, окончен В. Скамоцци).

Он представляет собой переосмысленный зодчим вариант античного театрального здания. Небольшой высокий амфитеатр с каменными скамьями-ступенями обнесен сверху колоннадой, увенчанной скульптурными статуями. Амфитеатр примыкает к сцене, приподнятой над полом зала и обнесенной стенами с трех сторон. Но в отличие от античного театра пространство сцены развито в глубину, сцена имеет постоянную богатую архитектурную декорацию (колоннады двух ордеров, пилястры, ниши, скульптурный декор), зрительный зал и сцена перекрыты общим плоским потолком. Сквозь центральный проем в виде арки и четыре боковых проема видны расходящиеся улицы города. Элементы иллюзорной барочной перспективы, включенные в композиционное решение сцены, явились оригинальным нововведением зодчего, предвосхитив решения архитекторов и сценографов барокко.

Здания, спроектированные и построенные Палладио, до сих пор используются жителями Виченцы, которые бережно относятся к ним, реставрируют и гордятся творениями своего великого соотечественника. Эти постройки и сейчас удивляют тем, насколько продуманны их планы, как хорошо они приспособлены под нужды владельцев. И, конечно же, все эти прекрасные строения поражают своей красотой: ведь для архитектора это один из важнейших моментов.

Для произведений Палладио характерно стремление к соразмерности и симметрии, определяющих план здания и облик фасадов, что придает зданию законченность. Даже служебные постройки не обойдены вниманием и составляют единый гармоничный ансамбль с основным зданием, например, галереи виллы графов де Тиени, оформленные как парадные колоннады.

На примере своих построек, сочетающих одновременно простоту, изящество и удобство, Палладио показал, как достижения античной архитектуры могут быть творчески переработаны и использованы с учетом современных потребностей.

Шло время, принося с собой новые стили, технологии и взгляды на архитектуру, но вклад Палладио не померк, оказывая несомненное влияние и на современную архитектуру. Теория Палладио дает ключ к видению гармонии и несовершенства, позволяя создавать лучшее и исправлять недостатки.

Античный ордер становится для Палладио не столько незыблемым нормативом архитектурного образа, сколько материалом для многообразнейших вариаций, с невиданной до сих пор гибкостью учитывающих конкретные условия строительства. Развивая почти все сложившиеся до него разновидности палаццо и добавив к ним много новых, Палладио добивался естественной связи фасада с планом, а всего здания в целом — с городской застройкой.

Концепция открытой архитектуры, гармонически сливающейся с окружающей средой, с особой силой проявилась в виллах Палладио, проникнутых элегически-просветлённым чувством природы. А в церковных зданиях, принадлежащих к позднему периоду его творчества, Палладио, совмещая на фасаде большой ордер с малым, сумел органически соединить мотив античного храмового портика с базиликальным внутренним пространством, исполненным ясного покоя.

Все творчество Палладио пронизано сознанием двух вещей: того, что классический идеал — это высший и безупречный образец гражданской жизни, и того, что к конкретному воплощению этого идеала можно приблизиться, исходя из практических запросов и специфических условий, учитывая местоположение и назначение здания. Стремление к соразмерности и симметрии, характерное для многих произведений Палладио, определяет план всего здания и каждого из фасадов. А правильные формы и строгая композиционная симметрия придают зданию законченный вид.

Часть 1, Часть 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *