Вертолетное училище Сызрань

Романтика неба и полетов околдовывает многих мальчишек. Столько книг об этом написано, столько фильмов снято, столько песен спето! Немудрено, что большое количество представителей «сильной половины человечества» с младых ногтей грезит небом. А для того чтобы подросшие мальчишки могли исполнить свою детскую мечту, существует множество специальных летных училищ. Одно такое есть и в Сызрани. В нашем материале подробно рассмотрим историю создания и сегодняшнее функционирование Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков.

Экскурс в историю

Несмотря на то что официальной датой рождения Сызранского летного училища принято считать 1940 год, предвоенный год, в связи с чем, собственно, асы авиации и требовались в больших масштабах, тем не менее корни этого учебного заведения пущены намного глубже. Все началось в далекие двадцатые годы минувшего столетия, если быть точнее, то в 1927 год. Именно тогда в Серпухове, что в Московской области, был создан авиационный отряд, получивший номер 22. За десятилетие с лишком, прошедшее до 1940 года, с двадцать вторым авиационным отрядом из Серпухова много чего случилось. Его перекинули в Саратов, ввели в состав одного из стрелковых корпусов, много раз переименовывали; наконец, на его базе создали Саратовскую военную авиационную школу пилотов (впоследствии это название также неоднократно менялось) – и именно этот этап становится официальной точкой отсчета в существовании летного училища в городе Сызрани.

Итак, в 1940 году в Саратове появилась школа пилотов. Она находилась там не так уж и долго – уже в 1945 году ее передислоцировали в Пугачев (Саратовская же область), но еще четырьмя годами раньше – то есть практически сразу же после образования – из школ пилотов данное учреждение превратилось в планерную школу. Все дело в том, что в условиях начавшейся войны остро требовались хорошо подготовленные планеристы – этим и занялось учебное учреждение Саратова. После войны, в Пугачеве, планерная школа стала принадлежать ВДВ.

До того момента, как в истории Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков стала фигурировать собственно Сызрань, прошло еще достаточное количество времени, и за эти годы в бывшей планерной школе много что успело поменяться. Например, активно стали осваивать вертолеты, выпустили множество молодых специалистов. Жизнь шла своим чередом, однако наступил 1960 год, и авиационное училище переехало из Пугачева в Сызрань. Впрочем, свое нынешнее название оно получило еще лишь через шесть лет после перемены «места жительства». Так началась новая веха…

Училище в настоящее время

На сегодняшний день Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков является филиалом военного учебно-научного центра ВВС, дислоцирующегося в Воронеже — на протяжении вот уже десяти лет. Сейчас это — высшее учебное заведение (было превращено в институт еще в 1998 году), несмотря на то, что по старой памяти все продолжают называть его просто училищем. Современное оборудование, прекрасная учебная база, высококвалифицированный преподавательский состав — вот то, что отличает летное училище в Сызрани от прочих ему подобных по всей стране. А знания, получаемые студиозусами относительно вертолетов и всего, что связано с ними, — просто огромны. Выпускники сызранского филиала воронежского военного центра — а выпускают здесь офицеров, — успешно трудятся во всех родах войск Вооруженных сил страны и даже за ее пределами. Сызранское училище известно далеко за пределами региона, отмечено положительными отзывами, обладает высокими наградами.

Особенности учреждения

Самой главной особенностью военного института Сызрани является уже многократно упомянутая выше подготовка военных вертолетчиков — единственная в стране. Но это не все – ведь, помимо основной деятельности, огромное внимание в образовательном учреждении уделяется и… вертолетному спорту (да-да, имеется в нашей стране и такой — аж с 1959 года). Это увлечение поддерживается руководством училища сразу в нескольких целях: во-первых, оно подогревает у курсантов интерес к вертолету, во-вторых, повышает личное мастерство каждого тренирующегося, что позволяет на выходе получить из вчерашнего «зеленого» студента настоящего профи.

Интересно, что при обучении на самолете существует некая градация авиации – она делится на штурмовую, транспортную, бомбардировщиков и так далее. Вертолетчики же – люди универсальные: они способны летать на вертолетах совершенно любого типа, и в этом состоит еще одна особенность данного заведения.

Имеющиеся специальности

В Военном центре Воронежа, филиалом коего и является учреждение в Сызрани, в нынешний момент функционируют десять кафедр, которые и заняты «натаскиванием» будущих асов авиации. И не только асов, конечно — ведь одним из направлений в данном учебном учреждении является еще и авиационная техника. Однако здесь присутствует некое «разделение труда»: подготовка авиационных техников осуществляется исключительно в Воронеже. Там для этого есть все необходимое оборудование, функционирует несколько факультетов технической направленности и тому подобное. В Сызрани же техников не готовят. Таким образом, специальность в Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков лишь одна — летчик вертолета. Официально наименование этого направления звучит как «Летная эксплуатация авиационных комплексов – вертолет».

Летчик вертолета

Подготовка летчиков в стенах сызранского филиала воронежского образовательного заведения длится пять лет, по истечении которых вчерашний курсант становится специалистом и получает офицерское звание лейтенанта. Первые два года курсанты обучаются «на земле», летать же начинают с третьего года, весной – для этого ездят на саратовский аэродром. Первые полеты проходят на вертолетах «Ансат-У» и Ка-26, выпуск осуществляется на Ми-8 и Ми-24. С третьего же курса ребята начинают и прыгать с парашютом.

Курсанты получают стипендию, как и любые другие студенты. На первом году обучения она невелика, но со второго года достигает порядка двадцати тысяч рублей – все дело в том, что именно на втором курсе учащиеся подписывают контракт.

Участие в столкновениях

Двадцатое столетие было богато на вооруженные столкновения. Курсантам Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков также пришлось участвовать в них. И речь сейчас не только о Великой Отечественной войне, в которой все вышеупомянутое учреждение сражалось геройски (в том числе, кстати, и под Сталинградом), но и о более поздних войнах — Афганистанской и Чеченской. Обе они были не менее страшными, обе унесли множество жизней. И в обеих плечом к плечу воевали, помимо прочих, представители данного летного училища — сотни человек, двенадцать из которых получили звание героев Советского Союза в Афганской войне и девятнадцать — в Чеченской. Мало того — на долю выпускников училища выпала и миссия по устранению последствий печально известной катастрофы на станции в Чернобыле. Более сотни человек принимало участие и в этой операции, один из них стал героем страны — к сожалению, посмертно.

Условия поступления

Отбор в училище проходит летом, с первого по тридцатое июля. Он включает в себя несколько этапов, первый из которых предполагает осмотр медицинской комиссией. Каждый кандидат в курсанты должен пройти определенных докторов, которые заключают, годен ли этот человек по состоянию здоровья к службе подобного рода. В общем, все как в военкомате после получения повестки.

Если медкомиссия допускает абитуриента до следующего этапа отбора, он должен пройти осмотр психиатром — и также получить заключение о своей профпригодности (или отсутствии таковой). Только после этого можно переходить к третьему этапу — вступительным экзаменам. Они сдаются в школьном потоке в форме ЕГЭ — математика (является основной для поступления), русский язык и физика. Раньше было возможно сдать ЕГЭ в институтской волне, в июле, однако по новым требованиям это более невозможно. Допускается лишь досрочное прохождение испытаний — в апреле. В июле же в училище приносят результаты ЕГЭ, а в рамках поступления сдают исключительно физкультуру: стометровка, кросс на три километра и подтягивание на перекладине. Таким образом, каждый кандидат «в депутаты» должен быть здоровым, сильным и физически выносливым — это неотъемлемая характеристика любого летчика.

Кто может претендовать на поступление

Далеко не каждый гражданин имеет право даже попытаться стать курсантом сызранского летного училища. Могут это сделать следующие товарищи:

  • те, чей возраст от 16 до 22, если они не служили в армии/те, чей возраст до 24 лет, если они служили в армии;
  • те, чей возраст до 27 лет, если они служат по контракту и срок первого контракта истек наполовину;
  • те, кто весит не более 80 килограммов при росте от 160 до 190 сантиметров;
  • те, чье зрение не менее 1,0 на каждом глазу;
  • те, кто является гражданином РФ.

Важно: в том случае, если вы хотите поступать в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, однако имеете судимость или приводы в полицию, вашу кандидатуру комиссия рассматривать не будет, даже если вы подходите по всем параметрам. Что же касается вопроса о том, какие документы необходимо предоставить при поступлении, этот вопрос можно уточнить непосредственно в приемной комиссии учреждения.

Руководство училища

Вот уже почти шесть лет начальником летного сызранского является полковник Александр Асанов. Ему чуть-чуть за пятьдесят, он появился на свет в Кемеровской области – от места службы далековато. Однако высшее образование получал уже в Саратове, после чего окончил также Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина.

В сызранском училище сначала был заместителем командира эскадрильи, затем – командиром учебного вертолетного полка, наконец – заместителем начальника. Является летчиком-инструктором первого класса с общим налетом более трех тысяч часов.

Контактная информация

Адрес Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков следующий: г. Сызрань-7, улица маршала Жукова, здание под номером 1. Все необходимые телефоны и электронную почту, с помощью коих можно связаться с училищем, допустимо посмотреть на сайте головного учебного заведения в соответствующем разделе.

Отзывы об образовательном учреждении

Что говорят об обучении в стенах летного сызранского? Что это действительно высококлассное учебное заведение. Заниматься там, конечно, нелегко – как и в любом другом военном учреждении, — однако все сложности стоят того. В преподавательском составе – сплошь профессионалы, опытные летчики-инструкторы, которые много требуют, но и много отдают взамен. Как показывает практика, случайных людей в летном училище нет – если человек поступил туда, то он по-настоящему бредит небом, а значит, учеба будет ему только в радость.

Интересные факты

  1. Это единственное учреждение в нашей стране, которое занимается подготовкой военных летчиков-вертолетчиков.
  2. В данном военном институте единовременно обучается более полутора тысяч человек — они-то и составляют будущее российской авиации.
  3. В сызранском училище занимаются не только российские курсанты, но и приехавшие из разных государств — например, Армении, Китая, Анголы, Монголии, Шри-Ланки и так далее.
  4. Благодаря сызранскому училищу в Советском Союзе имелось более двухсот мастеров по вертолетному спорту, двое из которых стали чемпионами мира.
  5. Обучение в данном образовательном заведении ведется на вертолетах Ми-8 и Ми-24.

Такова информация о единственном вертолетном училище – высшем военном училище города Сызрань.

Правила приема и порядок поступления в Филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина»
(г. Сызрань, Самарская область) в 2017 году

История филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» (г.Сызрань) начинается с Саратовской военной авиационной школы пилотов, сформированной 20 марта 1940 года на основании Директивы ГУКА от 16.03.1940 года. Эта школа произвела лишь один выпуск на самолетах Р-5.

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала особо подготовленных пилотов-планеристов для выполнения специальных заданий в тылу противника. На основании приказа НО СССР от 4.09.1941 года школа пилотов была переформирована в планерную школу ВДВ КА и всю войну занималась подготовкой пилотов-планеристов. Во времена войны было подготовлено более 600 боевых планеристов.

В 1946 году училище перебазируется в г. Пугачёв (Саратовская обл.), преобразуется в планерное училище (Директива ГШ МВС от 8.06.1946г.) и занимается подготовкой командиров тяжёлых планеров.

В мае 1952 года училище переименовано в 160-е военное авиационное училище лётчиков и с осени 1952 года приступило к освоению принципиально новой авиационной техники – вертолета. В 1960 году оно перебазируется в г. Сызрань, в 1963 году получило наименование Сызранское военное авиационное училище лётчиков и в 1966 году становится высшим.

В 1998 году постановлением Правительства РФ №1009 от 29.08.1998 года Сызранское ВВАУЛ преобразовано в Сызранский военный авиационный институт. В июле 2004 года распоряжением Правительства РФ № 937-р Сызранский ВАИ преобразован в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт). На основании распоряжения Правительства РФ от 24.12.2008 г. №1951-р. Сызранское ВВАУЛ (ВИ) было реорганизовано в филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г.Сызрань).

Последовательно обучение курсантов производилось на вертолетах Ми-4, Ми-1, Ми-8, Ми-2, Ми-24, Ка-27. За 75 лет подготовлено более 18000 летчиков, более 13000 из них – вертолётчики. Школа пилотов, планерная школа, планерное училище, военное авиационное училище летчиков, высшее военное авиационное училище летчиков, военный авиационный институт и снова высшее военное авиационное училище летчиков – такие ступени прошел филиал за эти годы.

В мае 2015 года училище торжественно отметило свое 75-летие.

На протяжении всей истории училища его выпускники всегда показывали себя профессионалами высочайшего класса. Так было при выполнении специальных заданий по спасению людей и по пере­возке грузов во время весенних паводков, обеспечении поиска и эвакуации космических объектов, ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в огненном небе Афганистана.

Сегодня филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Сызрань) является уникальным военным учебным заведением. Специалистов для ВВС, авиаций силовых структур и ВМФ РФ такого профиля как здесь, не готовят больше нигде. Сейчас обучение и летная практика курсантов проходят в городах Сызрани, Саратове (п. Соколовый).

В стенах филиала проходили и проходят подготовку военнослужащие армий ближнего зарубежья – Таджикистана, Казахстана, Киргизии, Туркменистана, а также дальнего зарубежья – Анголы, Бурунди, Вьетнама, Гвинеи, Джибути, Китая, Лаоса, Монголии, Никарагуа, Мали, Мозамбик.

Сведения о почётных наименованиях, отличиях и наградах

В декабре 1982 года Сызранскому высшему военному авиационному училищу лётчиков приказом Министра обороны СССР было присвоено почетное наименование: «Имени 60-летия образования СССР».

Семь выпускников планерной школы Воздушно-десантных войск Красной Армии, участников Великой Отечественной войны, удостоены звания Героев Советского Союза, а один из них – Т. Я. Бегельдинов, удостоен этого звания дважды.

51 выпускник училища удостоены звания Герой Советского Союза, Социалистического труда и России.
Настоящей проверкой летного мастерства, мужества, героизма и отваги авиаторов училища стало их участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. 28 участников этих боевых действий удостоены высокого звания Героя Российской Федерации, 9 из них – посмертно.

63 выпускников стали генералами, 204 – удостоены почётных званий «Заслуженный летчик-испытатель» и «Заслуженный военный летчик». 132 выпускника окончили СВВАУЛ с золотой медалью.

Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Сызрань, Самарская область) — сегодня

Методическая работа в филиале организована и осуществляется в соответствии с требованиями руководящих документов. На всех кафедрах по всем учебным дисциплинам всех специальностей созданы современные учебно-методические комплексы, в состав которых входит комплекты всей необходимой учебно-методической документации. На кафедрах разрабатываются и издаются учебники, учебные и учебно-методические пособия обеспечивающие проведение всех видов занятий и других видов образовательной деятельности (выполнение курсовых, дипломных и выпускных квалификационных работ, проведение зачетов и экзаменов, выпускных аттестационных испытаний).

В настоящее время на кафедрах филиала разработана методическая документация, позволяющая осуществлять обучение летного и курсантского состава на новые типы авиационной техники, в том числе Учебно-методические пособия по особенностям эксплуатации вертолетов Ми-28Н, Ми-24В(П), Ми-8МТВ, Ка-52.

Филиал обеспечен современной тренажерной базой, отвечающей требованиям подготовки летного состава на разных типах вертолетов.

Филиал осуществляет летную подготовку (практику) курсантов старших курсов на трех аэродромах учебной авиационной базы в г.г.Сызрань, Саратов, Пугачев.

В филиале имеются компьютерные классы, специальные лаборатории и специальное оборудование, которые используются для проведения научной работы.

Для проведения занятий по физической подготовке в филиале имеется: стадион — основное спортивное ядро (беговая дорожка, футбольное поле, трибуна на 200 чел.); спортивный зал; отдельный тренажерный зал; зал для рукопашного боя; гимнастическая площадка с многопролетными гимнастическими снарядами; полоса препятствий; площадки для игры в волейбол, баскетбол; стрелковый тир; площадка для игры в хоккей; лыжехранилище; помещение для гидротермических процедур.

В филиале создана электронная библиотечная система. Общее число изданий, включенных в ЭБС филиала – 584.

Для обеспечения учебного процесса в филиале имеется база, которая включает в себя: лабораторию вычислительной техники, лабораторию технических средств обучения, учебный аэродромный комплекс, редакционно-издательское отделение, типографию.

Следует заметить, что вертолёты Ми-4 как новый и сложнейший тип летательных аппаратов поступили в училище без окончания войсковых испытаний. Они проводились в процессе их эксплуатации. В этом ответственном деле наряду с отдельными строевыми подразделениями участвовал как лётный так и технический состав Пугачёвского училища. Трудностей было очень много. Достаточно сказать, что к тому времени, ещё не существовало ни постоянных инструкций по эксплуатации вертолётов, ни учебников, ни пособий. Работали по «Временному заводскому руководству». Техника нередко отказывала. В училище постоянно находились заводские бригады, устранявшие производственные дефекты. Дважды для изучения отказов и анализа их причин в наше училище приезжал Генеральный конструктор М. Л. Миль.

Дал о себе знать и психологический фактор. Необходимость перехода на вертолёт у отдельных лётчиков вызвала настороженность, смущали внешний вид летательного аппарата, небольшая максимальная скорость, кажущаяся ненадёжность отдельных узлов, агрегатов, ограничения в полётах, отсутствие дублирующих приборов. Кроме того, лётчики привыкли к мысли, что в воздухе их держат крылья, которые являлись не только символом полёта, но и действительно материальной опорой. У вертолёта их не было. Отсюда сомнения: нет крыльев – нет опоры, нет полёта…

Потребовалось время, чтобы по-настоящему понять и по достоинству оценить лётные и боевые качества нового летательного аппарата. Постепенно вертолёт понравился и молодым и опытным лётчикам.

Вертолетчикам училища, только начавшим использовать уникальные возможности своих летательных аппаратов, представилась такая возможность. Так, весной 1957 г. во время наводнения в районе города Уральск лётчики, штурманы и техники училища десять дней мужественно боролись со стихийным бедствием. За это время ими было вывезено из затопленных районов 4226 человек, из них 1305 детей и 65 тяжело больных, 386 человек снято непосредственно с крыш домов. Вертолетчиками перевезено различных грузов 188 тонн, в том числе 179 спасательных многоместных лодок, 463 палатки, 780 кг взрывчатки, 69 тонн продовольствия, одежды и медикаментов.

В 1960 году училище было перебазировано из города Пугачёв в город Сызрань. Командование, летный, инженерно-технический состав училища постепенно освоили вертолетную технику, наладили летную подготовку курсантов. Если первый выпуск офицеров-вертолетчиков, произведенный в ноябре 1954 года составлял 77 человек, то в последующем подготовка авиационных командиров росла и колебалась в пределах 100 – 200 человек. Так, за период с 1954 по 1968 год училище подготовило 2266 лётчиков вертолётной авиации по среднему профилю (с 3-х годичным сроком обучения). При этом ежегодный выпуск лётчиков увеличился почти в 3 раза, а в 1957 и 1958 годах было произведено по два выпуска в год.

О романтике, опасностях и рисках не только для карьеры, но и самой жизни офицера начала эпохи освоения вертолётной техники сегодня ходят легенды. Одна из подлинных историй, многими нынче воспринимаемая как авиационная байка, на самом деле произошла на одном из аэродромов Сызранского ВВАУЛ. Пионеры-вертолетчики, осваивавшие новую технику и прежде летавшие на самолетах с большим трудом осваивали премудрости практической вертолетной аэродинамики. А тут новый вид полета – полет с грузом на внешней подвеске, на 8-15-метровом тросе. Дошло до того, что весь лётный состав отказался выполнять данный вид полётов. Ситуация разрешилась по-военному просто и оригинально.

И тогда генерал Фёдор Герасимович Кисель, начальник училища, построил на аэродроме полк, запустил один из вертолётов и лично выполнил 8-минутный стандартный полёт «по кругу» с грузом на внешней подвеске, личным примером доказав его безопасность и возможность выполнения. Так что здесь необычного и тем более рискованного? Дело в том, что вертолёт был снаряжен не обычным грузом – металлической болванкой или ящиком с песком Роль груза выполнил один из командиров полков – летчик-фронтовик полковник А. С. Буланов.

Только любовь к лётной профессии, вера в надёжность и боевые возможности советских вертолётов и, наконец, личное мужество – вот слагаемые этого, ставшего училищной легендой, полёта. Сегодня полёты с грузом на внешней подвеске, хотя и считаются достаточно сложными, но прочно вошли в курсы боевой подготовки, их освоили тысячи вертолетчиков.

Летчики-инструктора Пугачевского вертолетного училища оставили свой яркий след в истории покорения космоса. В начале 1960-х годов несколько экипажей постоянно находились в состоянии готовности к вылету по «космосу». Работа была сложной и очень ответственной. Но не было случая, чтобы полетное задание оставалось невыполненным или выполненным плохо. Наиболее часто в таких непростых полетах участвовали лётчики В.В. Алексенцев, Ю.П. Митин, Ю.А. Черняев, Б.С. Прияткин, С.А. Ристивоевич и другие. Все они поощрялись командованием военного округа, а капитан Ю.П. Митин был удостоен ордена Красной Звезды. В Указе Президиума Верховного Совета Союза ССР от 17 июня 1961 года указывалось, что Юрий Петрович награжден «за успешное выполнение задания правительства по подготовке и осуществлению первого в мире полета советского человека в космическое пространство на корабле-спутнике «Восток».

С 1967 года Сызранское вертолетное училище перешло на один из самых совершенных вертолетов мира – Ми-8, а с 1980 года – на Ми-24. На новых, более современных модификациях этих вертолетов проходят летное обучение курсанты и в настоящее время.

Долгое время Сызранское, как и другие военные авиационные училища страны готовили вертолётчиков по профилю среднего училища с 3-х годичным сроком обучения. Однако специфика вертолётной техники, её совершенствование, а также то обстоятельство, что выпускники лётных училищ должны были быть готовы и к квалифицированному руководству воинскими коллективами, к взаимодействию с другими родами войск на поле боя, – потребовали расширить содержание и повысить качество подготовки выпускников училищ. Поэтому в 1969 году выпуска офицеров-вертолетчиков не было, так как срок обучения был увеличен на один год в связи с переходом училища на высший профиль с четырехгодичным обучением.

В 1970–1991 годах, в период работы Сызранского ВВАУЛ по высшему профилю (с 4-х годичным сроком обучения), подготовка кадров вертолётной авиации стала ещё более масштабной. Так в 1970-е годы среднегодовое число выпускников колебалось в пределах 300-350 чел., а в средине 1980-х, в пик боевых действий в Афганистане, ежегодное число выпускников с дипломом летчика инженера было около 400 человек.

Потребность в военных вертолётчиках была столь велика, что, начиная с 1970 года, её стали удовлетворять два училища – Сызранское и Саратовское, а с 1986 года в эту работу включилось и Уфимское училище.

К тому же обеспечение всё возрастающих потребностей войск в лётных кадрах не удовлетворялась выпускниками-летчиками с высшим образованием, поэтому работа Сызранского ВВАУЛ велась широким фронтом сразу по нескольким направлениям: в виде заочной формы обучения офицеров-вертолётчиков; в виде экстерната; в виде одногодичных офицерских курсов.

Подготовка кадров военных вертолётчиков в форме экстерната в Сызранском училище проводилась в период 1969–1987 гг. Количество выпускников в разные годы колебалось от 40 до 468 человек. Наибольшее количество военных вертолётчиков по заочной форме обучения было подготовлено в 1969–1975 гг. (максимум – в 1971 г. — 416 и 1972 г. 468) и в 1979–1984 гг. Всплеск 1969–1975 гг. был обусловлен общим расширением числа вертолётных частей и подразделений в ВС СССР, а всплеск 1979–1984 гг. – вызван ведением боевых действий в Афганистане.

В 1980-1983 годах подготовка кадров военных вертолётчиков на велась на одногодичных офицерских курсах. То есть, в период активизации боевых действий ограниченного контингента Советских войск в Афганистане (ОКСВ) только за счёт одногодичных офицерских курсов было подготовлено более 800 военных вертолётчиков.

Пиковые нагрузки накладывали дополнительные трудности на процесс подготовки военных авиаторов. Но задачи, которые ставились перед Сызранским вертолетным, всегда выполнялись с высоким качеством.

Десятилетие 1980-х оказалось самым интенсивным в вопросе лётной подготовки курсантов за все годы существования училища: боевые действия в Афганистане с участием Ограниченного контингента советских войск требовали новых и новых кадров. Боевые возможности вертолётов сделали их незаменимым средством в операциях, проводимых в первую очередь в интересах общевойсковых частей и подразделений Сухопутных войск. Начиная с 1980 года и в течение четырёх последующих лет, училище перешло на ускоренные выпуски молодых лейтенантов, которые стали проводиться не осенью, а весной. Количество выпускников вместе с офицерами одногодичных курсов (выпускники аэроклубов), экстерната и заочного обучения стабильно переваливало за пять с половиной сотен. В 1979 году во всех учебных полках училища были введены пятые эскадрильи. В каждом полку формировалось по 80 лётных групп курсантов и слушателей. Ежегодный налёт в полку в эти годы составлял порядка 28–30 тысяч часов. Максимальный пик налёта всего СВВАУЛ пришёлся на 1985 год и составил 90550 часов, что превышало ежегодный налёт воздушной армии того периода (в 2000 году училище налетало 7000 часов). Каждый лётный день в училище поднимались в воздух более 240 вертолётов и около 1200 курсантов!

С учетом опыта боевых действий в Афганистане основной упор в подготовке курсантов делался на боевое применение. Отрабатывались вопросы полётов строем, на сложный пилотаж и практический потолок. Обучали тому, что могло пригодиться в боевых условиях.

Очень трудно было лётчикам-инструкторам, которые выполняли вывозную программу с курсантами первого года обучения. С началом вывозной программы они не покидали кабину практически весь день, используя для кратковременного отдыха лишь время, отведённое на заправку вертолёта. Четыре с половиной часа в каждую лётную смену – в таком режиме трудился инструктор до первого полёта самостоятельно вылетевшего курсанта групп. И только тогда, когда в первый самостоятельный полёт отправлялся крайний курсант его лётной группы, лётчик-инструктор мог перевести дух.

Поистине героическая глава истории Сызранского вертолетного написана беспримерными подвигами офицеров-вертолётчиков в небе Афганистана. Тысячи выпускников прошли испытание афганской войной. После Великой Отечественной войны война в Афганистане стала самой кровопролитной и длительной. Срок командировки на эту войну для летчиков составлял 12 месяцев. Многие выпускники-вертолетчики прошли эту войну дважды, а нередко и трижды… За мужество и героизм большинство из них удостоены боевых орденов и медалей, пользуются заслуженным почетом и уважением народа. В нашей памяти навсегда останутся золотые страницы героической истории училища, написанные участниками афганской войны – офицерами В.К. Гайнутдиновым, В.В. Щербаковым, Ф.С. Шагалеевым, Е.И. Зельняковым, В.Е. Павловым, В.Н. Очировым, Н.И. Ковалёвым, В.М. Письменным, В.А. Кучеренко, Н.И. Малышевым, В.Ф. Попковым, А.С. Головановым, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза за мужество, отвагу и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга в республике Афганистан.

Многие выпускники Сызранского ВВАУЛ, пройдя горнило афганской войны, после замены, попали на другую – с незримым, но не менее опасным врагом. В апреле 1986 года «рванул» Чернобыль. Такой ядерной катастрофы мир ещё не знал. «Одним из ярких подтверждений мужества и героизма, – писал выпускник училища 1965 года Герой Советского Союза генерал-полковник авиации В.Е. Павлов, – стали действия советских воинов при ликвидации последствий аварии, случившейся на Чернобыльской АЭС. Горжусь, что одними из первых вступили в схватку с бедой военные авиаторы…». В их числе было немало выпускников Сызранского вертолётного.

Непростыми были годы работы Сызранского вертолетного после распада СССР. До 2000 года на советских ресурсах прочности, запасах ресурса авиатехники Сызранское вертолетное выпускало ежегодно порядка 300 вертолетчиков. Однако к средине 1990-х — «лихих 90-х», усугублялись проблемы с нехваткой топлива для авиатехники, задержки с выплатой денежного довольствия и зарплаты личному составу, однако училище продолжала работу и к ноябрю 1998 года Сызранское вертолетное осталось одним из летных вузов, где готовились военные вертолетчики. Курсанты из расформированного Уфимского ВВАУЛ были приняты на доучивание в Сызрань. В 1996 году в связи с переходом на пятилетний срок обучения выпуска не было. Постепенно уменьшался набор курсантов для обучения и что еще более печально, к началу 2000-х годов общий налет выпускника на вертолетах был в пределах 20 часов… тогда как в советское время выпускники-сызранцы налетывали 200-230 часов, а было время, когда из училища выпускались, имея квалификационную категорию «Военный летчик 3-го класса»… Ситуация была исправлена к середине 2000-х годов. Учебные аэродромы вновь ожили рокотом реактивных двигателей, а молодые авиаторы поверили в перспективу состоятся как военные летчики, а главное для летчика – летать, стать винтокрылым защитником Отечества!

Настоящим испытанием для выпускников Сызранского вертолетного стала война за сохранение территориальной целостности и конституционного строя в России в Северо-Кавказском регионе (1994 – 2000-е годы). Сотни выпускников с честью выполнили свой конституционный и воинский долг. Многие отдали свою жизнь за Родину.

Двадцать два наших выпускника удостоены звания Герой Российской Федерации: Липовой Сергей Анатольевич, Наумов Юрий Михайлович, Иванов Александр Александрович, Ярцев Николай Николаевич, Кириллин Алексей Юрьевич, Сафронов Анатолий Александрович, Сахабутдинов Риф Раисович, Константинов Леонид Сергеевич, Кистень Константин Петрович, Гаврилов Николай Федорович, Недвига Юрии Дмитриевич, Дзюба Александр Иванович, Радобольский Игорь Олегович, Чернявский Сергей Иванович, Бондаренко Олег Вячеславович, Дорофеев Дмитрий Юрьевич, Володин Николай Николаевич, Тюриков Виктор Иванович, Воловиков Андрей Валентинович. Рудых Александр Витальевич, Совгиренко Андрей Викторович.

Полковник И.О. Радобольский кавалер 7-ми боевых орденов, полковники С.И.Чернявский, Г.К.Сорокин, С.П.Быков – кавалеры 6-ти боевых орденов. Полковник А. В. Воловиков — единственный в России офицер — кавалер четырёх орденов Мужества!

Выпускники училища, военные вертолетчики героически воевали в операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году, участвовали в миротворческих миссиях в Косово, Судане, Сьерра-Леоне. Везде где трудно, где нужна помощь России – там вертолеты и военные летчики, выпускники Сызранского вертолетного. И сегодня военные вертолетчики достойно выполняют поставленные Родиной задачи в Сирии. Вся страна гордится военным вертолетчиком, выпускником Сызранского ВВАУЛ полковником Р.М. Хабибуллиным, которому посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

22 марта филиал военного учебного-центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» празднует 79-ю годовщину со дня своего образования. «Начиная со времен Великой Отечественной войны, и до настоящего времени в летопись вертолетного училища вписаны имена 53-х выпускников, имеющих звания: Герой Советского Союза, Герой соцтруда и Герой России, — отметил в своем поздравлении глава города Николай Лядин. — Сегодня выпускники СВВАУЛ продолжают традиции своих героических предшественников, подтверждая истину, что «и в мирное время есть место подвигу. Сызрань гордится успехами выпускников единственного института в Российской Федерации, который готовит летчиков вертолетов Ми-2, Ми-8, Ми-24».

За 79 лет училище дало путевку в жизнь тысячам молодых людей, многие из которых связали свою жизнь с военно-воздушными силами России. Выпускников всегда отличали безупречная выучка, дисциплина, способность решать боевые задачи в любых, самых сложных условиях.
Сегодня в актовом зале учебно-методического отдела в честь годовщины училища состоится праздничный концерт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *