Temple

История главной церкви ордена тамплиеров в Лондоне насчитывает более восьми веков.

Орден тамплиеров, как организация, являющаяся носителем рыцарского кодекса и защитницей христианской морали, одновременно вызывает повышенный интерес у ученых, писателей, политиков. И сейчас орден Храма не является изученным до конца объектом исторической науки. С точки зрения военной истории тамплиеров можно именовать профессиональными воинами-защитниками христианского мира от мусульманской экспансии, ударной мощью вооруженных сил Святой земли. С точки зрения экономической истории орден можно назвать весомым фактором для прогрессивного развития западноевропейской средневековой экономики. Тамплиеры были первыми, кто соединил статус монаха, принеся 3 обета, и статус воина — с правом проливать кровь.

Рыцари-тамплиеры
Ещё одно название ордена тамплиеров – «Орден Храма», в честь храма Соломона (Templum Salomonis) в Иерусалиме, на месте которого была основана резиденция ордена тамплиеров. Полное название ордена тамплиеров — «Бедные рыцари Христа и храма Соломона».

Братья ордена храма
Первые исторические сведения об основании ордена тамплиеров дает Гийом Тирский в хронике «История заморских событий» («Historia rerum in partibus transmarinis gestarum»). Так как Гийом Тирский писал об основании ордена тамплиеров спустя 50 лет после самих событий, он допустил ряд ошибок. И так — история основания ордена на основе последних научных исследований: на Пасху 1119 года на паломников, следовавших из Иерусалима к Иордану, было совершено нападение, многие были убиты. Это событие заставило девятерых рыцарей обратиться к королю Иерусалима Балдуину II с просьбой разрешить им взять на себя защиту паломников королевства.

Братья ордена храма
Балдуин решение принял не сразу, он обсудил вопрос создания братства тамплиеров с патриархом, прелатами и баронами на соборе в Наблусе, в январе 1120 г. Согласно Гийому Тирскому, рыцари принесли обеты послушания и целомудрия, отреклись от имущества, а также поклялись охранять и защищать паломников «во искупление своих грехов».

Братья ордена храма
Король предоставил рыцарям и их предводителю, Гуго де Пейну, южную часть своего дворца — мечети Аль Акса, которая располагалась на месте храма Соломона, а каноники храма Гроба Господня выделили для их нужд часть своих обширных владений.

Своё название тамплиеры получили от храма Соломона (Templum Salomonis) на месте которого была их резиденция — «Бедные рыцари Христа и храма Соломона» (Pauperes commilitones Christi Templique Solomonici), а вовсе не от храма Гроба Господнего (Templum Domini), который находился рядом.

Крестоносцы выезжают из ворот замка. Фреска часовни тамплиеров в Крессаке. XII в.
Тамплиеры пользовались колоссальным влиянием, которое во многом базировалось на их экономической мощи. Именно здесь, в церкви Темпл, располагалось что-то вроде депозитария тамплиеров, которым дворяне доверяли свои богатства. В те времена никто не удивлялся, если король вдруг накладывал руку на деньги своего вассала. Но если вассал отдавал деньги на хранение ордену – король уже не мог дотянуться до них. Недаром в январе 1215 года тамплиер Уильям Маршалл взял на себя роль переговорщика между королём и баронами, которые встретились в церкви Темпл. Результатом переговоров стало подписание Великой хартии вольностей, которая и положила начало британской демократии.

Знаменосец ордена Храма (из «Chronica majora» Матвея Парижского)
История главной церкви ордена тамплиеров в Лондоне насчитывает более восьми веков. Круглая часть церкви или Ротонда – построена в XII веке, прямоугольная часть – в XIII веке. «В Лондоне находится самый прекраснейший и совершенный памятник ордену тамплиеров, какой только существует ныне – церковь Темпла. Никто из тех, кто видел это здание в его прежнем одеянии из извести и побелки, не узнает его после реставрации, возвратившей ему его былое величие. Это древнее сооружение почиталось за одно из главных церковных зданий тамплиеров в Европе и по своему статусу немногим уступало иерусалимскому Храму». (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г») Свой современный вид церковь Темпла приобрела в середине XX века.
Практически церковь была восстановлена из руин – в ночь с 10 на 11 мая 1941 года храм был частично разрушен в результате налета немецкой авиации.
Фотография из интернета
Реставрацией руководил архитектор Вальтер Годфри. Переосвящение восстановленной церкви состоялось 7 ноября 1958 года в присутствии королевы. Сегодня храм принадлежит англиканской церкви, в нем регулярно проводятся службы и внешне он выглядит вполне современно.
Церковь Темпл расположена в самом центре Лондона, между Флит-стрит и Темзой, в том самом месте, где располагалась штаб-квартира ордена Храма с середины XII века и вплоть до разгрома ордена. Детальное описание истории и архитектуры церкви Темпл есть в книге Чарльза Дж. Аддисона «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г» и данный труд будет очень часто здесь цитироваться. Чарльз Гринстрит Аддисон (1 апреля 1812-19 февраля 1866) — английский адвокат и писатель. Его история тамплиеров была издана дважды — в 1842 и в 1852 году,
а в 1843 году им была опубликована историческая работа о Храмовой Церкви, Церкви Темпл.
Титульный лист книги Чарльза Дж. Аддисона «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»
«Нынешнему поколению посчастливилось по прошествии двух веков увидеть древнюю церковь Темпла, главную церковную постройку тамплиеров в Британии и самый красивый и совершенный памятник ордена, из сохранившихся поныне, восстановленный в его величественной простоте, таким, каким он был семьсот лет назад; увидеть его снова в том облике, который он имел, когда патриарх Иерусалимский освящал его, когда одетые в кольчуги рыцари ордена Храма Соломона, связанные клятвой бороться за христианскую веру, разворачивали стяг с алым крестом «среди просторных нефов» и клали для освящения свои мечи на алтарь”(Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Вступление нового члена в Орден тамплиеров (Иллюстрация из книги Чарльза Дж. Аддисона «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
«Вскоре после Реформации (1603г) протестантские законоведы, руководимые горячим стремлением уничтожить все символы папистской веры, покрыли великолепные росписи на потолке этого древнего здания побелкой; они засыпали старинный мозаичный пол сотнями возов земли и мусора, и поверх них, двумя футами выше старого пола, положили другой, собранный из старых могильных камней. Более того, они изуродовали все великолепные мраморные колонны с помощью штукатурки и краски, скрыли красоту искусно сделанной лепнины арок и тонко вырезанных мраморных украшений под толстым слоем побелки, одев все здание единым строгим белым нарядом, в соответствии с пуританскими идеями тех времен.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Интерьер церкви Храма, Лондон, Англия. » Иллюстрации. Архитектурный орнамент и украшения. Витражи. Церковь Темпл. Лондон 1845г”
«Впоследствии, в царствование Карла II, просторное помещение церкви заполнили длинными рядами строгих скамей, которые скрыли основания колонн, а простые, но прекрасные каменные стены здания были обшиты на восемь футов в высоту дубовыми панелями; и таким образом исчезла из вида изящная мраморная умывальница на южной стороне здания, интересные аркатурные ниши над главным алтарем и пресбитерий на восточной стороне. Элегантные готические аркады, отделявшие Ротонду от основной части здания, были перекрыты перегородками из дубовых досок со стеклянными окнами и дверями, а также органной галереей, украшенной коринфскими колоннами и пилястрами и греческими орнаментами и делящей здание на две части. Все это испортило первоначальный вид церкви и страшно исказило архитектурный замысел.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Интерьер церкви Храма, Лондон, Англия. » Иллюстрации. Архитектурный орнамент и украшения. Витражи. Церковь Темпл. Лондон 1845г”
» На восточной стороне церкви тогда же установили огромную запрестольную перегородку в «классическом» стиле, украшенную коринфскими колоннами, греческими карнизами и антаблементами, изображениями херувимов и гроздьями листьев, плодов и цветов, тонко вырезанными и красивыми сами по себе, но тяжеловесными и громоздкими и совершенно не подходящими к готическому стилю здания. Посередине нефа поместили массивную резную кафедру с навесом, сильно испортившую интерьер здания, а стены и все колонны были плотно и бестолково украшены скульптурными изображениями.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
» Иллюстрации. Архитектурный орнамент и украшения. Витражи. Церковь Темпл. Лондон 1845г”
«Все эти уродливые и неподобающие дополнения к старинной архитектуре были благодаря хорошему вкусу и энергии старейшин корпорации барристеров Внутреннего и Среднего Темпла недавно сняты; потолок церкви заново расписали; мраморные колонны и мозаичные полы реставрировали, и древнее сооружение обрело прежний вид.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Интерьер церкви Темпл, Лондон, Англия. » Иллюстрации. Архитектурный орнамент и украшения. Витражи. Церковь Темпл. Лондон 1845г”
«Исторические события и воспоминания, связанные с церковью Темпл, придают особое очарование старинному зданию. Во времена священного жара крестовых походов короли Англии и папские легаты обыкновенно встречались с вооруженными отрядами тамплиеров в этой их главной церкви в Британии. В XII–XIII вв. некоторые из самых замечательных личностей века были похоронены в Ротонде, и их мраморные изображения в доспехах, расположенные бок о бок на холодном полу, еще вызывают удивление и восхищение посетителей.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Иллюстрация из книги Чарльза Дж. Аддисона «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
«Торжественные церемонии былых дней, сопровождавшие принятие неофитом обетов ордена Храма, совершались при закрытых дверях в полночь; строгие религиозные ритуалы суровых монахов-воинов; ночные бдения в церкви и слухи об ужасах покаянной кельи – все это создало ореол тайны и романтики, окутавший это священное здание, и вызывало в душах чувство благоговейного трепета и суеверного страха, что породило столь странные и чудовищные рассказы о бесчестии и преступлениях, о магии и колдовстве, которые привели к несправедливой и позорной казни великого магистра и многих сотен рыцарей-тамплиеров и к осуждению и роспуску их гордого и могущественного ордена. » (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Интерьер Ротонды Церкви Темпла. Иллюстрация из книги Чарльза Дж. Аддисона «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
» Самая древняя и самая интересная часть церкви Темпла, которую старые авторы называют «Ротондой», была освящена в 1185 г. Ираклием, патриархом Иерусалимским, прибывшим в Англию из Палестины. Старинная надпись, некогда находившаяся на маленькой дверце Ротонды, ведущей на галерею, которая была разбита и уничтожена рабочими во время ремонта храма в 1695 г., гласила следующее: «10 февраля, в лето от воплощения Господня 1185, церковь сия была освящена именем Приснодевы Марии господином нашим Ираклием, Божьей милостью патриархом храма Вознесения, который пожаловал индульгенцию на пятьдесят дней всякому, кто ежегодно будет посещать ее.” Эта надпись была с точностью воспроизведена мистером Г. Холмсом, антикваром, и опубликована Страйпом в 1670 г. Самая ранняя копия, которую я мог найти, содержится в рукописи, посвященной истории Темпла в библиотеке Внутреннего Темпла, созданной предположительно в царствование Карла I Джоном Уайлдом, старейшиной общества, и ридером 1630 г.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Старинная надпись в церкви Темпла возле двери, ведущей на галерею. Иллюстрация из книги Чарльза Дж. Аддисона «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Ротонда представляет собой круглую башню, поддерживаемую шестью группами колонн, и внешнего придела (или галереи), расположенного по окружности башни; снаружи придел и башню объединяет покатая крыша; внутри крестовый свод.
Церковь Темпл, Лондон, Англия. » Иллюстрации. Архитектурный орнамент и украшения. Витражи. Церковь Темпла. Лондон 1845г”
Такой видел Ротонду Аддисон Фрагмент фотографии 1862 года.
Ротонда сегодня.
Крест над порталом
«Вторая часть церкви, имеющая в плане форму прямоугольника и построенная с восточной стороны Ротонды, была освящена в день Вознесения 1240 г., как следует из нижеследующего сообщения Матфея Парижского, монаха Сент-Олбанса, видимо, лично присутствовавшего на церемонии: » В это же время (1240) была освящена прекрасная церковь в Новом Темпле в Лондоне, здание, достойное того, чтобы его увидеть; это совершилось в присутствии короля и множества знатных людей королевства, которые в тот же день, а именно в день Вознесения, после того как официальная церемония освящения закончилась, почтили присутствием великолепнейший пир, приготовленный за счет госпитальеров.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Изображение из интернета
«Поскольку Ротонда и прямоугольная часть церкви возводились в разное время, есть и разница в их архитектурных стилях. Ротонда представляет собой прекраснейший и интереснейший образец того смешанного стиля церковной архитектуры, который называется полунорманским, а некоторыми авторами — промежуточным. В этом стиле циркульные арки и низкие массивные колонны начали соединяться с элементами ранней готики и постепенно уступали им место. Прямоугольная пристройка являет нам чистый и элегантный пример более позднего архитектурного стиля, с его стрельчатыми арками и светлыми тонкими колоннами. …Сравнение этих двух частей церкви Темпла представляет особый интерес для архитекторов и любителей древностей. Прямоугольная часть знаменитого сооружения дает нам, быть может, первый пример полной победы готического стиля над предшествовавшей ему массивной нормандской архитектурой, в то время как в архитектуре Ротонды ясно видны изменения, которые претерпел нормандский стиль прежде чем окончательно уступить место готике.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Восточная (прямоугольная) часть церкви, вид с юга
«Вход в церковь Темпла представляет собой красивый портал из полуциркульных арок, удивительный образец нормандского архитектурного стиля… Он достаточно глубок и обрамлен с каждой стороны колоннами с лиственными капителями, от которых расходятся резные арки, украшенные лепниной. Между этими колоннами располагаются остроугольные пилястры с изображениями ромбовидных фигур, роз и листьев и орнаментами из различных линий и форм.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Фотография из интернета
В верхней части этих пилястров между капителями колонн сделаны выемки, в которых изображены человеческие фигуры в половину роста, представляющие короля и королеву, монахов и святых. Некоторые из этих фигур держат в руках свитки, остальные застыли в молитвенной позе. Выше них помещены четыре ряда богатого лиственного орнамента, исходящего из уст человеческих голов” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Аддисон описывает портал с западной стороны Ротонды. В обычные дни он заперт.
Портал примыкает к Inner Templ Lane – узкому проходу между зданиями, по которому можно пройти к церкви Темпла со стороны Флит-стрит.
Общий вид портала со стороны Inner Templ Lane
Слева видна часть белой стены колокольни.
Сделать обзорный снимок с западной стороны Ротонды крайне сложно – здание адвокатских контор с другой стороны Inner Templ Lane буквально в 3-4 метрах от ограды портала. В XIX веке Inner Templ Lane был перегорожен каменной стеной, которая примыкала к порталу ротонды. К церкви можно было пройти через дверь в стене. Еще ранее, в XVII веке под сводами портала располагалась торговая лавка.
Единственная точка, откуда можно сфотографировать Ротонду с западной стороны.
Наиболее древняя кладка стен Ротонды сохранилась с северной стороны церкви, где сейчас находится дворик, который на схемах и планах обозначается как Churchyard. Во дворике – каменные саркофаги. К какой эпохе относятся эти захоронения, и кто захоронен, определить не представляется возможным – каких-либо надписей или мемориальных табличек нет.
Саркофаги во дворике Churchyard.
Колокольня, часть белой стены которой видна справа, за деревом, располагается на стыке Ротонды и прямоугольной части церкви, северная сторона.
Южнее церкви располагается небольшая площадь Closter Court. Со стороны этой площади, на месте часовни святой Анны, которая не сохранилась до наших дней, теперь расположена дверь (южная сторона), через которую посетители могут войти в церковь…
Вход в церковь на месте часовни святой Анны
На Closter Court установлена счетверенная колонна, по образцу колонн внутри Ротонды. Колонну венчает скульптурное изображение двух рыцарей, сидящих на одном коне. На копье рыцаря — оборванный стяг. Рыцарей прикрывает один щит, на котором простой прямоугольный крест. Это трудно объяснить, но никаких мемориальных надписей, никаких упоминаний о тамплиерах. Человеку, далекому от истории, не понять кому и зачем поставлен этот памятник. И почему два рыцаря уселись на одну лошадь.
Площадь Closter Court и колонна с изображением двух рыцарей, сидящих на одном коне. Фотография из интернета.
Два рыцаря на одном коне — символ ордена.Существует множество толкований этой символики. Изначально считалось, что изображение символизирует бедность первых рыцарей Храма, из-за которой они имели лишь по одной лошади на каждых двух рыцарей. С другой стороны, известно, что устав ордена с самого начала не позволял рыцарям иметь более трёх лошадей, с одной стороны, а с другой — не разрешал использовать одну лошадь на двоих.
Изображение двух рыцарей на одном коне. Фотография из интернета.
Согласно легенде, основатели Ордена — Гуго де Пейн и Годфри де Сент-Омер — были настолько бедны, что у них была одна лошадь на двоих
Два рыцаря ордена Храма на одном коне (из «Chronica majora» Матвея Парижского)

Интересной у меня получилась поездка в Храм Пещеры Тигра (Tiger Cave Temple), который находится недалеко от Краби-тауна. Данный храм — это одна из самых известных достопримечательностей в Краби, и я вам очень рекомендую её посетить. А, если вы в более-менее нормальной физической форме, то вы сможете охватить сразу все 3 локации этой достопримечательности. Дело в том, что помимо сидящего Будды на самой вершине горы, тут еще есть храм в пещере внизу и затерянный мир с поселением монахов, который можно пропустить и не заметить.

Если вы собираетесь посетить этот храм, то лучше всего не планировать эту поездку после каких-то физических нагрузок, не лишним будет взять бутылку воды и рассчитывать свои силы. У меня получилось так, что утром был треккинг на Туб Каек, а потом уже только — поход в Храм Тигра. Еле-еле осилил. Поэтому рекомендую не делать так, если вы не спортсмен какой-нибудь.

Храм Пещеры Тигра (Wat Tham Suea)

Когда-то я жил в Краби несколько месяцев, но как это обычно случается, тогда у меня было много работы и я отложил на потом все местные достопримечательности. Поэтому потом мне пришлось специально ехать в Краби, ради этого храма. Поверьте оно того стоит, очень крутая достопримечательность.

Полное название — Храм Пещеры Тигра. На тайском языке и на английском языке оно переводится именно так. Но среди русскоязычных этот храм часто называют сокращенно Храм Тигра. И я тоже буду использовать это название в своей статье.

Прежде всего, надо сказать, что сам Tiger Cave Temple находится внизу, его территория огромная и заслуживает отдельных 30 минут просто на то, чтобы обойти её по периметру и разглядеть получше. Тут вы найдете много интересных строений разного размера. Например, здесь уже не первый год на пожертвования и сборы от торговли сувенирами строится пагода. По данным из тайского интернета, высота пагоды составляет 90,9 метров, а ширина основания — 58 метров. Насколько я понял, она будет самой высокой пагодой в Таиланде, и второй по высоте в Азии (после пагоды Шведагон в Мьянме).

В конце территории, рядом с началом лестницы в затерянный мир Вандерленд (уж не знаю, зачем тайцы обозвали так место, где живут монахи) — стоит храм китайской богини Гуань Инь с её гигантским изваянием.

Собственно, само здание Храма Пещеры Тигра расположено у входа на территорию рядом с парковкой, в огромном гроте, который закрыли пристройкой с открытой стороны и получилось вполне приличных размеров помещение. Этот грот и назвали гордо пещерой, что и дало название этому храму. Теперь здесь есть просторное место для сбора верующих, а в одной из маленьких пещерок внутри скалы есть комната с отпечатком стопы Будды.

Между Храмом Тигра и пагодой расположились павильоны продавцов сувениров и амулетов, есть освящённая модель самолёта, несколько магазинов, туалет, куча построек непонятного предназначения и даже вольера для обезьян.

Вход в пагоду напротив Храма Тигра Аккуратнее, если будете ходить вокруг пагоды — много бездомных собак, агрессивные. Дерево с листьями, на которых написаны желания. Купить такой листок можно в павильоне неподалёку. Торговля амулетами и модели самолётов, видимо авиакомпании не чураются благословениями от монахов Женщины тоже могут быть монахинями в буддизме. На них ложится бОльшая часть бытовых забот в храме. Некоторые вещи не меняются, да? Череп кита. Ничего особенного, просто череп кита в горах. Внутри самого Храма Пещеры Тигра Монахи сидят в той половине, что под скалой Позади монахов — проход в узкий коридор с пещерками В одной из пещерок лежит отпечаток ноги Будды Внутри очень мало места и мне повезло, что я смог сделать фото без людей, обычно толпы Богиня Гуань Инь Местные обезъяны. Злые, кусучие, вечно голодные. Продавать. Еда. Обезьяна. Беспощадный тайглиш…

Пагода Khao Kaeo Ao Look Thanoo

Главное удовольствие Храма Тигра — подъем по лестнице на самый верх горы, где расположено место для просветления, с сидящим Буддой и небольшой пагодой (Khao Kaeo Ao Look Thano). Табличка у основания горы гласит, что вас ожидают 1237 ступенек, но на самом деле их 1260, сейчас расскажу почему.

Забираясь по лестнице просветления к пагоде, я не считал точное количество ступеней, но по пути мне попался участок, где старую лестницу заменили новой. На старой были ступеньки в пол-метра высотой, на которые смотреть было страшно, а на новой сделали уже гуманные ступенечки по 10-15 сантиметров, именно за счет такой замены и поменялось количество ступеней в целом, а итоговое число кто-то написал на самом последнем столбе.

Самая подстава в моём подъёме случилась на середине пути — пошел дождь и настолько сильный, что я промок насквозь, а к тому моменту, когда я забрался на самый верх, то капитально замерз, несмотря на 30 градусов и тропики. Но это ладно — из-за дождя туман затянул все вокруг, и у меня не вышло сделать фотографии — было видно только силуэты гор, и не очень далеко. А в хорошую погоду все просматривается аж до моря, я видел снимки.

Многие поднимаются в этот храм либо на рассвете, либо на закате; вид на вершине — панорамный, так что одинаково годится для обоих случаев. Поэтому, если у вас есть такая вот, серьёзная цель — очень рекомендую эту вершину. Еще хочу добавить по поводу дождя — я не скажу однозначно, что было плохо, что он пошёл. Учитывая сложность подъёма (а он реально не прост), то выбирая между хорошим видом с жарой или плохим видом с дождём — я даже не знаю что лучше. В общем, дождь меня намочил, но не расстроил, а если бы у меня была сменная одежда и возможность переодеться наверху, то всё было бы вообще шикарно.

1260 ступеней в небо. Люди начинают подъем бодрячком, но скоро начинают подозревать неладное Очень скоро начинаешь понимать, почему обратно все идут такие замордованные Напомню, высота той пагоды 90 метров, а это еще только начало подъема К середине подъёма начинаешь нежно любить перила. Периодически останавливался и смотрел вдаль Наверху — те, которые смогли. Пить можно, умываться нельзя. Вид с пагоды Храма Тигра — потрясающий, но это еще не самый верх. Ну и серия снимков «без слов».

Несмотря на дождь и усталость после утреннего треккинга, я получил огромное удовольствие и массу впечатлений, потому что я просто фанат различных вьюпойнтов и меня хлебом не корми — дай взобраться повыше и поглазеть подальше. Единственное, чего мне жаль, что фотки получились серые, и к тому же из-за дождя не всегда можно было достать фотоаппарат — он у меня не водонепроницаемый.

Поселение монахов (Wonderland)

Если смотреть на статую Гуань Инь, то слева от вас будет начало лестницы в каменный колодец, затерянный мир, оно же — поселение монахов храма. Лестница проложена через проход между скалами и если я ничего не путаю, в ней чуть больше 100 ступенек до беседки-курилки, где отдыхают туристы. Вниз ведет такое же количество ступеней, которые заканчиваются тропинкой. Тропа проходит по периметру каменного колодца, у которого стены высотой метров по триста, а вся середина заросла тропическими деревьями.

Всё самое интересное находится по левую сторону от тропинки, до того момента, как она начнёт забирать правее, вдоль стены. Дальше уже смотреть нечего и прогуляться можно чисто из любопытства, если есть время. Домики монахов попадаются уже метров через 50 от лестницы. Некоторые монахи живут не в домиках, а в пещерах и гротах. Обитатели гротов замуровывают их стеной с проделанной в ней дверью, а кто-то продолжает жить в естественных условиях, разве что лесенки приставляют к норкам, чтобы забираться было сподручнее.

После домиков вы увидите место для медитаций и молитв, оно же — хозблок. Тут вам и кухня, и туалеты, и прачечная, и даже свой скелет в шкафу; я не стал читать чей он и почему он стоит на всеобщем обозрении. Но колорита к уже увиденному, это всё добавляет, не отнять. После места для медитации будет еще ряд пещер, где монахи живут и молятся, но уже без капитальных застроек. После огромного дерева с плоскими корнями я дальше уже не полез в дебри, устал.

Лестница в затерянный мир, её пролетаешь на одном дыхании после предыдущего подъема Передышка в беседке, где никого нет Если встречаешь оранжевую повязку на дереве или на палке — где-то рядом живет монах Домики подписаны именами монахов. Попадаются и вот такие домики На донышке 🙂 Место для медитаций и молитв. Кухня. И скелет. Дальше — серия снимков из пещер. После этого дерева можно уже не ходить — там только джунгли Густые, шумные, с пауками и змеями

Информация для посещения

Вход на территорию Храма Тигра в Краби абсолютно бесплатный, подъем на пагоду Khao Kaeo Ao Look открыт круглосуточно, но если вы планируете подниматься или спускаться в темноте, то лучше прихватить фонарик — лестница очень крутая и тут вполне реально навернуться, освещения здесь нет.

Добираться до Храма Тигра лучше всего самостоятельно на арендованной машине или байке, так как с общественным транспортом напряг, да и долго. Если арендованной техники у вас нет, то остается только брать экскурсию по Краби, иначе за такси больше отдадите.

Экскурсия по Краби со скидкой →

В экскурсию входит посещение сразу 3-х достопримечательностей (Храм Тигра, Изумрудный бассейн и Горячие Источники), гид и обед в кафешке. Не забудьте озвучить агентству мой промокод Life-Trip (устно или в переписке), тогда вам дадут скидку 5%. Специально для своих читателей выбил.

На самостоятельный осмотр ВСЕХ локаций Tiger Cave Temple надо выделить полдня, если вы хотите сделать все неспешно и посмотреть вообще все. Но самое интересное (площадку на самом верху) вы освоите часа за 1.5-2 примерно. Подъем на гору с пагодой занимает от 30 минут до часа, зависит от вашей физической формы и нужного количества передышек. Я поднялся за полчаса в среднем темпе и почти не отдыхая, вот и считайте. Спуск в 2 раза быстрее, чем будет ваш подъем. Наверху нужно еще немного времени, чтобы насмотреться и сделать фото.

На осмотр пещеры храма хватит минут 10. На осмотр Wonderland (поселения монахов) уйдет еще 30 минут.

Я бы советовал ехать в хорошую погоду, чтобы таки получить удовольствие от просторов и сделать красивые фото без дымки.

Будьте аккуратнее — много обезьян, и внизу, и во время подъема. Они легко выхватят у вас из рук еду или сумку/кошелек. Поэтому лучше не держите еду в руках, а когда будете фотографировать, то крепко держите фотоаппарат и периферическим зрением следите за периметром.

На карте

Карта загружается, подождите…

«Красоту и изящество Ротонды, с его колоннадами, окнами, украшенными изображениями легендарных и исторических сцен, и широкой перспективой, невозможно описать – это нужно узреть своими глазами.”(Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)


План церкви Лондонского Дома (Тампля) тамплиеров (Бэйлис, 1900г.)
A — купель;
B – надгробные изображения, №№1-9;
C – крышка каменного гроба, №10;
D — лестница в тамплиерские кельи и трифориум;
E — орган;
F — ритуальная комната;
G — ризница;
H — стенная мемориальная доска Селдена;
I — ниша в стене церкви для хранения книг, утвари;
K — ниша в стене церкви для хранения книг, утвари;
L — двойная умывальница;
M — статуя епископа;
N — кафедра проповедника;
O — бюст Хукера.

«Интерьер церкви Храма, Лондон, Англия. Иллюстрации. Архитектурный орнамент и украшения. Витражи. Церковь Темпл. Лондон 1845г”
«Из центра Ротонды взгляд устремляется вверх, к своду внутренней башни с ее крестовыми ребрами и рельефными украшениями.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
После бомбежки в мае 1941 года купол Ротонды был сильно разрушен, поэтому на фотографии — результат работы реставраторов.

Арочный свод Ротонды. Фотография из интернета
В альбоме «Интерьер церкви Храма, Лондон, Англия. Иллюстрации. Архитектурный орнамент и украшения. Витражи. Церковь Темпл. Лондон 1845г” представлен фрагмент росписи купола в XIX веке..

«Эту башню поддерживают группы мраморных колонн, соединенных шестью стрельчатыми арками с богатой лепниной. Каждая группа состоит из четырех мраморных столбов, увенчанных лиственными капителями; колонны выполнены в разной манере, но подчиненной единому замыслу, и необычайно красивы.”(Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)

» Столбы связаны друг с другом перемычками, расположенными на половине высоты; а их основания и капители сливаются так, что четыре колонны образуют единое целое.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)

Интерьер Ротонды церкви Храма, Лондон, Англия. » Иллюстрации. Архитектурный орнамент и украшения. Витражи. Церковь Темпл. Лондон 1845г”
» Сразу над арками, соединяющими группы колонн, тянется узкий карниз, огибающий башню и поддерживающий изящную аркаду из пересекающихся арок. Эта аркада состоит из многочисленных маленьких колонн пурбекского мрамора («пурбекский мрамор» — известняк из отложений на юге Англии, который можно было отполировать под мрамор), с узорными основаниями и капителями, на которые опираются циркульные и стрельчатые арки, создающие вместе очаровательную композицию. Над этой элегантной аркадой находится другой карниз, а над ним — шесть стрельчатых окон, вырубленных на равном расстоянии в толстых стенах башни. Эти окна обрамлены маленькими колоннами, а во времена тамплиеров в них были вставлены цветные стекла. Между окнами расположены тонкие длинные столбы из пурбекского мрамора, они начинаются от объединенных в группы колонн и кончаются рельефной лиственной капителью, на которую опираются ребра свода.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)

» От башни, с ее мраморными колоннами, пересекающимися арками и элегантными украшениями, внимание посетителя обращается к бесчисленным небольшим колоннам, стрельчатым аркам и гротескным изображениям человеческих лиц, которые расположены в нижней части внешней галереи, окружающей Ротонду.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Стрельчатые арки.
” Чем дальше рассматриваешь эти человеческие лица, тем более удивительными и необыкновенными они представляются. Большинство из них искажены гримасой и болью, и можно не без основания предположить, что они представляют собой лики осужденных на муки грешников. Чудовищные звери отгрызают у них уши и терзают когтями их лысые головы; их стиснутые зубы и дрожащие губы выдают невыносимые телесные страдания. Эти высеченные в камне лица являют удивительное разнообразие характеров, и их рассматриваешь с еще большим интересом, когда вспоминаешь, что аркада и карниз, выполненные в той же манере, были обнаружены среди развалин тамплиерских церквей в Акре и в Замке Паломника.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Фотография из интернета
Фотография из интернета
«Свет проникает в галерею через полукруглые окна, украшенные с двух сторон маленькими колоннами.” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
«Над западным порталом, ведущем в Ротонду, находится красивое круглое окно в романском стиле, найденное и открытое рабочими во время недавнего ремонта этого интересного здания. Оно считается шедевром зодчества” (Чарльз Дж. Аддисон «История рыцарей тамплиеров, церкви Темпла и Темпла. 1843г»)
Окно в западной стене Ротонды.
Здесь можно бесплатно насладиться пением хора. В Темпле хор организовал доктор Дж. Хопкинс в 1842 году согласно английской церковной традиции. Детский церковный хор Темпла известен как победитель многих английских и международных музыкальных конкурсов, а благодаря круглой форме ротонды здесь превосходная акустика.
Купель

Полагают, что статуи в дверных проемах, ведущих в базилику олицетворяют тамплиеров, но это бездоказательно, все они безбороды, и носят туники, застегивающиеся на шее, по моде, которая появилась после ареста тамплиеров.

Вверху, по периметру Ротонды проходит галерея, попасть на которую можно по винтовой лестнице.
Одно из окон, расположенных на лестнице
Фотография из интернета.
Вид из галереи на Ротонду. Фотография из интернета.
Скульптурным изображениям рыцарей, расположенным в Ротонде, будет посвящена следующая часть статьи.
Церковь Темпл в Лондоне. Часть I (Мир глазами дочери). https://vittasim.livejournal.com/270700.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *