Коломна бобренев монастырь

Вы можете помочь Богородице-Рождественскому Бобреневу монастырю
Предание гласит: Бобренев монастырь основан в 1381 г. великим князем Димитрием Иоанновичем Донским после победы на Куликовом поле. Название и само строительство монастыря предание связывает с именем князя Димитрия Михайловича Боброка-Волынского, воеводы великого князя Димитрия Иоанновича. Раскопки 1968 г. вскрыли остатки белокаменного монастырского собора конца XIV в. Впервые в документах монастырь упомянут в писцовых книгах 1577-1578 гг., тогда в нем стоял каменный собор и трапезная церковь Входа Господня в Иерусалим, другие постройки были деревянными. Писцовые книги 1578 г. указывают на разорение: «В монастыре церковь Рождества Пречистыя, келья игуменская, да 11 келий пустых, а ворота святые обвалилися, городьба была в замет, погнила, обвалилась». Монастырь пришел в упадок вследствие моровой язвы. В Смутное время обитель была разорена, восстанавливалась при настоятелях Александре (1634) и Иоасафе(1637). К середине XVII в. Бобренев монастырь был полностью восстановлен. В 1649 г. им управлял строитель Иона. Павел Алеппский в 1656 г. описывал: «По ту сторону реки, напротив города, стоит великолепный монастырь, весь выбеленный, с высокими куполами, во имя Рождества Богородицы, а трапезная церковь — в честь Ваий (Входа в Иерусалим)». В 1659 г. настоятелем монастыря был строитель Никон. Обителью управляли строитель Пафнутий (1664), строитель Иоаким (1666), игумен Вассиан (1673), игумен Боголеп (1675). По описи 1701 г. древний монастырский собор был небольшим, бесстолпным, одноглавым, сложенным из блоков белого камня, имел три алтарных полукружия, три перспективных портала и настенную звонницу. В 1-й половине XVIII в. монастырем управляли игумен Макарий (1721-1724), игумен Аристарх (1735-1739) и игумен Игнатий (1753). В 1751 г. бдительность тогда еще казначея Бобреневского монастыря игумена Игнатия вызвала целое политическое расследование против членов причта Успенского собора: «6 сентября 1751 г. в Коломенскую воеводскую канцелярию при промемории прислана из Коломенской Духовной консистории представленная при доношении дома Его Преосвященства от правящего казначейскую должность, Богородицкого Бобренева монастыря игумена Игнатия серебряная рублевая с известным портретом монета с изображением свергнутого в 1741 г. младенца императора Иоанна Антоновича для отсылки в надлежащее по указам место. Коломенская Воеводская канцелярия запросила Консисторию, почему та монета, кем и каким образом поныне в противность указов удержана и для отсылки в надлежащее по указам место не объявлена. Игумен Игнатий в ответ на запрос Коломенской консистории объяснил, что он, будучи 3 сентября в Казенном приказе при счете денег, собранных на исправление в Коломенской соборной церкви вместо погорелого вновь церковного облачения, усмотрел один рублевик с известным портретом. Эти деньги предъявлены были ему, игумену, от протопопа соборной церкви Григория. Протопоп Григорий Федоров сказал, что этот рублевик нашелся в числе трехсот рублей, а 300 рублей он принял в 1750 г. в декабре от иподиакона Григория Иванова по приезде его из Киева, а ему, иподиакону, даваны были деньги в городе Орле от протодиакона Максима Иванова на покупку материи. Монета прислана из Коломенской воеводской канцелярии в Контору Правительствующего Сената. По справке, наведенной в последней, по публикованным указам велено: 1.1741 г. 31 декабря — прежнюю с известным портретом монету для исправления на монетных дворах переделом в новую монету и вымена всем, у кого оная в руках будет, для обмена приносить по 1 января 1743 года в Санкт-Петербурге и Москве на монетные дворы, а в губерниях, провинциях и городах в губернские провинциальные и воеводские канцелярии, за которую тем приносителям платить новою монетою, копейка за копейку, без всякого удержания, а если после того годового термина оныя с известным портретом монеты у кого останутся, и им в народе не ходить и в сборы не принимать, а отдавать на монетные дворы, за которые платить по сплавке по 19 копеек чистого за золотник; 2. 1744 г. 18 декабря — ежели кто, не страшась прежних публикованных и сего подтвердительного указов, с известным портретом монет на монетных дворах, а в губерниях у губернаторов и воевод в последний от того публикованного указа полугодовой срок не объявит, а после того те с известным портретом монеты явятся, оные все взяты будут на Ее Императорское Величество безденежно и сверх того с теми людьми поступлено будет, яко с преступниками указов, без всякого милосердия. Сенатская контора решила отослать присланный рублевик в Монетную контору, а Синодальной конторе сообщила ведением об этом и требовала произвести следствие, почему долго показанные протодиакон и иподиакон не объявляли в надлежащем месте оную с известным портретом монету». В описи монастыря 1763 г., при игумене Андрее (1760-1768), в обители был недостроенный каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, строительство началось в 1757 г., при игумене Антонии (1757-1758), каменная трапезная с шатровым храмом в честь Входа Господня в Иерусалим, каменные святые врата, другие постройки монастыря были деревянными. После учреждения монастырских штатов в 1764 г. у Богородице-Рождественского монастыря были отобраны вотчины, а сам монастырь был переведен в число «заштатных», то есть содержавшихся на собственные средства. Всякое строительство в монастыре прекратилось. В 1766 г. владыка Феодосии распорядился в Консистории присутствовать игумену Спасскому Николаю, потому, что «заштатного Бобренева монастыря игумену Андрею, ни служителей на потребу, ни лошадей не имеющему, а особливо по случаю полой воды за препятствием в проездах всегдашний по указанным причинам приезд иметь неспособно». 13 июня 1782 г. вышло определение Коломенского владыки «об отрешении за распутное и леностное житие и единоличное ведение монастырского хозяйства строителя Богородицкого Бобренева монастыря иеромонаха Афиногена, с поручением строителевой должности в Бобреневе монастыре эконому Архиерейского дома иеромонаху Сильвестру. Жить ему, иеромонаху Сильвестру, при архиерейском доме, а над монастырем надсмотр и наблюдательство иметь, в небытность же его в монастыре старшинство и надсмотр иметь находившемуся там во искусе иерею Максиму Сергееву». В 1788 г. строителем Бобренева монастыря был определен иеромонах Михаил (вероятно, это принявший монашеский постриг иерей Максим), «в послушаниях находился в том Бобреневе монастыре до пострижения и по пострижении в монашество». При строителе Бобренева монастыря и Архиерейского дома экономе иеромонахе Сильвестре иеромонах Михаил «имел в том архиерейском доме старшинство и досмотр». В 1788 г. в Бобреневе монастыре в наличии: строитель иеромонах — 1, служащий иеромонах -1, белый диакон -1, церковников — 4. В 1790 г. монастырь определен епископом Афанасием (Ивановым) как летняя дача коломенских архиереев, в том же году в монастыре было закончено строительство каменного собора Рождества Богородицы. В последней трети XVIII в. устроена каменная монастырская ограда (южная и восточная стены и нижние ярусы трех угловых башен). Постройка святых врат, 4-й башни и надстройка остальных башен была осуществлена во 2-й четверти XIX в. В начале XIX в., после упразднения Коломенской епархии, Бобренев монастырь был объединен со Старо-Голутвиным, братия которого была переведена во вновь устроенный на архиерейском дворе Троицкий монастырь. Строителем назначен иеромонах Пешношского монастыря Самуил (Колесницын), настоятельствовал с 1800 по 1829 г., он помещался в Старо-Голутвином монастыре. В 1813 г. из часовни, стоявшей с XVIII в. у Московской заставы, в Бобренев монастырь перенесен чтимый коломенцами образ Феодоровской Божиеи Матери. В марте 1813 г. в трапезной монастырского собора Рождества Пресвятой Богородицы освящен придел Феодоровской иконы Божиеи Матери, куда и был помещен образ. Чудотворная икона исчезла после разорения монастыря и в конце 1990-х гг. чудесно обретена. В качестве помощника о. Самуила с 1814 г. Бобреневым монастырем управлял иеромонах Назарий (Барданосов). В 1802 г. в Бобреневе жил 1 иеромонах. По распоряжению митрополита Платона (Левшина) настоятель Старо-Голутвинского монастыря перевел в Бобренев монастырь иеромонаха, иеродиакона и 2-х послушников. В 1830 г. монастырский собор перестроен. В летнем храме был освящен престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в теплой трапезной устроены два придела: правый в честь Казанской иконы Божиеи Матери, левый в честь Феодоровской иконы Божиеи Матери — чудотворной, почитаемой в монастыре. Обитель украшалась усердием московского почетного гражданина Давида Ивановича Хлудова (1822-1886). В 1861 г. по благословению святителя Филарета на средства Д.И. Хлудова построен теплый собор Феодоровской иконы Божиеи Матери. Давидом Ивановичем при строителе иеромонахе, впоследствии игумене, Калистрате в 1861 г. выстроен также большой каменный корпус в два этажа (с треугольным фронтоном); в верхнем этаже были настоятельские покои с шестью братскими кельями, внизу еще 8 келий и трапеза с поварней, братский корпус, каретный сарай. Отец статского советника Давида Ивановича Хлудова, Иван Хлудов, родоначальник династии промышленников, имел небольшую ткацкую фабрику в Москве, но происходили Хлудовы из Егорьевского уезда Рязанской губернии. По смерти отца братья Савелий, Тарасий, Алексей, Герасим, Назарий и Давид открыли торговый дом «Ивана Хлудова сыновья», построили большую фабрику в Егорьевске, состояние их быстро увеличивалось. Старшие братья разъехались из родного дома близ Таганки, его хозяином остался Давид Иванович. Д.И. Хлудов получил строго религиозное образование. О своем детстве он рассказывал: «Бывало, в зимнее время, несмотря ни на какую погоду, к утрене мы все должны были являться непременно, обыкновенно родитель будил нас до благовеста, во время благовеста одевались и к началу службы были все уже в церкви. А чтобы кто-нибудь из домашних при жизни родителя нарушил какой-нибудь пост, об этом нельзя было и подумать». Строго православным, искренне религиозным человеком Давид Иванович остался на всю жизнь. По достижении совершеннолетия он деятельно занялся торговлей, ежедневно бывал в городе в амбаре, ежегодно ездил на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, но с 1857 г., когда был избран городским головой в Егорьевске, от торговли стал несколько отдаляться. Он был женат, но несчастлив в браке, через несколько лет супруги разошлись, о чем первое время он глубоко скорбел. В 1860-х гг. Давид Хлудов совершенно выделился из фирмы и посвятил свое время делам благотворительности. Всего перечислить нельзя, но можно отметить главные его труды: он отделал собор в Егорьевске, где был церковным старостой, построил новый храм на погосте Крутинах Егорьевского уезда. В 1860 г. Давид Хлудов купил имение близ Рязанского Богословского монастыря, в первый же праздник по приезде в имение он отправился к литургии в монастырь. Тот был в развалинах, братии не более 16 человек. «Нужно помочь», — сказало ему доброе сердце. Начались постройки, и к концу 1870 г. монастырь стал неузнаваем, почти все построено вновь: корпуса для братии, гостиница, училище, богадельня, храм. В обеспечение монастыря куплено несколько сот десятин луговой и пахотной земли и пожертвовано имение, которое Давид Иванович покупал для себя. А так как монастырь был штатным, он обратился в Святейший Синод с прошением обратить его в общежительный. Прошение было уважено, монастырь стал процветающим, число братии возросло до 100. В 1870 г., после освящения теплого храма, пожертвования Давида Хлудова на монастырь, по приказанию преосвященного Алексия, архиепископа Рязанского, были высчитаны, их оказалось более 150 000 рублей. Но и после того он внес ещё много вкладов. Делал также много пожертвований в Ольгов монастырь близ Рязани, где погребен преосвященный Гавриил, архиепископ Рязанский, которого Давид Иванович глубоко почитал. Жертвовал он и на храмы сел Медведево, Сельцы, Окоемово и на множество других. Как-то в конце 1850-х гг., проезжая из Егорьевска в Коломну, он увидел в версте от нее небольшой монастырь, это был Бобренев, заехал — бедность была поразительная, одно уже в развалинах, другое разрушалось. Давид Иванович решил помочь. Старый ветхий храм был обновлен, построен новый теплый, ветхие монастырские здания разобраны и на их месте построен новый большой корпус для настоятеля и братии, а так как монастырь был приписным к Голутвину, то Давид Хлудов решил помочь сделать его самостоятельным и для этого купил два участка земли с лесом и сделал их вкладом в монастырь. По ходатайству митрополита Филарета Святейшим Синодом желание Хлудова о предоставлении самостоятельности Бобреневу монастырю было удовлетворено. Он стоил Хлудову не менее 150 000 рублей, и в Московской епархии Хлудов благотворил не только ему, в 1861 г. в церкви Преподобного Сергия Радонежского Никольского Пешношского монастыря усердием Д.И. Хлудова был устроен вызолоченный иконостас, на местные иконы сделаны серебряные ризы, весь храм отделан заново. В 1862 г. Хлудовым построен и отделан трехпрестольный храм в с. Никольском Московского уезда на Стромынской дороге (ныне с. Никольское-Трубецкое). Храм этот начал московский купец Николай Иванович Каулин, но сразу же в дело вошел Давид Иванович, и ему одному пришлось заканчивать и отделывать церковь. Хлудовым была оказана большая помощь при построении храма в с. Крестовоздвиженском Богородского уезда (ныне в черте г. Орехово-Зуево). В своем приходском храме Святых бессребреников Космы и Дамиана, при котором он 32 года состоял церковным старостой, все им было переделано, обновлено, украшено, и чтобы при малом приходе храм мог существовать безбедно, был построен большой каменный дом, доходы от которого шли на содержание Космодамианской церкви. Благодарные прихожане еще в 1871 г. по благословению высоко преосвященнейшего митрополита Иннокентия поставили в храме икону преподобного Давида Солунского-святого, чье имя получил при крещении Давид Иванович Хлудов. Он устроил несколько богаделен и начальных училищ при монастырях и церквах, не забыл и бедных детей духовенства Московской епархии. Им был пожертвован в 1871 г. в вечное владение Епархиальному ведомству большой каменный дом на Ордынке, позднее перестроенный для размещения Мариинского женского епархиального училища. Училищу завещал Д.И. Хлудов все свои книги светского содержания. Трижды Давид Иванович получал высочайшие благодарности за пожертвования на военные надобности и в пользу пострадавших от неурожая финляндцев. Хлудов был награжден орденами Св. Станислава 2 степени, Св. Анны 2 степени, Св. Владимира 3 степени. Давид Иванович говорил: «Не нравится мне, когда люди богатые капиталы на дело благотворительности завещают после смерти своей. Отдам все из теплых рук, умру — валяться не буду, кто-нибудь да похоронит». Он все свои средства отдал на добрые дела. Продал последнее небольшое имение, выехал из родительского дома, поселился на окраине города и умер в чужом доме. У Давида Ивановича остались деньги на погребение и немного на раздачу бедным, но если бы он прожил еще 2-3 года, тогда было бы все так, как он сам говорил: «Умру — валяться не буду, кто-нибудь да похоронит». И это у человека, располагавшего миллионами. На нем сбылось слово Священного Писания: «Милостыня от смерти избавляет». Давид Иванович сам рассказывал, что в середине 1850-х гг., во время разлива рек, он ехал в Задонск, близ города ему нужно было переправиться через Дон, но мосты были разобраны, лед вздулся, и все ожидали, что река вот-вот вскроется. Хлудов, отважный и решительный, не стал ждать и пошел по льду. Дошел до половины реки, но вдруг лед зашумел, тронулся, льдины начали громоздиться одна на другую, и его на льдине понесло вниз по реке. Смерть неизбежная. Тогда он, призвав Бога на помощь, дал обещание, если будет спасен, всю сумму денег, какую имел при себе, а сумма была значительная, — раздать бедным в Задонске. И что же? Льдина, на которой он стоял, тихо подошла к берегу, и он сошел на берег, не промочив даже ног. Давид Иванович сдержал слово: одну сироту выдал замуж и оказал помощь погорельцам. Он, как человек, имел слабости и, как человек богатый, вращавшийся в водовороте мирской суеты, иногда падал. Но Господь всякий раз возбуждал его то скорбями семейной жизни, то болезнями, то советами людей благочестивых, например, митрополита Московского Филарета, который любил его за дела благотворительности, беседовал с ним подолгу. Митрополит с 1860 г., при каждом новом утверждении Давида Хлудова в должности старосты, писал: «Утверждается с благодарностью за полезное служение». Последние 5 или 6 лет, когда здоровье Давида Ивановича расстроилось, он жил совершенным отшельником, кроме храма Божиего почти никуда не выезжал, кроме книг духовного и исторического содержания ничего не читал, летом жил в деревне, где по благословению архипастыря устроил в своем доме церковь. Здесь приглашенный им старец священник ежедневно совершал божественную литургию и весь круг богослужений, болящий Давид присутствовал при богослужении неопустительно и в том находил единственную отраду для души воей. Мысль о смерти не страшила его, одного только он боялся, как бы не умереть внезапно. Он говорил: «Лучше похворать, похвораешь — приготовишься». Господь исполнил его желание, перед смертью ему послана была болезнь, и болезнь тяжелая, продолжительная, к прежней внутренней болезни присоединилась новая: перелом бедренной кости, раны на ногах, пролежни на спине… а он терпел, молился и благодарил, переменное чтение Евангелия, псалтыри и акафистов, почти не прекращавшееся у его постели, ободряло и подкрепляло, слова благодарности Богу почти не сходили с его уст… «Слава Тебе, Господи! Слава Тебе! Чего еще? Все дано», — часто повторял он. Давид Иванович скончался на 64-м году жизни. Отпевание его было совершено в московской церкви Ризположения на Донской улице (в приходе этого храма Давид Иванович жил с 1885 г.). На отпевание прибыли настоятели монастырей, получавших помощь от Хлудова, среди них строитель Коломенского Бобренева монастыря иеромонах Иоасаф. В 1865 г. Богородице-Рождественский Бобренев монастырь вновь обрел самостоятельность. Его строителем был назначен иеромонах Феоктист, бывший келейник игумена Назария (Барданосова). Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. все коломенские монастыри посильно помогали делу освобождения славян. Из Бобренева монастыря в действующую армию был направлен иеромонах Иоасаф. В 1877 г. строитель монастыря иеромонах Каллист писал благочинному монастырей архимандриту Пимену: «Во исполнение отношения Вашего Высокопреподобия от 6 сего ноября… не пожелает ли кто из иеромонахов вверенного моему управлению монастыря принять обязанность священника при подвижном лазарете 4-й пехотной дивизии, находящейся на марше в пределах Империи, — сим почтительнейше имею честь объяснить, что состоящие в монастыре священнослужители — люди престарелые или более или менее слабые здоровьем, а потому принять на себя означенную обязанность отказались. Более же крепкий и здоровый из них иеромонах Иоасаф уже дал подписку поступить в действующую армию, расположенную на Дунае, которая и представлена мною Вашему Высокопреподобию при отношении от 6 сентября сего года… Он же, иеромонах Иоасаф, изъявляет желание и на настоящее требование». В конце XIX в. в обители было 25 монахов и послушников. В 1903 г. игумен Варлаам открыл церковно-приходскую школу на 30 учащихся, помещавшуюся в отдельном монастырском здании, где были и квартиры учителей. С 1903 г. школой заведовал священник с. Чанок о. Василий Грязнов. В 1909 г. было 49 учащихся, в том числе 8 раскольников. В 1912 г. в Бобреневом монастыре — настоятель игумен Филарет, казначей иеромонах Дамиан, 3 иеромонаха, 3 иеродиакона, монах 1, на испытании — 13. В 1924 г. епископ Феодосий назначил настоятелем, с посвящением в игумены, жившего в Бобреневе с 1918 г. монаха московского Чудова монастыря Иннокентия. Официально обитель была закрыта. В это время в Бобреневе при храмах существовала приходская община, но неофициально, — монастырь продолжал жить уставным порядком. Игумен Иннокентий был и лекарем. В 1930 г. строения монастыря переданы совхозу «Сергиевский». В храмах были разрушены иконостасы, устроены склады минеральных удобрений и гаражи, в настоятельском и братском корпусах — квартиры для рабочих совхоза. К 1980-м гг. строения обратились в руины. Среди прочих утрат — восьмерик и купол теплой церкви. В 1992 г. возобновилась монастырская жизнь. 18 июля 1992 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил первую литургию в возрождаемой обители. 7 июля 1993 г. монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Восстанавливаются здания. В обители совершается чтение Неусыпаемой Псалтири с поминовением убиенных на Куликовом поле воинов. Открыта детская воскресная школа. Монастырь возрождается. Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны».
Видео: Богородице-Рождественский Бобренев монастырь
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (в Бобреневом монастыре)
Церковь Феодоровской Иконы Божией Матери (в Бобреневом монастыре)
Домовая Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (в Бобреневом монастыре)

В августе 1380 г. около Успеньева дня у Коломны собрались союзные русские войска для похода на Золотую Орду. Под Коломной состоялся смотр войска, отсюда пошли на Куликово поле. Перед битвой Святой Димитрий Донской со своим полководцем объехал место будущего сражения, испытывая старые воинские приметы, сходя с коней и «слушая землю». Тогда-то, говорят, и дали обет два Димитрия: Донской и Волынец (Волынскйй), в случае победы построить монастырь на коломенских землях Боброка. Битва пришлась на праздник Рождества Богородицы, 8 сентября 1380 г. На следующий год, в 1381 г. у Коломны был основан монастырь. У него три имени: Богородицерождественский, поскольку битва пришлась на этот праздник, Бобренев — по семейному прозвищу Боброка-Волынца: Бобреня, и Обетный — в знак того, что монастырь заложен по обету.

В 1969–1970 г. г. при исследовании современного Богородицерождественского собора М.Х. Алешковским и Б.Л. Альтшуллером были найдены фундаменты древнего храма. Его датировали второй половиной XIV в. Это позволяло предполагать, что найден храм, в закладке которого принимал участие сам св. благоверный Димитрий Донской.
Современные исследователи датируют собор более поздним временем, относя здание (по особенностям тески камня) к началу XV в. Так что, возможно, каменная церковь имела предшественницу, сложенную из бревен. Облик белокаменного собора реконструируется достаточно ясно. Это был высокий трехапсидный храм, сложенный из гладкотесанных блоков, одноглавый, украшенный изящной резьбой. Фасады имели трехчастное возвышенное строение, кровля, вероятно, венчалась кокошниками, на которых покоился барабан со шлемовидной главой и крестом.
Богородицерождественский собор был хорошо виден из Кремля, он сверкал, подобно евангельской жемчужине. Примерно в середине XVI в. строится шатровая Входо-Иерусалимская церковь (возможно — по замыслу и при участии коломенского владыки Феодосия). Основу храма составлял кубообразный четверик, по всей видимости, сразу переходящий в 8-гранный шатер. С запада к четверику примыкала трапезная, под которой находились поварня и келья. При описании убранства собора упоминается праздничная икона Рождества Богородицы, украшенная «Микифором Юрьевым сыном Петровым, а свеча пред нею великого князя». Далее описывается церковь «Вход Еросалима, да трапеза каменны… да на церкви двои колокола, да в монастыре жь келья игуменская, да II келей пустых, а ворота святыя обволилися, городьба была в замете, погнила, обвалилась, да у монастыря двор конюшенный».
В середине XVII в. секретарь посольства Антиохийского Патриарха Макария архидиакон Павел Алеппский описывает цветущее состояние обители: «По ту сторону реки, насупротив города, стоит великолепный монастырь, весь выбеленный, с высокими куполами, во имя Рождества Богородицы, а трапезная церковь в честь Ваий». Описание сделано в 1654 г.
К концу XVII столетия возникла насущная необходимость нового обустройства монастыря. Его стиль казался слишком устаревшим: и ограду и здания надо было отстраивать в камне. Опись 1701 г.: «В том Бобреневе монастыре церковь каменная об одной главе покрыта тесом, а глава деревянною черепицею… В том Бобреневе же монастыре другая церковь теплая каменная, верх шатровый… с трапезою под нею поварня, да келья, церковь и глава покрыты черепицею, а трапеза тесом… У монастыря святые ворота с калиткою каменны, а покрыты тесом…». Все остальные постройки — деревянные. Звонницы в монастыре не было. Пять колоколов висело на столбах. В 1757 г. начинается созидание нового кирпичного собора. В 1763 г. была сделана так называемая Офицерская опись, в которой описано и состояние строительства, и весь монастырь. Видно, что храм почти готов; не достроена лишь колокольня, у которой выложили только часть первого яруса. Входо-Иерусалимская церковь к этому времени еще сохраняла свой древний облик. В описи упомянуты каменные Святые ворота. Кельи и прочие постройки — деревянные.

Екатерина II готовила монастырскую реформу, так называемую секуляризацию, при которой монастырские земли отторгали в казну, а обители разделяли на классы, а каждый монастырь получал жалованье соответственно классу. Реформы привели к упадку многих памятников древности. Некоторые монастыри вообще остались «за штатом». В числе таких монастырей оказался и Бобренев. В 1764 г. он оставлен за штатом и последующие два десятка лет сказались на нем самым губительным образом. Почти завершенное строительство нового собора остановилось…
В 1790 г. был завершен Рождественский собор. Достроили его колокольню; и прекрасный белый храм, словно свеча, озарил просторную коломенскую равнину. Обращает на себя внимание величаво-архаичный облик памятника. В нем нет пышных украшений, столь характерных для эпохи барокко. Вся его суровая мощь говорит скорее о духе XVII столетия, что, видно, и сбивало с толку многих исследователей, которые датировали монастырскую звонницу XVII в., хотя достоверно известно, что она завершена в 1790 г. Во-вторых, в этом же году начали строить монастырскую ограду.
Стены Бобренева заслуживают отдельного повествования. Они выстроены в стиле русской готики, вероятно — по проекту великого зодчего Матвея Казакова. Напротив Коломенского Кремля появился как бы маленький кремль: белые стены, Святые ворота, украшенные причудливыми резными пирамидками, а по углам — алые башни с узорчатой белокаменной резьбой и шпилями.

В XVIII в. ограда составляла неправильный четырехугольник с четырьмя башнями по углам. Она была завершена в 1795 г., причем для этой цели Коломенская консистория разрешила специальный сбор по указу от 27 июля 1795 г. В 1790-е гг. строятся новые жилые корпуса: архиерейский и келейный. Их первый этаж был каменным, а второй — деревянным. Деревянные покои исстари считались более полезными для здоровья.

В 1800 г. в Архиерейский дом Коломны переводят братию Голутвина монастыря. Так был основан Ново-Голутвин Троицкий монастырь в Кремле. А Богоявленский Старо-Голутвин и Богородице-Рождественский монастыри соединяются в один, Бобренево-Голутвин.
27 июля 1802 г. Митрополит Платон (Левшин) распорядился исправить положение. «Бобренево-Голутвина монастыря строителю иеромонаху Самуилу. В былом Бобреневе монастыре теперь только один иеромонах, послушников никого; а Голутвин монастырь пользуется его землею и доходами. Почему мы и признаем за справедливое: определить в Бобренев от Голутвина монастыря еще одного иеромонаха или священника, да одного иеродиакона или диакона и двух послушников. О сем стараться строителю и тем доставить нам удовольствие и всему городу». Попечением о. Самуила обустройство монастыря продолжалось.

В марте 1813 г. о. Самуил освятил в Бобреневе новый придел во имя Феодоровской иконы Божией Матери, устроенный на средства уездного казначея П. И. Алисова. В качестве помощника о. Самуила Бобреневым монастырем управлял иеромонах Назарий (Барданосов). При его участии в 1822 г. был возобновлен иконостас Богородице-Рождественского собора, а вместо ветхих строений: архиерейского дома и келий с деревянным верхом и каменным низом, он выстроил новый каменный корпус в два этажа. В верхнем были настоятельские покои с шестью братскими кельями, а внизу — еще 8 келий и трапеза с поварней.
В 1830 г. был довольно значительно реконструирован Рождественский собор. Свод между ярусами главного помещения разобрали. Получился цельный красивый, необыкновенной высоты храм. Престол Рождества Богородицы перенесли вниз, а престол Алексия человека Божия упразднили. Для зимнего богослужения приспособили трапезную. Холодный четверик закрывался на зиму, а в трапезе служили в двух приделах: справа — в честь Казанской, а слева — во имя Феодоровской иконы Божией Матери. В 1820-х гг. рядом с Пятницкими воротами Коломенского Кремля выстроили часовню Св. Антипия.
Отдельное слово нужно посвятить Давиду Ивановичу Хлудову. Именно благодаря его стараниям Бобренев монастырь возрождается в прежнем блеске. Посетив обитель около 1850 г., Д.И. Хлудов был удручен бедственным состоянием обители. Богослужения тогда совершались лишь в Богородицерождественским соборе, а Входо-Иерусалимская церковь пришла в такую ветхость, что там было опасно находиться. И вот в середине XIX в. начинаются хлопоты о возобновлении монастыря как самостоятельной обители. В 1853 г. делается опись монастыря, которая фиксирует его состояние перед новым строительством. В описи перечислены 7 колоколов, из них самый большой весом 191 пуд 31 фунт. В этом же документе есть указания о вышеупомянутой часовне близ Пятницких ворот.
В 1858 г. на должность строителя монастыря был назначен иеромонах Феоктист. Благодаря жертвам щедрого храмоздателя, строителю Феоктисту удалось в короткие сроки возвести на месте прежних руин Входо-Иерусалимской церкви новый храм. Посвящение выбрали в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В 1860 г. храм был завершен. Его строили по хорошему проекту в стиле позднего классицизма. Он, может, был несколько суховат во внешней отделке, но в целом производит достойное впечатление. Спокойно-величавый облик здания хорошо гармонирует с общим аскетичным и сдержанным духом древней обители. Веяния «деградирующего классицизма» и пестрого «русского стиля» миновали эту постройку.

В 1864 г. Д. И. Хлудов для усиления доходов монастыря пожертвовал участок земли в Коломенском уезде — 65 десятин, 2202 сажени.
2 июля 1864 г. Высокопреосвященный Филарет Митрополит Московский и Коломенский, написал следующую резолюцию: «Божие благословение благотворителю, а от нашей мерности, вместе с братиею обители, благодарность…».
В 1860-х гг. поновляются или строятся заново келейные корпуса. Принимает свои окончательные формы монастырская ограда. После многолетнего с троительства она превратилась в неправильный многоугольник с 8-ю башнями, Святыми воротами, обиходными воротами с калиткой и задней калиткой с двумя примыкающими корпусами служб. По высочайшему повелению 29 июля 1865 г. Бобренев монастырь был возведен на степень самостоятельной обители с тем, чтобы иметь в нем одного настоятеля и 15 человек братии. Окончательное утверждение штата монастыря стало венцом стараний замечательного благотворителя Давида Хлудова. И после этого он продолжает жертвовать на обитель; в частности, им увеличивается число колоколов на монастырской звоннице.

Некоторое представление о благолепии Бобренева дает краткое описание 1870 г. В октябре этого года в Коломенском уезде побывал Преосвященный Игнатий, епископ Можайский, викарий Московский. Он посетил и Бобренев и его новоукрашенный собор. «В этом благолепном храме преос. Игнатий совершил 3-го октября с обычной торжественностью Божественную литургию (всенощная была накануне в градском архиерейском доме), и на малом входе посвятил Бобреневского строителя иеромонаха Феоктиста, 12 лет управляющего монастырем, — в сан игумена. Поселяне из слободы Бобреневской и окрестных деревень с любопытством смотрели на торжественные обряды богослужения и усердно молились. Приятно было смотреть на этот верующий, молящийся коленопреклонный народ!». Так описал памятный визит владыки архимандрит Григорий в Московских епархиальных ведомостях 1870 г.

В 1887 г., подобно другим святыням Коломенского уезда, Бобренев монастырь получил свою Метрику, т.е. подробное описание архитектурных и церковных сокровищ. Там описывается трехъярусный вызолоченный резной иконостас Богородице-Рождественского собора, старинные иконы. Стенная живопись к этому времени уже требовала поновления. На звоннице насчитывалось 15 колоколов, из них 3 — пожертвованные К.М. Кисловым и Д.И. Хлудовым. Описана также Феодоровская церковь и ее реликвии.
«Дивную, умиротворяющую картину являл собой монастырь в конце XIX века. За причудливо-сказочной оградой белели, словно два облака, монастырские храмы, рядом стояли два строгих и аккуратных двухъярусных корпуса. В одном из них размещались покои настоятеля и кельи, в другом — помещения для трудников и хозяйственных принадлежностей. Имелись также погреба, сараи, баня и конюшня, — все, что нужно для правильного хозяйственного обихода. Слева от Святых ворот располагался небольшой садик с примыкающим к нему огородом, а дальше, направо, к востоку от собора, за его алтарями, лежало братское кладбище, осененное зеленеющими тополями и березами. Здесь, кроме братии, находили упокоение также благотворители монастыря. Сколь поучительно было бродить по этому своеобразному парку, всматриваться в белокаменные, гранитные и мраморные надгробия, читать назидательные тексты, начертанные на этих скрижалях и благоговейно молиться о, упокоении душ «зде лежащих и повсюду православных христиан!»…
При монастыре 14 апреля 1903 г. игуменом Варлаамом была открыта церковно-приходская школа. Для нее отвели помещение в особом монастырском здании; здесь же располагалась квартира учителя.
В 1917–1918 г.г. обитель была разграблена, погибла галерея портретов коломенских владык. В начале 1920-х г.г. монастырь закрыли. Монастырь разрушался постепенно. В братском корпусе устроили квартиры для рабочих совхоза. В настоятельском корпусе разместилась начальная школа, медпункт и квартиры для рабочих. В течение десятилетий в церквях хранили минеральные удобрения. Однако еще в середине XX в. в ризнице находилась часть монастырской библиотеки. Окончательно добило монастырь устройство гаража в церкви Феодоровской иконы. Алтарная стена была пробита, и через нее в храм заезжали трактора. Монастырские книги и рукописи вышвырнули на улицу. В конце концов монастырь превратили просто в свалку. Сюда свозили падежный скот, битое стекло, мусор.

В марте 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод благословили открытие Бобренева монастыря. С 1991 г. начинается восстановление славного памятника Куликовской победы. Реставрацию святыни взяла на себя община московского храма Всех Святых на Соколе во главе со старостой Б. С. Кудинкиным. В братском корпусе открыли небольшую домовую церковь. 18 июля 1992 г. первую Божественную литургию в обновляющемся монастыре совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий. Подворьем монастыря стала древняя церковь Иоанна Предтечи на Городище.

Бобренев Богородице-Рождественский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Бобренев Богородице-Рождественский монастырь

Богородице-Рождественский мужской монастырь Коломны, известный также под названием Бобренев, — камерная, светлая и очень тихая обитель, расположенная в нескольких километрах от города, на противоположном берегу Москвы-реки. Его история тесно связана с одними из самых почитаемых православных святых — Сергием Радонежским и Дмитрием Донским: преподобный Сергий благословил святого благоверного князя на строительство обители в благодарность Богородице за победу над Мамаем. За более чем 600-летнюю историю монастырь знал взлеты и падения, и сегодня только возрождается от забвения в годы советской власти. Несмотря на то, что реставрационные работы еще ведутся, здесь можно посетить главный храм во имя Рождества Богородицы с удивительной акустикой и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, особо почитаемой русскими государями.

Немного истории

Бобренев монастырь — один из старейших на русской земле: он был заложен в 1381 г. по обету Дмитрия Донского в честь победы в Куликовской битве. По одной из версий строительство велось на средства ближайшего сподвижника благоверного князя — воеводы Боброка-Волынца, имя которого обитель и получила; по другой — здесь принял монашеский постриг раскаявшийся разбойник Бобреня.

В 18 веке монастырь утратил былое значение и сильно обветшал, его земли приписали Троицкому Ново-Голутвину монастырю, туда же переселилась и братия. Столетие спустя здесь начинаются реставрационные работы: возводят хозяйственные корпуса и стены, строят храм в честь Феодоровской иконы Богоматери и сооружают великолепный трехъярусный золоченый иконостас. В годы советской власти обитель была закрыта и использовалась как склад для удобрений. Восстановление ее началось в 1991 г. и продолжается по сей день.

Что посмотреть

Богородице-Рождественский монастырь располагается на пологом берегу Москвы-реки, в сердце привольных полей Коломщины. Его изящные строения — псевдоготические стены, ажурная колокольня храма Рождества Богородицы и небесно-голубая Феодоровская церковь — отражаются в тихой речной глади и дарят удивительное ощущение покоя.

Войдя на территорию обители через Святые ворота, увенчанные изображением Вифлеемской звезды, вы попадете в уютный внутренний двор, а прямо перед вами будет возвышаться Феодоровская церковь, в которой хранится главная святыня монастыря — список чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Этот образ Девы Марии, по преданию, был запечатлен еще евангелистом Лукой.

С 1613 г. икона считается покровительницей императорского дома Романовых, и именно благодаря этому все иностранные невесты русских государей при принятии православия брали себе отчество Федоровна.

Главный собор обители — белоснежный храм во имя Рождества Богородицы. Реставрационные работы здесь идут полным ходом, но туристы могут заглянуть и оценить его вдохновляющую высь.

Акустика храма уникальна — когда на клиросе поет один певчий, кажется, что это целый хор.

В числе других святынь обители — крест с частицей Животворящего Креста Господня, частица мощей Георгия Победоносца, тапочек святителя Спиридона Тримифунтского и икона с частицей его мощей, а также ростовая икона преподобного Сергия Радонежского.

Практическая информация

Адрес: Московская область, Коломенский район, село Старое Бобренево. Из Коломны удобно добираться на машине или пешком через Пятницкие ворота, далее по прямой дороге и через понтонный мост. Веб-сайт.

Время работы: монастырь открыт для посещения ежедневно, с раннего утра до окончания вечернего богослужения.

Вход бесплатный, приветствуются пожертвования.

Более шести веков насчитывает история Богородицерождественского Бобренева мужского монастыря. По преданию, перед битвой на поле Куликовом Дмитрий Донской и Дмитрий Боброк-Волынский дали обед в случае победы построить монастырь на коломенских землях. Так и случилось. У него три имени: Богородицерождественский, поскольку битва пришлась на этот праздник, Бобренев – по семейному прозвищу Боброка-Волынца: Бобреня и Обетный – в знак того, что монастырь заложен по обету. С тех пор и до наших дней возносят в этих святых стенах молитвы об упокоении «вождей и воинов, на поле Куликове убиенных».

Хотя документальных свидетельств о времени строительства не сохранилось, данные археологии подтверждают раннюю датировку монастыря. При раскопках обнаружены остатки грубой красной и серой керамики характерной для рубежа XIV–XV веков.

В 1969–1970 годах. при исследовании современного Богородицерождественского собора М. Алешковским и Б. Альтшуллером были найдены фундаменты древнего храма. Его датировали второй половиной XIV века. Это позволяло предполагать, что найден храм, в закладке которого принимал участие сам Дмитрий Донской.

Современные же исследователи датируют собор более поздним временем, относя здание (по особенностям тёски камня) к началу XV века. Так что, возможно, каменная церковь имела предшественницу, сложенную из брёвен.

Богородицерождественский собор был хорошо виден из Кремля, он сверкал, подобно евангельской жемчужине. Вместе с Успенским собором Коломны эти два храма составляли грандиозный ансамбль, связанный не только архитектурно, но и духовно, ведь оба памятника посвящены победе над Золотой Ордой.

Бобренев монастырь стойко перенёс все невзгоды позднего правления Ивана Грозного, царствование Бориса Годунова, Смуту начала XVII века, неизменно возрождаясь на прежнем месте.

Реформы, проводимые в более поздние годы, привели к упадку многих памятников древности. Некоторые монастыри вообще остались за штатом, лишившись и своих владений и не получая жалования от государства. В их числе оказался и Бобренев. В 1764 году он оставлен за штатом и последующие два десятка лет сказались на нём самым губительным образом. Почти завершённое строительство нового собора остановилось.

Последний Коломенский владыка, епископ Афанасий, входил в число образованнейших людей России. До занятия кафедры он был архимандритом московского Заиконоспасского монастыря и ректором Славяно-греко-латинской академии. Владыку естественно волновала судьба памятника Куликовской битвы, и с первых дней своего архиерейства он стал изыскивать средства к возрождению этого возвышенного свидетельства древности, овеянного многовековой славой. Он сделал монастырь своей летней резиденцией, и в 1790 году обитель возрождается. При епископе Афанасии в монастыре начинается бурное строительство: завершён Рождественский собор, достроена его колокольня, строятся новые жилые корпуса: архиерейский и келейный, началось возведение монастырской ограды.

Кирпич для последней брали из упразднённой коломенской церкви Симеона Богоприимца. По преданию, этот храм был основан ещё в XIV веке великим князем Московским Симеоном Гордым. На рубеже XVII–XVIII веков его отстроили в камне. Но потом церковь сгорела, прихожане оказались не в состоянии её восстановить, и было принято решение об её упразднении и разборке.

Пора необычайного расцвета была недолгой и оборвалась неожиданно. В 1799 году Коломенская епархия закрывается. В 1800 году в Архиерейский дом Коломны переводят братию Голутвина монастыря. А Богоявленский Старо-Голутвин и Богородице-Рождественский монастыри соединяются в один – Бобренево-Голутвин.

29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители, с тем чтобы иметь в нём одного настоятеля и 15 человек братии.

Но монастырь жил не только молитвой. Как раз на рубеже XIX–XX веков выявляются две формы общественного служения, насущно необходимые местным жителям: медицинская помощь и просвещение.

Сюда собирались многие болящие. В то же время при монастыре 14 апреля 1903 года игуменом Варлаамом была открыта церковно-приходская школа. Для неё отвели помещение в особом монастырском здании. Здесь же располагалась квартира учителя.

В 1917–1918 годы обитель была разграблена, погибла галерея портретов коломенских владык. В начале 1920-х монастырь закрыли, но какое-то время оставшиеся монахи ещё продолжали принимать и лечить больных. Окончательно обитель была закрыта в 1930 году. Постепенно он начал разрушаться. В братском корпусе устроили квартиры для рабочих совхоза. В настоятельском корпусе разместилась начальная школа, медпункт и квартиры. В течение десятилетий в церквях хранили минеральные удобрения, но окончательно уничтожило обитель устройство гаража в церкви Феодоровской иконы. В конце концов монастырь превратили просто в свалку. Сюда свозили падёжный скот, битое стекло, мусор.

Положение изменилось лишь в 1989 году, когда в Коломне начала возрождаться церковная жизнь. Всё более настойчивыми становятся требования православных о восстановлении монашеской общины в Бобреневе. В марте 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод благословили открытие Бобренева монастыря. И сразу же в нём начались восстановительные работы. В братском корпусе открыли небольшую домовую церковь. 18 июля 1992 года первую Божественную литургию в обновляющемся монастыре совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий.

В 2005 году в России широко отмечалось 625-летие Куликовской битвы. Отмечая великий юбилей, 8 сентября 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II повторно посетил Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь.

В новоосвящённой Феодороской церкви Патриарх Алексий в сослужении игумена Игнатия и братии монастыря совершил богослужение в память православных вождей и воинов за веру и Отечество на поле брани Куликовом жизнь свою положивших.

Сейчас в обители также ведутся реставрационные работы. В 2018 году она вошла в областную программу «Культура Подмосковья». На выделенные средства в монастыре планируется провести проектные работы по главному храму, разрушенному братскому корпусу и по ограде.

Исторические фото взяты из открытых интернет-источников, в частности из группы в ВК «Коломна. Взгляд в прошлое».

Два чудотворных списка Феодоровской иконы Божией Матери почитают верующие в Богородице-Рождественском монастыре села Старое Бобренево под Коломной. Оригинал этих образов находится в Костроме. Внешне икона похожа на Владимирскую Богородицу, и является столь же почитаемой русской святыней. История костромской иконы тесно связана с судьбой царской династии Романовых. У списков Феодоровской иконы в Бобреневом монастыре молятся о семейном благополучии и о рождении детей.

Подмосковный список Феодоровской иконы почитался в Бобреневом монастыре с 1813 года. В тот год в Богородице-Рождественском соборе обители освятили придел в ее честь. До этого список иконы находился в Коломне в часовне у Московской заставы. В 1861 году в небольшой Бобреневской обители построили новый храм в честь Феодоровской иконы на средства мецената Давида Хлудова. В монастыре стоят всего два храма: собор Рождества Богородицы и меньшая по размеру Феодоровская церковь. Храм с чудотворными списками иконы легко определить по голубому цвету стен и барабана купола.

Бобренев монастырь был закрыт и сильно разрушен в советские годы. Старый подмосковный список Феодоровской иконы исчез, но с 1990-х годов в обители появились две новые Феодоровские иконы – подарок митрополита Ювеналия и женщины из Москвы. В 1999 году, как рассказано на сайте монастыря, москвичка подарила монастырю большой образ Феодоровской, хотя ни разу до этого не была в Бобреневской обители. Ей дважды приснился один и тот же сон, в котором Богородица велела купить в церковном магазине и отвезти в подмосковный монастырь под Коломной Феодоровскую икону. В 2005 году митрополит Ювеналий подарил обители список Феодоровской иконы XVIII века, который раньше принадлежал Ленинградскому митрополиту Никодиму Ротову. Эта икона украшена узорчатой серебряной ризой. Оба списка из Бобренева монастыря считаются чудотворными. 27 марта и 29 августа монахи обители совершают праздничное богослужение в честь Феодоровской Богородицы.

История оригинала Феодоровской иконы из Богоявленского монастыря Костромы восходит к XII веку. По легенде владимирский князь Георгий Всеволодович построил недалеко от Городца на месте часовни, где хранилась икона, монастырь. Там икона хранилась вплоть до нашествия Батыя, когда Городецкий монастырь уничтожили кочевники. Считалось, что и икона пропала, однако спустя время она явилась в Костроме.

16 августа 1239 года икону случайно нашел костромской князь Василий – младший брат Александра Невского. Сказание гласит: «преследуя на охоте зверя, заблудился в лесной чаще… и на одной сосне он увидал икону. Когда князь пытался снять икону с дерева, она внезапно поднялась в воздух». Князь Василий возвратился в город и рассказал о видении священникам и народу. Из Костромы толпа двинулась к месту явления святыни. Священники сняли образ с дерева и перенесли в главный городской храм. На месте находки князь основал потом Спасо-Зарудненский монастырь, потому что чудесное событие произошло у реки Зарудни на праздник Спаса Нерукотворного 16 августа. Вот почему праздник иконе совершается 29 августа (16 августа по старому стилю).

Обстоятельства явления Феодоровской иконы повторялись в преданиях о других чудотворных иконах. В книге Е. Поселянина «Богоматерь» о православных образах Богородицы говорится, что в лесу и на сосне нашли также Дудичскую Божию Матерь в Минской губернии, Корсунскую-Сосновскую из Соловецкого монастыря, Оковецкую-Ржевскую икону в Тверской губернии, Одигитрию-Святогорскую в Псковской губернии. Святыню находили князья, пастухи и даже воры. На сосне в лесу обнаруживали не только Богородичные иконы. Дмитрию Донскому явился «стоящий сам по себе в воздухе над сосной» образ Николая Чудотворца. Эта икона потом стала святыней подмосковного Николо-Угрешского монастыря.

Название «Феодоровская» появилось у иконы после того, как ее вторично нашли в Костроме. Собор, куда священники перенесли образ из леса, был освящен в честь мученика Феодора, и название Феодоровской церкви со временем перешло иконе. В сказании о появлении Феодоровского образа в Костроме упоминается интересная деталь: «Жители видели, что в то время, когда князь охотился в лесу, какой-то воин в богатой одежде прошел по городу… Воин походил собою на изображение святого великомученика Феодора Стратилата».

Этот святой жил в IV веке в восточной части Римской империи. Он был римским военачальником (стратилатом), который принял христианскую веру и был казнен за это по приказу императора-язычника. Согласно легенде святой Феодор сразился с чудовищем-змеем, которое жило в пещере недалеко от города Евхаита. На иконах иногда изображают сидящего верхом святого воина Феодора, который рубит змея мечом. Такие образы мученика Феодора напоминают иконографию святого Георгия Победоносца, протыкающего змея копьем.

Внешне Феодоровская икона похожа на Владимирскую Божию Матерь. Владимирская икона – это поясное изображение Марии, где младенец Иисус сидит слева, то есть на правой руке матери. Икона имеет следующие характерные детали: Иисус припал щекой к щеке матери; он обхватил ее шею левой рукой под платком, а правую руку протягивает к ее плечу. Видны ступни младенца: правая ступня параллельна плоскости иконы, а подошва левой ноги повернута к зрителю. Феодоровскую икону можно отличить от Владимирской по одной заметной детали – правая нога младенца Иисуса на Феодоровском образе обнажена до колена.

Сходство двух икон навело некоторых искусствоведов на мысль, что Феодоровская считалась в XII веке не самостоятельным образом, а списком Владимирской. Помимо похожей иконографии эту версию подкрепляет родство князя Георгия Всеволодовича, построившего первый монастырь для Феодоровской иконы в Городце, и князя Андрея Боголюбского. Именно князь Андрей привез чудотворную Владимирскую икону с собой в Ростово-Суздальское княжество из Киевской земли. Интересно, что Волоколамская Богородица из подмосковного Иосифо-Волоцкого монастыря тоже почти полностью совпадает по иконографии с Владимирской Богородицей.

Феодоровская икона считалась главной святыней царской династии Романовых. 14 марта 1613 года в Кострому к Михаилу Федоровичу Романову прибыло посольство бояр и духовенства из Москвы с просьбой принять царский титул. В Ипатьевском монастыре Костромы находилась и мать будущего царя инокиня Марфа. После нескольких часов уговоров мать благословила на этот шаг своего сына у Феодоровской иконы Божией Матери. Михаил сделал с костромской святыни список и взял его с собой в Москву. Вот почему в церкви устоялся обычай отмечать праздник Феодоровской иконе дважды в году – 29 августа в день ее обретения, и 27 марта (14 марта по старому стилю) – в память об избрании первого царя из династии Романовых и окончании Смутного времени.

Романовы и спустя триста лет не забывали Феодоровскую икону. В 1913 году в Российской империи широко праздновался юбилей – 300 лет избрания на царство Михаила Федоровича. В эти годы Николай II велел построить в Санкт-Петербурге и Царском Селе два красивых собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери. По названию Феодоровской иконы жены царей и других членов императорской семьи получали новое отчество «Феодоровна». Таких случаев было два: либо отчество будущей царицы звучало неблагородно, либо она не имела отчества вовсе. Европейские принцессы меняли иностранные имена на имя и отчество на русский манер после перехода в православие. Например, жена Павла I София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская стала в России Марией Федоровной, а супруга последнего царя Николая II Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадсткая стала Александрой Федоровной. Ее родная сестра стала после перехода в православие великой княгиней Елизаветой Федоровной.

На сайте Бобренева монастыря говорится, что Феодоровская икона Божией Матери почитается покровительницей невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогает в трудных родах. «К чудотворному образу приходили верующие с разными бедами в жизни: женщины, страдавшие от бесплодия, и несчастные супруги, люди, близкие к самоубийству, которые потеряли смысл жизни, но при этом имевшие семью, достаток и здоровье. Многие получали исцеления от Пречистой Богородицы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *