Монастырь костомарово

Более поздние исследователи пещерных монастырей Подонья считают, что их зарождение в этих местах происходило во времена иконоборческой ереси, т. е. в IIIV-X вв. Иконопочитатели, среди которых было большое число монашествующих, были вынуждены бежать от преследований в Палестину, Сирию, на Кавказ и в Крым, откуда некоторые из них перемещались на Средний Дон, где в толще меловых отложений сооружали великолепные пещерные храмы, следуя древней византийской традиции.

Позднее окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов сначала печенегов, половцев, татаро-монгол, а затем Крымских и Ногайских татар эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены.

Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось только в конце XIIIV – начале XIX века. Этот период можно назвать вторым этапом в строительстве пещерных храмовых комплексов Подонья. На сей раз, их создателями были крестьяне, вдохновленные подвигом своих предшественников. Костомаровская обитель, по местному преданию, стала скитом Белогорского мужского монастыря, где подвизалось большое число схимников. Документальных подтверждений этому не найдено.

После революции 17-го года в его пещерах тайно совершали свой молитвенный подвиг некоторые подвижники, среди которых особой известностью пользовался блаженный старец Петр (Еремеенко).

В годы Великой Отечественной Войны во времена немецкой оккупации по свидетельству местных жителей в Костомаровских пещерах скрывались русские солдаты.

В 1946 году по многочисленным и настоятельным просьбам верующих близлежащих сел в Костомаровских пещерах официально было разрешено совершать богослужения. По свидетельству очевидцев, в это время в Спасском храме углубляют и расширяют пещерные ходы и создают второй предел в честь свв. мчцц. Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот период можно назвать третьим этапом в пещеростроительстве Спасского монастыря.

9 октября 1959 года было принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг нее общины. Пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. Но промыслом Божиим этому плану не дано было осуществиться.

До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении. В 70-е годы они были исследованы спелеологами, которые составили схематический план, соответствующий настоящему виду пещерного комплекса Спасского женского монастыря.

Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. До настоящего времени сохранился уникальный пещерный собор. Над его входом возвышаются величественные меловые дивы, напоминающие башни древних монастырей. Главный престол этого храма считается самым древним. Он освящен в честь Спаса Нерукотворного. Его предел в честь св. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии был построен значительно позже русскими подвижниками, вдохновленными древними пещеростроителями. Известно, что вход в храм был хорошо укреплен, о чем свидетельствуют следы от массивных двойных ворот, имелся запасной выход и колодец. Очевидно, в свое время пещеры собора служили также укрытием от кочевников и других неприятелей, совершавших опустошительные набеги на эти земли до второй трети XVII века.

Далее на запад по склону расположен храм преподобного Серафима Саровского. Он был заложен в 1903 году, но завершить его строительство удалось только в наши дни.

Кроме храмов в меловой горе расположено несколько небольших пещер, в которых подвизались монахи-затворники. Одна из них, наиболее протяженная, носит название «Пещера покаяния». По преданию в ней священник принимал исповедь.

В 1993 году под руководством духовенства Острогожского благочиния Воронежской Епархии стали производиться работы по расчистке пещер, а в 1997 году был официально открыт Спасский женский епархиальный монастырь. В настоящее время на его территории восстановлены пещерные храмы, в которых совершаются богослужения, построены наземный храм Божией Матери «Взыскание погибших», жилые и хозяйственные корпуса. Первой настоятельницей монастыря была игумения Серафима (Иванова). Она управляла обителью с 1997 г. по 2007 г. С апреля 2007 года настоятельницей монастыря является игумения Елена (Золотухина). До перевода в Спасский женский монастырь она с 1992 года была насельницей Алексеево-Акатова женского монастыря г. Воронежа, где приняла монашеский постриг. В настоящее время в монастыре 36 насельниц, среди них одна схимница, 14 монахинь, 4 инокини, 17 послушниц.

С возобновлением монашеской жизни в Спасский женский монастырь потянулось большое количество паломников. Ежегодно обитель посещает около 40 тысяч человек из разных мест нашего отечества и зарубежья.

Спасский женский монастырь находится в процессе становления монашеской жизни. В обители ежедневно совершаются богослужения. В штате обители три священнослужителя, которые распространяют свое пастырское служение на близлежащие села, с жителями которых они совместно с сестрами ведут активную миссионерскую работу. Во многом благодаря их просветительской деятельности в с. Хвощеватка восстановлен храм (средства выделены благотворителем, уроженцем этого села), в селе Юдино также ведутся работы по восстановлению порушенного храма при непосредственном участии иерея Александра Самсонникова, ответственного за миссионерскую работу Спасского монастыря.

Поделиться

Фото: wikipedia.ru

В селе Костомарово Воронежской области находится уникальный монастырь в честь Спаса Нерукотворного, его ещё называют русской Каппадокией или русской Голгофой. Это самый настоящий древний пещерный монастырь. Расположен он в низине и окружён скалистыми холмами. Здесь, среди скал, поныне сохранились древние монашеские кельи.

По своему внутреннему устройству Спасская обитель очень схожа с подземными сооружениями древней Каппадокии. Природный ландшафт Костомарово тоже местами напоминает причудливую скалистую местность в Малой Азии. Меловая гряда тянется на 180 км, захватывая Волгоградскую, Белгородскую и Воронежскую области. Это бывшее морское дно, раньше тут был океан. До сих пор попадаются ракушки, даже сухие водоросли разбросаны. «Кидаешь их в стаканчик с водой, и они расправляются» – рассказывают монахини.

Особенностью Костомаровской обители являются уникальные пещерные храмы под толщей меловой горы. Меловые скалы над ними называются дивами. Их создали многовековые воздействия ветров и дождей. Одну из скал насельницы монастыря прозвали «Монахом» – это застывшая в камне фигура человека с бородой и монашеской скуфьёй. Говорят, в древности дивы были выше, но местные жители спиливали верхушки для постройки погребов.

В советское время все было разрушено, храмы находились в запустении. В пещерах образовались пустоты и провалы.

Главная святыня монастыря – чудотворная Костомаровская икона Божией Матери. По преданию этот образ был подарен Спасской обители императором Александром I. В годы гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ столетии богоборцы добрались до святыни, оставив в ней шесть пулевых отверстий, но лики Богородицы и Младенца Иисуса, к счастью, задеты не были.

Изначально икона пребывала в пещерном храме Спаса Нерукотворного, но после реставрации ее перенесли в наземную церковь, а на прежнем месте находится список, с точностью выполненный местным иконописцем. В 2002 году Костомаровская икона кровоточила.

Центральное место пещерного комплекса занимает храм Спаса Нерукотворного Образа, он же считается самым древним. Вход в него расположен у основания двух меловых столбов, соединенных звонницей. Когда-то храм украшали прекрасные росписи, золотились оклады икон. Сегодня это гладкие с зеленоватой плесенью меловые стены. Большинство икон монахини вынесли из сырых пещер. Их приносят сюда в праздники, крепят на колоннах, а потом вновь уносят.

На запад по склону три небольшие пещеры – бывшие кельи монахов-затворников. Отсюда идёт узкая дорожка к храму преподобного Серафима Саровского, главная особенность которого – вырезанные в меловой породе иконы и Распятие Иисуса Христа.

Чуть поодаль находится Пещера покаяния. Само устройство пещеры – темный извилистый коридор, низкие своды, глубокая тишина, святые лики на стенах – заставляют забыть о мирской суете, пробуждают в человеке покаянный дух.

Описать дивный комплекс словами не представляется возможным, ещё труднее рассказать о том духе, который царит здесь. Эти храмы не одно столетие хранят в себе тайну имен их создателей и их подвигов, молитв и покаянных трудов.

Не прекращается поток паломников к пещерным дивам, верующие съезжаются сюда из разных уголков России и зарубежья.

Костомаровский женский православный монастырь — знаменитый пещерный монастырь в Воронежской области, расположенный в двух километрах от правого берега реки Дон недалеко от села Костомарово.

На сегодняшний день это один из трех действующих пещерных монастырей на территории области и одна из ее главных святынь, также известная как Русская Палестина. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы.

История

К сожалению, на настоящий момент нет единой точки зрения в отношении времени создания удивительных пещерных храмов — главной достопримечательности Спасского женского монастыря. Письменные свидетельства до наших дней не дошли, остались лишь устные предания, предположения и воспоминания старожилов.

Некоторые исследователи полагают, что пещерные храмы были воздвигнуты христианами, бежавшими из Византии уже в I веке н. э. В толще мелованной горы они находили спасение и успокоение и сделали это место отправной точкой в распространении христианства на территории нынешней России.

Другие исследователи считают, что подземные храмы были созданы иконопочитателями, спасавшимися от гонений в VIII—X вв.

Существует также точка зрения, согласно которой пещерные храмы появились не ранее XVII столетия и были созданы бежавшими от преследований иноками-малороссами.

Первые письменные упоминания о пещерах приходятся на конец XVIII — начало XIX веков, но и тут нет никаких убедительных свидетельств ни о времени создания пещер, ни о внутренней жизни храма. Принято считать, что в этот период времени Костомаровские пещеры строились верующими крестьянами, а сама территория являлась скитом Белогорского мужского монастыря. Несмотря на различные точки зрения по поводу времени строительства пещер, все исследователи соглашаются с тем фактом, что строительство происходило в несколько этапов. Последний всплеск строительства произошел в XIX веке, а в XX веке началось возведение храма Серафима Саровского, которое было приостановлено по причине из-за революции 1917 года. В 30-е годы храм был официально закрыт.

В 1946 Костомаровская обитель вновь продолжила свою историю, получив официальное разрешение на проведение богослужений. В это время происходит регистрация общины верующих, и появляется постоянный священник. Однако спустя 13 лет во время хрущевских гонений церковь снова прекращает свое существование.

После долгих лет забвения, начиная с 1997 года, происходит восстановление Костомаровских пещер и воздвигается Спасский женский епархиальный монастырь.

Объекты на территории Костомаровского монастыря

Спасский храм

Самая большая и самая древняя пещера среди Костомаровских подземелий. Ее вход находится у основания двух скал-див, между которыми располагается колокольня. Сама пещера представляет собой целый подземный комплекс с кельями, храмом, и усыпальницей. В наше время это единственная сохранившаяся близ Дона пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями. Главный алтарь храма освящен в честь Нерукотворного образа Спаса.

Есть в этом храме и особенно почитаемая паломниками икона Пресвятой Богородицы, написанная на металле, ее размер достигает человеческого роста. На иконе видны отверстия от пуль. Считается, что иконоборцы, которые целились в лики Богородицы и Иисуса, попасть в них так и не смогли. Перед этой иконой молятся о семейном счастье, а также о благополучном возвращении воинов домой со службы или войны.

Пещера покаяния

Узкая пещера, представляющая собой длинный изогнутый коридор, в нишах которого вырезаны иконы. Если продвигаться вглубь пещеры, то можно заметить, как потолок в ней становится все ниже и ниже. Таким образом, когда вы оказываетесь в исповедальне, то ненароком склоняете голову. Здесь вы можете увидеть, лежащий в файле листочек с молитвой, при необходимости им можно воспользоваться.

Костомаровская Голгофа

Есть в Костомарово и своя гора Голгофа удивительно внешне напоминающая место распятия Иисуса в окрестностях Иерусалима. По дороге к возвышающемуся на горе поклонному кресту, паломники заходят в часовню и обращаются к блаженному священномученнику Петру, который был арестован во время политических репрессий 30-х годов XX века. Поднявшись наверх вашему взору представится чудеснейший вид!

Другие объекты на территории монастыря

На территории обители также находятся:

  • Наземный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших»;
  • Храм Серафима Саровского;
  • Три пещерные кельи затворников;
  • А также трапезная монастыря и монастырский магазин.

Расписание богослужений

  • В будние дни: литургия в 7:00; вечернее богослужение в 17:00;
  • В субботу: литургия в 7:30; вечернее богослужение в 17:00;
  • В воскресенье: литургия в 8:30; вечернее богослужение в 17:00.

В летнее время службы проходят в пещерном храме, а зимой — в наземном.

Экскурсии по пещерным храмам Спасского женского монастыря

Вы можете посетить экскурсию с 9:00 до 17:00 в будние дни или с 11:00 до 16:00 в субботу/ воскресение/ праздничные дни, на которой вам расскажут об истории монастыря и чудотворных иконах.

Предварительно необходимо записаться на экскурсию по телефону: +7(951)-865-74-89 (10:00 до 16:30).

Если вы являетесь организатором группы и планируете посещение экскурсии, то необходимо не менее, чем за три дня до приезда оставить заявку по телефону: +7(473–94)54–637.

Также пещерные храмы можно посетить самостоятельно во время их работы:

  • В будние дни с 9:00 до 17:00;
  • В субботу, воскресенье и праздничные дни с 10:30 до 16:00.

Правила поведения

На территории монастыря запрещено:

  • посещение территории монастыря в одежде с глубоким вырезом или в прозрачной одежде, а также в шортах или коротких юбках
  • заходить в жилые корпуса и хозяйственные постройки;
  • снимать на фото- и видеокамеру духовенство, сестер обители, хозяйственные постройки, а также вести съемку внутри храмов;
  • рвать цветы и траву;
  • ходить по склонам гор, расположенным за пещерными храмами и специальными ограждениями;
  • писать на стенах храмов, пещер и меловых див;
  • размещать транспорт на территории монастыря

Панорамный вид на Костомаровский женский монастырь

Как добраться до Костомаровского Спасского монастыря

На общественном транспорте:

Из Воронежа по железной дороге (ж/д расписание — по ссылке) через Острогожск до станции Евдаково (Каменка) или междугородним автобусом «Воронеж-Россошь» с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до поселка Каменка (ж/д станция Евдаково). Оставшийся участок можно преодолеть на такси или попутным транспортом.

Удобная альтернатива — паломнические автобусные туры из Воронежа c возвращением в город.

На автомобиле:

Расстояние от Воронежа до села Костомарово составляет примерно 180 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж — Костомарово займет около двух часов. Часть пути от Воронежа до г. Лиски (ок. 90 км.) проходит по трассе М4 «Дон». После правого поворота с трассы по указателю на город Лиски (ок. 30 км.) — по кольцу налево до следующей кольцевой развязки с указателем «Острогожск». Далее проезжаем Пухово, двигаемся до Каменки, в которой установлены указатели «Монастырь». Координаты для навигатора — 50°41’05.8″N 39°44’53.9″E.

Видео о Костомаровском Спасском монастыре

Продолжаю понемногу воплощать задуманное. В один из промозглых ноябрьских дней удалось посетить еще одну культовую пещеру Придонья. Вообще, собственно, пещер я осмотрел несколько, но всё вместе это называется Костомаровским Спасским монастырем. Находится он в Подгоренском районе Воронежской области. Удивительное место, скажу я вам. Вне зависимости от личного отношения к религии, место и его история просто поражают воображение. Не верите?
01. Одометр за поездку из Воронежа туда и обратно намотал почти 400 вёрст. Не сказать, чтобы очень уж далеко, но летящая на лобовое стекло грязь от фур, конечно, утомила. Остановились выпить чая перед спуском в Костомаровскую балку.

02. Жаль, что погода в тот день выдалась реально антифотографическая. На пейзажи рассчитывать не приходилось.

03. Собственно, Костомарово. Одно из старейших поселений Придонья. «О слободе Костомаровой рассказывают, что она существует с незапамятных времен, что когда еще этого района было очень мало, тут жил разбойник Костомар, утонувший в ближайшем озере, отчего слобода получила свое название». (Щербина Ф.А.) К середине ХIХ века слобода разрослась: здесь было 210 дворов и около 1500 жителей, винокуренный, кирпичный, салотопенный заводы, 20 ветряных мельниц, 2 маслобойни, на Пасху собиралась ярмарка. Всезнающая википедия, между тем, знает по меньшей мере 10 населенных пунктов с таким названием. Что интересно, 4 из них расположены в Тульской области.

04. Село расположено под так называемой «горой Фавор». Дело в том, что эти места некоторые называют Русской Палестиной. Отдельные элементы ландшафта якобы напоминают палестинские святыни: Гефсиманию, Кедрон, Голгофу с крестом на вершине и так далее. Местный «Фавор» на фото ниже. Знающие могут сравнить.
05. Наземный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Внутрь я не заходил, так как основной целью поездки были всё таки пещеры. И кстати о последних. На заднем плане видны тропинка на холме и 3 входа в так называемые «затворы». Это маленькие пещеры-кельи монахов затворников. Подробней я расскажу о них ниже.

06. А вот старая карта-схема всех Костомаровских пещер, найденная в сети (пришлось немного привести её в ум в фотошопе). Датируется она, как видите, 1970-ми, но ничего кардинального с тех пор не изменилось. Далее, по ходу повествования, мы заглянем в почти каждую из этих пещер.
07. Еще нагуглил вот такую забавную схемку. Смех-смехом, но она действительно нарисована вполне правдоподобно и даёт представление о расположении и архитектуре основных монастырских построек. Художник, правда, запамятовал, что келий-затворов не две, а три, или же его смутило то, что вход одной из них украшен башней. Часовню на горе и «Голгофу» я не посещал и не фотографировал, но изображены они правильно. Источник.
08. Начнем мы нашу экскурсию с главной достопримечательности Костомаровского монастыря — двухпрестольного собора Спаса Нерукотворного. Главный алтарь освящен в честь Спаса Нерукотворного, а левый придел в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

09. Пока идем по лестнице вверх, оглянемся вокруг. Это жилые корпуса. Гостиницы для паломников, сестринский корпус и что-то неизвестное мне в строительных лесах.

10. Вход в пещерный собор вырезан в так называемых дивах. Это меловые останцы, которыми славится Воронежская область. Во многом благодаря Дивногорскому заповеднику, часто посещаемому туристами, но дивы, как видите, встречаются не только там.
Еще о нескольких останцах я писал .

11. Поднимаемся еще выше. Действительно пейзаж весьма пустынный. Мобильной связи здесь нет, даже на горе.

12. Историки не очень уверенно считают датой основания монастыря VIII-IX века н.э. В это время в Византии активно гоняли еретиков, которые якобы перебежали в эти места и основали здесь монастырь.

13. На входе в каждую пещеру нас встречает табличка с просьбой не оставлять автографы на стенах. Во времена гонений и последующего за ними запустения Костомаровские пещеры сильно пострадали не только от комиссаров, но и от диких туристов. При восстановлении монастыря что-то, конечно, удалось стереть, но отдельные глубокие надписи еще можно разобрать.

14. Продвигаемся дальше. Я бы назвал это «уголком самообслуживания». Видите справа один из коридоров задрапирован?

15. Далеко не все уголки Спасского собора доступны для посещения.

16. Своды пещеры держатся на 12 меловых колоннах. До революции храм имел хорошо укрепленный вход, колодец, замаскированный запасный выход и при надобности мог выдержать длительную осаду. В интернетах сплошь и рядом копипастят информацию о том, что храм может вместить до 2000 человек, но я в этом глубоко сомневаюсь. Даже если открыть все-все помещения и кельи. Я поделился своими сомнениями с одной монахиней и она тоже крайне удивилась такой цифре.

17. Главный престол Спаса Нерукотворного. Из освещения здесь только несколько свечей и свет от лампад.
18. Главная святыня монастыря — Костомаровская икона Валаамской Божией Матери. По преданию подарена монастырю императором Александром I. На образе видны следы от пуль. По легенде некий лихой красноармеец 6 раз в упор расстреливал икону, целясь в лики Богородицы и Христа, но ни разу так и не попал. В 2002 году эта икона замироточила (а написана она на железе).

19. История Костомаровской обители, как я уже говорил, весьма загадочна и мало изучена. В основном она состоит из устных преданий и воспоминаний старожилов. По неведомым причинам даже в эпоху консисторий, проводивших тщательный учет всех храмов и монастырей своего времени, о Костомаровских пещерах почти ничего не говорилось. По всей вероятности, в XIX веке женский Спасский монастырь был скитом, принадлежащим Белогорской мужской обители, и в нем подвизалось довольно много схимников. Старожилы Костомарово вспоминают рассказы своих дедов и бабок о том, как по ночам у пещер они видели монахов в остроконечных колпаках.

20. После 1917 года подвижников, как и везде, разогнали восвояси, но небольшая община продолжала собираться тайно.
Часто здесь бывал и блаженный старец Петр Еремеенко, хорошо известный жителям округи. На заднем плане видна ниша для мощей.

21. В этой стасидии (нише), по монастырскому преданию, находилась Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы. Бесследно утеряна во времена комиссаров.

22. Еще одна особо почитаемая в монастыре икона «Труд святого семейства». Иконография этой иконы более распространена в западной живописи с эпохи Возрождения.

23. Еще раз покажу крупным планом икону Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». В некоторых источниках её называют Валаамская «Расстрельная».

24. Еще одна старая икона с Богородицей и младенцем Христом рядом с Царскими Вратами.
25. Переходим в левый придел святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Здесь почти полная темнота, нет даже света свечей — пришлось подсвечивать стены фонариком. От увиденного я обалдел. В настоящее время мастер из Белгорода вырезает иконы прямо в меловой породе! Видите, на алтаре даже видны строительные леса и кучка мела? Во время работ, очевидно, подводят электричество с помощью удлинителей.

26. Начиная с 1943 года верующие жители Костомарово на протяжении нескольких лет просили об открытии в пещерах приходской церкви. Разрешение было получено только в 1946-ом. Именно в этот период был расширен ход, ведущий вглубь Спасского храма, и в этом расширении был создан этот придел. Вдохновителем и активным строителем считают блаженного Андрея, который несколько лет находился здесь в затворе. Обратите внимание, что при подсветке фонариком стали видны полчища комаров, решивших перезимовать в пещерах.

27. Запасной выход (виден на схеме).

28. В Спасском храме вот-вот должна начаться служба и я выбираюсь на свежий воздух. После пары часов пребывания в пещере он реально пьянит.

29. Сестры собираются на молитву.

30. Еще один вариант предыдущей картинки.

31. Переходим к осмотру т.н. «затворов». Это кельи для монахов-отшельников, которые вели затворническую жизнь, общаясь с паломниками и другими монахами только через небольшие окна — чтобы взять пищу и записки с просьбами помолиться. Последним Костомаровским отшельником (жил в пещере Покаяния) был отец Петр, расстрелянный в 1937 году прямо на том месте, где принимал исповедь. Напомню, что затворов в Костомарово три. Вот первый. Еще один я не стал фотографировать, так как он в целом очень похож на этот.
32. Меловая порода здесь достаточно мягкая, поэтому сильно подвержена проникновению влаги и образованию зелёных водорослей. Все Костомаровские пещеры очень страдают от влажности, хотя даже зимой температура в них не падает ниже +13+14 гр. Говорят, затворники имели такой вид, что могли им напугать деревенских жителей. В Спасском храме есть отдельный ход, где старцы слушали литургию, скрытые от глаз прихожан. В этом, самом тесном затворе, жил монах-столпник. Всё своё время он проводил в молитве стоя, и даже на ночь его привязывали к стене.

33. Идём дальше. Пещерный храм во имя преподобного Серафима Саровского. Строительство начато в 1903 году, но полностью завершено только недавно. Про диву над входом пишут, что отреставрированная, но выглядит, если честно, будто бы полностью сложена из отдельных камней.

34. С площадки перед храмом хорошо видно монастырскую трапезную и домик игумении. Чуть дальше расположен хоздвор, а на склоне горы виднеется местный «Гефсиманский сад».

35. Заходим внутрь. Как и придел во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии храм Серафима Саровского тоже оформлен фресками. Зрелище, конечно, удивительное.

36. Что интересно, богослужения здесь совершаются всего два раза в год в дни памяти преподобного. В 1993 году под руководством протоиерея Александра Долгушева началась расчистка пещер и возрождение обители. И первая служба прошла именно здесь. Приехавшие на нее паломники из Павловска и Россоши ночевали под открытым небом. С утра верующие начали расчищать пещеры. В 1997 году в Костомарово приехали первые монахини, переведенные из Задонского монастыря: Серафима, Иосафа и Дионисия. 1 апреля 1999 года Священный Синод РПЦ принял Устав Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря.

37. Еще один вид на трапезную.

38. Вход в знаменитую на всю Россию пещеру Покаяния. Еще выше по склону стоит крест (см. карты-схемы). Так называемая «Костомаровская Голгофа».

39. Это самое влажное подземелье в Костомарово. Для понимания прилагаю фото потолка. Кстати сказать, стены в этой пещере не пачкаются мелом, потому что выкрашены белой краской.

40. Пещера Покаяния представляет собой длинный изогнутый коридор, в нишах которого врезаны иконы. Якобы всё это вкупе помогает грешнику дойти до места исповеди, смирив гордыню и оставив всякую суету.

41. Иконы, естественно, керамические. Икона святогоТихона Задонского.

42. Наугад остановился только у двух икон. И второй оказалась икона святого Андрея Первозванного. Не знаю, почему-то мне это показалось каким-то знаком свыше. Коридор действительно длинный, икон реально много, почти полная темнота, а я остановился аккурат у «тёзки». Кстати, как выяснилось, святых Андреев в христианстве аж семеро (!).

43. Потолок по ходу движения становится ниже и ниже, и в исповедальне уже по неволе любому (кроме карликов) придётся склонить голову. На исповедовавшегося накладывалась епитимия — он выполнял тяжелую физическую работу при храме.
На аналое лежит листочек, спрятанный от сырости в файл, с молитвой для современных паломников.

44. Осмотр завершен. А между тем в Костомаровскую балку медленно спускается ночь. Пора возвращаться домой. Впереди почти 200 км пути.

45. И крайнее фото для путешествующей и фотографирующей братии. Потому-то в сети почти нет фотографий изнутри.
Для любителей копипасты и халявного контента, ввиду эксклюзивности фотографий в этом посте, считаю нелишним ещё раз напомнить, что:

согласно действующему законодательству за использование фото без разрешения, правообладатель может требовать компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Такая же компенсация полагается за удаление информации об авторе. Я регулярно отслеживаю свои фотографии с помощью специального софта на предмет их незаконного использования. Получить разрешение на использование данных фотографий или купить их для индивидуального или коммерческого использования можно, связавшись со мной любым доступным способом.

Еще из пещерного цикла:

Дивногорье зимой Пещера Каземат Гора Шатрище Пещера Шатрище Пещера Ухо

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке материалов, активная индексируемая ссылка на источник обязательна.

Отзывы Костомаровский Свято-Спасский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Вид на Костомаровский Спасский монастырь

Недалеко от одного из самых старых придонских поселений Воронежской области, села Костомарово, расположился Костомаровский Свято-Спасский женский монастырь. На сегодняшний день это один из трех действующих пещерных монастырей на территории области и одна из ее главных святынь.

Древняя святыня

О точной дате создания пещерного монастыря у села Костомарово до сих пор ничего не известно. Но есть данные о том, что он существовал еще 900 лет назад. Именно тогда здесь началось строительство подземного храма Спаса Нерукотворного образа. Он был основан в 12 веке и разрастался на протяжении нескольких столетий вплоть до 19. Некоторые источники утверждают, что пещерный храм настолько огромен, что может вместить в себе до двух тысяч человек. Несмотря на, и вправду, внушительные размеры подземного сооружения, цифра эта преувеличена.

Из-за схожести ландшафтов или по каким-то другим причинам издавна за здешними местами закрепилось название Русская Палестина. Есть здесь и своя гора Фавор — под ней расстилается село Костомарово, и Гефсимания, и Кедрон, и даже Голгофа с крестом.

Своды храма опираются на 12 больших по размерам и основательных меловых колонн, или столпов, в его стенах — кельи для монахов-затворников. Здесь же находится пещера Покаяния: к ней ведет длинный узкий коридор, потолок которого становится с каждым шагом все ниже и ниже, поэтому войти в пещеру можно лишь согнувшись в поклоне.

Свято-Спасский женский монастырь

Вторая пещерная церковь монастыря — храм Серафима Саровского, его строительство началось в 1903 году, но до революции завершено не было. Лишь в 2005 году, после реставрации, храм получил свой нынешний облик с главкой на вершине дивы — мелового останца. Летом монахини молятся в нем или пещерном Спасском храме, а зимой — в недавно построенной наземной церкви во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Также на территории монастыря, на местной Голгофе, возвышается часовня Распятия Господня. А еще на окрестных возвышенностях растет завезенная с Афона трава ладанка, растерев которую между пальцев, можно почувствовать запах ладана.

В обоих пещерных храмах с недавнего времени начали появляться фрески: белгородский мастер вырезает их на стенах прямо из меловой породы – впечатляющая картина.

Во время войны в пещерах Свято-Спасского монастыря местные жители спасались от бомбежек, а после ее окончания, уже в 1960-е годы храмы были закрыты — пещеры даже затапливали водой. В это время пострадала одна из реликвий Спасского храма — Валаамская икона Божией Матери, по преданию, ее монастырю подарил император Александр I. В икону, написанную на листе железа, стреляли шесть раз, следы от пуль видны и по сей день.

Как добраться

ИзВоронежа до Костомаровского Свято-Спасского монастыря можно доехать так: сначала электричкой, следующей в Россошь, до станции «Подгорное». Оттуда — на автобусе до села Костомарово.

На автомобиле: по трассе М4, свернуть на Лиски из Лисок — в Каменку. Далее следовать через села Сончино и Юдино до Костомарово. Телефон монастыря: (47394) 5-31-90.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *