Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово.
Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле-Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды. Он построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные келлии для иноков. Крестьяне, владевшие этими землями, «благонарочитый муж Илья и Исидор Выпряг, с радостью отдали оное Преподобному».
Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV.
Иоанн III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, когда шел в поход на Казань в 1503 году. После похода он украсил икону золотом и серебром. В монастыре хранится современная копия этой иконы.
Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям.
Иоанн IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывали его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). Крест сейчас хранится в Вологодском музее.
Спасский собор
Спасский собор и его колокольня расположены в центре монастыря. Это первый каменный храм в Вологде. Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин. Собор построен в 1537–1542 годах. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор.
Спасский собор возведен по типу московских. Это двухэтажный храм кубической формы, четырехстолпный, трехапсидный. Собор увенчан пятью шлемовидными главами, расположенными на круглых барабанах. У основания глав, на барабанах, – карниз, украшенный орнаментальной прорезью. Первый этаж со сводчатым перекрытием, крестовидные своды верхнего храма поддерживаются четырьмя пилястрами, карнизы пилястр поддерживают три полукруглые закомары. Западная паперть пристроена к собору до XVII века. Северная и южная паперти пристроены позднее, между 1654–1672 годами.
Крыльцо западной паперти устроено из двух каменных кувшинообразных столпов и двух полустолпов. Столпы поддерживают по две арки, висящие с каждой стороны. Сопряжение арки заканчивается гирькой. Западная сторона крыльца имеет фронтон, карниз которого между осями столпов вырезан. На гладкой стороне фронтонов выписана фреска.
Собор доминирует среди окружающих его строений и выделяется своим величавым обликом. Монументальный кубический объем его, поставленный на высокий подклет, выглядит еще более внушительным. С трех сторон собор окружен галереей, а с восточной стороны к нему примыкают три массивных апсиды. Венчают здание пять широко расставленных мощных глав, придающих большую устойчивость его облику. Каждая стена храма разделена широкими плоскими лопатками на три прясла. Над стенами возвышаются два яруса крупных полуциркульных закомар с небольшим килем посредине.
В архитектуре собора Спасо-Прилуцкого монастыря ощутимо влияние столицы, но в отличие от московских церквей храм исполнен той подчеркнутой скромности, которая присуща северному зодчеству. Декоративное решение фасадов чрезвычайно лаконично. Небольшим разнообразием отличается убранство барабанов, состоящее из поясков бегунца, нишек, арочек и поребрика. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы.
В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы.
В 1811-1813 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма. Восстановили обгоревшие стены. Ярославский мастер Иван Баранов с восьмью товарищами оштукатурил стены внутри собора. В 1841 году вологодский крестьянин Михаиле Горин сделал на соборе новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Ныне собору и колокольне придан первоначальный вид.
В нижнем этаже собора помещались гробницы Димитрия Прилуцкого и князей угличских: Иоанна и Димитрия, сосланных Иоанном III на заточение в Вологду. Иоанн принял в монастыре постриг с именем Игнатий. Гробницы святых преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких восстановлены – это святыни монастыря, благоговейно почитаемые братией и паломниками.
В верхнем храме в начале XX века было три престола: Всемилостивого Спаса и Происхождения Четных Древ Животворящего Креста – в средней части; Преображения Господня – в пристроенной южной паперти; Благоверного великого князя Александра Невского – в северной паперти.
В нижнем храме, было, пять престолов: Преподобного Димитрия и благоверного князя Игнатия; Преподобного Сергия Радонежского чудотворца; Сретения Господня; Богоявления Господня; Успения святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.
Колокольня
Колокольня была построена одновременно с собором в 1537–1542 годах. Примыкала она к северо-западному углу. Эту колокольню вскоре разобрали. Новая, ныне существующая, была построена между 1639 и 1654 годами. В 1736 году на новой колокольне было восемнадцать колоколов. Большой колокол, весом 357 пудов 30 фунтов, и вестовой колокол, весом 55 пудов, с изображением князей Димитрия и Иоанна Угличских, отлиты в 1736–1738 годах белозерским посадским человеком Иоанном Калиновичем Коркуцким. В верхнем восьмерике, над звоном, были установлены большие колесные боевые часы.
Помещения мощного нижнего четверика были отданы под келлии и церковь. Над звоном были сооружены два последовательно уменьшающихся восьмерика с главкой в завершении. Килевидные арки и узорные карнизы колокольни находят отклик в декоративных поясках монастырских церквей.
Крытыми переходами Спасский собор связан с комплексом построек, одной из которых является Введенская церковь. Церковь одноглавая, двухэтажная, с примыкающей к ней трапезой. Время постройки точно неизвестно: в монастырской описи 1623 года она значится уже каменной. В нижнем этаже прежде был храм, который ныне не существует. В 1876 году в трапезе этой церкви был встроен придел во имя святой великомученицы Варвары.
Сразу же можно отметить, что своим завершением в виде трех ярусов кокошников и декором она созвучна Спасскому собору и надвратной Вознесенской церкви. Кокошники и декоративные пояски из нишек, балясинок и поребрика придают церкви более нарядный облик.
Надвратная церковь Вознесения Господня
Главные ворота Спасо-Прилуцкого монастыря, надвратная церковь над ними и часть каменной стены были построены вскоре после возведения собора Всемилостивого Спаса. Они оформляют въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск, Кириллов и Белозерск. Надвратная церковь была освящена в 1590 году во имя Феодора Стратилата, а в 1844 году переименована во имя Вознесения Господня.
По монастырским описям XVII века значится, что подле надвратной церкви была приделана каменная часовня с четырьмя окнами, в которых висели колокола. На часовне были установлены часы колесные, с боем. Возможно, что их перенесли с соборной колокольни.
В 1729–1730 годах эта часовня была переделана в небольшую шатровую колокольню. Сохранился четверик с четырьмя окнами, на него был надстроен восьмерик звона с шатром. В 1914 году на шатровой колокольне висел один вестовой колокол весом 52 пуда, отлитый мастером Чартышниковым из старой колокольной меди в 1876 году.
Убранство здания состоит в основном из поясков, арочек, нишек, поребрика и бегунца на стенах и барабане. Подобный декор, в котором прослеживается новгородское и московское влияние, характерен для многих северных каменных храмов XV–XVI веков. Стены церкви расчленены на два прясла одной лопаткой, что является не просто декоративным приемом, но отражает внутреннюю конструкцию храма. Здесь мы встречаемся с двустолпием, характерным в основном для северной архитектуры.
Церковь Всех святых
Церковь Всех святых называлась «больничною», потому что она ранее примыкала к больничному корпусу. Одноэтажная, одноглавая, двухсветная. Построена в 1731 году и освящена во имя Трех Святителей. Позднее, в 1781 году, переименована во имя Всех святых.
Екатерининская церковь
В десяти метрах к востоку от Введенской церкви стоит небольшая каменная церковь во имя вмц. Екатерины и св. равноапостольного великого князя Владимира. Построена она в 1830 году усердием вологодского помещика Владимира Волоцкого над могилами его родственников, погребенных в этом месте.
Успенская церковь
На территории монастыря сейчас находится деревянная Успенская церковь первой половины XVI века. Она перевезена из Александро-Куштского монастыря близ села Устья на берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера. Церковь – один из древнейших памятников деревянного зодчества на русском Севере. В ее архитектуре сильно подчеркнуто динамичное устремление всех форм ввысь. Над крестообразным в плане объемом в центре возвышается больших размеров восьмерик, который имеет расширение в верхней части, именуемой «повалом». Восьмерик увенчан стройным высоким шатром с небольшой главкой. Боковые пониженные части завершены красиво изогнутыми бочечными кровлями. Серебристый цвет лемеха (отдельных деревянных дощечек), покрывающего шатер и кровли, гармонично сочетается с мягким бархатистым коричневым тоном бревен. Все формы церкви неразделимо связаны друг с другом, образуя неповторимо цельный и пропорциональный объем.
Хозяйственные постройки
В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению. Так 18 декабря 1618 года отряды поляков-литовцев, гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня сожгли в трапезной 59 монахов, а всего погибло более двухсот человек. Три дня хозяйничали литовцы и поляки в монастыре. Разграбили имущество и сожгли монастырский архив.
В следующем году монастырь вновь подвергся разорению от сибирского царевича Арслана Алеевича, прибывшего для «оберегання» монастыря с татарами и казаками. Другой «сберегатель» – Барай Мураза с татарами стоял в монастыре девять дней. В 1618 году отряд литовцев сжег трапезную со службами и треть монастырских зданий. Угнали монастырский скот, ограбили имущество, сожгли вотчины, села, деревни, убили много монастырских крестьян.
В 1645 году в Спасо-Прилуцком монастыре взамен сожженных литовцами деревянных келлий с трапезной был построен одноэтажный каменный корпус монашеских келлий с братской трапезной. Для постройки келлий были приглашены мастера-каменщики из Спасо-Ярославского монастыря: Иван Сергеев сын, по прозвищу Сено, и Тит Иванов сын, по прозвищу Балаш. Позже в Прилуцкой слободе из подручных монастырских людей вышли каменщики-мастера, и у многих жителей Прилук специальность каменщика стала родовой, переходящей из поколения в поколение.
Древненастоятельские келлии – это каменное здание в два этажа, перекрытое кирпичными сводами. На втором этаже находились настоятельские жилые палаты, на первом – погреба. Северный фасад настоятельских покоев обращен к выходу в собор. Жилые настоятельские келлии соединяются с церковью Введения крытым переходом.
В 1718 году западнее Надвратной церкви построено каменное здание сушила, которое вскоре было перестроено в двухэтажный корпус зимних настоятельских келлий, а позднее – под гостиницу для приезжающих.В 1720 году восточнее Надвратной церкви достроен двухэтажный каменный келарский корпус, в котором позднее были устроены монастырские кладовые.
Вдоль северной стены тянется жилой братский корпус, завершенный с востока церковью Всех святых. Он строился в XVII–XVIII веках, фасад был оформлен в 1790 году. В нем находятся монашеские келлии.
Стены и башни
В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь окружала с трех сторон деревянная ограда. Каменными были только главные ворота с Надвратной церковью и часть стены, примыкающей к ним. Это и послужило одной из причин разорения монастыря в 1612–1619 годах.
В 1656 году Спасо-Прилуцкий монастырь закончил постройку каменных стен и башен. Возведены они были по всем правилам строительства крепости середины XVII века. В плане крепостные стены монастыря имеют конфигурацию неправильного четырехугольника, на углах которого сооружены шестнадцатигранные башни, соединенные между собой высокими крепостными стенами. Северная стена с главными каменными воротами и Надвратной церковью, как уже было сказано, возведена раньше, в XVI веке. На западной – построена прямоугольная Водяная башня с воротами к реке Вологде. В южной стене устроены третьи, малые ворота, которые сейчас заложены кирпичной кладкой.
Угловые башни выдвинуты из плоскости стен и приспособлены к круговой обороне. В наружной стене башен поярусно устроены бойницы с машикулями (навесными бо
йницами). Внутри угловых башен посредине проходят каменные столбы, которые являются одновременно опорами стропил шатра, межъярусными связями и основанием для смотровых вышек. Балки перекрытий заделаны радиально одним концом в столб, другим – в наружную стену башни. По балкам был настлан деревянный пол, между ярусами устроены деревянные лестницы.
В северной и южной угловых башнях в каменных столбах были устроены поярусно внутренние помещения, так называемые «каменные мешки». В башнях хранились пушки, ядра; порох. Пушек было 30, ядер – более 150, 22 фунта пуль и дроби.
Стены имеют устройства для ведения нижнего и верхнего боев. Вдоль всех стен с внутренней стороны на каменных арках или на утолщении стены устроена площадка верхнего боя. Эта площадка служит ходом вокруг всех стен. Стена и круговой ход имеют общее деревянное или железное покрытие. Длина стен – 830 метров, высота – 7,5 метра, толщина – 2 метра. Со стороны реки Вологды перед западной стеной устроен земляной вал.
В монастыре находится могила известного русского поэта Константина Николаевича Батюшкова (1787 – 1855).
Современность
1918 год начался в монастыре обыском и описью имущества; часть зданий были заняты красноармейцами и складами. Однако еще нескольких лет после этого в Спасском соборе совершались богослужения, действовала часовня в селе Прилуки. Чтобы избежать осквернения национализированных храмов, расхищения богослужебной утвари, книг и святых икон, настоятель организовал при монастыре церковную общину из местных жителей. В 1919 году началось изъятие из монастырских храмов церковной утвари и убранства икон для сдачи в Госфонд, в помощь голодающим Поволжья, продолжавшееся до 1923 года. В один из дней вывезли более двух пудов серебра. Вскоре уездный исполком принимает решение о выселении из монастыря архимандрита Нифонта (Курсина), семи монахов и восьми послушников. Начавшееся закрытие монастыря вызвало протест прихожан, некоторые из них были арестованы и заключены в тюрьму. В августе 1924 года монастырь был закрыт, договор с общиной расторгнут, храмы и колокольни опечатаны. Церковное имущество передали в Вологодский музей, а все остальное – различным учреждениям. С середины 20-х гг. ХХ века все монастырские храмы пребывали в запустении, во Введенской церкви после разборки купола, в 1927–1928 годах, был устроен кино-клуб, буфет, разыгрывались спектакли. Жилые и хозяйственные здания занимали дом инвалидов, пересыльная тюрьма, военные склады и филиал Вологодского музея.
За годы гонений на Православную Церковь не угасла вера вологжан в помощь преподобного Димитрия Прилуцкого. Предваряя открытие монастыря, жители Вологды 16 июня 1990 года, в день праздника Сретения иконы святого Димитрия, совершили Крестный ход по городу до Лазаревского кладбищенского храма – первый после долгого перерыва. Уже в августе 1990 года были переданы церковной общине надвратная Вознесенская церковь, в 1991 году открыт мужской епархиальный монастырь. В день памяти преподобного Димитрия, 24 февраля 1992 года, Русской Православной Церкви возвращен весь монастырь. В 1992 году отмечалось 600-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого.
В последнее десятилетие ХХ века молитвами преподобного Димитрия Прилуцкого после проведенных ремонтов обитель начала благоукрашаться. В храмах устроены иконостасы, освящены надвратная церковь в честь Вознесения Господня, придел в честь преподобного Сергия Радонежского в нижнем храме, верхний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. На древних постройках монастыря и крепостных стенах и башнях сделали медные и железные кровли.
В обители сохраняются многовековые традиции монастырских церковных служб: ежедневно совершается полный круг. С 1992 года в обители 24 февраля совершается празднование памяти преподобного Димитрия Прилуцкого и 1 июня – благоверного князя Иоанна Андреевича Угличского, в монашестве Игнатия Прилуцкого.
В обители располагаются ставленническое отделение Вологодской Духовной Семинарии, подготавливающее будущих священнослужителей Вологодской епархии. Ежегодно в стенах обители проходят Димитриевские образовательные чтения, которые собирают духовенство и работников просвещения для обсуждения возникающих в этой сфере проблем.
Милостью Божией архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря полностью сохранился. В 1950–1990 годах были проведены реставрационные работы, и обитель вновь обрела внешнее благообразие и известность одного из красивейших монастырских ансамблей Русского Севера. Мощные стены длиною около 950 метров с пятью башнями огромных размеров окружают территорию площадью около 3 гектаров, на которой расположены храмы, а также жилые и хозяйственнее здания, возведенные в XVII–XVIII веках. Центр обители – собор Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, построенный в 1537–1542 годах по благословению митрополита Московского Даниила на месте деревянной церкви. Монументальный пятиглавый собор с тремя апсидами, на высокой подклети с трех сторон окружен закрытыми двухэтажными папертями.
В 1642 году в подклети собора был устроен храм во имя святого основателя монастыря, в котором пребывают главные святыни монастыря – под спудом мощи преподобного Димитрия и Игнатия Прилуцких, а также ковчег с частицами Ризы Господней, мощей святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, Сорока мучеников Севастийских, преподобного Иоанна Дамаскина. Особенно почитаема в обители икона Божией Матери «Скоропослушница» – список чудотворного афонского образа, который был создан иконописцами на Святой Горе и привезен в обитель в 1910 году. Каждую пятницу перед этой иконой братия совершает молебен Пресвятой Богородице.
В верхнем этаже (до устройства церкви в подклети) в алтарных апсидах находились, кроме главного, храмы во имя преподобного Димитрия Прилуцкого и св. апостола Иоанна Богослова, с 1782 года – Преображения Господа Иисуса Христа; в XVIII–XIX веках имелись храмы в папертях – св. благоверного князя Александра Невского и мучеников Платона и Романа. Древнее убранство собора погибло при пожаре 1811 года, а созданные после ремонта ампирный иконостас и стенная роспись XIX века – после закрытия монастыря. Высокое крыльцо и ризничная палатка, примыкающая к собору с северо-восточной стороны, дошли до нас в перестроенном виде. Близ алтаря собора находится колодец, по преданию ископанный преподобным Димитрием с часовней над ним. Из него берут воду для водосвятных молебнов, которую как цельбоносную святыню увозят прихожане и паломники.
Большая монастырская колокольня, стоящая на соборной площади, построена в середине XVII века. После разборки шатрового завершения она была надстроена и увенчана луковичной главкой (1720-е годы). При этом была утрачена большая часть первой соборной колокольни, примыкающей к северо-западному углу паперти. На обеих колокольнях под ярусами звона прежде были устроены церкви – во имя святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и св. Алексия, человека Божия.
На юго-западной стороне соборной площади расположен трапезный комплекс, состоящий из нескольких зданий на высоких подклетях. К одностолпной трапезной палате примыкает небольшая трапезная церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, келарские келлии и так называемая Белая палата (1675 г.). В подклетях располагались хозяйственные монастырские службы (хлебная, стороженная) и погреба. Трапезная палата соединена со Спасским собором каменным двухэтажным переходом.
Церковь св. великомученика Феодора Стратилата построена мастером Тимофеем над главным входом в монастырь – Святыми вратами (1588–1590). Она имеет необычную двухстолпную конструкцию; завершение надвратного, как и трапезного храма, ярусами килевидных кокошников и орнаментальные пояса повторяют мотивы архитектуры собора Всемилостивого Спаса. После пожара 1815 года и реставрации 1990-х годов надвратная церковь освящена в честь Вознесения Господня. Колокольня ее с шатровым завершением переделана в 1729–1730 годах из часовни, на которой имелись колесные часы и колокола (конец XVII в.).
На северной стороне от собора Всемилостивого Спаса находится так называемая больничная церковь, которая замыкает с востока двухэтажное здание братско-настоятельских келлий. Она была сооружена на месте больничных келлий в 1721 году и освящена в честь святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова; в конце XIX века перестроена и освящена в честь Всех Святых.
Деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (I половина XVI в.) перевезенная в 1962 г. из Свято-Успенского Александро-Куштского монастыря, сохраняется в Спасо-Прилуцком монастыре как один из самых древних памятников шатровой архитектуры Вологодского края.
Рассказывая о прошлом и настоящем Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря, вспомним слова Святейшего Патриарха Алексия II: «Мир приходит к стенам обителей, пытаясь найти там духовную поддержку, и монастыри наши своим молитвенным подвигом и доброделанием исцеляют душу народа. Дай Бог, чтобы возрождались святые обители по всему лицу земли нашей, ведь «молитвами иноков Господь содержит мир сей».
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь — один из крупнейших монастырей Севера, великолепный архитектурный ансамбль Древней Руси. Он находится на северо-востоке от города Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки Вологды. Свое название монастырь получил от главной Спасской церкви и речной излучины, на которой расположен.
Художественное значение монастыря чрезвычайно велико: здесь сконцентрированы основные черты вологодских построек за три столетия, а монастырские архитектурные памятники последовательно отражают все этапы строительства на русском севере — с XVI по XVIII век включительно.
Спасо-Прилуцкий монастырь основал в конце XIV века (между 1377 и 1392 годами) преподобный Димитрий Прилуцкий, уроженец города Переславля Залесского, известный деятель русской церкви второй половины XIV века, ученик и сподвижник преподобного Сергия Радонежского. Дмитрий Прилуцкий построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные кельи для иноков.
Устроение Димитрием новой обители близ Вологды нашло поддержку у московского князя Дмитрия Донского, поскольку отвечало стремлению Москвы утвердиться в северных землях. Значение монастыря как форпоста Московского княжества в борьбе, в первую очередь с Новгородом, за овладение Севером хорошо понимали и все последующие московские князья, а затем и цари, которые не оставляли его своими дарами, заботились о его благосостоянии. Спасо-Прилуцкий монастырь был важным военно-стратегическим пунктом, расположенным на пути, ведущем из Вологды в Белозерск, Великий Устюг, Пермь и другие города. Москву интересовало не только его стратегическое, но и торговое значение: в Вологде, а значит, и в Прилуках, скрещивались пути в Москву и Новгород.
Московские князья и цари, равно как и другие богатые лица, жертвовали Спасо-Прилуцкому монастырю земли, деньги, церковную утварь и т.п. Сокровища монастыря вскоре привлекли внимание соседей — устюжан и вятчан. От конца XIV и начала XV веков сохранились известия об их нападениях на монастырь, сопровождавшихся в том числе разграблением монастырского храма.
В XV — XVI веках Спасо-Прилуцкий монастырь являлся одним из крупнейших и наиболее известных на Севере. Об этом, в частности, свидетельствует повсеместное почитание его прославленных святынь: иконы «Димитрия Прилуцкого с житием» работы выдающегося художника древней Руси XV-XVI веков Дионисия (написана между 1485 и 1503 гг.) и так называемого Киликиевского креста, который, согласно преданию, в XIV веке был принесен преподобным Димитрием Прилуцким из Переславля и водружен на месте основания Спасо-Прилуцкого монастыря. (Ныне оба памятника находятся в Вологодском музее-заповеднике.)
Известно, что Иоанн III перед походом на Казань вытребовал из монастыря образ Преподобного Димитрия Прилуцкого, почитавшийся чудотворным. После победы в казанском походе он украсил икону золотом и серебром, вернув ее монастырю 3 июня 1503 года. Чудотворный образ Димитрия Прилуцкого был торжественно встречен в Вологде и препровожден в Спасо-Прилуцкий монастырь. На месте сретения образа, в память об этом событии, в Вологде была построена церковь Дмитрия Прилуцкого, переосвященная впоследствии во имя Святых Равноапостольных царей Константина и Елены. Ежегодно в этот день совершался крестный ход из Вологды в Спасо-Прилуцкий монастырь.
Великие цари и князья неоднократно ездили в монастырь на богомолье. В 1528 году в Спасо-Прилуцком монастыре «у чудотворцев» был князь Василий III с женой Еленой Глинской, чтобы помолиться о чадородии. Иван Грозный в 1545 году приезжал в обитель на богомолье, а в 1552 году взял из монастыря Киликиевский крест при сборах в Казанский поход.
Игумены монастыря присутствовали на избирательных соборах в столице, созываемых для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году — Бориса Годунова и в 1613 году — Михаила Федоровича.
В 1812 году, при вторжении французской армии в Москву, в продолжении трех месяцев в соборной Спасской церкви монастыря хранились драгоценности, вывезенные из Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы.
Первоначально все постройки обители были деревянными, однако, обладая значительными средствами, необходимыми для благоустройства, Спасо-Прилуцкий монастырь ранее многих современных ему обителей начал украшаться каменными строениями. Начало новому архитектурному ансамблю положило возведение в первой половине XVI века каменного соборного храма во имя Всемилостивого Спаса Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня с одноименной колокольней. На рубеже XVI — XVII веков в монастыре создаются и другие каменные постройки — трапезная палата с Введенской, теплой церковью и главные северные Святые ворота с надвратной церковью во имя Святого Великомученика Феодора Стратилата.
В начале XVII века, в эпоху «Смутного времени», монастырь претерпел много бедствий, неоднократно подвергаясь нападениям и грабежам со стороны интервентов и прочих «воровских» людей, когда, в частности, была уничтожена значительная часть древнего монастырского архива. Но, несмотря на разрушения и разорения, монастырь быстро восстанавливался и отстраивался. Так, во второй половине XVII века здесь вновь развернулось интенсивное каменное строительство. Возводится мощная каменная ограда с башнями, надежно обезопасившая монастырь от вражеских набегов; сооружается новая высокая колокольня, вертикальная доминанта комплекса, а также различные жилые и хозяйственные постройки.
Всё последующее строительство на территории обители в XVIII — XIX веках было незначительным и ограничивалось лишь отдельными перестройками и надстройками келейных и хозяйственных корпусов.
Кроме каменных зданий в XVII и XVIII веках территорию Спасо-Прилуцкого монастыря заполняло множество всевозможных деревянных построек. Среди них были и жилые, но главным образом — хозяйственные. Все эти деревянные строения не сохранились, а между тем именно они когда-то придавали монастырю вид зажиточного древнерусского городка с его развитым феодальным хозяйством.
Таким образом, Спасо-Прилуцкий монастырь является интереснейшим архитектурным ансамблем, в котором отдельные памятники, сохраняя самостоятельное историко-художественное значение, образуют вместе с тем неповторимое сочетание, подчеркивающее единство эстетического идеала нескольких поколений зодчих.
«Внешний вид Спасо-Прилуцкого монастыря, — написал в начале ХХ века архимандрит Анатолий, повествуя об истории обители, – с величественными в нем зданиями храмов, настоятельскими и братскими келиями, окруженного высокими стенами и башнями и расположенного среди значительного села Прилуцкого, представляет, можно сказать, Троице-Сергиеву Лавру и Сергиев Посад в миниатюре». Внешнее сходство напоминает о духовной дружбе основателей этих монастырей – великого Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского и преподобного Димитрия Прилуцкого.
Из жития преподобного Димитрия известно, что родился он в благочестивой купеческой семье недалеко от Переяславля-Залесского. С детства наученный грамоте, читая Священное Писание и жития святых, Димитрий устремился к подвижничеству и уединенной жизни. Отказавшись от родительского наследства, юношей принял он монашеский постриг в Борисоглебском Нагорном монастыре Переяславля. Со смирением, усердно и терпеливо служил монастырской братии, проводил строгую жизнь в посте и молитвах. В 1348 году основал близ Переяславля Свято-Никольский монастырь и стал в нем игуменом. После знакомства с преподобным Сергием Радонежским установил в обители строгий общежительный устав. Он часто посещал потом преподобного Сергия в Свято-Троицком монастыре, стал его последователем, «присным другом и сомолитвенником». Со временем о подвижнической жизни переяславского Игумена стало известно в Москве. По просьбе великого князя Димитрия Иоанновича (Донского) преподобный Димитрий крестил одного из его сыновей. Желая в безмолвии служить Богу и избежать человеческой славы, он уходит с учеником Пахомием из Переяславля в вологодские пределы. Преподобному Димитрию полюбилось тихое место на излучине реки, в нескольких километрах от города. В 1371 году здесь при помощи местных жителей была построена деревянная церковь в честь Всемилостивого Спаса. Близ Спасской церкви вскоре появились келии для иноков. Так было положено начало одному из самых древних северных монастырей.
Преподобный Димитрий был игуменом обители много лет, воспитывая братию примером своих добродетелей, подвигов воздержания и непрестанной молитвы, которую любил совершать уединенно. Сам, терпя нищету и лишения, он тайно благотворил нуждающимся людям, принимал странников. Игумен до глубокой старости трудился с братией на общих монастырских работах. Преподобный Димитрий предал дух Господу 11 (24) февраля 1392 года и погребен был в Спасском соборе.
При жизни преподобный Димитрий имел благодатные дары прозрения и чудотворений. Благодатная помощь по ходатайству Святого является и ныне всем приходящим с молитвою и прошением к его цельбоносному гробу. Особенная молитвенная помощь Чудотворца проявилась во время нападения на Вологду воинов князя Шемяки в середине XV века. Его видели тогда укрепляющим стены города. Преподобный Димитрий являлся Иоанну III во время Казанского похода. В 1503 году, после победы русского воинства, великий князь прислал в обитель житийную икону Чудотворца, написанную в Москве знаменитым иконописцем Дионисием. 3 (16) июня в память об этом событии было установлено церковное празднование Сретения чудотворного образа Димитрия Прилуцкого. Ежегодно в этот день из кафедрального Софийского собора в Прилуцкую обитель совершался крестный ход. В настоящее время в Спасском соборе постоянно пребывает список с чудотворной иконы.
В середине XVII века над святыми мощами преподобного Димитрия был устроен храм в нижнем этаже собора. Почитание памяти Святого игумена сделало монастырь известным. Сюда в XVI веке ездили на богомолье великий князь Василий III с Еленой Глинской, царь Иоанн Грозный. В 1824 году у гробницы преподобного Димитрия молился император Александр I.
В истории Спасо-Прилуцкого монастыря особенным стало XVI столетие. В 1523 году игумен Мисаил совершил постриг в схиму с именем Игнатий и погребение князя Иоанна Угличского. Он родился в 1478 году в семье третьего сына великого князя Василия II Темного – Андрея Угличского. Святое крещение принял от преподобного Паисия Угличского и с детства отличался кротким нравом и незлобием. Князь Иоанн, рано лишившийся любимой матери, нашел утешение в молитве. Во время междоусобицы он в 13-летнем возрасте своим дядей, великим князем Иоанном III, был заключен с братом Димитрием в темницу. В заточении, проходившем в Вологде, вдали от родных, закованный в цепи князь Иоанн проводил дни и ночи в молитве и благодарении Господа за дарованную участь мучеников, невинно страдающих за Христа. Он ободрял и утешал печалившегося младшего брата надеждой на благой промысел, всегда премудро устрояющий во спасение пути человека. Страдалец терпеливо переносил тяготы тюремного заключения 32 года, стяжав истинное смирение. Преподобный Игнатий преставился 19 мая (1 июня) 1523 года и был погребен рядом с преподобным Димитрием. В XVI веке монах Лонгин собрал все сведения о жизни и благодатной помощи преподобного Игнатия и написал житие Святого.
В обители от рук игумена Арсения принял постриг и начал монашеские труды Феодосий Суморин – один из известных вологодских подвижников и основатель Спасо-Суморина монастыря в Тотьме. В монастыре в это время иноки занимались перепиской книг, при монастыре существовали художественные мастерские.
Веками в ризнице сохранялись монастырские реликвии: четки, игуменский посох, фелонь святого Димитрия, присланная в дар благоверным князем Димитрием Донским. Благоговейно сберегали в Спасском соборе «Киликийский» крест с резными на кости изображениями святых, который предание связывало с преподобным Димитрием. В 1552 году игумен Арсений приносил этот крест в Москву к царю Иоанну Грозному для моления перед военным походом на Казань. В настоящее время эта святыня находится в Вологодском музее.
При преемниках преподобного Димитрия Прилуцкая обитель стала значительным центром духовной и хозяйственной жизни Вологодского края. В XVI веке, ранее многих северных обителей в монастыре начинается каменное строительство. В 1537-1542 годах по благословению Московского митрополита Даниила был возведен величественный двухэтажный Спасский собор, освященный 1 (14) августа в честь Происхождения честных Древ Животворящего Креста Господня. С Севера к его алтарю примыкает ризничная палатка, поставленная в XVIII веке на месте кельи преподобного Димитрия. С восточной стороны близ собора находится колодец, по преданию выкопанный подвижником. Во время Отечественной войны 1812 года в Спасском соборе несколько месяцев сохранялись святыни и ценности, вывезенные из московских соборов, монастырей и Троице-Сергиевой Лавры. При игумене Афанасии в 1544-1545 годах рядом с собором построили братскую трапезную палату на подклете с примыкающими к ней церковью в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм и кельями для настоятеля. В 1588 году по благословению игумена Галактиона Яковлева сооружаются Святые врата и надвратная церковь двухстолпного типа. Храм освятил в 1590 году архиепископ Вологодский и Великопермский Иона Думин во имя великомученика Феодора Стратилата. После пожара в 1815 году он был освящен в честь Вознесения Господня. В 1729-1730 годах рядом с ним построили малую колокольню. В этом храме в 1991 году вновь начиналась богослужебная жизнь монастыря.
В Смутное время монастырь подвергался нападениям поляко-литовцев. В декабре 1619 года в нем погибли монахи и местные жители. После разорения, в XVII столетии, в обители было начато большое каменное строительство. Вокруг монастыря в 1645-1656 годах возвели мощные крепостные стены с пятью башнями. Построили паперти, и двухъярусный переход с проездными арками, соединивший Спасский собор с древней трапезной, к которой была пристроена «Белая» палата. В середине XVII века рядом с главной соборной звонницей возводится новая колокольня. Вдоль северной стены строятся казначейские и братские кельи. Над ними в XVIII веке надстроили второй этаж с летними кельями для настоятеля. В 1721 году к братско-настоятельскому корпусу пристраивается больничная церковь, после перестройки освященная во имя Всех Святых. По сторонам Святых врат на протяжении XVII-XVIII веков сооружается комплекс хозяйственных помещений – погреба с сушилом, монастырские кладовые палаты.
В 1830 году напротив алтаря Введенской церкви усердием вологодского помещика В. Волоцкого была построена Екатерининская церковь усыпальница. Близ нее на монастырском кладбище расположена могила поэта К.Н. Батюшкова (1787-1855). В стенах обители с 1960-х годов находится деревянная шатровая Успенская церковь I половины XVI века, перевезенная из Александро-Куштского монастыря.
Знаком влиятельности Спасо-Прилуцкого монастыря стало участие его игуменов Гурия и Кирилла в Московских соборах для избрания государей: в 1598 году – Бориса Иоанновича Годунова, в 1613 – Михаила Федоровича Романова. В 1651 году игумен Серапион Казанец посвящен был в Москве в сан архимандрита. В следующем году он сопровождал Новгородского митрополита Никона (будущего Всероссийского Патриарха) в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа, митрополита Московского. Сан архимандрита сохранялся за всеми последующими настоятелями обители.
Из архимандритов монастыря были рукоположены в епископы Тотемские, викарии Вологодской церкви: Павел Попов (1868-1874), Варлаам Чернявский (1875-1876); в епископы Измаильские Неофит Следников (1913-1918). Настоятели Прилуцкой обители Неофит Следников и Нифонт Курсин были представителями от монастырей Вологодской епархии на Монашеских съездах, проходивших в Троице-Сергиевой Лавре в 1909 и 1917 годах.
В начале ХХ века монастырь, славившийся своей благотворительностью, имел приют для детей-сирот, школу, гостиницу для богомольцев, столярные мастерские.
В 1924 году Спасо-Прилуцкий монастырь был закрыт, и вскоре архимандрит Нифонт с братией вынуждены были его покинуть. Долгие годы здесь размещались различные учреждения: дом инвалидов, пересыльная тюрьма, военные склады, музей.
В 1991 году в обители возобновилась монашеская жизнь. В 1992 году здесь отмечалось 600-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого. Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, совершивший Всенощное Бдение и Божественную Литургию на престольный праздник Всемилостивого Спаса (14 августа) в нижнем храме Спасского собора. Вокруг обители во главе с Патриархом прошел крестный ход, после чего был освящен колокол – самый большой на монастырской колокольне.
Сегодня в обители возрождается монастырская жизнь. Ежедневно совершается полный круг богослужения, духовно окормляется несколько подворий, школа-интернат. В монастыре располагается ставленническое отделение Вологодского православного духовного училища, подготавливающее будущих священнослужителей Вологодской епархии, а также несколько мастерских: свечная, столярная, иконописно-реставрационная. Ежегодно в стенах обители проходят Димитриевские образовательные чтения.
Спасо-Прилуцкий монастырь — одна из наиболее известных, крупных и почитаемых православных обителей на территории Русского Севера. Располагается на северной окраине Вологды, в бывшем селе Прилуки, которое сейчас является городским микрорайоном.
Считается, что монастырь основал Димитрий Прилуцкий, один из учеников Сергия Радонежского
Одной из особенностей православной обители является ее практически полное соответствие первоначальному облику — с сохранением исторического ансамбля и его стиля. Именно за счет этого монастырь привлекает массу поклонников древнерусской культуры, а также остается важным паломническим центром, поскольку на территории одного из соборов находится православная святыня — мощи Димитрия Прилуцкого.
Содержание
Расписание богослужений в Спасо-Прилуцком монастыре
В будни литургия совершается в 7:00 — 7:30, вечерняя служба — в 17:00. В воскресенье и праздничные дни начало литургии — в 9:00, вечером накануне — всенощная в 17:00.
Узнать точное время службы в Спасо-Прилуцком монастыре можно в разделе для паломников на официальном сайте Спасо-Прилуцкого монастыря либо в группе ВКонтакте (на ближайшую неделю).
Архитектура и внутреннее устройство
Инфраструктура современного Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря включает в себя:
- Спасский собор с колокольней. Нынешний собор был возведен в середине XVI века, на месте сгоревшего деревянного собора. Пятиглавый храм отражает традиции московского зодчества того времени. Единственное яркое отличие — скупо обработанные фасады, как сейчас сказали бы «минималистичные».
- Введенскую церковь и трапезную. Квадратное здание с одной луковичной главкой было построено в начале XVII века. В 20-е годы купол разобрали, а в помещении церкви устроили киноклуб и буфет. С западной стороны располагается палата, предназначенная для трапез. Наверху располагалась обеденная комната для монахов, а в нижних этажах — подвалы и хозяйственные склады.
- Екатерининскую церковь. Храм был построен как семейная усыпальница для дворянского рода Волоцких. Это небольшая постройка в виде ротонды в стиле ампир.
- Успенскую церковь. Постройка была перевезена из другого монастыря, как музейный экспонат — она считается древнейшей деревянной шатровой церковью.
- Церковь Всех Святых. Изначально была построена как больничный храм, но позднее ее функции изменились и здание подверглось перестройке.
- Кладовые монастыря. Постройка находится у северо-западной стены. Двухъярусная галерея была возведена до 1675 года.
- Монашеские кельи. Всего на территории монастыря 4 вида келий: летние и зимние настоятельские кельи, древненастоятельские и братские.
- Часовню. Небольшая деревянная часовенка построена над колодцем, который, по легенде, выкопал сам Димитрий. Вода из колодца освящается.
- Крепостные сооружения: башни, ворота, стены. 5 башен монастыря образуют многоугольник трапециевидной формы. Общая протяженность — 950 метров. Въезд в монастырь осуществляется через Святые ворота в западной стене.
Из современной инфраструктуры в монастыре действуют хлебная лавка и столярная мастерская. Паломническая служба Спасо-Прилуцкого монастыря предлагает остановиться в Доме паломника, расположенном неподалеку — в селе Юношеское, у Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря.
Успенская церковь, © Sonic_off
Экскурсии
Экскурсии по Спасо-Прилуцкому монастырю в Вологде проводятся за фиксированное пожертвование (можно оставить больше):
- Взрослые — 100 рублей.
- Иностранцы — 200 рублей.
- Дети, пенсионеры, студенты — 50 рублей.
- Группы до 10 человек — 1000 рублей.
- Иностранные группы до 10 человек — 2000 рублей.
Экскурсии проводятся ежедневно. С понедельника по субботу экскурсионное сопровождение возможно с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 на полчаса). По воскресеньям — с 12:30 до 17:00. На период христианских праздников график экскурсий необходимо уточнять на официальном сайте Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде или вконтакте.
Южная башня, © Ирина
История Спасо-Прилуцкого монастыря
Православный монастырь в Прилуках основан в 1371 году. На протяжении следующих столетий обители и ее заступнику святому Димитрию Прилуцкому приписывались чудеса спасения от эпидемии, наказания разграбивших город и обитель от вятичей, помощи в защите Вологды.
Большая часть строений монастыря возводилась в XVI и XVII веках. Например, деревянная Успенская церковь построена в 1519 году. Позднее возведены Спасский собор, Вознесенская и Введенская церкви, а также другие объекты.
Спасо-Прилуцкий монастырь и его узники — отдельная глава в истории. Среди самых известных исторических личностей — сыновья князя Углича Андрея, Иван и Дмитрий, которых сослал за мощные крепостные стены монастыря Иван III.
Пик процветания монастыря пришелся на конец XVII — начало XVIII века, когда он вошел в число богатейших обителей Русского Севера, имел несколько вотчин в Вологодчине. К этому периоду принадлежат сохранившиеся на территории комплекса хозяйственные постройки.
В 1918 году красноармейцы обыскали монастырь и составили опись его имущества. В годы Гражданской войны на его территории находился склад взрывчатых боеприпасов, памятник чудом уцелел — однажды начавшийся пожар быстро потушили.
Введенская церковь с трапезной, © Sonic_off
Комплекс отреставрировали в 1950-е годы, а количество хозяйственных и социальных объектов стало постепенно сокращаться. Филиалом Вологодского музея-заповедника монастырь стал в 1979 году.
Монахи вернулись в монастырь только в 1990-е годы, уже после распада Советского Союза. С тех пор Спасо-Прилуцкий мужской монастырь успешно функционирует и снова является одним из региональных центров православия Вологодской области, где прихожане и местные монахи имеют возможность развиваться и совершенствоваться духовно.
На территории также находится кладбище с могилой поэта Батюшкова, на которую в юбилейные годы приходят поклонники его творчества. В городе функционирует и музей Батюшкова.
Онлайн-экскурсия по Спасо-Прилуцкому монастырю на панорамах Google Maps
Как добраться до Спасо-Прилуцкого мужского монастыря
Основной транспорт до монастыря — городские автобусы до остановки «Прилуки». Подходящие рейсы от ж/д и автовокзала — № 14, 28. Эти же автобусы и рейс № 22 подойдут для туристов с Торговой площади.
Поездка на автобусе из центра Вологды в среднем займет 25–30 минут.
В сезон навигации альтернатива автобусам — круизные кораблике по реке Вологде, отправляющиеся от Кремлевской площади до монастыря. Этот маршрут популярен у туристов — с реки открываются весьма живописные виды.
Кроме того, посетить монастырь можно с организованными экскурсиями и турами.
Поездка на такси обойдется от 200 рублей. В Вологде вызвать такси можно через приложения Maxim, Такси Везёт, Яндекс. Такси.
Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь на видео: обзор с высоты, история
Отзывы Спасо-Прилуцкий монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Спасо-Прилуцкий монастырь
Один из крупнейших и старейших памятников православной архитектуры, который знает на сегодняшний день русский север, — Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный учеником Сергия Радонежского — Димитрием Прилуцким.
Кроме того, именно этот объект культурного наследия представляет собой уникальный ансамбль оригинальных зданий монастыря, которые практически не подвергались изменениям с начала своего основания. Во многом только благодаря этому, каждый объект постройки считается местом повышенного внимания со стороны поклонников православной культуры, тем более что в одном из соборов мужского монастыря покоятся мощи его основателя, Димитрия Прилуцкого.
В этом контексте стоит отметить, что, после отхода в лучший мир первого настоятеля, чудеса не заставили себя ждать. Но до современников дошли лишь несколько упоминаний.
Спасо-Прилуцкий монастырь
Во-первых, вологодским жителям пришёлся очень к месту гроб с мощами святого в тот момент, когда несколько веков назад местные жители стали массово умирать от судорог, а болезнь приняла достаточно серьёзный характер. По свидетельствам очевидцев, только поход к раке святого помогал навсегда исцелиться. Хотя опытные эксперты усматривают в подобных материалах немного объективных фактов.
Более «реальные» чудеса произошли с вятичами, которые имели неосторожность обидеть добропорядочных жителей Вологды. Согласно упоминаниям в летописи, все захватчики утопли неподалёку в болотах, а тот человек, который покусился на главную святыню монастыря, и вовсе был убит неведомою силой.
Однако самые удивительные метаморфозы со зданиями монастыря произошли после прихода к власти коммунистов, как многие уже наверняка успели догадаться. Лихие революционеры в срочном порядке выселили с территории настоятеля и послушников, а всех сопротивлявшихся и сочувствующих расстреляли прямо на месте. Все сколько-нибудь стоящие церковные реликвии продали для того, чтобы накормить жителей Поволжья и оплатить революционные нужды. А до пятидесятых годов двадцатого столетия в Спасо-Прилуцком монастыре успели устроить военные склады, кинотеатр, пересыльную тюрьму для раскулаченных и ещё целый ряд учреждений самой разной направленности.
В современной России это место вновь вернулось к своим истокам, и теперь на территории вновь возродился мужской монастырь, а часть зданий отведено под Вологодский музей-заповедник. Так что, пройдя свой многовековой, тернистый путь, Спасо-Прилуцкий монастырь снова стал местом для духовного роста многих прихожан и монахов обители.
На что обратить внимание
Большинство построек обители относятся к 16-17 векам, в том числе Спасский собор (1537), надвратная Вознесенская (1587) и Введенская (1623) церкви, палаты 16 века. Деревянная Успенская церковь (1519) на территории монастыря и вовсе старейший сохранившийся шатровый храм.
Маленький двор Спасо-Прилуцкого монастыря вмещает много построек и 17-08 столетий. Поклонники творчества поэта Батюшкова в памятные даты посещают его могилу, которая находится на монастырском кладбище.
Координаты
Адрес: Вологда, село Прилуки.
Телефон привратной:(8172) 55-92-24.
Как добраться: от ж/д вокзала на троллейбусе № 5, №4 до конечной остановки маг. Бригантина. Далее на автобусе №103, №29 или маршрутном такси до остановки Прилуки. Время проезда от ж/д вокзала до монастыря составляет около 40 минут.
Монастырь отрыт для посещения во время богослужений, в остальное время с экскурсионным обслуживанием. Паломникам предоставляется монастырская гостиница (странноприимный дом). При себе необходимо иметь паспорт.