Вербилки – где это?

Главная / Музеи / Завод «Фарфор Вербилки»

07.12.2011 20:16 Просмотров: 26974

Завод-легенда Вербилки — один из крупнейших фарфоровых центров русской культуры. Фабрика была основана английским купцом Ф.Я. Гарднером в селе Вербилки в 1766. Среди частных фарфоровых предприятий завод Гарднера отличался высоким техническим и художественным уровнем. Приехав на завод, экскурсовод фабрики провела меня по всем помещениям. Надо сказать, я получила таки свою дозу удовольствия: старые заводские ангары с потолками по 12 метров, печи длиной 96 метров… В Вербилках есть, что посмотреть, потрогать, и можно даже порисовать. Производство полностью на ручном труде, никакой автоматизации (хотя есть линии подачи материала и всякие крутилки и вертелки, плохо укладывающиеся под термин «оборудование»). В штамповочных залах — уууух, как в прошлом веке побывала… каждая тарелочка делается вручную, каждое блюдечко, чашка, чайник… Над мастером висит норматив — 2 300 тарелок в день!!!

Также, поражают отливочные мастерские — огромные стеллажи, уставленные одинаковыми фигурками и их формами для отливки. Технологии еще старинные, каждый предмет делается не менее 10 дней. Каждая ручка для чашек отливается отдельно, потом прирезается под определённым наклоном, затем приклеевается. На прирезке ручек женщина сидит годами и режет-режет-режет…

Это не современные скорости, эдесь всё делается с расчетом и спокойствием. Меня поразило, что 1-й обжиг идет 8 часов, а 2-й — целые сутки.

Красиво и ухоженно только в живописных мастерских. Кстати, расписывают премиум класс настоящим золотом (я это прочувствовала, когда изучала цены в фирменном магазине — снегурочка, что на фото, больше 2500 стоит). Художники — мастера высочайшего уровня, рука не дрожит ни у кого.

В общем, я бы съездила еще раз и детей свозила. Экскурсия с мастер-классом — детям будет интересно. А после экскурсии можно покушать в кафешке напротив. Хозяин кафе — внимательный и отзывчивый. Кормит детишек из Худ. училища Вербилок. В кафе есть лицензия на обслуживание детей. Так что — идите и не бойтесь, дети будут довольны.

Вербилки (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Вербилки, Московская область

Вербилки — небольшое село в Талдомском районе Московской области. Несмотря на скромную территорию, поселок знаменит на всю Россию. А все потому, что здесь вот уже более 200 лет выпускают знаменитый вербилковский фарфор.

На территории поселка Вербилки есть большой и современный дом отдыха, где можно погостить пару деньков в любое время года.

Любопытный факт: фарфоровую фабрику в 18 веке основали не местные помещики, а английский купец Франц Гарднер. Современное предприятие до сих пор носит его имя.

Фарфор Вербилок

Вербилковские мастера выпускают самую разную посуду, скульптуры, подарки и предметы интерьера из фарфора. Туристов в Вербилках всегда встречают с радушием и проводят для них увлекательные экскурсии по цехам фабрики.

В поселке есть несколько магазинов, где продают посуду и сувенирную продукцию из фарфора. Так что с пустыми руками из Вербилок еще никто не уезжал.

Кстати, можно не ограничиваться лишь экскурсией по фабрике. На территории поселка Вербилки есть большой и современный дом отдыха, где можно погостить пару деньков в любое время года.

Как добраться

На Савеловском вокзале сесть на электричку Москва — Дубна, Москва — Савёлово или Москва — Талдом и доехать до станции Вербилки. Далее пересесть на автобус или маршрутку № 3, которая довезет до самого поселка.

С того же Савеловского вокзала можно добраться и на автобусе: до Вербилок ходит автобус № 310 Москва — Талдом.

Адрес: Талдомский район, Московская область

Богатая история завода
Разнообразие изделий
Клейма фабрики Гарднера

Богатая история завода

Гарднеровский период

Завод Гарднера имеет долгую и богатую историю, которая не заканчивается и по сей день. Начало предприятию было положено в 1766 году в небольшом селе Вербилки, расположенном в Дмитровском уезде Московской губернии. Основателем фабрики считается Ф.Я. Гарднер, передавший ее своему сыну Ф.Ф. Гарднеру в конце 18-го века. На протяжении 126 лет с момента открытия завода предприятие было сосредоточено в руках потомков основателя Франца Яковлевича Гарднера, среди которых были его внуки Александр, Петр и Николай, а затем сыновья Петра Владимир и Николай. Наконец, Елизавета Николаевна, которая являлась вдовой Павла (брата Владимира и Николая), в 1892 году продала фабрику промышленнику М.С. Кузнецову, что ознаменовало конец гарднеровского и начало кузнецовского периода.

Начав с изготовления небольшого количество опытного фарфора, Франц Яковлевич Гарднер к моменту своего ухода из жизни в 1796 году превратил фабрику в лучшее частное предприятие России по изготовлению фарфора. Памятник ему в настоящее время украшает Парк культуры и отдыха в поселке Вербилки.

За время правления трех поколений наследников предприятие переживало разные времена. Так, после смерти Франца Францовича Гарднера, сына основателя, в наследство вступила его супруга, под руководством которой фабрика пришла в упадок. Однако позже ее сыновья вновь наладили производство и продолжили выпуск прославленного фарфора. Но по разным причинам на момент продажи предприятие находилось не в лучшем своем состоянии.

Интересно, что в трудные для фабрики времена с нее ушли работники Милли, Рейнер и Кобоцки, усилиями которых потом было создано два сильнейших конкурента гарднеровской мануфактуры. Это завод Попова и фабрика Ауэрбаха.

Кузнецовский период

Получив в свое распоряжение не только завод, но и все его богатейшее наследие, опытный промышленник Кузнецов возродил производство. Имея собственное фарфорово-фаянсовое производство, Кузнецов отлично разбирался в этой теме и сумел увеличить выпуск продукции Гарднера. При этом на изделиях продолжали ставить клейма Гарднера, что позволило сохранить прежних покупателей гарднеровского фарфора. За годы правления заводом Кузнецов продолжал выпуск фарфора по тем образцам и формам, которые за сотню с лишним лет скопились на предприятии в большом количестве.

Матвей Сидорович Кузнецов (1846–1911).

Советское время

Многим российским фарфоровым мануфактурам не удалось пережить отмену крепостного права в 1861 году, а также революционный период начала XX века. Однако завод Гарднера миновал и эти трудные времена. После национализации он получил название Дмитровского фарфорового завода. В советское время завод частично выпускал продукцию по прежним формам, но все более переходил на востребованный тогда фарфор среднего качества. В это же время появились так называемые агитационные изделия, на которых изображали рабочих и писали призывы. Так появлялись чашки, кружки, вазы с призывами: «Крепи колхоз», «Все в культпоход» и подобными им.

Агитационный фарфор.
Сухарница.
Дмитровский фарфоровый завод.
1930-е.

Среди известных работ советского периода можно отметить фарфор скульптора С.М. Орлова, прославившегося своими сюжетными работами «Конек-горбунок», «Клоун» и некоторыми другими.

Скульптура С. Орлова
«Конек-горбунок».
Дмитровский фарфоровый завод,
1950-60 гг.

Завершается советский период завода в 1991 году, когда предприятие выкупили его работники. С этого времени следующим названием завода стало ЗАО «Фарфор Вербилок».

Настоящее время

Основной целью завода «Фарфор Вербилок» является сохранение традиций дореволюционного фарфора. На легендарном предприятии до сих пор основным является ручной труд, а фарфоровые изделия создают по старинным рецептам.

Цех завода
«Фарфор Вербилок»
в настоящее время.

За успехи в фарфоровом производстве завод неоднократно награждали на выставках и мероприятиях разного уровня.

Здание завода
«Фарфор Вербилок»
в настоящее время.

Разнообразие изделий

Знаменитые сервизы

История орденских сервизов мастеров завода Гарднера, по праву считающихся их лучшими творениями, началась с довольно неприятной для промышленника истории. Поскольку Гарднер не был дворянином и по закону не имел права на крепостных крестьян, ему пришлось оформить купчую на них на своего знакомого помещика Вырубова. Но в 1777 году помещик угодил в тюрьму, что грозило Гарднеру потерей всех работников. Чтобы спасти свою фабрику, промышленник в спешном порядке создал для императрицы Екатерины II великолепный орденский сервиз Георгиевский и добился ее аудиенции. Понимая, кому предназначается сервиз, мастера расстарались на славу, так что работа была по достоинству оценена императрицей.

Детали Георгиевского сервиза.
Завод Гарднера.1777 г.

После этого фабрика Гарднера выпустила ко Двору еще три сервиза (Владимира, Андрея Первозванного и Александра Невского), а сам фабрикант был удостоен чести клеймить свой фарфор изображением московского герба. В каждый из сервизов входило огромное количество предметов (до полутора тысяч). Каждый год их использовали для проведения царских праздничных трапез.

Тарелка из Александровского
сервиза.
Завод Гарднера.
1778-1780 гг.

Многообразие тематик

Работая в столь популярном в то время «цветочном» направлении, к 1780-м годам мастера завода придумали свои рисунки цветов, ставшие символом фарфора Гарднера. Это многочисленные рисунки роз, цветков шиповника, тюльпанов, которые изображали самостоятельно или в композиции с другими цветами.

Фаянсовая миска с крышкой.
Завод Гарднера.
Начало XIX в.

Блюдо с цветочным орнаментом.
Завод Гарднера.
Вторая половина XVIII в.

В работах цветочной тематики живописцев завода Гарднера частенько прослеживается позаимствованные у европейских мастеров изображения подвешенных на лентах корзин с цветами.

Чайная пара. Завод Гарднера. 1770-1780 гг.

Во время войны в 1812-ом и последующие годы завод Гарднера выпускал множество изделий на военную тему. Большой популярностью в это время пользовались сервизы с изображением Кутузова, Багратиона и других видных военных деятелей. Одной из значительных работ этого периода считается сервиз с карикатурами на армию Наполеона.

В отличие от других заводов, в работах которых часто звучали античные мотивы, предприятие Гарднера прибегало к теме античности только в заказных произведениях, поскольку мастера больше ориентировались на разработку собственных тематик. Одной из них стала русская тема, показавшая новую страну, населенную людьми простых профессий. На эту тему была создана серия скульптур «Волшебный фонарь», которая изобилует фигурками крестьян, дворников, лакеев и других простых людей.

Фигура «Крестьянин» из серии «Волшебный фонарь». 1820-е.

Чернильница «Поставщик». Завод Гарднера. 1820 г.

«Суд сельского констебля».
Завод Гарднера. 1860 г.

Не избежали мастера завода и столь популярной в то время романтической тематики. Они создавали скульптуры женщин с обнаженной грудью, открытыми ногами или полностью обнаженных девушек, занимающихся повседневными делами. Так появились фигурки девушек, разносящих еду, стригущих ногти, собирающих фрукты, или занимающихся другой работой.

Полуобнаженная, собирающая виноград. Завод Гарднера. Около 1840 г.

Посуда

Уже через несколько лет работы завода Гарднеру удалось выпускать посуду высокого качества, которую характеризовал белый фарфор, чистая глазурь и разнообразная палитра. В многообразных предметах посуды, выпущенной в первые годы работы фабрики, прослеживается подражание работам иностранных мастеров. Аналогично дело обстояло и с техниками. Например, многие предметы посуды расписывали с применением европейской техники мушель, при использовании которой предмет посуды покрывался одним цветом, а в центре изделия оставляли небольшое пространство для изображения цветочной композиции или какого-либо сюжета.

Трактирный чайник,
выполненный в стиле мушель.
Завод Гарднера.

Если в первые годы работы фабрики на ней выпускали только фарфор, то уже с 1829 года мастера стали изготовлять фаянсовые изделия. В основном это была предназначенная для повседневности посуда. Также завод Гарднера стал первым в России предприятием, выпускающим изделия из опака. Чтобы подчеркнуть это, мастера вписывали в заводские клейма слово «опак».

Посуда была очень разнообразной и предназначалась как просто состоятельным людям, так и аристократам с высоким достатком и утонченным вкусом. Для последних посуду делали с искусными узорами, высокими изящными ручками, тщательно прорисованными сюжетами и обильной позолотой.

Чайная пара «Гусар».
Фабрика Гарднера.
1-я половина XIX в.

Чайный сервиз на 2 персоны.
Фабрика Гарднера. XIX в.

Клейма фабрики Гарднера

За свою долгую историю завод Гарднера обзавелся множеством клейм, которые исполнялись в самых разных вариантах. В них во многом прослеживается подражание другим мануфактурам, а также следование требованиям царских указов того периода.

Самой первой меткой, появившейся еще до 1770 годов, является русская буква «г». Ее изображали большой или маленькой до того, как на изделие наносили глазурь. Также встречаются варианты вдавленной или процарапанной в массе буквы.

Одновременно с буквой «г», обозначающей начальную букву фамилии Гарднер, ставили и аббревиатуру МФЯГ. Она расшифровывается как мистер Франц Яковлевич Гарднер. В этом смысле указанное обозначение схоже с клеймом КРМ на мейсенском фарфоре, которое также обозначало сокращение от Konigliche Porzellan Manufaktur.

В данный исторический период многие мануфактуры ставили клейма на французском языке. Не избежал такой участи и завод Гарднера в Вербилках. Начиная с 1770-х годов среди клейм завода появилась французская буква G, которую на протяжении многих десятилетий обозначали самым разным образом.

Разнообразие исполнений, вероятно, связано с отсутствием ограничений в нанесении клейма. Мастер мог сделать букву круглой или сжатой, изобразить длинный хвостик или чисто символический. Чаще всего это клеймо завода Гарднера встречается в синем цвете, а также вдавленным в массу. Обычное исполнение — подглазурно, но есть и надглазурные варианты, а также встречается красное надглазурное клеймо в виде буквы G.

В период с 1800 по 1825 годы буква G превращается в некий крючок, из-за чего она стала походить на клеймо завода А.Т. Сафронова. Сафроновские клейма тоже выполняли синей краской до нанесения глазури. Также обозначение FG, которое изредка встречается на изделиях завода Гарднера, иногда путают с числом 16.

Чтобы избежать путаницы, рядом с буквой G или самостоятельно ставили клеймо ГАРДНЕРЪ или на французский манер GARDNER. При этом встречаются случаи, когда вокруг вдавленного в массу слова оставалась прямоугольная рамка.

На некоторых изделиях буква G сопровождается дополнительными значками: звездочками, кружками, палочками, буквами. Такие элементы могут означать свои технические пометки мастеров завода.

Уже с начала 1770-х годов появилось клеймо в виде скрещенных мечей, что является имитацией клейма мейсенского фарфора. Мечи также изображались в разных вариациях: одни из них больше напоминают две буквы «х», другие содержат дополнительные элементы в виде звездочки или буквы G.

Одновременно с простыми клеймами использовали и более живописные, на которых запечатлены те или иные элементы московского герба. Их ставили на изделия, созданные для экспорта, или на дорогих фарфоровых и фаянсовых работах. Для этих клейм характерно присутствие всадника на коне, двуглавого орла, замысловатых узоров, а также надписей, поясняющих происхождение фарфора. Это были инициалы и фамилия владельца завода на русском и иностранном языке, то есть «Ф.Б. Гарднер», указание местоположения завода («Въ Вербилкахъ», «Въ Москве»), а также пометка об использованных материалах («Опакъ»).

Клейма с рисунками и надписями усложняли постепенно. В 1830-х гг. они обычно сводились к простому изображению всадника на коне и обозначению владельца фабрики.

В последующие годы клейма делали более насыщенными: тщательнее прорисовывали основные элементы, добавляли больше краски.

Советский период

После национализации предприятия и переименования в Дмитровский фарфоровый завод сменились и его клейма.

В период 1917-1940 гг. на клеймах изображали герб СССР или отдельные его части и указывали название завода.

В последующий период с 1940 по 1954 гг. из клейм исчезает герб и появляется изображение фарфоровой продукции.

В период с 1954 по 1965 гг. клейма кардинально меняют свой образ. Скромная аббревиатура ДФЗ с припиской «Вербилки» приходит на смену прежних изображений.

В период 1965-1991 гг. происходит еще одна кардинальная смена образа. На этот раз на клейме появилось изображение лося.

Постсоветский период

После приобретения завода рабочими клеймо сохранило изображение лося, но стало более живописным.

Фарфоровая фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» в Вербилках ведет свою историю с 1754 года. Деловой человек, англичанин Франц Гарднер (1714 – 1796), с целью реализации своих предпринимательских талантов, прибыл в Россию в 1746 году. Имея связи при дворе русской царицы Елизаветы, он занялся продажей русского леса, брался то за одно, то за другое дело, пока не остановился на идее создания частного фарфорового производства, по примеру существовавшего в те годы в Германии Мейсенского фарфорового производства. Первую челобитную Франца Гарднера, ставшего именоваться в России Францем Яковлевичем, о разрешении построить фарфоровую фабрику, Мануфактур — Коллегия рассмотрела 1 января 1766 года. Просителю было отказано.

Не в пример нашему времени, в XVIII веке, царская власть заботилась о сохранении лесов вблизи больших городов. Вокруг Москвы существовала охранная полоса в сто вёрст, где рубка леса была запрещена. А верста, как известно, больше километра. Стало быть, рубить лес для промышленных целей воспрещалось в пределах практически всей нынешней Московской области.

Впрочем, Франц Яковлевич Гарднер нашел выход из положения, он купил землю у князя Николая Урусова, брат которого Сергей – тогдашний губернатор Москвы — добился для Гарднера разрешения на открытие фарфоровой фабрики. В действительности, Вербилки находятся на самом краю охранного места, за Дмитровым, в 90 километрах от Москвы.

Таким образом, официальное открытие фабрики в Вербилках состоялось в 1766 году, но если не фабрика, то горн или несколько горнов в Вербилках уже работали до этого. Столетие своего завода Гарднеры отметили в 1854 году.

Для обучения русских мастеров Гарднер пригласил известного немецкого художника по фарфору Кестнера. В подарок императрице Екатерине II фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» и лично Кестнер выполнили сервиз, посвященный победе в русско-турецкой войне. Сервиз произвел на императрицу такое потрясающее впечатление, что в 1777 году Гарднер получил заказ на три орденских сервиза в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского, а несколько позже — святого князя Владимира. Последний, «Владимирский», относится к 1783 году. Это — сервиз парадный, на 140 кувертов*. Стоил он 15 тысяч рублей, по тем временам — огромнейшие деньги. В составе каждого сервиза было от нескольких сотен до полутора тысяч предметов, разнообразных по функциональному назначению, размерам и формам. На протяжении почти ста пятидесяти лет орденские сервизы ежегодно включались в церемонию праздничных трапез и даже были запечатлены в литературе XIX века.

Несмотря на появление в XIX веке в России других частных заводов, фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» продолжала занимать лидирующие позиции в производстве модного фарфора. Продукция фабрики была необычайно разнообразна: от «повседневного» фарфора для дома до уникальных произведений искусства, украшавших дворцы. Тематика фарфоровых росписей в те времена была необычайно широка. Огромным спросом пользовались городские пейзажи, изображения знаменитых современников, например — участников Отечественной войны 1812 года, или прославленных красавиц, а также типажные портреты героев книг и даже журналов мод.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *