Баку храм огнепоклонников

Огонь во все времена играл большую роль в жизни азербайджанцев. Неугасимый, бьющий из-под земли, он вызывал у людей чувство преклонения. Его обожествляли, строили святилища. Одно из таких мест — храм «Атешгях», что означает «Дом огня», «Место огня».

Храм огня Атешгях расположен в 30 километрах от центра Баку, на юго-восточной окраине селения Сураханы Апшеронского полуострова. Нынешний Атешгях построен в XVII-XVIII веках на месте «вечных», неугасимых огней — горящих выходов естественного газа. Он сооружен проживавшей в Баку индусской общиной, большинство членов которой происходило из Северной Индии и относилось к касте сикхов.

С очень отдаленных времен Баку отмечался в источниках как местность, где горели неугасимые огни. В Сураханы было святилище зороастрийцев- огнепоклонников, которые приезжали сюда на поклонение священному огню. Предполагается, что это первое святилище относится к началу нашей эры. После завоевания арабами Азербайджана и Баку и принятия жителями ислама храм огня зороастрийцев был разрушен. Многие зороастрийцы, не приняв ислам, вынуждены были уйти в Индию. Дальнейшая история огнепоклонничества продолжается именно там. Сменилось много поколений, прежде чем торговля и Шелковый путь не связали огнепоклонников вновь со святилищем в Сураханах. Поклонение огню в Сураханы возобновилось после XV века в виду развития экономических и культурных связей с Индией. В XVII веке источники отмечают паломников индусов, прибывших в Баку на поклонение огню.

На месте древнего святилища огнепоклонников- зороастрийцев богатые индийские купцы начали сооружать постройки. Наиболее ранняя постройка храма относится к 1713 году. К наиболее поздним относится центральный храм-алтарь, выстроенный, как гласит надпись на средства купца Канчанагара в 1810 году. В течении XVIII века вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, каравансарай. На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма – даванагари и гумруки.

Отшельники, насчитывающие несколько десятков человек, жившие в Атешгях, поклонялись огню, вели аскетичный образ жизни, истязая свою плоть и очищая душу. Они вешали на себя цепи, вес которых достигал более 30 кг, лежали на негашеной извести — до омертвления отдельных частей тела. Они не трудились, жили за счет пожертвований индийских купцов. Отшельники верили, что душа человека после смерти перерождается и возвращается вновь на Землю. А в каком обличье — знатного человека или какого-нибудь животного — зависит от кармы — суммы добрых и злых дел.

В начале XIX века храм уже имел тот вид в котором он дошел до нас. Выстроенный в местных архитектурных традициях, Атешгях сочетает в себе черты древних алтарей огня. Это пятиугольное в плане сооружение, с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре внутреннего двора возвышается четырехугольная ротонда главного храма-алтаря. Над входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната – «балахане». Близ храма-святилища находится четырехугольная яма, теперь совершенно заваленная камнями, где прежде сжигали тела мертвых индусов на священном огне.

В середине XIX века, в связи со смещением земли, выход естественного газа в этом месте прекратился. Паломники восприняли это как наказание богов и стали разъезжаться. Атешгях, как место поклонения, просуществовал до 1880 года, когда последний индус, оставшись один, уехал в Индию.

В 1975 году, после проведенных реставрационных работ, Атешгях был открыт для посещения.

Это одно из самых необычных и интересных мест в Азербайджане. Храм огнепоклонников — Атешгях. Он находится на Апшеронском полуострове, между Каспийским морем и Баку, возле селения Сураханы.
Возник на месте, где тогда шёл постоянный выброс горящего естественного газа из недр земли. Само слово «Атешгях» на персидском языке означает «дом огня». Зороастризм пришёл в Азербайджан вместе с персидской экспансией примерно в 6 веке до нашей эры. С тех пор он прижился и оказал большое влияние на азербайджанскую культуру. На месте горения «священных огней» появлялись алтари, а позже и целый храм. Хоть в первом тысячелетии и пришли арабы и принесли с собой ислам, всё же зороастризм не исчез полностью. Например Новруз или зороастрийский новый год продолжает оставаться главным праздником в стране. Конечно при мусульманах в Азербайджане зороастризм как религия уже не существовал. Да и в течение первого и второго тысячелетий шли войны, в результате которых зороастрийские храмы были разрушены.
Зороастризм зороастризмом, а вот кроме его приверженцев огонь почитают также адепты индуизма и сикхи. В 15-16 веке развивались торговые отношения между Индией и Азербайджаном. Индийские купцы — адепты индуизма и сикхи восстановили храм Атешгях за свои средства. С тех пор в Атешгях приходили паломники из Индии. Появились кельи, где теперь постоянно при храме жили индусы-отшельники. Они всё время занимались своим индуизмом(истязания тела для очищения души) а еду получали из подаяний. Персы — огнепоклонники тоже приходили в храм. Они также приходили из Индии, так как были потомками сбежавших в Индию от ислама персов. Индийская община парсов (персов — зороастрийцев) даже назначала и отправляла на постоянное служение в Атешгях своего священнослужителя. В середине 19 века в районе Баку началась активная разработка нефте-газодобычи и возле храма огня был построен завод. Соответственно количество газа в недрах стало сокращаться и священный огонь в храме стал увядать. В 1902 году огонь окончательно потух. Последний священнослужитель храма умер в 1880 годах, а нового из Индии не прислали. Так что к началу 20 века храм уже пустовал и паломниками не посещался.

До 20 годов 20 века храм изредка посещался иностранными путешественниками, а при образовании азербайджанской ССР и вовсе был заброшен и никому не нужен. Про него вспомнили лишь в 1975 году, когда его отреставрировали и открыли для посещения как музей. Мы посетили музей и всё заценили. Сейчас на главном алтаре храма огонь горит, но газ к нему идет уже по искусственному газопроводу. В бывших кельях оборудованы залы с экспонатами и скульптурами. Среди экспонатов в основном глиняная посуда и другие предметы быта, но есть каменные плиты с зороастрийскими и индуистскими текстами на соответствующих языках. Скульптуры также показывают зороастрийцев и индуистов в их привычных занятиях. Кроме того есть стенды с фотографиями и информацией на азербайджанском и английском языках об истории храма, а также общей информацией о зороастризме и индуизме. Часть информации, которую я привел ранее, я взял из этих информационных стендов. В общем место классное, посещайте!

01

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Вы здесь: Главная —> Записки из путешествий—> Закавказье. Часть 8.

Закавказье. Часть 8. Храм огнепоклонников.

Народ денно и нощно вглядывается в небо имени Гейдара Алиева, питается воздухом имени Гейдара Алиева, закусывает водой имени Гейдара Алиева, идет по дорогам имени Гейдара Алиева, учится в школах имени Гейдара Алиева, глотает анальгин имени Гейдара Алиева, и ложится спать под Луной имени Гейдара Алиева. 🙂

Религия огнепоклонников была очень распространена в древности, Солнце, дарующее жизнь всему на земле, выступало главным божеством. И когда люди встречали естественные выходы горючего газа — а впечатление это такое, как будто горит земля, сама по себе — они само собой видели в этом чудо и проявление солнечного (божественного) вмешательства. На таких местах возводились храмы. Их кстати, сохранившихся, совсем немного в мире, насколько я знаю. Один в Иране, да один в Индии, да один в Азербайджане — вот вроде бы и все.

Характерно, наш таксист и экскурсовод, который родился и значительную часть жизни прожил в Баку узнал об этом храме… от немецких туристов. Рассказывает, что в начале 90-х, когда в стране появились первые иностранцы, его попросили съездить к этому храму. Найти дорогу оказалось трудно, т.к. даже никто из таксистов(!) ничего не слышал об этой достопримечательности. И первые годы туда ездили как раз таки только иностранцы, интерес у россиян и азербайджанцев появился только в последние годы, видимо информация наконец-то попала в путеводители.

Храм Огнепоклонников.

Изначально комплекс был построен на месте естественных выходов газа. Но когда в Баку стали добывать нефть, подземные пласты сместились и газ ушел. Поэтому сейчас он подается искусственно, по трубам.

Внутри очень реалистичный музей.

Последнее фото символично. Богатый купец оплачивает отшельнику молитвы. Теперь тот будет истязать себя в пользу купца, т.е. вместо купца искуплять грехи. Желание въехать в рай на чужом горбу было неистребимо всегда 🙂

Вас не затруднит поставить «спасибку» в своей соц. сети? Заранее благодарю, я был в вас уверен 🙂

Назад << Часть 7. Баку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *