Свенский монастырь

Свенский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Свенский монастырь

Свенский монастырь — один из старейших в России памятников церковной архитектуры. К его строительству приложили руку несколько правителей Руси: Иван Грозный, Петр Первый, Елизавета Петровна. Обитель пережила немало исторических событий, но сохранила величие, хотя часть построек утрачены безвозвратно. Считается, что основал ее в 1288 г. князь Роман Михайлович на месте явления чудотворной иконы Богоматери, которая помогла ему улучшить зрение. Икону по приказу князя везли из Киево-Печерского монастыря, но из лодки она исчезла, появившись на берегу, где ее и нашел князь. Это была река Свинь, по имени которой монастырь до 17 века носил не очень благозвучное название: Свинский.

Возможно, выбор места имел практическое значение: крепость в месте слияния Десны и Свини играла важную оборонительную роль.

Немного истории

В 16-17 веках обитель регулярно подвергалась набегам разорявших ее литовцев, крымских татар, после чего постройки восстанавливали уже в новом виде. В конце 17 столетия монастырь приписали к Киево-Печерской лавре, переименовав его в Ново-Печерский. Вновь началось строительство: появились Сретенская надвратная церковь и Успенский собор. В 1786 г. обитель стала самостоятельной, но уже под названием Свенской — для этого пришлось переименовать и реку в Свень.

После революции монастырь закрыли, а его главную икону отвезли в Третьяковскую галерею, где она находится и сейчас. В 1930 г. снесли основную часть построек. Оставшиеся здания вернули церкви в 1992 г., тогда же монастырь стал действующим. В настоящее время продолжаются восстановительные работы.

Что посмотреть

Стены в форме неправильного восьмиугольника, окружающие монастырь, сохранились сравнительно хорошо — разрушена только их третья часть. Сооружались они в 1764 г., чтобы защищать обитель от врагов, но не вызвали никакой агрессии у советской взрывной бригады, уничтожавшей храмы. Из 6 башен стены сохранились 3, но утраченные башни и часть стены уже восстановлены.

Самая старая церковь обители — Сретенская надвратная, построенная во второй половине 17 века, находится сразу же при входе — довольно большая, розового цвета, с тремя аккуратными башенками. Напротив — храм Антония и Феодосия, возведенный по приказу Ивана Грозного в 16 веке, разрушенный практически полностью, но воссозданный в 2011 г. Выглядит основательно и даже сурово: бесстолпный и однокупольный, практически без декора. Отреставрирована Преображенская церковь 1742 г. — пятиярусная башня над вторыми, ярморочными воротами. Она небольшая, белого цвета, нижние ярусы квадратные, а верхние — круглые. Сохранились некоторые хозяйственные постройки: настоятельский дом, кельи. Многие здания, включая братский корпус, появились только несколько лет назад.

Успенский собор, самый масштабный и значимый из всего комплекса, расположенный в его центре, не пережил советские годы. Сейчас ведутся работы по его реконструкции: возведены стены, но они еще не отштукатурены, нет внутренней отделки. Зато уже изготовлен иконостас, который со временем будет установлен в соборе. Не уцелели колокольня и Домик Петра Первого, где он жил, посещая обитель.

Практическая информация

Адрес: Брянская область, с. Супонево. Координаты GPS: 53.205527; 34.327457. Веб-сайт.

В Супонево из Брянска ходят маршрутное такси № 36 и автобус № 7. На машине нужно ехать в сторону трассы М13, дорога занимает 20-30 минут.

Свенский Успенский монастырь до разрушения.

Свенский Успенский монастырь расположен на высоком и крутом правом берегу Десны у впадения в нее р. Свень. Основан в 1288 г. черниговским князем Романом Михаиловичем. Красочное сказание, сохранившееся в ряде списков 16-17 вв. и достаточно характерное для подобной монастырской литературы, образно повествует об основании этой обители. Согласно сказанию, великий князь Роман Михайлович неожиданно потерял зрение и для исцеления решил обратиться за помощью к известной чудотворной иконе Богоматери Печерской. Он направил в Киево-Печерский монастырь своих послов, чтобы они доставили образ в Брянск. После долгих уговоров киевские монахи отпустили икону в сопровождении своего священника к князю; в обратный путь отправились по воде. Однако достигнув в своем плавании по Десне устья речки Свени, ладья неожиданно остановилась и гребцы не могли сдвинуть ее с места. Пришлось пристать к берегу и заночевать. Утром следующего дня обнаружилось, что икона исчезла. После долгих поисков ее нашли на противоположном берегу на одном из деревьев. Снять икону не осмелились, а поехали к князю и рассказали об этом чуде. Князь в сопровождении приближенных, священников и многих жителей Брянска прибыл на указанное место. Ступив на берег, он обратился к иконе с молитвой, пообещав в случае прозрения основать на этом месте монастырь. В тот же миг он увидел перед собой дорожку, по которой прошел прямо к дереву. Подойдя к нему, князь еще раз обратился с молитвенной просьбой, и чудо свершилось — он окончательно прозрел. Затем «нача самъ князь великий Романъ Михайловичъ своими рукама на храмъ Божий Пречистой бревна рубити и всемъ людемъ повеле такоже. И совершивъ храмъ вскоре во имя… Успения… И огради монастырь…»

Первоначально монастырь имел лишь небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. В сер. 16 в. на основе богатых вкладов Ивана Грозного здесь развернулось широкое каменное строительство. В 1566 г. артелью мастеров во главе с тверским зодчим Гавриилом Дмитриевичем Маковым заложен Успенский собор. Однако здание в следующем году частично обрушилось; его закончили позднее, в 1578 г. Это был большой крестово-купольный, четырехстолпный и пятиглавый храм с тесовой кровлей и деревянными папертями у трех входов. Тогда же рядом с собором возвели столпообразную колокольню, а несколько позже — теплую церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой.

Находившийся на окраине Русского государства монастырь в 16-17 вв. не раз подвергался разорениям: в 1583 г. его сожгли литовцы, в 1607 г. разграбили отряды Лжедмитрия II, в 1664 г. опустошили крымские татары. Несмотря на это, к нач. 18 в. монастырь становится одним из крупнейших на юго-западе России. В 1682 г. грамотой царя Федора Алексеевича он передан в ведение Киево-Печерской лавры (оставался в ее подчинении до 1786 г.). К этому времени здесь появился ряд каменных построек, сооруженных в основном в кон. 17 — нач. 18 в. В 1677 г. обрушилась обветшавшая церковь Антония и Феодосия, которая была восстановлена до 1681 г. В 1679-90 гг. возведены северные ворота с надвратной церковью Сретения (опись 1681 г. называет ее уже существующей, а в рукописных материалах содержатся сведения о ее строительстве в 1690 г. по повелению Петра I). В кон. 17 в. сооружен новый, шатровый верх у колокольни, а в 1708 г. — небольшой домик, в котором, по преданию, останавливался Петр I во время приездов в Брянск. В 1712-15 гг. Успенский собор был капитально отремантирован.

Новый период каменного строительства в монастыре приходится на 2-ю треть 18 в., в результате складывается законченный ансамбль, частично сохранившийся до наших дней. В течение 1735-64 гг. возводят стены ограды с башнями на углах, а в 1749-58 гг. на средства брянских купцов — Ярмарочные, западные ворота с церковью Спаса Преображения над ними, заменившей прежний храм кон. 17 в. Путешествуя по Украине, Елизавета Петровна в 1744 г. посетила монастырь и пожертвовала 6 тыс. рублей золотом на постройку нового, обширного собора. В сер. 18 в. сооружено здание братских келий. К этому же столетию относятся каменные монастырские погреба, устройство которых продолжено в 19 в.

Последующее строительство в монастыре приходится в основном на 2-ю пол. 19 в., когда здесь сооружаются преимущественно хозяйственные и служебные постройки, как каменные, так и деревянные. Таковы казначейский и настоятельский корпуса (1881), новое здание братских келий, а также другие здания аналогичного назначения, не внесшие каких-либо существенных изменений в облик сформировавшегося комплекса .

Таким монастырский ансамбль оставался до 1930 г., когда были варварски взорваны его главные постройки: Успенский собор, церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой, колокольня и домик Петра I, а также часть стен и башен ограды. С 1978 г. ведутся значительные реставрационные работы по восстановлению монастырских зданий. К настоящему времени реставрированы надвратные церкви Сретения и Спаса Преображения с воротами, восстановлена монастырская ограда с башнями, отремонтированы братские кельи и настоятельский корпус, проведена консервация остатков церкви Антония и Феодосия.

В 1992 году Брянский Свенский Успенский монастырь передан Брянско-Севской епархии. В настоящее время это действующий мужской монастырь.

Замечательный памятник архитектуры Брянщины 17-18 вв., древнейший монастырский комплекс области отличается своеобразным планировочно-пространственным решением и включет ряд интереснейших построек. Здания эпохи Ивана Грозного хорошо сочетались здесь с сооружениями «нарышкинского» и украинского барокко, а также с барокко елизаветинских времен.

Складывавшийся в течение длительного времени архитектурный ансамбль основан на типичном для древнерусских монастырских комплексов принципе свободного и живописного расположения зданий. Его территория образует в плане неправильный восьмиугольник, окруженный по периметру невысокими стенами с восьмиграными башнями на углах. Главным входом являются Святые ворота в северной стене, которая отступает здесь в глубь территории, фланкированная на углах башнями. Входом с западной стороны служат Ярмарочные ворота, перед которыми устраивалась ярмарка. Композиционное значение ворот подчеркивают возвышающиеся над ними надвратные ярусные храмы Сретения и Спаса Преображения в стиле «нарышкинского» и украинского барокко, играющие важную роль в силуэте анамбля. Доминантой композиции являлся выполненный в стиле барокко Успенский собор, крупный пятиглавый объем которого, поставленный почти в центре монастыря, безраздельно господствовал в общей панораме комплекса. Вокруг собора группировались остальные здания, подчиненные двум идущим от ворот композиционным осям — продольной и поперечной. Против северных ворот и одновременно на поперечной, общей с собором оси находилась церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой — древнейший из сохранявшихся до кон. 1920-х гг. памятников ансамбля. За ней, ближе к собору, возле его юговосточного угла, располагалась шатровая колокольня — важная вертикаль в силуэте монастыря. Остальные невысокие здания (кельи, хозяйственные постройки и др.) размещались преимущественно в южной и северо-западной частях территории, между воротами, как бы образуя нейтральный фон для основных сооружений ансамбля.

Значение монастыря во многом определялось знаменитой Свенской ярмаркой, известной с 1-й пол. 17 в. Десятидневный торг с 15 августа (с 1749 г. — с 1 сентября) ежегодно проводился у западной монастырской стены. Местные жители продавали хлеб, мед, поташ, воск, деревянную посуду, железные изделия. С Макарьевской ярмарки сюда поступали волжская рыба и сибирская пушнина. Количество лавок и торговых мест доходило до 700. Существовали кружевные, холщовые, крашенинные, москательные, серебряные торговые ряды. В «греческом» ряду лавки занимали приезжие греки, украинцы, литовцы, поляки, молдаване, сербы. У западных ворот торговали богослужебными книгами, напечатанными в Киеве. В 18 в. на ярмарке были скотопригонный и конный дворы, трактиры, харчевни, бани. Взвешивание товаров производилось, видимо, на монастырских весах. Привозимые на ярмарку спиртные напитки (водка и виноградные вина) хранились в обширных погребах, остатки которых имеются на территории монастыря. В 19 в. основным товаром на ярмарке были пенька, пряжа и конопляное масло. Здесь закупалось до трети всей пеньки, вывозимой из России за границу. С 1830-х гг. сумма торговых сделок составляла ок. 2 млн. рублей, в 1860-х гг. — до 3 млн. рублей Ярмарка перестала функционировать в годы первой мировой войны.

Собор Успенский. Возведенное в 1749-58 гг. из кирпича и оштукатуренное здание представляло собой оригинальный памятник русского культового зодчества в стиле барокко, одно из значительных произведений И.Ф. Мичурина Это был пятиглавый четырехстолпный центрический храм без апсид, крестообразный в плане, с обособленными помещениями между рукавами креста, как у украинских церквей. Двухъярусная постройка имела ризалиты в центре фасадов на торцах креста и сильно вытянутые цилиндрические барабаны с луковичными главами. Симметрию общего построения нарушал главный вход в центре западного фасада, размещенный в закругленном выступе с колонным портиком. Нарядный декор здания включал рустовку нижней части стен и три плоских портика в верхней части каждого из фасадов с парными пилястрами по краям и треугольными фронтонами. Арочные окна украшали изящные наличники с треугольными и лучковыми завершениями.

В собор вели три портала с железными коваными двустворчатыми дверьми, пожертвованными в первоначальный храм князем И.Ф. Мстиславским еще в1565 г. Они были богато декорированы ажурными накладками из просечного железа со стилизованными изображениями птиц и растительными узорами. Эти великолепные двери, две створки из которых сохранились полностью (одна из них — фрагментарно), находятся в московском музее-заповеднике «Коломенское», другая — в Брянском литературном музее.

Эффектность интерьеру придавал огромный величественный иконостас «малороссийской работы» в стиле пышного украинского барокко, частично перенесенный из прежнего соборного храма нач. 17 в. и дополненный резчиками из Стародуба и Остра, часть икон выполнил крепостной художник Киево-Печерской лавры Кирилл Холодов, содержавшийся за его «бунтовство» в цепях. Иконостас был одним из самых больших в России и его называли «восьмым чудом света».

Церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной. Наиболее древний из сохранившихся монастырских памятников. Представлял собой характерную для 16 в. монастырскую постройку — небольшой бесстолпный и одноглавый храм на подклете с примыкающей к нему обширной одностолпной трапезной палатой.

Асимметричная композиция храма традиционна для сооружений подобного типа.

Церковь Сретения. Оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным построением, стилистически соединивший в своей архитектуре традиции «нарышкинского» и украинского барокко. Реставрирован в 1980-88 гг. (архит. А.Г. Азаров и Н.А. Максименко).

Необычен нижний ярус здания — Святые ворота с несколько повышенной центральной частью и тремя арками ворот, из которых две широкие, проездные фланкируют узкую, проходную.

Церковь Спаса Преображения. Своеобразный надвратный ярусный храм типа восьмерик на четверике, выполненный в стиле нарядного украинского барокко. Сооружен в 1749-58 гг. из кирпича на бутовом фундаменте, в декоре применены резной белый камень и лепнина, стены снаружи и внутри побелены. Реставрирован в 1978-88 гг. (архит. Л.П. Бестужева).

Колокольня. Характерный образец подобных столпообразных построек 16 в., после перестройки получившая типичную для 17 в. шатровую форму. Возведена из кирпича и снаружи побелена. К настоящему времени сохранились лишь фундаменты здания.

Ограда. Типичный образец монастырской ограды сер. 18 в., следующий традициям военно-оборонительного строительства древней Руси. Стены и башни возведены из кирпича, на бутовых фундаментах и побелены. Общая длина 777 м, высота 5,5-7 м. Реставрированы в 1976-87 гг. (архит. Л.П. Бестужева и А.Г. Азаров).

В Брянске со 2 сентября закрылся Свенский Успенский монастырь. Возможно, это связано с коронавирусом.

Сообщение о карантине в обители появилось на сайте монастыря. В нем говорится, что в «связи с эпидемиологической обстановкой в Свенском монастыре и недопустимости распространения инфекции COVID-19, со 2 сентября до окончания санэпидемиологических мер 16 сентября, монастырь будет закрыт для посещения».

В обители просят «удаленных» молитв прихожан и всех верующих. В самом же монастыре богослужения совершаться не будут — информация об этом выделена в сообщении особливо, восклицательным знаком.

Примечательно, что поминовения (записки на помин душ) священнослужители готовы и дальше принимать — в современном формате, то есть «удаленно на сайте по ссылке «Пожертвования»!». Коронавирус коронавирусом, а души оставаться без внимания не должны.

На сайте Брянской епархии поясняется, что обитель закрыта по решению Роспотребнадзора. Другую информацию представители пресс-службы церковного ведомства предоставить СМИ отказались.

Пресс-секретарь Брянской епархии Отец Михаил Макухин на вопрос журналиста, что случилось в Свенском монастыре ответил, что не располагает данными.

Возможно, сайт обители наполняет информацией кто-то другой.

Свенский Успенский мужской монастырь — это один из старейших монастырей России, который по сей день остается действующим. Обитель расположена в поселке Супонево Брянской области, недалеко от того места, где впадала в Десну речка Свени. Сегодня этой речки не найти ни на картах, ни на местности, как ни стараются энтузиасты. Зато с территории открываются потрясающие виды на Десну.

Люди приезжают, чтобы участвовать в богослужениях, молиться, окунаться в купель, осматривать величественные сооружения в стиле русского барокко и совершать умиротворяющие прогулки по яблоневому саду и бескрайним лугам.

В монастыре действуют строгие правила, если вы хотите приехать, уважайте требования братьев: женщины только в юбках и платках, мужчины в брюках (шорты непозволительны) и с непокрытой головой. Фотографировать здесь запрещено, это касается не только пространства храмов, но и дворовой территории. Также будьте внимательны, здесь есть зоны, куда доступ разрешен только послушникам и монахам.

Вид на территорию монастыря с высоты, © edv-sol

Расписание богослужений

Каждый день без исключений в соборе монастыря проводятся службы, которые могут посетить все желающие. Утренняя начинается в 8:00, вечерняя — в 17:00.

История Свенского монастыря

Как и у многих древних строений, у Свенской обители есть своя легенда. Гласит она, что в 1288 г. князь Дебрянский и Черниговский по имени Роман Михайлович (Роман Брянский) стал терять зрение. Испугавшись слепоты, князь отправил монахов в Киево-Печерскую лавру и поручил им привезти оттуда исцеляющую икону Пресвятой Девы Марии. Она изображена с младенцем Иисусом на коленях, по две стороны от Богоматери стоят Печерские чудотворцы: Антоний и Феодосий.

Уже на обратном пути ладья с монахами вдруг стала посреди реки, и гребцы не смогли сдвинуть ее. Путники остановились на берегу ночевать, а утром обнаружили, что пропала чудодейственная икона, которую они везли князю. Стали искать, обошли весь берег и обнаружили реликвию на ветвях дуба, что стоял на возвышенности меловой горы. Это было чудо.

О происшествии сообщили князю. Тогда он вместе с семьей и священнослужителями приехал на место явления иконы, стал молиться там об исцелении и мгновенно прозрел. В благодарность правитель пообещал Божьей Матери отдать все земли, которые только видит вокруг. Тут же он сам и все его спутники стали заготавливать лес, чтобы возвести храм на месте сотворения чуда.

Здесь поселились 70 монахов, которые оградили территорию частоколом и основали монастырь. Свенская обитель быстро стала культурным и духовным центром региона. Его развитие и укрепление поощряли и московские правители. При царе Иване Грозном вместо деревянных храмов стали строить каменные.

В XVI в. на территорию обители совершали разрушительные набеги то крымские татары, то войска поляков. В документах сохранились свидетельства, что игумен и братья претерпевали страшный голод, но до последних сил продолжали защищать святыню и даже возглавили патриотическое движение горожан. В 1583 г. монастырь потерял часть библиотеки, иконы и деревянные постройки — все было сожжено. Но чудотворную икону братья спасли, прячась с нею в брянских лесах. В 1664 г. обитель пережила нападение татар, была полностью разорена.

Главный вход, © Ананьев Александр

В 1678 г. появилась трехкупольная надвратная церковь. Но в целом положение монастыря оставалось бедственным. В это время представители Киево-Печерской лавры просили у московских правителей убежища. Чтобы как-то исправить ситуацию царь Федор Алексеевич в 1681 г. передал Свенскую обитель Киево-Печерской лавре, а киевскому иеромонаху Иоанну Максимовичу приказали заняться хозяйственными вопросами.

В начале XX в. здесь постоянно жили 100 братьев, которые занимались земледелием (80 десятин земли) и ухаживали за фруктовым садом. С приходом советской власти все изменилось: чудотворная икона Свенской Богоматери была изъята и передана в Третьяковскую галерею, а сама обитель — в ведение губернского музея в 1926 г. Но самое страшное произошло в 1930 г., когда по приказу НКВД Успенский собор был взорван, разрушено монастырское кладбище, повреждены колокольня и храм Антония и Феодосия Печерских. И даже домик Петра I (царь останавливался здесь во время путешествия) разобрали на кирпичи.

В течение 40 лет святое место находилось в запустении. В 70-х годах сотрудники краеведческого музея взялись за восстановление территории, а потом открыли ее для посещения в 1988 г. И только в 1992 г. Свенская обитель была снова возвращена в ведение Православной Церкви. До сих пор здесь продолжаются работы по восстановлению и благоустройству.

Храм преподобных Антония и Феодосия Печерских, © Златогорский Владимир

Территория

Территория монастыря окружена каменной стеной с бойницами и шестью башнями. Эту стену длиной 800 м возвели еще в XVIII в. Высота ограждения варьируется от 5,5 до 8 м на разных участках.

Над главными воротами (называются они «Святые врата») возвышается старый храм Сретения Господня с позолоченными куполами. Именно здесь велись службы до восстановления нового Собора. Если посмотреть вправо, то вы увидите возвышающуюся над западной стеной Спассо-Преображенскую церковь.

Войти во двор монастыря можно через калитку. По правую руку возвышается недавно отстроенный Успенский Собор, прямо перед вами — Храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Во дворе есть скамейки и информационные стенды, которые познакомят вас с историей Свенского монастыря. Здесь представлены старые фото территории и храмовых сооружений, а также план-схема. Работает трапезная и церковная лавка, за стенами есть гостиница с кафе.

Вокруг обители очень красивые места, располагающие к пешим прогулкам: рядом раскинулся яблоневый сад, за которым ухаживают братья, если спуститься к реке — Андреевские луга (место проведения Свенской ярмарки). Если обойти монастырь вокруг, то найдете смотровую площадку с видом на извилистую Десну, долину и брянские леса. Это очень популярное место для фотосессий, сюда приезжают молодожены. Гуляя вокруг монастыря, вы найдете древний дуб, защищенный металлическим забором. Бытует мнение, что это именно то дерево, в ветвях которого нашли чудодейственную икону.

© vitya032

Успенский собор

Первый храм в честь Успения Богородицы на этой земле был деревянным, его построили еще в XIII в. Позже царь Иван Грозный делал огромные вклады в развитие обители. Это дало возможность в XVI в. возвести каменный Собор, в который поместили исцеляющую икону Свенской Божьей Матери. Строил храм тверской зодчий Гавриил Маков. Здание было трехапсидным, с трех сторон его окружали галереи — паперти. Одновременно появилась и колокольня, колокола для которой (весом 40 и 200 пудов) тоже подарил обители царь.

В результате войн и вражеских набегов, а также по причине не очень удачного расположения на косогоре, Успенский собор был почти полностью разрушен. В середине XVIII в. императрица Елизавета Петровна, путешествуя по стране, застала Свенский монастырь в плачевном состоянии и пожаловала на строительство нового храма большую сумму. Братья выбрали безопасное ровное место и заложили первый камень Нового Успенского Собора в 1749 г. Проект и расчеты делал архитектор Н. А. Мичурин, а строительством, которое длилось долгих 9 лет, руководил Иоганн Битнер. Собор получился огромный пятиглавый, в нем установили семиярусный иконостас XVII в. Внутреннюю роспись выполнил крепостной художник Кирилл Холодов, которого доставили сюда из Киева. В XIX в. собор обветшал, а с приходом советской власти и вовсе был разрушен. Заново отстраивать его начали в 2011 г.

Купальня, © Анатолий Таранцов

Храм Чудотворцев Антония и Феодосия

При царе Иване Грозном был возведен и храм в честь Чудотворцев Антония и Феодосия. Возводила церковь артель Гавриила Дмитриева, но работы были выполнены некачественно, поэтому, не простояв и века, строение разрушилось. В своих летописях монахи отмечали, что ни одна икона и алтарь не пострадали вовсе.

Церковь восстановили, но вопреки традиции ориентировали алтарную часть не на восток, а на юг. Форма одноглавого храма соответствует канонам московско-суздальского зодчества. Особое внимание на себя обращает изящно декорированный барабан купола и наличники окон второго этажа. К зданию пристроили трапезную, богатых украшений не делали, только расписали внутри сюжетами чудес Иконы Божьей Матери. До XIX в. храм выполнял роль трапезной для братьев, а когда для приема пищи построили отдельное помещение, Храм Чудотворцев стал теплым храмом. С приходом советской власти церковь тоже разрушили, но не полностью. Позднее она стала объектом изучения для историков архитекторы. Восстановили сооружение в 2012 г.

Пейзаж с территории монастыря, © deddimysh

Надвратный храм Сретения Господня

В монастырских записях значится, что надвратная церковь возведена именно в том месте, где князь Роман Михайлович благодаря молитве получил чудесное исцеление. Возвели каменный храм в конце XVII в. Строение ярусное двухэтажное, сама церковь заняла второй этаж, а первый — это проход и проезд на территорию обители. Архитектурный стиль историки определяют как русско-украинское барокко. Все дело в том, что так и не удалось установить, на территории какого государства он впервые появился. В начале XIX в. здание перенесло сильный пожар, который повредил главы и крышу. В конце века уже отреставрированный храм расписали, пристроили помещение для привратников.

Спассо-Преображенская церковь

Это очень интересный образец зодчества эпохи перехода от барокко к классицизму: храм в виде пятиярусной башни над западными воротами монастыря. Эти ворота еще называют Ярмарочными. Построена она была на деньги купцов в середине XVIII в., работы велись 8 лет. Первый этаж выполнен в виде галереи, украшенной арками. На второй ярус храма можно подняться по каменной лестнице. Иконостас строили мастеровые из Москвы, он был позолоченный и расписной. В середине XIX в. место проведения ярмарки перенесли в Брянск, а западные ворота заложили.

Свенский мужской монастырь на Google-панораме

Святой источник

Слева от стен монастыря можно спуститься к источнику, однако здесь металлическая лестница довольно крутая, хотя и оборудована перилами. Впрочем, прихожане часто предпочитают именно этот путь. Чтобы подъехать ближе к купели на автомобиле, нужно повернуть налево перед главными воротами и двигаться по асфальтированной аллее. Из источника можно пить, можно набрать водички с собой. Над источником в 2006 г. выстроена кирпичная купель-часовня. Все желающие могут совершить омовение.

Как добраться до Свенского монастыря

Добираться сюда из Брянска очень удобно: от центра города всего 11 км. Вы можете преодолеть их на машине, для которой найдется удобное парковочное место на площадке перед воротами обители.

Добраться можно и на автобусе:

  1. В 50 м находится остановка «Свенский монастырь» по улице Фрунзе. Сюда приезжает маршрутка № 45 каждые 15 минут. Следует рейс от Станции Снежетьской, проезжает мимо ж/д вокзала Брянск-2-Льговский.
  2. Остановка «Свенский монастырь» по улице Московской в 350 м. Сюда приходит автобус № 7, маршрутки № 36 и 177.

Заказать поездку можно и в одной из служб такси, например, «Городское такси», «Таксфон», «Максим».

Вид на Свенский монастырь с высоты (видео)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *