Аль марджани

Даже после покорения Казани в 1552 году Иваном IV Грозным татарский народ продолжил придерживаться своего привычного образа жизни и исповедовать свою традиционную религию — ислам. С конца XVI века началась политика насильственной христианизации татарского народа.

Особенно яростное наступление на ислам началось с образованием в первой половине XVIII века Новокрещенской конторы. Религиозные книги сжигались, мечети Татарской слободы сносились, на их месте строились православные храмы.

Политика насильственной христианизации и гонения на ислам продолжались вплоть до приезда в Казань в 1767 году Екатерины II. По сей день татарский народ ласково называет русскую императрицу «эби патша», что в переводе с татарского языка на русский означает «бабушка-царица». Провозгласив в Российской империи политику веротерпимости, бабушка-царица разрешила татарскому народу свободно исповедовать ислам и строить мечети для совместных молитв.

Мечеть Марджани — название

За свою историю мечеть аль-Марджани сменила несколько названий. Первоначально мечеть именовалась Первой приходской. Такое название за мечетью закрепилось потому, что построенная с разрешения Екатерины II, она стала первой каменной мечетью Казани после покорения города Иваном Грозным.

С конца XVIII века Первую приходскую мечеть стали называть по фамилии одной из богатейших купеческих семей Казани — Юнусовской. Промышленник и домовладелец Ибрай Юнусов внес самый большой денежный вклад в строительство здания. В дальнейшем долгие года семья Юнусовых содержала мечеть.

С конца XIX века мечеть носит имя татарского ученого и просветителя Шигабутдина Марджани, который почти 30 лет (с 1850 по 1889 год) был ее имам-хатибом (главой).

Архитектура и архитектурные особенности

Мечеть Марджани построена в 1767-1770 годах татарскими мастерами по проекту архитектора В.И. Кафтырева. Двухэтажное здание с Т-образным пристроем с северной стороны возведено в популярном в русской архитектуре XVIII века стиле барокко.

Главная архитектурная особенность – минарет, поднимающийся из крыши мечети. В условиях запрета исповедовать ислам татарский народ строил мечети как традиционный дом – с двухскатной крышей и разборным минаретом (в среднеазиатских и арабских странах минарет мечети или примыкает к ней, или строится отдельно).

С большим количеством лепных украшений в виде татарского орнамента как снаружи, так и изнутри, мечеть Марджани приковывает к себе внимание окружающих.

Интересные факты

  • Когда в XVIII веке дошло дело до строительства минарета мечети, казанские градоначальники написали Екатерине II: «Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко». На это русская императрица ответила: «Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения»;
  • В здании хранится артефакт эпохи Казанского ханства — надмогильный камень Мухаммад-гали бека;
  • В годы советской власти мечеть Марджани была единственной действующей мечетью Казани.

Особенно яростное наступление на ислам началось с образованием в первой половине XVIII века Новокрещенской конторы. Религиозные книги сжигались, мечети Татарской слободы сносились, на их месте строились православные храмы.

Политика насильственной христианизации и гонения на ислам продолжались вплоть до приезда в Казань в 1767 году Екатерины II. По сей день татарский народ ласково называет русскую императрицу «эби патша», что в переводе с татарского языка на русский означает «бабушка-царица». Провозгласив в Российской империи политику веротерпимости, бабушка-царица разрешила татарскому народу свободно исповедовать ислам и строить мечети для совместных молитв.

  • Когда в XVIII веке дошло дело до строительства минарета мечети, казанские градоначальники написали Екатерине II: «Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко». На это русская императрица ответила: «Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения»;
  • В здании хранится артефакт эпохи Казанского ханства — надмогильный камень Мухаммад-гали бека;
  • В годы советской власти мечеть Марджани была единственной действующей мечетью Казани.

Обоснование социальной значимости

В 2018 году исполняется 200 лет со дня рождения Шигабутдина Марджани — философа, историка, религиозного реформатора, просветителя, этнографа, археолога, востоковеда, педагога. Энциклопедичность его знаний можно сравнить с энциклопедизмом французских просветителей XVIII века Д.Дидро и Ж.-Ж. Руссо. С именем Ш.Марджани связано название одной из самых старых мечетей Казани, которая была действующей даже в советское время. Эта мечеть, носившая прежде названия Каменная, Юнусовская, была построена в 1767г. на берегу озера Кабан по распоряжению Екатерины Великой. В этой мечети Шигабутдин Марджани служил в 1867-1881гг. Рядом с мечетью и сейчас находятся его дом и медресе, в котором он внедрял в разум и душу учеников новое религиозное сознание, согласное с научным и реалистическим пониманием мира и мироустройства. Среди прочих исторических исследований Ш. Марджани оставил в своих записках и историю Казанских мечетей, в том числе и мечети, носящей ныне его имя. Имя Марджани было известным далеко за пределами Казани. Он изучал и русскую культуру, работал с учеными-востоковедами Казанского университета.
200-летний юбилей со дня рождения Шигабутдина Марджани в 2018 году — это событие республиканского масштаба. Имя Шигабутдина Марджани, как просветителя, религиозного реформатора, историка и философа, широко известно в татарском мире. Кроме его мечети и улицы, названной в его честь, в Казани на улице Зайни Султана сохранилось здание медресе, где он преподавал. На улице Каюма Насыри находится дом— построенный ученым лично для себя и в котором он жил до конца своей жизни. Институт истории АН РТ носит его имя. Кроме того, исполняется 250 лет со дня строительства Казанской Соборной мечети «Аль-Марджани», где долгое время Ш.Марджани служил имамом.
В связи с выше сказанным мы видим социальную значимость данного проекта в восполнении знаний об особенностях жизненного пути Ш.Марджани, его принципах, мечтах и желаниях, о его наследии, в повышении интереса к изучению его трудов, в пропаганде духовных ценностей и определении значимости богословской мысли татарского народа, которая будет включать в себя проведение ряд мероприятий.

Мечеть Аль-Марджани расположена в центре Казани, в Старо-татарской слободе, на пешеходной улице Каюма Насыри. Это памятник архитектуры федерального значения. С противоположной стороны находится озеро Кабан и Апанаевская мечеть. Вокруг была создана Первая махалля (квартал, община мусульман). И мечеть получила тогда еще одно название – Первая соборная. Мечеть Аль-Марджани – самая известнаятв столице Татарстана. Она не закрывалась даже в советское время. Это была единственная действующая мечеть в Казани.

История мечети. Первая каменная

Мечеть Марджани также называли Юнусовской мечетью.

В Первой махалле жили люди зажиточные, купцы, татарская интеллигенция. Поэтому мечеть иногда называли Эфенди (господская). Ее работу финансировали богатые татарские купцы-миллионщики Юнусовы, поэтому мечеть также называли Юнусовской.

Но самое часто употребляемое название – мечеть Марджани. Это название она получила в честь татарского богослова и просветителя Шигабутдина Марджани, долгое время служившего в ней имамом. Неподалеку, через дорогу, находится его дом. Он запомнилась свои современникам своей деятельностью. Он отстаивал право мусульман на творческую деятельность, на занятия наукой, что было большой редкостью в то время.

Можно сказать, что Шигабутдин Марджани опередил свое время. Дом его часто посещали не только образованные мусульмане, но и русские ученые-востоковеды, и заграничные ученые-путешественники, которые проезжали через город.

Интересные экскурсии для вас:

Казань. Приглашаю Вас познакомиться с древним и удивительным городом, где Восток встречается с… 2 4 по договорённостиСтаро-татарская слобода — истинная жемчужина города Казани. Эту часть города кто-то называет… 1 6 по договорённостиЛюбой город начинается с маленькой крепости! Погуляем по сердцу нашего города-Казанскому Кремлю…. 0 11 по договорённости

Аби-патша

Это была первая каменная мечеть, построенная после взятия Казани Иваном Грозным. До этого на протяжении двухсот лет разрешалось строить только деревянные мечети.

В 1767 году в Казань приехала императрица Екатерина Вторая. Императрица встретилась с делегацией казанских мусульман и дала разрешение на постройку двух каменных мечетей.

Татары называли ее «аби-патша» (бабушка-царица). По легенде, будто бы аби-патша сама указала место для мечетей, но, скорее всего, это преувеличение.

Первой была построена мечеть Аль-Марджани, и, сразу следом за ней, Апанаевская мечеть.

Архитектурный ансамбль

Архитектором стал Василий Кафтырев. Мечеть была построена в стиле провинциального барокко с булгарско-татарским резным каменным орнаментом.

Построена мечеть на пожертвования состоятельных мусульман, 62 человека собрали необходимые для строительства 5 тысяч рублей. По тем временам это были большие деньги.

В спешке строители неверно рассчитали направление на Мекку, поэтому кибла до сих пор имеет неточное направление. Сама мечеть двухэтажная, двухзальная, окрашенная в белый, а крыша – зеленая.

По пятницам или в праздник в мечеть приходит большое количество мусульман, все в здании не помещаются, и тогда люди читают праздничный намаз во дворе.

В эту мечеть туристам разрешается заходить только тогда, когда в ней нет службы. Если же муэдзин прокричал с минарета азан (призыв к молитве), то это означает, что мечеть для туристов закрыта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *