Подробная карта Грузии на русском языке, представленная в этой новости во множестве экземплярах, поможет вам выбрать именно ту, которая подойдёт под все ваши требования и запросы. Одни разновидности позволят вам найти все города, поселки и селения страны, а другие — уникальные достопримечательности или туристические курорты, в любом случае, здесь есть то, что вы ищите.
Содержание
Спутниковая карта
Карта Грузии со спутника в реальном времени, к сожалению, не существует, но мы предлагаем вариант, который засуживает максимального доверия во всём мире.
Представленный сервис от GoogleMaps позволяет увидеть высококачественную съёмку местности, сделанную из космоса. Белой линией очерчены территориальные границы, при приближении интерактивной карты хорошо видны все города и посёлки, улицы и номера домов.
Для наезда на ту или иную точку, можно:
- воспользоваться колёсиком мышки, наведя стрелку на карту и вращая им;
- кликать по 2 раза левой кнопкой мыши в нужном месте всякий раз, как хотите увеличить масштаб;
- воспользоваться кнопками «+» и «-» в правом нижнем углу картинки.
Для переключения в упрощённый режим со спутникового, нажмите на кнопку в левом нижнем углу изображения.
Туристическая карта курортов и достопримечательностей
На этих картах подробно отображены наиболее интересные места и достопримечательности Грузии, Южной Осетии и Абхазии, которые будет интересно посетить отдыхающим.
Каждый регион по-своему богат: вином, охотой, горами, мандаринами, морем или чем-то ещё. Ниже подробно представлено, на чём именно специализируется данный конкретный район и что там можно посмотреть.
Все изображения кликабельные. Чтобы увеличить картинку до максимального размера, кликните по ней левой кнопкой мыши и потом нажмите снизу на значок .
А здесь отображены основные грузинские курорты, полюбившиеся сотням тысяч туристов со всего света. Именно в эти курортные города и села стекается, на экскурсии и отдых, наибольшая часть путешественников.
Географическая карта с городами и поселками
Названия всех населённых пунктов приведены на русском языке, при желании, можно довольно подробно изучить даже небольшие сёла или скачать себе на компьютер и просматривать в привычном графическом редакторе в очень высоком разрешении.
Карта дорог Грузии
Автопутешественникам будет не лишне заранее ознакомиться с автомобильной картой, чтобы представлять куда можно ехать. Не забывайте, что тут нарисована дорога одинаково для джипа и легковушки, но это совсем не значит, что вторая сможет там проехать без последствий.
Красным цветом выделены хорошие скоростные дороги, по которым спокойно проедет любое транспортное средство, жёлтые дороги, в большинстве своём, тоже хорошие, но уровнем пониже.
Грузинское побережье Чёрного моря
Вдоль побережья раскинулось множество больших и не очень туристических посёлков, которые в летний период наполняются толпами туристов. Если вы нашли достойное жильё в населённом пункте с незнакомым названием, то рекомендуется глянуть эту карту на русском языке, и вы сразу сможете сориентироваться где, что находится.
Путешествуя по стране на машине, не стоит забывать, что на пути будут встречаться серпантины и горные перевалы, а на них заправок нет, поэтому всегда заправляйте полный бак, а местоположение всех заправок, расположенных вдоль черноморского побережья Грузии, отмечено на рисунке ниже.
Страница 7 из 7
Не менее популярным у туристов лайнером стал грузопассажирский пароход «Адмирал Нахимов». Судно, у которого действительно судьба сложидась трагически. Сначало — это пароход с именем «Берлин», который был спущен на воду в Германии 24 марта 1925 года. Судно имело полную вместимость немного более 17000 брт.
Лайнер брал на борт 220 пассажиров 1-го класса, 284 — 2-го класса и 620 — 3-го класса, — всего — 1124 пассажира. Численность экипажа достигала 326 человек.
26 сентября 1925 г. судно вышло в свой первый рейс из Бремерхафена (Бремен) в Нью-Йорк. По комфорту «Берлин» мог конкурировать с превосходными английскими атлантическими лайнерами, хотя его 12 тыс. л.с. и ход 16 узлов никак не могли претендовать на «Голубую ленту Атлантики». Судно ежегодно делало по 12 рейсов. С лета 1938 года пароход перешел на круизные рейсы. Летом в 1939 году лайнер был снят с рейса для участия в перевозках войск. Но 17 июля 1939 года на судне взорвался паровой котел. Погибло 17 человек во главе со старшим механиком. Пароход был отбуксирован для ремонта в Гамбург и там переоборудован в госпитальное судно. Затем лайнер перешел в Данциг, а потом базировался в норвежском фиорде в порту Киркенес. На его борт в целях маскировки нанесли широкую зеленую полосу, а на трубы — красные кресты. При переходе через льды 13 января 1945 года «Берлин» затонул в семи милях от Свинемюнде на глубине 13 метров после двух или три взрывов. Судно легло на ровный киль, а над водой остались только главная палуба и надстройки. Причиной затопления «Берлина» считают попадание в него двух торпед (по одной из версий — из английской субмарины или торпедоносца) и подрыв на донной мине. По другой версии — госпитальное судно было потоплено советскими торпедными катерами, и этот факт пришлось скрывать.
По завершении войны к подъему лайнера приступили советские водолазы 77-го отряда АСС КБФ. 31 декабря 1946 года на «Берлине» взорвался фугас, заложенный немецкими саперами во время отступления. Судно опять затонуло, и пришлось спасать водолаза, который очутился под ним. Второй раз пароход был поднят 17 сентября 1947 года и поставлен на отстой. Осенью 1948 года пароход с именем на борту «Адмирал Нахимов» перевели в док Кронштадтского морского завода для восстановления корпуса. Потом пароход отбуксировали на судоверфь Варнимюнде (ГДР) для капитального ремонта и переоборудования в пассажирское судно. Приемо-сдаточные испытания начались весной в 1957 году и длились два месяца.
Наконец «Адмирал Нахимов» прибыл на Черное море и начал работать на круизах. Летом же судно становилось на пассажирские перевозки в основном по Крымско-Кавказской линии. Судну пришлось брать участие и в знаменитом Карибском кризисе. 16 июля 1962 года лайнер, на борту которого находилось более 2000 солдат, вышел из Севастополя к Кубе. Назад «Адмирал Нахимов» привез около 600 кубинцев для учебы в СССР, а затем сделал еще несколько аналогичных «круизов». С сентября 1963 года лайнер вернулся на привычные черноморские рейсы.
Несколько раз, в конце 1960-х, в 1970-х годах «Адмирал Нахимов» совершал рейсы с паломниками в Саудовскую Аравию, совершал рейсы с молодёжью — участниками Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В 1978 году «Нахимов» доставил кубинских солдат в Эфиопию. При необходимости к 1140 каютным кроватям и диванам прибавляли двухъярусные топчаны и общую вместимость судна доводили до 3000 человек.
Биография лайнера «Адмирал Нахимов», под командованием капитана В.Г. Маркова, прервалась просто банально нескладно, в фатальную ночь 31 августа 1986 года. В 22 часа судно отошло от причала № 34 порта Новороссийск для прохождения в Сочи. На борту находились 1234 человека (884 пассажира, 346 членов экипажа и 4 члена семей экипажа). Пароход столкнулся в 23 часа 12 минут с балкером «Петр Васев» на расстоянии 2,2 мили от мыса Дооб. Балкер «Петр Васев», капитан В.И. Ткаченко, (дедвейт — 32 442 т, длина корпуса — 183,5 м, ширина -15,05 м, осадка — 10,75 м, скорость хода — 14,5 вуз., экипаж — 32 чел.) шел в Новороссийск из Канады, имея на борту 28 638 т ячменя. Столкновение состоялось почти под прямым углом. «Петр Васев» врезался носовой частью в середину правого борта » Адмирала Нахимова». Через 7 — 8 минут пассажирский лайнер затонул с креном свыше 60˚ на правый борт в Цемесской бухте в точке с координатами: 44.35 Сев.Ш. и 37.52. В.Д., на глубине 47 метров. В результате трагедии достоверно установлена гибель 425 человек: 359 пассажиров (в т.ч. 17 детей), 53 члена штатного экипажа, 6 курсантов, руководитель практики, 2 члена се-мьи судового электрика, киномеханик и киоскер. При водолазных работах на затонувшем лайнере погибли 2 водолаза.
Четвёртым теплоходом, который, как трофей достался СССР по репарациям Германии была «Абхазия» Судно строилось на Штеттинской судоверфи и было спущено на воду в 1939 году под именем «Мариенбург», но ввести лайнер к началу второй мировой войны не удалось, и он простоял всю войну в акватории верфи. Корпус «Мариенбурга» был захвачен в 1945 году советскими войсками и в начале 50-х годов достроен в Висмаре (ГДР). В 1956 году уже новый лайнер с названием «Ленсовет» перешел на Черное море. Судно имело валовую вместимость — 6807 брт. Длина корпуса — 131,63 м, ширина — 18,18 м, осадка — 5,49 м. Две паровых турбины марки «Gorlitzer» работали на два электромотора и обеспечивали скорость полного хода 17 узлов. Пассажировместимость судна составляла 549 человек.
В 1962 года «Ленсовет» был переименован в «Абхазию», и этот лайнер безаварийно прослужил около тридцати лет, совершив сотни рейсов по Черному морю. В 1980 году судно во время очередного ремонта прошло переоборудование и попутно стало выполнять роль плавучего штаба ГО Черноморского пароходства. Лишь в конце его службы едва не состоялась трагедия: при выходе из Южной бухты Севастополя теплоход «Абхазия» врезался в носовую часть правого борта танкера «Акташ», который выходил по фарватеру Северной бухты с грузом бензина. Чудом не состоялся взрыв, и портовые буксиры оттянули поврежденный лайнер к причалу, где рабочие севастопольского Морского завода немедленно залатали пробоину в носовой части левого борта «Абхазии». В 1987 году списанную на слом «Абхазию» продали для разборки за границу.
На этом страница «ТОГО» белоснежного флота заканчивается. Страна справилась с послевоенным бедствием, и уже в начале 60-х начали входить в строй современные суда. За 20 – 25 лет ЧМП пополнилось десятками новых «Комет», «Молдавий» и «Грузий».
Пассажирский флот стал ядром и украшением крупнейшего в мире Черноморского морского пароходства. Наши самые современные лайнеры бороздили все океаны, ходили с иностранными туристами в круизы по всем материкам. Не была забыта знаменитая Крымско-Кавказская линия, по которой прошли, наверное, миллионы наших людей.
А дальше пришла Независимость Украины. Незалежнисть… Советский Союз распался, изчез с географических карт мира…. И со всем нашим «независимым флотом» случилось примерно то же, что и с «Адмиралом Нахимовым»… Флота в Одессе просто не стало …
И теперь нам остается только надеяться и верить, что когда-нибудь уже не мы, а хотя бы наши внуки, вновь увидят белые лайнеры в наших портах и под нашими государственными флагами.
Подготовлено по материалам ресурса http://odessa-history.livejournal.com/127210.html
Стоит также отметить про организацию речных круизов по реке Дунай на теплоходе. Такой круиз даст вам возможность с комфортом проплыть через всю Европу и посетить такие страны, как: Венгрия, Австрия, Румыния, Болгария, Австрия, Чехия и Сербия.
Первая1234567 Свежие страницы из раздела:
- Порто-франко в Одессе
- История Одесского мореходного училища им. А.И. Маринеско
- Восстановление Одессы после немецко-румынской оккупации
Предыдущие страницы из раздела:
- История 10-го Одесского Уланского полка
- История 48-го Одесского императора Александра I пехотного полка
- Как в Одессе праздновали Новый Год сто лет назад
Абхазия — страна потрясающей красоты и гостеприимства. Горы и море – это все, что необходимо для хорошего отдыха и 1000 фотографий. 🙂 А 1000 фотографий – это одна из главных радостей для моей девушки, как и для любой другой, я думаю.
Но рассказ мой начнется не с Абхазии, а с того, как туда добраться. Я уже бывал в Абхазии два раза, но затруднений с ориентацией по местности все-таки мы ожидали. Во-первых, сразу после прилета к вам будет бежать и приставать целая толпа таксистов с завышенными в 5 раз ценами. Но мы, сделав лица кирпичом, целенаправленно шли к автобусной остановке. Там сели в первый попавшийся, спросили у водителя, доедем ли до вокзала Адлера и, заплатив по 20 рублей, через 10 минут были на вокзале. Кстати, не верьте таксистам, один из них провожал нас до самого автобуса и утверждал, что на нем мы до вокзала не уедем.
Во-вторых, я понадеялся на помощь 2гис-Сочи в поиске номера маршрута до Псоу (граница с Абхазией – это река Псоу). 2гис ответил, что есть маршрут, но он идет не до границы, а до Казачьего рынка, от которого пилить еще 2 км. Меня это никак не озадачило, так как в мои предыдущие визиты мы только так и добирались. Сели в какой-то автобус, водитель сказал, что подскажет, где выйти…Едем в жуткой духоте 20 минут… «Выходим, Казачий рынок,» — сказал водитель, и мы вышли. Побродили и поняли, что мы очень далеко от цели. Тут нам на выручку пришел местный житель, который подсказал маршрут №125. Запомните этот номер – это единственный автобус, который довезет вас прямо до ворот, где проверяют паспорта.
На Российской границе. Интересный контраст свалки и лазурного моря. Может художественная задумка;)
Теперь ожидание в одной очереди и борьба с теми, кто рвется ее обойти, затем — в очереди на паспортный контроль – это два места которые отняли силы и время. После этого мы попали на нейтральную территорию: уже не Россия, но еще не Абхазия. Но это не повод расстраиваться, так как на Абхазкой границе пограничникам даже лень в паспорт заглянуть, и там очередей нет никогда. 🙂 Таким образом, еще через 5 минут мы оказались в Абхазии. Там сразу видна большая стоянка различного маршрутного транспорта, но не торопитесь садиться в машину! Сначала сходите в туалет. 🙂 До Сухума 2-2,5 часа езды, а последний туалет был минимум в аэропорту. Облегчившись, подходим к стоянке, где первыми к нам стоят автобусы до Сухума. Стоимость билета 170 рублей. Через некоторое время оказываемся в Сухуме.
Здесь я более подробно расскажу о жилье. Жилье можно найти заранее по интернету, можно найти на месте. Мы отдыхали с друзьями, которые за нас нашли жилье, так как приехали на пару дней раньше. На самом деле, надо решить, какую сумму денег вы готовы потратить, так как цены на жилье могут сильно разниться, и на какой отдых вы рассчитываете. Мы хотели отдохнуть от шумного, наполненного мелкими людишками мегаполиса, поэтому поехали на окраину Сухума в район под названием Маяк, Остановка Экспедиция. Чтоб добраться туда необходимо:
1. Выйти на ж/д вокзале г. Сухум
2. Дождаться троллейбуса (цена 5 руб.)
3. Выйти на конечке (рынок)
4. Спросить у милых местных бабулек, где остановка до Маяка (если что, она через дорогу в сторону задней части троллейбуса)
5. Сесть на маршрутку до Маяка, ост. Экспедиция(10 руб.)
Еще на вокзале к нам побежали таксисты, предлагая услуги за 200 рублей, но это по меркам города очень-очень дорого. Причем они не отставали от нас, пока уставшая от дороги и немного злая от этого Аня не утратила контроль над собой и не наорала на них. 🙂 Также отмечу, что маршрутный транспорт в городе ходит с раннего утра и до 8 вечера! Выйдя на остановке, вы поймете, что вы очень далеки от цивилизации, так как пейзаж будет напоминать страны третьего мира, но не пугайтесь, ведь море (хоть этого и не видно сразу) уже в 200 метрах от вас.
Далее мы пошли искать улицу Башкортостанскую, которая также имеет названия Башкирская и Башкиртастаская, на разных домах было написано по-разному. 🙂 На этой улице, а также рядом легко найдете жилье за 350 руб./чел. Но если постараетесь, то можно отыскать и за 250 руб./чел. Мы нашли комнату за 350 у тети Ларисы и ее сына Аляса (если спросите местных, вам подскажут, куда идти), но место не самое звездное. Хозяева очень гостеприимные, но имеют ограничения в выборе комнат на 2 человека. Мы были с девушкой, и нам досталась конура размером 2,5 на 4, где стоял вентилятор, стул, зеркало и две старые одноместные кровати, сдвинутые вместе. Однако там были и другие комнаты, в которых жили семьи с детьми, оборудованные кондерами и нормальной мебелью за ту же цену. Так что комфортность вашего жилья зависти только от вашего упорства в поиске, но проблем с этим не должно возникнуть.
Теперь самое главное, МОРЕ. Море на Маяке чистое, как стеклышко, в любое время дня и ночи. Идти до него 5 минут неторопливым шагом. Народу на пляже совсем нет. Тихий, достаточно чистый пляж, где можно хорошенько расслабиться и поплавать. Главное в отдыхе на море – это заставлять себя вставать. Вставать надо два раза: первый раз утром пораньше, чтоб успеть накупаться до 11:30, а второй раз с пляжа в 11:30, чтоб не сгореть в первые же дни отдыха. Сознаюсь честно, я немного все-таки обгорел, но не критично, поэтому кожу, аки змей, я не сбросил. 🙂
Чистое и теплое море. Такой воды я не встречал ни в одном другом месте Черного моря.
Я знаю, что есть люди, которые любят аттракционы на пляже, развлекуху всякую и кучу народа, но тогда вам не сюда надо ехать. Желающие все-таки могут посетить городскую набережную, до которой 5 минут езды на любом автобусе. Там приятно прогуляться и пофотаться вечерком или сходить в ресторан. Собственно в целях ознакомительной прогулки мы и посетили набережную. Второй целью прогулки был ресторан «Нартаа». Это ресторан абхазкой кухни или апацха. Нас потащили туда друзья, которые видели этот ресторан в программе «Ревизоро» на телеканале «Пятница». Мы не пожалели об этом. Еда была очень вкусная, кроме шашлыка из баранины (оказался суховат, но остальным почему-то понравился). Вот что я рекомендую заказать обязательно в апацхе:
1. Хачипури лодочка (стоит не более 100 р.) – сытное и вкуксное блюдо.
2. Шашлык (цены бывают очень разные) – на Кавказе нельзя не поесть шашлык 🙂
3. Мандариновый сок
Этот набор позволит накормиться двум людям до отвала. Также в национальном меню присутствует сыр с мятой, но мы его не смогли есть, так как он очень острый.
Я уже начал рассказывать, чем мы занимались кроме купания. Следующим пунктом нашего путешествия стал Ботанический сад г. Сухум. Билет стоит 100 руб. В саду собрано огромное количество растений со всего мира. Это место обязательно к посещению. Мы его посетили днем, когда купаться нельзя из-за солнца, так как в саду прохладно и почти везде можно укрыться под кронами деревьев. В саду работают бесплатные экскурсоводы, но рекомендую сначала погулять по саду, зайти в самые дальние его уголки, порелаксировать в бамбуковых рощах на лавочках, пофотографироваться, а уже затем прицепиться к одной из экскурсий и внимательно слушать интересные рассказы местных гидов.
Одна из бамбуковых рощ, где мы сидели и наслаждались прохладой
Еще одним местом города, куда обязательно следует сходить, – это обезьяний питомник. По рассказам, там очень интересно, но мы туда не попали. 🙁
Немаловажной частью любого отдыха на курорте являются экскурсии, особенно, если вы приехали в другую страну, особенно, если это Абхазия – древняя страна с очень интересной историей. Мы съездили на две экскурсии:
1. в Новоафонскую пещеру, где мы по пути посетили Мужской монастырь святого Пантелеймона и дачу Сталина, — 1200 руб.
2. и на озеро Рица, где по пути вас завезут на пасеку и вин.завод, а также покажут культовые места, – 1000 руб. Но осталось еще много неувиденного, поэтому было решено отправиться в Новый Афон своим ходом и обойти все самим. Это был, наверное, лучший день нашего отдыха. За день мы посетили Анакопийскую крепость, грот Симона Кананита (один из апостолов Иисуса), заброшенную ж/д станцию и многое другое. При этом мы почти не потратили денег, нас никто не торопил, и я реально впервые в жизни не устал от «экскурсии». Так что вывод: надо ездить и смотреть самим.
оз. Рица, вид с высоты 1200 метров. Вид и ощущения передать невозможно.
Как же это сделать? Во-первых, очень рано встать, чтобы не ходить по холмам и взгорьям в 40 градусов под самым солнцепеком. Во-вторых, доехать до ж/д вокзала, куда мы прибыли в начале отдыха, и сесть в маршрутку до Гудауты или Афона (до остановки «Ракушка»). В-третьих, по приезду купить воды и покушать и…там сами куда захотите. Вот цены посещения некоторых мест:
Пещера – 500 руб.
Дача Сталина – 200 руб.
Монастырь – бесплатно.
Крепость – 200 руб.
Грот – 100 руб.
Проблема возникает только с Рицей, до нее доехать вы сможете только на машине или с экскурсией, но оно того стоит – там ну очень красиво. 🙂
Высото 350 м. Руины Анакопийской крепости. В целости сохранилась лишь главная башня, тень которой видно на фото.
Это, собственно, все о нашем отдыхе в Абхазии. Путь обратно аналогичен путешествию до Сухума, только наоборот: едем до вокзала, садимся на маршрутку (150 руб.), на границе проходим контроль (причем значительно быстрее, чем при въезде), затем рекомендую взять такси за 150 руб. Или меньше, если сторгуетесь. Есть проблема в том, что общественного транспорта от Псоу до аэропорта нет, а 150 рублей не так уж и много. Если вам на вокзал или вы не хотите такси, то садимся на все тот же 125, которые там всегда стоят. Едем до вокзала, с которого на автобусе 105 едем в аэропорт. Собственно весь отдых в Абхазии без билетов на самолет до Сочи обойдется вам максимум в 30 тыс. руб. на двоих. Хочу заметить, что мы мало в чем себе отказывали, посетили две экскурсии (в которых завозят перекусить в дорогие и ужасные заведения) несколько раз ходили в ресторан и накупили кучу гостинцев (главным образом алкогольных. :))
Так что приезжайте в Абхазию, наслаждайтесь красотой природы, знаменитым гостеприимством, отсутствием шумящей кучи народа. И все это за не такие уж большие деньги.
Вашему вниманию представлена интерактивная спутниковая карта Абхазии. Она решает много задач: изучение ландшафта местности, поиск конкретного адреса, прокладка оптимального пути и др. Не менее важно еще и то, что с её помощью Вы можете просматривать вид Абхазии, как со спутника, так и с незначительной высоты.
Вид Абхазии со спутника
Ищите адреса, как на спутниковой карте Абхазии, так и по всему миру.
Описание интерактивной карты Абхазии
Спутниковая карта Абхазии доступна в двух исполнениях: yandex (она сейчас показана) и google (посмотреть её можно будет позже).
При просмотре интерактивной карты Абхазии с большой высоты разницы между Яндекс и Гугл почти нет, но при более детальном рассмотрении google явно лучше. За исключением территории стран СНГ. И к тому же гугл любит показывать названия городов и улиц на родном языке.
Хочется отметить, что при просмотре спутниковой карты Абхазии есть несколько режимов обзора (они расположены в правом верхнем углу). Не ленитесь переключать режимы для удобства восприятия. Нужно посмотреть красивые виды Абхазии со спутника, выберете режим «спутник». Хотите найти конкретный адрес или место, то удобнее использовать вид карты под названием «гибрид».
Интерактивная карта Абхазии со спутника позволяет рассмотреть не только очертания границ, но и соседние страны. Что в свою очередь позволяет оценить геополитическое положение страны.
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Гулиа В.О. 1 Орловская Т.В. 1 Адзинба З.И. 1 Читанава С.М. 1 1 Институт ботаники АН Абхазии В силу уникальных климатических и природных особенностей Республику Абхазия следует рассматривать как регион, имеющий реальную перспективу для развития лекарственного растениеводства, что может являться одной из отраслей экономики. При правильной организации выращивания культивируемых и сбора дикорастущих лекарственных растений в зоне влажных субтропиков Абхазии, имеются все возможности производить разнообразный ассортимент лекарственного растительного сырья и снабжать ими не только местное население и курорты Республики в течение всего года, но и наладить экспорт в Россию. Для проведения эколого-биологических исследований необходимы современные физико-географические данные об Абхазии. В данном сообщении приводятся сведения касающиеся рельефа, геологического строения и климатических условий Республики Абхазия.
781 KB Абхазия рельеф геологическое строение климатические условия 1. Адзинба З.И., Богайчук Н.А. География Абхазии. – Сухум: МО, 2011. – 192 с. 2. Алисов Б.П. Климатические области и районы СССР. – М.: Географиз, 1947. – 211 с. 3. Берг Л.С. Основы климатологии. – 2-е изд. – Л., 1938. – 202 с. 4. Воейков А.И., Пастернац Ф.И., Сергеев М.В. Черноморское побережье. – СПб., 1899. – 127 с. 5. Куфтырева Н.С., Лашхия Ш.В. Природа Абхазии. – Сухуми: Абгосиздат, 1961. – 340 с. 6. Селянинов Г.Т. Климатические аналоги Черноморского побережья Кавказа (Западного Закавказья) // Тр. по прикладной ботанике, геоботанике и селекции. – 1928. – Т. 21, Вып. 2. – С. 33–57. 7. Селянинов Г.Т. Материалы к климатологии Западного Закавказья // Изв. Сочинской обл. с.-х. опытной станции. – 1923. – С. 12–27. 8. Научно-прикладной справочник по климату СССР: Сер. 3. Многолетние данные. Ч. 1-6. Вып. 14. Грузинская ССР. – Л.: Гидрометиздат, 1987. – 352 с. 9. Природа . ‒ Режим доступа: http://abkhaziagov.org. 10. Фигуровский И.В. Климат Кавказа // Зап. Кавказск. отд. РГО. – 1919. – Т. 29, № 5. – С. 34–48.
Современная Абхазия проходит сложный этап своего развития. Но в настоящее время, после длительного перерыва, появляются возможности для возрождения научной деятельности. В силу уникальных климатических и природных особенностей Республику Абхазия следует рассматривать как регион, имеющий реальную перспективу для развития лекарственного растениеводства, что может являться одной из отраслей экономики. При правильной организации выращивания культивируемых и сбора дикорастущих лекарственных растений в зоне влажных субтропиков Абхазии, имеются все возможности производить разнообразный ассортимент лекарственного растительного сырья (ЛРС) и снабжать ими не только местное население и курорты Республики в течение всего года, но и наладить экспорт в Россию.
Цель исследования заключается в обзоре литературных данных и их систематизации о рельефе, геологическом строении и климатических условиях для использования в эколого-биологическом анализе флоры Абхазии.
Рельеф и геологическое строение. Абхазия представляет собой типично горную страну, расположенную в северо-западном Закавказье. Северо-западная и северная граница Республики Абхазия проходит по правому берегу р. Псоу, а затем по гребню Главного водораздельного хребта Большого Кавказа. В этой части Абхазия граничит с субъектами Российской Федерации – Краснодарским краем, Республикой Адыгея и Карачаево-Черкесской Республикой. На востоке граница проходит по Абхазско-Сванетскому хребту, южным отрогам Кодорского (Панаюского) хребта и нижнему течению р. Ингур. Здесь Республика Абхазия граничит с Республикой Грузия и её субэтническими провинциями – Сванетией и Мингрелией. На юге территория Абхазии омывается водами Черного моря.
Средняя протяженность территории Абхазии с северо-запада на юго-восток 170 км, с юга на север 66 км. Она лежит между 43°35’ и 42°27’ северной широты и 40° и 42°08’ восточной долготы. Общая площадь страны равна 8665 тыс. кв. км.
Современный рельеф территории Республики Абхазии очень сложен и определяется тектоническим и геологическим строением. Почти всю территорию занимают высокие, сильно расчлененные горные цепи. Общее поднятие территории идет в направлении с юго-запада на северо-восток. Горная область опоясана холмистыми предгорьями, которые переходят в низменную приморскую равнину на востоке страны, или прямо обрываются к берегу моря на западе.
В пределы Абхазии заходят западные части трех тектонических структур Западного Закавказья: антиклинорий Главного Кавказского хребта (на севере), складчатая система южного склона Большого Кавказа (в центральной части) и Грузинская глыба (межгорный прогиб) на юге. Первая и вторая тектонические структуры определили горную зону, третья – холмистую и низинную.
Горная зона занимает 64 % т.е. около 5546 км2 территории страны, холмистая – 10 % – 866 км2 и низменная 26 % – 2253 км2.
Большую часть территории республики Абхазия (около 75 %) занимают горы Главного (Водораздельного) хребта. Его главные отроги ограничивают Абхазию с севера, – Гагрский, Бзыбский, Абхазский (Чадым-Чхалтский), Кодорский (Панаю) и Сакянский хребты. Главный хребет Большого Кавказа на северо-западной границе Абхазии, у истоков реки Ауадхара, поднимается до высоты 2500 м над уровнем моря, на восточной границе страны высота хребтов составляет уже 3500-4000 м. Наивысшей точкой является гора Домбай-Ульген – 4048 м над уровнем моря.
Через Главный хребет в Абхазию ведут перевалы – Клухорский (2781 м), Марухский (2739 м) и другие. В настоящее время дороги, ведущие через перевалы из Абхазии в Грузию, заминированы, и сообщение по ним не осуществляется.
Следует особо подчеркнуть, что все 14 перевалов через Главный хребет в пределах Абхазии лежат на высотах от 2300 до 3000 м над уровнем моря, в связи с чем, большинство из них труднодоступны и большую часть года закрыты для сообщения. Это перевалы Адзапш – 2497 м, Санчара – 2589 м, Магана – 2265 м, Наур – 2839 м, Птыш – 2995 м, Нахар – 2885 м, и другие.
У подножия южного склона Большого Кавказа лежат глубокие продольные долины, в которых протекают реки. Среди них наиболее значительными являются – Ауадхара, Бавю, Баул, исток реки Бзыбь и Чхалта, а также верхнее течение реки Кодор и нижнее течение реки Сакен.
На крайнем востоке Абхазии полосу продольных долин замыкает Сакенский хребет – это высокий эрозионный отрог Большого Кавказа, являющийся водоразделом между реками бассейнов Кодора и Ингура. Высшей точкой хребта является вершина горы Хуарихра (3710 м). На востоке Абхазии от вершины Ходжал (3309 м) до реки Кодор, параллельно Главному хребту, поднимается Кодорский или Панаюский хребет, сложенный плотными туфо-порфиритовыми породами. Его острые гребни и скалистые пики по крутизне и высоте сравнимы с Главным хребтом Большого Кавказа.
На северо-востоке страны параллельно Главному хребту проходит Чхалтинский хребет, или Жургь, на западе продолжающийся Чедымским хребтом (вершина Химса – 3150 м). Пилообразные гребни этих хребтов в глубоких карах древних оледенений несут небольшие современные ледники.
К югу от этой слабовогнутой на север дуги хребтов рельеф характеризуется чередованием меридиональных эрозионно-денудационных хребтов и глубоких речных ущелий.
Большую часть территории северо-запада занимают два обширных известняковых массива – Гагрский хребет (с вершиной Арбаика (Арабика) – 2656 м) и Бзыбский хребет (вершина Напра – 2684 м). Эти массивы сложены мощными толщами известняков, смятых в пологие складки и отличающихся активными карстовыми процессами. Здесь находятся глубочайшие карстовые пещеры планеты: Крубера (Воронья), разведанная глубина которой составляет 2080 м, Сарма – 1543 м, пещера Понтюхина на Гагрском хребте – 1480 м, пещера Снежная на Бзыбском хребте – 1370 м, а также грандиозная по объему Ново-Афонская пещера, ее внутренний объем составляет 1,5 млн. кубометров. В шести километрах от Гагры находится живописная гора Мамзышха. Реки Юпшара и Бзыбь разрезают известковые массивы Гагрского и Бзыбского хребтов, образуя глубокие каньоны и ущелья. В восточной части Абхазии полоса развития известняков наиболее узкая.
Холмистая зона протянулась узкой полосой южнее горной зоны между горами и низменностями и является как бы переходной к приморской равнине. Она не имеет сплошного простирания и представлена отдельными холмами или параллельными грядами. Высота холмов не превышает 300 м. Примером могут служить Новоафонские, Мыкуские гряды, Эшерские холмы.
Предгорья, понижаясь, переходят в плоскую приморскую равнину, которая образует низменную зону, протянувшуюся с северо-запада на юго-восток. На севере она ограничена холмистой зоной, а там, где холмы отступают, – непосредственно горной (г. Гагра, г. Н. Афон). Западная часть Колхидской низменности известна как Абжуйская, а южнее города Очамчыра – Самурзаканская. Ширина приморской равнины с северо-запада на юго-восток колеблется от 4 до 25 км. Абсолютные отметки не превышают 25 км над уровнем моря, но нередки отдельные участки, лежащие на уровне моря. Приморская равнина – результат аккумулятивной деятельности моря и рек. Она сложена древне-четвертичными и современными аллювиальными отложениями: глинами, суглинками, песками.
Вдоль береговой полосы шириной от 30 м до 110–120 м прослеживается полоса пляжей и песчаных дюн.
Таким образом, орографически территорию Абхазии можно разделить на четыре продольные зоны:
– зона Главного хребта Большого Кавказа;
– зона боковых скалистых хребтов с глубокими продольными и поперечными долинами рек;
– зона холмистых предгорий;
– зона приморской аллювиальной низменности, состоящая из отдельных участков – Цандрипшского, Бзыбского, Гудаутского, Сухумского, Абжуйского и Самурзаканского.
Все реки Абхазии от устья до истоков вместе с водосборными бассейнами, за исключением двух пограничных, целиком расположены на территории страны.
Представленные описания характеризуют Абхазию как территорию обладающей сравнительно высокой степенью географической изоляции .
Климатические условия Абхазии. Территория Абхазии расположена на рубеже двух климатических поясов земного шара – субтропического и умеренного. В формировании климата Абхазии значительную роль играет географическая широта и связанное с ней количество тепла, получаемого от солнца, движение воздушных масс, горный рельеф и влияние Черного моря. Сильно различен климат Абхазии в горах и на низине. На небольшом расстоянии всего в 60 км типы климата сменяются от близкого к субтропическому до климата вечных снегов и ледников. На низменности заметно различие зимних температур в зависимости от степени близости гор к морю.
В Абхазии даже в зимние месяцы продолжительность солнечного сияния довольно велика, а в год составляет от 2000 до 2500 часов. Число часов солнечного сияния в столице республики г. Сухум составляет 2238 часов в год. Максимум приходится на лето – 812 часов, минимум на зиму – 317 часов.
По количеству прямой солнечной радиации в теплое время года Абхазия приближается к японским субтропикам, а в холодное – к субтропикам средиземноморских стран Европы. Зима в Абхазии самая теплая на всей территории Кавказа.
Главный Кавказ надежно защищает низменности Абхазии от вторжения холодных масс с севера. С вторжением масс северного холодного континентального воздуха всегда связано похолодание, особенно в прибрежной полосе.
На побережье средняя температура с июня по август составляет + 22–24 °С, а абсолютный максимум + 42 °С. Самую высокую среднюю температуру самого жаркого месяца имеет город-курорт Гагра – + 24,5 °С. Средняя температура января в районе г. Гагра составляет + 7 °С, а в окрестностях Нового Афона еще выше + 7,1 °С. Столица Абхазии г. Сухум расположен на 80 км южнее Гагры и здесь средняя температура января равна + 6 °С. Далее на юг средняя январская температура падает. Так, в городах Очамчыра и Гал она равна + 4,1 °С, что объясняется меньшей защищенностью горными хребтами южных приморских низменностей от вторжения холодных воздушных масс . Интересно отметить, что, начиная с 250 м над уровнем моря, с повышением местности на 100 м средние температуры падают – в среднем на 0,6 °С. Лето в горах обычно прохладное и короткое. На высоте 500 м зима уже умеренно холодная. Таким образом, средняя температура января на Главном Кавказском хребте может достигать – 20 °С.
Под умеряющим влиянием Черного моря период наступления максимальных температур запаздывает по сравнению с местностями, находящимися в условиях континентального климата, на целый месяц и бывает в августе.
В Абхазии условия рельефа в максимальной степени благоприятствуют выпадению осадков, приносимых западными ветрами. Вследствие близости моря господствует влажный климат. По данным многолетних наблюдений зима умеренно мягкая . На побережье годовое количество осадков составляет 1500 мм, а в горах 2500–3000 мм. Особенно дождливыми являются, конец осени и зимы.
Снег в Абхазии зимой выпадает повсеместно, но на низменности снежный покров неустойчив. В приморской зоне снег выпадает редко. На высоте 500 м снег выпадает в течение зимы несколько раз и держится 1–2 дня. Мощность снежного покрова в г. Сухум составляет 2–3 мм, а местами до 5 мм.
Средняя относительная влажность в Сухуме равна 72 %, Моква – 74 %, Очамчира – 81 %, Афон 65 %. В летние месяцы относительная влажность воздуха в среднем по республике – 80 %. Причиной высокой влажности воздуха в Абхазии является близость Черного моря. Также на влажность воздуха влияют фены, понижая относительную влажность.
Таким образом, годовое количество осадков и их географическое распределение по территории Абхазии зависит от близости моря, направления господствующих воздушных масс и характера рельефа (И.В. Фигуровский, 1919; А.И. Воейков, 1899) . Среднегодовое количество осадков составляет в среднем 1400 мм. При этом количество осадков на побережье увеличивается с севера на юг, но особенно хорошо выражено повышение осадков с высотой. Так, к примеру, Сухум (35 м над уровнем моря) получает 1390 мм, Цабал (426 м над уровнем моря) – 1788 мм. Еще выше в верховьях р. Кодор количество осадков превышает 2000 мм в год, а в отдельных районах высокогорья, вероятно, эта величина может составлять 4000 мм в год и выше.
Карта распределения климатов, составленная И.В. Фигуровским (1919) показывает, что на территории Абхазии распространены следующие климаты:
1. Субтропический влажный (обильные осадки и мягкая зима);
2. Умеренно холодный (среднегодовая температура 1–50 С; количество осадков 500–800 мм и более, продолжительный и глубокий снежный покров);
3. Высокогорный альпийский (средняя температура 4–0 °С, самый теплый месяц 100 С, самый холодный ниже 6 °С, засухи только зимой);
4. Холодный полярный (средняя температура самого теплого месяца ниже 0 °С, снежный покров).
В широтном направлении на территории Абхазии Г.Т. Селянинов предлагает выделить два климатических района: Гагринский и Сухумский .
Гагринский район охватывает участок Абхазии на протяжении 20 км (к югу и серверу от г. Гагры) имеет самую высокую температуру зимы на всем побережье, отличается высокой температурой лета и сильным развитием фенов.
Сухумский район характеризуется несколько большим количеством осадков, мягкой и солнечной зимой.
Различия в суточном ходе температуры между морем и сушей приводят к образованию периодических ветров – бризов. Они хорошо выражены в теплую половину года. Усилению дневных бризов благоприятствует прогревание нижних склонов гор, увеличивающих контраст температуры между морем и сушей, что хорошо наблюдается на гористых хребтах северной Абхазии. В южной же половине Абхазии, в связи с плоским рельефом и наличием болот, бризы выражены слабее. Горнодолинные ветры оказывают влияние на прибрежную полосу, куда впадают реки. Смена направления долинного ветра, подобно бризу, идет снизу вверх, сразу после захода солнца поток снизу вверх и долине ослабевает и начинается тяга воздуха с гор. Для климата Абхазии немалую роль играют феновые ветры, дующие с горных хребтов. Они являются одной из причин малого количества осадков на побережье Абхазии. Самой спокойной в отношении ветров является северная часть побережья, а к югу повторяемость и сила ветров увеличиваются.
Заключение
Таким образом, систематизированы литературные сведения с учетом современных данных о рельефе, геологическом строении и климатическим условиях Республики Абхазия необходимых при проведении эколого-биологических исследований.
Библиографическая ссылка
Гулиа В.О., Орловская Т.В., Адзинба З.И., Читанава С.М. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АБХАЗИИ (СООБЩЕНИЕ 1) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11-1. – С. 35-38;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6069 (дата обращения: 05.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI