Храм воскресения христова Петербург

Воскресения Христова церковь

Церковь Воскресения Христова на набережной Обводного канала была построена в 1904-1908 годах для Всероссийского Александра Невского общества трезвости. Средства на строительство жертвовали члены этого общества. Существует и другое мнение, средства собирались в виде налогов с питейных заведений: одна копейка с каждой тысячи налога. Поэтому церковь прозвали «Копеечной». Из-за близости со зданием Варшавского вокзала храм также называли «Варшавка».

Такой храм на берегу Обводного канала оказался не случаен. В XIX веке после прорытия водной магистрали здесь сложился крупный промышленный район. Из-за тяжёлых условий труда и в целом беспросветной жизни у рабочих главными развлечениями стали кулачные бои и пьянство. Видя это, члены Всероссийского Александро-Невского общества трезвости озаботились постройкой храма, дабы отвлечь рабочих от пьянства.

Архитекторами церкви Воскресения Христова стали Герман Давидович Гримм, Густав Густавович фон Голи и Андрей Леонтьевич Гунн. Ими был создан храм, в котором могут поместиться до 4 000 человек. Рассказывают, что облик колокольни именно благодаря просьбам прихожан был устроен в форме бутылки. Так церковь получила ещё одно название — «Церковь с бутылочкой». Для большей вместительности внутреннее пространство храма не делится на нефы колоннами, являет собой единое пространство. Купол поддерживается железобетонными сводами.

В 1908 году были освящены главный придел и придел Николая Чудотворца.

Западный фасад храма украшает образ «Воскресение Христово», написанный в 1909 году художником С. Т. Шелковым. Наружная роспись была завершена к 1914 году. Внутреннее убранство церкви Воскресения Христова никогда не отличалось изысканностью. Но здесь хранилось большое собрание живописи и икон. Главная святыня храма — икона «Неупиваемая чаша». Именно ей молились прихожане, чтобы избавиться от пристрастия к алкоголю. Кроме того, здесь хранилась икона «Воскресение Христа» подаренная обществу трезвости Патриархом Иерусалимским Дамианом.

При церкви было построено две часовни: у входа со стороны Обводного канала и у здания Варшавского вокзала. За храмом находилась церковно-приходская школа и библиотека.

Каждый год церковь посещало около миллиона верующих.

В 1930 году церковь Воскресения Христова была закрыта. В советское время здание использовалось как склад. Но даже у стен закрытого «Храма всех трезвенников» продолжали молиться.

В 1990 году здание было возвращено церкви. В 1992 году здесь отпевали Льва Николаевича Гумилёва.

Смертельно раненный на месте, где сейчас находится роскошный храм, Александр II не пережил покушения. Взошедший после его смерти на трон Александр III пожелал, чтобы собор Воскресения Христова (таково официальное название храма) был построен по образцу древнерусских церквей.

Символика здания связана с мученической смертью царя-реформатора: высота центрального шатра церкви — 81 метр — символизирует роковой 1881 год (последний в жизни царя), девять разноверхих глав храма напоминают о девяти покушениях на императора Александра II. Вдоль цоколя сооружения прикреплены 20 мемориальных досок из красного гранита, рассказывающих о великих деяниях одного из лучших сынов России. Место, где совершилось роковое покушение на Александра II, сохранено полностью: в центре храма оставлен кусочек мостовой, на которой запеклась кровь царя. Его укрыли великолепной сенью, украсили самоцветами и топазами.

Строительство началось в 1883 году и продолжалось до 1907 года. Александр III лично утвердил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Для укрепления грунта соорудили особый фундамент. Храм освещали 1 689 электрических ламп. Спас на Крови называют музеем мозаичного искусства — мозаика занимает свыше 7 000 квадратных метров интерьера. Редкий европейский храм может поспорить с такой роскошной и обширной коллекцией.

После революции для храма настали тяжёлые времена — его использовали и как конюшню, и как склад театрального реквизита. С 1968 года — момента передачи собора в ведение Инспекции по охране государственных памятников — в соборе начались реставрационные работы. Они затянулись на долгие годы. В народе возникла легенда, что леса с церкви снимут, когда падёт советская власть. Удивительно, но восстановление церкви закончилось в 1991 году.

Интерьер храма уникален своей красотой и роскошью: цветные изразцы, коллекция самоцветов, ювелирная эмаль, позолоченная медь и мрамор. В росписи фресок и иконостаса принимали участие лучшие живописцы Российской империи — Виктор Васнецов, Андрей Рябушкин, Михаил Нестеров и другие.

На данный момент храм Спаса на Крови является частью Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» и имеет статус музея.

Храм строился с 1883 по 1907 год на месте трагических событий — 1 марта 1881 года здесь был смертельно ранен император Александр II, направлявшийся в тот день к месту парада войск на Марсовом поле. Его сын, Александр III, приказал построить на этом месте церковь для регулярных служб по убиенному. Именно поэтому за храмом закрепилось название Спас-на-Крови, хотя официально он называется Храм Воскресения Христова.

На строительство храма пожертвовали деньги не только россияне, но и жители славянских стран. На стенах колокольни помещены более сотни мозаичных гербов больших и малых городов, губерний и уездов, участвовавших в сборе средств. Здесь же и герб Дома Романовых.

Крест колокольни венчает вызолоченная царская корона — знак того, что наибольший вклад был сделан членами августейшего семейства. Всего на строительство было израсходовано 4,6 миллионов рублей.

По своей архитектуре собор отличается от других строений Санкт-Петербурга. Он содержит в себе более 7500 квадратных метров мозаики, что, по утверждениям работавших над ним реставраторов, больше, чем в любом другом соборе мира. Стены и потолки целиком покрыты тщательно выложенной мозаикой, в основном изображающей библейские события и персоналии, с весьма мелкоузорчатыми границами, четко выделяющими каждое изображение. Над этим мозаичным ансамблем работали художники В.М. Васнецов, М.В. Нестеров и А.П. Рябушкин.

Для отделки куполов церкви использовали медные детали, покрытые цветной прочной морозостойкой эмалью (площадью 1000 квадратных метров). Высота самого высокого купола — 81 м. По всему периметру здания установлены 20 гранитных досок, на которых золочеными буквами описываются деяния Александра II. Со стороны Михайловского сада храм окружен кружевной чугунной оградой с растительным узором, выполненной по рисунку Парланда.

После революции собор Спас-на-Крови был закрыт и не реставрировался на протяжении долгого времени. Возникали слухи, что его даже собираются разобрать. В 1970 году он был передан под патронаж Исаакиевского собора, который и выделил 80% средств на реставрацию. В 1997 году Спас-на-Крови распахнул свои двери посетителям в качестве музея, в котором содержится огромная коллекция мозаичных икон (более 7 тысяч квадратных метров).

Церковь Воскресения Христова на Обводном канале, была построена в псевдорусском стиле по проекту академика архитектуры Г.Д. Гримма, при участии архитекторов Г.Г. фон Голи и А.Л. Гунна с 1904 по 1908 год.
Ранее, в 1896 — 1897 годы недалеко от будущего храма по проекту архитектора Г. Г. фон Голи было построено трёхэтажное здание для школы и библиотеки. Это была почти окраина города, и здесь располагались многие предприятия, например, городские скотобойни. Новая церковь предназначалась для многочисленных рабочих из близлежащих районов Санкт-Петербурга. Поскольку среди них было множество страдающих от пьянства, 3 августа 1898 года было открыто Александро-Невское общество трезвости. Вскоре общество стало очень многочисленным, у него было несколько отделений с собственными храмами по всей России. Храм Воскресения Христова предназначался для Всероссийского Александра Невского общества трезвости, и был построен на добровольные пожертвования членов этого общества. Закладка храма состоялась 25 июля 1904 года. Во время русско-японской войны внимание от храмостроительства было отвлечено, и пожертвования сократились. Потому храм построен с меньшими украшениями, чем предполагалось проектом.
Воскресенский храм в плане имеет вид корабля. Массивная колокольня церкви, высотой 64 метра, сочетается с большим куполом и четырьмя маленькими ажурными куполами. Стены храма снаружи отделаны глазурированным кирпичом «кожевенного цвета». Карнизы и кокошники вытесаны из радомского песчаника. Церковь могли посетить одновременно около 4 000 человек. Храм по своей композиции бесстолпный, что создает впечатление огромного внутреннего пространства. Если стоя внутри храма посмотреть вверх, кажется, что храм накрыт огромным колоколом. В храме своеобразная акустика — резонанс мешает, к сожалению, различить отдельные слова при церковном чтении и пении. Многие технические новшества начала ХХ века использовались при строительстве храма впервые: для выполнения церковного купола был использован в значительных количествах железобетон. Из уникального внутреннего убранства сейчас практически ничего не сохранилось.
Главный придел был освящен 14 декабря 1908 года. Главный иконостас был создан по проекту А.Л. Гуна, а образа для него писали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи. Наружную икону «Воскресение Христово» написал художник С.Т. Шелков в 1909 году. В 1913 — 1914 наружная отделка церкви была закончена. В следующие два года создавалась внутренняя масляная роспись (художник — профессор В.Т. Перминов). Основой для неё послужили картоны, по которым создавались мозаики Спаса на Крови. Через неделю, 21 декабря был освящён придел в честь святителя Николая.
К церкви относились две часовни: при входе с канала и у Варшавского вокзала. Ни одна из них не сохранилась. Часовня у вокзала снесена в 1925 году, деревянная часовня снесена в 1929 году.
Третий придел церкви освящён в страшное время — 23 января 1920 года. В мае 1922 года храм попадает во власть «обновленческого раскола». 1 февраля 1930 году церковь Воскресения Христова была закрыта, в здании был склад железной дороги. В 1934 году, сняв крест с колокольни, на ней устроили площадку для парашютных прыжков осовиахим. В подвальном помещении церкви разместили овощной склад пищеторга Ленинского района. В нём хранились бочки с квашеной капустой и солёными огурцами. Вентиляционные отверстия и окна были замурованы. Под воздействием испарений началась коррозия металлических перекрытий, держащих пол. В 50-е годы вокруг церкви было размещено трамвайное кольцо. В стены храма вбили крепежи для растяжек электропроводов. От постоянной вибрации и непредусмотренной нагрузки в стенах храма появились трещины.
Летом 1989 года церковь была возвращена верующим и на Пасху 1990 года состоялось первое богослужение. 20 июня 1992 года в церкви отпевали Л. Н. Гумилёва.
Более подробно о храме можно узнать из статьи Благотворитель и храмоздатель купец Д.Л. Парфенов журнала Санкт-Петербургские епархиальные ведомости.
Адрес храма: 190005, г. Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, д. 116 (тел.: (812) 316-00-93), метро «Балтийская».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *