Мост в Австралии

Мост Харбор-Бридж — рукотворная гордость австралийского Сиднея. Состоит из несущих конструкций в виде арок. С марта 2007 года стальное сооружение входит в национальный список наследия, а его изображения украшают многие фотокарточки туристов.

Однако достопримечательность выполняет не только эстетическую, но ещё и практическую функции: обеспечивает железнодорожное, автомобильное, велосипедное и пешеходное движение между центральным районом города и его северным побережьем. В сутки здесь проезжает около 200 000 автомобилей. Согласитесь, не каждый мост может похвастаться таким трафиком.

Но на этом достижения не заканчиваются. Сооружению принадлежит статус самого большого моста Сиднея. Да и по мировым меркам оно мало чем уступает похожим конструкциям. Общая длина равняется 1 149 метрам, арочного пролёта — 503 метрам. Это всего на 15 метров меньше, чем протяжённость Нью-Ривер-Горджа, занимающего четвёртую строчку в списке самых длинных мостов мира. Что касается ширины Харбор-Бридж, то она составляет 48, 8 метров.

На каждом конце арки стоит пара 89-метровых бетонных пилонов, облицованных гранитом. Опоры в их основаниях необходимы для поддержания нагрузок, однако сами конструкции первоначально не имеют никакого прикладного назначения: в юго-восточном пилоне находится музей и туристический центр, в юго-западном — Управление дорожного движения Нового Южного Уэльса, в северных расположились вентиляционные трубы.

Панорама, © Chris Fithall

Строительство моста Харбор-Бридж в Сиднее

Официальное открытие с торжественным перерезанием ленточки состоялось 19 марта 1932 года. Мероприятию предшествовали 8-летние строительные работы. Он были настолько масштабные, что достопримечательность прозвали «Железное лёгкое» — надолго обеспечила людей работой в непростую эпоху Великой депрессии. Потом, правда, это название забыли, а вместо него прижилось шутливое «Вешалка». Виной тому — примечательная форма сооружения.

Кстати, на арочной конструкции остановились из-за её низкой стоимости относительно консольных и подвесных сооружений. Кроме того, она обеспечивала большую жёсткость и пригодность для тяжёлых нагрузок. За образец взяли нью-йоркский мост Хелл-Гейт. Процесс контролировал Джон Брэдфилд.

Со стройкой Харбор-Бридж связано одно резонансное событие: пришлось снести 469 строений. Причём компенсация была либо незначительной, либо вообще не выплачивалась. Это и вызвало негодование общественности.

Интересные факты о Харбор-Бридж

Высота арки меняется в зависимости от погоды. В жаркие летние дни 49-метровый просвет становится больше на 20 см.

  1. Стальное сооружение обошлось стране в 6,25 миллионов австралийских фунтов. Сумма полностью окупилась лишь к 1988 году.
  2. Былые стандарты промышленной безопасности сегодня назвали бы неподходящими, а то и опасными. Это стоило жизни нескольким рабочим: 16 погибли во время строительства, двое упали с моста, несколько человек получили увечья во время установки заклёпок, у кого-то сильно пострадал слух. Храбрость рабочих можно оценить по снимкам австралийского фотографа Анри Малларда, который сделал серию репортажей в период с 1930 по 1932 годы.
  3. На добыче гранита для опор моста Харбор-Бридж в Сиднее задействовали 250 каменщиков. Среди них были не только австралийцы, но и шотландцы, итальянцы и другие иностранцы. Каменщики вырезали, отделывали и нумеровали блоки, которые затем перевозились в город на трех специально построенных кораблях.
  4. Не поленились посчитать и количество заклёпок: число крепежей составляет 6 миллионов. Самая большая из использованных заклепок весила 3,5 кг и имела длину 39,5 см.
  5. Чертежи будущей достопримечательности заняли 28 томов.
  6. Чтобы покрасить стальную арку тремя слоями краски, понадобилось 300 000 литров жидкости.
  7. Брэдфилдское шоссе, которое считается главным участком проезжей части моста, названо в честь инженера Джона Брэдфилда.
  8. Сиднейский мост Харбор-Бридж облюбовали в качестве пиротехнической площадки. Во время новогодних праздников здесь устраиваются несколько фейерверков. Шоу проводятся ежегодно с 1999 года.
  9. Мост часто оказывается и в эпицентре других событий. Во время важных национальных праздников его часто перекрывают для транспорта, проводят марши, включают в маршруты следования Олимпийского огня, отмечают юбилеи, устраивают церемонии.

Вид сверху, © Slgckgc

Экскурсии по сиднейскому мосту Харбор-Бридж

Сооружение издавна манило альпинистов. Первоначально подниматься на мост было нелегальным занятием. Однако с 1988 года правительство изменило точку зрения и решило заработать на бесконечных толпах туристов. Полюбоваться 360° обзором теперь может любой желающий. Главные условия: возраст от 8 лет, отсутствие сердечных заболеваний и страха высоты.

Поскольку услуга эта популярная, записываться лучше заранее. Подъём занимает три с половиной часа и начинается с инструктажа у юго-восточного пилона и выдачи необходимого снаряжения. К верхней арке ведут четыре лестницы, общее количество ступеней — 1 322. Кроме потрясающего вида на Сиднейскую гавань и оперный театр, вас ждут фото на память. Вот только мобильные устройства и гаджеты нужно будет сдать ещё в туристическом центре — снимки делают инструкторы группы.

Если от страха трясутся коленки, но полюбоваться австралийскими видами всё равно очень хочется — приобретите упрощённую программу. Маршрут включает 556 ступеней и занимает полтора часа.

Есть и средний — 2,5 часовой вариант. Общее количество ступеней — 1 002.

Во время проведения ежегодного фестиваля Vivid Sydney доступна услуга Vivid Climb. Позволяет насладиться огнями вечернего города.

Наверху, © BridgeClimb Sydney в Facebook

Стоимость

Стоимость для взрослых начинается от 174 австралийских долларов за простой подъём, максимальная цена — 403 доллара, для детей — от 148 до 293 долларов.

В стоимость билетов уже входит посещение музея в юго-восточном пилоне. В коллекции всё, что связано со строительством моста.

Посещение только одного музея: от 13 лет — 19 долларов, для студентов — 12,50 долларов, детей от 5 до 12 лет — 9,50 долларов, детей до 4-х лет — бесплатно.

Как добраться

Координаты моста Харбор-Бридж на карте Австралии: -33.852410, 151.210905. Пешеходная дорожка оборудована на восточной стороне моста. Доступ с северной стороны предполагает подъем по лестничному пролету, расположенному рядом с Бротон-стрит. С южной стороны подниматься наверх немного сложнее. Лестницы ищите неподалёку от Глостер-стрит и Камберленд-стрит. Из транспорта отдайте предпочтение автобусам, паромам, электричкам, трамваям или авто.

На электричке: Харбор-Бридж расположен между железнодорожными станциями «Милсонс Пойнт» и «Виньярд». Участок можно преодолеть за три минуты. Электрички отправляются от 1-ой платформы и прибывают к 3-ей.

На трамвае: трамвайных путей на мосту нет. Ближайший остановочный пункт с южной стороны — Circular Quay (это 2-ая линия L2 Randwick Line).

На пароме: с северной стороны находится паромный причал Milsons Point Wharf, с южной — Circular Quay Wharf.

На авто: участок располагает 8 автомобильными полосами. Часть работает по реверсивному принципу. Въезд на мост платный. Паркуйтесь на Харрингтон-стрит, Джордж-стрит, Аргайл-стрит или Камберленд-Стрит

На такси: к самым популярным платформам в Сиднее относятся Uber, GoCatch, INGOGO, Curb.

Харбор-Бридж в Австралии на панораме Google: вид ночью

Туристы любят фотографировать мосты и ходить по ним. У кого-то хобби пройти по мосту в городе, который человек посещает. Часто, мосты того или иного города становятся символом его или лицом. Вот и поговорим о мостах Австралии.

– «Стори Бридж» (Story Bridge), Брисбен (Brisbane), Квинсленд (Queensland)

10 лучших Австралийских мостов

Ваш персональный русскоязычный гид Ирина

Заметила, что люди чаще читают обзоры Топ-10, чем отчеты о поездках. Наверное, это как «просто статья” в журнале, где можно посмотреть картинки и узнать что-то интересное, как говорится «для информации”. Впрочем, для меня составление таких обзоров дает новые идеи для путешествий.

Сегодня, опять же по материалам журнала «Australian Geographic», я хочу представить 10 лучших Австралийских мостов. Вернее, 10 примечательных Австралийских мостов. Каждый интересен и красив по-своему. Некоторые популярны среди туристов и являются достопримечательностью страны. Они находятся в центре всех масштабных торжеств, с них запускают фейерверки и устраивают захватывающие пиротехнические шоу. Другие просто являются самыми высокими, длинными или самыми старыми.

– 1 – Stoney Creek Falls Bridge, QLD

– Stoney Creek Falls Bridge, Квинсленд (Queensland)

Виды из окна вагона туристического поезда Kuranda Scenic Railway поражают и завораживают. Простирающийся тропический лес кажется не реальным, сошедшим с картины, а сам Stoney Creek Falls Bridge, составляющий 80-метровый участок этой туристической железной дороги, соединяющий Кэрнс (Cairns) с Курандой (Kuranda), с видом на каскадный водопад, впадающим в ручей внизу, словно существует вне времени.

Работа над Stoney Creek Falls Bridge началась в 1886 году, чтобы связать Кэрнс с горным центром Хербертона. Теперь он используется как живописная железная дорога для посетителей и местных жителей, по ней проходит туристический поезд. Поезд также проходит через 15 туннелей, несколько ущелий, рек и водопадов.

– 2 – Мост морского обрыва (Sea Cliff Bridge), NSW

– Мост морского обрыва (Sea Cliff Bridge), Волонгонг (Wollongong), Новый Южный Уэльс (New South Wales)

Это 665-метровое чудо техники, Мост морского обрыва (Sea Cliff Bridge) – один из живописных участков 140-километровой Большой Тихоокеанской Дороги (Grand Pacific Drive) между Сиднеем и Волонгонгом (Wollongong). Открытый в 2005 году, всего в 60 км к югу от Сиднея, мост является частью дороги Лоуренс Харгрейв Драйв (Lawrence Hargrave Drive), которая проходит вдоль прибрежных скал. Конструкция была сложной и требовала большой точности для правильного выравнивания кривизны моста. Теперь он стоит как сторожевая башня с видом на океан, привлекая посетителей, которые приходят полюбоваться захватывающим видом океана и понаблюдать за мигрирующими китами.

Читать подробнее – Мост морского обрыва (Sea Cliff Bridge)

– 3 – «Стори Бридж» (Story Bridge), QLD

– Вид на «Стори Бридж» (Story Bridge) и Брисбен (Brisbane) с видовой площадки Уилсона (Wilson’s Outlook), Квинсленд (Queensland)

Одна из главных достопримечательностей столицы Квинсленда и самый узнаваемый силуэт города – стальной мост «Стори Бридж» (Story Bridge). Этот мост – консольный мост, соединяющий берега реки Брисбен, историческая достопримечательность города, однако, несмотря на внешний вид он не является самым старым мостом города. Идея строительства моста, в качестве второго моста, чтоб разгрузить транспортный поток расположенного ниже по течению Мост Виктории (Victoria Bridge), была озвучена в 1920 году. В то время, Мост Виктории (Victoria Bridge) был главным мостом города.

В 1926 году городской совет Брисбена (Brisbane) принял окончательное решение о строительстве моста и выбрал местом Kangaroo Point – излучину реки на восточной границе района CBD и правительство штата Квинсленд попросило архитектора Джона Брэдфилда (John Job Crew Bradfield) спроектировать новый мост. Стоимость проекта оценивалась примерно в полтора миллиона фунтов. Cтоимость моста была полностью покрыта к 1947 году.

Cтроительство началось в 1935 году. Первый камень заложил тогдашний премьер Квинсленда Уильям Форган Смит. Строительство моста периодически сталкивалось с трудностями в основном из-за мягкого грунта речного дна, что требовало дополнительных усилий по возведению опор моста. Пролёт над рекой сомкнулся 28 октября 1939 года, 6 июля 1940 года мост был торжественно открыт сэром Лесли Ори Уилсоном (Leslie Orm Wilson), тогдашним губернатором штата Квинсленд. Дизайн «Стори Бридж» (Story Bridge) повторяет дизайн знаменитого моста Жак Картье-бридж в Монреале, Канада, открытого в 1930 году.

Изначально мост носил название «Юбилейный» (Jubilee Bridge), в честь короля Георга V, однако затем переименован в «Стори Бридж» (Story Bridge), в честь Джона Дугласа Стори – госслужащего, который активно «продвигал» строительство моста.

Практически сразу после открытия мост превратился в одну из важнейших транспортных артерий города и сегодня по нему организованы по три полосы движения в обе стороны.

Читать подробнее – Брисбен (Brisbane) – Рассветы, закаты, виды

– 4 – Hawkesbury River Railway Bridge, NSW

– Старые опоры Железнодорожного моста реки Хоксбери (Hawkesbury River Railway Bridge), Новый Южный Уэльс (New South Wales)

– Старое фото Железнодорожного моста реки Хоксбери (Hawkesbury River Railway Bridge), Новый Южный Уэльс (New South Wales)

Преодолевая сложные условия среды, Железнодорожный мост реки Хоксбери (Hawkesbury River Railway Bridge) считается знаковым в инженерии конца 19 века. Он был открыт в 1886 году и был последним звеном, соединяющим железнодорожную сеть между Южной Австралией, Викторией, Новым Южным Уэльсом и Квинслендом. Это был также самый большой колониальный мост до открытия Моста Сиднейской Гавани (Sydney Harbour Bridge) в 1932 году. Он должен был стоять более 200 лет, но вместо этого он стоял только 60, из-за проектных и строительных ошибок. Он был снесен в 1946 году после того, как рядом с ним был построен аналогичный и более прочный мост.

Этого моста уже не существует, правда, еще можно увидеть опоры и кое-какие остатки конструкции, а вот другой мост, моложе на 100 лет, заслуживает внимания.

Мост Муни Муни (Mooney Mooney Bridge), NSW

– Мост Муни Муни (Mooney Mooney Bridge), Новый Южный Уэльс (New South Wales)

Самый высокий автомобильный мост в Австралии построен в 1986 году и носит название Мост Муни Муни (Mooney Mooney Bridge). Он состоит из трех пролетов, общей протяженностью около 480 м. Дизайн достаточно прост, что совершенно не случайно, т.к. изначально проект планировался таким, чтобы с моста открывался красивый вид на окружающие пейзажи.

– 5 – Мост Хэмпден (Hampden Bridge), NSW

– Мост Хэмпден (Hampden Bridge), Долина Кенгуру (Kangaroo Valley), Новый Южный Уэльс (New South Wales)

В 150 км от Сиднея на юг есть единственный в Австралии сохранившийся и действующий до сих пор подвесной мост, имеющий специальную конструкцию с готическими башнями.

Мост Хэмпден (Hampden Bridge) является одним из самых важных примеров наследия мостостроения в Австралии и основным техническим подвигом викторианской эпохи, уступая только Мосту Сиднейской Гавани (Sydney Harbour Bridge).

Мост Хэмпден (Hampden Bridge) был разработан Эрнестом Макартни де Бург (Ernest Macartney de Burgh), заместителем инженера колонии мостостостроения, для замены ветхого деревянного моста, который изначально был перекинут на реку Кенгуру. Мост для движения транспорта был открыт 2-го февраля 1898 года, а официальное открытие состоялось 19 мая 1898 года. Длина моста 77 метра (253 ft). Строительство же было начато в 1895 году. Мост имеет четыре больших зубчатых башни, сделанные местного песчаника и делающие его похожим на вход в средневековый замок. Назван в честь лорда Хэмпден (Hampden), который был губернатором штата Новый Южный Уэльс с 1895 по 1899 годы.

Читать подробнее – Мост Хэмпден (Hampden Bridge)

– 6 – Мост Вебб (Webb Bridge), VIC

– Мост Вебб (Webb Bridge), Мельбурн (Melbourne), Виктория (Victoria)

Мост Вебб (Webb Bridge) – «Ловушка для угря» – построеный в 2003 году. Архитекторы Дентон Коркер Маршалл (Denton Corker Marshall) и Роберт Оуэн (Robert Owen). Мост состоит из двух отдельных секций – 145 метровой, давно существующей структуры бывшего железнодорожного моста и новой изогнутой 80 метровой, будто сотканным из паутины.

Правда, есть версия, что мост назван так в честь архитектора Чарльза Уэбба (Charles Webb), спроектировавшего в XIX веке многие здания Мельбурна. Хотя, создатели вдохновились конструкцией ловушки для ловли угрей, которую австралийские аборигены используют с незапамятных времен. Это сплетенная из волокна трубка, расширяющаяся на конце – называемая Кури (Koori).

В 2005 году Австралийский институт архитекторов присудил проекту Мост Вебб (Webb Bridge) премию Джозефа Рида за лучший урбанистический дизайн.

Читать подробнее – Мельбурн – Фото-прогулка

Аркады и переулки Мельбурна

Рассветы, закаты, секреты Мельбурн – Берег Ярры

– 7 – Мост Росс (Ross Bridge), TAS

– Мост Росс (Ross Bridge), Тасмания (Tasmania)

– Фрагменты Моста Росс (Ross Bridge), Тасмания (Tasmania)

Мост Росс (Ross Bridge) в центральной части Тасмании, в 78 км к югу от Лонсестона, имеет долгую и увлекательную колониальную историю. Он третий по возрасту из самых старых мостов Австралии, сохранившихся до сих пор. Первоначально мост был грубо построен в 1822 году из бревен и глины с нецементированными каменными причалами. Но вскоре он начал проявлять признаки стресса, и было объявлено, что более сильный, каменный мост будет построен в 1829 году осужденными. Этот мост официально открыт в 1836 году.

Арки были в значительной степени украшены 186 кельтскими набросками, выполненными осужденным и каменщиком Даниэлем Гербертом, и мост является одним из самых украшенных в мире от колониальной эпохи. Однако, как и многие реликвии Земли Ван Димена, мост окутан тайной, поскольку значения многих из резьбы были потеряны.

В 1971 году исследование показало, что резьба по мосту была подрывной языческой символикой и политической сатирой, навечно разработанной Гербертом. Шесть центральных краеугольных камней изображают монстров, в том числе увенчанного крысиного существа, когтившего человеческую голову, и странного льва, сокрушающего ягненка под лапой (вверху).

Но как ни странно, туристы спешащие из Лонсестона (Launceston) в Хобарт (Hobart) или обратно не так часто останавливаются у Моста Росс (Ross Bridge), поэтому самым популярным и посещаемым является Ричмонд Бридж (Richmond Bridge).

Ричмонд Бридж (Richmond Bridge), TAS

– Ричмонд Бридж (Richmond Bridge), Тасмания (Tasmania)

Ричмонд Бридж (Richmond Bridge) считается самым старым из до сих пор используемых мостов Австралии и был включен в Национальный список наследия 25 ноября 2005 года. Он построен в 1825 году силами заключенных. Его общая длина составляет 41 м, а ширина – всего 7,2 м. Считается, что проект моста был создан Томасом Беллом (Thomas Bell), который также руководил постройкой моста.

Когда-то Угольная река или река Кол (Coal River) вышла из берегов и возникла крайняя необходимость в постройке моста, чтоб доставлять грузы в Порт Артур из Хобарта (Hobart).

Существует миф о призраке большой черно-белой собаки, которую называют «Собака Гровера» (Grover’s Dog). Призрак может появится на стороне идущего по мосту в ночное время. Призрачное животное будет идти рядом, от одного конца моста до другого, а затем исчезнет.

Читать подробнее – Тасмания ФотоТур – От рассвета до заката

– 8 – Мост Леннокса (Lennox Bridge), NSW

– Мост Леннокса (Lennox Bridge), Новый Южный Уэльс (New South Wales)

Живописный мост Леннокса, расположенный в Голубых горах, не далеко от городка Гленбрук (Glenbrook), был построен в 1833 году и был первым арочным мостом в Новом Южном Уэльсе. Он также остается старейшим каменным арочным мостом на материковой Австралии. Шотландский каменщик Дэвид Леннокс (David Lennox), который проектировал мост и именем которого мост назван, использовал труд каторжников, чтобы построить его из местного песчаника. Дизайн считается отличным примером колониальной георгианской архитектуры, а высокие пропорции арки гпрмонично вписываются в эстетику ландшафта.

– 9 – Algebuckina Bridge, SA

– Algebuckina Bridge, Южная Австралия (South Australia)

Длинной 578 метра, Algebuckina Bridge – самый длинный мост в Южной Австралии. Он пересекает реку Нил и, в то время как больше не используется, мост остается стоящим. Официально открывшись для движения в 1892 году, эта конструкция из кованого железа была построена более чем 350 мужчинами. Интересно, что рядом с этим местом находятся три могилы. Однако отмечена только одна. Она принадлежит Джеймсу Хелпсу (James Helps) – молодому старателю, который утонул в реке во время наводнения. Вы также можете взглянуть на ржавый автомобиль 1948 FJ Holden, который был сбит поездом, когда водитель, который выжил, попытался пересечь мост во время наводнения.

– 10 – Мост Сиднейской Гавани (Sydney Harbour Bridge), NSW

– Мост Сиднейской Гавани (Sydney Harbour Bridge), Сидней (Sydney), Новый Южный Уэльс (New South Wales)

Одним из самых знаменитых мостов Австралии считается Мост Сиднейской Гавани (Sydney Harbour Bridge) построенный в 1932 году. Его общая длина составляет 1149 м., ширина – 49 м., а высота – 134 м. По некоторым источникам, он считается самым широким стальным арочным мостом в мире (т.к. просто самый широкий мост в мире – Синий мост в Санкт-Петербурге – 97,3 м). По мосту осуществляется автомобильное, велосипедное, пешеходное и железнодорожное сообщение.

Он привлекает туристов тем, что каждый желающий может подняться на вершину арки и насладиться великолепным панорамным видом. Подъем на арку осуществляется в ходе экскурсии, в сопровождении инструктора. У этого знаменитого моста есть шуточное прозвище – «Вешалка», из-за формы арки напоминающей вешалку.

В субботу 19 марта 1932 года Мост Сиднейской Гавани (Sydney Harbour Bridge) был официально открыт. После 20 лет планирования, восьмилетнего строительства, использования 95 000 кубических метров бетона, 17 000 кубических метров гранита, 52 800 тонн металлоконструкций и около шести миллионов заклепок, новый мост предстал перед публикой.

Во время открытия Харбор Бридж (Harbour Bridge) произошел довольно курьезный случай. Ленточку должен был перерезать министр труда Нового Южного Уэльса Джек Лан (Jack Lang). Однако, когда он готовился это сделать, капитан Фрэнсис де Гроот (Francis de Groot) выехал на лошади и разрубил ленту, объявив что мост открыт во имя «приличных и уважаемых людей Нового Южного Уэльса». Он был активным членом New Guard, сильно про-монархической политической партии, и считал, что мост должен быть открыт членом Королевской семьи (или, по крайней мере, генерал-губернатором, представителем короля в Австралии).

Читать подробнее – Мост Сиднейской Гавани (Sydney Harbour Bridge)


Сиднейский мост — едва ли не главная городская доминанта, которая невольно вызывает восхищение. В течение 30 лет он оставался самым высоким сооружением в городе. Проект моста под руководством инженера Д. Бедфилда разработала английская фирма Dorman Long & Co. Строительство моста было начато в 1923 году и завершено в 1932 году. Длина Сиднейского моста – 503 метра, вершина арки возвышается над уровнем воды на 134 метра, а пилоны – на 88 метров. По проекту мост способен пропускать до 6 тысяч машин в час, однако в настоящее время в часы пик фактически пропускает до 15 тысяч по 8 полосам. Кроме этого, по мосту проходят два железнодорожных пути, а также пешеходная и велосипедная дорожки. В настоящее время самые высокие сооружения в городе – это Сиднейская телевизионная башня (302 метра) и один из небоскребов, в котором располагается штаб-квартира местной страховой компании. Однако ни одно из этих зданий не господствует над городом так, как мост!
1. Опорные узлы арки

2. Памятная табличка о строителях моста

Для желающих насладиться захватывающей дух панорамой Сиднея есть возможность в сопровождении инструктора совершить восхождение на вершину арки моста, а тот, кто не гонится за острыми ощущениями (а также тот, кто, вроде меня, не озаботился предварительным заказом экскурсии на вершину арки) может пересечь мост по пешеходной дорожке или подняться на вершину Южного пилона, тем более что внутри самой башни пилона находится интересный музей.
3. Пешеходная дорожка моста окружена сеткой и колючей проволокой – Сиднейский мост с давних времен «популярен» среди суицидников.

4. А вот и вершина Южного пилона. Красота!

5. Вид на арку моста с вершины Южного пилона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *