Рязань музей дальней авиации

Город Рязань — крупный управленческий и хозяйственный центр. Расположен на берегу реки Ока. Проживает в нем 531 тысяча человек. Рязань известна технологичным производством, огромными заводами по выпуску машиностроительной продукции. Более половины всех товаров, изготовляемых на предприятиях населенного пункта, относятся к промышленным. Особое место занимают проектно-конструкторские учреждения, в которых работают инженеры высокого класса.
В Рязани находится единственное в России воздушно-десантное учебное учреждение. Оно выпускает специалистов по самым различным направлениям для элиты сухопутных войск и флота. Это, прежде всего, офицеры разведки, морской пехоты и горных войск. После 4-5 лет обучения в армейские ряды России вливаются новые кадры, обученные для проведения специальных операций в тылу врага. Романтика прыжков с парашютом, умения владеть сложным оружием и приемами рукопашной схватки всегда привлекала юные сердца. Поэтому, кто желает посвятить свою жизнь делу защиты Родины, может начать обучение в данном училище.

Воинские части Рязани и Рязанской области

Музей Дальней авиации (гарнизон Дягилево, г. Рязань)

Музей Дальней авиации создан к 30-летию Великой Победы над фашистской Германией и был открыт 29 апреля 1975 года. Инициатива создания Музея принадлежит преподавателю 43 ЦБП и ПЛС подполковнику Ермакову Юлию Николаевичу. За годы существования Музея его посетило около 120 тысяч человек, проведено около 6000 экскурсий, причём число заявок не уменьшается, а посещение музея входит в большинство туров по Рязанской области. Музей удостоили вниманием многие иностранные делегации (в том числе командующие ВВС Англии, Франции, США), лётчики-космонавты СССР и России Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Герман Титов, Владимир Аксёнов. Слова благодарности оставили в книге отзывов легендарные лётчики Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, Алексей Маресьев, а также Главкомы ВВС П. Кутахов, А. Ефимов, П. Дейнекин. Экспозиция музея разделена на две части: это собственно музей и площадка авиационной техники под открытым небом. На стоянке музея собраны уникальные образцы боевой авиации, в различное время состоявшей на вооружении частей и соединений Дальней авиации. Это такие самолеты как, Ту-16Р, М4, Ту-22ПД, Ту-22М2, Ту-22М4, Ту-95К, ВМ-Т, Л-39 «Альбатрос». В залах музея хранятся и экспонируются подлинные фотографии, личные вещи, военная форма и награды летчиков-героев, письма, карты довоенного и военного времени, пробитые пулями неприятеля, а также макеты самолетов.

Музей Дальней авиации открылся при авиабазе Дягилево на северо-западной окраине Рязани в 1975 году в честь 30-летия Победы в ВОВ. Инициатором создания экспозиции был майор Ю. Н. Ермаков, впоследствии ставший первым директором и экскурсоводом музея. Он лично собирал материалы для экспозиции и разработал программу экскурсии для посетителей.

Действующая экспозиция музея авиации в Рязани удобно разделена на две части: выставка в музейном здании по ул. Белякова и открытая площадка авиатехники на улице — стоянка музея, где можно увидеть и бесплатно сфотографировать на память Ту-16, М-4, Ту-22П, Ту-95К и другие самолеты, содержавшиеся на вооружении Дальней авиации. В разное время в музей приезжали летчики-космонавты не только из нашей страны, но и представители делегаций иностранных государств.

Площадь залов рязанского музея авиации — 416 кв. м. © ne.aleksei

Цены в музее Дальней авиации Рязани

Посетить музей можно только группой. Количество участников экскурсионной группы — не менее 5 человек. Осмотр экспозиции рязанского музея Дальней авиации занимает около 2 часов. Музей не работает в выходные дни, режим работы по будням:

  • Пн-Чт: 09:00—18:00.
  • Пт: 09:00—17:00.

Цена за экскурсию — договорная, по отзывам, невысокая. С 2009 года музей авиации Рязани был выведен из штата Центра боевой подготовки, с этого времени его существование поддерживают энтузиасты. Поэтому можно оставить добровольное пожертвование на развитие музея, а также посетителям предлагается приобрести недорогие сувениры.

В музее часто бывают школьники, но он доступен и для обычных групп туристов. Лучшее время для визита — сухой, солнечный день, так как самые интересные экспонаты выставлены на самолетной стоянке. Перед поездкой необходимо договориться о посещении музея Дальней авиации Рязани, так как учреждение расположено на территории воинской части и свободный доступ туда ограничен. Телефон для подачи заявки на экскурсию: (4912) 33-53-36. Все контакты можно найти на официальном сайте музея авиации Рязани.

Экспозиция

На постоянной выставке представлено около 2 000 экспонатов. При этом в фондах музея насчитывается более 7 500 единиц хранения. Экспозиция в музейном здании выставлена в пяти залах. Здесь можно увидеть авиационные знаки отличия, оружие, личные вещи летчиков и выдающихся деятелей Дальней авиации, картины, фотографии, документы, карты, макеты разных самолетов. Имеется также собрание книг с подписями от авторов — около 150 предметов. В залах представлена история авиации в нашей стране: здесь можно узнать имена первых летчиков и конструкторов, а также проследить развитие технологий летательных средств.

В коллекции оружия представлено более 20 экспонатов, среди которых: пистолет, пулемет, авиабомбы, ракеты, прицелы и др. Больше всего — пушек и самолетов. При осмотре экспозиции музея авиации в Дягилево стоит обратить внимание на самолет Ту-16. Это важный экспонат самолетостроения, прославленный долгим сроком службы, надежностью и удобством использования. Больше всего посетителей впечатляет экспозиция под открытым небом — стоянка самолетов. Возле выставленных на улице летательных средств установлены информационные таблички с краткой характеристикой экспонатов. Так как музей расположен в действующей воинской части, иногда можно увидеть взлетающие или заходящие на посадку самолеты и вертолеты.

В отзывах путешественники отмечают, что экскурсоводы интересно рассказывают об истории Дальней авиации и уделяют внимание каждому экспонату из коллекции музея. Информация — познавательная, но подается в легком для понимания формате. Многие пишут, что впечатления от посещения музея Дальней авиации в Дягилево превзошли их ожидания, благодаря увлекательным рассказам экскурсоводов и возможности увидеть настоящие самолеты и многие уникальные экспонаты. Почитать отзывы посетителей можно на официальном сайте музея Дальней авиации Рязани.

Панорамный вид на поворот на Авиационную улицу в сторону музея:

Как добраться до музея авиации в Рязани

Музей расположен в Московском округе Рязани, в Дягилевской воинской части. Адрес: ул. Белякова, 11. Рязанский музей Дальней авиации находится на втором этаже Центра боевой подготовки летчиков ВВС.

Из центральной городской части Рязани до Музея Дальней авиации, несмотря на его окраинное расположение, можно добраться на общественном транспорте, выходить на остановке «Дягилевский городок»:

  • Троллейбус № 1.
  • Маршрутное такси № 41.

От остановки нужно будет пройти пешком около 800 метров по аллее, возле остановочного пункта стоит опознавательный указатель — самолет модели Ту-16. Дорога на городском транспорте займет около 50 минут.

Чтобы добраться до КПП военной части Дягилево, можно воспользоваться услугами такси: в Рязани работают сервисы Gett, Яндекс. Такси, Maxim, Такси Везёт (приложение RuTaxi). На машине можно доехать за 30 минут из центра города.

Маршрут до музея авиации в Рязани на автомобиле:

Видео о музее Дальней авиации Рязани (до 01:00):

12:07 pm — Дягилево или 112000 кг над ухом…
Давайте сразу расставим все точки над «ё». Тут не будет подробнейшего и скрупулёзного отчёта. Во-первых, мне лень этим заниматься. Во-вторых, этим уже ранее успешно озаботился мой старинный френд ув. periskop: http://periskop.livejournal.com/903234.html и http://ru-aviation.livejournal.com/2330333.html
ТщательнЕйшего описалова тут не будет. Будет описалово краткое. Местами — эмоциональное. Как обычно — беспорядочная куча фоток + несколько роликов за аффтарством меня, любимого. Ещё дополнение. Фотки и видео щёлкал на дешёвую цифромыльницу, так как принципиально ничего дороже и сложнее на выезды с собой не беру. Вывод: топ-качества фоток у меня не ищите.
Всё. От винта. Поехали…
Итак, вчера с дикого ранья по приглашению пресс-клуб Министерства обороны Российской Федерации я в числе других приглашённых блоггеров (если бы не лень-матушка, их могло бы быть и побольше) убыл из Москвы на юга. Т.е. — в Дягилево.
Маленькая справка.
Дягилево — авиабаза в Рязани. Расположена на западной окраине Рязани в городском районе Дягилево, входящего в префектуру Московского округа. На авиабазе Дягилево дислоцированы 43-й ЦБП ПЛС (Центр боевого применения и переучивания лётного состава), оснащённый самолётами Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-134УБЛ, Ан-26, а также 203-й ОГАП СЗ (отдельный гвардейский авиаполк самолётов-заправщиков), имеющий на вооружении самолёты-заправщики Ил-78. Рядом с авиабазой расположен 360 Авиационный ремонтный завод.
Код ИКАО: UUBD
Размеры ВПП: 3000х70 м
Покрытие ВПП: бетонное.
Радиопозывной: «Кадриль».
Рабочие частоты: а вот пулемётик-то я вам и не дам. 😉
В 1955 году аэродром Дягилево был одним из шести аэродромов в СССР, способных принимать бомбардировщики М-4. В 1967 году на авиабазе находились 7 учебно-тренировочных Ту-22, а в 1973 были получены 2 Ту-22М0. С 1985 года в Дягилево перебазировался 49-й ТБАП (тяжелый бомбардировочный авиаполк), вооружённый бомбардировщиками Ту-22М и Ту-95. Полк был преобразован в 49-й УТБАП (учебный тяжелый бомбардировочный авиаполк), а впоследствии расформирован в 1997 году. С 2000 года на авиабазе дислоцирован 203-й отдельный гвардейский Орловский авиационный полк самолётов-заправщиков, вооружённый самолётами Ил-78.
Самолёт-заправщик Ил-78 203-го ОГАП СЗ принял участие в параде на Красной площади 9 мая 2008 года в честь 63-й годовщины Великой Победы над фашистской Германией.
На территории авиабазы расположен Музей Дальней Авиации.Он был создан в 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне по инициативе командующего Дальней авиацией Героя Советского Союза генерал-полковника авиации Решетникова В.В.. Общая экспозиционная площадь музея составляет 416 кв. м. В пяти залах представлены гвардейские знамена частей и соединений, участвовавших в Великой Отечественной войне, некоторые виды самолетного бортового оружия, модели самолетов. Музей ДА в Рязани является старейшим из всех ныне известных. Кроме основной экспозиции в музее существует площадка авиационной техники на которой представлены такие самолеты как Ту-16, М-4, Ту-22К, Ту-22М2, Ту-22М3 и Ту-95К. Офсайт музея http://www.avia-ryazan.ru/
Отак…
Выехали мы не просто рано, а слишком рано. Таким образом, получили возможность пошляться по родному мне до боли (рязанские мы, дело в том что 🙂 )Рязанскому кремлю. Ну тому, который не кремль. Короче, вы поняли, да? Вот по этому http://u-96.livejournal.com/2415013.html#comments В музей по причине его закрытости не попали, зато навестили местный раскоп, удостоились знакомства со сверхсекретными чертежами реконструкции руин боярской усадьбы и, под занавес нашего визита, накормили желудочнонеудовлетворённого столбового рязанского кошака. Попутно продегустировали местные пироги и квас, а на десерт выслушали ещё и мою заунывно-патриотическую лекцию о Великом княжестве Рязанском, бггг.
А вот потом мы впёрлись-таки в Дягилево. Причём проделали это крайне необычным и извилистым маршрутом, едва не снеся противотанковые ежи. Просто мы не ищем лёгких путей, ога. 😉
Дягилево на наше появление ответило тяжким недоумением…
Вижу, требуется пояснение. Так вот, поясняю. Любой праздник в нашей стране всегда балансирует на грани между запоем и всенародным бедствием. За примерами далеко ходить не будем — вспомним день получки или свадьбу. Праздник в воинской части, в силу невозможности ухода л/с в запой из-за данной присяги стойко переносить тяготы и лишения, автоматически превращается во всенародное бедствие вдвойне. Кто служил — подтвердит. Праздник в армии/на флоте, это не когда все отдыхают, задрав ножки в гору и томно мусолят леденец во рту. Праздник в армии/на флоте, это когда сверху спустили план мероприятия, снизу взяли под козырёк, пообещали наверх «так точно!», «наличными силами!» и «во чтобы-то ни стало!», после чего все принялись метаться по потолку с высунутыми от усердия языками. И вот этот-то дестрой, слегка задрапированный плакатами и знамёнами, у нас и называется «воинский праздник». По итогам такового в частях и на кораблях потом обязательно подводятся итоги и делаются оргвыводы, как после какой-нибудь наступательной операции стратегического значения. Праздник считается успешным, если во время его проведения никого не убило…
Прочли? Прониклись? Теперь представьте — на носу не просто какой-то там праздник, а самое, что ни на есть столетие ВВС. Вы представляете, ЧТО сейчас в нашей авиации творится? Шестидневная война и роман «Как закалялась сталь» в одном флаконе!
И вот посреди этой мясорубки рисуется группа гламурных московских блоггеров… 🙂
Думаю, что чувства и ощущения местного комсостава в такой ситуации примерно понятны, да? Так вот, дягилевские отцы-командиры — герои, каких поискать. В ситуации, когда любой нормальный человек озвучил бы брендовую цитату «Кто вы такие? Я вас не звал. Пошли на…!», нас приняли под белы рученьки и (без единого выстрела!) проводили в расположение части.
Так мы очутились средь металлических «преданий старины глубокой». Т.е. — на музейной площадке.
Не могу сказать, что я увидел там что-то новое, но другим было интересно. Безусловно «царём» экспозиции являлся Ту-22М3, он же грозный Backfire. Удивительно красивая и изящная для своих размеров машина.
Некоторые ракурсы смотрелись, словно заимствованные из кадров лукасовских Star Wars. 🙂
Списанных на пенсию «ветеранов» неба было приятно не только рассматривать и фоткать, но и тупо щупать. С завидной регулярностью услаждал ухо следующий диалог.
Кто-нибудь из блоггеров: — А почему у экспонатов таблички сняли?
Сопровождающий офицер: — Перед праздником их подкрашиваем, обновляем. Сделаем — на место поставим.
Через пять минут другой блоггер: — А почему табличек нет? Из-за секретности?
Сопровождающий: — Нет. Таблички на солнце уже выгорели все. Подкрашиваем…
Через пять минут третий блоггер: — Таблички…
Офицер, стиснув зубы и вздев очи горе: — Солнце! Выгорели! Красим!
И так без конца. 🙂
Тем временем жара медленно, но неуклонно продолжала припекать и народ начал расползаться в поисках тени…
Однако сонная одурь немедленно рассосалась в никуда, стоило о бетонку ВПП удариться пневматиками разведчику погоды. Ту-95 в статике в музее и он же в движении на рулёжке, это две совершенно разные машины.
И все сразу запросились на «взлётку»! Сопровождающий нас лейтенант кивнул, мы мигом загрузились в наш автотранспорт и покатили. Но на заводской площадке всё же не удержались — тормознулись и высыпали наружу. Ибо было посмотреть на что. Приличное кол-во Ил-76 и Ил-78, проходящих переоснащение на новые движки ПС-90А + ВМ-Т «Атлант» — легендарный носитель «Буранов» пропустить было просто невозможно.
В посте periskop про ВМ-Т есть такой диалог:
«- Он летающий?
— Да, вполне.
— А сейчас не летает?
— Сейчас нет, пока не востребован. Но если надо — полетит.» (с)
Увы, но глядя на современное состояние машины в голову приходит и другая цитата: «Меня терзают смутные сомнения!..»
Наконец перед нами распахивается убегающая в бесконечность ВПП. Бездонное небо, запах выхлопных газов и жжёной резины, мешается с ароматами трав. И бесконечные ряды транспортников, заправщиков и бомберов.
Вдали на левом фланге едва просматриваются машины пилотажной группы «Русские витязи», разбавленные несколькими Су-34.
— А их отфоткать можно будет?
— Нет.
— Полёты проходят часто?
— Сегодня не особенно, а вот до этого — весь световой день.
— Сколько у ваших пилотов средний налёт на Т-22М3?
— Военная тайна!
Как показало личное наблюдение фраза «не особенно» подразумевала за два часа взлёт-посадку одного Ту-95, прилёт одного Ан-26, взлёт-посадку пары Ту-22М3, взлёт четвёрки «Илюш» и обещанный, но так при нас и не состоявшийся взлёт ещё одного Ту-95.
Жизнь большого военного аэродрома больше всего похожа на сложный и грациозный балет.
Танцоры методично готовятся, разминают элероны, проходят осмотр, заливают горючку, принимают экипаж, выдвигаются в строго утверждённой последовательности на «взлётку», потом — полный газ, столб пыли за хвостовым оперением и пошёл, пошёл родимый… С рокотом, с грохотом, вбивая траву и зрителей в землю даже не вспоротым крыльями воздухом, а одним лишь видом своей приподнимающейся громады… Пошёл, пошёл в небо!
А потом — следующий!
«Правил бал» на ВВП, безусловно, Его Величество Backfire.
Взлёт парой, уход за облака, два прохода на бреющем (два объекта весом по 112000 кг каждый, проносящиеся над макушкой, дарят незабываемые ощущения в коленях), а потом — безукоризненная посадка. Мастера, чего уж там.
Не кривя душой замечу, что работа «Илюш» тоже впечатляла.
Опаньки… В объектив попался редкий зверь-«алжирец». 🙂
Что он делал в Дягилево точно не известно. Кто-то говорит, что менял движки, кто-то, что — БРЭО…
Тем временем небо продолжало прогибаться под крыльями, а трава — ложиться под струями движков. Это зачаровывало и оглушало одновременно. В какой-то момент возникло ощущение, что стоишь не посреди аэродрома, а — внутри какой-то гигантской машины. Ты тут даже не человек — песчинка. Тронешься с места — расплющит в блин. Так что стой, смотри и ничего не трогай. И восхищайся теми, кто всем этим авиахороводом управляет.
Картина Перова «Споттеры на привале», хе-х.
Напоследок — та самая «Тушка», которая при нас так и не взлетела.
ПыСы. Забыл добавить — а столовка в Дягилево на аутсорсинге. Всё дальнейшее — без комментариев. ;D
ПыПыСы. Спасибо Онлайн пресс-клубу Министерства обороны Российской Федерации http://pressclub-mo.livejournal.com/ и командованию 43-го ЦБП ПЛС за познавательно и не без пользы проведённый день.
Tags: Дягилево, Рязань, автоездания

В Рязани есть уникальный в своём роде музей, удалённый от центра города, но приближённый к небу. Музей дальней авиации базируется на территории гарнизона в Дягилевском военном городке, что вовсе не делает его закрытым, а, скорее, добавляет романтики. Ведь для попадания внутрь, нужно преодолеть КПП наравне с лётным составом. Потому, чтобы не получить от ворот поворот, попроситься в музей лучше заранее, собрав единомышленников (желательно группу).

В назначенный день и час визитёров встретят и проведут на территорию гарнизона. Экскурсоводы музея — пилоты дальней авиации в отставке, люди, не обделённые чувством юмора и готовые поделиться с гостями байками из лётной и приземлённой среды. Руководит предприятием майор в отставке, пилот с приличным лётным стажем Владимир Васильевич Самошин. Он как никто владеет информацией об истории музея, и для тех, кто не знал, но забыл, пояснит, что Беляков (неслучайно улица в его честь) — основатель гарнизона. А точнее — первой в стране штурманской школы, которая была создана на этом месте в 1940 году. Генерал-майор авиации Александр Беляков — тот самый штурман экипажа Чкалова, который первым на АНТ-25 совершил перелёт через Северный полюс в США и возглавил рязанскую школу штурманов. Название школы многократно менялось и сегодня зовётся «43-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС».

Сама идея организовать при авиабазе музей принадлежит ныне здравствующему преподавателю центра подполковнику Юлию Николаевичу Ермакову. Инициативу одобрил командующий дальней авиацией, Герой Советского Союза авиации дальнего действия ныне здравствующий (23 декабря прошлого года ему исполнилось 98 лет) Василий Васильевич Решетников. Музей открыли накануне 30-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне — 28 апреля 1975 года. Над экспозициями работал назначенный руководителем и экскурсоводом Ермаков. К слову, бюст, что встречает посетителей, лепили как раз с него. Залы музея — это восточное и западное крыло второго этажа центрального и самого красивого здания гарнизона, и, конечно, площадка с семью настоящими самолётами у лётного поля. Налюбоваться ими вдоволь позволят, когда в головах посетителей уже осядет и сформируется полное представление о рязанцах, покоривших небо.

История покорения берёт начало в восточном крыле. Для погружения экскурсантам запускают трёхминутный сюжетик о попытках человека взлететь из кинофильма «Воздушное приключение». В целом же за 42 года внешне музей почти не изменился, признаётся Самошин. Но от него и не ждёшь мультимедийности. Рязанский музей дальней авиации пока ещё хранит атмосферу прошлого, а вовсе не пережитки. Расскажут тут о полёте холопа Никиты с Распятской колокольни на деревянных крыльях, который при этом остался жив, но голова его долго на плечах не продержалась — царь Иван Васильевич велел её удалить. Поведают про Крякутного, который якобы первый оторвался от земли на воздушном шаре в 1731 году. Укажут на портреты людей, которые влияли на авиационную науку: отца русской авиации Николая Жуковского, создателя первого в мире самолёта Александра Можайского, изобретателя всего на свете Михаила Ломоносова, члена общества воздухоплавателей Дмитрия Менделеева и, конечно же, Константина Циолковского.

В одном масштабе для сравнения здесь висят самолётики Можайского и братьев Райт. Попытку взлёта пионеру авиации не зачли, в приоритете оказались братья Райт — Уилбур и Орвилл, которые пробыли в воздухе 8 секунд и пролетели при этом 36 метров. И, как известно, 17 декабря 1903 года считают днём рождения авиации. Здесь же и стенд первых русских лётчиков в активной фазе летания. Учились они во Франции, а демонстрировали своё умение на самых больших и ровных в то время полях — ипподромах. Михаил Ефремов, получив документ (brevet №31) об окончании лётной школы, стал 31-м в мире дипломированным лётчиком и первым из русских, кто овладел лётными навыками.

С фотографии смотрит и первая жертва русской авиации — капитан Лев Мациевич, который выпал из разрушающегося самолёта над Санкт-Петербургом. Трагическую картину наблюдал актёр питерского театра Глеб Котельников: тогда-то и пришла ему в голову гениальная мысль о парашюте. В региональном архиве удалось найти снимок первого полёта самолёта рязанского лётчика Адама Габер-Влынского. Говорят, он ругался так, что ему завидовали все ломовые извозчики Питера.

В металле для наглядности можно увидеть и первую мёртвую петлю, которую продемонстрировал Пётр Нестеров. С тех пор все международные соревнования по высшему пилотажу на спортивных поршневых самолётах проходят на Кубок Нестерова. Он же и автор первого воздушного тарана — 8 сентября 1914 года, в начале Первой мировой, Нестеров протаранил австрийский альбатрос. Это был первый результативный воздушный бой, но со смертельным для пилота исходом. Интересно, что в Рязани проживал единственный в мире лётчик, который совершил четыре воздушных тарана и остался жив. Им был Герой Советского Союза Борис Ковзан, начальник Рязанского аэроклуба, а жил он на улице Грибоедова.

Доминирует надо всей экспозицией, нависая под самым потолком, «Илья Муромец». С этого самолёта и принято вести отсчёт всей дальней авиации России. Конструкцию этого аэроплана разработал недоучившийся студент Киевского политехнического института Игорь Сикорский, который увлёкся авиацией, отучился во Франции, привёз оттуда два двигателя и занялся конструированием. Воплотит он свои мечты уже в Америке. К слову, на вертолёте Сикорского до сих пор летают президенты США.

А заметили его ещё на родине, когда Сикорский с друзьями гоняли на выставки свои первые самолёты. Председатель акционерского общества Русско-балтийского вагонного завода Михаил Шидловский пригласил его на роль главного конструктора на только открывшееся на предприятии авиационное отделение для разработки многомоторных самолётов, хотя в эту затею не верил даже сам отец русской авиации. С самолётом Сикорский справился довольно быстро — назвали его «Гранд», и когда он трансформировался до четырёх моторов, то получил название «Русский витязь», в котором успел полетать и сам император Николай II.

Осенью 1913 года взлетает совсем новая машина Сикорского с именем уже конкретного богатыря — «Илья Муромец». Аппарат служил и для пассажироперевозок — на борту имелись столики и кресла из плетёных ивовых прутьев, комната отдыха и даже туалет.

Военные увидели в «Илье Муромце» бомбардировщика, заказали крупную партию. Сикорский, чтобы проверить, как поведёт себя машина на дальних перелётах, летит из Петербурга в Киев. С вынужденной пересадкой «Илья Муромец» триумфально приземлился в назначенном месте, а уже на банкете в честь перелёта Сикорский узнаёт об убийстве эрцгерцога Фердинанда. И уже через месяц в воздушные бои Первой мировой вступают «Муромцы». Сикорский и Михаил Шидловский убеждают царя в необходимости подчинить все аэропланы одному человеку. Согласившись с доводами, Николай II 23 декабря 1914 года издаёт Указ о создании эскадры воздушных кораблей. Уже в постсоветское время эта дата стала днём рождения дальней авиации. Михаил Шидловский стал первым в стране авиационным генералом.

В рязанском музее можно разглядеть самодельную, но идентичную реальной носовую часть кабины пилота «Ильи Муромца», а также макеты бомб легендарного самолёта. Макет аэродрома в Яблонне под Варшавой, где базировалась эскадра боевых воздушных кораблей. Модель штурмовика Ил-2 со стола Сергея Ильюшина. Собирая экспонаты в музей, Юлий Ермаков наведался к авиаконструктору, который прямо-таки с порога заявил — «Что я тебе дам? У меня последние штаны забрали». Потом поглядел на свой рабочий стол, затем на расстроенное лицо гостя и решил, что любимую модель для рязанского музея не жалко.

В восточном крыле музея можно обогатиться знаниями и нескучными байками военного и мирного времени вплоть до развала Советского Союза. Здесь и формы лётчиков 1930-х годов с кожаными регланами, шлемофонами, планшетами, очками бабочкой с лозунгом «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех!». Подробная схема перелётов Валерия Чкалова, карта маршрута, нарисованная его рукой, и лицевая кротовая маска, в которой лётчик покорял Америку через Северный полюс. Делалась маска из шкурки крота по той причине, что она (шкурка) совсем не впитывает влагу.

В стеклянном шкафу музея имеется немало значимых предметов лётчицкой одежды. К примеру, плащ Николая Гастелло. Лётчик-штурмовик Иван Воробьёв служил в соседнем полку с Гастелло, их жёны дружили, супруга Воробьёва же была родом из-под Рязани. Когда их эвакуировали (пришлось собираться на бегу, похватали, что успели), жена Гастелло взяла плащ мужа, а в дороге отдала подруге, чтобы та смогла укутать малыша. Воробьёвы сохранили плащ как реликвию, правда, меховую подкладку съела моль. Передал в музей плащ внук Воробьёва, который работает в Рязанском военном суде.

Среди других экспонатов одежды — шарф генерала Тихонова. Он был одним из первых, кто получил задание бомбить Берлин. Перед стартом каждому члену экипажа вручались такие шарфики. К слову, в одном из стендов можно обнаружить проект приказа о поощрении личного состава 432-го полка за штурм Берлина, который Иосиф Сталин правил своей рукой. В рязанском музее, конечно, репродукция, а оригинал можно лицезреть в Энгельсе. После этого приказа стало принято выдавать деньги за успешные боевые действия — сбитые самолёты противника и прочее.

Не утаит Владимир Васильевич, как ведёт себя в работе панорама ночного Берлина в августе 1941 года, печка-буржуйка, самодельный светильник и заведёт на патефоне популярную у военных лётчиков Второй мировой песню «Бомбардировщик» Леонида Утёсова. Расскажет невероятный случай о том, как штурман Иван Чиссов на высоте 7 тысяч метров под Вязьмой в феврале 1943 года выпрыгнул из горящего самолёта, как парашют не раскрылся, но спас Ивана крутой склон оврага, по которому он и приземлился по касательной, сильно поломанный, но живой.

Возможно, каждому, кто заглянет в оба крыла музея авиации, приятно будет узнать, что до него здесь побывали такие влиятельные в истории люди, как Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, Владимир Аксёнов, Алексей Леонов, Павел Попович, Пётр Дейнекин. Но есть тут и одно вакантное место — берегут для кого-нибудь из прославленных и знаменитых, так что можно попробовать попасть в рязанский музей в доску почётных посетителей. К слову, оставил о себе память один из таких — бывший министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Он всем своим видом показывал, что желал бы наградной пистолет генерала, дважды Героя Советского Союза Евгения Фёдорова — 9-миллиметровый Browning High-Power с тринадцатью патронами в обойме. Но что-то его остановило: то ли кондового вида стекло, то ли скромность.

В западной части музея можно усвоить развитие авиации после войны. Поможет в этом и чёрный ящик, и приборная доска самолёта Ту-16, кресла и штурвалы Ту-95, кресло-катапульта самолёта Ту-16, шлемофоны. Всем обязательно дадут подержаться за штурвал, почувствовать себя настоящим пилотом, а уже скоро обещают запустить в шлемофоны радиопереговоры, чтобы слушать полёт.

А на подходе к лётному полю авиабазы на свежем воздухе в нужном порядке красуются самолёты с историей — это образцы техники, которые в разные годы стояли на вооружении дальней авиации. В этом ряду, к примеру, первый советский стратегический турбореактивный бомбардировщик М4: он мог загрузить более 20 тонн бомб и пролететь с ними почти 10 тысяч километров. Первый в стране сверхзвуковой реактивный дальний бомбардировщик Ту-22 уникален своим аварийным выходом — все три члена экипажа катапультируются не вверх, а вниз. А его модифицированный вариант Ту-22ПД попал в музей волей случая: он участвовал в боях в Афганистане и потребовал ремонта, а когда перегоняли на 360-й авиаремонтный завод, который тут совсем поблизости, отказал один из двигателей, ремонтировать не стали и через год передали в музей дальней авиации. Стоит на рязанском поле и такой музейный экспонат, который находился в составе эскадрильи в Моздоке, а в середине 1980-х Ту-95К пригнали в Рязань для подготовки командиров кораблей.

Обитатели Дягилевского городка и прилегающих районов уже давно привыкли к взлётно-посадочному гулу, да и прочих рязанцев не удивишь внезапностью появления самолёта из-за угла. Но несмотря на будничность, немыслимое количество гостей собирает лётное шоу «Авиамикса» в свидетели свежих образцовых полётов. А экскурсантам Музея дальней авиации может повезти ещё больше и они увидят то, что в Центре боевого применения и переучивания лётного состава так же обыденно. А именно — тренировочные полёты.

Адрес музея — Дягилевский городок, улица Белякова, дом 9А. Проехать сюда можно общественным транспортом на троллейбусе №1, маршрутном такси №41 или №168 до остановки «Дягилевский военный городок». Ориентиром станет самолёт Ту-16 напротив остановки. От него полкилометра по аллее до КПП. Работает музей с понедельника по пятницу с 08.00 до 17.00 только по предварительным заявкам. Созвониться с руководителями музея можно по телефонам: (4912) 33-53-36, 8-910-503-78-58.






















Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *