Санкт-Петербург и пригороды

Пригороды Петербурга делятся на населенные пункты, входящие в городскую черту, и территориальные образования, относящиеся к Ленинградской области. От того, к какому субъекту федерации приписана конкретная территория, обычно зависит степень ее развития (пригороды, относящиеся к Петербургу, лучше обеспечены инфраструктурой), а также цена на недвижимость. Рассмотрим подробнее преимущества и недостатки жизни в разных пригородах города на Неве.

Зоны притяжения
К крупным населенным пунктам, входящим в состав Петербурга и имеющим статус «загородных» территорий, относятся Пушкин, Павловск, Ломоносов, Петродворец, Стрельна, Сестрорецк, Зеленогорск, Колпино и Кронштадт. Из областных райцентров популярны Всеволожск, Гатчина, Девяткино и Сертолово. Неплохо развит рынок недвижимости в таких областных городках, как Тосно и Никольское.

«Самым востребованным среди всех пригородов является Пушкин, не только потому, что это – город-дворец с хорошо развитой инфраструктурой и прекрасными парками, но и потому, что он имеет самое хорошее транспортное сообщение с Петербургом. Это – очень престижный пригород», – рассказал президент Санкт-Петербургской палаты недвижимости Дмитрий Щегельский. Квартиры в Царском Селе стоят в некоторых случаях даже дороже, чем в ряде районов Петербурга (например, в Красносельском, Кировском, Колпинском).

«Жилье в Пушкине чаще всего покупают его коренные жители, – продолжает Дмитрий Щегельский. – Считается, что пушкинцы – одни из самых больших патриотов своего города в России, и переезжают из одной квартирjы в другую они только в его пределах. Также Пушкин востребован у состоятельных петербуржцев, желающих переселиться из центра города поближе к природе. Особенно популярны у таких покупателей квартиры на улицах, прилегающих к дворцово-парковому ансамблю «Царское Село”».

Другой пригород Петербурга, в котором сделки купли-продажи на вторичном рынке проходят достаточно активно, – Колпино. «Жилье тут дешевое, и покупают его люди, у которых пока недостаточно средств для приобретения квартиры в городе, но далеко уезжать в область они не хотят», – поясняет директор загородного представительства агентства недвижимости «Итака» Ирина Романова.

«В последнее время застройщики активно осваивают пригороды Петербурга, в особенности Всеволожский район, – констатирует заместитель директора Консалтингового центра «Петербургской Недвижимости» Ольга Трошева. – Поэтому и предложений в последнее время там становится все больше. Так, например, доля пригородных территорий (таких как Кудрово, Всеволожск, Девяткино и др.) в общем объеме продаж жилья в городе и на близлежащих территориях возросла за год с 8,8% до 21,6%».

Из прошлого века
Наибольшее количество новых домов (последних десяти лет постройки) сконцентрировано во Всеволожске и Сестрорецке. Начинают развиваться также окрестности Петергофа, правда, основной упор пока делается на коттеджные поселки бизнес-класса и элитную недвижимость рядом с Константиновским дворцом.

Кроме того, значительный объем строящихся проектов эконом- и комфорт-класса сконцентрирован на севере, северо-востоке и востоке города, в таких зонах, как Парнас, Девяткино, Мурино и Кудрово.

«Основными плюсами строящегося жилья в пригородах является возможность приобрести квартиру комфорт-класса по достаточно умеренной цене, которая ниже, чем в аналогичных проектах в границах Петербурга, – отмечает Ольга Трошева. – Во многих новых проектах предполагается комплексное благоустройство близлежащей территории, низкая этажность жилых домов, собственная полноценная инфраструктура и прочие блага, которых могут быть лишены даже жители некоторых обжитых микрорайонов «центрального» Петербурга».

Продажа

7-комн. кв. | 239 м2 | 3/3 этаж

20 888 000 ₽

Суворовский пр., 1/8 литера А

Показать номерПродажа

3-комн. кв. | 110 м2 | 10/24 этаж

23 000 000 ₽

Московский проспект, 183

Показать номерПродажа

3-комн. кв. | 126 м2 | 2/8 этаж

29 500 000 ₽

Смольный проспект, 17

Показать номерПродажа

1-комн. кв. | 44 м2 | 5/9 этаж

800 000 ₽

Маршала Жукова проспект, 32 к.1

Показать номерПродажа

Студия | 23 м2 | 3/3 этаж

895 000 ₽

Всеволожск, Всеволожский пр-кт, 86

Показать номерПродажа

Студия | 21 м2 | 6/18 этаж

1 247 000 ₽

Мурино пос., Лаврики ш., 64к3

Показать номерПродажа

1-комн. кв. | 28 м2 | 2/2 этаж

1 400 000 ₽

Всеволожск, Октябрьский проспект, 162

Показать номерПродажа

Студия | 25 м2 | 9/15 этаж

1 600 000 ₽

Мурино, Шоссе в Лаврики (Мурино), 64 к 2

Показать номер Продажа

Студия | 22 м2 | 1/16 этаж

1 631 263 ₽

Всеволожск, Дорога Жизни ш.

Показать номер Продажа

Студия | 11 м2 | 2/4 этаж

1 650 000 ₽

Фурштатская, 50

Показать номер Продажа

3-комн. кв. | 126 м2 | 2/8 этаж

29 500 000 ₽

Смольный проспект, 17

Показать номер Продажа

1-комн. кв. | 26 м2 | 2/3 этаж

1 670 000 ₽

Хвойный, 32

Показать номер

Ценовой разбег
«На южном направлении (например в Гатчине) стоимость квартир почти в два раза меньше, чем в Петербурге, – добавляет заместитель директора агентства недвижимости «Бекар» Леонид Сандалов. – В Кировске – ниже примерно в 1,5 раза. Помимо низкой стоимости жилья, покупка недвижимости в области дает ее собственникам и некоторые другие преимущества. Например, транспортный налог там меньше».

По данным отдела исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», самым дешевым городским районом является Кронштадтский, где средняя стоимость квадратного метра в конце года составила 68 тыс. руб. За ним следует Колпинский район – 71 тыс. руб. за метр и Петродворцовый – 74 тыс. руб. за «квадрат».

Самые дорогие – Курортный и Пушкинский районы, где квадратный метр жилой площади обойдется покупателям в 78 и 81 тыс. руб. соответственно. Однако и это дешевле, чем в «центральном» Петербурге, где средняя стоимость «квадрата» по итогам года составила 87 тыс. руб.

Где дешевле?
Согласно базе БН, во Всеволожске за 650 тыс. руб. можно приобрести однокомнатную квартиру площадью 26,6 кв. м в двухэтажном деревянном доме на улице Грибоедова. До ближайшей станции метро («Ладожская») необходимо добираться 50 минут на общественном транспорте. В Гатчине купить однокомнатную квартиру (25,7 кв. м) в деревянном доме можно за 780 тыс. руб.

Ближе к городу – в поселке имени Свердлова (Всеволожский район Ленобласти) – однокомнатную квартиру площадью 31,8 кв. м в кирпичном доме можно приобрести за 1,43 млн руб. До метро «Ломоносовская» отсюда ехать 25 минут общественным транспортом.

В Тосно «однушка» площадью 32 кв. м стоит уже 1,65 млн руб.

Двухкомнатные квартиры на вторичке ва Сертолово 2,6 млн руб

В одном из наиболее дешевых городских районов – Колпинском – однокомнатные квартиры стоят от 1,7 млн руб. За эти деньги можно приобрести жилье площадью 30 кв. м в доме 504-й серии. На стоимость недвижимости в этом районе Петербурга влияет, прежде всего, близость к станции метро «Звездная» – до нее добираться 15 минут транспортом.

В Кронштадте самую доступную однокомнатную квартиру можно приобрести за 2,3 млн руб. Площадь – 36,9 кв. м, первый этаж трехэтажного дома, прошедшего капитальный ремонт. Ее окна выходят на Финский залив и базу Балтийского флота.

В Ломоносове и Петергофе квартиры стоят также от 2,3 млн руб. Сопоставимые цены держатся и в крупных городах Курортного района, таких как Белоостров и Сестрорецк.

Перспективы на расстоянии
Говоря о будущем, эксперты не сомневаются, что жилье в пригородах будет и дальше пользоваться стабильным спросом у покупателей. Наиболее популярными в ближайшие годы окажутся районы новой застройки, такие как Кудрово и Девяткино.

Также эксперты предсказывают, что в ближайшие годы девелоперы устремятся «глубже» в область и отдаленные районы Петербурга, осваивая все новые территории и предлагая покупателям еще более доступное жилье. «Если говорить о наиболее перспективных городских территориях (из тех, что пока только начинают охватывать застройщики), то это Курортный район, который получил новый импульс развития благодаря проекту намыва. Также перспективен Пушкинский район, где не так давно были приобретены под застройку земли Аграрного университета», – комментирует Ольга Трошева.

На этом фоне интерес к домам советской постройки в таких «анклавах», как Кронштадт, будет постепенно снижаться, однако и на такое жилье всегда найдется свой покупатель – «расселенцы» из коммунальных квартир, ориентированные на самое дешевое жилье, и приезжие из других регионов России и стран СНГ.

Текст: Ольга Мурашко

Пригороды Санкт-Петербурга, список которых включает в себя десятки больших с малых городов, поселков и сел, известны во всем мире. Но мало кто из петербуржцев может похвастаться, что побывал везде. А за пределами Ленинградской области многие, небось, вообще кроме Пушкина, Павловска да еще пары известных пригородов, ни о чем и не слышали. Это не упрек, просто путешествия по местным достопримечательностям у нас только-только начинают входить в моду.

Тем не менее, собрать более или менее полный список пригородов Санкт-Петербурга лично мне было очень интересно. А еще интереснее было расставлять пригороды Петербурга по популярности. Я исходил из количества запросов того или иного названия города в поисковой системе Яндекс. Результат, порой, оказывался весьма неожиданным. Так, Кронштадт, который у всех постоянно на слуху, оказался намного ниже Всеволожска. А Выборг и Гатчина по популярности опередили Петергоф (он же Петродворец).

Конечно, мой список пригородов Санкт-Петербурга включает не все, а лишь самые значимые и интересные из них. К сожалению, такие чудесные места, как Усть-Ижора, Сологубовка и даже Старая Ладога оказались явными аутсайдерами. Что ж, наш сайт для того и создан, чтобы популяризовать эти и другие интересные места среди туристов.

Пригороды Санкт-Петербурга – список:

1. Пушкин

2. Гатчина

3. Выборг

4. Петергоф

5. Тихвин

6. Павловск

7. Всеволожск

8. Ломоносов

9. Зеленогорск

10. Кронштадт

11. Сестрорецк

12. Кингиссеп

13. Кировск

14. Тосно

15. Приозерск

17. Стрельна

18. Токсово

19. Лодейное поле

20. Приморск

21. Ивангород

22. Луга

23. Подпорожье

24. Шлиссельбург

25. Старая Ладога

26. Волхов

27. Копорье

28. Усть-Ижора

29. Мга

30. Извара

31. Сологубовка

Этот список пригородов Санкт-Петербурга будет, наверное, еще пополняться, так как не везде я был, и, весьма вероятно, не про все интересные места Ленинградской области слышал. Ссылки на описания пригородов, конечно, тоже будут появляться, по мере наполнения нашего сайта.

Пригороды Санкт-Петербурга: города и районы Пригородов Санкт-Петербурга, отдых, экскурсии, заповедники, парки, музеи, церкви, достопримечательности.

Город Пушкин входит в Павловский и Пушкинский административные районы Санкт-Петербурга, расположен он в 24 км к югу от Питера на Ижорской возвышенности. Площадь трёх парков музея-заповедника «Царское Село» — 600 га, на ней находится более 100 архитектурных сооружений. Композиционный центр Царскосельского ансамбля — Екатерининский дворец.

Петергоф — город парков, дворцов и фонтанов, одна из всемирно известных загородных резиденций русских царей.

Ломоносов (Ораниенбаум) — единственный из пригородов Петербурга, который в годы Великой Отечественной войны не подвергся разрушению. Так что среди пригородных дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга дворцы-музеи города Ломоносова занимают особое место. Добраться сюда можно на электричке с Балтийского вокзала.

Гордость Павловска — одноимённый государственный музей-заповедник. Это дворцово-парковый ансамбль конца 17 — начала 19 веков, один из самых крупных пейзажных парков в Европе (площадью в 600 га) с летней резиденцией императора Павла I и его семьи.

Основные достопримечательности Гатчины — государственный музей-заповедник «Гатчина» (главное сооружение ансамбля — дворец Павла I), музей-усадьба художника П. Е. Щербова, музей-усадьба И. К. Клодницкого. Дворцово-парковый ансамбль включает Гатчинский дворец и парк — первый пейзажный парк России. В разное время здесь жили Павел I и Александр III.

Кронштадт (первоначально Кроншлот) — самый удаленный и необычный из семи пригородов Санкт-Петербурга. Расположенный на острове Котлин в Финском заливе, город на протяжении всей своей истории служил морским щитом Санкт-Петербурга и столицей Балтийского флота России.

Как позвонить

Телефонный код: 8-813-номер телефона

Гатчина: 8-271-номер телефона

Как добраться

Пушкин (Царское село). Электропоезд с Витебского вокзала до станции «Детское Село» (г. Пушкин), далее автобусы № 371 и 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село». Или — маршрутное такси или автобус № 287 от м. «Московская» до Царского Села, далее автобус № 371.

Петергоф (Петродворец). Вариант 1: электропоезда с Балтийского вокзала (м. «Балтийская») до Ораниенбаума, Нового Петергофа или Калище. Ехать нужно до Нового Петергофа. Время в пути ~45 минут. От станции до парка ходят автобусы 350, 351, 352 и 356 (пятая остановка). Вариант 2: маршрутный автобус от Балтийского вокзала до самого парка. Вариант 3: маршрутное такси № 424 от м. «Автово». Вариант 4: маршрутное такси № 224 от м. «Ленинский проспект». Вариант 5: «Метеоры» (катера) от Эрмитажа, Медного всадника (Английская набережная 4) и от «Авроры» (Петровская набережная 8); цена билета — от 780 RUB. Ходят «метеоры» лишь в тёплое время года.

Павловск. Электропоезд с Витебского вокзала до станции «Павловск» (27 км от Санкт-Петербурга, время в пути ~30 мин.) или автобус № 479 от м. «Звёздная», или маршрутные такси от м. «Московская».

Гатчина. Между Санкт-Петербургом и Гатчиной проложены две параллельные железнодорожные линии — Варшавского и Балтийского направления, с двумя станциями в Гатчине («Гатчина-Балтийская» и «Гатчина-Варшавская») на расстоянии 3 км друг от друга. Время в пути — около часа. Для посещения дворца-музея удобнее ехать до станции «Гатчина-Балтийская». Другой вариант — маршрутные такси № 18 или № 100 от м. «Московская». Маршрутка № 18 довозит до станции «Гатчина-Балтийская», а № 100 — до станции «Гатчина-Варшавская».

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Поиск авиабилетов в город Санкт-Петербург (ближайший а/п к Пригородам Санкт-Петербурга)

Развлечения и достопримечательности

Государственный музей-заповедник «Петергоф». Стоимость: Банный корпус, Большой грот, Екатерининский корпус (оплата за каждый музей) — 300 RUB, для иностранцев — 500 RUB. Большой дворец — 450 RUB, для иностранцев — 600 RUB. Вход в Нижний парк — бесплатно. Дворец «Марли», Путевой дворец Петра I (оплата за каждый музей) — 250 RUB, для иностранцев — 400 RUB. Коттедж — 300 RUB, для иностранцев — 500 RUB. Монплезир — 250 RUB, для иностранцев — 400 RUB. Особая кладовая — 300 RUB, для иностранцев — 500 RUB. Петергофский Эрмитаж — 150 RUB, для иностранцев — 250 RUB. Царицын и Ольгин павильоны — 350 RUB, для иностранцев — 550 RUB.

Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум»: Большой (Меншиковский) дворец, Дворец Петра III, Китайский дворец, павильон «Катальная горка», Японский павильон, Церковный павильон, павильон «Китайская кухня», павильон «Каменное зало».

На примере «Маяка Минска» и ЖК «Аркадия» жители белорусской столицы уже смогли понять и прочувствовать, что такое высокоплотная многоэтажная застройка. В этой связи интересен опыт окраин Санкт-Петербурга, где девелоперы с пугающей быстротой выстраивают целые города. Там много недорогого жилья, но минимум социальной инфраструктуры, не развиты транспортные связи и почти отсутствуют места приложения труда. Закономерным результатом такой градостроительной политики стали часовые пробки на выезде из районов, свалки машин во дворах, катастрофическая нехватка мест в детских садах и так далее. Прогулявшись по новым районам Петербурга, Onliner посмотрел, какими проблемами может обернуться неконтролируемая высокоплотная застройка городских окраин.

«Самый ужасный дом России»

Кудрово — в недавнем прошлом неприметная деревушка на юго-восточной окраине Санкт-Петербурга, где каких-то 10 лет назад проживало меньше 100 человек. Планы по строительству на ее месте крупного жилого массива вынашивались еще в советские времена, но влиятельные девелоперы пришли сюда только в конце 2000-х. С тех пор Кудрово аномально быстро разрослось до масштабов микрорайона, а затем и целого города. По официальным данным, сегодня здесь прописано около 20 тыс. человек, тогда как фактическая численность населения достигает 60—70 тыс., а к 2025 году, когда все дома будут достроены, Кудрово станет городом-стотысячником.

Первым жилым комплексом в Кудрово стал квартал «Новый Оккервиль», раскинувшийся на некогда живописных полях у самой границы Петербурга и Ленинградской области. ЖК неожиданно прославился в сентябре 2016 года, когда пользователи yaplakal.com обратили внимание на странную геометрию одного из жилых домов: он представляет собой сплошную стену высотой в 18—25 этажей, образующую замкнутый периметр в виде прямоугольника. Внутри этого периметра ступенями пристроены еще несколько жилых блоков высотой 10—25 этажей. Только представьте: 35 подъездов и около 2500 квартир. В один мегадом можно переселить всех обитателей небольшого города! Вот уж действительно пример того, как выжать максимум квадратных метров (и, конечно, прибыли) на ограниченной территории.

На просторах интернета ЖК «Новый Оккервиль» окрестили «самым ужасным домом России». Так ли он плох на самом деле? Выходим из метро и пешком направляемся в сторону Кудрово — массивная многоэтажная глыба видна издалека.

С внешним миром дом-крепость сообщается с помощью 11 арок, оборудованных металлическими воротами и калитками. Застройщик обещал будущим жильцам полностью закрытую от посторонних территорию. На самом же деле попасть во двор вместе с очередной проезжающей машиной не составляет особого труда. Как такового контроля доступа здесь нет, хотя в подъездах дежурят консьержи (дом все еще считается довольно-таки престижным).

Поднимаемся на последний этаж одного из подъездов и осматриваем территорию дома. Как и следовало ожидать, двор представляет собой большую парковку с вкраплениями детских площадок и пятачков газонов.

В разгар буднего дня примерно 80% парковочных мест занято, кое-где машины подпирают друг друга. Что же творится здесь по вечерам?

За счет внутренних ступенчатых секций двор разделен на четыре «колодца», минимальное расстояние между стенами которого составляет всего 45 метров. Обращенные внутрь двора окна выходят на точно такие же окна напротив. Но хуже всего то, что первые этажи весь день находятся в тени.

На сайте жилого комплекса встречается слоган «Город весь вы обойдете — места лучше не найдете!». Серьезно?

Детские площадки, как можно заметить, самые обычные. Положены по нормативу горка, качели и песочница — получите, и ничего больше! Озеленение минимальное.

Подобному нагромождению объемов нашлось бы логичное объяснение где-нибудь в странах Юго-Восточной Азии, где высокая рождаемость и дефицит земли. Но чем, кроме как желанием извлечь максимум прибыли, можно обосновать столь плотную застройку на окраине Петербурга, где еще в достатке пустырей и полей?

Вероятно, таким образом застройщик отбивает затраты на создание социальной инфраструктуры жилого комплекса. А она включает в себя школу, два детских сада, две мини-поликлиники, спорткомплекс, парк отдыха. Вместе с тем квартал уплотнили еще несколькими домами-стенами с такими же свалками машин во дворах.

Что думают о своем доме его жители — «новооккервильцы». Мы опросили несколько человек во дворе.

— Самая главная наша проблема — пробки в часы пик. Свободно выехать из района можно только после 10:00. Во дворе можно найти место до 21:00. Если вообще нет мест — на платную стоянку.

— А что, лучше жить в замшелой хрущевке? Меня не парит вид из окна, а проблемы — они везде есть.

— Дом новый, теплый. Район, в принципе, неплохой. Рядом IKEA, большой торговый центр, парк отдыха, детский сад и школа. Правда, часть младших классов в школе уже переводят на вторую смену.

Гонконг, Мумбаи… Кудрово

Выбравшись из дома-крепости, мы сосредоточились на изучении южной части Кудрово. Она поделена между несколькими застройщиками, а потому представляет собой пестрое нагромождение высоток. 18, 22, 26 этажей — такое чувство, будто каждый девелопер пытается построить максимально высокий и длинный дом, насколько ему позволяют это нормы по инсоляции.

Короткой прогулки по району достаточно, чтобы понять: местным застройщикам чужды современные подходы к организации жилой среды. Здесь нет всего того, что давно стало стандартом в Европе: малоэтажных домов, закрытых от машин дворов, террас на крышах и первых этажах, многоярусных озелененных площадок и взрослых деревьев, перевезенных из питомника. Спроектированные несколько лет назад кварталы уже захлебываются от машин, но, похоже, до этого нет дела ни застройщикам, привыкшим работать с морально устаревшими нормативами, ни выдавшим разрешения чиновникам.

Нельзя просто взять и сделать вход в подъезд в один уровень с землей. Обязательно нужны ступеньки и ржавеющие подъемники. Норматив по безбарьерной среде соблюден, а дальше можно не беспокоиться?

По странной питерской традиции все газоны во дворе (как небольшие клочки, так и пустыри размером с футбольное поле) огораживаются невысокими металлическими заборами. Оставшиеся между ними пешеходные дорожки напоминают ходы в лабиринте.

Поскольку качественное озеленение застройщики не ставят в число приоритетов, обнесенные заборами участки ценной дворовой территории остаются пустыми и тем самым попросту выключены из жизненного пространства, не работают на создание благоприятной среды.

Следов инфраструктуры для велосипедистов не замечено. Впрочем, этот недостаток компенсируется «Мегапарком» — большой зоной отдыха для жителей всего района, где есть и велодорожки, и площадки для прогулок, скейтбордистов, а зимой заливается каток.

Местами внутридворовые проезды настолько узкие, что создается впечатление, будто идешь по дну каньона.

Что это — Гонконг, Мумбаи? Нет же, деревня Кудрово Ленинградской области.

Бо́льшую часть жилых комплексов составляют студии, однокомнатные квартиры и так называемые «евродвушки» — жилье максимально компактных размеров. На одном этаже может быть по 15—16 квартир, встречаются варианты студий площадью всего 19 квадратных метров по цене в районе $33 500 по курсу. Неудивительно, что район привлекает десятки тысяч человек (в основном молодых семей), испытывающих потребность в собственном жилье.

Редкое исключение — жилой комплекс с прозрачными входными группами и дверями на уровне тротуара.

Главные проблемы Кудрово — это, конечно, не заборчики, не отсутствие деревьев и даже не сверхвысокая плотность застройки.

Район-город с населением под 70 тыс. человек оказался полностью зависим от Петербурга.

Здесь нет в достаточном количестве детских садов (сейчас не хватает 3—4 тыс. мест), нет полноценных поликлиник, все еще нет своего пожарного депо. Наконец, здесь нет рабочих мест, кроме как в многочисленных шаверменных и мелких магазинах на первых этажах жилых домов. Ведущие в Петербург дороги не справляются с нагрузкой. В час пик все четыре выезда встают в пробках, а в случае ДТП наступает дорожный коллапс.

Бывает, что в семь утра пробки образуются уже во дворах. Машины стоят или движутся со скоростью пешеходов, пешеходы лавируют по всей проезжей части, не обращая внимания на сигналы светофоров. Пассажиры выходят из автобусов и, несмотря на мороз, пешком бредут до станции метро. Чтобы понимать происходящее, достаточно посмотреть видеоролик, выложенный на YouTube в январе этого года.

Несколько лет назад известный блогер Илья Варламов назвал Кудрово очередным районом-паразитом на теле Петербурга: «Жители Кудрово пользуются инфраструктурой Питера, они ездят в Питер на работу, они нагружают питерский транспорт и так далее. И в этом самая большая проблема подобных районов… Это самые настоящие паразиты по своему устройству». Кто-то из местных разделяет эти взгляды, кто-то — нет. Кто-то пытается повлиять на ситуацию, выходя на митинги, кто-то просто тихо матерится в пробках, надеясь на чудо — что подтянется инфраструктура, в район придет метро, а деревья станут большими. И все станет как в рекламных буклетах застройщиков…

Впрочем, эти надежды не беспочвенны. Поликлиника в планах действительно есть, детские сады строятся, пожарное депо почти готово, станция метро должна появиться к 2025 году. В мае 2018-го деревня Кудрово официально стала городом. Не быстро, но этот статус поможет решить часть проблем.

Парнас: двор для машин

Подобных Кудрово спальных окраин, где плотность застройки достигает пиковых значений, на карте Петербурга и области несколько. С 2009 года на севере города, в районе Парнас, ведется реализация одного из мегапроектов — ЖК «Северная долина». В перспективе там будет жить 80 тыс. человек. Девелопер не мелочится: высота возводимых и уже сданных в эксплуатацию домов составляет 24—27 этажей.

На фото ниже — двор давно заселенного квартала. Это сплошная парковка. Сначала мы подумали, что раньше все было по-другому, а потом машины принялись захватывать детские площадки, уничтожать клумбы, дорожки и аллеи. Но нет, все так и было задумано застройщиком.

Конечно, игровые площадки, школы и детские сады в Парнасе тоже строятся (это одно из обязательств девелопера), правда, социальная инфраструктура, как обычно, отстает от жилья на несколько лет.

— С детскими садами здесь все плохо, — признается молодая мама. — Работают три, но туда не попасть, даже если ребенок в очереди с рождения. Очень много льготников, идущих вне очереди. Предлагают варианты в соседнем районе, на улице Есенина — там по 30—40 детей в группе. Мы ездим еще дальше — на общественном транспорте 40 минут, там по 20 человек в группе.

Своей полноценной поликлиники в районе нет. В 17-й детской, что в соседнем районе, три месяца ловили лор-врача, в итоге прошли обследование в платной поликлинике… Машины во дворах не мешают. На самом деле здесь есть где погулять, и зеленых зон, и детских площадок достаточно.

Мурино: многоэтажки и пустота

Мурино — еще один гипертрофированный питерский «спальник». Официально это поселок во Всеволожском районе Ленинградской области, фактически же — примыкающий к Питеру город с населением в 60 тыс. человек. Мурино — странный город. Здесь процветают фастфуд, различные пекарни, шаверменные, магазины разливного пива и прочие заведения. При этом практически нет работы. Каждое утро главный бульвар Западного Мурино превращается в стремительную людскую реку, уносящую в недра подземки десятки тысяч человек.

При взгляде на район сверху обращают на себя внимание детские сады, интегрированные в первые этажи жилых домов. Таким образом экономится и место (можно же еще один дом построить), и деньги. Детских садов, кстати, району по-прежнему не хватает. Даже если записать ребенка в очередь с самого рождения, шансов не много.

Расстояние между домами в Мурино чуть больше, чем в Кудрово. На этих пустырях можно было бы создать крутые спортивные площадки и нестандартные детские городки с полосой препятствий. Но зачем, если нормативы и так соблюдены, а квартиры все равно покупаются? Вероятно, такой логикой руководствуются девелоперы.

Не видно здесь и зачатков ландшафтного дизайна. Максимум, на что сподобились застройщики, — это прутья-саженцы, кусты и небольшие ели.

Неужели питерские строительные компании даже не пытаются экспериментировать с жилой средой? Так сложно высадить аллею взрослых деревьев, пригласить толковых архитекторов и спроектировать площадки, где хочется отдыхать, а не выть от тоски? Девушка из отдела продаж одного из девелоперов убеждает, что все эти прихоти — атрибуты дорогой недвижимости. Мол, попробуй создать двор без машин — стоимость метра резко подскочит.

К сожалению, не избежал появления высокоплотных жилых комплексов и Минск. Вместе с тем белорусская столица вовремя свернула с ошибочного пути. Несколько лет назад на высочайшем государственном уровне было принято решение сдерживать темпы строительства жилья в городе и исключить застройку пахотных земель. Внеся изменения в генплан, власти не допустили появления еще одной Каменной Горки на севере Минска и нескольких похожих районов за пределами МКАД.

Тем не менее город не отказался от освоения новых площадок. На месте аэропорта Минск-1 растет «экспериментальный многофункциональный комплекс» — новый высокоплотный район на 60 тыс. человек. А в начале 2019 года мы стали свидетелями неожиданных новаций, идущих вразрез с генпланом. В Сухарево и Новинках из состава почти священных земель сельхозназначения были исключены довольно большие участки. Чтобы не допустить просчетов в застройке этих гектаров, важно помнить о своих и чужих ошибках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *