Монастырь под Москвой

ГЛАВНОЕ

  • Все православные святыни и реликвии Москвы не счесть. Их сотни в самых разных храмах и монастырях города.
  • Главное место среди православных святынь — чудотворные образы Богоматери.
  • Главный православный храм России — Успенский собор Московского Кремля. Здесь находятся мощи святителя митрополита Петра Московского.
  • В Архангельском соборе Московского кремля находятся мощи святых Михаила и Феодора Черниговских и мощи святого князя Димитрия Донского.
  • Почитаемые святыни вы найдете в Богоявленском соборе в Елохове, Даниловском и Донском монастырях и многих других, упомянутых в этой статье храмах.
  • В московских монастырях и храмах нет информации на английском языке.

После завоевания турками Константинополя в середине XV века возникло представление о том, что Русь – это последний оплот православия, «третий Рим». Известно высказывание монаха Филофея: «два Рима пали, а четвертому не бывать». Такое понимание предназначения православной Руси стало основой русской политики в эпоху средневековья. С XVI века Москва стала резиденцией патриарха Московского и всея Руси и остается ею поныне. Поэтому именно здесь возводились самые величественные соборы и монастыри, в которых собирались самые ценные православные реликвии. Среди них одно из главных мест занимают чудотворные и почитаемые образы Богоматери, которая считается покровительницей православной России.

Построй маршрут по Москве

Святыни кремлевских соборов и Храма Василия Блаженного

Главной и самой почитаемой святыней Москвы является Успенский собор Московского Кремля. Это – главный православный храм России, он посвящен Богоматери. На протяжении веков собор был усыпальницей митрополитов и патриархов Московских и всея Руси. Здесь почивают мощи святителя митрополита Петра Московского, который перенес некогда православную митрополичью кафедру из Киева. В Успенском соборе почивают и мощи последовавших за ним святителей митрополитов Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы, Макария Московского и Филиппа, а также мощи святителя патриарха Иова (первого русского патриарха) и священномученика патриарха Гермогена. От их святых мощей происходило множество чудес и исцелений.

В Успенском соборе Московского Кремля находится посох св. митрополита Петра, древние иконы XIV-XV вв (Спас «Ярое око», икона св. Троицы, икона Успения Богородицы). Доступ ко всем святыням возможен во время нечастых богослужений, которые проводятся по благословению Патриарха. В обычное время в соборе работает музей.

В расположенном на той же Соборной площади Кремля Архангельском соборе находятся в раке мощи святых Михаила и Феодора Черниговских, а также мощи святого благоверного князя Димитрия Донского. В этом соборе традиционно упокаивались представители великокняжеского и царского дома. Среди захоронений выделяется рака с мощами святого благоверного царевича Димитрия Угличского. Трагически погибший в 1591 году сын царя Ивана Грозного был канонизирован в начале XVII века. В православной традиции он считается святым покровителем детей. В Архангельском соборе богослужения совершаются по престольным праздникам и по благословению Патриарха; в остальное время собор работает как музей.

Наверное, самым известным в мире московским храмом считается Покровский собор или храм Василия Блаженного (Красная площадь, д.2). Изначально собор был построен в знак благодарности после взятия Казани войсками Ивана Грозного в XVI веке. Второе свое название храм получил по имени святого Василия, Христа ради юродивого. Мощи его почивают в приделе Покровского собора.

Св. Василий рано принял подвиг юродства – особого пути к Богу, известного в христианстве. Скитаясь, он не имел ни крова, ни одежды. Так прожил он 72 года, пророчествуя, наставляя и исправляя людей, которые безмерно почитали его. Сам царь Иван Грозный нес его гроб к месту погребения. От мощей Василия Блаженного известно множество исцелений.

Святыни древних монастырей Москвы

Святитель Алексий также основал в Москве неподалеку от Кремля первый женский монастырь – Зачатьевский (2-й Зачатьевский пер, д. 2). Разрушенный в годы советской власти, Зачатьевский монастырь был восстановлен в XXI веке. В нем можно найти захоронения свв. Иулиании и Евпраксии – основательниц обители и сестер свт. Алексия.

Главной его святыней является икона Божией матери «Милостивая», которая считается чудотворной. К ней прибегают с молитвой в скорбях и болезнях. Эту икону можно найти в главном соборе монастыря – соборе Рождества Пресвятой Богородицы.До восстановления монастыря икона пребывала в соседнем храме Ильи Обыденного (2-й Обыденский пер., д. 6). Известно, что советское время кремлевские соборы и монастыри были закрыты и превращены в музеи, а многие и вовсе разрушены. Храм Ильи Обыденного — это ближайший к Кремлю православный собор, который продолжал работать в годы советской власти. В нем в эти годы негласно собирались святыни из разрушенных соседних монастырей и церквей. В этом храме особая, «намоленная» атмосфера. Храмовыми святынями являются икона Божией Матери «Нечаянная радость», а также частица пояса Богородицы, частицы мощей святых, в том числе св. Стефана.

В числе наиболее известных действующих московских монастырей – Покровский (ул. Таганская, д. 58). В нем находятся мощи св. Матроны Московской. С юности Матрона обладала даром пророчества, к ней прибегали за советом люди со всей округи, а позже — со всей страны. Ее земную жизнь ставят в пример большого подвига духа, сострадания, самоотречения, любви и терпения. Матрона скончалась в 1952 году, а в 1998 году были обретены ее мощи, которые ныне находятся в раке в Покровском храме монастыря. Св. Матроне молятся об удачном браке и сохранении семьи.

Самым древним московским монастырем является ставропигиальный Даниловский монастырь (Даниловский вал, д. 22). Он был основан более семи веков тому назад первым московским князем – св. князем Даниилом Московским. Именно с него началось возрождение православной Москвы на закате советского периода: в 1983 году разоренный монастырь был передан православной церкви и стал резиденцией Патриарха московского и всея Руси. В монастыре сейчас расположены отдел внешних церковных связей и Синодальная резиденция.

В этой древней обители открыты несколько храмов, старейший из которых – храм свв. Отцов семи Вселенских соборов, в котором в раке находится часть мощей самого св. князя Даниила Московского. Они были обретены в середине XVII века нетленными. В Троицком соборе находится ковчег с частицами мощей св. князя Даниила, а в Покровском храме — иконы св. князя Даниила с частицами мощей. Среди прочих святынь монастыря – частица мощей св. Николая Чудотворца, мощи приисп. Георгия, чтимая икона Божией Матери «Троеручица» и другие.

Паломникам стоит также обязательно увидеть Даниловские колокола. Эти колокола были спасены от переплавки в 1930 году американским промышленником Чарльзом Крейном, который выкупил их по цене бронзового лома и передал Гарвардскому университету. Много лет они были установлены на башне студенческого общежития Лоуэлл-хаус. В 2008 году оригинальные колокола были возвращены в Россию, а в Гарварде теперь находятся точные их копии. В монастыре проводятся экскурсионные туры с посещением колокольни и осмотром знаменитых колоколов. Также при монастыре работают паломнический центр, магазин православной литературы и гостиница «Даниловская».

Одной из прославленных православных обителей столицы является Донской монастырь (Донская пл., д.1-3). В нем в 1925 году был похоронен святой патриарх Тихон, который возглавил православную церковь в годы испытаний, терпел притеснения со стороны советских правителей и непоколебимо защищал православие. Его мощи были чудесно обретены в 1992 году и пребывают ныне в Большом соборе монастыря.

Святыней Донского монастыря является одна из самых почитаемых на Руси святынь – Донская икона Божией матери, которая считалась заступницей русских воинов. Она хранится в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, дом 10, в зале древнерусского искусства. Каждый год, в день празднования дня иконы, этот древний образ доставляется в Донской монастырь и принимает участие в торжественной службе.

Известные иконы Божией Матери в Москве

В Москве есть иконы, к которым традиционно прибегают в определенные моменты жизни. Так, например, Иверская икона Божией Матери (Воскресенский проезд, 1) считается заступницей града Москвы. Перед ней молятся, когда начинают важное трудное дело либо долгое путешествие. Ее образ можно увидеть в восстановленной в 1990-е годы часовне у Иверских (Воскресенских) ворот Красной площади.

На улице Ордынке расположен прекрасный классицистический храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, построенный архитектором О. Бове (ул. Б. Ордынка, д. 20). Главной его святыней является храмовый образ Богоматери «Всех скорбящих радость». Возле этой иконы молятся о здравии и исцелении болящих. Неподалеку, в храме Григория Неокесарийского (ул. Б. Полянка, д.29). находится ковчег с частицей мощей свт. Григория, епископа Неокесарийского. Он прославился как борец с язычеством и, по легенде, именно он записал Символ веры — основы православного учения. Известно, что в этом храме венчались родители царя Петра I царь Алексей Михайлович и царица Наталья Кирилловна. Храм украшен замечательными изразцами и считается одним из самых красивых в городе.

Икона Божией Матери «Державная» находится в Казанской церкви на территории музея-заповедника «Коломенское» (Андропова пр-т, 39). Эта икона была чудесно обретена в этой бывшей загородной царской резиденции в 1917 году. По преданию, это произошло в день, когда император Николай II отрекся от трона. На иконе Богоматерь восседает на троне в образе Царицы небесной с атрибутами царской власти – скипетром и державой. Своим обликом она словно указывает, что после отречения божьего помазанника она становится главной заступницей и покровительницей России.

;В отделе Третьяковской галереи — церкви св. Николая в Толмачах (М. Толмачевский пер, д.9) находится один из самых почитаемых образов России – икона Владимирской Божией Матери. По преданию, этот образ был написан самим св. евангелистом Лукой. В XII веке эта византийская икона была перенесена из-под Киева во Владимир св. князем Андреем Боголюбским, сыном основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. В XIV веке икона была торжественно перенесена в Москву. Долгое время с этой иконой связывали победы русского оружия над захватчиками. В Третьяковской галерее также хранится целый ряд других древних икон, в том числе знаменитая «Троица» XV века кисти Андрея Рублева.

В храме св. Троицы в Никитниках (Никитников пер, д.3) находится почитаемая икона Божией Матери «Грузинская». Она была привезена в Россию в XVII веке из Персии, и после молебна у этой иконы в Москве прекратилась ужасная эпидемия чумы. 22 августа каждый год празднуется день этой чудотворной иконы.

В храме Иконы Божией Матери Знамение (2-й Крестовский пер., д.17) хранится почитаемый список иконы, с которой на Руси с древних времен связывали многочисленные чудеса. Это образ Богоматери «Знамение». Его заступничество спасло Великий Новгород во время осады в 1170 году. Списки иконы «Знамение» широко распространены в русских храмах. В храме в Крестовском переулке находится список, датированный XVI веком. Также в храме есть чудотворный образ св. Трифона с частью мощей. Этот храм также никогда не закрывался и славится своей «намоленностью».

Одним из известнейших московских храмов является Богоявленский собор в Елохове (ул. Спартаковская, д.15), который в течение почти всего советского периода (с 1930-х гг.) был кафедральным собором русской православной церкви.

В соборе находятся чудотворная икона св. Николая и чудотворная Казанская икона Божией матери. Самой почитаемой реликвией собора являются мощи святителя митрополита Алексия. Он был московским митрополитом в переломный момент русской истории, накануне освобождения Руси от власти Золотой Орды. Алексий боролся за единство православной церкви и фактически был правителем Московской Руси в годы малолетства князя Дмитрия Донского. Его мощи открыто почивают в раке. Интересно, что перенесены они в собор были в 1947 году по личному разрешению Иосифа Сталина.

В московской церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке (Брюсов пер, д.15/2) находится чудотворная икона «Взыскание погибших». Эта икона датирована 1802 годом. Она прославилась многочисленными чудесами и исцелениями, к ней обращались те, кто был подвержен пьянству, впал в нищету, оказался в трудной жизненной ситуации. Ее почитают родители, которые молятся перед этим образом о счастье и направлении на истинный путь своих детей.

И, конечно же, при посещении Москвы невозможно обойти вниманием восстановленные храмы православной церкви. Казанский собор на Красной площади (ул. Никольская, д.3) был основан еще в XVII веке. Полностью разрушенный в 1930-е годы, он был восстановлен в своем изначальном виде в 1993 году. На его примере можно приставить себе типичное убранство и вид храма Московской Руси XVII века. В нем хранится список Казанской иконы Божией матери.

Святыни Храма Христа Спасителя и других храмов

Кафедральным храмом русской православной церкви является Храм Христа Спасителя (ул. Волхонка, д.15). Он также был восстановлен в конце XX века. Стоявший на этом месте храм, выстроенный архитектором К. Тоном в память об Отечественной войне 1812 года, был варварски взорван большевиками в 1931 году. Нынешний храм Христа Спасителя – один из крупнейших храмов в мире, он вмещает почти 10 тысяч человек. Как и изначальный храм, он обильно украшен ценными отделочными материалами и росписями. По храму можно пройти с экскурсией или подняться на смотровую площадку верхнего яруса, с которой открывается замечательный вид на центр Москвы. В Храме Христа Спасителя находятся важнейшие реликвии: мощи св. Филарета Московского и других святых, частицы Ризы Господней и Ризы Богоматери, Гвоздь Креста Господня, Смоленская икона Божией Матери, икона Рождества Христова и другие.

Храм Воскресения в Сокольниках (Сокольническая пл., д.6) стал местом на востоке столицы, куда переносили святыни из разрушавшихся в советское время церквей. Это — Иверская, Страстная, Боголюбская, Грузинская иконы Богоматери, образ св. Пантелеймона, ковчег с частицами мощей Сорока мучеников Севастийских и другие почитаемые святыни.

Святому Иоанну Воину посвящен один из красивейших храмов Москвы, (ул. Большая Якиманка, д. 46). К его заступничеству прибегают в житейских невзгодах. По легенде, храм выстроен по проекту самого императора Петра I в память о победе над шведами при Полтаве. Этот храм также не закрывался во все время существования советской власти. Его красивое убранство – пример московского барокко начала XVIII в. В алтаре храма хранится часть перста с перстнем св. великомученицы Варвары.

В Москве представлены «церковные посольства». Это подворья других православных церквей: например, Сербской (ц. Петра и Павла, Петропавловский пер., д. 4-6), подворье Православной Церкви в Америке в Москве (ц. св. Екатерины на Ордынке, ул. Большая Ордынка, д. 60/2), патриаршие подворья: Антиохийское (Архангельский пер, д. 15а,) и Александрийское (Славянская пл., д. 2) и др. В Иерусалимском патриаршем подворье (храм Воскресения Словущего, Филипповский пер, д.20) хранится десница св. Евстафия Плакиды, мученика I в. н.э., а также редкие Иерусалимская и Ахтырская иконы Богоматери.

Среди «посольств» особое место занимает Афонское подворье (ул. Гончарная, д. 6), которое расположено в храме св. Никиты за Яузой. Выстроенный в XVI-XVII веках на высоком месте над Москвой-рекой, этот храм является одним ярких из примеров московского средневекового зодчества. В храме находятся чтимые иконы св. Силуана Афонского и св. великомученика Пантелеймона с частицами мощей. К помощи св. Пантелеймона прибегают во время болезней.

Начиная с X века православная вера для народа Руси играла основополагающую роль. В каждом новом населенном пункте сначала ставилась церковь, а потом вокруг нее возникал город или деревня. В монастырях люди находили помощь и успокоение. Этим объясняется большое количество храмов и монастырей по всей территории современной России.

Москва является лидером по количеству религиозных объектов, а московские монастыри являются настоящей жемчужиной архитектуры Руси. Самым древним монастырем Москвы является Данилов мужской монастырь.

Он был основан в 1282 году московским князем Даниилом и стал первым монастырем на Руси. Младший сын Александра Невского князь Даниил был очень набожным человеком и славился своим умением усмирять конфликты и избегать кровопролития. Поэтому неудивительно, что первый на Руси монастырь был построен по его инициативе.

К сожалению, спустя 9 лет после основания монастырь был разрушен татаро-монголами, что привело к 200-летнему периоду запустения Данилова монастыря. Заново отстроен он был лишь в эпоху правления Ивана Грозного. Первый русский царь возвел каменные башни и стены вокруг монастыря, обеспечив ему безопасность и вернув былое величие.

С этих пор Данилов монастырь стал важным элементом обороны южных рубежей Москвы. Именно поэтому его не пощадила ни одна серьезная война – монастырь поджигали в Смутное время, а в 1812 году французские войска ограбили и осквернили его. В советское время на территории Данилова монастыря находился изолятор НКВД. На протяжении всей истории его много раз пытались уничтожить, но несмотря ни на что он стоит до сих пор и активно действует.

На кладбище Данилова монастыря находятся могилы многих видных деятелей русской культуры: поэт Н.М. Языков, писатель Н.В. Гоголь, музыкант Н.Г. Рубинштейн, художник В.Г. Перов и многие другие.

Любой посетитель монастыря будет приятно удивлен его ухоженной территорией, яркими клумбами и чистыми дорожками. В настоящее время на территории Данилова монастыря располагается резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, который является также настоятелем монастыря.

Каждый год в последнее воскресенье сентября в древнейшем московском монастыре начинается фестиваль русских звонов. На старинной колокольне лучшие звонари России радуют посетителей раскатистыми перезвонами и создают волшебную атмосферу вокруг.

Монастырь находится в центре Москвы недалеко от м. «Тульская».

Адрес: ул. Даниловский вал, 22

Как добраться:

Москва, ул. Даниловский вал, 22

Экскурсия «Монастыри Москвы»

Продолжительность экскурсии 4 — 5 часов

Экскурсия может быть разной — в зависимости от количества выбранных монастырей.

В суперсовременном мегаполисе можно забыть, что Москва — город древний. Поездив помонастырям, проникаешься духовным светом и другими глазами смотришь на суету большого города.

Данилов монастырь — первый в Москве, основан Святым благоверным князем Московским Даниилом в 1282 г. Князь Даниил поднял значение Москвы, начал единение русских земель вокруг будущей столицы и стал первым Великим князем Всея Руси. Данилов монастырь был важным звеном обороны на южном рубеже. В 1930 году Данилов был закрыт первым среди монастырей, а в 1983 — был первым возвращён РПЦ. На его территории — резиденция Святейшего Патриарха. Обители возвращён исторический облик, сложившийся в 17-19 веках. Главная святыня — частица мощей Св. князя Даниила. 700 (!) лет истории монастыря связаны с историей страны — об этом и экскурсия.
Новоспасский — старейшая монашеская обитель, основана в 13 веке Святым князем Даниилом. Подъезжая к монастырю, можно оценить мощный ансамбль — стены, башни, колокольня — веками это был важный оборонный пункт на берегу реки Москвы. Главный храм — Спасо-Преобра женский собор 17 в. Обитель была местом последнего упокоения бояр Романовых. В 1918 г. монастырь закрыли, святое место стало первым концлагерем, тюрьмой. В 1990 г. возвращён церкви. Сегодня действующий мужской монастырь, настоятель — Патриарх Всея Руси Алексий II. Почитаемые святыни — иконы Божией Матери «Всецарица» и Смоленская Божия Матерь. Молитвами и трудом братии восстанавливается внешний облик монастыря.
Новодевичий монастырь — самый посещаемый туристами. Ослепительно красивый ансамбль — эталон стиля «московское барокко». Обитель основана князем Василием III в начале 16 в. Инокинями здесь были женщины из царской семьи и богатых боярских родов. Именно в Новодевичьем происходили некоторые ключевые исторические события: призвание на царство Бориса Годунова, заточение царевны Софьи. Как и все монастыри, Новодевичий был закрыт к 1922 году, но в отличие от многих его собратьев в нём устроили не тюрьму, а музей. Сегодня в Новодевичьем мирно сосуществуют филиал исторического музея и женская обитель.
Богородице-Рождественский монастырь основан в 14 в. Первыми насельницами стали вдовывоинов Куликовской битвы. Монастырь стоял на древней дороге, её отрезок стали называть Рождественкой. Сегодня это одна из чудесных улиц старой Москвы в центре города. С монасты- рём связаны судьбы многих Великих князей, царей и их жён. Как и другие монастыри, Рождест — венский — место, где происходили многие исторические события. В 1922 г. обитель упразднили: в храмах и кельях поселили жильцов (коммунальные квартиры), разместили отделение милиции. В 1993 г. монастырь вернули церкви. Сохранилось 3 храма с колокольней. Прекрасно отреставриро- ваны Рождественский собор, в котором жив дух великой московской старины, и роскошная, по-московски пряничная Казанская церковь. Сам монастырь живёт полноценной церковной жизнью.
Спасо-Андронников монастырь был основан митрополитом Алексием в 14 в. На перепутье двух оживлённых дорог стоял «сторож», охраняя Москву от набегов неприятеля. В 1380 г. монахи встречали войско Дмитрия Донского, возвращавшееся с победой с Куликова поля. В начале 15 в. возвели белокаменный Спасский собор, в росписи которого участвовал инок Андрей Рублёв. Сегодня — это старейший храм Москвы. Монастырь закрыли в 1919 г.; накопленные за 6 веков иконы, церковную утварь разграбили или уничтожили. В 1960 г. здесь был открыт музей им. Андрея Рублёва — единственный в стране музей изобразительного искусства отечественного средневековья. Сегодня за монастырскими стенами гармонично сосуществуют музей и Церковь, в Спасском соборе ведутся богослужения. Внутри монастырских стен даже московский воздух кажется другим: дышится легче. Приходит чувство покоя и умиротвореняе от гармоничной красоты.
Гид-переводчик на экскурсию: 4-5 часов Русский язык: 7500 руб. Английский, немецкий, французский: 7500 руб. Итальянский, испанский: 8500 руб. Польский, чешский, болгарский: 10500 руб. Китайский, японский, сербскохорватский, венгерский, румынский, греческий, голландский, португальский, финский, шведский, норвежский, датский: 11500 руб. Арабский, турецкий, корейский, иврит: 13500 руб. Дополнительные расходы: Входные билеты (стоимость уточняйте, пожалуйста, у менеджеров при заказе экскурсии): Иностранные туристы: 450 руб. c человека. + 300 руб. (независимо от количества человек) Российские туристы (сопровождающие иностранных гостей): 450 руб. с человека Дополнительно оплачиваются входные билеты в Новодевичий монастырь. Транспорт для проведения экскурсии: При необходимости можно заказать транспорт на экскурсию Здесь можно выбрать и взять в аренду микроавтобусы с водителем, а здесь экскурсионный автобус.

Самые первые монастыри в Москве, о которых нам известно – Данилов и Богоявленский. Они появились в Москве в конце 13 века, а активное строительство монастырей в городе началось только во второй половине 14 века. В это время были возведены Андроников, Чудов, Сретенский, Рождественский, Симонов монастыри. Но большая часть всех известных монастырей в Москве была построена еще позже, в 16-17 веках.

  • Новодевичий монастырь
  • Алексеевский монастырь
  • Андреевский монастырь
  • Андроников монастырь
  • Вознесенский монастырь
  • Донской монастырь
  • Заиконоспасский монастырь
  • Зачатьевский монастырь
  • Златоустовский монастырь
  • Знаменский монастырь
  • Ивановский монастырь
  • Никитский монастырь
  • Николаевский монастырь
  • Николо-Перервинский монастырь
  • Новоспасский монастырь
  • Петровский монастырь
  • Покровский монастырь
  • Рождественский монастырь
  • Симонов монастырь
  • Скорбященский монастырь
  • Сретенский монастырь
  • Страстной монастырь
  • Чудов монастырь
  • Крутицкое подворье
  • Богоявленский монастырь
  • Данилов монастырь

С самого начала монастыри в Москве делились на две категории. На территории города существовали такие, которые предназначались исключительно для религиозных целей. На окраинах по периметру Москвы строили, так называемые, монастыри-сторожи. Эти монастыри были хорошо укреплены, имели стены, подобные крепостным, и если к городу подходил неприятель, они оказывали ему сопротивление. Конечно, если монастырь был женским, как например, Новодевичий, то на подмогу высылались солдаты. Такими же монастырями-сторожами были Андроников, Новоспасский и Симонов монастыри. Позже, когда Москва расширила свои границы, они утратили свое оборонительное назначение и приобрели новые архитектурные детали. Иногда даже те монастыри, которые никогда не имели никакого оборонительного значения, окружали себя крепостными стенами, правда, часто они служили местом заточения, как в случае с Ивановским монастырем.

На протяжении существования Москвы, монастыри в городе не только строились, но и закрывались. Об Ильинском монастыре сейчас напоминает только название улицы Ильинки. В самом первом геодезическом плане Москвы, выпущенном в 1739 году, было обозначено 28 монастырей. Несколько монастырей в Москве были закрыты во время царствования Петра I, а к концу 18 века перестали действовать Варсонофьевский, Моисеевский, Новинский и Андреевский монастыри. После войны 1812 года, оказавшей разрушительное действие на город, большинство монастырей Москвы значительно пострадали, а Георгиевский и Крестовоздвиженский были закрыты. Два женских и один мужской монастырь появились в Москве в 19 веке.

В 1917 году в границах Москвы было 15 мужских и 10 женских действующих монастырей. После Октябрьской революции, когда религию объявили «опиумом для народа», монастыри были закрыты. Часть их разрушили. Именно такая судьба была уготована Чудову и Вознесенскому монастырям, располагавшимся на территории Кремля. Исчезли и Никитский, Златоустовский и Страстной монастыри. Иногда на месте снесенных монастырей строили новые здания. В помещениях монастырских зданий, которые не были разрушены, разместились всевозможные учреждения, конторы, склады, а в некоторых случаях даже небольшие промышленные предприятия. Подобные действия не только не способствовали сохранению старинных построек, но и неизбежно вели к их обветшанию, и утрате ценных архитектурных памятников. Посчастливилось уцелеть лишь некоторым монастырям Москвы, среди которых оказались и Новодевичий, а также Донской – они были объявлены музеями и дошли до нашего времени в относительно хорошем состоянии.

Сейчас, когда положение храмов и монастырей кардинально изменилось, большая их часть была возвращена церкви. Постоянно ведутся восстановительные и реставрационные работы, которые часто инициируются общественностью.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь считается одной из наикрупнейших, знаменитых и старейших в России мужских обителей. Ее название обусловлено пещерами, которые тут есть (печоры – древнерусское наименование), они названы пещерами, Богом зданными (созданными). Преп. Иона выкопал в 1473 г. в холме из песчаника и освятил пещерный храм во имя Успения. С того времени и принято считать это датой основания обители. Святая гора – так именуют холм, где располагается и храм, и пещеры. Что характерно, так это то, что монастырь никогда не прекращал действовать и на день не замолкала молитва в обители.

1 день.

Выезд из Минска в 20:00 (Национальная Библиотека). Ночной переезд.

2 день.

Ранний приезд в г. Печоры. 06:00 — Исповедь, Ранняя Божественная литургия. Обзорная экскурсия по Псково-Печерскому монастырю, с посещением Богом зданных пещер, кельи Симеона Печерского и келий Иоанна Крестьянкина. 12:30 — обед (включен в стоимость) и заселение в паломническую гостиницу (Печоры). 14:00 — Свято-Успенский храм: беседа со старцем схиархимандритом Никоном. Ужин (включен в стоимость). 18:00 — Вечернее Богослужение.

3 день.

7:00 — Ранняя Божественная литургия. Выезд в Изборск, с посещением Словенских ключей. Переезд в Местечко Камно, с посещением Храма Георгия Победоносца (XV век) и посещение купели. Выезд в Минск примерно в 14:00, прибытие в 22:00 (ориентировочно).

* поездка состоится при наборе группы не менее 15 человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *